Введение в основы сельскохозяйственного труда Факультативный курс для 1-4 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
учебно-методический материал по теме

Степанова Нина Викторовна

Авторская рограмма курса «Введение в основы  сельскохозяйственного труда» предназначена для начальных классов сельских общеобразовательных (коррекционных) школ для детей с ограниченными возможностями здоровья, где есть  возможность более широкого ознакомления детей  с организацией сельскохозяйственного труда.

 Данный курс является:

- пропедевтическим периодом  для обучения учащихся по программам элективных курсов сельскохозяйственной направленности на второй ступени обучения; а также    является дополнением к   знаниям учащихся к урокам развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности. 

Также представляю мастер - класс по данному курсу, проведенный на областном семинаре в сентябре 2013 года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ–СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА–ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ–СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ с. ИЛИР

             Рассмотрено                                                                                         Утверждаю

  Руководитель МО                                                                                     Директор ОГСКОУ «Илирская

                                                                                                                      школа - интернат»

__________________/________________/                                                _______________О.В.Янченко

   ( подпись)                       (расшифровка подписи)                                                          (подпись)

«____»_______________20  г.                                                                 «____»______________20   г.

            Согласовано

Заместитель директора по УР

________________/________________/

           ( подпись)        (расшифровка подписи)

«____»___________________20  г.

Введение в основы  сельскохозяйственного труда

Факультативный курс

 для 1-4 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

Автор разработки:

Степанова Нина Викторовна

Илир 2013 г

Пояснительная записка

Программа курса «Введение в основы  сельскохозяйственного труда» предназначена для начальных классов сельских общеобразовательных (коррекционных) школ для детей с ограниченными возможностями здоровья, где есть  возможность более широкого ознакомления детей  с организацией сельскохозяйственного труда.

 Данный курс является:

- пропедевтическим периодом  для обучения учащихся по программам элективных курсов сельскохозяйственной направленности на второй ступени обучения; а также    является дополнением к   знаниям учащихся к урокам развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности.

         Цель курса «Введение в основы  сельскохозяйственного труда» в начальных классах – формирование    активной личности, проявляющей   желание трудиться, через  включение ребенка в трудовую деятельность с   раннего возраста, наиболее благоприятного для формирования не только трудовых умений, но и потребности в труде.

        Основные задачи, решение которых обеспечивает достижение цели:

1. дать:

- знания о понятии сельского хозяйства;

- знания о выращивании сельскохозяйственных растений, способах ухода за ними;

          2. научить:

        - выращивать сельскохозяйственные растения;

          3. воспитать:

- уважительное отношение к   труду на земле    и потребности трудиться; выработка самоконтроля,  терпения, усидчивости, сосредоточенности;

4. формировать:

- представления о важности сельскохозяйственного труда в жизни людей;    желание трудиться в одиночку, в паре, группе; умения распределять трудовые задания между собой.

Структурно программа состоит из четырех  разделов: жизнь села, осенние сельхоз работы, овощеводство, весенние сельхоз работы. В третьем и четвертом классе к разделу овощеводство   добавлен раздел цветоводство, так как знания и умения выращивания цветочных культур способствуют  расширению и обогащению практического опыта детей.

Актуальность данной программы обусловлена тем, что для  сельскохозяйственного (крестьянского) уклада жизни характерно традиционное включение ребенка в трудовую- деятельность с самого   раннего возраста, наиболее благоприятного для формирования не только трудовых умений, но и потребности в труде, уважения и любви к труду на земле.  

В настоящее время все более широкие слои общества вынуждены заниматься крестьянским трудом, увеличивается число индивидуальных сельскохозяйственных предприятий. В условиях современного сельскохозяйственного производства психологическая, нравственная ориентация на крестьянский труд должна  сочетаться с определенным объемом естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний, так как только теоретическое знание позволяет поднять сельскохозяйственный труд на более высокий современный уровень.

Изучение курса позволяет обучающимся получить систематизированное представление о сельскохозяйственном укладе жизни, о способах выращивания  овощных  и цветочных культур, правилами ухода за ними.

Содержание курса включает теорию   естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний, понятия элементов  агротехники, а также практические занятия по выращиванию, уходу за овощными и цветочными растениями (через проведение опытнической работы и наблюдений).

На изучение данной программы предусмотрено не менее 1 часа в неделю в каждом классе.

Курс «Введение в основы  сельскохозяйственного труда» направлен на формирование у учащихся активных и сознательных действий в настоящем и будущем, ориентированных на:

- сознательное участие в сельхоз работах;

-возникновение потребности и желания в выращивании овощных и цветочных растений;

- познание  радости труда, в результате которого живое растение рождается, развивается, проходит полный цикл от семени до семени.

        Приоритетными методами являются    практические работы, наблюдения. Практические работы в программе  связаны с  выполнением различных приемов обработки почвы, посева, посадки, ухода за овощами и цветами. Учитель в зависимости от материально – технической базы   школы   выбирает  объекты  для практических работ   учащихся. При этом   учитывается посильность объектов труда для учащихся в зависимости от возраста. Практическая деятельность при обучении курса включает в себя как освоение и выполнение конкретных трудовых приемов, так и  включает  учащихся в игровую и практическую деятельность, связанную с выполняемыми работами. Для каждой темы представлены возможные и наиболее целесообразные с точки зрения реализации   содержания программы  практические работы.

         Организация наблюдений за ростом и развитием растений исходит из того, что существенными моментами являются систематичность, относительная непрерывность процесса наблюдения, учет и обобщение наблюдаемых фактов.

Наблюдения условно делятся на два этапа: первый – непосредственно наблюдения за ростом и развитием растений, второй – запись результатов наблюдений

Учебные вопросы по темам курса распределяются с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся и уровня их подготовленности по другим основным образовательным программам.

Изучение программы курса в каждом классе целесообразно заканчивать подведением итогов (результатов, выводов) наблюдений и практических работ с целью выявления и закрепления полученных знаний, умений и навыков по темам программы.

Естественным логическим продолжением курса является внеурочная работа, которая включает в себя мероприятия, направленные на формирование навыков по выращиванию и уходу за сельскохозяйственными растениями, работа на пришкольном участке в летний период.

Контроль за знаниями, умениями и навыками учащихся проводится по окончанию изучения каждой темы в виде фронтального опроса, контрольных работ, практических работ, разноуровневых тестовых заданий, также проводится текущий контроль.

Во время уроков необходимо проводить физ.минутки.

Тематическое планирование

 

Разделы и темы

Количество часов по классам

 

Жизнь села

1класс

2 класс

3 класс

4 класс

2 ч

2 ч

2 ч

2 ч

Осенние сельскохозяйственные работы

7

7

7

7

Овощеводство.  

Овощеводство. Цветоводство

17

 

17

 


17


17

Весенние сельскохозяйственные работы

8

8

8

8

Итого

34

34

34

34

Учебно – тематическое планирование

1 класс

Тема урока.

Количество часов.

1 четверть (9 ч)

Жизнь села

1

 Село.

1

2

Жизнь сельских жителей.

1

Осенние сельскохозяйственные  работы

3

Сад и огород.

1

4

Осенние работы в саду и огороде.

1

5

Правила безопасного труда.

1

6

Осенние работы в огороде (практическая работа).

1

7

Сроки   уборки урожая овощных культур.

1

8

Технология  уборки урожая овощных культур.

1

9

 Подготовка к  «Празднику урожая»

1

2 четверть (7 ч)

Овощеводство  

10

Что такое овощеводство?

1

11

Понятие об урожае.

1

12

Части растений.

1

13

Плоды (фрукты, овощи).

1

14

Что мы едим (листья, корни, плоды).

1

15

Строение плода и корня.

1

16

 КВН  «Ну- ка овощи, встаньте в ряд!»

1

3 четверть (10 ч)

17

Разнообразие семян овощных культур.

1

18

Овощные витамины.

1

19

Сорта овощей.

1

20

Об огурцах.

1

21

Помидоры.

1

22

Лук и чеснок.

1

23

Выгонка лука на перо. Практическая работа.

1

24

Наблюдения за ростом лука на окне.

1

25

Игра «Найди и назови овощи».

1

26

Обобщающее занятие по теме «Овощеводство».

1

4 четверть (8 ч)

Весенние  сельскохозяйственные  работы

27

Что такое почва?

1

28

Подготовка почвы к посеву. Практическая работа.

1

29

Посадка лука. Практическая работа.  

1

30

Уход за посадками, полив. Практическая работа

1

31

Наблюдения за ростом лука на окне.

1

32

 Уход за растущими овощами, полив.  Практическая работа.

1

33

Уборка   зелени лука. Практическая работа.

1

34

Дидактическая игра «Мы – овощеводы».

1

2 класс

Тема урока.

Количество часов.

1 четверть (9 ч)

Жизнь села

1

 Что такое «сельское хозяйство»?

1

2

Понятие сельскохозяйственного труда.

1

Осенние сельскохозяйственные  работы

3

Сад,  огород.

1

4

Осенние работы в саду, огороде.

1

5

Правила безопасного труда.

1

6

Осенние работы в огороде (практическая работа).

1

7

Сроки   уборки урожая овощных  культур.

1

8

Технология  уборки урожая овощных  культур.

1

9

 Подготовка к  участию в  «Празднике урожая»

1

2 четверть (7 ч)

Овощеводство  

10

 Значение  овощеводства в жизни людей.

1

11

Профессия овощевод.

1

12

Части растений.

1

13

Разнообразие овощей.

1

14

Что мы едим (листья, корни, плоды, клубни).

1

15

Строение плода и корнеплода.

1

16

 КВН  «Мир  овощей»

1

3 четверть (10 ч)

17

Разнообразие семян овощных культур.

1

18

Отличие  семян овощных культур.

1

19

Дидактическая игра «Назови овощ  по виду семени»

1

20

Об огурцах и томатах.

1

21

Капуста.

1

22

Редис.

1

23

Понятие о почве, земледелии.

1

24

Наблюдения за ростом редиса  на окне.

1

25

Эстафета овощей.

1

26

Обобщающее занятие по теме «Овощеводство».

1

4 четверть (8 ч)

Весенние  сельскохозяйственные  работы

27

Работа овощевода весной.

1

28

Подготовка почвы к посеву семян  редиса. Практическая работа.

1

29

Посев семян редиса. Практическая работа.  

1

30

Уход за посадками, полив. Практическая работа

1

31

Наблюдения за ростом растений.

1

32

Уход за растущими овощами, полив.  Практическая работа.

1

33

Уход за растущими овощами, полив.  Практическая работа.

1

34

Обобщающее занятие по теме «Весенние сельхоз работы».

1

 

 3 класс

Тема урока.

Количество часов.

1 четверть (9 ч)

Жизнь села

1

 Что такое «сельское хозяйство»?

1

2

Занятия сельских жителей.

1

Осенние сельскохозяйственные  работы

3

Сад, огород, цветник.

1

4

Осенние работы в саду, огороде, цветнике.

1

5

Правила безопасного труда.

1

6

Осенние работы в цветнике. Практическая работа.

1

7

Сроки уборки семян цветочных культур.

1

8

Сбор семян цветочных культур. Практическая работа.  

1

9

Подготовка к  участию в  «Празднике урожая»

1

2 четверть (7 ч)

Овощеводство, цветоводство.  

10

Овощеводство, цветоводство. Профессии, связанные с выращиванием овощей, цветов.

1

11

Понятие об урожае, урожайности.

1

12

Почва и ее роль в жизни растений.

1

13

Виды почв (глинистые, чернозем)

1

14

Изучение внешних признаков почв. Практическая работа.  

1

15

Необходимые условия для роста и развития растений.

1

16

Удобрение почвы.

1

3 четверть (10 ч)

17

Подготовка тары к выращиванию рассады на окне. Практическая работа.

1

18

Подготовка почвы к посадке  семян бархатцев, огурцов.  

1

19

Правила безопасной работы.

1

20

Подготовка семян бархатцев, огурцов  к посеву.

1

21

Посев семян.

1

22

Необходимые условия для выращивания  рассады на окне.

1

23

Уход за рассадой, полив.  Практическая работа.

1

24

Уход за рассадой, полив.  Практическая работа.

1

25

Подготовка тары для пикировки рассады. Практическая работа.

1

26

 Пикировка рассады. Практическая работа.

1

4 четверть (8 ч)

Весенние  сельскохозяйственные  работы

27

Инструменты для работы в саду,  огороде, цветнике.

1

28

Правила безопасной работы.

1

29

Уход за рассадой, полив.  Практическая работа.

1

30

Рыхление почвы. Практическая работа.  

1

31

Уход за растущими овощами, полив.  Практическая работа.

1

32

Сроки высадки рассады в открытый грунт.

1

33

Подготовка почвы к высадке рассады. Практическая работа.

1

34

Высадка рассады.

1

  4 класс

Тема урока

Количество часов

1 четверть (9 ч)

Жизнь села

1

Введение. Занимательно о сельском хозяйстве (ролевая игра).

1

2

Основные направления сельского хозяйства.

1

Осенние сельскохозяйственные  работы

3

Уборка урожая овощных культур.

1

4

Правила безопасной работы.

1

5

 Подготовка урожая к хранению.

1

6

Способы осенней обработки почвы.

1

7

Осенняя обработка почвы. Практическая работа.  

1

8

Подготовка почвы к зиме.

1

9

Подготовка к «Празднику урожая»

1

2 четверть (7 ч)

Овощеводство, цветоводство.  

10

Овощные и цветочные культуры нашего края.

1

11

Необходимые условия для роста и развития растений.

1

12

Строение почвы.

1

13

Виды почвы (суглинок, чернозем, супесь).

1

14

Распознавание видов почвы. Практическое занятие.  

1

15

Виды удобрений почвы.

1

16

Подкормка растений удобрениями.

1

3 четверть ( 10 ч)

17

Подготовка тары к выращиванию рассады на окне. Практическая работа.

1

18

Подготовка почвы к посадке  семян томатов, астр

1

19

Правила безопасной работы.

1

20

Подготовка семян томатов, астр к посеву.

1

21

Посев семян.

1

22

Необходимые условия для выращивания  рассады на окне (тепло, влага, свет).

1

23

Уход за рассадой, полив.  Практическая работа.

1

24

Уход за рассадой, полив.  Практическая работа.

1

25

Подготовка тары для пикировки рассады. Практическая работа.

1

26

 Пикировка рассады. Практическая работа.

1

4 четверть ( 8 ч)

Весенние  сельскохозяйственные  работы

27

Весенние хлопоты на селе (ролевая игра).

1

28

Подготовка почвы к посеву (влагозадержание).

1

29

Полив и рыхление почвы. Практическая работа.

1

30

Подкормка рассады.  

1

31

Наблюдения за ростом рассады.

1

32

Подготовка почвы к высадке рассады.

1

33

Инструменты для весенних работ. Правила безопасной работы. Высадка рассады.

1

34

Контрольная работа по курсу «Введение в основы сельскохозяйственных знаний».

1

Примерное содержание учебной программы

1 класс

Жизнь села

Тема № 1. Село (1ч)

Что такое село?

Тема № 2. Жизнь сельских жителей (1ч)

Как живут сельские жители.

Осенние сельскохозяйственные  работы

Тема № 1. Сад и огород.(1 ч)

Что такое сад, огород.

Тема № 2. Осенние работы в саду и огороде. (1ч)

Что такое уборка урожая.

Тема № 3. Правила безопасного труда. (1ч)

Правила работы с садово – огородным инструментом (грабли).

Тема № 4. Осенние работы в огороде (практическая работа). (1ч)

Оказание помощи в уборке растительных остатков овощей.

Тема № 5.Сроки   уборки урожая овощных культур.(1ч)

Почему овощи убирают в разное время.

Тема № 6. Технология  уборки урожая овощных культур.(1ч)

Как правильно убрать урожай овощей.

Тема № 7. Подготовка к  «Празднику урожая» (1ч)

Овощеводство  

Тема № 1. Что такое овощеводство? (1ч)

Знакомство детей с  понятием «овощеводство».

Тема № 2. Понятие об урожае.  (1ч)

Что такое урожай.

Тема № 3. Части растений. (1ч)

Знакомство с частями растений (цветок, плод, листья, стебель, корень)

Тема № 4. Плоды (фрукты, овощи). (1ч)

Как появляются плоды.

Тема № 5. Что мы едим (листья, корни, плоды). (1ч)

Знакомство с частями растений, которые человек употребляет в пищу.

Тема № 6. Строение плода и корня. (1ч)

Отличия плода от корня.

Тема № 7.  КВН  «Ну- ка овощи, встаньте в ряд!»  (1ч)

Тема № 8. Разнообразие семян овощных культур.  (1ч)

Знакомство с различными семенами овощей (огурец, помидор, лук, чеснок)

Тема № 9. Овощные витамины. (1ч)

Польза употребления овощей в пищу.

Тема № 10. Сорта овощей.  (1ч)

Знакомство с многообразием овощных культур.

Тема № 11. Об огурцах.  (1ч)

Отличительные особенности огурцов.

Тема № 12. Помидоры.  (1ч)

Разнообразие сортов томатов.

Тема № 13. Лук и чеснок. (1ч)

Значение лука и чеснока в питании человека.

Тема № 14. Выгонка лука на перо. Практическая работа. (1ч)

Знакомство с технологией выгонки лука на перо.

Тема № 15. Наблюдения за ростом лука на окне.  (1ч)

Тема № 16. Игра «Найди и назови овощи».  (1ч)

Распознавание овощей по описанию.

Тема № 17. Обобщающее занятие по теме «Овощеводство».  (1ч)

Весенние  сельскохозяйственные  работы

Тема № 1. Что такое почва? (1ч)

Знакомство с понятием «почва».

Тема № 2. Подготовка почвы к посеву. Практическая работа. (1ч)

Заполнение тары подготовленной почвой.

Тема № 3. Посев лука. Практическая работа.  (1ч)

Объяснение правил   посадки лука.

Тема № 4. Уход за посадками, полив. Практическая работа(1ч)

Правила, время  полива.

Тема № 5. Наблюдения за ростом растений. (1ч)

Отслеживание изменений в росте растений.

Тема № 6. Уход за растущими овощами, полив.  Практическая работа. (1ч)

Тема № 7. Уборка   зелени лука. Практическая работа.  (1ч)

Правила, сроки  уборки зелени лука.

Тема № 8. Дидактическая игра «Мы – овощеводы».  (1ч)

Отличительные признаки разнообразия овощных культур.

Прогнозируемый результат.

Учащиеся должны знать:

-названия изучаемых предметов, части предметов.

название изученных, инструментов и приспособлений, их назначение;

-правила безопасности труда и личной гигиены при работе ручным   инвентарём;

Уметь:

-называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху).

2 класс

Жизнь села

 Тема №  1. Что такое «сельское хозяйство»? (1ч)

Уточнить представления детей о сельском хозяйстве.

Тема №  2. Понятие сельскохозяйственного труда. (1ч)

Что такое «сельскохозяйственный труд».

  Осенние сельскохозяйственные  работы

Тема № 1. Сад,  огород. (1ч)

Отличительные признаки сада, огорода.

Тема №  2. Осенние работы в саду, огороде. (1ч)

Виды работ в саду, огороде.

Тема №  3. Правила безопасного труда. (1ч)

Правила безопасности труда и личной гигиены при работе ручным   инвентарём.

Тема № 4.  Осенние работы в огороде (практическая работа). (1ч)

Разнообразие видов работ в осенний период.

Тема № 5. Сроки   уборки урожая овощных  культур. (1ч)

Почему урожай необходимо убирать в определенные сроки.

Тема №  6. Технология  уборки урожая овощных  культур. (1ч)

Правила уборки урожая.

 Тема №  7. Подготовка к  участию в  «Празднике урожая» (1ч)

 

Овощеводство  

 Тема №  1. Значение  овощеводства в жизни людей. (1ч)

Овощи – необходимые продукты питания как для людей, так и для животных.

Тема №  2. Профессия овощевод. (1ч)

Чем занимаются овощеводы.

Тема №  3. Части растений. (1ч)

Строение растения.

Тема №  4. Разнообразие овощей. (1ч)

Виды овощей(клубни, луковицы, корнеплоды)

Тема №  5. Что мы едим (листья, корни, плоды, клубни). (1ч)

Разнообразие овощей, употребляемых в пищу.

Тема №  6. Строение плода и корнеплода. (1ч)

Отличия плода и корнеплода.

 Тема №  7. КВН  «Мир  овощей» (1ч)

Тема №  8. Разнообразие семян овощных культур. (1ч)

Как размножаются овощные культуры.

Тема №  9. Отличие  семян овощных культур. (1ч)

Как можно отличить овощи по их семени.

Тема №  10 Дидактическая игра «Назови овощ  по виду семени» (1ч)

Тема №  11. Об огурцах и томатах. (1ч)

Тема №  12. Капуста. (1ч)

Разновидности капусты огородной.

Тема №  13. Редис. (1ч)

Особенности выращивания редиса.

Тема №  14. Понятие о почве, земледелии. (1ч)

Что такое почва, земледелие.

Тема №  15. Наблюдения за ростом редиса  на окне. (1ч)

Тема №  16. Эстафета овощей. (1ч)

Периоды роста овощных культур.

Тема №  17. Обобщающее занятие по теме «Овощеводство». (1ч)

 

Весенние  сельскохозяйственные  работы

Тема №  1. Работа овощевода весной. (1ч)

Работа овощевода в зависимости от сезона.

Тема №  2. Подготовка почвы к посеву семян  редиса. Практическая работа. (1ч)

Заполнение тары подготовленной почвой.

Тема №  3. Посев семян редиса. Практическая работа.  (1ч)

Правила посева редиса.

Тема № 4. Уход за посадками, полив. Практическая работа. (1ч)

Правила ухода за посадками редиса на окне.

Тема №  5. Наблюдения за ростом растений. (1ч)

Тема №  6. Уход за растущими овощами, полив.  Практическая работа. (1ч)

Тема №  7. Уход за растущими овощами, полив.  Практическая работа. (1ч)

 Тема №  8. Обобщающее занятие по теме «Весенние сельхоз работы». (1ч)

Прогнозируемый результат.

Учащиеся должны знать:

-названия и свойства изученных  предметов и их частей;

обобщающие названия изученных групп предметов.

название изученных, инструментов и приспособлений, их назначение;

-правила безопасности труда и личной гигиены при работе ручным   инвентарём;

Уметь:

-называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;

- выращивать редис на окне.

3 класс

Жизнь села

 Тема №  1 .Что такое «сельское хозяйство»?

Расширить знания детей о сельском хозяйстве.

Тема №  2. Занятия сельских жителей.

Показать разнообразие видов работ сельских жителей.

Осенние сельскохозяйственные  работы

Тема №  1. Сад, огород, цветник.

Отличия сада, огорода и цветника.

Тема №  2. Осенние работы в саду, огороде, цветнике.

Работы в саду, огороде и цветнике в зависимости от времени года.

Тема №  3. Правила безопасного труда.

Правила безопасности труда и личной гигиены при работе ручным   инвентарём

Тема №  4. Осенние работы в цветнике. Практическая работа.

Виды работ в цветнике (сбор семян, укрытие растений на зиму)

Тема №  5. Сроки уборки семян цветочных культур.

Требования к сбору семян цветочных культур.

Тема № 6. Сбор семян цветочных культур. Практическая работа.  

Как правильно собрать и сохранить семена цветочных культур.

Тема № 7. Подготовка к  участию в  «Празднике урожая»

 

Овощеводство, цветоводство.  

Тема №  1. Овощеводство, цветоводство. Профессии, связанные с

выращиванием овощей, цветов.

Профессии овощевода, цветовода, их отличительные признаки.

Тема №  2. Понятие об урожае, урожайности.

Что такое урожай, урожайность; от чего они зависят.

Тема №  3. Почва и ее роль в жизни растений.

Влияние почвы на жизнедеятельность растений.

Тема №  4. Виды почв (глинистые, чернозем)

Что такое черноземная и глинистая почва, их достоинства, недостатки, отличительные признаки.

Тема №  5. Изучение внешних признаков почв. Практическая работа.  

Отличие почв по внешним признакам.

Тема №  6. Необходимые условия для роста и развития растений.

Необходимые условия для роста и развития растений.

Тема №  7. Удобрение почвы.

Виды удобрений почвы. Значение удобрений.

Тема №   8. Подготовка тары к выращиванию рассады на окне. Практическая работа.

Виды тары, требования к ней.

Тема №  9. Подготовка почвы к посадке  семян бархатцев, огурцов.  

Заполнение тары почвой для посева.

Тема №  10 Правила безопасной работы.

Тема №  11. Подготовка семян бархатцев, огурцов  к посеву.

Как подготовить семена к посеву?

Тема №  12. Посев семян.

Правила посева семян.

Тема №  13. Необходимые условия для выращивания  рассады на окне.

Правила выращивания рассады на окне (температурный режим, освещенность)

Тема №  14. Уход за рассадой, полив.  Практическая работа.

Тема №  15. Уход за рассадой, полив.  Практическая работа.

Тема №  16 Подготовка тары для пикировки рассады. Практическая работа.

Требования к таре для пикировки.

Тема №  17.  Пикировка рассады. Практическая работа.

 Что такое пикировка рассады, требования к пикировке, правила.

Весенние  сельскохозяйственные  работы

Тема №  1. Инструменты для работы в саду,  огороде, цветнике.

Разнообразие ручного инструмента, его сходства и отличия.

Тема №   2. Правила безопасной работы.

-Правила безопасности труда и личной гигиены при работе  с  инструментами, применяемыми для работы в саду, огороде, цветнике.

Тема №  3. Уход за рассадой, полив.  Практическая работа.

Тема №  4. Рыхление почвы. Практическая работа.  

Правила рыхления почвы.

Тема №  5. Уход за растущими овощами, полив.  Практическая работа.

Тема №  6. Сроки высадки рассады в открытый грунт.

Требования к высадке рассады в грунт.

Тема №  7. Подготовка почвы к высадке рассады. Практическая работа.

Требования к почве для высадки рассады.

Тема №  8. Высадка рассады.

Условия, необходимые для высадки рассады в грунт.

Прогнозируемый результат.

Учащиеся должны знать:

-названия и свойства изученных  предметов и их частей;

- выученные правила посадки, пикировки и высадки растений в грунт.

-правила безопасности труда и личной гигиены при работе ручным   инвентарём;

Уметь:

-называть и характеризовать предметы, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;

- выполнять практические работы по уходу за рассадой

-  на основании наблюдений как можно самостоятельнее делать практические выводы.

4 класс

Жизнь села

Тема №  1.Занимательно о сельском хозяйстве (ролевая игра).

Расширить знания о жизни сельских жителей через проигрывание игровых ситуаций.

Тема №  2. Основные направления сельского хозяйства.

Направления сельского хозяйства: овощеводство, цветоводство, растениеводство.

Осенние сельскохозяйственные  работы

Тема №  1. Уборка урожая овощных культур.

Правила уборки овощных культур.

Тема №  2. Правила безопасной работы.

Правила безопасности труда и личной гигиены при работе ручным   инвентарём

Тема №  3. Подготовка урожая к хранению.

Способы подготовки урожая к хранению.

Тема №  4. Способы осенней обработки почвы.

Значение, способы обработки почвы осенью.

Тема №  5. Осенняя обработка почвы. Практическая работа.  

Уборка растительных остатков, перекопка почвы.

Тема №  6. Подготовка почвы к зиме.

Как подготовить почву к зиме.

Тема №  7. Подготовка к «Празднику урожая»

 

Овощеводство, цветоводство.  

Тема №  1. Овощные и цветочные культуры нашего края.

Разнообразие овощных и цветочных культур.

Тема №  2. Необходимые условия для роста и развития растений.

Условия для роста и развития растений: освещенность, подкормка.

Тема №  3. Строение почвы.

Знакомство со строением почвы.

Тема №  4. Виды почвы.

Виды почв и их отличительные признаки(суглинок, чернозем, супесь)

Тема №  5. Распознавание видов почвы. Практическое занятие.  

Виды почвы,

Тема №  6. Виды удобрений почвы.

Удобрения (минеральные, органические)

Тема №  7. Подкормка растений удобрениями.

Правила подкормки растений удобрениями.

Тема №  8. Подготовка тары к выращиванию рассады на окне. Практическая работа.

Виды тары, требования к ней.

Тема №  9. Подготовка почвы к посадке  семян томатов, астр

Заполнение тары подготовленной почвой.

Тема №  10. Правила безопасной работы.

Правила безопасности труда и личной гигиены при работе

Тема №  11. Подготовка семян томатов, астр к посеву.

Приемы подготовки семян к посеву (замачивание, прогрев)

Тема №  12. Посев семян.

Правила посева семян.

Тема №  13. Необходимые условия для выращивания  рассады на окне

Условия (тепло, влага, свет).

Тема №  14. Уход за рассадой, полив.  Практическая работа.

Правила ухода за рассадой на окне, правильный полив.

Тема №  15. Уход за рассадой, полив.  Практическая работа.

Тема №  16. Подготовка тары для пикировки рассады. Практическая работа.

Требования к таре, ее виды.

Тема №  17. Пикировка рассады. Практическая работа.

Правила пикировки рассады.

 

Весенние  сельскохозяйственные  работы

Тема №  1. Весенние хлопоты на селе (ролевая игра).

Расширить знания о жизни сельских жителей через проигрывание игровых ситуаций.

Тема №  2. Подготовка почвы к посеву (влагозадержание).

Как готовят почву к посеву.

Тема №  3. Полив и рыхление почвы. Практическая работа.

Требования к поливу и рыхлению почвы.

Тема №  4. Подкормка рассады.  

Виды и сроки подкормки рассады.

Тема №  5. Наблюдения за ростом рассады.

Тема №  6. Подготовка почвы к высадке рассады.

Требования к почве.

Тема №  7. Инструменты для весенних работ. Правила безопасной работы.

Правила безопасности труда и личной гигиены при работе ручным   инвентарём.

Тема №  8. Высадка рассады.

Правила высадки рассады.

Тема №  9. Контрольная работа по курсу «Введение в основы сельскохозяйственных знаний».

Контроль знаний, умений, навыков.

Прогнозируемый результат.

Учащиеся должны знать:

-названия и свойства изученных  предметов, групп предметов;

- выученные правила посадки, пикировки и высадки растений в грунт.

-правила безопасности труда и личной гигиены при работе ручным   инвентарём;

Уметь:

- называть и характеризовать предметы, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;

- выполнять практические работы по посадке, пикировке, уходу за растениями;

- на основании наблюдений   самостоятельно делать практические выводы.

Литература

Для учеников.

  1. Дмитриева Н.Я. Естествознание: 1 класс. Просвещение, 1994
  2. Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. «Живой мир» Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва –«Просвещение» 2012
  3. Шевченко С.Г., Капустина Г.М. Начальная (1-3, 1-4) школа «Природа и мы» Издательство, год: XXI век, 1997

Для учителя.

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2010
  2. Программы для общеобразовательных учреждений. Трудовое обучение в сельской школе. Сельский дом и семья. 5-9 классы. Под ред. В.А. Кальней. – М.: Просвещение, 2002.
  3. Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». Москва «Вако» 2011
  4.  Аквилева ,Г.Н. , Клепинииа ЗЛ. Наблюдения и опыты на уроках природоведения. М.: Просвещение, 1988.
  5. Кожалиева Ч.Б. Особенности содержания образования у младших умственно отсталых учащихся школьного возраста. // Дефектология. – 1995г. - №1 – с.42.
  6. Занятия по сельскохозяйственному труду в 4-7 классах. Метод. Пособие для учителя. Под ред. А.Е. Ставровского. -  М.: Просвещение, 1974
  7.  Крестинина И.А. Проблемы и социально-психологические особенности воспитанников детских домов и  школ-интернатов.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2007, № 2
  8.  Рябова Н.В. Изменения содержания обучения сельских умственно отсталых школьников.// Коррекционная педагогика, 2006, № 1
  9.  Сергеенко Н.И. Общение с природой как средство  коррекции эмоционально-волевой сферы у детей  с нарушениями развития.//Воспитание и  обучение детей с нарушениями развития, 2007, № 1


Предварительный просмотр:

Программа курса «Введение в основы  сельскохозяйственного труда» предназначена для начальных классов сельских общеобразовательных (коррекционных) школ для детей с ограниченными возможностями здоровья, где есть  возможность более широкого ознакомления детей  с организацией сельскохозяйственного труда.

 Данный курс является:

- пропедевтическим периодом  для обучения учащихся по программам элективных курсов сельскохозяйственной направленности на второй ступени обучения; а также    является дополнением к   знаниям учащихся к урокам развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности.

         Цель курса «Введение в основы  сельскохозяйственного труда» в начальных классах – формирование    активной личности, проявляющей   желание трудиться, через  включение ребенка в трудовую деятельность с   раннего возраста, наиболее благоприятного для формирования не только трудовых умений, но и потребности в труде.

        Основные задачи, решение которых обеспечивает достижение цели:

1. дать:

- знания о понятии сельского хозяйства;

- знания о выращивании сельскохозяйственных растений, способах ухода за ними;

          2. научить:

        - выращивать сельскохозяйственные растения;

          3. воспитать:

- уважительное отношение к   труду на земле    и потребности трудиться; выработка самоконтроля,  терпения, усидчивости, сосредоточенности;

4. формировать:

- представления о важности сельскохозяйственного труда в жизни людей;    желание трудиться в одиночку, в паре, группе; умения распределять трудовые задания между собой.

Структурно программа состоит из четырех  разделов: жизнь села, осенние сельхоз работы, овощеводство, весенние сельхоз работы. В третьем и четвертом классе к разделу овощеводство   добавлен раздел цветоводство, так как знания и умения выращивания цветочных культур способствуют  расширению и обогащению практического опыта детей.

Актуальность данной программы обусловлена тем, что для  сельскохозяйственного (крестьянского) уклада жизни характерно традиционное включение ребенка в трудовую- деятельность с самого   раннего возраста, наиболее благоприятного для формирования не только трудовых умений, но и потребности в труде, уважения и любви к труду на земле.  

В настоящее время все более широкие слои общества вынуждены заниматься крестьянским трудом, увеличивается число индивидуальных сельскохозяйственных предприятий. В условиях современного сельскохозяйственного производства психологическая, нравственная ориентация на крестьянский труд должна  сочетаться с определенным объемом естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний, так как только теоретическое знание позволяет поднять сельскохозяйственный труд на более высокий современный уровень.

Изучение курса позволяет обучающимся получить систематизированное представление о сельскохозяйственном укладе жизни, о способах выращивания  овощных  и цветочных культур, правилами ухода за ними.

Содержание курса включает теорию   естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний, понятия элементов  агротехники, а также практические занятия по выращиванию, уходу за овощными и цветочными растениями (через проведение опытнической работы и наблюдений).

На изучение данной программы предусмотрено не менее 1 часа в неделю в каждом классе.

Курс «Введение в основы  сельскохозяйственного труда» направлен на формирование у учащихся активных и сознательных действий в настоящем и будущем, ориентированных на:

- сознательное участие в сельхоз работах;

-возникновение потребности и желания в выращивании овощных и цветочных растений;

- познание  радости труда, в результате которого живое растение рождается, развивается, проходит полный цикл от семени до семени.

        Приоритетными методами являются    практические работы, наблюдения. Практические работы в программе  связаны с  выполнением различных приемов обработки почвы, посева, посадки, ухода за овощами и цветами. Учитель в зависимости от материально – технической базы   школы   выбирает  объекты  для практических работ   учащихся. При этом   учитывается посильность объектов труда для учащихся в зависимости от возраста. Практическая деятельность при обучении курса включает в себя как освоение и выполнение конкретных трудовых приемов, так и  включает  учащихся в игровую и практическую деятельность, связанную с выполняемыми работами. Для каждой темы представлены возможные и наиболее целесообразные с точки зрения реализации   содержания программы  практические работы.

         Организация наблюдений за ростом и развитием растений исходит из того, что существенными моментами являются систематичность, относительная непрерывность процесса наблюдения, учет и обобщение наблюдаемых фактов.

Наблюдения условно делятся на два этапа: первый – непосредственно наблюдения за ростом и развитием растений, второй – запись результатов наблюдений

Учебные вопросы по темам курса распределяются с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся и уровня их подготовленности по другим основным образовательным программам.

Изучение программы курса в каждом классе целесообразно заканчивать подведением итогов (результатов, выводов) наблюдений и практических работ с целью выявления и закрепления полученных знаний, умений и навыков по темам программы.

Естественным логическим продолжением курса является внеурочная работа, которая включает в себя мероприятия, направленные на формирование навыков по выращиванию и уходу за сельскохозяйственными растениями, работа на пришкольном участке в летний период.

Контроль за знаниями, умениями и навыками учащихся проводится по окончанию изучения каждой темы в виде фронтального опроса, контрольных работ, практических работ, разноуровневых тестовых заданий, также проводится текущий контроль.

Во время уроков необходимо проводить физ.минутки.

Тематическое планирование

 

Разделы и темы

Количество часов по классам

 

Жизнь села

1класс

2 класс

3 класс

4 класс

2 ч

2 ч

2 ч

2 ч

Осенние сельскохозяйственные работы

7

7

7

7

Овощеводство.  

Овощеводство. Цветоводство

17

 

17

 

17

17

Весенние сельскохозяйственные работы

8

8

8

8

Итого

34

34

34

34

Сейчас вашему вниманию представлю  фрагмент  занятия по представленному курсу в 3 классе.  

Тема:   «Хранение семян цветов». 

Цель: Уточнить представления детей о хранении семян цветов.

        Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении цветов и их семян.

        Воспитывать желание любоваться красотой цветов.

  1. Орг.момент.

-Здравствуйте, ребята!

На улице уже осень, а в нашем классе тепло и уютно, как летом, когда нас радуют цветы. И сегодня цветы встречают нас в классе, посмотрите, улыбнитесь друг другу, гостям. Выберите цветок, который вам понравится. На столе находятся короны с изображением цветов, оденьте их на голову, чтобы мы видели, какой цветок выбрал каждый. Найдите свое место.

(На столе учителя изображения цветов: календулы, космеи, бархатцев, петунии) в виде короны. На партах картинки цветов – дети, зайдя в класс, выбирают корону с изображением цветка, одевают на голову и садятся за парту на то место, где лежит  рисунок цветка, соответствующий изображенному на короне ребенка)

- Как называется  участок земли, где растут цветы? (клумба)  

-Чтобы цветы хорошо росли и радовали нас своей красотой,  что им необходимо?

(Слайд солнце) Посмотрите на Солнышко.

Улыбнитесь ему. Солнышко дарит нам свои теплые добрые лучи.

Протяните руки, возьмите один маленький лучик в свое сердце.

Закройте глазки, мысленно пожелайте своим одноклассникам, своему учителю и нашим гостям хорошего настроения, радости, успехов!

- Какое у вас настроение?

- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что занятие  пройдет интересно и увлекательно.

II. Подготовка к восприятию нового материала.

А) Дидактическая игра «Узнай   цветок»

- Вспомним названия   цветов, которые вы выбрали.. Я буду  рассказывать,   кто узнает, что о его цветке идет речь – тихонечко встанет.

- Большой популярностью цветок стал  пользоваться, когда установили, что блюда из него обладают диетическими и лечебными свойствами. Это не только яркий и нарядный цветок, но и прекрасная кулинарная приправа. Называют   его индийским салатом или цветным салатом.

 У него  съедобны все части растения, кроме корней. Имеет   сочные листья и цветки с приятным перечным вкусом. Богатые витамином С свежие листья и стебли придают некоторую пикантность многим блюдам. Количество витамина С     во много раз выше, чем в обычных салатных листьях. Обладает  сильными антимикробными веществами, фитонцидами.

 Мелко нарезанные молодые листья   можно заправлять сметаной или майонезом. Из этого цветка делают салаты и начинки для пирогов. Потребляют как самостоятельное блюдо. Это пикантная приправа к рыбным, мясным и к другим блюдам. В салатах листья   сочетаются с картофелем, крутыми яйцами, зеленым горошком, крапивой, хреном. Их так же используют и для бутербродов, добавляют по вкусу к салатам из зелени, цветками можно украсить холодные закуски, их фаршируют различными начинками, замораживают в кубиках льда для напитков.

 Зеленые плоды замечательны для маринада при мариновании огурцов, томатов, патиссонов, брюссельской капусты и т.д , а высушенные цветочки растирают и добавляют в супы, мясные блюда и соусы для аромата.  (слайд -настурция)

- Этот цветок  цветет очень обильно. Иногда из-за цветов не видно листвы.  Цветение может продолжаться с начала июня и до заморозков. Не сложный в выращивании. Растет на любых почвах. Есть сорта как кустовые, сплошь усыпанные цветочками, так и сорта    с длинными плетями. Имеет махровые и простые цветы самых разнообразных расцветок.  Просто находка для цветовода!!!

Выращивают   как в открытом грунте на клумбах,   так и в подвесных корзинах, кашпо, контейнерах, выставляя и вывешивая их на террассах, балконах, беседках, и т.д.  Окраска простых или махровых цветков   самая разнообразная. Семена многочисленные, очень мелкие, собраны в коробочки. (петуния-слайд) (Дети, которые выбрали петунию, встают)

- Эти удивительные цветы очень хорошо оберегают наши ягодные и овощные культуры от различных вредителей и заболеваний.  Их обязательно рассаживают    по всему саду и огороду.  Так  чтобы на каждой грядке было по несколько растений. Они как санитары огорода.

- Эти цветы –абсолютно неприхотливое растение. Мириться будут с любой почвой. Цветут   до самых морозов. Пересаживать   можно в любом возрасте , они этого абсолютно не бояться. (бархатцы -слайд)

- Происхождение названия этого цветка  окутано   тайной. Обидное название "Нечесаная барыня", уже к счастью практически не встречающееся и данное за сравнение перисто-рассеченной листвы с непослушными кудрями ленивой   красотки.  Этот простой цветок приводит в восхищение, поэты о нем слагают стихи. Послушайте стихотворение, которое нам прочитает Слава, подумайте о какой цветок воспевает поэт и почему?

 Хрупкая мечта небес осенних,

 Весной укутанная в тонкую парчу

 Волшебных грёз... Столь невесомых! Драгоценных!

 С таким искреньем красоты нежнейших чувств!!!

 Её космическая грация – прелестна!!!

 Приятен бархат лепестков! Их звёздный блеск!

 Он словно создан для сиянья чар небесных!

 Одни источники утверждают, что оно произошло от греческого  слова "kosmeo" - украшение, другие от сходства его ярких сияющих соцветий на фоне перистой листвы с сияющими на ночном небосклоне созвездиями…  

-О каком же цветке идет речь? (барыня, космос, космея)

  1. Физ. минутка (релаксация)

- Красота цветов вдохновила великого    композитора  Петра  Ильича   Чайковского и он выразил свои чувства в музыке и назвал ее  «Вальс цветов». Пока звучит музыка, тихонечко встаньте,   найдите цветок, который вы выбрали,  в классе, подойдите к нему, полюбуйтесь им. Вдохните его аромат. Потрогайте листочки.

IV.  Можно эти цветы увидеть на улице? (нет, они отцвели)

А что можно сделать, чтобы и на следующий год цветы радовали нас своей красотой? (собрать семена на посев и сохранить их)

Сообщение темы.

-На занятии узнаем, как сохранить семена цветов до весны.

 Посмотрим  школьную программу «Школа жизни»  рубрику «Полезные советы» за сентябрь месяц и -  вспомните, как мы готовили семена к хранению.

-  Как  мы готовили    семена  цветов к хранению (просушили,   очистили от мусора).

- О каком цветке не упомянули в передаче?

- Что надо сделать с семенами, чтобы их не перепутать с другими? (разложить по пакетикам и подписать название цветочных семян)

-Да, ребята, подготовленные, хорошо просушенные и очищенные семена можно разложить по пакетикам, подписать название. И уже  семена в пакетиках убрать на хранение.

- Сейчас ваша задача, выбрать семена  своего цветка. Подобрать для них пакетик с картинкой цветка. Заполнить этот пакетик семенами и положить в него название.   (пока дети работают, звучит музыка П.И. Чайковсого)

V.  Первичное закрепление.

-Чтобы узнать, правильно ли мы разложили  семена цветов для хранения,  возьмем свои пакетики, подойдем к своим цветам и посмотрим  одинаковые ли у всех семена.

-Теперь аккуратно сложим эти пакеты с семенами  для хранения в одну коробку и поставим ее в комнате в шкаф в сухое теплое помещение. Так семена могут хорошо сохраниться до следующей весны.

VI. Итог.

- Скажите, зачем нам столько времени тратить на подготовку семян цветов к хранению, если в магазине продаются уже готовые семена (показ магазинного пакетика семян). (семян очень мало, это дорого если надо много семян купить)

- Значит  мы с вами в сентябре месяце потрудились на славу. Заготовили достаточное количество семян цветов, что позволит нам весной вырастить достаточное количество рассады, чтобы украсить свой дом-школу. Также часть семян мы с удовольствием подарим нашим гостям и они будут любоваться цветами и вспоминать о нашей встрече.  (подарки гостям)

Подведение итога.

- На представленном фрагменте занятия  вы увидели,  каким образом я достигаю поставленных задач.

Главное условие успешного проведения занятий  сельскохозяйственного труда – это вовлечение в работу  всех учеников на каждом его этапе. Следует отметить, что осуществить это удается лишь в том случае, если, во-первых, занятие  достаточно оснащено  материалами и инструментами; если, во-вторых, учитель хорошо продумал содержание занятия и план его проведения; если, в-третьих, учитель избрал целесообразную форму организации труда детей на данном занятии. Хочу отметить, что дети с нетерпением ждут подобных занятий, с увлечением работают. Думаю, что такая положительная мотивация сохранится и на второй ступени обучения.

Рефлексия.

- Хочется услышать и ваше мнение. С помощью наших высказываний мы тоже поможем раскрыться цветку. лепестками которого будут смайлики, отражающие настроение присутствующих.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цель курса: формирование активной личности, проявляющей желание трудиться

Слайд 2

Основные задачи : Формирование представлений о важности сельскохозяйственного труда Расширение и обогащение практического опыта детей Воспитание уважительного отношения к труду на земле и потребности трудиться

Слайд 3

Тематическое планирование Разделы и темы Количество часов по классам Жизнь села 1 2 3 4 2 ч 2 ч 2 ч 2 ч Осенние сельскохозяйственные работы 7 7 7 7 Овощеводство. Цветоводство 17 17 17 17 Весенние сельскохозяйственные работы 8 8 8 8 Итого 34 34 34 34



Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ–СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА–ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ–СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ п. ИЛИР

             Рассмотрено                                                                                         Утверждаю

  Руководитель МО                                                                                     Директор ОГСКОУ «Илирская

                                                                                                                      школа - интернат»

__________________/________________/                                                _______________О.В.Янченко

   ( подпись)                       (расшифровка подписи)                                                          (подпись)

«____»_______________20  г.                                                                 «____»______________20   г.

            Согласовано

Заместитель директора по УР

________________/________________/

           ( подпись)        (расшифровка подписи)

«____»___________________20  г.

Ландшафтный дизайн

Элективный курс

 (для 9 класса предпрофильной подготовки)

Авторы разработки:

Степанов Юрий Георгиевич

Степанова Нина Викторовна

Илир 2011 г

Пояснительная записка

Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия "дизайнер", т.к. ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека.

Курс "Ландшафтный дизайн" направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка на примере организации работы на  школьной территории.

Цель данного курса познакомить выпускников с профессией "ландшафтный дизайнер", помочь определить их склонности и способности к деятельности в области ландшафтного дизайна.

Задачами курса являются:

-         знакомство со структурой и элементами ландшафтного дизайна;

-        формирование умений учащихся создавать композицию оформления ландшафта с учетом закономерностей дизайна;

-        развитие способностей учащихся к художественно-эстетическому творчеству.

Содержание курса направлено на знакомство с понятиями:  дизайн, ландшафт, ландшафтный дизайн, композиция, цвет, фон,  цветочно- декоративные растения; оборудования и технологии выращивания декоративно- цветочных растений, особенностей их размещения на участке, алгоритма формирования и оформления различных видов ландшафта с учетом закономерностей дизайна.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения и навыки:

-        оформлять различные виды ландшафта с учетом закономерностей дизайна;

-        применять различные растения и декоративные элементы в оформлении ландшафта.

Перечисленные умения и навыки  формируются на основе следующих знаний:

-        понятий "дизайн", композиция, цвет, фон, форма, ландшафт, цветочно-декоративные растения, газон, цветники (регулярные, пейзажные),  рабатка, клумба, партер, бордюр, миксбордер, группы, солитеры, массивы, рокарий, альпийская горка, живая изгородь, контейнерное озеленение , водоем, малые архитектурные формы, пергола, каменистый сад;

-        правил размещения и выращивания различных растений на участке; основных составных частей оформления различных видов ландшафта;

-        алгоритма создания ландшафта с учетом закономерностей дизайна.

        Форма проведения занятий:  групповая.

Проведение занятий предусматривает  теоретический курс – 21 час, практические работы- 13 часов.

Формы и методы работы:  практические занятия по овладению умениями выполнять благоустройство территории с учетом закономерностей ландшафтного дизайна, теоретические занятия (беседа, дискуссия,  рассказ, обсуждение) по изучению основ ландшафтного дизайна.

Ожидаемые результаты: учащиеся способны самостоятельно выполнить проект благоустройства территории с учетом закономерностей ландшафтного дизайна и аргументировать его составление.

Форма контроля: итоговое занятие в форме  деловой игры, в ходе которой учащиеся обсуждают выполненные проекты благоустройства школьной территории с учетом закономерностей ландшафтного дизайна.

 Учебно – тематический план

Название темы

Количество часов

Форма проведения

Образовательный продукт

всего

теория

практика

1.

Ландшафтный дизайн.

1

+

Беседа, дискуссия

2

Стили ландшафтного дизайна

1

+

Рассказ, обсуждение

3

Малые архитектурные формы

1

+

Рассказ, обсуждение

4

Элементы ландшафтного дизайна.   Подпорные стенки.

1

+

Рассказ, обсуждение

5

Элементы ландшафтного дизайна.   Бассейны.

1

+

Рассказ, обсуждение

6

Элементы ландшафтного дизайна.   Беседки.

1

+

Практическое ознакомление.

7

Вертикальное озеленение

1

+

Беседа, дискуссия

8

Элементы ландшафтного дизайна.   Решетки.

1

+

Рассказ, обсуждение

9

Пергола, как малая архитектурная форма

1

+

Беседа, дискуссия

10

Скульптура, как малая архитектурная форма

1

+

Рассказ, обсуждение

11

Газоны, их типы   и   использование.

1

+

Беседа, дискуссия

12

Газоны, уход

за ними.

1

+

Рассказ, обсуждение

13

Дорожки и тропинки в ландшафте участков

1

+

Практическое ознакомление.

14-15

Стили  цветников. Пейзажные цветники.

2

+

Рассказ, обсуждение

16-17

Стили  цветников. Регулярные  цветники.

2

+

 

Рассказ, обсуждение

18-19

Создание цветочной клумбы.

2

+

Практическое ознакомление.

20

Пейзажный  цветник  – миксбордер.

1

+

 

Рассказ, обсуждение

21-22

Альпийская горка, рокарий.

2

 

+

Практическое ознакомление.

23

Каменистый сад

1

+

Рассказ, обсуждение

24-25

Живая изгородь.

1

+

Практическое ознакомление.

26-27

Создание искусственного водоема.

2

+

Практическое ознакомление.

28

Контейнерное озеленение.

1

+

Практическое ознакомление.

29

Основные типы контейнеров.

1

+

Рассказ, обсуждение

30

Устройство подвесной корзины.  

2

+

Рассказ, обсуждение

31-32

Устройство подвесной корзины. Практическая работа

2

    +

+

Практическое ознакомление.

33-34

Деловая игра.

2

+

Защита проектов

Список литературы

1. Воронов. В.А.Ландшафтный дизайн. М., – АСТ-Астрель, 2006;

2. Кудрявцев Д.Б, Н.А.Петренко. Как вырастить цветы..-  М.- Просвещение,   1993

3. Контейнерное садоводство круглый год, Ридерз Дайджест, 2005.

4. Конышева Н. Методика трудового обучения младших школьников. –М.: Академия, 1999.

5. Любимченко С.В.Ампельные растения, Феникс, 2003.

6. Ландшафтный дизайн.- Периодический журнал.

7. Максимова.  М. , Кузьмина Н. Любимый сад для увлечений. М. – Эксмо, 2006;

8. Нехуженко Н.А. Основы ландшафтного проектирования и ландшафтной архитектуры СПб.: Нева. 2004

9. Сад своими руками. –Ежемесячный журнал.

10. Тимошин И. Цветы в вашем саду, С-П, Паритет, 2005;

11. Хессайон Д.Г. Всё о контейнерных растениях. М. «Кладезь-Букс» 2002.

12. Хейтц Х. Балконные и горшечные растения, Янтарный сказ, 2002.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА курса по кубановедению «История Кубанского казачества» (для учащихся 7-9 классов специальной коррекционной школы VIII вида)

Целью программы по кубановедению «История Кубанского казачества» является ознакомление с историей Кубанского казачества и его традициями.Особенности развития познавательной деятельности учащихся...

«Коррекционная работа по обогащению словаря исторических терминов на уроках истории с учащимися старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Проблема речевого развития является одной из важнейших как в общей, так и в специальной педагогике. Отклонения в развитии у детей с нарушением интеллекта обнаруживаются во всех проявлениях, но о...

Рабочая программа факультативного курса "Элементы физики" для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Рабочая программа факультатива "Элеметы физики" содержит основные темы из курса физики средней школы, но в более сжатой и упрощенной форме. Курс предусматривает изучение элементарных сведений, доступн...

Рабочая программа по курсу русского языка в 6 классе специальной( коррекционной) школы VIII вида.

Рабочая программа по курсу русского языка в 6 классе специальной( коррекционной) школы VIII вида....

Программа курса «Психологический практикум» для учащихся 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

Программа может быть интересна педагогам - психологам,обеспечивающим сопровождение детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предназначена для учащихся 5-9 классов. Программ...

Программа факультативных занятий для учащихся восьмых классов специальных (коррекционных) школ VIII вида «Будем беречь здоровье»

В настоящее время общепризнанным становится тот факт, что высшей ценностью для личности является самосохранительное поведение, здоровый образ жизни и формирование потребности быть здоровым. Врачи конс...