РАЗВИТИЕ КРУПНОЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, КАК БАЗИС ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ.
учебно-методический материал по теме

Калиновская Наталия Алексеевна

Развитие крупной и мелкой моторики

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ КРУПНОЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, КАК БАЗИСДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ.

Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики. Моторика – это совокупность двигательных реакций, свойственных детскому возрасту.

Нарушение интеллекта у ребенка в большинстве случаев сочетается с недостаточным развитием двигательной сферы, что отрицательно сказывается на развитии познавательной деятельности в целом.

        Развитие моторики предполагает коррекцию элементарных общих и тонких моторных способностей, которыми дети с интеллектуальными отклонениями самостоятельно овладеть не могут; исправление неправильных двигательных образцов; формирование произвольности и целенаправленности движений; развитие некоторых основных двигательных качеств.

        Общеизвестно, что базовые «схемы-движения» обеспечивают психофизиологические основы любого действия: видения, слышания, говорения, письма, чтения. С учетом этого положения одной из важных задач развития моторики является координация движений (рука-зрение, зрение-слух, рука-зрение-слух, слух-речь и др), способствующих установлению связей между умениями видеть, слышать, чувствовать, двигаться, говорить.

        Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследования показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика – основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь).

        Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

        Упражнения для пальцев рук, по утверждению психологов, развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка.

        У детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдается замедленное развитие двигательной сферы уже с младенческого возраста. Они гораздо позднее своих сверстников начинают тянуться к висящей перед ними игрушке, сидеть, стоять, передвигаться в пространстве. Движения зачастую неловки, плохо координированы, чрезмерно замедленны или, напротив, импульсивны (Н.П. Вайзман, В.М.Мозговой и др.)

        Особую сложность для таких детей, вследствие существенных отклонений у них в развитии тонкой моторики, представляет застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование ботинок, т.е. так называемые навыки самообслуживания.

        Детям с интеллектуальной недостаточностью свойственны значительное запаздывание и недостатки формирования предметных действий и связанных с ними произвольных движений. Такой темп развития существенно снижает возможности ребенка при ознакомлении с окружающим предметным миром.

        В то же время практика работы подтверждает, что, овладевая движениями, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развиваются мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. В процессе двигательной активности в коре головного мозга у ребенка быстрее устанавливаются условно-рефлекторные связи, а значит, интенсивнее происходит его всестороннее развитие.

        Тонкая моторика является составной частью моторных способностей человека. Под термином «тонкая моторика» понимаются высокодифференцированные точные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях - это движения пальцев руки и органов артикуляционного аппарата. Тонкую моторику необходимо развивать на основе общей моторики, в системе параллельного формирования всех видов моторных способностей.

        Развитие моторики влияет на развитие других систем. В частности, многочисленными исследованиями (Г.А.Каше, Т.Б.Филичева, В.В.Цвынтарный и др.) доказана зависимость развития речи от степени сформированности тонких движений рук. Учеными Института физиологии детей и подростков Академии педагогических наук (Е.Н.Исенина, М.М.Кольцова и др.) подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики.

        Незрелость в развитии моторных функций проявляется в скованности, неловкости движений пальцев и кистей рук; движения недостаточно четки и координированы.

        Следствием органического поражения головного мозга является дефицит в развитии сложнокоординированных графических движений руки, что значительно затрудняет овладение детьми с интеллектуальной недостаточностью базисными движениями, необходимыми для формирования навыка письма. Изменение мышечного тонуса обусловливает утомляемость кистей рук, из-за чего ребенок не может длительное время удерживать карандаш или ручку. Недостаточность деятельности нервной системы делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности. Указанные нарушения обычно сочетаются с расстройствами зрительно-двигательной координации.

        Развитие ручной моторики является основой формирования графических навыков. Каждое коррекционное занятие должно сопровождаться специальной пальчиковой гимнастикой, сочетающей развитие всех пальцев руки и движений кисти руки трех видов: на сжатие, растяжение и расслабление.

Гимнастику следует проводить не менее двух раз по 2-3 мин на каждом коррекционном занятии; допустимо проведение коррекционных занятий (особенно в первом классе), полностью посвященных развитию мелкой моторики и обучению пользованию письменными принадлежностями. Все упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в медленном темпе, 5-7 раз, с хорошей амплитудой движения; каждой рукой отдельно, поочередно или вместе – это зависит от направленности упражнения. Изначально даются однотипные и одновременные движения, направленные на развитие согласованности и координации движений, и лишь по мере их освоения включаются более сложные – разнотипные движения.

Основная цель такой работы не механическая тренировка движений руки, а систематическое обучение детей новым двигательным тонко координированным действиям.

Игры и упражнениядля развития общей моторики

Упражнения с элементами основных движений: ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, прыжки, метание.

Ребенку предлагается выполнить в игровой форме следующие упражнения:

  • бросить мяч вверх и поймать двумя руками, одной рукой;
  • ударить мяч о стену и поймать его двумя руками, одной рукой;
  • подбрасывать вверх воздушный шар, стараясь как можно дольше удержать его в воздухе;
  • пройти по начерченной на полу линии;
  • попрыгать попеременно на одной ноге, на другой;
  • попрыгать на двух ногах, продвигаясь вперед;
  • повернугься туловищем направо и налево;
  • подлезть под натянутой веревочкой;
  • «бег» на коленках (четвереньках);
  • игры типа «Тир»: попадание в цель различными предметами (мячом, стрелами, кольцами).

Игры и упражнения для развития мелкой моторики

• Упражнения на развитие статической координации движений.

«Гнездо» — пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней.

«Фонарики» — руки поднять вверх, кисти рук опустить,

опущенные пальцы раздвинуть, тянуть вниз, имитируя форму

фонарика.

«Буквы» — изобразить руками буквы О, JI, М, П, Т и др.

«Замок» — соединить пальцы обеих рук в замок, на слова чнк-чик» (поворот ключа) разъединить.

«Олень здоровается» — скрещенные руки поднять вверх, пальцы широко раздвинуть, головой и руками делать легкие полунаклоны вперед.

  • Упражнения на развитие динамической координации движений.

«Пальчики здороваются» — на счет 1, 2, 3, 4, 5 соединяются кончики пальцев обеих рук — большой с большим II т. д.

«Пальцеход» — на плотном ковролине нашито 20 пуговиц по 10 в 2 ряда. Ребенок нажимает указательными пальцами обеих рук на пуговицы, имитируя ходьбу.

«Соревнования по бегу» — средний и указательный пальцы правой, затем левой, далее обеих рук изображают ноги бегунов (на столе).

«Необычное животное» — показать, как передвигается животное, у которого пять ног, по столу (сначала правой, а затем левой рукой).

«Посчитай-ка» — сжать руку в кулачок, считать пальцы, разгибая их (сначала на правой руке, затем на левой).

« Командир» — сжать руку в кулачок, разжимать пальцы по одному со счетом: «Ты командир, а твои пальчики — солдаты. Командуй: раз, два, три...»

  • Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость.

«Кулак — ладонь» — поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе. Выполнение обеими руками может быть одновременное или разновременное (одна кисть руки сжата, другая выпрямлена, и наоборот).

«Кулак — ребро — ладонь» — поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе.

« Сжимание и разжимание кистей рук» — поочередное выполнение движений обеими руками одновременно, затем обеими руками, но разновременно (одна кисть руки сжата, другая выпрямлена, и наоборот).

«Кольцо — зайчик» — переходы из одной статической позы в другую; выполняются поочередно каждой рукой, а затем обеими руками вместе.

«Барабанщик» — один ребенок барабанит всеми пальцами обеих рук по столу, отстукивая ритм, другой повторяет.

  • Упражнения на развитие координированных графических движений.

«Трудные виражи» — на одном конце дорожки нарисована машинка, на другом — домик или гараж. Педагог говорит: «Ты — водитель и тебе надо проехать на своей машинке к дому. Дорога, по которой ты поедешь, не простая. Будь внимателен и осторожен».

Ребенок должен, не отрывая руки, карандашом «проехать» по изгибам простых дорожек, а когда он освоится, ему можно предложить и более сложные варианты дорог.

  • Упражнения с предметами:

составление контуров предметов из палочек сначала более крупных размеров, а затем более мелких (стол, дом, треугольник, машина);

составление цепочки из 6—10 и более канцелярских скрепок разного цвета с соблюдением очередности цветов;

  • вырезание из бумаги какой-либо фигуры правой и левой рукой;
  • нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин, а на нитку с иголкой мелких бусин, бисера;
  • сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор крупы (пшено, гречка, рис);
  • застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;
  • завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек;
  • доставание бусин ложкой из стакана;

складывание мелких деталей (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр;

продевание нитки в иголку; стирание ластиком нарисованных предметов; капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки; надевание и снимание колечка (массаж пальца); втыкание канцелярских кнопок в деревянный брусок;

  • комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь пальцами только одной руки);
  • прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке;
  • перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу и обратно;
  • нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне», наполненном горохом и фасолью в пластиковых ведрах или тазиках;

катание мячей-ежиков (с шипами).

Шнуровка-флексик «Чудо-пуговица» — пришивание пуговиц и сшивание материалов различными видами швов.

«Рамки с застежками».

Материал: рамка, обтянутая тканью из двух половинок, к каждой из которых пришито по 5 тесемок (тесемки одной половинки отличаются по цвету от тесемок другой).

Ребенку предлагается завязывать и развязывать банты, соединяя две половинки ткани.

Варианты:

можно использовать рамки с разными застежками: большие и маленькие пуговицы, кнопки, петли, застежки из ремешков и др.

Формообразующие движения (работа с пластилином) — скатывание колбасок, скатывание под углом, скатывание округлых форм, прищипывание, вдавливание, сглаживание.

Игры

-Оркестр» — одни дети имитируют игру на разных музыкальных инструментах (пианино, барабан, гитара, труба, баян и др.), другие дети отгадывают, кто на чем играет. Затем меняются местами.

•• Работники» — дети по очереди изображают работу с каким-то инструментом или орудием труда (ножницами, молотком, кусачками, топором, пилой, лопатой, граблями и др.).

Поймай рыбку» — ребенок удочкой с крючком пытается подцепить пластмассовых рыбок со специальным отверстием.

• Упражнения для расслабления рук.

Массаж подушечек пальцев рук и фаланг пальцев (от ногтевых фаланг к основаниям пальцев), потягивание сцепленных пальцев в противоположные стороны с речевым стихотворным сопровождением, так как стихи, сопровождающие упражнения, это та основа, на которой формируется чувство ритма.

Имитационные движения для кистей рук:

- мытье рук перед едой

- стряхивание воды с кисти

- полоскание белья

- надевание перчаток

- поглаживание кошки

- пальчики танцуют

Упражнения педагог может придумать сам, проявив творчество.

Формирование правильного произношения звуков

            Речь, как любая другая психическая функция, развивается в процессе жизни человека.
           
Природа дает человеку инструмент для овладения различными умениями и навыками, заставляя оправдывать свое высокое предназначение через упорный труд. Едва появившись на свет, ребенок жадно впитывает информацию, поступающую из окружающего его мира…

Речь начинает формироваться тогда, когда головной мозг ребенка готов к восприятию и усвоению речевых сигналов, которые подают ему окружающие.

Для того чтобы усвоение и развитие речи шло поступательно, ребенок должен обладать полноценным физическим слухом и зрением, и, конечно же, достаточно развитым артикуляционным аппаратом.

При наличии вышеперечисленных факторов решающим является создание полноценной речевой среды, не только дающей ребенку образец для подражания, но и формирующей потребность пользоваться речью как основным способом общения.

Важную роль в формировании правильного произношения звуков, играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба).

        Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика.

Указания к проведению артикуляционной гимнастики

Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребенка;

на одном занятии не следует давать больше двух-трех упражнений, а к последующим упражнениям надо переходить лишь после того, как будут усвоены предыдущие;

все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения (ребенок сидит спокойно, плечи не поднимаются, пальцы рук не напряжены и не двигаются);

некоторые упражнения выполняются под счет, который ведет взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ, языка;

при затруднениях в выполнении упражнений надо вернуться к более простому, уже отработанному материалу;

выполнять все упражнения надо поэтапно, в последовательности, указанной логопедом;

инструкции следует давать дробно, например: «Улыбнись; покажи зубы; приоткрой рот; подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами; постучи в бугорки кончиком языка со звуком [д-д-д]». Проверять выполнение ребенком упражнения следует также поэтапно. Это дает возможность определить, что именно затрудняет ребенка, и отработать с ним данное движение;

Если логопед поставил ребенку звуки, надо их постепенно вводить в речь, т. е. учить правильно употреблять звук в слогах, словах, а затем во фразовой речи.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее проводить в начале занятия, в течение трех - пяти минут.

При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от более простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме.

Ежедневно выполняются 2-3 упражнения, причем новым может быть только одно, второе дается для повторения и закрепления. Если же дети выполняют какое-то упражнение недостаточно хорошо, воспитатель не дает новых упражнений, а отрабатывает старый материал. Для его закрепления он придумывает новые игровые приемы.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном положении. Дети сидят за столами или полукругом перед воспитателем. Сажать детей надо так, чтобы они все видели лицо воспитателя, которое должно быть хорошо освещено.

Артикуляционную гимнастику можно проводить только видя, как выполняет упражнение каждый ребенок. Воспитатель организует работу следующим образом:

а)        рассказывает о новом упражнении, используя игровые приемы;

б)        показывает его выполнение;

в)        упражнение выполняют все дети;

г)        воспитатель проверяет правильность выполнения по подгруппам (не более пяти человек).

Сначала при выполнении детьми упражнений может наблюдаться напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками, поэтому подход воспитателя должен быть индивидуальным. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно. Надо показать ребенку его достижения.

Губы

Упражнение «Заборчик»

Сомкнуть губы и широко улыбнуться, показав верхние и нижние зубы. Удержать положение под счет от 1 до 5.

Выполнить упражнение «Заборчик» и раскрыть рот, сохраняя положение улыбки. Удержать под счет от 1 до 5.

Упражнение «Кролик»

Зубы сомкнуты. Научиться удерживать поднятую вверх верхнюю губу, показав верхние зубы, как кролик.

Научиться удерживать опущенную вниз нижнюю губу так, чтобы показать нижние зубы.

Упражнение «Улыбка-колесо»

Сначала улыбнуться широко, затем вытянуть губы вперед, окружив их колесом, при этом произносим звуки [и] – на улыбке, [о] – как колесо.

Сначала радостно и громко – [иии – ооо], затем беззвучно – [иии – ооо].

Упражнение «Улыбка-хоботок»

Улыбнуться широко, затем вытянуть губы вперед трубочкой, как хоботок у слона, при этом произносим звуки [иии] – на улыбке, [ууу] – представляя хоботок.

Упражнение «Арбуз»

Широко открыть рот, как при произнесении звука [а]. Кончик языка находится у нижних зубов. Удержать это положение под счет от 1 до 5.

Упражнение «Замочек»

Смыкание и размыкание губ, как будто замочек закрывается и открывается.

Упражнение «Оскал»

Показать верхние и нижние зубы, подняв верхнюю губу вверх, а нижнюю оттянув вниз. Чередование движений: смыкание – размыкание губ с последующим оскалом.

Упражнение «Надуем и хлопнем шарик»

Надуть щеки, удержать воздух, затем с силой вытолкнуть воздух наружу.

Упражнение «Лошадка»

Пофыркать, как лошадка, заставив струей выдыхаемого воздуха вибрировать расслабленные губы.

Дыхательные мышцы

Упражнение «Подуй, чтобы засвистело».

Пузырек с узким горлышком держим под нижней губой ребенка и просим его подуть, посвистеть губами. Пузырек держим именно под губой, как палец, когда мы жестом показываем: «Тихо, т-с-с». Возможно, сразу или некоторое время спустя ребенок сможет сам правильно держать пузырек. Если воздушная струя не распыляется, а сужена и направлена вниз, то пузырек будет свистеть, как свисток.

Упражнение «Подуй, чтобы улетело».

Легкое перышко, ватку, снежинку, листик и т. д. кладем на ладошку (свою или ребенка) и просим его подуть так, чтобы ватка улетела, но дуть не губами, а с широкого языка, который лежит на нижней губе.

Струя воздуха должна идти вниз, поэтому предмет, на который направлена воздушная струя, должен располагаться перед ребенком на уровне подбородка.

Если струя достаточно сильная и направлена на язык, то ватка улетит. Упражнение может не получиться, если ребенок дышит, а не дует на язык

Язык

«Лопатка» («блинчик»)

Попросите ребенка представить себе язычок широким, как лопатка или как блинчик на сковородке.

Широкий язык спокойно лежит на нижней губе. Нужно удержать его под счет от 1 до 5. Если не получается, надо выполнить упражнение «Наказать язычок».

«Язычок спрятался»

Из положения «широкий язык на нижней губе» убрать язык в рот, уперев кончик языка в нижние зубы. Удержать язык в этом положении под счет от 1 до 5.

«Жало»

Сделать язык узким, заострить кончик языка и тянуть язык к зеркалу, как жало.

«Желобок»

положить широкий язык на нижнюю губу и воспроизвести желобок, поднять вверх боковые края языка.

«Кошка сердится»

Рот широко открыт, кончик языка упирается в нижние зубы. Поднять спинку языка к верхним зубкам, прижать и удерживать под счет от 1 до 5.

«Проворный язычок»

Просовывание широкого языка сквозь сомкнутые зубы.

«Покусаем язычок»

Покусывание языка с продвижением от кончика к спинке и обратно.

«Наказать язычок»

Похлопывание языка губами, сопровождаемое произношением слогов пя-пя-пя или мя-мя-мя.

«Часики»

Перемещать кончик языка в правый угол рта, в левый. При этом сохранять положение губ в улыбке и следить, чтобы язык перемещался между губами, а не по нижней губе.

«Качели»

Широко раскрыть рот, поднять кончик языка вверх, за верхние зубы, опустить к нижним. Выполнять под счет: раз-два или под команду вверх-вниз.

«Чашечка»

Выполнить упражнение «лопатка», поднять вверх кончик и боковые края языка так, чтобы получилась «чашечка». Удержать под счет от 1 до 5.

«Вкусное варенье»

Выполнить упражнение «Чашечка». широким кончиком языка обнять верхнюю губу и, не отрывая языка от губы, занести кончик языка в рот, как бы слизывая с губы варенье.

«Подуй на челку»

Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и подуть на челку, как будто ветерок повеял.

«Сдуй с носа ватку»

Из положения языка на верхней губе сдуть с кончика носа легкую ватку или пушинку.

«Дотронься язычком»

Рот широко открыт. кончиком языка прикасаемся к нижней губе, затем к верхней.

«Нарисуй круг»

Рот широко открыт, кончиком суженного языка совершаем круговые движения по поверхности верхней и нижней губы вправо и влево.

«Посчитай зубы»

«Пересчитываем» зубы, упираясь кончиком суженного языка в каждый.

«Индюк»

Рот широко открыт. Широким кончиком языка производим движения по верхней губе вперед, назад, не отрывая язык от губы. Сначала движения беззвучные, потом подаем голос и подражаем индюку: «бла-бла-бла».

«Чистим зубы»

Рот широко открыт. Кончиком языка «чистим» зубы верхние, потом нижние, двигая языком вправо-влево, изнутри и снаружи.

«Маляр»

Рот широко открыт. Кончиком языка от верхних зубов к мягкому небу и обратно делаем медленные движения, как будто кисточкой красим потолок.

«Цоканье»

Губы в улыбке, рот открыт, поднимаем язык к нёбу и щелкаем языком, присасывая кончик языка к нёбу и резко отрывая его.

«Грибок»

Присосать язык к нёбу и медленно открыть рот пошире, чтобы язык стал похож на гриб.

Удержать под счет, резко оторвать язык от нёба.

«Гармошка»

Присосать язык к нёбу, медленно открывая рот пошире и прикрывая (будто играет гармошка). удерживать язык приклеенным к нёбу.

«Дятел»

Широко открыть рот, поднять язык вверх, прижав боковые края языка к коренным зубам. Удерживая язык в таком положении, кончиком языка стучать в бугорки за верхними зубами (альвеолы): д-д-д.

«Пулемет»

Выполнять упражнение «дятел», постепенно убыстряя темп движений, будто строчит пулемёт.

«Почесать бугорочки»

с силой задувая на кончик языка, «чесать бугорочки» за верхними зубами, двигая языком вперед-назад.

«Ветерок подул»

Просунуть широкий язык между губами и с силой подуть на кончик языка, заставив вибрировать и язык, и губы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию крупной и мелкой моторики «Вышли пальчики гулять» Конспект занятия на тему «Лето»

Данная программа рассчитана для детей от 2-х лет. Ее можно проводить как индивидуально, так и с подгруппой и группой. Рекомендованное количество детей -  6-7 человек....

Программа по развитию крупной и мелкой моторики «Вышли пальчики гулять» Конспект занятия на тему "Осень"

Данная программа рассчитана для детей от 2-х лет. Ее можно проводить как индивидуально, так и с подгруппой и группой. Рекомендованное количество детей -  6-7 человек....

Развитие психических функций у детей с интеллектуальной недостаточностью в процессе игровой деятельности

Система обучения игре детей с интеллектуальной недостаточностью строится на признании того, что игра является самым действенным средством коррекции психофизического развития детей с интеллектуал...

Развитие речи и высших психических функций у детей дошкольного возраста.

Выступление перед родителями будущих первоклассников....

Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.

Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....

Коррекция высших психических функций у детей с нарушением интеллекта на уроках «Игра, игротерапия» и «Развития психомоторики и сенсорных процессов».

Коррекция высших психических функций у детей с нарушением интеллекта на уроках «Игра, игротерапия» и «Развития психомоторики и сенсорных процессов»....

Особенности развития высших психических функций у детей с РАС

Особенности развития высших психических функций у детей с РАС...