Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.
рабочая программа по теме

Бердникова Ирина Валерьевна

Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc109.5 КБ
Файл planirovanie_k_rabochey_programme.docx28.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №6 комбинированного вида  Выборгского района Санкт-Петербурга.

                                                             ПРИНЯТО

                                                             педагогическим советом

                                                             ГБДОУ детский сад №6

                                                             Выборгского района Санкт-Петербурга

                                                              протокол № ______ от ______

                                                             

                                                             УТВЕРЖДАЮ

                                                             Заведующий ГБДОУ детский сад № 6

                                                               _____________( ____________________)

   

                                                                                                    приказ № _______ от _________

Рабочая программа учителя-дефектолога Бердниковой И. В. по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций    для   детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.

Санкт-Петербург

2014

I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

Пояснительная записка

Рабочая программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи.  

Исходной теоретической и методологической основой программы являются положения, разработанные в отечественной специальной педагогике и психологии Л.С.Выготским (о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребёнка), П.Я. Гальпериным (о поэтапном формировании умственных действий) и др.  

Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую создание оптимальных условий для развития познавательной, эмоционально-волевой сферы, речевого развития, развития позитивных качеств личности  ребенка.

Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.

        Задержка психического развития представляет собой общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и не равномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей ЗПР. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки.  У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко  схематичны,  расчленены, и даже  ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности.

        Речевое развитие также имеет ряд особенностей. Недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти. Значительно отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая стороны речи.

        Дети с ЗПР испытывают трудности ориентировании во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

        

      Основными нормативными документами при проектировании образовательной программы являются:

-   Федеральный государственный стандарт дошкольного образования;

-   Нормативы наполняемости групп в дошкольных учреждениях;

-   Федеральный закон «Об образовании»;

-  Концепция дошкольного воспитания

-  Положение о дошкольном образовательном учреждении;

-  Конвенция о правах ребенка;

-  Образовательная программа ДОУ;

- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веркасы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, М., 2014г.

- Программа подготовки к школе детей с ЗПР С.Г. Шевченко.

- Методические разработки:

 Н. Ю. Боряковой, М.А. Касициной по организации коррекционно-педагогического процесса в детском саду для детей с задержкой психического развития

Л .С. Марковой по организации коррекционно-развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития.

       Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с ЗПР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

    Рабочая программа разработана на период 2014-2015 учебного года (с 01.09.2014 по 30.05.2015 года).

Цели и задачи программы.

Основная цель рабочей программы – формирование познавательных процессов и способов интеллектуальной деятельности, обогащение знаний об окружающем мире, развитие речи, развитие познавательных интересов.

 Задачи:

  1. Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений.
  2. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.
  3. Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников.
  4.  Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвете, форме, величине), о расположении их в пространстве;
  5.  Накопление представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения ребенка, природных явлениях.
  6. Формирование и развитие перцептивных действий.
  7.  Повышение уровня сенсорного и умственного развития.
  8. Формирование структурных компонентов системы языка – фонетического, лексического, грамматического.
  9. Развитие связной речи (диалогической и монологической форм).
  10. Развитие мелкой моторики рук.

Целевые ориентиры.

По итогам коррекционной работы дети должны:

-  Знать и называть изученные  растения; домашних и диких животных и их детенышей, насекомых, рыб и водных обитателей.

- Выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе.

- Называть знакомые предметы, выделять признаки и называть их (цвет, форма, величина).

- Называть предметы окружающего пространства, знать их свойства, классифицировать, обобщать, выделять существенный признак.

- Ориентироваться в окружающем пространстве, на плоскости, на листе бумаги.

-Употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения в соответствии с грамматическими нормами языка.

- Составлять рассказы, пересказы.

- Владеть навыками творческого рассказывания.

II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Формы организации коррекционной работы.

        

         Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с задержкой психического развития предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе дефектолога, логопеда и воспитателя.

        На каждом занятии в комплексе решаются как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с ЗПР. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно-образовательного компонента изменяется в зависимости от сроков пребывания детей в условиях специализированной группы и выраженности недостатков в развитии.

        В процессе обучения используются подгрупповая и индивидуальная формы организации занятий из расчета 1 подгрупповое и 1 индивидуальное занятие в неделю.

        Деление детей на подгруппы осуществляется с учетом возраста и результатов диагностического обследования. Определение ребенка в ту или иную подгруппу зависит от результатов диагностики, вида занятия и индивидуальных достижений и течение года.

График организации образовательного процесса.

Сроки

Содержание работы

Сентябрь

Диагностика психического развития детей. Заполнение  карт обследования, документации  кабинета дефектолога.

Конец сентября –  май

Индивидуально-подгрупповые занятия с детьми.

Сентябрь, январь.

Мониторинговая диагностика психического развития детей

Конец мая.

Итоговая (мониторинговая) диагностика психического развития детей. Заполнение документации.

           Программа коррекционно-развивающей работы с  детьми с задержкой психического развития состоит  из двух разделов:

1. Развитие речи посредством ознакомления с окружающим миром (подгрупповые занятия).

2. Развитие высших психических функций (индивидуальные занятия).

Программа включает следующие основные разделы:

1. Родная природа.  

2. Растения.  

3.Животные.

4. Человек и его окружение.

5. Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия.

6. Развитие памяти, внимания.

7. Развитие мышления.

8.Развитие речи.  

          Занятия должны стать одним из эффективных средств развития навыков анализа, сравнения, обобщения, активизации словарного запаса, формирования связной речи.

        Темы, предлагаемые в программе, охватывают различные стороны окружающей действительности и включают ознакомление с природой (с различными группами растений и животных,  сезонными изменениями в природе), ближайшим окружением.

        При изучении каждой темы программы необходимо обеспечить взаимосвязь следующих видов деятельности: непосредственных наблюдений за изучаемыми предметами и явлениями, предметно-практической деятельности детей (действия с предметами или их изображениями для выявления их свойств, качеств, общих или отличительных признаков) и дидактических игр (настольно-печатных, словесных, с игрушками, предметами).

      Занятия по развитию речи посредством ознакомления с окружающим миром  и по развитию высших психических функций являются не только средством расширения кругозора детей, активизации их познавательной деятельности, но и одним из важнейших условий коррекции психического развития ребенка, социального и нравственного воспитания.

Содержание  коррекционной работы.

 1. Родная природа  

- Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.

2. Растения  

- Учить отличать и назвать по внешнему виду: овощи, фрукты, ягоды, грибы, деревья, цветы.

3. Животные

- Знакомить с домашними животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания.

- Расширять представления о диких животных, различать особенности внешнего вида и образа раза жизни диких животных.

- Расширять представления детей о насекомых, обитателях водоемов, морей и океанов.

4 Человек и его окружение

- Знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их назначением.

- Обогащать представления детей о людях (взрослых и сверстниках), об особенностях их внешнего вида, половых различиях, о ярко выраженных эмоциональных состояниях (смеется, радуется, плачет).

- Знакомить с трудом людей, мужскими и женскими профессиями.

5. Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия

- Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов;

- Группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.

- Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету.

- Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи.

- Совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств.

- Развивать образные представления.

6 Развитие памяти, внимания

- Развивать умения выделять заданный предмет из группы предметов, находить отличия в предметах;

- Развивать слуховой зрительной, ассоциативной памяти.

7 Развитие мышления:

- Развивать умения классифицировать предметы, обобщать, исключать;

- Развивать умения устанавливать аналогии, определять последовательности, систематизировать предметы.

8. Развитие  речи  

- Учить ребенка понимать речевые инструкции различной сложности;

- Учить реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы;

-Уточнять и обогащать активный словарь;

- Развивать связную речь.

Годовое перспективное тематическое планирование индивидуально-подгрупповой работы с детьми старшей группы.

Месяц

Развитие речи посредством ознакомления с окружающим миром

Развитие высших психических функций

Сентябрь

1-3  Диагностика.        

   4  Осень. Признаки осени.

1-3 Диагностика.

    2 Цвет предметов. Найди пару.   Зрительное соотнесение.

Октябрь

    1 Деревья осени.

    2 Огород. Овощи.

    3 Сад. Фрукты.        

    4 Ягоды. Грибы.

    1 Величина предметов: большой-маленький. Смотри и запомни. Исключение лишнего.        

     2 Форма предметов. Найди одинаковые.

Установление закономерностей.

     3Геометрические фигуры. «Шифровка», систематизация.

     4 Выделение простой формы в предметах. Найди пару. Исключение лишнего.

Ноябрь

    1 Откуда хлеб пришел?

    2 Перелетные птицы.        

    3 Дикие животные.

    4 Домашние животные.

     1 Уточнение пространственных взаимоотношений. Нахождение заданных предметов. Аналогии.        

      2 Определение направлений в пространстве. Найди пару. Сравнение предметов, противоположности.

      3              Формирование понятий: права-слева, спереди-сзади. Чего не хватает? Недостающие детали.

     4        Формирование понятий: верх-низ, вправо-влево, середина. Исключение лишнего. Шифровка.

Декабрь

    1 Зима. Зимние забавы.

    2 Зимующие птицы.        

    3 Домашние птицы.        

    4 Новый год.

     1 Формирование понятий: правый-левый, нижний-верхний. Последовательности. Аналогии.                      2        Установление закономерностей. Ориентирование на листе бумаги. Сравнение предметов. Исключение лишнего.

     3        Анализ пространственного положения предметов. Нахождение заданных предметов. Часть и целое.  

           4 Анализ простейшей схемы-изображения человека. Найди отличия. Запомни и назови.

Январь

     Диагностика.

    1Зимние виды спорта.

    2 Игрушки.

    3 Одежда. Обувь. Головные уборы.

    Диагностика.        

      1 Закрепление ориентировки в схеме тела человека. Наложенные изображения.

Запомни слова.

      2          Работа с зашумленными изображениями. Раскрась по-разному. Исключение лишнего.        

       3 Различение цветов и оттенков. Шифровка. Исключение лишнего.

Февраль

     1 Посуда. Продукты питания.

     2 Мой дом. Квартира. Мебель.

     3 День защитника отечества. Военные                  профессии.        

     4 Мужские профессии.

       1 Группировка предметов. Найди пару.

         Закономерности.        

       2 Классификация предметов. Нарисуй так же.

       3  Сравнение предметов.

Систематизация.

       4         Закрепление изученных цветов.

Что сначала, что потом. Закономерности.

Март

     1 Весна. Первые признаки ранней    весны.

     2 8 марта. Женские профессии.

     3 Бытовая техника. Орудия труда.

     4 Первоцветы.

       1 Временные представления. Времена года. Месяцы. Шифровка. Аналогии.                     2 Определение линейной последовательности предметного ряда.

Найди пару.        

       3 Установление аналогий. Нахождение заданных предметов.

       4         Закрепление понятий: большой-маленький, средний. Группировка предметов по общему признаку.

Апрель

     1 Перелетные птицы.

     2 Космос.        

     3 Транспорт.

     4 Дикие и домашние животные.

        1 Величина предметов: толстый-тонкий. Закономерности. Сравнение предметов.

         2        Величина предметов: высокий-низкий.  Недостающие детали.

      3        Величина предметов: широкий-узкий. Исключение лишнего.        

      4 Величина предметов: короткий-длинный. Найди одинаковые. «Заплатки»

Май

      1 Насекомые.

      2 Обитатели водоемов, морей и    океанов.        

      3 Лето. Садовые и полевые цветы.

      4        Лето. Летние развлечения.

         Мониторинг.

      1 Закрепление геометрических фигур.

Зрительное соотнесение. Исключение лишнего.

      2        Временные представления. Возраст.

Шифровка. Закономерности.

      3        Временны представления. Дни недели. Части суток. Зашумленные изображения.

      4  Мониторинг.

Годовое перспективное тематическое планирование индивидуально-подгрупповой работы с детьми подготовительной группы.

Месяц

Развитие речи посредством ознакомления с окружающим миром

Развитие высших психических функций

Сентябрь

1-3  Диагностика.        

   4  Осень. Признаки осени.

 1-3Диагностика.

     4        Цвет предметов. Выделение лишнего признака по цвету. Запоминание картинок.

Октябрь

    1 Деревья осени.

    2 Огород. Овощи.

    3 Сад. Фрукты.        

    4 Ягоды. Грибы.

     1 Понятия большой-маленький. Работа с зашумлёнными изображениями. Выделение признаков предметов.

     2 Форма предметов. Понятия большой-маленький. Продолжи ряд.

     3            Геометрические фигуры. Нарисуй нужную фигуру. Продолжи ряд.

     4 Найди одинаковые предметы. Установление последовательностей.«4-лишний».

Ноябрь

    1 Откуда хлеб пришел?

    2 Перелетные птицы.

    3 Дикие животные.

    4 Домашние животные.

      1 Пространственные взаимоотношения.

Запомни и назови. Простые аналогии.

      2 Понятия: вверху-внизу. «Четвёртый лишний».  Дорисуй предмет.        

      3 Понятия: справа-слева, середина.

«Четвёртый лишний».  Чего не хватает?

Что изменилось?        

      4 Определение направлений в пространстве.

Выделение существенного признака. Аналогии.

Декабрь

    1 Зима. Зимующие птицы.

    2 Животные холодных стран.        

    3 Животные жарких стран.

   4 Новый год.

      1 Последовательности.

Исключение лишнего. Сравнение.

      2           Выделение признаков предметов. Исключения. Зашумленные предметы.

      3        Чего не хватает? Классификация.

Аналогии.        

      4Существенные признаки.  Группировка.

Январь

    Диагностика.

   1 Зимние виды спорта.          2 Игрушки.

   3 Одежда. Обувь.

    Головные уборы.

      1 Диагностика.        

      2 Классификация по разным признакам.

Последовательности. Исключение.

      3        Запомни картинки. Часть и целое.

Последовательности.

       4 Различение по цвету. Сравнение предметов. Классификация.

Февраль

    1 Посуда. Продукты питания.

    2 Мой дом. Квартира. Мебель.

    3 День защитника отечества. Военные профессии.        

    4 Мужские профессии.

      1 Признаки предметов. Существенный признак. Исключение лишнего.

      2         Определение линейной последовательности. Запомни и назови.

Систематизация.        

      3 Анализ схемы-изображения позы человека. Что изменилось?

     4 Схема тела человека, стоящего напротив. Серии сюжетных картинок.

Март

    1 Весна. Первые признаки весны.

    2        8 марта. Женские профессии.

    3 Бытовая техника. Орудия труда.

   4           Первоцветы.

     1 Временные представления. Сутки.

Классификация.         

     2 Величина предметов: широкий-узкий.

Серии сюжетных картинок.

     3 Понятия: верх-низ, высокий-низкий, сверху-снизу. Лабиринты. Запомни и повтори.        

     4 Закрепление представлений о цвете и форме. Запомни и разложи правильно. Систематизация.

Апрель

    1 Перелетные птицы.

    2 Космос.

    3 Транспорт.

    4Дикие и домашние животные.

      1 Представление о величине: толстый-тонкий. Определение последовательностей. Исключение лишнего.        

      2 Представление о величине: длинный-короткий. Запомни картинки (опосредованное запоминание).

Исключение лишнего.

     3        Сравнение предметов по существенному признаку. Противоположности.  Шифровка.

      4        Работа с серией сюжетных картинок.

Нелепицы.

Май

     1 Насекомые.

      2        Обитатели водоемов, морей и океанов.        

      3 Школа. Школьные принадлежности.

      4         Лето. Летние развлечения. Мониторинг.

      1 Закрепление представлений о величине. Запомни последовательность.

Систематизация.        

      2 Временные представления. Неделя.

Определение последовательностей.

      3 Временные представления. Возраст.       Классификация.        

      4 Мониторинг.

          Выявление степени усвоения коррекционно-развивающей программы осуществляется посредством  проведения диагностики:  первичной, промежуточной, итоговой, обработки и анализа  полученных результатов.

Литература.

1. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 4-е изд. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.

2. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. — Кн. 1,2. / Под ред. С. Г. Шевченко. — М.: Школьная Пресса, 2004.

3. Готовимся к школе. Программно - методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. / Под ред. С. Г. Шевченко. - М. 1998.

4. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. - М.,2002г.

5. Борякова Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития, - М., 2003.

6. Диагностика и коррекция задержки психического развития. Под ред., С.Г. Шевченко. - М., 2001.

7. Екжанова Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. N 1.

8. Екжанова Е.А Стребелева Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. 1999, №6.

9. Екжанова Е.А Стребелева Е.А. Технологии, укрепляющие здоровье в системе обучения коррекционно-развивающих специальных дошкольных учреждений. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. N 2.

10.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.

11. Маркова Л.С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития. - М., 2002.

12. Морозова И. А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 4-5 лет с ЗПР. - М.: 2010

13. Нищева Н. В. Играйка (серия). Дидактические игры для развития речи дошкольников — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

14. Ульенкова У. В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. - М., 2002.



Предварительный просмотр:

Комплексно - тематическое планирование

коррекционно-развивающей деятельности учителя-дефектолога в старшей  группе.

Месяц

Лексическая тема

Развитие речи посредством ознакомления с окружающим миром

Развитие высших психических функций

Сентябрь

1-3

Диагностика.

4

Осень. Признаки осени.

Закрепить знания детей о временах года. Си-систематизировать представления об осени.  

Цвет предметов. Найди пару.   Зрительное соотнесение.

Октябрь.

1

 Деревья осени.

Понятия «дерево», «куст», их сходства и различия, части дерева, кустарника. Названия деревьев и кустарников. Изменение деревьев осенью.

Составление описательных и сравнительных рассказов.

Величина предметов: большой-маленький. Смотри и запомни. Исключение лишнего.        

2

Огород. Овощи.

Закрепить знания детей об овощах, уточнить и расширить представления о них. Познакомить с уменьшительно-ласкательной формой слова. Закрепить понятие овощи. Учить различать овощи по вкусу, на ощупь и составлять рассказ-описание.

Форма предметов. Найди одинаковые.

Установление закономерностей.

3

    Сад. Фрукты.        

Уточнить и расширить знания детей о фруктах. Учить составлять загадки-описания фруктов. Закрепить понятие фрукты. Закрепить родовые понятия овощи, фрукты, учить узнавать по вкусу, по запаху, на ощупь, по описанию. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Геометрические фигуры. «Шифровка», систематизаци

4

  4 Ягоды. Грибы.

 Сформировать понятие ягоды, научить узнавать и правильно называть конкретные предметы, относящиеся к этому понятию. Образование существительных в формах именительного и родительного падежей множественного числа. Грибы. Познакомить детей с грибами. Дать понятия: съедобный, несъедобный.

Выделение простой формы в предметах. Найди пару. Исключение лишнего.

Ноябрь

1

Откуда хлеб пришел?

        

     

Обобщающие понятия «хлебобулочные изделия». Последовательность операций производства хлебных изделий. Бережное отношение к хлебу.

Уточнение пространственных взаимоотношений. Нахождение заданных предметов. Аналогии.

2

     Перелетные птицы.

Формировать понятие «перелетные птицы». Познакомить с перелетными птицами и условиями их жизни.

Определение направлений в пространстве. Найди пару. Сравнение предметов, противоположности.

3

Дикие животные.

Закрепить знания детей о диких животных (внешний вид, повадки, пища, жилище). Узнавание и называние животных и их детенышей.

Формирование понятий: права-слева, спереди-сзади. Чего не хватает? Недостающие детали.

4

Домашние животные.

Уточнить и расширить представления детей о домашних животных (внешний вид, повадки, пища, польза, приносимая людям). Забота человека о домашних животных. Детеныши домашних животных. Продолжать закреплять знания детей о домашних животных и их детенышах. Развивать умение выделять признаки сходства и различия.

Формирование понятий: верх-низ, вправо-влево, середина. Исключение лишнего. Шифровка.

Декабрь

1

Зима. Зимние забавы.

   

Расширить представления детей о зиме. Учить сравнивать осень и зиму (дальнейшее сокращение дня, зимние морозы, снегопады, замерзание водоемов). Познакомить с зимними месяцами.

Формирование понятий: правый-левый, нижний-верхний. Последовательности. Аналогии.                      

2

    Зимующие птицы.

Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Формировать понятие «зимующие птицы». Познакомить с услови-ями жизни птиц. Воспитывать желание заботиться о птицах, подкармливать их зимой.

Установление закономерностей. Ориентирование на листе бумаги. Сравнение предметов. Исключение лишнего.

3

 Домашние птицы.

Познакомить детей с домашними птицами (внешний вид, чем питаются, какую пользу приносят). Сравнение домашних птиц. Учить находить признаки сходства и различия.

Анализ пространственного положения предметов. Нахождение заданных предметов. Часть и целое.  

4

   Новый год.

Представление о празднике: особенности и традиции праздника. Толкование названия праздника «Новый год» (смена календарного года). Подготовка к новогоднему празднику.

Анализ простейшей схемы-изображения человека. Найди отличия. Запомни и назови.

Январь

2

Зимние виды спорта.

Продолжать знакомить детей с зимними явлениями в природе. Расширить пред-ставления детей о зимних видах спорта. Закрепить понятие спортивная одежда.

Закрепление ориентировки в схеме тела человека. Наложенные изображения.

Запомни слова.

3

   Игрушки.

Систематизировать знания детей об игрушках. Формировать обобщающее понятие игрушки. Совершенствовать умение описывать предмет, указывать его существенные признаки, узнавать предмет по описанию.

Работа с зашумленными изображениями. Раскрась по-разному. Исключение лишнего.        

4

 Одежда. Обувь. Головные уборы.

Учить правильно называть предметы  одежды. Сформировать представление о видах одежды в соответствии со временем года (зимняя, летняя, осенняя, весенняя). Уточнить и расширить представления детей об обуви, головных уборах. Формировать понятия обувь, головные уборы. Познакомить детей с отдельными деталями одежды, обуви, головных уборов. Формирование умения классифицировать предметы данных категорий.

Различение цветов и оттенков. Шифровка. Исключение лишнего.

Февраль

1

Посуда. Продукты питания.

Название отдельных предметов посуды и назначение. Сравнение столовой, чайной и кухонной посуды (назначение и материалы, из которых она сделана). Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Уточнение названий продуктов питания и категорий продуктов. Составлять рассказ-описание отдельных предметов посуды, продуктов.

Группировка предметов. Найди пару.

  Закономерности.        

2

Мой дом. Квартира. Мебель.

Уточнить и расширить знания детей об основных видах мебели. Формирование умений обставлять комнату. Образование относительных прилагательных.

Классификация предметов. Нарисуй так же.

3

День защитника отечества. Военные                  профессии.

Понятие «Родина», «Отечество». Название страны, города, столицы. Понятие «Армия» и её назначение. Основные рода войск в России и военная техника. Традиции праздника.

Сравнение предметов.

Систематизация.

4

Мужские профессии.

Познакомить с мужскими профессиями. Расширять знания и представления детей о профессиях. Воспитывать уважение к людям труда, культурно-гигиенические навыки.

Закрепление изученных цветов.

Что сначала, что потом. Закономерности.

Март

1

Весна. Первые признаки ранней    весны.

Расширить представления детей о весне, учить рассказывать о приметах наступающей весны (днем с крыш капает капель, снег стал рыхлым, ярче светит солнце, звонче поют птицы). Учить составлять рассказ-описание.

Временные представления. Времена года. Месяцы. Шифровка. Аналогии.            

2

8 марта. Женские профессии.

Познакомить с традициями праздника. Формирование понятий «любовь», «забота».

Составлять рассказ-описание.

Определение линейной последовательности предметного ряда.

Найди пару.        

3

Бытовая техника. Орудия труда.

Название предметов бытовой техники и орудий труда. Познакомить с их назначением и применением в быту.

Установление аналогий. Нахождение заданных предметов.

4

Первоцветы.

Познакомить с первыми весенними цветами. Расширять представления об их особенностях.  Находить и называть части  растений — стебель, лист, бутон, цветок.

Закрепление понятий: большой-маленький, средний. Группировка предметов по общему признаку.

Апрель.

1

Перелетные птицы.

Закрепление понятия «перелетные птицы», дифференциация с зимующими птицами. Познакомить с условиями  жизни весной.

Величина предметов: толстый-тонкий. Закономерности. Сравнение предметов.

2

Космос.

Понятие «космос»: солнце, планеты, созвездия и звёзды, их внешние признаки. Планета Земля (использование глобуса). Смена времён года на земле. Земля и луна, смена частей суток. Освоение космоса: спутники, полёты животных, первый космонавт. День космонавтики.

Величина предметов: высокий-низкий.  Недостающие детали.

3

Транспорт.

Познакомить детей с транспортом и его видами. Закрепить понятия наземный, воздушный, водный транспорт. Познакомить с правилами перехода улицы.

Величина предметов: широкий-узкий. Исключение лишнего.        

4

Дикие и домашние животные.

Закрепление понятий дикие и домашние животные. Дифференциация. Отличительные признаки. Изменения жизни весной. Названия детенышей животных.

Величина предметов: короткий-длинный. Найди одинаковые. «Заплатки»

Май

1

Насекомые.

Познакомить детей с насекомыми. Внешнее строение тела насекомых. Название отдель-ных частей (головка, брюшко, кры¬лья, ножки). Способ передвижения.Польза или вред насекомых для людей и растений.

Закрепление геометрических фигур.

Зрительное соотнесение. Исключение лишнего.

2

Обитатели водоемов, морей и    океанов.        

Познакомить с водными обитателями. Их характерные особенности. Виды водных обитателей (рыбы, медузы и т. д.) Использование рыб человеком. Питание рыб (хищные и нехищные).

Временные представления. Возраст.

Шифровка. Закономерности.

3

Лето. Садовые и полевые цветы.

Обобщить знания детей о лете на основе наблюдений за изменениями в природе (изменение в жизни животных, распускание листьев, цветение растений). Учить находить признаки лета в окружающей природе. устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Временны представления. Дни недели. Части суток. Зашумленные изображения.

4

Лето. Летние развлечения.

Мониторинг.

Учить находить признаки лета в окружающей природе, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Расширить представления о летних развлечениях.

Временны представления. Дни недели. Части суток. Зашумленные изображения.

Комплексно - тематическое планирование

коррекционно-развивающей деятельности учителя-дефектолога  в подготовительной группе.

Месяц

Лексическая тема

Развитие речи посредством ознакомления с окружающим миром

Развитие высших психических функций

Сентябрь

1-3

Диагностика.

4

Осень. Признаки осени.

Названия осенних месяцев  Изменения в живой и неживой природе. Сравнение погоды летом и ранней осенью. Приметы ранней и поздней осени  в неживой и живой природе. Сравнение периодов осени (ранняя, золотая, поздняя).

Цвет предметов. Выделение лишнего признака по цвету. Запоминание картинок.

Октябрь.

1

 Деревья осени.

Понятия «дерево», «куст», их сходства и различия, части дерева, кустарника. Названия деревьев и кустарников. Изменение деревьев осенью.

Составление описательных и сравнительных рассказов. Разучивание стихов.

Понятия большой-маленький. Работа с зашумлёнными изображениями. Выделение признаков предметов.

2

Огород. Овощи.

Закрепить обобщающее понятие «овощи», место произрастания, особенности внешнего вида. Названия распространённых овощей, вкусовые особенности и варианты употребления в пищу.

Форма предметов. Понятия большой-маленький. Продолжи ряд.

3

    Сад. Фрукты.        

Обобщающее понятие «фрукты», место произрастания, особенности внешнего вида. Названия распространённых фруктов, вкусовые особенности и варианты употребления в пищу.

Геометрические фигуры. Нарисуй нужную фигуру. Продолжи ряд.

4

  4 Ягоды. Грибы.

 Сформировать понятие ягоды, научить узнавать и правильно называть конкретные предметы, относящиеся к этому понятию. Садовые и лесные ягоды. Грибы. Познакомить детей с грибами. Дать понятия: съедобный, несъедобный.

Найди одинаковые предметы. Установление последовательностей,  «четвертый лишний».

Ноябрь

1

Откуда хлеб пришел?

        

     

Обобщающие понятия «хлебобулочные изделия». Последовательность операций производства хлебных изделий. Машины, профессии людей, участвующие в процессе производства хлеба. Бережное отношение к хлебу.

Пространственные взаимоотношения.

Запомни и назови. Простые аналогии.

2

     Перелетные птицы.

Обобщающее понятие «перелётные птицы», дифференциация с зимующими. Особенности внешнего вида и условий обитания. Способы построения при перелёте.

Понятия: вверху-внизу. «Четвёртый лишний».  Дорисуй предмет.        

3

Дикие животные.

Обобщающее понятие «дикие животные». Названия распространённых животных леса. Особенности внешнего вида. Изучение образных выражений, пословиц и поговорок.

Понятия: справа-слева, середина.

«Четвёртый лишний».  Чего не хватает?

Что изменилось?        

4

Домашние животные.

Обобщающее понятие «домашние животные». Особенности внешнего вида. Повадки животных, способы передвижения. Название детёнышей. Происхождение домашних животных.

Определение направлений в пространстве.

Выделение существенного признака. Аналогии.

Декабрь

1

Зима. Зимующие птицы.

Место зимы среди других времён года. Приметы зимы в живой и неживой природе. Понятие «зимующие птицы», обобщающее понятие «птицы». Причины зимовки птиц. Название распространённых зимующих птиц. Внешние характерные признаки. Забота о птицах в зимнее время.

 Последовательности.

Исключение лишнего. Сравнение.

2

Животные холодных стран.        

Понятие «холодные страны», особенности климаты, растительности и жизни людей. Названия животных, особенности внешнего вида, образ жизни, названия детёнышей.

Выделение признаков предметов. Исключения. Зашумленные предметы.

3

Животные жарких стран.        

Понятие «жаркие страны», особенности климата, растительности и жизни людей. Название распространённых животных, характерные особенности внешнего вида. Повадки, образ жизни, названия детёнышей.

Чего не хватает? Классификация.

Аналогии.

4

   Новый год.

Представление о празднике: особенности и традиции праздника. Толкование названия праздника «Новый год» (смена календарного года). Подготовка к новогоднему празднику.

Существенные признаки.  Группировка.

Январь

2

Зимние виды спорта.

Продолжать знакомить детей с зимними явлениями в природе. Расширить пред-ставления детей о зимних видах спорта. Закрепить понятие спортивная одежда.

Классификация по разным признакам.

Последовательности. Исключение.

3

   Игрушки.

Систематизировать знания детей об игрушках. Формировать обобщающее понятие игрушки. Совершенствовать умение описывать предмет, указывать его существенные признаки, узнавать предмет по описанию.

Запомни картинки. Часть и целое.

Последовательности.

4

 Одежда. Обувь. Головные уборы.

Учить правильно называть предметы  одежды. Сформировать представление о видах одежды в соответствии со временем года (зимняя, летняя, осенняя, весенняя). Уточнить и расширить представления детей об обуви, головных уборах. Формировать понятия обувь, головные уборы. Познакомить детей с отдельными деталями одежды, обуви, головных уборов. Формирование умения классифицировать предметы данных категорий.

Различение по цвету. Сравнение предметов. Классификация.

Февраль

1

Посуда. Продукты питания.

Название отдельных предметов посуды и назначение. Сравнение столовой, чайной и кухонной посуды (назначение и материалы, из которых она сделана). Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Уточнение названий продуктов питания и категорий продуктов. Составлять рассказ-описание отдельных предметов посуды, продуктов.

Группировка предметов. Найди пару.

  Закономерности.        

2

Мой дом. Квартира. Мебель.

Уточнить и расширить знания детей об основных видах мебели. Формирование умений обставлять комнату. Образование относительных прилагательных.

Классификация предметов. Нарисуй так же.

3

День защитника отечества. Военные                  профессии.

Понятие «Родина», «Отечество». Название страны, города, столицы. Понятие «Армия» и её назначение. Основные рода войск в России и военная техника. Традиции праздника.

Сравнение предметов.

Систематизация.

4

Мужские профессии.

Познакомить с мужскими профессиями. Расширять знания и представления детей о профессиях. Воспитывать уважение к людям труда, культурно-гигиенические навыки.

Закрепление изученных цветов.

Что сначала, что потом. Закономерности.

Март

1

Весна. Первые признаки ранней    весны.

Расширить представления детей о весне, учить рассказывать о приметах наступающей весны (днем с крыш капает капель, снег стал рыхлым, ярче светит солнце, звонче поют птицы). Учить составлять рассказ-описание.

Временные представления. Времена года. Месяцы. Шифровка. Аналогии.            

2

8 марта. Женские профессии.

Познакомить с традициями праздника. Формирование понятий «любовь», «забота».

Составлять рассказ-описание.

Определение линейной последовательности предметного ряда.

Найди пару.        

3

Бытовая техника. Орудия труда.

Название предметов бытовой техники и орудий труда. Познакомить с их назначением и применением в быту.

Установление аналогий. Нахождение заданных предметов.

4

Первоцветы.

Познакомить с первыми весенними цветами. Расширять представления об их особенностях.  Находить и называть части  растений — стебель, лист, бутон, цветок.

Закрепление понятий: большой-маленький, средний. Группировка предметов по общему признаку.

Апрель.

1

Перелетные птицы.

Закрепление понятия «перелетные птицы», дифференциация с зимующими птицами. Познакомить с условиями  жизни весной.

Величина предметов: толстый-тонкий. Закономерности. Сравнение предметов.

2

Космос.

Понятие «космос»: солнце, планеты, созвездия и звёзды, их внешние признаки. Планета Земля (использование глобуса). Смена времён года на земле. Земля и луна, смена частей суток. Освоение космоса: спутники, полёты животных, первый космонавт. День космонавтики.

Величина предметов: высокий-низкий.  Недостающие детали.

3

Транспорт.

Познакомить детей с транспортом и его видами. Закрепить понятия наземный, воздушный, водный транспорт. Познакомить с правилами перехода улицы.

Величина предметов: широкий-узкий. Исключение лишнего.        

4

Дикие и домашние животные.

Закрепление понятий дикие и домашние животные. Дифференциация. Отличительные признаки. Изменения жизни весной. Названия детенышей животных.

Величина предметов: короткий-длинный. Найди одинаковые. «Заплатки»

Май

1

Насекомые.

Познакомить детей с насекомыми. Внешнее строение тела насекомых. Название отдель-ных частей (головка, брюшко, кры¬лья, ножки). Способ передвижения.Польза или вред насекомых для людей и растений.

Закрепление геометрических фигур.

Зрительное соотнесение. Исключение лишнего.

2

Обитатели водоемов, морей и    океанов.        

Познакомить с водными обитателями. Их характерные особенности. Виды водных обитателей (рыбы, медузы и т. д.) Использование рыб человеком. Питание рыб (хищные и нехищные).

Временные представления. Возраст.

Шифровка. Закономерности.

3

Лето. Садовые и полевые цветы.

Обобщить знания детей о лете на основе наблюдений за изменениями в природе (изменение в жизни животных, распускание листьев, цветение растений). Учить находить признаки лета в окружающей природе. устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Временны представления. Дни недели. Части суток. Зашумленные изображения.

4

Лето. Летние развлечения.

Мониторинг.

Учить находить признаки лета в окружающей природе, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Расширить представления о летних развлечениях.

Временны представления. Дни недели. Части суток. Зашумленные изображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровая технология - как средство коррекции мыслительных и эмоционально - волевых нарушений у детей с задержкой психического развития» в урочной и внеурочной деятельности

Игравой  метод  имеет большое  значение  для  процессов  воображения и мышления. Значение игры для ребенка определяется тем, что затрагивает наиболее существенные с...

Домашние задания для детей с задержкой психического развития (подготовительная группа)

Методические рекомендации для  родителей  детей с задержкой психического развития....

Рабочая программа на 2012 -2013 учебный год к программе «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С. Г. Шевченко (второй год обучения, подготовительная группа)

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми в подготовительной группе с задержкой психического развития составлена на основе рекомендаций программы «Подготовка к школе детей с задержкой...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе № 4 компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Образовательная деятельность: коммуникация Раздел: развитие речи Тема «Перелётные птицы»

конспект итоговой НОД составлен для детей старшей группы, имеющих задержку психического развития. к конспекту прилагается презентация с дидактическими играми, которые можно использовать как вне заняти...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе для детей с задержкой психического развития "Нужные профессии"

Интегрированное занятие проводилось в рамках реализации окружного  проекта  «Профессиональная ориентация дошкольников»....

Консультация для родителей: "Особенности развития процесса внимания и восприятия у детей с задержкой психического развития (ЗПР)".

В консультации рассказывается об основных особенностях процесса внимания и восприятия у детей с ЗПР. Какие трудности дети испытывают при недоразвитии данных процессов....