Главные вкладки

    Рабочая программа коррекционного курса "Первый раз в пятый класс" для обучающихся 5 класса с задержкой психического развития.
    рабочая программа по психологии (5 класс)

    Подоксенова Ирина Владимировна

    Рабочая программа коррекционного курса «Первый раз в пятый класс» (для учащихся 5 класса с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) разработана на основе рекомендаций территориальной ПМПК и ПМПк образовательной организации, комплексной диагностики особенностей личности ребенка, программы адаптации детей к средней школе «Первый раз в пятый класс» Е. Г. Коблик, программы по воспитанию коммуникативной культуры «Навстречу» Н. Юдиной.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский

    Рабочая программа

    рассмотрена на заседании кафедры

    Протокол №  1 от

     «30» августа   2019  г.

    «Согласовано»

    _________________________

    (подпись курирующего заместителя директора)

    «30» августа  2019  г.

    «Утверждено»

    приказом

    директора гимназии от

    «30» августа 2019   г.   № 323

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    коррекционного курса «Первый раз в пятый класс»

    обучающихся 5е класса с задержкой психического развития

    на 2019/2020 учебный год

    для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы

    обучающихся с задержкой психического развития

      Составитель:  Подоксенова Ирина Владимировна
    педагог-психолог МБОУ гимназии г. Советский

    2019 – 2020 учебный год

    Пояснительная записка

    Рабочая программа коррекционного курса «Первый раз в пятый класс» (для учащихся 5 класса с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) разработана на основе рекомендаций территориальной ПМПК и ПМПк образовательной организации, комплексной диагностики особенностей личности ребенка, программы адаптации детей к средней школе «Первый раз в пятый класс» Е. Г. Коблик, программы по воспитанию коммуникативной культуры «Навстречу» Н. Юдиной.

     Нормативно-правовая база для разработки программы

    Нормативно-правовой и документальной основой рабочей программы являются:

    - Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

    - Приказ МОН РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";

    - Письмо МОН РФ от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;

    - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 мая 2015 года №996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

    - Постановление главного государственного санитарного врача рф n 26 от 10 июля 2015 г. Об утверждении санпин 2.4.2.3286-15 "санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

    - Письмо МОН РФ №27/901-6 от 27.03.2000 "О психолого–медико–педагогическом консилиуме (ПППк) образовательного учреждения";

    - Постановление № 543-п от 13 декабря 2013 года "Об организации инклюзивного образования лиц с ОВЗ в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре";

    - Приказ МБОУ гимназии г.Советский от 24.04.2015г. №134 "О внедрении инклюзивного образования и создании специальных условий для получения общего образования детьми – инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ гимназии г. Советский";

    - Приказ МБОУ гимназии г. Советский от 07.04.2016г. №111 "Об организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в МБОУ гимназии г. Советский";

    - Адаптированная основная образовательная программа среднего общего образования обучающихся с задержкой психического развития .

    Психолого-педагогическая характеристика обучающихся

    с задержкой психического развития

    Дети с задержкой психического развития (ЗПР) - многочисленная категория, разнородная по своему составу. Часть из них имеет негрубые нарушения со стороны центральной нервной системы, вследствие ее раннего органического поражения. У других детей задержка психического развития возникает на фоне функциональной незрелости ЦНС.

    Учащихся с задержкой психического развития отличают ярко выраженные особенности познавательной деятельности: низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы: в частности, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов); некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя); очень низкая речевая активность, скудный словарный запас, ограниченность знаний об окружающей действительности; невыраженность интереса к учебной деятельности, очень слабая и нестойкая познавательная активность; запоминание механическое. Эти учащиеся характеризуются эмоциональной неустойчивостью, наличием импульсивных реакций, неадекватной самооценкой и преобладанием игровой мотивации.

    Процесс социально-психологической адаптации обучающихся данной категории к условиям обучения в среднем звене осложняется своеобразием познавательной деятельности и психофизическими возможностями.

    Цель и задачи коррекционного курса

     Цель программы: повышение адаптивных возможностей  и развитие уверенного поведения у учащихся с ОВЗ  при обучении в среднем звене.

    Задачи программы:

    Обучающие:

    - формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

    - углубление и расширение  знаний учащихся  исходя из интересов и специфики их способностей.

    Развивающие:

    - формирование  и развитие познавательных процессов;

    - развитие речи и словарного запаса;

    - развитие быстроты реакции;

    - развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, произвольность, самоконтроль);

    - развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.

    Воспитательные:

    - формирование устойчивой учебной мотивации;

    - формирование позитивной Я-концепции и адекватной самооценки, снижение уровня школьной тревожности;

    - создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности;

    - формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях.

    Общая характеристика коррекционного курса

    Рабочая программа коррекционного курса «Первый раз в пятый класс» (для учащихся 5 класса с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)), ориентирована на оказание помощи и поддержки учащимся,  имеющим трудности в формировании познавательной сферы, в процессе адаптации к обучению в среднем звене.

    Данная программа способствует снижению уровня личностной и школьной тревожности и направлена на развитие навыков коммуникации, сотрудничества, эмпатии, познавательных процессов, формирование адекватной самооценки и образа «Я», привитие форм нравственного поведения.

    Место коррекционного курса в учебном плане

    Программа рассчитана на детей 5 класса, обучающихся по адаптированным общеобразовательным программам среднего общего образования, разработанным на основании специальных (коррекционных) программ (ЗПР). Согласно индивидуальному учебному плану  реализация рабочей программы коррекционного курса рассчитана на 35 часов в год с периодичностью занятий один раз в неделю. Время занятий составляет 40 мин.

     Формы и методы работы, структура коррекционного курса

    Структура программы коррекционного курса включает в себя следующие разделы:

    - Входящая диагностика (3 часа);

    - Развитие адаптивных возможностей и коммуникативной культуры  (23 часа);

    - Развитие познавательных процессов (6 часов);

    - Итоговая диагностика (3 часа);

    Раздел «Развитие адаптивных возможностей и коммуникативной культуры» направлен на облегчение процесса вхождения в образовательное пространство следующей образовательной ступени – среднюю школу, приспособление к изменившимся условиям обучения, принятие правил поведения, а также на развитие коммуникативных компетенций, умения взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, развитие форм нравственного поведения.

    Раздел «Развитие познавательных процессов» направлен на интеллектуальное развитие обучающихся, овладение новыми навыками учебной деятельности.

     Все задания в данном разделе условно можно разбить на несколько направлений:

    - задания на развитие внимания;

    - задания на развитие памяти;

    - задания на развитие пространственного восприятия, мелкой моторики руки;

    - задания на развитие  мышления;

    - задания на развитие речи, обогащение словарного запаса.

    Однако эта классификация является условной, поскольку все познавательные процессы представляют собой единую систему и, следовательно, на каждом занятии развиваются в комплексе.

    Повышение адаптивных возможностей, а также развитие коммуникативных навыков и познавательных процессов  у обучающихся с ЗПР осуществляется через групповые занятия, которые  проходят в форме игровой деятельности, дискуссии, анализа конкретных ситуаций, тренинга. Используются такие методы работы, как арт-терапия, сказкотерапия, игровая терапия, телесно-ориентированные техники, психогимнастика, моделирование образцов поведения, метафорические истории и притчи, ведение «Дневника самопознания». Занятия построены так, что один вид деятельности сменяется другим – это позволяет сделать работу динамичной и менее утомительной.

    Все занятия данного курса имеют определённую структуру, которая включает:

    - вводную часть,

    - основную,

    - заключительную.

    Каждая часть решает несколько самостоятельных задач, определяющих ее содержание.

    Вводная часть ставит своей целью подготовить участников группы к определенной форме работы. Продолжительность – 5 минут.

    Основная часть занятия занимает большую часть времени и по своему содержанию представляет реализацию соответствующих задач данного занятия. Продолжительность – 25-30 минут.

    Заключительная часть ставит своей целью снятие эмоционального возбуждения и рефлексию содержания занятия каждым участником в отдельности и всей группы в целом. Продолжительность – 5-10 минут.

    Планируемые результаты коррекционного курса  и

    оценка их эффективности

    Результатами коррекционно-развивающих занятий по программе «Первый раз в пятый класс» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

    Пятиклассник должен знать/уметь:

    - осознавать себя пятиклассником;

    - отделять оценку поступка от оценки человека;

    - признавать расхождение своих поступков со своими заявленными позициями, мнениями;

    - оценивать правильность выполнение действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

    - использовать адекватные речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

    - в инициативном сотрудничестве допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

    - делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса;

    - уважать позицию другого, идти на взаимные уступки, влиять на поведение друг друга.

    - организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;  

    - работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  

    - формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

     - логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

    - сравнивать предметы, понятия;

    - выделять существенные признаки и закономерности предметов;

    - обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;

    - определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;

    - концентрировать, переключать своё внимание;

    - самостоятельно выполнять задания;

    - осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;

    - решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать;

    - находить несколько способов решения задач.

    Основным средством оценки эффективности работы по данной программе является диагностика, направленная на определение адаптивных возможностей обучающихся, уровня  их когнитивного и коммуникативного развития, в начале и конце учебного года по качественным и количественным показателям.

    Педагогом-психологом проводится анализ продуктивности совместной работы с учащимися,  и составляется дальнейший алгоритм коррекционно-развивающей деятельности с учётом выводов и рекомендаций проделанной работы, а также в целях преемственности психологического сопровождения обучающихся.

    Сроки

    Вид

     диагностики

    Задачи

    Содержание

    Формы

    Сентябрь

    Входящая

    Определение адаптивных возможностей и уровня сформированности коммуникативных умений.

    - Тест школьной тревожности Филлипса;

    - Анкета школьной мотивации Н. Г. Лускановой;

    - Опросник С. В. Левченко «Чувства в школе»;

    - «Рукавичка» (авт. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю. А);

    - Социометрия.

    Тестирование

    Определение уровня сформированности познавательных процессов.

    - Цветные прогрессивные матрицы Дж. Равена;

    - методика «10 слов»;

    - методика исследования пространственно-временных представлений (Семаго);

     -методика «Существенные признаки»,

    - методика «Исключение лишнего»,

    - тест Тулуз-Пьерона,

    - методика по определению способности понимания переносного смысла пословиц и метафор.

    Май

    Итоговая

    Определение адаптивных возможностей и уровня сформированности коммуникативных умений.

    - Тест школьной тревожности Филлипса;

    - Анкета школьной мотивации Н. Г. Лускановой;

    - Опросник С. В. Левченко «Чувства в школе»;

    - «Рукавичка» (авт. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю. А);

    - Социометрия.

    Тестирование

    Определение уровня сформированности познавательных процессов.

    - Цветные прогрессивные матрицы Дж. Равена;

    - методика «10 слов»;

    - методика исследования пространственно-временных представлений (Семаго);

     -методика «Существенные признаки»,

    - методика «Исключение лишнего»,

    - тест Тулуз-Пьерона,

    - методика по определению способности понимания переносного смысла пословиц и метафор.

    Содержание коррекционного курса

    Раздел 1. Входящая диагностика.

    Занятие 1.  Диагностика адаптивных возможностей. Определение  уровня школьной тревожности, учебной мотивации и эмоционального развития.

    Занятие 2. Диагностика уровня развития коммуникативных навыков. Определение особенностей развития коммуникативных навыков.

    Занятие 3. Диагностика уровня развития познавательной сферы. Определение уровня развития мыслительных операций, пространственно-временных представлений, аттентивно-мнестических процессов.

            

    Раздел 2. Развитие адаптивных возможностей и коммуникативной культуры .

    Занятие 4. «Здравствуй, 5 класс!». Знакомство. Формирование групповой сплоченности. Установление правил поведения на занятии.

    Занятие 5. «Разрешите представиться!». Развитие коммуникативных навыков.

    Занятие 6. «Вот я какой!». Развитие навыков самопознания и принятия самого себя. Осознание ценности и уникальности личности каждого подростка.

    Занятие 7. «Я в мире людей». Развитие коммуникативных навыков и формирование доброжелательного отношения друг к другу.

    Занятие 8. Узнай свою школу. Знакомство со школьными правилами. Осознание особенностей своего поведения в различных школьных ситуациях.

    Занятие 9. Что поможет мне учиться? Осознание правил работы на уроке. Формирование учебных навыков. Развитие способности к самораскрытию и эмпатии.

    Занятие 10. Легко ли быть учеником? Осознание качеств, необходимых для хорошей учебы в школе. Развитие воображения и навыков совместной деятельности.

    Занятие 11. Трудно ли быть настоящим учителем? Формирование правильного отношения к оценке. Коррекция мотивации избегания неудачи в школьных ситуациях.

    Занятие 12. Интервью с учителем. Знакомство с учителями, работающими в 5 классе. Расширение и обогащение навыков общения с ними.

    Занятие 13. Поведение и культура. Обучение индивидуализированным приемам межличностного общения.

    Занятие 14. Общение в моей жизни. Расширение представления о значении общения в жизни человека.

    Занятие 15. Общение и уважение. Формирование навыков эффективного  повседневного общения и доброжелательного отношения друг к другу.

    Занятие 16. «Конфликт – неизбежность или… Обучение детей поиску альтернативных вариантов поведения в конфликте. Развитие умения высказывать свои мысли.

    Занятие 17. Способы решения конфликтов. Знакомство с конструктивными способами поведения в конфликтной ситуации. Закрепление навыков бесконфликтного общения.

    Занятие 18. «Комплимент – дело серьезное?» Развитие умения замечать положительные качества в других людях, выражать это в доброжелательной форме. Повышение самооценки.

    Занятие 19. «А без друзей на свете трудно жить». Формирование навыков взаимодействия в группе. Осознание качеств настоящего друга. Повышение самооценки.

    Занятие 20. Мои друзья. Развитие коммуникативных навыков.

    Занятие 21. Чего я боюсь? Развитие умения распознавать свои школьные страхи. Ознакомление со способами их преодоления. Снижение школьной тревожности.

    Занятие 22. На ошибках учатся. Осознание неизбежности совершения ошибок и развитие  умения извлекать из них пользу. Снижение школьной тревожности.

    Занятие 23. Рисуем проблему. Ослабление негативных эмоций и снижение тревожности.

    Занятие 24. Работа с негативными переживаниями. Повышение эмоциональной устойчивости. Формирование навыков принятия собственных негативных эмоций. Формирование умения адекватно воспринимать обидные замечания.

    Занятие 25. Ставим цели. Осмысление личных целей на период обучения в 5 классе.

    Занятие 26. Мы и наш класс. Развитие навыков группового взаимодействия. Сплочение классного коллектива.

    Раздел 3. Развитие познавательных процессов.

    Занятие 27. "Мышление - это успех!" Развитие образного мышления, пространственного восприятия, мелкой моторики руки и личностной сферы.

    Занятие 28. Учимся мыслить играя. Развитие аналитических способностей, внимания, наблюдательности,  зрительно-моторной координации, личностной сферы.

    Занятие 29. Лабиринты мышления. Развитие внимания, памяти, мышления, личностной сферы.

    Занятие 30. Письмо рисунками. Развитие умения передавать идеи и мысли при помощи символов. Развитие личностной сферы.

    Занятие 31. Эстафета слов. Развитие слуховой памяти, внимания, логического мышления. Развитие личностной сферы.

    Занятие 32. «Быть внимательным – здорово!». Развитие внимания, памяти, личностной сферы.

    Раздел 4. Итоговая диагностика.

    Занятие 33.  Диагностика адаптивных возможностей. Определение  уровня школьной тревожности, учебной мотивации и эмоционального развития.

    Занятие 34. Диагностика уровня развития коммуникативных навыков. Определение особенностей развития коммуникативных навыков.

    Занятие 35. Диагностика уровня развития познавательной сферы. Определение уровня развития мыслительных операций, пространственно-временных представлений, аттентивно-мнестических процессов.

    Тематическое планирование

    Раздел

    Тема

    Кол-во часов

    Дата

    По факту

    1.

    Входящая диагностика

    Диагностика адаптивных возможностей.

    1

    2.

    Диагностика уровня развития коммуникативных навыков.

    1

    3.

    Диагностика уровня развития познавательной сферы.

    1

    4.

    Развитие адаптивных возможностей и коммуникативной культуры

    «Здравствуй, 5 класс!»

    1

    5.

    «Разрешите представиться!»

    1

    6.

    «Вот я какой!»

    1

    7.

    «Я в мире людей».

    1

    8.

    Узнай свою школу.

    1

    9.

    Что поможет мне учиться?

    1

    10.

    Легко ли быть учеником?

    1

    11.

    Трудно ли быть настоящим учителем?

    1

    12.

    Интервью с учителем.

    13.

    Поведение и культура.

    1

    14.

    Общение в моей жизни.

    1

    15.

    Общение и уважение.

    1

    16.

    «Конфликт – неизбежность или…»

    1

    17.

    Способы решения конфликтов.

    1

    18.

    «Комплимент – дело серьёзное?»

    1

    19.

    «А без друзей на свете трудно жить».

    1

    20.

    Мои друзья.

    1

    21.

    Чего я боюсь.

    1

    22.

    На ошибках учатся.

    1

    23.

    Рисуем проблему.

    1

    24.

    Работа с негативными переживаниями.

    1

    25.

    Ставим цели.

    1

    26.

    Мы и наш класс

    1

    27.

    Развитие познавательных процессов.

     "Мышление - это успех!"

    1

    28.

    Учимся мыслить играя.

    1

    29.

    Лабиринты мышления.

    1

    30.

    Письмо рисунками.

    1

    31.

    Эстафета слов.

    1

    32.

    «Быть внимательным – здорово!»

    1

    33.

    Итоговая диагностика.

    Диагностика адаптивных возможностей.

    1

    34.

    Диагностика уровня развития коммуникативных навыков.

    1

    35.

    Диагностика уровня развития познавательной сферы.

    1

    Система условий реализации коррекционного курса

     

    Материально-техническое обеспечение:

    1. Канцелярские товары (тетрадь, ручка, простой карандаш, набор цветных карандашей, акварельные краски, маркеры, ватманы, бумага А4).

    2. Диагностический инструментарий.

    3.Дидактический материал.

    4. Мультимедийные презентации.

    5. Мультимедийное оборудование (персональный компьютер).

    Учебно-методическое обеспечение:

    1. Зверева Н. Тренинг социальной адаптации для людей с ограниченными возможностями. – М.: Речь, 2008. – 176 с.
    2. Зак А. З. Совершенствование познавательных умений у детей 5-12 лет. – М.: Московский психолого-социальный институт: Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999.
    3. Завьялова Т.П., Стародубцева И.В. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников. – М.: АРКТИ, - 2008.
    4. Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. – М.: Генезис, 2003. – 122 с
    5. Коробкина С. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5, 10 классы): система работы с детьми. ФГОС. – М.: Учитель, 2017. – 261с.
    6. Коноваленко С. В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. – М.: Эксмо, 2000.
    7. Юдина Н. Программа «Навстречу»:  воспитание коммуникативной культуры у учащихся 5- 6 классов. Школьный психолог №12 2007.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Адаптированная рабочая программа логопедического сопровождения учащихся с нарушением чтения и письма, обусловленным задержкой психического развития «Говори, пиши, читай» 3«А» и 4«А» класс

    У детей все чаще и чаще стали выявляться признаки сочетанного нарушения речевого и психического развития, которые заставляют модифицировать привычные формы, методы и содержание коррекционно-логопедиче...

    Рабочая программа коррекционного курса "Веселое развитие" для обучающихся 2 класса с задержкой психического развития.

    Рабочая программа коррекционного курса «Веселое развитие» (2 класс) разработана в соответствии с тре­бованиями федерального государственного образовательного стандарта начального...

    Рабочая программа коррекционного курса "Веселое развитие" для обучающихся 3 класса с задержкой психического развития.

    Рабочая программа коррекционного курса «Веселое развитие» (3 класс) разработана на основе рекомендаций территориальной ПМПК и ПМПк образовательной организации, комплексной диагностики особ...

    Рабочая программа коррекционного курса "Веселое развитие" для обучающихся 4 класса с задержкой психического развития.

    Рабочая программа коррекционного курса «Веселое развитие» (4 класс) разработана на основе рекомендаций территориальной ПМПК и ПМПк образовательной организации, комплексной диагностики особ...

    Рабочая программа коррекционного курса "Веселое развитие" для обучающихся 1 класса с задержкой психического развития.

    Рабочая программа коррекционного курса «Веселое развитие» (1 класс) разработана в соответствии с тре­бованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общег...

    Рабочая программа коррекционно - развивающей работы по "Преодолению трудностей в обучении" для обучающихся 4 классов с задержкой психического развития.

    Рабочая программа коррекционно - развивающей работы по "Преодолению трудностей в обучении" для обучающихся 4 классов с задержкой психического развития в образовательном процессе в рамках реа...