Рабочая программа коррекционного курса "Веселое развитие" для обучающихся 4 класса с задержкой психического развития.
рабочая программа по психологии
Рабочая программа коррекционного курса «Веселое развитие» (4 класс) разработана на основе рекомендаций территориальной ПМПК и ПМПк образовательной организации, комплексной диагностики особенностей личности ребенка, учебно-методического комплекса «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 4 класс» /сост. Е. В. Языканова. - 9-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательство «Экзамен», 2015.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_korrektsionnogo_kursa_veseloe_razvitie_4_klass.docx | 53.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры Протокол № _______от «__»________ 201 г. | «Согласовано» _________________________ (подпись курирующего заместителя директора) «__»____________201 г. | «Утверждено» приказом директора гимназии от «__»__________201 г. №___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционного курса «Веселое развитие»
обучающейся 4д класса с задержкой психического развития
на 2018/2019 учебный год
для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы
обучающихся с задержкой психического развития
Составитель: Подоксенова Ирина Владимировна
педагог-психолог МБОУ гимназии г. Советский
2018 – 2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса «Веселое развитие» (4 класс) разработана на основе рекомендаций территориальной ПМПК и ПМПк образовательной организации, комплексной диагностики особенностей личности ребенка, учебно-методического комплекса «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 4 класс» /сост. Е. В. Языканова. - 9-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательство «Экзамен», 2015.
Нормативно-правовая база для разработки программы
Нормативно-правовой и документальной основой рабочей программы являются:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Письмо МОН РФ от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
с задержкой психического развития
Дети с задержкой психического развития (ЗПР) - многочисленная категория, разнородная по своему составу. Часть из них имеет негрубые нарушения со стороны центральной нервной системы, вследствие ее раннего органического поражения. У других детей задержка психического развития возникает на фоне функциональной незрелости ЦНС.
Учащихся с задержкой психического развития отличают ярко выраженные особенности познавательной деятельности: низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы: в частности, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов); некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя); речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности, спонтанная речь отличается бедностью словаря; интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная активность очень слабая и нестойкая; запоминание механическое. Эти учащиеся характеризуются эмоциональной неустойчивостью, наличием импульсивных реакций, неадекватной самооценкой, преобладанием игровой мотивации.
Психологическое представление
Фамилия, имя, отчество | |
Дата рождения | |
Место проживания | |
Образовательное учреждение, класс | МБОУ гимназия г. Советский, 4д класс |
Год поступления в школу | 2018 год |
Образовательная программа | Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с ЗПР (вариант 7.2) |
Поведение ребёнка в процессе обследования.
При проведении психологического обследования охотно идет на сотрудничество. Контакт свободный на протяжении всего исследования. К результатам своего труда критична. К похвале относится адекватно.
Особенности эмоционально-волевой сферы.
Нервно-психическое состояние хорошее. Отмечается излишняя активированность и суетливость.
Запас общих представлений об окружающем мире соответствует возрасту испытуемой. У Марии отмечаются хорошие способности к суждению, самостоятельному принятию решений. Субтестовый показатель «словарный» (4 балла при норме 9.2 и выше) находится в зоне дефекта, что свидетельствует о низком словарном запасе.
Особенности восприятия.
Перцептивные способности, включенные в зрительное узнавание знакомых предметов и умение дифференцировать существенное от второстепенного соответствуют возрастной норме развития, что свидетельствует о хорошей наблюдательности испытуемой. Так же отмечается умение организовывать отдельные части сюжета в единое целое, что говорит о способности к пониманию причинно-следственных отношений, умении выстраивать темпоральные цепочки.
Цвета в пределах цветового ряда Люшера различает. Геометрические фигуры знает не все (не знает ромб и многоугольник). Восприятие пространственных отношений сформировано хорошо. Во времени ориентируется недостаточно (не знает времена года по месяцам).
Особенности внимания.
Показатель концентрации активного внимания, сообразительности, а также качество и объем активного внимания развиты в соответствии с возрастными особенностями обследуемой и соответствуют среднему уровню развития.
Особенности памяти.
Объем непосредственного запоминания соответствует нормативам: после первого предъявления воспроизводит 6 слов из 10. Мнестическая кривая эффективна – 6, 8, 10. Однако кратковременная оперативная память развита слабо (6 баллов при норме 7.2 и выше), что свидетельствует об отсутствии смысловой обработки информации при запоминании.
Особенности мышления.
Отмечается сформированность умения работать с понятиями, выявлять разные логико-функциональные отношения в понятиях, анализировать, обобщать. Конструктивное мышление развито в соответствии с возрастом испытуемого, что свидетельствует о хорошей способности к синтезу отдельных элементов в единое целое.
Переносный смысл идиом на уровне метафор доступен, а из трех предложенных пословиц понимает переносный смысл только одной, широко известной, но на тавтологическом уровне.
Развитие графической деятельности и мелкая моторика руки соответствует возрасту испытуемой.
Заключение: по среднестатистическим нормативам методики Векслера интеллектуальное развитие соответствует среднему уровню (IQ=95). При этом как вербальный, так и невербальный интеллект находятся в зоне возрастной нормы (ВИП= 91; НИП=100).
Анализируя данные интеллектуального развития, были выделены следующие «проблемные» точки: ограниченность словарного запаса, слабо развитая кратковременная оперативная память.
Цель и задачи коррекционного курса
Цель программы: развитие и коррекция познавательных процессов у учащихся 4 класса с ЗПР.
Задачи программы:
Обучающие:
- формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
- углубление и расширение знаний учащихся исходя из интересов и специфики их способностей.
Развивающие:
- формирование и развитие логического мышления;
- развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);
- развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);
- развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
- развитие речи и словарного запаса учащихся;
- развитие быстроты реакции;
- развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, произвольность, самоконтроль).
Воспитательные:
- формирование положительной мотивации к учению;
- формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам.
Общая характеристика коррекционного курса
Рабочая программа коррекционного курса «Веселое развитие» (для учащихся 4 класса с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)), ориентирована на оказание помощи и поддержки учащимся, имеющим трудности в формировании познавательной сферы. Данная программа способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в учебно-игровой деятельности и направлена на развитие познавательных процессов у детей с задержкой психического развития.
Место коррекционного курса в учебном плане
Программа рассчитана на детей 4 класса, обучающихся по адаптированным общеобразовательным программам начального общего образования, разработанным на основании специальных (коррекционных) программ (ЗПР). Согласно индивидуальному учебному плану реализация рабочей программы коррекционного курса рассчитана на 68 часов с периодичностью занятий два раза в неделю. Время занятий составляет 30 мин.
Формы и методы работы, структура коррекционного курса
Структура программы коррекционного курса включает в себя следующие разделы:
- Входящая диагностика (3 часа);
- Развитие познавательных процессов (60 часов);
- Итоговая диагностика (3 часа);
- Резерв (2 часа).
Развитие коммуникативных и познавательных способностей у детей по программе «Веселое развитие» осуществляется через индивидуальные или групповые занятия, которые проходят в форме игровой деятельности, беседы. Также на занятиях используются мультимедийные презентации развивающей направленности. Занятия построены так, что один вид деятельности сменяется другим – это позволяет сделать работу динамичной и менее утомительной.
Все задания в разделе «Развитие познавательных процессов» условно можно разбить на несколько направлений:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на развитие пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, умения копировать образец;
- задания на развитие мышления;
- задания на развитие речи, обогащение словарного запаса.
Эта классификация является условной, поскольку все познавательные процессы представляют собой единую систему и, следовательно, на каждом занятии развиваются в комплексе.
Занятия данного раздела имеют определённую структуру, которая включает:
- вводную часть,
- основную,
- заключительную.
Задача вводной части направлена на тренировку элементарных мыслительных операций, на активизацию мыслительной деятельности, на создание у учащихся определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно.
«Разминка» вводной части занимает 5 минут, в течение которых в быстром темпе дети отвечают на достаточно лёгкие вопросы, которые способны вызвать интерес, и рассчитаны на сообразительность (шарады, загадки, ребусы, логические задачи, «хитрые» вопросы).
Задача основной части – развитие познавательных процессов. Продолжительность основной части – 20 минут.
Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов и в самооценивании учащихся. В конце каждого занятия предлагается таблица для оценки выполненных заданий. Детям следует закрасить прямоугольники. Если ученик считает, что выполнил задание правильно, то он закрашивает прямоугольник зеленым цветом. Если сомневается в правильности решения – красным. При оценивании занятия психологом: задание выполнено верно – прямоугольник также закрашивается зеленым, если допущена ошибка – красным. Ребёнок самостоятельно ищет свои ошибки, или психолог объясняет, в чём они заключаются. Так формируются навыки контроля и самоконтроля, которые делают ученика субъектом учебной деятельности. Чем чаще ученик занимается самооценкой, тем увереннее он становится субъектом обучения. Продолжительность заключительной части – 5 минут.
Содержание рабочей программы коррекционного курса «Веселое развитие» определяют следующие принципы:
- Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи. Этот принцип является основополагающим, так как эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы.
- Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить учащихся с проблемами в обучении умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.
- Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся:
- системность: задания располагаются в определённом порядке – один вид деятельности сменяет другой;
- принцип «спирали»: в занятиях задания повторяются;
- принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются по мере их овладения. Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.
4. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.
5. Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.
6. Деятельностный принцип. Занятия способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка. Ученик сам оценивает свою деятельность в конце каждого занятия в специальной таблице.
Таким образом, достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Планируемые результаты коррекционного курса и
оценка их эффективности
Результатами коррекционно-развивающих занятий по программе «Веселое развитие» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Учащиеся должны знать / уметь:
- логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
- сравнивать предметы, понятия;
- выделять существенные признаки и закономерности предметов;
- обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;
- определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;
- концентрировать, переключать своё внимание;
- копировать, различать цвета, анализировать и удерживать зрительный образ;
- самостоятельно выполнять задания;
- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
- решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать;
- находить несколько способов решения задач.
Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов необходимо проводить комплексную входящую и итоговую диагностику, результаты которой заносятся в «Карту индивидуального развития ребенка».
Педагогом-психологом проводится анализ продуктивности совместной работы с ребенком и составляется дальнейший алгоритм коррекционно-развивающей деятельности с учётом выводов и рекомендаций проделанной работы, а также в целях преемственности психологического сопровождения ребенка.
Сроки | Вид диагностики | Задачи | Содержание | Формы |
Сентябрь | Входящая | Определение уровня сформированности познавательных процессов. | - Тест интеллектуального развития Д. Векслера; - Цветные прогрессивные матрицы Дж. Равена; - методика «10 слов»; - методика исследования пространственно-временных представлений (Семаго); -методика «Существенные признаки», - методика «Исключение лишнего», - тест Тулуз-Пьерона, - методика по определению способности понимания переносного смысла пословиц и метафор. | Тестирование |
Май | Итоговая | Определение уровня сформированности познавательных процессов. | - Тест интеллектуального развития Д. Векслера; - Цветные прогрессивные матрицы Дж. Равена; - методика «10 слов»; - методика исследования пространственно-временных представлений (Семаго); -методика «Существенные признаки», - методика «Исключение лишнего», - тест Тулуз-Пьерона, - методика по определению способности понимания переносного смысла пословиц и метафор. | Тестирование |
Содержание коррекционного курса
Раздел 1. Диагностика
Занятие 1. Диагностика интеллектуального развития. Определение актуального уровня развития.
Занятие 2. Диагностика уровня развития памяти и внимания. Определение особенностей развития аттентивно-мнестических процессов.
Занятие 3. Диагностика уровня развития мыслительных операций, пространственно-временных представлений. Определение уровня развития мыслительных операций и пространственно-временных представлений.
Раздел 2. Развитие познавательных процессов.
Занятие 4. Вводное занятие. Знакомство. Установление правил поведения на занятии.
Занятие 5. Учимся мыслить играя. Развитие аналитических способностей, внимания, наблюдательности, зрительно-моторной координации, личностной сферы.
Занятие 6. «Ну-ка, отгадай!». Развитие мышления, внимания, личностной сферы.
Занятие 7. Учимся обобщать и находить закономерности. Развитие вербального мышления (обобщение), опосредованной памяти, связной речи, пополнение словарного запаса. Развитие личностной сферы.
Занятие 8. Учимся думать логично. Развитие вербально-логического мышления (умения устанавливать связи между понятиями), устойчивости внимания, зрительно-моторной координации, личностной сферы.
Занятие 9. «Данетка». Развитие логического мышления, способности отыскивать критерии классификации любых объектов окружающего мира, внимания, личностной сферы.
Занятие 10. «Я луна, а ты звезда». Развитие логического мышления, быстроты реакции, личностной сферы.
Занятие 11. Логический порядок. Развитие способности к классификации, абстрагированию, концентрации внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, личностной сферы.
Занятие 12. Лабиринты мышления. Развитие внимания, памяти, мышления, личностной сферы.
Занятие 13. Понятийное мышление. Отношение "целое-часть". Развитие логического мышления. Развитие понятийного мышления (отношения "целое-часть"), осязательного восприятия, личностной сферы.
Занятие 14. Учимся находить противоположности. Развитие понятийного мышления, пространственных представлений, зрительной памяти, личностной сферы.
Занятие 15. Развиваем наглядно-образное мышление. Развитие наглядно-образного мышления, умения анализировать, зрительно-моторной координации, личностной сферы.
Занятие 16. Волшебный бинокль. Развитие творческого мышления, способности переводить идеи в образы. Развитие личностной сферы.
Занятие 17. Развиваем умение решать нестандартные задачи. Развитие мыслительных операций анализа, обобщения. Развитие внимания, наблюдательности, зрительно-моторной координации, личностной сферы.
Занятие 18. Академия логических задач. Развитие мыслительных операций анализа, обобщения. Развитие внимания, наблюдательности, зрительно-моторной координации, личностной сферы.
Занятие 19. Перепутанный рассказ. Развитие внимания, словесно-логического мышления и связной речи. Развитие личностной сферы.
Занятие 20. Составление слов. Развитие вербальной беглости и гибкости, способности составлять слова, используя ограниченный набор букв. Развитие личностной сферы.
Занятие 21. Зашифрованное слово. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Развитие личностной сферы.
Занятие 22. "Мышление - это успех!" Развитие образного мышления, пространственного восприятия и мелкой моторики руки, личностной сферы.
Занятие 23. Путешествие в Вообразилию. Развитие воображения, креативного мышления. Развитие личностной сферы.
Занятие 24. Нелогичные ассоциации. Развитие воображения, речи, памяти, навыка сопоставления. Развитие личностной сферы.
Занятие 25. Воображение, фантазия, творчество. Развитие воображения, общих свойств творческого мышления (беглости и гибкости). Развитие личностной сферы.
Занятие 26. Фантазируем с фантазией. Развитие воображения, творческих способностей. Развитие личностной сферы.
Занятие 27. Как из «мухи» сделать «слона». Развитие воображения, творческих способностей. Развитие личностной сферы.
Занятие 28. Пишем сказку. Развитие вербальной беглости. Развитие способности придумывать альтернативные окончания для сказок. Развитие личностной сферы.
Занятие 29. Словесное творчество. Развитие воображения и вербальной оригинальности. Развитие личностной сферы.
Занятие 30. Треугольный робот. Развитие невербальной гибкости и разработанности, умения создавать целое на основе имеющихся элементов, умения устанавливать связи между образной и вербальной информацией. Развитие личностной сферы.
Занятие 31. Забавы с геометрическими фигурами. Развитие умения использования имеющихся объектов для разных целей. Развитие личностной сферы.
Занятие 32. Письмо рисунками. Развитие умения передавать идеи и мысли при помощи символов. Развитие личностной сферы.
Занятие 33. Спрятавшиеся рисунки. Развитие образной беглости и гибкости. Развитие личностной сферы.
Занятие 34. Поиграем-помечтаем. Развитие воображения, творческого мышления, личностной сферы.
Занятие 35. Мир внимания. Развитие произвольного внимания и памяти. Развитие личностной сферы.
Занятие 36. Корректурная проба. Развитие устойчивости внимания. Развитие личностной сферы.
Занятие 37. Учимся быть внимательным. Развитие вербально-логического мышления (способности к классификации), быстроты реакции, внимания, личностной сферы.
Занятие 38. «Найди ошибки». Развитие внимания, личностной сферы.
Занятие 39. «Кодирование» слов с помощью цифр. Развитие концентрации и переключаемости внимания. Развитие личностной сферы.
Занятие 40. Развиваем внимание и наблюдательность. Развитие конструкторского мышления, пространственного восприятия, внимания, наблюдательности, мелкой моторики руки. Развитие личностной сферы.
Занятие 41. Произвольность внимания. Развитие произвольного внимания, памяти. Развитие графических навыков. Развитие личностной сферы.
Занятие 42. Концентрация, устойчивость, переключаемость внимания. Развитие устойчивости, концентрации, переключаемости внимания, самоконтроля, способности к обобщению, быстроты реакции, личностной сферы.
Занятие 43. «Быть внимательным – здорово!». Развитие внимания, памяти, личностной сферы.
Занятие 44. Внимание и ассоциативная память. Развитие вербально-логического мышления, внимания, ассоциативной памяти, зрительно-моторной координации, личностной сферы.
Занятие 45. «Пофантазируй сам!». Развитие воображения, образной памяти, личностной сферы.
Занятие 46. Тренируем слуховую память. Развитие логического мышления (способности к классификации, обобщению), слуховой памяти, личностной сферы.
Занятие 47. Эстафета слов. Развитие слуховой памяти, внимания, логического мышления. Развитие личностной сферы.
Занятие 48. Логическая цепочка. Развитие критического мышления, памяти, умения находить закономерность между предметами. Развитие личностной сферы.
Занятие 49. Тренируем зрительную память. Развитие логического мышления, зрительной памяти, пространственных отношений, личностной сферы.
Занятие 50. Тренируем тактильную память. Развитие логического мышления, тактильной памяти, личностной сферы.
Занятие 51. Формирование навыков запоминания. Развитие понятийного мышления (обобщения, умения устанавливать связи между понятиями). Формирование навыков запоминания. Развитие личностной сферы.
Занятие 52. Зрительное восприятие. Развитие объемного мышления, мелкой моторики руки, ориентации в пространстве. Развитие личностной сферы.
Занятие 53. Восприятие и глазомер. Развитие глазомера и внимания. Развитие личностной сферы.
Занятие 54. Незаконченные изображения. Развитие воображения, ориентации в пространстве, объемного мышления, мелкой моторики руки. Развитие личностной сферы.
Занятие 55. Восприятие информации на слух. Развитие слухового внимания, восприятия, смысловой памяти. Развитие личностной сферы.
Занятие 56. Слово в слове. Развитие внимания, восприятия, умения составлять анаграммы. Развитие личностной сферы.
Занятие 57. Ориентация в пространстве и времени. Развитие зрительного и слухового восприятия, памяти, пространственных представлений, временных отношений. Развитие личностной сферы.
Занятие 58. Развиваем тактильное и зрительное восприятие в пространстве. Развитие наглядно-образного мышления, тактильного и зрительного восприятия, мелкой моторики руки. Развитие личностной сферы.
Занятие 59. Пальчиковая гимнастика. Развитие мелкой моторики руки, творческой фантазии и воображения, способности к концентрации и распределению внимания. Развитие личностной сферы.
Занятие 60. Выложи из палочек. Развитие наглядно-образного мышления, зрительного восприятия, способности к концентрации и распределению внимания, мелкой моторики руки. Развитие личностной сферы.
Занятие 61. Волшебные бусинки. Развитие мелкой моторики руки, творческой фантазии и воображения, зрительного восприятия. Развитие личностной сферы.
Занятие 62. Графические игры. Развитие мелкой моторики руки, личностной сферы.
Занятие 63. Развиваем зрительно-моторную координацию. Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, быстроты реакции, зрительно-моторной координации, личностной сферы.
Раздел 3. Итоговая диагностика.
Занятие 64. Диагностика интеллектуального развития. Определение актуального уровня развития после коррекционно-развивающих занятий.
Занятие 65. Диагностика уровня развития памяти, внимания. Определение уровня сформированности аттентивно-мнестических процессов.
Занятие 66. Диагностика уровня развития мыслительных операций, пространственно-временных представлений. Определение уровня развития мыслительных операций и пространственно-временных представлений.
Раздел 4. Резерв.
Занятие 67. Резервный урок.
Занятие 68. Резервный урок.
Тематическое планирование
Названия тем являются «условными», так как на каждом занятии происходит развитие познавательных процессов в комплексе (мышления, внимания, памяти, зрительно-моторной координации, пространственных представлений), а не одного какого-то процесса.
№ | Раздел | Тема | Кол-во часов | Дата |
По факту | ||||
1. | Входящая диагностика | Диагностика интеллектуального развития. | 1 | |
2. | Диагностика уровня развития памяти и внимания. | 1 | ||
3. | Диагностика уровня развития мыслительных операций, пространственно-временных представлений. | 1 | ||
4. | Развитие познавательных процессов. | Вводное занятие. Установление правил поведения на занятии. | 1 | |
5. | Учимся мыслить играя. | 1 | ||
6. | «Ну-ка, отгадай!» | 1 | ||
7. | Учимся обобщать и находить закономерности. | 1 | ||
8. | Учимся думать логично. | 1 | ||
9. | «Данетка». | 1 | ||
10. | «Я луна, а ты звезда». | 1 | ||
11. | Логический порядок. | 1 | ||
12. | Лабиринты мышления. | 1 | ||
13. | Понятийное мышление. Отношение "целое-часть". | 1 | ||
14. | Учимся находить противоположности. | 1 | ||
15. | Развиваем наглядно-образное мышление. | 1 | ||
16. | Волшебный бинокль. | 1 | ||
17. | Развиваем умение решать нестандартные задачи. | 1 | ||
18. | Академия логических задач. | 1 | ||
19. | Перепутанный рассказ. | 1 | ||
20. | Составление слов. | 1 | ||
21. | Зашифрованное слово. | 1 | ||
22. | "Мышление - это успех!" | 1 | ||
23. | Путешествие в Вообразилию. | 1 | ||
24. | Нелогичные ассоциации. | 1 | ||
25. | Воображение, фантазия, творчество. | 1 | ||
26. | Фантазируем с фантазией. | 1 | ||
27. | Как из «мухи» сделать «слона». | 1 | ||
28. | Пишем сказку. | 1 | ||
29. | Словесное творчество. | 1 | ||
30. | Треугольный робот. | 1 | ||
31. | Забавы с геометрическими фигурами. | 1 | ||
32. | Письмо рисунками. | 1 | ||
33. | Спрятавшиеся рисунки. | 1 | ||
34. | Поиграем – помечтаем. | 1 | ||
35. | Мир внимания. | 1 | ||
36. | Корректурная проба. | 1 | ||
37. | Учимся быть внимательным. | 1 | ||
38. | «Найди ошибки». | 1 | ||
39. | «Кодирование» слов с помощью цифр. | 1 | ||
40. | Развиваем внимание и наблюдательность. | 1 | ||
41. | Произвольность внимания. | 1 | ||
42. | Концентрация, устойчивость, переключаемость внимания. | 1 | ||
43. | «Быть внимательным – здорово!» | 1 | ||
44. | Внимание и ассоциативная память. | 1 | ||
45. | «Пофантазируй сам!» | 1 | ||
46. | Тренируем слуховую память. | 1 | ||
47. | Эстафета слов. | 1 | ||
48. | Логическая цепочка. | 1 | ||
49. | Тренируем зрительную память. | 1 | ||
50. | Тренируем тактильную память. | 1 | ||
51. | Формирование навыков запоминания. | 1 | ||
52. | Зрительное восприятие. | 1 | ||
53. | Восприятие и глазомер. | 1 | ||
54. | Незаконченные изображения. | 1 | ||
55. | Восприятие информации на слух. | 1 | ||
56. | Слово в слове. | 1 | ||
57. | Ориентация в пространстве и времени. | 1 | ||
58. | Развиваем тактильное и зрительное восприятие в пространстве. | 1 | ||
59. | Пальчиковая гимнастика. | 1 | ||
60. | Выложи из палочек. | 1 | ||
61. | Волшебные бусинки. | 1 | ||
62. | Графические игры. | 1 | ||
63. | Развиваем зрительно-моторную координацию. | 1 | ||
64. | Итоговая диагностика. | Диагностика интеллектуального развития. | 1 | |
65. | Диагностика уровня развития памяти и внимания. | 1 | ||
66. | Диагностика уровня развития мыслительных операций, пространственно-временных представлений. | 1 | ||
67. | Резерв. | Резервный урок. | 1 | |
68. | Резервный урок. | 1 |
Система условий реализации коррекционного курса
Материально-техническое обеспечение:
1. Канцелярские товары (тетрадь, ручка, простой карандаш, набор цветных карандашей, пальчиковые и акварельные краски).
2. Специализированные методические материалы и наглядные пособия.
3. Диагностический инструментарий.
4. Раздаточный материал.
6. Мультимедийные презентации.
7. Мультимедийное оборудование (персональный компьютер).
Учебно-методическое обеспечение:
1. Винокурова Н. К.Развиваем способности детей. 3 класс: Рабочая тетрадь. – М.: Росмэн- Пресс, 2004.
2. Гатанов Ю. Б. Курс развития творческого мышления (по методу Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли). Для детей 7-10 лет. Методическое руководство. – СПб, ГП «ИМАТОН», 1999.
3. Зак А. З. Совершенствование познавательных умений у детей 5-12 лет. – М.: Московский психолого-социальный институт: Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999.
4. Крупенчук О. И. Рисуем по клеточкам. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.
5. Коноваленко С. В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. – М.: Эксмо, 2000.
6. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 2007.
7. Языканова Е. В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс. ФГОС. – 11-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2015.
8. Языканова Е. В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 4 класс. ФГОС. – 9-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционно-логопедического курса для учащихся с задержкой психического развития и тяжелым нарушением речи (ЗПР и ТНР)
Данная программа осуществляет коррекцию устной и письменной речи у детей с заключением ЗПР, ТНР в начальных классах....
Рабочая программа коррекционного курса "Веселое развитие" для обучающихся 2 класса с задержкой психического развития.
Рабочая программа коррекционного курса «Веселое развитие» (2 класс) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального...
Рабочая программа коррекционного курса "Веселое развитие" для обучающихся 3 класса с задержкой психического развития.
Рабочая программа коррекционного курса «Веселое развитие» (3 класс) разработана на основе рекомендаций территориальной ПМПК и ПМПк образовательной организации, комплексной диагностики особ...
Рабочая программа коррекционного курса "Первый раз в пятый класс" для обучающихся 5 класса с задержкой психического развития.
Рабочая программа коррекционного курса «Первый раз в пятый класс» (для учащихся 5 класса с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) разработана на основе рекомендаций территориальной ПМП...
Рабочая программа коррекционного курса "Веселое развитие" для обучающихся 1 класса с задержкой психического развития.
Рабочая программа коррекционного курса «Веселое развитие» (1 класс) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общег...
Рабочая программа коррекционно - развивающей работы по "Преодолению трудностей в обучении" для обучающихся 4 классов с задержкой психического развития.
Рабочая программа коррекционно - развивающей работы по "Преодолению трудностей в обучении" для обучающихся 4 классов с задержкой психического развития в образовательном процессе в рамках реа...
Адаптированная рабочая программа для учащихся 5-6 классов с задержкой психического развития
Общие положенияРабочая программа коррекционно-развивающего курса для обучающихся 5-9 классов с задержкой психического развития (далее ЗПР) составлена в соответствии с требованиями адаптированной основ...