Главные вкладки

    Рабочая программа коррекционно-логопедического курса для учащихся с задержкой психического развития и тяжелым нарушением речи (ЗПР и ТНР)
    рабочая программа

    Булгакова Анастасия Сергеевна

    Данная программа осуществляет коррекцию устной и письменной речи у детей с заключением ЗПР, ТНР в начальных классах.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_zpr_tnr.doc444 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

    «Рассмотрено»                                                                                                 «Согласовано»                                                                          «Утверждаю»

     Руководитель ШМО                                                                                 Заместитель  директора                                                         Директор МБОУ БСОШ  №1  

    ________/ Алексеенко О.А./                                                                     по УВР МБОУ БСОШ №1                                                    __________  /Шащенко М.В./                                                      

    Протокол № ___  от                                                                                   __________ /Кубатина  И.А./                                                «___» ____________  2017г.                                  

    «___» ____________ 2017г.                                                                    «___» ____________  2017г.

     Рабочая программа  

    коррекционно – логопедического курса

    для учащихся с  

      задержкой психического развития

    и тяжелым нарушением речи

     (ЗПР и ТНР)

    Составитель: А.С. Булгакова

                                                                                                             учитель – логопед

                                   

                                         2017-18 учебный год

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Данная  программа коррекционно-логопедической работы составлена по заключению районной ПМПК и  индивидуального плана развития обучающихся.

    Цель:  коррекция нарушений устной и письменной речи у обучающихся  1 класса общеобразовательной школы, имеющих логопедическое заключение ЗПР + ТНР.

    Задачи: 

    1. Устранение дефектов произношения.
    2. Развитие фонематического анализа и синтеза.
    3. Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова, предложения и текста.
    4. Формирование и развитие грамматически правильной речи.
    5. Формирование и развитие выразительной связной речи.
    6. Обогащение словарного запаса.
    7. Развитие фонематического восприятия.
    8. Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем.
    9. Развитие и уточнение пространственно – временных ориентиров.
    10. Развитие анализаторов, участвующих в акте письма: слухового, зрительного, кинестетического.
    11. Развитие познавательных процессов: зрительного внимания, слухового внимания, слуховой и зрительной памяти, логического мышления.

    Требования к результатам обучения обучающихся к концу учебного года:

    При завершении этапа коррекционно-логопедической работы у обучающихся должны быть:

    • сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;
    • восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
    • уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учетом программных требований (называть звуки, из которых состоит слово, давать им характеристику (гласные – ударные и безударные; согласные – звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), делить слова на слоги, ставить ударение; определять количество букв и звуков в слове, определять границу слов);
    •  поставлены и отдифференцированы все звуки;
    • уточнены и активизированы имеющийся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
    • уметь писать большую букву в начале предложения, ставить пунктуационные знаки конца предложения;
    • списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв;
    • правильно читать плавным слоговым чтением тексты при темпе чтения вслух от 30-40 слов.

           Программа рассчитана на 65 часов, будет реализовываться на групповых коррекционно-логопедических занятиях 2 раза в неделю по 40 минут.

     Расписание занятий: вторник, четверг.

    Учебно-тематический план

    № п/п

    Разделы программы

    1

    Звук. Слово. Предложение. Слова – предметы, признаки, действия.

    2

    Гласные звуки и буквы.

    3

    Согласные звуки и буквы.

    4

    Итоговая диагностика.

        Планируемые результаты.

    В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с задержкой психического развития в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.

    Личностные результаты должны отражать:

    -овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

    -владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

    -способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

    -формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 

    -осознание языка как основного средства человеческого общения;

    -понимание того, что правильная устная речь – это показатель индивидуальной культуры человека;

    -способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

    -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

    Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.

    Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с ОВЗ.

    Минимальный уровень:

    Достаточный уровень:

    • выполнять по словесной инструкции учителя действия, повторяющиеся каждый день;
    • называть предметы и соотносить их с картинками;
    • употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям;
    • правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;
    • сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников.
    • выполнять задания по словесной инструкции;
    • называть предметы и действия, соотносить их с картинками;
    • внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова;
    • соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;
    • сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников.

    Состав базовых учебных действий обучающихся.

    Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

    Личностные базовые учебные действия:

    - осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;

    - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

    - самостоятельность в выполнении учебных заданий;

    - понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении;

    -стремление к безопасному поведению в природе и обществе.

    Регулятивные  базовые учебные действия:

    - входить и выходить из учебного помещения со звонком;

    - ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

    - пользоваться учебной мебелью;

    - адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)

    - работать с учебными принадлежностями (инструментами);

    - организовывать рабочее место;

    - передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

    - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

    - активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;

    - оценивать действия одноклассников;

    - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

    Познавательные базовые учебные действия:

    -выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

    - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

    -пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

    -уметь читать  и писать;

    -наблюдать;

    -называть предметы и соотносить их с картинками;

    -работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.

    Коммуникативные базовые учебные действия:

    -вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);

    -использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

    - обращаться за помощью и принимать помощь;

    -слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

    -договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

                                                       

                                                                                     Календарно – тематическое планирование логопедических занятий для 1 класса.                        

    № п/п

    Тема

    Содержание

    Развитие неречевых                  процессов

                              Планируемые результаты

     

    Количество часов

    Предметные  действия

    Базовые  универсальные учебные действия

    1

    Звук. Слово. Предложение.

    Знакомство с органами речи. Представление о речи.                     Выделение предложения в потоке речи.                                              Схематическая запись предложений. Точка.

     № 1.  Упражнения артикуляционной гимнастики.                № 2. Пальчиковая гимнастика.                № 3. Дыхательная гимнастика.        Отработка понятий «правый» и «левый».

    П – научится писать изученные  буквы.

    П- вычленять отдельные звуки в словах.

    К- участие в диалоге (понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения).

    Л- Осваивает роли ученика; формируется интерес (мотивация) к учению.

    Р - умение видеть ошибку и исправлять её по указанию учителя.

    1

    2

    Слова – предметы.

    Слова, отвечающие на вопрос КТО? ЧТО? Расширение словаря.                       Главные слова в предложении.

    Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.                                         Игра «Что это?»

    П-  - различать на слова – предметы

    1

    3

    Слова – действия.

    Слова, отвечающие на вопрос: ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ?                   Глагол. Выделение из речи слов, обозначающих действия предметов. Составление схемы предложения. Связь слов в предложении. Постановка вопросов к словам, входящим в предложение.                          

    Развитие слухового внимания. Задание «Выбери слова-действия».                                          Отработка понятий «правый» и «левый».

    П-  - различать на слова отвечающие на вопрос что делает?  

    П- получит представление о слогообразующей роли гласных.

    П - Слова главные и зависимые

    1

    4

    Слова – признаки.

    Слова, отвечающие на вопрос: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? Уточнение и активизация словаря. Описание предметов по величине, цвету, форме, вкусу и т. д.                        Постановка вопросов к словам, входящим в предложение.                       Слова главные и зависимые

    № 1, № 2, № 3                           Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления.                                    Игра «Кубики».                                

    П - выделять в словах отдельные звуки.

    П –  выделять слова – признаки.

     

    Л- чувство необходимости учения. 

    Р- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.

     

    К- эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества.

    1

    5

    Слова – предметы, действия, признаки.

    Связь слов в предложении. Постановка вопросов к словам, входящим в предложение.                       Слова главные и зависимые. Составление схемы предложения.

    Развитие ориентировки в пространстве.                                 Упражнение «Крестики».

    П- находить связь слов в предложении. П-  различать слова – предметы, действия, признаки.

    1

    6

    Звук и буква А.                    «Фрукты».                                              

    Выделение звука из слова.                «Фрукты».                                               Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

    Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления.                                    Игра «Дополни до ….». «Корректурная проба». Графический образ буквы. Упражнение «Найди и закрась букву».

    П – научится писать букву а.

    П--вычленять отдельные звуки в словах. П – научится писать изученную  букву.

    П- вычленять отдельные звуки в словах.

    Л- чувство необходимости учения. 

    Р- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.

     

    К- эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества.

    1

    7

    Звук и буква о.                       «Овощи».

    Выделение звука из слова.              «Овощи» .                                              Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.                                                  Составление простых предложений по вопросам.

    Упражнение «Найди и закрась букву».                                              «Корректурная проба».    

    П – научится писать изученную  букву.

    П- вычленять отдельные звуки в словах.

    П-  - различать на слух и при произношении гласных и согласных.

    П- получит представление о слогообразующей роли гласных.

    П- научится выполнять простой анализ и синтез ряда гласных.

    К- участие в диалоге (понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения).

    Л- Осваивает роли ученика; формируется интерес (мотивация) к учению.

    Р - умение видеть ошибку и исправлять её по указанию учителя.

    1

    8

    Звук и буква У.                          

    Выделение звука из слова.                 «Фрукты» — овощи. Огород».                            Предлоги НА, В, ПОД.

     

    Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений («на», «над», «под», «за» и т.д.). Упражнение «Копирование точек».

    1

    9

    Звуки и буквы А, О, У. «Деревья».

    Анализ и синтез ряда гласных.           «Деревья».                                                   Предлоги ПО, ЗА, НА.                                      Наречия ВЫСОКО, НИЗКО, ВВЕРХУ.

    Упр. № 1, № 2, № 3                           Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления.                                    Игра «Кубики».                                

    1

    10

    Звук и буква Э.                    «Цветы».

    Выделение первого ударного звука в слове.                                                      «Цветы» .                                              Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.                                                   Составление простых предложений по вопросам, по картинке.

    № 1, № 2, № 3                     Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Лабиринты». Графический образ буквы. Упражнение «Найди и закрась букву». «Корректурная проба».

    П - выделять в словах отдельные звуки.

    П – научится писать изученную  букву.

    П-  научится подбирать слова с заданным звуком.

    Л - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

    К - слушать и понимать речь других.

    Р- работать с учебными принадлежностями  и  организовывать рабочее место под руководством учителя.

    1

    11

    Звук и буква Ы.                   «Птицы».

    Выделение звука из слова.                  «Птицы».                                          Именительный падеж, множественное число существительных.                                  

    Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.

    Упражнение «Составление фигуры из разрозненных деталей»

    1

    12

    Звук и буква И.                      «Птицы».

    Выделение первого ударного звука в слове.                                                          «Птицы».                                                          Именительный падеж, множественное число существительных.                                     Составление простых предложений по вопросам, по картинке.

    № 1, № 2, № 3                            Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания.                        Упражнение «Красно-черные пары».                                      «Корректурная проба».

    П - выделять в словах отдельные звуки.

    П – научится писать изученную  букву.

    П-  научится подбирать слова с заданным звуком.

    Л - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

    К - слушать и понимать речь других.

    Р- работать с учебными принадлежностями  и  организовывать рабочее место под руководством учителя.

    1

    13

    Звуки И-Ы. Буквы И-Ы.

    Анализ и синтез ряда гласных.      «Осень».                                                     Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде.

    № 1, № 2, № 3                                 Упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала.           Упражнение «Двойная стимуляция памяти». «Корректурная проба».

     П – писать изученные буквы;

    П-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

    Р- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

    К- обращаться за помощью и принимать помощь;

    1

    14

    Гласные звуки и буквы. «Осень».

    Выделение звука из слова.                  Выделение ударного звука в слове.     «Осень».                                                Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде.

    Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.

    П- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

    К- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

    Р- работать с учебными принадлежностями  и  организовывать рабочее место под руководством учителя.

    2

    15

    Звуки М-М*.Буква М. «Ягоды».

    Начало, середина, конец слова.    Анализ обратного слога типа АМ.     «Ягоды».                                                 Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде.

    Развитие восприятия и ориентировки в пространстве.                                       Отработка понятий «левый»-«правый».                                       Графический образ буквы. Упражнение «Найди и закрась букву».

    П-  научится подбирать слова с заданным звуком.

    П- устанавливать количество звуков в слове, характеризовать их.

    К - слушать и понимать речь других.

    Р – учиться работать по предложенному учителем плану.

    Л - ценит и принимает следующие базовые ценности: «добро», «терпение».

    1

    16

    Звуки Н-Н*. Буква Н.              «Лес».

    Начало, середина, конец слова. Анализ прямого слога типа НА. «Лес».                                                          Предлоги К, ОТ, С, СО, ИЗ. Составление простых предложений по демонстрируемым действиям.

    Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.

    Упражнение «Составление узоров из геометрических фигур.

    1

    17

    Звуки  П-П*. Буква П. «Грибы».

    Начало, середина, конец слова. Анализ слога ПИ.                                     «Грибы».                                                   Предлоги К, ОТ, С, СО, ИЗ. Составление простых предложений по демонстрируемым действиям.

    Звуко-слоговой анализ и синтез.                                 Упражнение «Пирамидки».                                                                          

    П-  научится подбирать слова с заданным звуком.

    П- устанавливать количество звуков в слове, характеризовать их.

    К - слушать и понимать речь других.

    Р – учиться работать по предложенному учителем плану.

    Л - ценит и принимает следующие базовые ценности: «добро», «терпение».

    1

    18

    Звуки Т-Т*. Буква Т. «Инструменты».

    Анализ слова типа ТОМ. «Инструменты».                                        Усвоение притяжательных местоимений МОЙ- МОЯ-МОЁ в сочетании с существительными.

    Звуко-слоговой анализ и синтез.                                 Упражнение «Сложение».

    1

    19

    Звуки К-К*. Буква К.  «Транспорт».

    Анализ слова типа КОТ.              «Транспорт».                                    Употребление глаголов, образованных посредством приставок ( выехал-подъехал-съехал).

    № 1, № 2, № 3                     Упражнения на развитие фонематического слуха, памяти, внимания. Графический образ буквы.  Упражнение «Коврики».

    П-  научится подбирать слова с заданным звуком.

    П- устанавливать количество звуков в слове, характеризовать их.

    К - слушать и понимать речь других.

    Р – учиться работать по предложенному учителем плану.

    Л - ценит и принимает следующие базовые ценности: «добро», «терпение».

    1

    20

    Звуки Х-Х*. Буква Х. «Продукты».

    Анализ слова типа МУХА. «Продукты».                                       Образование относительных прилагательных.

    Развивать зрительное внимание и восприятие.

    1

    21

    Звуки С-С*. Буква С. «Обувь».

    Анализ слова типа СТОП, СТУК. «Обувь».                                                          Усвоение притяжательных местоимений МОЙ- МОЯ-МОЁ в сочетании с существительными. Составление простых предложений.

    Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.

    Развитие внимания. Упражнения, направленные на увеличение объема внимания.

    П-  научится подбирать слова с заданным звуком.

    П- устанавливать количество звуков в слове, характеризовать их.

    К - слушать и понимать речь других.

    Р – учиться работать по предложенному учителем плану.

    Л - ценит и принимает следующие базовые ценности: «добро», «терпение».

    1

    22

    Звуки З-З*. Буква З. «Одежда».

    Анализ слова типа ЗАМОК, ТАЗИК. «Одежда».                                              Усвоение притяжательных местоимений МОЙ- МОЯ-МОЁ в сочетании с существительными.

    Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания.       Графический образ буквы. Упражнение «Найди и закрась букву».          

    1

    23

    Звуки С-З (С*-З*).                   «Обувь, одежда».

    Анализ слова типа СТОП, ЗАМОК. «Обувь». «Одежда».                                      Усвоение притяжательных местоимений МОЙ- МОЯ-МОЁ в сочетании с существительными.

    Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания. Графический образ буквы. Упражнение «Найди и закрась букву».

    П- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

    человеческого общения.

    К- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

    Р- работать с учебными принадлежностями  и  организовывать рабочее место под руководством учителя;

    2

    24

    Звуки Б-Б*. Буква Б. «Домашние животные».

    Анализ слова типа СОБАКА.  «Домашние животные». Существительные с уменьшительно –ласкательными суффиксами.

    Усиление концентрации слухового внимания. Графический образ буквы. Упражнение «Найди и закрась букву». «Корректурная проба».

    П - выделять в словах отдельные звуки.

    П – научится писать изученную  букву.

    Л - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

    К - слушать и понимать речь других.

    1

    25

    Звуки П –Б.Буквы П- Б. «Домашние животные».

    Анализ слова типа СОБАКА. «Домашние животные». Существительные с уменьшительно –ласкательными суффиксами.

    Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания.

    П- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

    К- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

    Р- работать с учебными принадлежностями  и  организовывать рабочее место под руководством учителя;

    1

    26

    Звуки Л-Л*. Буква Л.                  «Дикие животные».

    Анализ слов типа ЛАМПА, ПЛИТА, КАТАЛА.                                                 «Дикие животные» . Существительные с уменьшительно –ласкательными суффиксами.

    Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания.                       Упражнение «Красно-черные пары». «Корректурная проба».

    П - выделять в словах отдельные звуки.

    П – научится писать изученную  букву.

    П-  научится подбирать слова с заданным звуком.

    Л - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

    К - слушать и понимать речь других.

    2

    27

    Звук Ш. Буква Ш.   «Школьные принадлежности».

    Анализ слов типа КОШКА, УШЛА.    «Школьные принадлежности». Существительные в винительном, дательном, творительном падежах.

    Развитие  мышления и обогащение лексики.         Упражнение «Третий лишний».                                  Графический образ буквы. Упражнение «Найди и закрась букву».                      

    1

    28

    Звук Ж .Буква Ж.                      «Животные жарких стран».

    Анализ слова типа ЖАСМИН. «Животные жарких стран». Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.                                                    

    Развитие навыков ориентировки в пространстве.                              Упражнение «Заполни квадраты».  

    П - выделять в словах отдельные звуки.

    П – научится писать изученную  букву.

    Л - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

    К - слушать и понимать речь других.

    1

    29

    Звуки Ш-Ж.. Буквы Ш –Ж.. «Животные жарких стран».

    Анализ слов типа КОШКА, ЖАСМИН.                                             «Животные жарких стран». Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.                                                    Составление простых предложений по вопросам, по картинке.

    Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания.

    П- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

      

    К- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

    Р- работать с учебными принадлежностями  и  организовывать рабочее место под руководством учителя;

    2

    30

    Звуки В-В*.Буква В. «Посуда».

    Анализ слов типа ВОЛК,СОВУШКА. «Посуда».                                       Существительные в винительном, дательном, творительном падежах.      

    Развитие  мышления и обогащение лексики.     Упражнение «Продолжи ряд».                                

    П - выделять в словах отдельные звуки.

    П – научится писать изученную  букву.

    П-  научится подбирать слова с заданным звуком.

    Л - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

    К - слушать и понимать речь других.

    1

    31

    Звуки Ф-Ф*. Буква Ф. «Мебель».

    Анализ слов типа ФЛАКОН, КОФТА, ФАНТИК.                                               «Мебель».                                              

    Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания

    1

    32

    Звуки В – Ф. Буквы В-Ф. «Мебель».

    Анализ слов типа ФЛАКОН, СОВУШКА.                                                 «Мебель».                                            Согласование числительных с существительными.                        Составление простых предложений по картинке.

    Звуко-слоговой анализ и синтез.                             Упражнение «Распутай слоги».                      

      П- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

    Р- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

    К- обращаться за помощью и принимать помощь.

    2

    33

    Звуки Д-Д*. Буква Д.   «Рыбы».

    Анализ и синтез слова типа ПОДУШКА.                                             «Рыбы».                                                 Согласование числительных с существительными.                                

    Упражнения для развития мышления.

    1

    34

    Звуки Т – Д. Буквы Т – Д. «Рыбы».

    Анализ и синтез слов типа ПОДУШКА, ПЛИТА.                               «Рыбы».                                                                          

    Развитие зрительного внимания. Упражнение « Фотограф», «Волшебные точки»

    П- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

    Л - положительное отношение к окружающей действительности осознание языка как основного средства человеческого общения.

    К- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

    Р- работать с учебными принадлежностями  и организовывать рабочее место под руководством учителя;

    2

    35

    Звуки Г-Г*. Буква Г.     «Времена года».

    Анализ слов типа ПИРОГИ, КНИГА.  «Времена года» .                         Существительные в винительном, дательном, творительном падежах.

    Развитие памяти. Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов.                      Упражнение «Вставь буквы».                      

    1

    36

    Звуки К-Г. Буквы К-Г.

    Анализ слов типа ПИРОГИ, КАПУСТА.                                       «Времена года» .                            Существительные в винительном, дательном, творительном падежах.  

    Упражнения для развития мышления.

    1

    37

    Звуки Р-Р*. Буква Р. «Праздники».

    Анализ слов типа СТРАНА, ПИРОГИ.                                             «Праздники».                                        Существительные в винительном, дательном, творительном падежах.  

    Упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала.                      Упражнение «Нелогичные парные ассоциации слов».

    П- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

    Л - положительное отношение к окружающей действительности осознание языка как основного средства человеческого общения.

    К- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

    Р- работать с учебными принадлежностями  и организовывать рабочее место под руководством учителя;

    2

    38

    Звуки Р- Л. Буквы Р-Л. «Праздники».

    Анализ слов типа СТРАНА, РИСОВАЛА.                                   «Праздники».                                                               Существительные в винительном, дательном, творительном падежах.  

    Развитие зрительного внимания. Упражнение «Кольчуги».

    1

    39

    Звук Й. Буква Й.                             «Наш город».

    Анализ слов типа КРАСНЫЙ, ЗМЕЙ. «Наш город».                                              Усвоение наиболее доступных антонимических отношение между словами (высокий – низкий).

    Упражнения на осознанное восприятие. Упражнение «Неправильная буква».

    П - выделять в словах отдельные звуки.

    П – научится писать изученную  букву.

    П-  научится подбирать слова с заданным звуком.

    П- научится различать заглавную буквы от других.

    Л - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

    К - слушать и понимать речь других.

     

    2

    40

    Буква Я.                                   «Домашние и дикие животные».

    Анализ слова типа ЯМА.                   «Домашние животные».                            «Дикие животные».                                            Употребление притяжательных прилагательных (волчий, лисий).

    Упражнения на осознанное восприятие.

    1

    41

    Буква Ю.                      «Профессии».

    Анализ слова типа ЮЛА.     «Профессии».                                         Практическое овладение глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени.

    Развитие произвольности.                       Игра «Хитрые картинки».

    П - выделять в словах отдельные звуки.

    П – научится писать изученную  букву.

    П-  научится подбирать слова с заданным звуком.

    П- научится различать заглавную буквы от других.

    Л - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

    К - слушать и понимать речь других.

     

    1

    42

    Буква Е.                                  «Птицы».

    Анализ слова типа ЕЖИ.                     «Птицы».                                           Составление простых предложений по вопросам, по картинке.

    Упражнения на осознанное восприятие.

    1

    43

    Буква Ё.                        «Времена года».

    Анализ слова типа ЁРШ.                       «Времена года».                            Составление простых предложений по картинке.

    № 1, № 2, № 3                          Развитие внимания.        Упражнения, направленные на увеличение объема внимания.                                      

    П - выделять в словах отдельные звуки.

    П- научится различать твердые и мягкие согласные.

    П-  научится подбирать слова с заданным звуком.

    П- научится различать заглавную буквы от других.

    Л - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

    К - слушать и понимать речь других.

    Р- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

    1

    44

    Гласные буквы Я, Ю. Е, Е, И.

    Анализ слов типа Нина, Лена, Аня.    Уточнение роли гласных букв Я , Е. Ю. Е, И в обозначении мягкости согласных звуков на письме.

    Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления.

    1

    45

    Буква Ь.                           «Насекомые».

    Анализ слова типа СЕМЬЯ.    «Насекомые».                                     Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде.

    Развитие приемов, позволяющих увеличивать объем запоминаемого материала.

    1

    46

    Буква Ъ.                                               «Сад – огород».

    Анализ слова типа ПОДЪЁМ.                      «Сад- огород».                                Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.                                                            

    Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления.

    1

    47

    Звук Ц. Буква Ц.                       «Деревья – цветы».

    Анализ и синтез слова типа ЦАПЛИ.           «Деревья». «Цветы» .                           Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.                                                  Составление простых предложений по картинке.

    Развитие зрительного внимания.                   Упражнение «Бусы».                  

    П- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

    Л - положительное отношение к окружающей действительности осознание языка как основного средства человеческого общения.

    К- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

    Р- работать с учебными принадлежностями (учебник, наглядный материал, и организовывать рабочее место под руководством учителя;

    1

    48

    Звуки С – Ц. Буквы С – Ц. «Деревья – цветы».

    Анализ и синтез слов типа ЦАПЛИ, КАПУСТА.                                             «Деревья». «Цветы» .                            Составление простых предложений по картинке.

    Развитие зрительного внимания.                   Упражнение «Найди такую же».                  

    1

    49

      Звук Щ. Буква Щ.                «Ягоды».

    Анализ слова типа ЩЕНОК.  «Ягоды».                                                Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде.

    Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления.

    П- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

      П- научится различать заглавную буквы от других.

    К - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);

    Л- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей.

    1

    50

    Звук Ч. Буква Ч.                      «Ягоды».

    Анализ слова типа ЧАЙКА.                             «Ягоды».                                              Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде.

    Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления.

    1

    51

    Звуки Ч-Щ. Буквы Ч-Щ. «Насекомые».

    Анализ слов разного звуко-слогового состава.                                                                                      Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде.

    Развитие зрительного восприятия. Игры:                                                                «Найди отличия»,                                       «Чем отличаются?»,                                    «Что изменилось?»,                                       «Что пропало?».

    1

    52

    Звуки Ч-Ц. Буквы Ч-Ц. «Лето».

    Анализ слов разного звуко-слогового состава.                                                        «Лето».                                                                     Практическое овладение глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени.

    Формирование приемов самоконтроля.

    П - выделять в словах отдельные звуки.

    П – научится писать изученную  букву.

    П- списывать с печатного текста.

     П- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

    Л - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

    К - слушать и понимать речь других.

    1

    53

    Звуки Ч – Т*. Буквы Ч –Т. «Лето».

    Анализ слов разного звуко-слогового состава.                                                             «Лето».                                                                   Практическое овладение глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени.

    Развитие внимания и зрительного восприятия.                                                       «Описание сюжетной картины «Лето». Развитие логического мышления.  Загадки. Кроссворд.

    1

    54

    Итоговое занятие. Согласные звуки и буквы.

    Анализ слов разного звуко-слогового состава.                                              Составление простых предложений по картинке.                                                        

    Развитие зрительного внимания.                   Упражнение «Конструктор».  

    П – научится узнавать все знакомые буквы.

    П -    писать изученные буквы и сравнивать их.

    Р - умение видеть ошибку и исправлять её по указанию учителя.

    К - слушать и понимать речь других.

    Л- проявляет уважение к учителю и одноклассникам.

    1

    55

    Итоговая диагностика.  

    Подведение итогов работы за год.

    2

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Данная  программа подгрупповой коррекционно-логопедической работы составлена по итогам диагностики, заключения ПМПК и на основе индивидуального плана развития обучающегося.

    Цель: коррекция нарушений устной и письменной речи у обучающихся 2-3 класса общеобразовательной школы, имеющих логопедическое заключение ЗПР + ТНР.

               Задачи: 

    1. Устранение дефектов произношения.
    2. Развитие фонематического анализа и синтеза.
    3. Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова, предложения и текста.
    4. Формирование и развитие грамматически правильной речи.
    5. Формирование и развитие выразительной связной речи.
    6. Обогащение словарного запаса.
    7. Развитие фонематического восприятия.
    8. Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем.
    9. Развитие и уточнение пространственно – временных ориентиров.
    10. Развитие анализаторов, участвующих в акте письма: слухового, зрительного, кинестетического.
    11. Развитие познавательных процессов: зрительного внимания, слухового внимания, слуховой и зрительной памяти, логического мышления.

    Требования к результатам обучения обучающихся к концу учебного года:

    При завершении этапа коррекционно-логопедической работы у обучающихся должны быть:

    • сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;
    • восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
    • уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учетом программных требований (называть звуки, из которых состоит слово, давать им характеристику (гласные – ударные и безударные; согласные – звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), делить слова на слоги, ставить ударение; определять количество букв и звуков в слове, определять границу слов);
    •  поставлены и отдифференцированы все звуки;
    • уточнены и активизированы имеющийся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
    • уметь писать большую букву в начале предложения, ставить пунктуационные знаки конца предложения;
    • списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв;
    • правильно читать плавным слоговым чтением тексты при темпе чтения вслух от 30-40 слов.

           Программа рассчитана на 65 часов, будет реализовываться на групповых  коррекционно-логопедических занятиях 2 раза в неделю по 40 минут.

     Расписание занятий: вторник, четверг.

        Планируемые результаты.

    В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.

    Личностные результаты должны отражать:

    -овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

    -владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

    -способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

    -формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 

    -осознание языка как основного средства человеческого общения;

    -понимание того, что правильная устная речь – это показатель индивидуальной культуры человека;

    -способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

    -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

    Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.

    Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с ОВЗ.

    Минимальный уровень:

    Достаточный уровень:

    • выполнять по словесной инструкции учителя действия, повторяющиеся каждый день;
    • называть предметы и соотносить их с картинками;
    • употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям;
    • правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;
    • сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников.
    • выполнять задания по словесной инструкции;
    • называть предметы и действия, соотносить их с картинками;
    • внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова;
    • соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;
    • сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников.

    Состав базовых учебных действий обучающихся.

    Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

    Личностные базовые учебные действия:

    - осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;

    - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

    - самостоятельность в выполнении учебных заданий;

    - понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении;

    -стремление к безопасному поведению в природе и обществе.

    Регулятивные  базовые учебные действия:

    - входить и выходить из учебного помещения со звонком;

    - ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

    - пользоваться учебной мебелью;

    - адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)

    - работать с учебными принадлежностями (инструментами);

    - организовывать рабочее место;

    - передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

    - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

    - активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;

    - оценивать действия одноклассников;

    - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

    Познавательные базовые учебные действия:

    -выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

    - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

    -пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

    -уметь читать  и писать;

    -наблюдать;

    -называть предметы и соотносить их с картинками;

    -работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.

    Коммуникативные базовые учебные действия:

    -вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);

    -использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

    - обращаться за помощью и принимать помощь;

    -слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

    -договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

                                                       

                                                   

     Календарно-тематичечкое планирование логопедических занятий для 2-3 классов

    № п/п

    Тема

    Содержание занятия

    Лексическая тема

    Планируемые результаты  

    Коррекция психических процессов

    Предметные  действия

    Базовые  универсальные учебные действия

    1

    Дифференциация букв о-а.

    Учить соотносить буквы и символы. Учить сравнивать буквы по начертанию, дифференцировать буквы в слогах, словах, предложениях и текстах. Развивать оптико-пространственные представления. Работа со словами-паронимами, различающимися буквами по теме.

    Погода. Высота солнца в разное время года.

    П- научатся навыкам слогового анализа и синтеза.

      П - выделять в словах отдельные звуки.

    П –  выделять слова – признаки.

    Л- чувство необходимости учения. 

    Р- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.

     

    К- эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества.

    Развитие логического мышления – разгадывание кроссворда. Развивать зрительное восприятие и моторную координацию – упр. «Буквенный дождь». Развивать зрительную память – вспомнить и назвать пары слов.

    2

    Дифференциация букв и-у.

    Учить соотносить буквы и символы. Учить сравнивать буквы по начертанию, дифференцировать буквы изолированно, в слогах, словах, предложениях и текстах. Развивать оптико-пространственные представления. Работа со словами-перевёртышами.

    Признаки лета. Летние месяцы.

      П – различать на слух, на письме данные буквы и звуки.  

    П-делать   обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

    Развитие логического мышления и зрительной памяти - раскладывание сюжетных картинок в соответствии с сюжетом рассказа, разгадывание загадок, игра «Что лишнее?», разгадывание кроссворда, упр. «Найди спрятанную среди букв фразу».

    3

    Дифференциация букв и-ш.

    Учить соотносить буквы и символы. Учить сравнивать буквы по начертанию, дифференцировать буквы изолированно, в слогах, словах, предложениях и текстах. Развивать оптико-пространственные представления.  Работа с изографами. Обучать навыкам слогового анализа и синтеза. Тренировать в языковом и звуковом анализе.

    Летние работы в деревне.

    П – различать на слух, на письме данные буквы и звуки.  

    П-делать   обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

    П-  научится подбирать слова с заданным звуком.

    П- устанавливать количество звуков в слове, характеризовать их.

    К - слушать и понимать речь других.

    Р – учиться работать по предложенному учителем плану.

    Л - ценит и принимает следующие базовые ценности: «добро», «терпение».

    Развитие зрительного восприятия и внимания – определение зашумленных букв.

    4

    Дифференциация букв б-д.

    Учить соотносить буквы и символы. Учить сравнивать буквы по начертанию, дифференцировать буквы изолированно, в слогах, словах, предложениях и текстах. Развивать оптико-пространственные представления. Работа со словами-паронимами.  

    Признаки осени. Осенние месяцы.

    Развитие логического мышления – разгадывание кроссворда.

    5

    Дифференциация букв Пп-Тт.

    Учить соотносить буквы и символы. Учить сравнивать буквы по начертанию, дифференцировать буквы изолированно, в слогах, словах, предложениях и текстах.  

    Осенние работы в поле.

    П- делать  обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

     

    К- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

    Р- работать с учебными принадлежностями  и  организовывать рабочее место под руководством учителя;

    Развитие зрительной и слуховой памяти – работа со скороговорками.

    6

    Дифференциация букв Лл-Мм.

    Учить соотносить буквы и символы. Учить сравнивать буквы по начертанию, дифференцировать буквы изолированно, в слогах, словах, предложениях и текстах. Развивать оптико-пространственные представления. Работа со словами-паронимами, со словами-перевёртышами.  

    Признаки зимы. Зимние месяцы.

    П-  научатся сравнивать буквы по начертанию, дифференцировать буквы изолированно, в слогах, словах, предложениях и текстах.

    П-  научится подбирать слова с заданным звуком.

    П- устанавливать количество звуков в слове, характеризовать их.

    Л - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

    К - слушать и понимать речь других.

    К- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

    Р- работать с учебными принадлежностями  и  организовывать рабочее место под руководством учителя;

    Развитие зрительного восприятия и логического мышления – составление из частей картинки.

    7

    Дифференциация букв Кк-Нн.

    Учить соотносить буквы и символы. Учить сравнивать буквы по начертанию, дифференцировать буквы изолированно, в слогах, словах, предложениях и текстах.  

    Труд людей зимой.

    Развитие логического мышления – разгадывание загадок, работа с чайнвордом.

    8

    Дифференциация букв Шш-Щщ.

    Учить соотносить буквы и символы. Учить сравнивать буквы по начертанию, дифференцировать буквы изолированно, в слогах, словах, предложениях и текстах.  

    Забота о птицах зимой.

    Развитие слухового внимания – «Подними символ буквы»

    9

    Дифференциация букв Ии-Цц.

    Учить соотносить буквы и символы. Учить сравнивать буквы по начертанию, дифференцировать буквы изолированно, в слогах, словах, предложениях и текстах.  

    Признаки весны. Весенние месяцы.

    П-  научатся сравнивать буквы по начертанию, дифференцировать буквы изолированно, в слогах, словах, предложениях и текстах.

    П-  научится подбирать слова с заданным звуком.

    П- устанавливать количество звуков в слове, характеризовать их.

    Л - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

    К - слушать и понимать речь других.

    К- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

    Р- работать с учебными принадлежностями  и  организовывать рабочее место под руководством учителя;

    Развитие логического мышления – упр. «Найди лишнее слово».

    10

    Дифференциация букв Цц-Щщ.

    Учить соотносить буквы и символы. Учить сравнивать буквы по начертанию, дифференцировать буквы изолированно, в слогах, словах, предложениях и текстах. Развивать оптико-пространственные представления. Обучать навыкам слогового анализа и синтеза. Тренировать в языковом и звуковом анализе.

    Первоцветы.

    Развитие кинетических представлений – упр. «Восстанови буквы и прочитай слова». Развитие логического мышления – разгадывание загадок; определение предмета по данным признакам. Развитие зрительного восприятия – упр. «Найди спрятавшиеся буквы».

    11

    Дифференциация букв З-Е.

    Учить соотносить буквы и символы. Учить сравнивать буквы по начертанию, дифференцировать буквы изолированно, в слогах, словах, предложениях и текстах.  

    Работа весной в саду.

    П- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

    К- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

    Р- работать с учебными принадлежностями  и  организовывать рабочее место под руководством учителя;

    Развитие пространственных представлений – определение направлений по стрелкам. Развитие логического мышления - разгадывание загадок.

    12

    Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия.

    Развитие артикуляционной моторики. Уточнение артикуляции смешиваемых звуков. Игры на слуховое и зрительное внимание и восприятие, развитие памяти и логического мышления.

    Город.

    П – научится писать изученные  буквы.

    П- вычленять отдельные звуки в словах.

    П-  - различать на слух и при произношении гласных и согласных.

    П- получит представление о слогообразующей роли гласных.

    П- научится выполнять простой анализ и синтез ряда гласных.

    К- участие в диалоге (понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения).

    Л- Осваивает роли ученика; формируется интерес (мотивация) к учению.

    Р - умение видеть ошибку и исправлять её по указанию учителя.

    13

    Звуки.

    Знакомство со звуками (речевыми и неречевыми). Дифференциация звуков.

    Село, деревня.

    14

    Гласные и согласные звуки.

    Гласные и согласные звуки речи, их дифференциация. Знакомство с символами и «опорами» для обозначения звуков на письме.

    Почта.

    15

    Дифференциация гласных А-Я, У-Ю, О-Ё, Ы-И, Э-Е.

    Гласные буквы. Дифференциация гласных звуков и букв. Выбор гласных букв для обозначения мягкости согласных на письме.

    Магазин, рынок.

    П- научатся дифференцировать данные буквы и звуки на письме и на слух;

    Р- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

    К- обращаться за помощью и принимать помощь;

    Развитие зрительного внимания – вставка пропущенных букв.

    16

    Дифференциация гласных А-Я.

    Гласная буква Я. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Я. Дифференциация гласных букв А-Я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.

    Правила поведения в общественных местах.

    П- научатся составлять предложения из данных слов.

    Развитие зрительного внимания – вставка пропущенных букв.

    17

    Дифференциация гласных У-Ю.

    Гласная буква Ю. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ю. Дифференциация гласных букв У-Ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.

    Больница.

    П – составлять  рассказа по картинкам.

    К - слушать и понимать речь других.

    Р – учиться работать по предложенному учителем плану.

    Л - ценит и принимает следующие базовые ценности: «добро», «терпение».

    Развитие зрительного внимания – вставка пропущенных букв.

    18

    Дифференциация гласных О-Ё.

    Гласная буква Ё. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ё. Дифференциация гласных букв О-Ё в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.

    Аптека.

    П – Образовывать  существительные при помощи суффиксов  -ОНОК-, -ЁНОК-, -ОК-, -ОЧЕК-. П- научатся согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

    Развитие логического мышления - разгадывание загадок и кроссвордов.

    19

    Дифференциация гласных Ы-И.

    Гласная буква И. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы И. Дифференциация гласных букв Ы-И в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.

    Библиотека.

    П – образовывать  существительные множественного числа. П - образование существительных мн. ч. уменьшительной формы.

    К- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

    Р- работать с учебными принадлежностями  и  организовывать рабочее место под руководством учителя;

    Развитие зрительного внимания – вставка пропущенных букв.

    20

    Дифференциация гласных Э-Е.

    Гласная буква Е. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Е.  

    Театр.

    П- Составление предложений из данных слов.

    П-  Дифференциация гласных букв в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.

    П- о бразование существительных множественного числа.

    П- Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

    П- Составление рассказа по картинкам.

    Развитие зрительного внимания – вставка пропущенных букв.

    21

    Мягкий знак.

    Мягкий знак, его соотнесение с символом и «опорой» для обозначения на письме. Знакомство со схемой слова, где имеется мягкий знак. Мягкий знак в функции разделения. Дифференциация мягкого знака в функции смягчения и разделения.

    Транспорт.

    К- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

    Р- работать с учебными принадлежностями  и  организовывать рабочее место под руководством учителя;

    Развитие зрительного восприятия и логического мышления – подбор пары слов к картинкам.

    22

    Звонкие и глухие согласные.

    Звонкие и глухие согласные. Дифференциация слогов и слов со звонкими и глухими согласными. Соотнесение согласных звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.  

    Правила дорожного движения.

    Развитие зрительного внимания – вставка пропущенных букв.

    23

    Звуки Б-П.

    Звуки Б-П, их дифференциация изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.   Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами.

    Овощи.

    П- Согласование слов в словосочетаниях и предложениях.

    П- Составление предложений из данных слов.

    П- Пересказ рассказа по памяти.

    П-  Дифференциация гласных букв в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.

    Л - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

    К - слушать и понимать речь других.

    Развитие зрительного внимания – вставка пропущенных букв.

    24

    Звуки В-Ф.

    Звуки В-Ф, их дифференциация изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.      

    Фрукты.

    К- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

    Р- работать с учебными принадлежностями  и  организовывать рабочее место под руководством учителя;

    Развитие зрительного внимания – вставка пропущенных букв.

    25

    Звуки Г-К.

    Звуки Г-К, их дифференциация изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.  

    Ягоды.

    Развитие зрительного внимания – вставка пропущенных букв.

    26

    Звуки Д-Т.

    Звуки Д-Т, их дифференциация изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.   Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами.

    Орехи.

    П- Пересказ рассказа по памяти.

    П-  Дифференциация гласных букв в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.

    П- Составление рассказа из данных предложений.

    П- Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.  

    Л- самостоятельность в выполнении учебных заданий;

    Р- - активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;

    К - -использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

    Развитие зрительного внимания – вставка пропущенных букв.

    27

    Звуки З-С.

    Звуки З-С, их дифференциация изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.  

    Грибы.

    Развитие зрительного внимания – вставка пропущенных букв.

    28

    Звуки Ж-Ш.

    Звуки Ж-Ш, их дифференциация изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.   Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.  

    Цветы.

    Развитие зрительного внимания – вставка пропущенных букв.

    29

    Лабиализованные гласные О-У.

    Закрепление знаний о гласных звуках О-У. Соотнесение звуков с символами и буквами. Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

    Семена цветковых растений, выращивание цветов.

    П - Подобрать к предложениям подходящие по смыслу слова.

    П- Подобрать к предложениям подходящие по смыслу слова.

    П- Составление словосочетаний.

      П-  Дифференциация гласных букв в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.

    П- Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.  

      Л- самостоятельность в выполнении учебных заданий;

    Р- - активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;

    К - -использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

    Развитие зрительного внимания – вставка пропущенных букв.

    30

    Лабиализованные гласные Ё-Ю.

    Буквы Ё-Ю. Соотнесение букв с символами. Дифференциация гласных букв  изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

    Комнатные растения.

    Развитие зрительного внимания – вставка пропущенных букв.

    31

    Дифференциация соноров Р-Л.

    Звуки Р-Л, их дифференциация  изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.  

    Полевые растения.

    Развитие зрительного внимания – вставка пропущенных букв.

    32

    Звуки Л-Й.

    Звуки Л-Й, их дифференциация  изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.

    Квартира, дом, комната.

    Развитие зрительного внимания – вставка пропущенных букв.

    33

    Дифференциация свистящих и шипящих звуков.

    Закрепление знаний о свистящих и шипящих звуках. Знакомство с понятиями «сложные» и «простые» звуки.

    Мебель. Уход за мебелью.

    П- Составление предложений на данную тему.

    П- Составление предложений на данную тему.

    П- Дифференциация свистящих и шипящих звуков.

    Л- чувство необходимости учения. 

    Р- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.

     

    К- эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества.

    Развитие зрительного внимания – вставка пропущенных букв.

    34

    Звуки С-Ш.

    Звуки С-Ш, их дифференциация изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами.

    Посуда. Уход и хранение посуды.

    Развитие зрительного внимания – вставка пропущенных букв.

    35

    Звуки З-Ж.

    Звуки З-Ж, их дифференциация изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами.

    Одежда на разные сезоны года.

    П- Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.

    П- Сочинение рассказа на данную тему.

      П- Дифференциация свистящих и шипящих звуков.

     

    П- Образование новых слов при помощи суффиксов.

    К- участие в диалоге (понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения).

    Л- Осваивает роли ученика; формируется интерес (мотивация) к учению.

    Р - умение видеть ошибку и исправлять её по указанию учителя.

    Развитие зрительного внимания – вставка пропущенных букв.

    36

    Звуки С-Ц.

    Звуки С-Ц, их дифференциация изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.  

    Уход за одеждой.

    Развитие зрительного внимания – вставка пропущенных букв.

    37

    Звуки ТС-Ц.

    Звуки ТС-Ц, их дифференциация изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.  

    Обувь. Уход и хранение обуви.

    Развитие зрительного внимания – вставка пропущенных букв.

    38

    Звуки Ч-Щ.

    Звуки Ч-Щ, их дифференциация изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.  

    Деревья. Части дерева.

    Развитие зрительного внимания – вставка пропущенных букв.

    39

    Звуки Ч-ТЬ.

    Звуки Ч-ТЬ, их дифференциация изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.  

    Хвойные деревья.

    П- Образование новых слов при помощи суффиксов.

    Р- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

    К- обращаться за помощью и принимать помощь;

    Развитие зрительного внимания – вставка пропущенных букв.

    40

    Звуки Ч-Ш.

    Звуки Ч-Ш

    Лиственные деревья.

      П- дифференциация изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.  

    П- Составление словосочетаний.

    П- Работа с деформированным предложением.

    П-  выделение звука на фоне слова, вычленение звука из начала и конца слова.

    К- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

    Р- работать с учебными принадлежностями  и  организовывать рабочее место под руководством учителя.

    Развитие зрительного внимания – вставка пропущенных букв.

    41

    Звуки Ч-Ц.

    Звуки Ч-Ц, их дифференциация изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.  

    Домашние животные: уход и содержание.

    Развитие зрительного внимания – вставка пропущенных букв.

    42

    Звук. Буква. Гласные-согласные звуки.

    Знакомство с речевыми звуками. Знакомство с гласными и согласными звуками. Развитие простых форм звукобуквенного анализа и синтеза. Работа над ритмической стороной речи.

    Дикие животные Севера.

    Определение смысловой ошибки в предложении.

    43

    Гласные звуки и буквы.

    Знакомство с гласными звуками и буквами. Работа над ритмической стороной речи. Слогообразующая роль гласных. Обозначение гласных на письме.

    Дикие животные средней полосы России.

    П- Работа с деформированным предложением. П - Выделение гласных звуков в словах, вычленение звука из начала и конца слова, определение количества и последовательности звуков в слове.

    К- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

    Р- работать с учебными принадлежностями  и  организовывать рабочее место под руководством учителя.

    Определение смысловой ошибки в предложении.

    44

    Согласные звуки и буквы.

    Знакомство с согласными звуками и буквами. Работа над ритмической стороной речи.

    Животные степей.

    П- Выделение согласных звуков в словах, вычленение звука из начала и конца слова, определение количества и последовательности звуков в слове, определение места звука в слове относительно других звуков.

    Л - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

    К - слушать и понимать речь других.

    Р- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

    Определение смысловой ошибки в предложении.

    45

    Звуко-буквенный анализ и синтез слов.

    Определение места  букв в слогах и словах. Работа со словами-перевёртышами. Развитие буквенного синтеза.

    Животные пустынь.

     

    П- Образование уменьшительной формы существительных.

    П- Слоговой анализ  и дифференциация одно-, двух- и трёхсложных слов.  

    П- Работа с деформированными предложениями.

    П- Составление словосочетаний.

      П- Дифференциация предлогов и приставок.

    Р- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

    К- обращаться за помощью и принимать помощь;

    Развитие логического мышления - разгадывание загадок.

    46

    Слог. Слоговой анализ и синтез.

    Фонематический анализ обратного и прямого слога. Дифференциация открытых и закрытых слогов. Знакомство с обозначением слогов при помощи схем.

    Животные жарких стран.

    Развитие логического мышления - разгадывание слоговиц и загадок, подбор слов к схемам.

    47

    Ударение. Ударный слог. Ударный гласный.

    Ударение и его роль в слове. Ударный гласный и ударный слог. Интонация. Соотнесение слов с ритмическими схемами. Определение ударного гласного и ударного слога. Безударный гласный.  

    Домашние птицы: уход и содержание.

    Р- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

    К- обращаться за помощью и принимать помощь;

    Развитие логического мышления - разгадывание загадок.

    48

    Дифференциация предлогов и приставок.

    Знакомство с предлогами: правописанием и их ролью в предложении. Знакомство с приставками: правописанием и местоположением в слове. Обозначение предлогов с помощью графической схемы.

    Дикие птицы: названия, внешний вид, места обитания.

    Развитие слухового внимания.

    49

    Развитие навыков языкового анализа и синтеза.

    Составление предложений из слов. Деление текста на предложения, предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки (буквы). Работа со схемами.

    Перелётные птицы.

    Развитие логического мышления -  установление логических связей  между словами внутри предложений и между предложениями внутри текста.

    50

    Родственные и однокоренные слова.

    Знакомство с понятием «родственное слово». Подбор родственных слов. Знакомство с однокоренными словами. Дифференциация однокоренных и родственных слов.  

    Зимующие птицы.

     

    П- Выбор допустимых в речи словосочетаний. Образование сложных слов.

    П- Образование новых слов при помощи приставок.

    П- Составление рассказа-описания по картинке.

    Развитие внимания и зрительного восприятия – нахождение по картинке родственных слов. Развитие логического мышления - разгадывание загадок.

    51

    Корень слова.

    Знакомство с понятием «корень».  Дифференциация однокоренных и родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня и правописание однокоренных и родственных слов.

    Насекомые.

    К- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

    Р- работать с учебными принадлежностями (учебник, наглядный материал, и организовывать рабочее место под руководством учителя;

    Формирование навыка слухового анализа и синтеза – нахождение в предложении на слух сложных слов.

    52

    Приставка.

    Знакомство с приставками. Нахождение приставки в словах. Графическое обозначение приставок. Правописание приставок. Работа с антонимами.

    Насекомые – вредители сада и огорода.

    Развитие слухового восприятия.

    53

    Суффикс.

    Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Нахождение суффиксов в словах.

    Полезные насекомые.

    П- Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

    П- Образование новых слов при помощи приставок и суффиксов.

    К- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

    Р- работать с учебными принадлежностями (учебник, наглядный материал, и организовывать рабочее место под руководством учителя;

    Развитие слухового внимания.

    54

    Морфологический состав слова.

    Закрепление знаний о корне, приставке и суффиксе. Формирование навыка разбора слов по составу. Уточнение значения слов. Работа с антонимами и синонимами.

    Рыбы.

    Развитие слухового восприятия.

    55

    Предлоги.

    Закрепление представлений о предлоге, как о целом слове. Выбор того или иного предлога.

    Личная гигиена.

    П- Употребление предложно-падежных конструкций.

    П- Составление предложений с использованием предлогов.

    К - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);

    Л- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей.

    Развитие понимания обращённой речи – выполнение действий по инструкции логопеда. Развитие пространственного восприятия. Развитие восприятия основных и оттеночных цветов.  Развитие логического мышления - разгадывание ребусов.

    56

    Слова-предметы.

    Знакомство со словами предметами. Обозначение изучаемых слов с помощью схемы. Обогащение номинативного словаря.

    Режим сна и бодрствования.

    П- Составление словосочетаний.

    Развитие слухового внимания.

    57

    Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа.

    Знакомство с понятием числа. Словоизменение. Устранение аграмматизма в устной речи. Формирование навыка образования форм единственного и множественного числа имён существительных.

    Здоровое питание.

    П- Развитие навыка словоизменения.

    К - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);

    Л- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей.

    Коррекция мышления – упр. «Что лишнее?».

    58

    Практическое употребление существительных разного рода.

    Знакомство с понятием рода. Тренировка в постановке вопроса к существительным различного рода, в разборе слова по составу. Обогащение словаря.

    Вредные привычки.

    П- Подбор слов - названий лиц противоположного пола.

    Развитие логического мышления - разгадывание кроссворда.

    59

    Употребление существительных в косвенных падежах.

    Знакомство с падежными формами имён существительных. Дифференциация именительного и винительного, родительного и винительного падежей. Формирование навыка словоизменения. Преодоление аграмматизма в устной речи.

    Здоровый образ жизни.

    П- Работа с деформированным текстом.

    Развитие слухового внимания – упр. «Хлопни в ладоши, если услышишь…».

    60

    Слова-признаки.

    Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предмету. Работа по словоизменению и словообразованию. Развитие навыка постановки вопроса к словам-признакам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов, со схемой.

    Семья. Родственные отношения.

    Вставка в предложения подходящих по смыслу слов, обозначающих признаки предметов.

    Развитие зрительного восприятия – подбор признаков к предметам, изображённым на картинках.

    61

    Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

    Развитие словаря признаков. Работа по словоизменению и словообразованию имён прилагательных с именами существительными в роде и числе. Работа с антонимами и синонимами.

    Семейные праздники.

    Изменение числа прилагательных и существительных в словосочетаниях.

    Развитие слухового внимания – выделение из текста на слух слов, обозначающих признаки предметов. Развитие зрительного восприятия - соединение точек и определение изображённого предмета.

    62

    Согласование прилагательных с существительными в падеже.

    Работа по согласованию прилагательных с существительными в падеже. Преодоление аграмматизма в устной речи.

    Защитники Отечества.

    Работа с деформированным текстом.

    К - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);

    Л- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей.

    Развитие слухового внимания.

    63

    Слова-действия.

    Знакомство с действиями предметов. Обогащение глагольного словаря. Развитие навыков словоизменения. Подбор действия к предмету. Соотнесение слов, обозначающих действия предмета, с графической схемой.

    Россия – наша Родина.

    Вставка подходящих по смыслу слов в предложение. Образование от существительных.

    Развитие логического мышления - разгадывание кроссворда и загадок. Развитие слуховой памяти - припоминание слов с последующей записью.

    64

    Согласование глагола с существительным в числе.

    Работа по словоизменению.  Согласование глагола с существительным в числе. Обогащение словаря действий. Преодоление аграмматизма в устной речи.

    Москва - столица России.

    Работа с деформированным текстом.

    Развитие слухового внимания.

    65

    Предложение.

    Итоговая диагностика.

    Соотнесение предложений с графической схемой. Знакомство со словосочетанием и предложением. Виды связи в словосочетаниях и предложениях. Дифференциация понятий: предложение - словосочетание – текст.

    Природа нашего края. Животные.

    Построение сложных предложений различного типа.

    Развитие слухового внимания.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.

    Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....

    Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно - практические действия» для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития

    Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...

    Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с задержкой психического развития 1 – 4 классы

    Рабочая программакоррекционно-развивающих занятийдля обучающихся с задержкой психического развития 1 – 4 классы...

    Рабочая программа коррекционно - логопедического курса для учащихся с Тяжелым нарушением речи (ТНР)

    Программа построена с учетом специфики усвоения материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются первичные нарушения: дефекты произношения и недостаточная сформированнос...

    Рабочая программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся с системным недоразвитием речи тяжелой степени при умственной отсталости по курсу «Речь и альтернативная коммуникация». 5-9 класс

    Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...

    Адаптированные рабочие программы по всем предметам для обучающихся с задержкой психического развития

    Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее –АООП ООО обучающихся с ЗПР) – это образовательная п...

    Статья по теме: « Пальчиковая гимнастика как одно из средств развития речи и мелкой моторики учащихся с задержкой психического развития ».

    В статье  кратко описываются особенности речевого и двигательного развития учащихся начальной школы с задержкой психического развития и  основные группы пальчиковых игр....