Адаптированная рабочая программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) по математике (по учебнику Мерзляк А.Г.) 5-6 класс
рабочая программа по математике (5, 6 класс)

Данная программа по математике составлена для обучающихся с ЗПР на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, материалов к проектированию АООП ООО ЗПР из ФРЦ ОВЗ.  В ней учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основ­ного общего образования; возрастные и психологические особенности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Она ориентирована на единую концепцию преподавания математики в школе, разработанной А. Г. Мерзляком, В. Б. Полонским, М. С. Якиром

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_dlya_zpr_5-6_kl.docx81.34 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОВОУСМАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

Новоусманского муниципального района Воронежской области

«Рассмотрено»

на заседании ШМО

Руководитель ШМО

__________Е.А. Беломыльцева

пр. № __ от «___» августа 2022г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

___________ Китаева И.Н.

«___» августа 2022г.

Утверждаю:

директор

_________ Золотых Б.В.

Пр. № __ от «___» августа 2022г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

основного общего образования

 обучающихся с задержкой психического развития

по учебному предмету «Математика»

ФГОС ООО ОВЗ

5-6 классы

на 2022 — 2023 учебный год

Учителя: Печенкина Ю.С.

2022 год

Пояснительная записка.

         Адаптированная рабочая программа по математике для 5-6 классов составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ   (в ред. от 02.03.2016 г.).
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 (ред. От 29.12.2014 г.) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  3. Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждѐнный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897»
  4. Авторская программа к учебному курсу алгебра на основе ФГОС (рабочие программы:   5 – 11 классы /А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир, Е. В. Буцко – М.: Вентана-граф, 2017. – 164 с.)
  5. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с задержкой психического развития федерального учебно-методического объединения по общему образованию
  6. Положение о Рабочей программе отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) педагога, реализующего ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новоусманская СОШ №3».

       

 Данная программа по математике составлена для обучающихся с ЗПР на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, материалов к проектированию АООП ООО ЗПР из ФРЦ ОВЗ.  В ней учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования; возрастные и психологические особенности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Она ориентирована на единую концепцию преподавания математики в школе, разработанной А. Г. Мерзляком, В. Б. Полонским, М. С. Якиром - авторами учебников, включённых в систему «Алгоритм успеха».  

Цели изучения математики:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами; переводить практические задачи на язык математики;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

Задачи изучения математики:

  • Формировать элементы самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
  • Развивать основы логического, знаково-символического и алгоритмического мышления; пространственного воображения; математической речи;
  • Развивать познавательные способности;
  • Воспитывать стремление к расширению математических знаний;
  • Способствовать интеллектуальному развитию, формировать качества личности, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственные математической деятельности: ясности и точности мысли, интуиции, логического мышления, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • Воспитывать культуру личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР.

Обучающиеся с ЗПР - это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития, нарушениями в организации деятельности и поведения.

           Программа направлена на преодоление трудностей в освоении содержания программы по предмету. Содержание и организация учебного процесса адаптирована с учетом следующих особенностей обучающихся: 

  • недостаточная познавательная активность в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью;
  • незрелость эмоций, воли, поведения;
  • ограниченный запас общих сведений и представлений;
  • бедный словарный запас, несформированность навыков интеллектуальной деятельности;
  • трудности словесно-логических операций;
  • недостаточность слухового, зрительного восприятия, пространственного синтеза, долговременной и кратковременной памяти;
  • отсутствие умения использовать вспомогательные средства для запоминания; неустойчивое внимание, повышенная отвлекаемость малый объём памяти, если они запомнили материал, то помнят его мало и неточно воспроизводят;
  • затруднения при воспроизведении учебного материала;
  • Слабая регуляция деятельности: не могут планировать, следовать намеченному плану, проводить самоконтроль;
  • несформированные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение);
  • долгая переключаемость с одного вида деятельности на другой;
  • плохо развитые навыки устной и письменной речи.

           У обучающихся с ЗПР сохраняется недостаточная целенаправленность деятельности, трудности сосредоточения и удержания алгоритма выполняемых учебных действий, неумение организовать свое рабочее время. Отмечаются трудности при самостоятельной организации учебной работы, стремление избежать умственной нагрузки и волевого усилия. Для подростков с ЗПР характерно отсутствие стойкого познавательного интереса, мотивации достижения результата, стремления к поиску информации и усвоению новых знаний.

Учебная мотивация у школьников с ЗПР остается незрелой, собственно учебные мотивы формируются с трудом и неустойчивые, их интересует больше внешняя оценка, а не сам результат, они не проявляют стремления к улучшению своих учебных достижений, не пытаются осмыслить работу в целом, понять причины ошибок.

           Работоспособность школьников с ЗПР неравномерна и зависит от характера выполняемых заданий. Они не могут долго сосредотачиваться при интенсивной интеллектуальной нагрузке, у них быстро наступает утомление, пресыщение деятельностью. При напряженной мыслительной деятельности, учащиеся не сохраняют продуктивную работоспособность в течение всего урока. При выполнении знакомых учебных заданий, не требующих волевого усилия, подростки с ЗПР могут оставаться работоспособными до конца урока. Особенности освоения учебного материала связаны с неравномерной обучаемостью, замедленностью восприятия и переработкой учебной информации, непрочность следов при запоминании материала.

Для обучающихся с ЗПР характерны трудности усвоения и оперирования понятиями, с трудом запоминают определения. Подростки с ЗПР продуктивнее усваивают материал с опорой на алгоритм, визуальной поддержкой, наличием смысловых схем.

Школьникам с ЗПР сложно сделать опосредованный вывод, осуществить применение усвоенных знаний в новой ситуации. Наблюдается затруднение понимания научных текстов, им сложно выделить главную мысль, разбить текст на смысловые части, изложить основное содержание.

           Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, направленный на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков в развитии, пробелов в знаниях и опирается на субъективный опыт школьников и связь с реальной жизнью. Содержание обучения в предлагаемой программе пересмотрено так, что формирование знаний и умений осуществляется на доступном для школьников уровне.  

           Учебный предмет «Математика» входит в предметную область «Математика и информатика», является обязательным для изучения. Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ на изучение математики в 5-6 классах основной школы отводится 5 часов в неделю в течение каждого года обучения, всего 340 уроков. Из них за каждый год обучения по 170 уроков. Уровень изучения предмета – базовый.

  1. Планируемые результаты освоения содержания предмета.

           Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

  • ответственное отношения к учению; уважительное отношение к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде;
  • готовность к общению и взаимодействию со сверстниками и взрослыми в условиях учебной деятельности;
  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
  • знание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

метапредметные:

регулятивные УУД

  • находить способы решения учебного задания, планировать результат;
  • ставить цель для решения учебной задачи;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей в соответствии с алгоритмом их выполнения;
  • осуществлять выбор способов решения учебных и познавательных задач;
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать способы решения задачи;
  • осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных требований;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным педагогом критериям;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

познавательные УУД

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • строить рассуждение от частных явлений к общим закономерностям;
  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
  • создавать вербальные, вещественные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
  • выполнять работу, опираясь на схему или алгоритм действия;
  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

коммуникативные УУД

  • участвовать в учебном взаимодействии в группе сверстников (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • представлять в устной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы речи в соответствии с коммуникативной задачей;
  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм.

Предметными результатами освоения учащимися в первый год обучения в основной школе программы по математике являются: 

Обучающийся научится:

  • ориентироваться в понятиях и оперировать ими на базовом уровне: натуральное число, квадрат и куб натурального числа; делимость натуральных чисел; выполнять арифметические действия с натуральными числами; применять при вычислениях переместительный, сочетательный законы (свойства) сложения и умножения, распределительный закон (свойство) умножения относительно сложения; сравнивать, округлять натуральные числа; осуществлять прикидку и проверку результатов вычислений;
  • ориентироваться в понятиях и оперировать ими на базовом уровне: доли, части, дробные числа, обыкновенная дробь; правильная и неправильная дробь, смешанное число; выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, сравнивать числа;
  • ориентироваться в понятиях и оперировать ими на базовом уровне: десятичная дробь, целая и дробная часть десятичной дроби, процент; выполнять сложение и вычитание десятичных дробей; округлять десятичные дроби (по образцу);
  • ориентироваться в понятиях и оперировать ими на базовом уровне: деление с остатком, делимость, делитель, кратное; использовать признаки делимости на 2, 3, 5, 9 и 10 при решении задач, при необходимости с опорой на алгоритм правила;
  • понимать и использовать при решении учебных и практических задач информацию, представленную в таблицах, схемах;
  • иметь представление о понятии «столбчатая диаграмма», понимать его смысл;
  • решать сюжетные задачи на все арифметические действия, интерпретировать полученные результаты; решать задачи следующих типов (при необходимости с использованием справочной информации): на нахождение части числа и числа по его части; на соотношение между величинами (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; данные бытовых приборов учета расхода электроэнергии, воды, газа);
  • распознавать простейшие фигуры: отрезок, прямая, луч, ломаная, угол; многоугольник, треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат; окружность, круг; куб, прямоугольный параллелепипед, пирамида; распознавать в окружающем мире;
  • изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью чертежных инструментов; выполнять измерение длин, расстояний, в том числе в практических ситуациях,
  • выполнять измерение площади фигуры на клетчатой бумаге; знать и применять при вычислениях формулы периметра, площадь прямоугольника, квадрата; вычислять объем и площадь поверхности куба, объем прямоугольного параллелепипеда (с опорой на справочную информацию).

Предметные результаты по итогам второго года изучения учебного предмета «Математика» должны отражать сформированность умений:

  • иметь представление о понятиях: множество, элемент множества, подмножество, пересечение, объединение множеств; множество целых чисел, множество рациональных чисел; ориентироваться в способах графического представления множеств;
  • ориентироваться в понятиях: высказывание, истинное высказывание, ложное высказывание; решать несложные логические задачи;
  • ориентироваться в понятиях и оперировать ими на базовом уровне: деление с остатком, остаток от деления; использовать деление с остатком при решении задач;
  • ориентироваться в понятиях: простое и составное число; находить разложение составного числа в произведение простых;
  • ориентироваться в понятиях и оперировать ими на базовом уровне: отрицательное число, целое число, модуль числа, противоположные числа; выполнять сравнение чисел с разными знаками, сложение, вычитание, умножение и деление чисел с разными знаками; представлять положительные и отрицательные числа на координатной прямой;
  • ориентироваться в понятиях и оперировать ими на базовом уровне: числовое выражение, значение числового выражения; находить значения числовых выражений, иметь представление о понятии  рациональное число; выполнять арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями; применять при вычислениях переместительный, сочетательный законы (свойства) сложения и умножения, распределительный закон (свойство) умножения относительно сложения; иметь представление о нахождении десятичных приближений обыкновенных дробей; округлении рациональных чисел; сравнении рациональных чисел; прикидке и оценивании результатов вычислений с рациональными числами;
  • решать сюжетные задачи на все арифметические действия, интерпретировать полученные результаты; решать задачи следующих типов: на проценты, отношения и пропорции; на соотношение между величинами (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; данные бытовых приборов учёта расхода электроэнергии, воды, газа);
  • иметь представление о понятии «круговая диаграмма», понимать его смысл; вычислять среднее арифметическое; выполнять измерение величин с помощью инструментов и приборов;
  • распознавать углы по видам: развернутый, прямой, тупой, острый; изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью чертежных инструментов; выполнять измерение и построение углов с помощью транспортира;
  • распознавать объемные фигуры: цилиндр, конус, сфера, шар; выделять их в окружающем мире; иметь представление о развертке прямоугольного параллелепипеда, вычислении объемов пространственных тел, составленных из кубов, прямоугольных параллелепипедов;
  • выполнять измерения и вычисления длин, расстояний, углов, площадей, необходимые в жизни; оценивать и сопоставлять (сравнивать) размеры реальных объектов;
  • распознавать на чертеже и в окружающем мире, изображать на плоскости с помощью чертежных инструментов и свойств клетчатой бумаги: параллельные прямые; перпендикулярные прямые; распознавать фигуру, симметричную данной фигуре относительно прямой, фигуру, симметричную данной фигуре относительно точки;
  • ориентироваться в понятиях и оперировать ими на базовом уровне: координатная (числовая) прямая, координата точки; определять координату точки на координатной прямой, отмечать точку по заданным координатам; приводить примеры использования координат на прямой и на плоскости (шкалы приборов, географические координаты на плане местности);
  • иметь представление о некоторых фактах из истории математики: истории появления цифр, букв, иероглифов в процессе счёта, истории появления систем счисления, арифметики натуральных чисел, некоторые старинные системы мер.

Система оценки достижений обучающихся с ОВЗ планируемых результатов освоения.

Виды контроля: входной, тематический, промежуточный.

Формы организации контроля: устный опрос, письменный опрос (контрольная работа,  тестовая работа, самостоятельная работа и проверочные работы на 15 – 20 минут с дифференцированным оцениванием).

Входной контроль осуществляется в начале года. Он позволяет оценить знания и умения учащихся, с которыми они пришли в класс и определить зону ближайшего и актуального развития.

Тематический контроль осуществляется по завершению темы. Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.

Промежуточный контроль осуществляется по завершению учебного года.

Оценка письменных работ учащихся.

Отметка «5»  ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью.
  • в рассуждениях и обоснованиях нет пробелов и ошибок;
  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умения обосновывать рассуждения не являлись специальным объектом проверки);
  • допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:  допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графика, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если: допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.

Оценка устных работ учащихся.

При проверке качества знаний при устном опросе можно выделить следующие критерии оценок:

  • «5» - материал полностью усвоен. Ученик отвечает на все предложенные вопросы, приводит собственные примеры, высказывает свою точку зрения  на предложенную тему.
  • «4» - материал полностью усвоен. Ученик отвечает на все предложенные вопросы, приводит примеры из учебника, но может допускать негрубые ошибки.  
  • «3» - материал усвоен частично. Ученик отвечает на большую часть предложенных вопросов с помощью учителя или одноклассников, допускает ошибки.
  • «2» - материал не усвоен. Ученик либо вообще не отвечает ни на один из предложенных вопросов, либо отвечает на часть вопросов, но  с помощью учителя или одноклассников, допускает грубые ошибки.

Оценка тестовых заданий.

  • 90-100% - отлично «5»;
  • 70-89% - хорошо «4»;
  • 50-69% - удовлетворительно «3»;
  • менее 50% - неудовлетворительно «2».

При проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся с ЗПР нужно придерживаться специальных условий:

  • особую форму организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;
  • присутствие мотивационного этапа, способствующего психологическому настрою на работу;
  • организующую помощь педагога в рационализации распределения времени, отводимого на выполнение работы;
  • предоставление возможности использования справочной информации, разного рода визуальной поддержки (опорные схемы, алгоритмы учебных действий, смысловые опоры в виде ключевых слов, плана, образца) при самостоятельном применении;
  • гибкость подхода к выбору формы и вида диагностического инструментария и контрольно-измерительных материалов с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающегося с ЗПР;
  • адаптацию инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (в частности, упрощение формулировок, особое построение инструкции, отражающей этапность выполнения задания);
  • отслеживание действий обучающегося для оценки понимания им инструкции и, при необходимости, ее уточнение;
  • увеличение времени на выполнение заданий;
  • возможность организации короткого перерыва при нарастании в поведении подростка проявлений утомления, истощения;
  • исключение ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию обучающегося (в частности, негативных реакций со стороны педагога).

Соблюдение вышеперечисленных условий проведения аттестации позволяет исключить негативное влияние сторонних факторов на продуктивность выполнения обучающимся с ЗПР тестовых заданий и выявить объективный уровень усвоения учебного материала

  1. Содержание тем учебного предмета.

5 класс

  1. Натуральные числа.  

Ряд натуральных чисел. Цифры. Десятичная запись натуральных чисел. Отрезок. Длина отрезка. Плоскость. Прямая. Луч. Шкала. Координатный луч. Сравнение натуральных чисел.

  1. Сложение и вычитание натуральных чисел  

Сложение натуральных чисел. Свойства сложения. Вычитание натуральных чисел. Числовые и буквенные выражения. Формулы. Уравнение. Угол. Обозначение углов. Виды углов. Измерение углов. Многоугольники.  Равные фигуры. Треугольник и его виды. Прямоугольник. Ось симметрии фигуры.

  1. Умножение и деление натуральных чисел.  

Умножение. Свойства умножения (переместительное, сочетательное и распределительное). Деление.  Деление с остатком. Степень числа Площадь.  Площадь прямоугольника.   Прямоугольный параллелепипед. Пирамида. Объем прямоугольного параллелепипеда. Комбинаторные задачи.

  1. Обыкновенные дроби.  

Понятие обыкновенной дроби. Правильная и неправильная дроби. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми  знаменателями. Дроби и деление натуральных чисел. Смешанные числа.

  1. Десятичные дроби.  

Представление о десятичных дробях. Сравнение десятичных дробей. Округление чисел. прикидки. Сложение и вычитание  десятичных дробей.  Умножение и деление десятичных дробей.  Среднее арифметическое. Среднее значение величины. Проценты. Нахождение процентов от числа. Нахождение числа по его процентам.

6 класс

  1. Делимость чисел.  

Делители и кратные. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное.

  1. Обыкновенные дроби.

Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Сложение и вычитание дробей. Умножение дробей. Нахождение дроби от числа. Взаимообратные числа. Деление дробей. Нахождение числа по значению его дроби Преобразование обыкновенных дробей в десятичные. Бесконечные периодические десятичные дроби. Десятичное приближение обыкновенной дроби.

  1. Отношения и пропорции.  

Отношения. Пропорция. Процентное отношение двух чисел. Прямая и обратная пропорциональная зависимости. Деление числа в данном отношении.  Окружность и круг.  Длина окружности. Площадь круга. Цилиндр конус, шар. Диаграммы. Случайные события. Вероятность случайного события

  1. Рациональные числа и действия над ними.  

Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая. Целые числа. Рациональные числа. Модуль числа. Сравнение чисел.  Сложение   рациональных чисел. Свойства сложения рациональных чисел. Вычитание рациональных чисел. Умножение   рациональных чисел. Свойство умножения рациональных чисел. Коэффициент. Распределительное свойство умножения. Деление рациональных чисел. Решение уравнений Решение задач с помощью уравнений. Перпендикулярные прямые. Осевая и центральная симметрия. Параллельные прямые. Координатная плоскость. Графики.

В программе учитываются идеи формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, которые обеспечивают формирование коммуникативных качеств личности и способствуют формированию ключевой компетенции — умения учиться.

Виды учебной деятельности обучающихся.

5 класс

Натуральные числа.

Описывать свойства натурального ряда. Читать и записывать натуральные числа, сравнивать и упорядочивать их.

Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире отрезок, прямую, луч, плоскость.

Приводить примеры моделей этих фигур.

Измерять длины отрезков. Строить отрезки заданной длины.

Решать задачи на нахождение длин отрезков. Выражать одни единицы длин через другие. Приводить примеры приборов со шкалами.

Строить на координатном луче точку с заданной координатой, определять координату точки.

Сложение и вычитание натуральных чисел.

Формулировать свойства сложения и вычитания натуральных чисел, записывать эти свойства в виде формул. Приводить примеры числовых

и буквенных выражений, формул.

Составлять числовые и буквенные выражения по условию задачи. Решать уравнения на основании зависимостей между компонентами действий сложения и вычитания. Решать текстовые задачи с помощью составления уравнений.

Распознавать на чертежах и рисунках углы, многоугольники, в частности треугольники, прямоугольники. Распознавать в окружающем мире модели этих фигур. С помощью транспортира измерять градусные меры углов, строить углы заданной градусной меры, строить биссектрису данного угла. Классифицировать углы. Классифицировать треугольники по количеству равных сторон и по видам их углов. Описывать свойства прямоугольника.

Находить с помощью формул периметры прямоугольника и квадрата. Решать задачи на нахождение периметров прямоугольника и квадрата, градусной меры углов.

Строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять полученный результат с условием задачи.

Распознавать фигуры, имеющие ось симметрии.

Умножение и деление натуральных чисел.

Формулировать свойства умножения и деления натуральных чисел, записывать эти свойства в виде  формул. Решать уравнения на основании

зависимостей между компонентами арифметических действий.

Находить остаток при делении натуральных  чисел. По заданному основанию и показателю степени находить значение степени числа.

Находить площади прямоугольника и квадрата с помощью формул. Выражать одни единицы площади через другие.

Распознавать на чертежах и рисунках прямоугольный параллелепипед, пирамиду. Распознавать в окружающем мире модели этих фигур.

Изображать развёртки прямоугольного параллелепипеда и пирамиды.

Находить объёмы прямоугольного параллелепипеда и куба с помощью формул. Выражать одни единицы объёма через другие.

Решать комбинаторные задачи с помощью перебора вариантов.

Обыкновенные дроби.

Распознавать обыкновенную дробь, правильные и неправильные дроби, смешанные числа.

Читать и записывать обыкновенные дроби, смешанные числа. Сравнивать обыкновенные дроби с равными знаменателями. Складывать и вычитать обыкновенные дроби с равными знаменателями.

Преобразовывать неправильную дробь в смешанное число, смешанное число в неправильную дробь. Уметь записывать результат деления двух натуральных чисел в виде обыкновенной дроби.

Десятичные дроби.

Распознавать,  читать  и записывать десятичные дроби. Называть разряды десятичных знаков в записи десятичных дробей. Сравнивать десятичные дроби. Округлять десятичные дроби и натуральные числа. Выполнять прикидку   результатов вычислений. Выполнять арифметические действия над десятичными дробями.

Находить среднее арифметическое нескольких чисел. Приводить примеры средних значений величины. Разъяснять, что такое «один процент».

Представлять проценты в виде десятичных  дробей и десятичные дроби в виде процентов. Находить процент от числа и число по его процентам.

6 класс

Делимость натуральных чисел.

Формулировать определения понятий: делитель, кратное, простое число, составное число, общий делитель, наибольший общий делитель, взаимно простые числа, общее кратное, наименьшее общее кратное и признаки делимости на 2, на 3, на 5, на 9, на 10.

Описывать правила нахождения наибольшего общего делителя (НОД), наименьшего общего кратного (НОК) нескольких чисел, разложения

натурального числа на простые множители.

Обыкновенные дроби.

Формулировать определения понятий: несократимая дробь, общий знаменатель двух дробей, взаимно обратные числа. Применять основное

свойство дроби для сокращения дробей. Приводить дроби к новому знаменателю. Сравнивать обыкновенные дроби. Выполнять арифметические действия над обыкновенными дробями.

Находить дробь от числа и число по заданному значению его дроби. Преобразовывать обыкновенные дроби в десятичные. Находить  десятичное

приближение обыкновенной дроби.

Отношения и пропорции.

Формулировать определения понятий: отношение, пропорция, процентное отношение двух чисел, прямо пропорциональные и обратно пропорциональные величины. Применять основное свойство отношения

и основное свойство пропорции. Приводить примеры и описывать свойства величин, находящихся в прямой и обратной пропорциональных зависимостях. Находить процентное отношение двух чисел. Делить число на пропорциональные части.

Записывать с помощью букв основные свойства дроби, отношения, пропорции.

Анализировать информацию, представленную в виде столбчатых и круговых диаграмм.

Представлять информацию в виде столбчатых и круговых диаграмм.

Приводить примеры случайных событий. Находить вероятность случайного события в опытах с равновозможными исходами.

Распознавать на чертежах и рисунках окружность, круг, цилиндр, конус, сферу, шар и их элементы.

Распознавать в окружающем мире модели этих фигур. Строить с помощью циркуля окружность заданного радиуса. Изображать развёртки цилиндра и конуса. Называть приближённое значение числа. Находить с помощью формул длину окружности, площадь круга.

Рациональные числа и действия над ними.

Приводить примеры использования положительных и отрицательных чисел. Формулировать определение координатной прямой. Строить на координатной прямой точку с заданной координатой, определять координату точки.

Характеризовать множество целых чисел. Объяснять понятие множества рациональных чисел.

Формулировать определение модуля числа. Находить модуль числа.

Сравнивать рациональные числа. Выполнять арифметические действия над рациональными числами. Записывать свойства арифметических  действий над рациональными числами в виде формул. Называть коэффициент буквенного выражения.

Применять свойства при решении уравнений.

Решать текстовые задачи с помощью уравнений.

Распознавать на чертежах и рисунках перпендикулярные и параллельные прямые, фигуры, имеющие ось симметрии, центр симметрии. Указывать в окружающем мире модели этих фигур.

Формулировать определения перпендикулярных   прямых и параллельных прямых. Строить с помощью угольника перпендикулярные прямые

и параллельные прямые.

Объяснять и иллюстрировать понятие координатной плоскости. Строить на координатной плоскости точки с заданными координатами, определять координаты точек на плоскости.

Строить отдельные графики зависимостей между величинами по точкам. Анализировать графики зависимостей между величинами (расстояние,

время, температура и т. п.)

Учебно-тематическое планирование.

Раздел.

Кол-во часов

В том числе

контрольные работы

5 класс

1

Глава 1.  Натуральные числа.

20

2

2

Глава 2. Сложение и вычитание натуральных чисел.

33

2

3

Глава 3.  Умножение и деление натуральных чисел.

37

2

4

Глава 4.  Обыкновенные дроби.

18

1

5

Глава 5. Десятичные дроби.

48

3

6

Повторение и систематизация учебного материала.

14

1

Итого

170

11

6 класс

1

Глава 1. Делимость натуральных чисел.

17

1

2

Глава 2. Обыкновенные дроби.

38

3

3

Глава 3. Отношения и пропорции.

28

2

4

Глава 4. Рациональные числа и действия над ними.

70

5

5

Повторение и систематизация учебного материала.

17

1

Итого

170

12

         

Коррекционные возможности предмета:

Математика в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья решает одну из важнейших специальных задач – преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушениями развития. Изучение математики направлено на формирование  мышления, развития познавательных способностей, формирование и коррекцию операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения и конкретизации; на создание условий для коррекции памяти, внимания и других психических процессов.

В процессе обучения математике развивается речь учащихся, обогащается специальными математическими терминами  и выражениями их словарь. Учащиеся учатся комментировать свою деятельность, давать полный словарный отчет о решении задачи, выполнять арифметические действия.

Целью коррекционной работы является обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи в освоении программы.

Задачи коррекционной работы:

  • удовлетворение особых образовательных потребностей;
  • коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;
  • развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
  • развитие познавательной деятельности и формирование высших психических функций;
  • формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
  • коррекция нарушений устной и письменной речи;
  • обеспечение успеха в различных видах деятельности с целью повышения мотивации к школьному обучению.

Организации учебного процесса:

Дети с ОВЗ из-за особенностей своего психофизического развития имеют особые образовательные потребности и  с трудом усваивают программу по математике. Поэтому в  овладении базовым содержанием обучения получают различные виды коррекционной помощи:

  • проходит коррекция знаний и умений учащихся;
  • увеличивается количество упражнений и заданий, связанных с практической деятельностью учащихся;
  • теоретический материал изучается в процессе решения задач и выполнения заданий наглядно-практического характера;
  • материал изучается небольшими дозами, с постепенным его усложнением, увеличивая количество тренировочных упражнений;
  • увеличивается количество упражнений на развитие внимания, памяти, восприятия, мышления,  аналитико - синтетической деятельности;
  • смена различных видов деятельности во время урока;
  • учёт темпа деятельности учащихся;
  • оказание дозированной помощи;
  • поэтапное формирование умственных действий;
  • опережающее консультирование по трудным темам;
  • принятие ребёнка, игнорирование некоторых негативных поступков;
  • учет актуальных и потенциальных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения;
  • профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;
  • обеспечение ребёнку успеха в доступных ему видах деятельности
  • использование опорных схем, таблиц, шаблонов, доступных инструкций, презентаций ит. д.
  • использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы;
  • поэтапное обобщение проделанной на уроке работы.

Типы уроков: урок изучения нового материала, урок - игра, комбинированный урок, урок решения задач, обобщения и систематизации знаний, урок закрепления знаний, урок - контрольная работа.

Виды деятельности: индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в группах, парах.

Технологии: Личностно-ориентированная технология, игровые технологии, технология проблемного обучения, технология уровневой дифференциации, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.

Тематическое планирование в 5 классе

№ урока

Раздел программы, тема урока

Кол-во часов

Повторение курса математики 4 класса

7

1

Сложение и вычитание чисел.

1

2

Умножение и деление чисел.

1

3-4

Уравнения.

2

5

Решение задач на движение.

1

6

Решение задач на нахождение площади и периметра прямоугольника, квадрата.

1

7

Входная контрольная работа.

1

Глава 1. Натуральные числа.

20

8-9

Ряд натуральных чисел.

2

10-12

Цифры. Десятичная запись натуральных чисел.

3

13-16

Отрезок. Длина отрезка.

4

17-19

Плоскость. Прямая. Луч.

3

20-22

Шкала. Координатный луч.

3

23-25

Сравнение натуральных чисел.

3

26

Повторение и систематизация учебного материала.

1

27

Контрольная работа №1 «Натуральные числа»

1

Глава 2. Сложение и вычитание натуральных чисел.

33

28

Работа над ошибками. Сложение натуральных чисел.

1

29-31

Сложение натуральных чисел. Свойства сложения.

3

32-36

Вычитание натуральных чисел.

5

37

Контрольная работа №2 «Сложение и вычитание натуральных чисел»

1

38

Работа над ошибками. Числовые и буквенные выражения. Формулы.

1

39-40

Числовые и буквенные выражения. Формулы.

2

41-43

Уравнение.

3

44-45

Угол. Обозначение углов.

2

46-50

Виды углов. Измерение углов.

5

51-52

Многоугольники. Равные фигуры.

2

53-55

Треугольник и его виды.

3

56-58

Прямоугольник. Ось симметрии фигуры.

3

59

Повторение и систематизация учебного материала.

1

60

Контрольная работа №3 «Уравнение.  Угол.  Многоугольники»

1

Глава 3. Умножение и деление натуральных чисел.

37

61

Работа над ошибками. Умножение.

1

62-64

Умножение. Переместительное свойство умножения.

3

65-67

Сочетательное и распределительное свойства умножения.

3

68-74

Деление.

7

75-77

Деление с остатком.

3

78-79

Степень числа.

2

80

Повторение и систематизация учебного материала.

1

81

Контрольная работа №4 «Умножение и деление натуральных чисел»

1

82

Работа над ошибками. Площадь. Площадь прямоугольника.

1

83-85

Площадь. Площадь прямоугольника.

3

86-88

Прямоугольный параллелепипед. Пирамида.

3

89-92

Объём прямоугольного параллелепипеда.

4

93-95

Комбинаторные задачи.

3

96

Повторение и систематизация учебного материала.

1

97

Контрольная работа №5 «Площадь прямоугольника. Объем прямоугольного параллелепипеда»

1

Глава 4. Обыкновенные дроби.

18

98

Работа над ошибками. Понятие обыкновенной дроби.

1

99-102

Понятие обыкновенной дроби.

4

103-105

Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей.

3

106-107

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

2

108

Дроби и деление натуральных чисел.

1

109-113

Смешанные числа.

5

114

Повторение и систематизация учебного материала.

1

115

Контрольная работа №6 «Обыкновенные дроби»

1

Глава 5. Десятичные дроби.

48

116

Работа над ошибками. Представление о десятичных дробях.

1

117-119

Представление о десятичных дробях.

3

120-122

Сравнение десятичных дробей.

3

123-125

Округление чисел. Прикидки.

3

126-131

Сложение и вычитание десятичных дробей.

6

132

Контрольная работа №7 по теме «Сравнение, округление, сложение и вычитание десятичных дробей»

1

133

Работа над ошибками. Умножение десятичных дробей.

1

134-139

Умножение десятичных дробей.

6

140-148

Деление десятичных дробей.

9

149

Повторение и систематизация учебного материала.

1

150

Контрольная работа №8 «Умножение и деление десятичных дробей»

1

151-153

Среднее арифметическое. Среднее значение величины.

3

154-157

Проценты. Нахождение процентов от числа.

4

158-161

Нахождение числа по его процентам.

4

162

Повторение и систематизация учебного материала.

1

163

Контрольная работа №9 по теме «Проценты»

1

Повторение и систематизация учебного материала.

12

164

Натуральные числа и действия над ними.

1

165

Площади и объемы.

1

166

Дробные числа и действия над ними.

1

167

Решение уравнений и задач.

1

168

Повторение и систематизация учебного материала за курс математики 5 класса.

1

169

Итоговая контрольная работа №10

1

170

Итоговый урок по курсу 5 класса.

1

Итого за год: 170 ч., из них к/р – 11ч.

Тематическое планирование в 6 классе

№ урока

Раздел программы, тема урока

Кол-во часов

Повторение курса математики 5 класса.

7

1

Натуральные числа и действия над ними.

1

2

Дробные числа и действия над ними.

1

3-4

Решение уравнений и задач.

2

5-6

Решение задач на тему «Проценты»

2

7

Входная контрольная работа.

1

Глава 1. Делимость натуральных чисел

17

8-9

Делители и кратные.

2

10-12

Признаки делимости на 10, на 5 и на 2.

3

13-15

Признаки делимости на 9 и на 3.

3

16

Простые и составные числа.

1

17-19

Наибольший общий делитель.

3

20-22

Наименьшее общее кратное.

3

23

Повторение и систематизация учебного материала.

1

24

Контрольная работа №1 по теме «Делимость натуральных чисел»

1

Глава 2. Обыкновенные дроби

38

25

Работа над ошибками. Основное свойство дроби.

1

26

Основное свойство дроби.

1

27-29

Сокращение дробей.

3

30-32

Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей.

3

33-36

Сложение и вычитание дробей.

4

37

Контрольная работа  №2  по теме «Сложение, вычитание, сравнение дробей»

1

38

Работа над ошибками.

1

39-43

Умножение дробей.

5

44-46

Нахождение дроби от числа.

3

47

Контрольная работа  №3  по теме «Умножение дробей»

1

48

Взаимно обратные числа.

1

49-53

Деление дробей.

5

54-56

Нахождение числа по значению его дроби.

3

57

Преобразование обыкновенных дробей в десятичные.

1

58

Бесконечные периодические десятичные дроби.

1

59-60

Десятичное приближение обыкновенной дроби.

2

61

Повторение и систематизация учебного материала.

1

62

Контрольная работа №4 по теме «Деление дробей»

1

Глава 3. Отношения и пропорции.

28

63

Работа над ошибками. Отношения.

1

64

Отношения.

1

65-68

Пропорции.

4

69-71

Процентное отношение двух чисел.

3

72

Повторение и систематизация учебного материала.

1

73

Контрольная работа №5 по теме «Пропорции»

1

74

Работа над ошибками. Прямая и обратная пропорциональные зависимости.

1

75

Прямая и обратная пропорциональные зависимости.

1

76-77

Деление числа в данном отношении.

2

78-79

Окружность и круг.

2

80-82

Длина окружности. Площадь круга.

3

83

Цилиндр, конус, шар.

1

84-85

Диаграммы.

2

86-88

Случайные события. Вероятность случайного события.

3

89

Повторение и систематизация учебного материала.

1

90

Контрольная работа №6 по теме «Прямая и обратная пропорциональные зависимости»

1

Глава 4. Рациональные числа и действия над ними.

70

91

Работа над ошибками. Положительные и отрицательные числа.

1

92

Положительные и отрицательные числа.

1

93-95

Координатная  прямая.

3

96-97

Целые числа. Рациональные числа.

2

98-100

Модуль числа.

3

101-104

Сравнение чисел.

4

105

Контрольная работа №7 по теме «Положительные и отрицательные числа»

1

106

Работа над ошибками. Сложение рациональных чисел.

1

107-109

Сложение рациональных чисел.

3

110-111

Свойства сложения рациональных чисел.

2

112-116

Вычитание рациональных чисел.

5

117

Контрольная работа №8 по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»

1

118

Работа над ошибками. Умножение рациональных чисел.

1

119-121

Умножение рациональных чисел.

3

122-124

Свойства умножения рациональных чисел.

3

125-129

Коэффициент. Распределительное свойство умножения.

5

130-133

Деление рациональных чисел.

4

134

Контрольная работа №9 по теме «Умножение и деление рациональных чисел»

1

135

Работа над ошибками. Решение уравнений.

1

136-138

Решение уравнений.

4

139-143

Решение задач с помощью уравнений.

5

144

Контрольная работа №10 по теме «Решение уравнений».

1

145

Работа над ошибками. Перпендикулярные прямые.

1

146-147

Перпендикулярные прямые.

2

148-150

Осевая и центральная симметрия.

3

151-152

Параллельные  прямые.

2

153-155

Координатная плоскость.

3

156-157

Графики.

2

158-159

Повторение и систематизация учебного  материала.

2

160

Контрольная работа №11 по теме «Перпендикулярные и параллельные прямые»

1

Повторение и систематизация учебного  материала

15

161

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

1

162

Умножение и деление обыкновенных дробей.        

1

163

Нахождение неизвестного члена пропорции.

1

164-165

Сложение и вычитание рациональных чисел.

2

166-167

Умножение и деление рациональных чисел.

2

168

Итоговая контрольная работа №12                                

2

169

Работа над ошибками.

2

170

Обобщающий урок по материалу 6 класса

1

Итого за год: 170 ч., из них к/р – 12 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования для детей с задержкой психического развития по предмету физика 9Д классе 2019 - 2020 учебный год

Планируя и осуществляя работу с детьми с ЗПР  учитель должен в первую очередь решать коррекционно-развивающие задачи, а именно: целенаправленное развитие социально-нравственных качеств детей, нео...

Адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования для детей с задержкой психического развития по предмету физика 9Д классе 2019 - 2020 учебный год

Планируя и осуществляя работу с такими детьми учитель должен в первую очередь решать коррекционно-развивающие задачи, а именно: целенаправленное развитие социально-нравственных качеств детей, необходи...

Рабочая программа по русскому языку по адаптированной общеобразовательной программе основного общего образования для детей с задержкой психического развития

Рабочая программа по русскому языку по адаптированной общеобразовательной программе основного общего образования  для детей с задержкой психического развития...

Адаптированная рабочая программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) по математике 5 класс новые ФГОС (2022-2023 уч.год)

Адаптированная рабочая программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) по математике 5 класс составлена для обучающихся с ЗПР на основе требований к...

Рабочая программа учебного предмета «Физика» для обучающегося 9 класса Матвеева Ильи (обучение на дому, адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития) на 2023-2024 учебный

Рабочая программа учебного предмета «Физика» для обучающегося 9 А класса Матвеева Ильи, обучающегося по индивидуальной программе на дому, является приложением к образовательной программе о...