Рабочая программа коррекционного курса "Веселое развитие" для обучающихся 1 класса с задержкой психического развития.
рабочая программа по психологии

Подоксенова Ирина Владимировна

Рабочая программа коррекционного курса «Веселое развитие» (1 класс) разработана в соответствии с тре­бованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) на основе рекомендаций территориальной ПМПК и ПМПк образовательной организации, комплексной диагностики особенностей личности ребенка, приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", учебно-методического комплекса «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс» /сост. Е. В. Языканова. - 13-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательство «Экзамен», 2015.,  а также программы занятий по ускорению адаптационных процессов у первоклассников «Мультики+первоклашки=?» Баловой Ж. И.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский

«РАССМОТРЕНО»

На заседании кафедры

«СОГЛАСОВАНО»

«УТВЕРЖДЕНО»

 Директор гимназии:

Протокол №__1_____от

«___»      08      2017 г.

Руководитель

кафедры: ____________

Зам. директора по УВР:

Лодягина И.В. ________ _____________________

«30   »____08____2017г.

Быданов В.А.__________  

приказ № ______     от «__01_» _09______2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционного курса «Веселое развитие»

обучающегося 1а класса с задержкой психического развития

на 2017/2018 учебный год

для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы

обучающихся с задержкой психического развития

(вариант 7.1)

  Составитель:  Подоксенова Ирина Владимировна
педагог-психолог МБОУ гимназии г. Советский

2017 – 2018 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционного курса «Веселое развитие» (1 класс) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) на основе рекомендаций территориальной ПМПК и ПМПк образовательной организации, комплексной диагностики особенностей личности ребенка, приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", учебно-методического комплекса «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс» /сост. Е. В. Языканова. - 13-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательство «Экзамен», 2015.,  а также программы занятий по ускорению адаптационных процессов у первоклассников «Мультики+первоклашки=?» Баловой Ж. И.

 Нормативно-правовая база для разработки программы

Нормативно-правовой и документальной основой рабочей программы являются:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ МОН РФ от 19 декабря 2014 г. №1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

- Приказ МОН РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";

- Письмо МОН РФ от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;

- Постановление главного государственного санитарного врача рф n 26 от 10 июля 2015 г. Об утверждении санпин 2.4.2.3286-15 "санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

- Письмо МОН РФ №27/901-6 от 27.03.2000 "О психолого–медико–педагогическом консилиуме (ПППк) образовательного учреждения";

- Постановление № 543-п от 13 декабря 2013 года "Об организации инклюзивного образования лиц с ОВЗ в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре";

- Приказ МБОУ гимназии г.Советский от 24.04.2015г. №134 "О внедрении инклюзивного образования и создании специальных условий для получения общего образования детьми – инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ гимназии г. Советский";

- Приказ МБОУ гимназии г. Советский от 07.04.2016г. №111 "Об организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в МБОУ гимназии г. Советский";

- Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) на 2016-2020 учебный год.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся

с задержкой психического развития

Дети с задержкой психического развития (ЗПР) - многочисленная категория, разнородная по своему составу. Часть из них имеет негрубые нарушения со стороны центральной нервной системы, вследствие ее раннего органического поражения. У других детей задержка психического развития возникает на фоне функциональной незрелости ЦНС.

Учащихся с задержкой психического развития отличают ярко выраженные особенности познавательной деятельности: низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы: в частности, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов); некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя); речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности, спонтанная речь отличается бедностью словаря; интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная активность очень слабая и нестойкая; запоминание механическое. Эти учащиеся характеризуются эмоциональной неустойчивостью, наличием импульсивных реакций, неадекватной самооценкой, преобладанием игровой мотивации.

Психологическое представление

Фамилия, имя, отчество

Дата рождения

Домашний адрес

Место учёбы и класс

МБОУ гимназия г. Советский, 1а класс

Образовательная программа, форма обучения

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с ЗПР (вариант 7.1)

                        

        Поведение ребёнка в процессе обследования.

         При проведении психологического обследования охотно идет на сотрудничество. Контакт свободный на протяжении всего исследования. Спокоен и доброжелателен. Инструкцию воспринимает не с первого раза, нуждается в многократном повторении.  К результатам своего труда не критичен. К похвале относится адекватно.

        Особенности эмоционально-личностной сферы.

        Нервно-психическое состояние в целом удовлетворительное. Отмечается снижение активности, повышенная ориентация на покой, отдых и восстановление сил.

        Запас общих представлений об окружающем мире ограничен (не сформированы такие понятия, как фамилия, отчество, времена года; вместо времен года называет либо месяца, либо дни недели; не знает свою дату рождения, сколько дней в неделе). Субтестовые показатели  «осведомлённость» (4 балла при норме 7.9 и выше),  «понятливость» (6 баллов при норме 7.5 и выше) и «словарный» (2 балла при норме 9.2 и выше) находятся в зоне дефекта, что свидетельствует о культуральной задержке в развитии.

        Особенности восприятия.

        Перцептивные способности, включенные в зрительное узнавание знакомых предметов и умение дифференцировать существенное от второстепенного соответствуют возрастной норме развития. Это свидетельствует о хорошей наблюдательности испытуемого. Также отмечается умение организовывать отдельные части сюжета в единое целое, что говорит о способности к пониманию причинно-следственных отношений, умении выстраивать темпоральные цепочки.

        Цвета различает. Геометрические фигуры знает. В пространстве ориентируется достаточно хорошо. Однако восприятие временных отношений развито слабо (на вопросы: «Какой день недели бывает перед средой?» отвечает «Пятница», «Какое время года бывает перед осенью?» - «Зима», «Последний месяц весны?» - «Март», «Первый зимний месяц?» - «Январь»).

Особенности внимания.

        Качество и объем активного внимания развиты не в соответствии с возрастными особенностями обследуемого (6 баллов при норме 9.2 и выше).

        Показатель концентрации произвольного внимания, сообразительности находится в зоне патологии (по тесту Тулуз-Пьерона).

        Отмечается высокая вероятность астеничного типа ММД, для которого характерны быстрая утомляемость, низкий уровень развития произвольного внимания и памяти, бедность образной сферы, замедленная переключаемость, эмоциональная инертность и «вялость».

                

Особенности памяти.

Объем непосредственного запоминания не соответствует нормативам: после первого предъявления воспроизводит 3 слова, что говорит о низкой продуктивности памяти. Мнестическая кривая неэффективна, отмечается небольшое плато – 3, 6, 6, 5.

Кратковременная оперативная память развита хорошо. При запоминании происходит смысловая обработка информации,  что подтверждается хорошими результатами выполнения субтеста №6 «Повторение цифр».

        

        Особенности мышления.

        Мыслительная деятельность осуществляется преимущественно на конкретно-ситуационном уровне. Понятийное мышление не является доминирующим и развито слабо – в форме перцепции (4 балла при норме 7 и выше), что подтверждается низкими результатами выполнения субтеста №5 «Словарный» (2 балла при норме 9.2 и выше). Так же отмечается недостаточная сформированность аналитико-синтетических способностей (9 баллов при норме 9.2 и выше). Конструктивное мышление развито очень хорошо.

         

        Заключение: по среднестатистическим нормативам  методики Векслера интеллектуальное развитие соответствует сниженной норме (IQ=83), по клиническим данным данный показатель указывает на наличие легкой степени задержки. Структура интеллекта отличается дисгармоничностью, которая проявляется в расхождении показателей вербального и невербального интеллекта. Превышение невербального интеллекта (НИП = 100, соответствие возрастной норме) над вербальным (ВИП = 71, пограничная зона) на 29 баллов (более чем 1,5 сигмы) дает основание предполагать о наличии органического поражения левого полушария, ответственного за развитие логического мышления, пространственного восприятия, отдельных функций речи, чтения, письма, отдельных свойств произвольной памяти. Данное предположение объясняет возникновение учебных трудностей по предметам.

        Анализируя данные интеллектуального развития, были выделены следующие «проблемные» точки: низкий кругозор, ограниченность словарного запаса, недостаточное развитие  временных отношений, аттентивно-мнестических процессов, дефинитивного мышления, высокая вероятность наличия астеничного типа ММД.

Цель и задачи коррекционного курса

 Цель программы: создание  социально-психологических условий для первоклассников с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР), способствующих их интеллектуальному, эмоционально-личностному развитию, а также успешной адаптации в современном социуме.

Задачи программы:

Обучающие:

- формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

- углубление и расширение  знаний учащихся  исходя из интересов и специфики их способностей.

Развивающие:

- формирование  и развитие логического мышления;

- развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);

- развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);

- развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;

- развитие речи и словарного запаса учащихся;

- развитие быстроты реакции;

- развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для продуктивного взаимодействия с социумом;

- развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, произвольность, самоконтроль).

Воспитательные:

- формирование положительной мотивации к учению;

- формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам.

Общая характеристика коррекционного курса

Рабочая программа коррекционного курса «Веселое развитие» (для учащихся 1 класса с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)), ориентирована на оказание помощи и поддержки первоклассникам,  имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и личностной сферах. Данная программа способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в учебно-игровой деятельности и направлена на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков у детей  с задержкой психического развития, а также успешную адаптацию к обучению в начальной школе.

Место коррекционного курса в учебном плане

Программа рассчитана на детей 1 класса, обучающихся по адаптированным общеобразовательным программам начального общего образования, разработанным на основании специальных (коррекционных) программ (ЗПР). Согласно индивидуальному учебному плану  реализация рабочей программы коррекционного курса рассчитана на 33 часа с периодичностью занятий один раз в неделю. Время занятий составляет 30-35 мин.

 Формы и методы работы, структура коррекционного курса

Структура программы коррекционного курса включает в себя следующие разделы:

- Входящая диагностика (4 часа);

- Введение в школьную жизнь (развитие коммуникативных навыков, эмоционально-личностной сферы) (10 часов);

- Развитие познавательных процессов (16 часов);

- Итоговая диагностика (3 часа).

Развитие коммуникативных и познавательных способностей у детей по программе «Веселое развитие» осуществляется через индивидуальные или групповые занятия, которые  проходят в форме игровой деятельности, беседы. В разделе «Введение в школьную жизнь» особое внимание уделяется просмотру и дальнейшему обсуждению мультфильмов, которое позволяет ребенку «осмыслить жизненные уроки, ища параллели с реальными явлениями». В разделе «Развитие познавательных процессов»   используются не только упражнения, но и мультимедийные презентации развивающей направленности. Занятия построены так, что один вид деятельности сменяется другим – это позволяет сделать работу динамичной и менее утомительной.

 Все задания в разделе «Развитие познавательных процессов» условно можно разбить на несколько направлений:

- задания на развитие внимания;

- задания на развитие памяти;

- задания на развитие пространственного восприятия, зрительно-моторной      координации, умения копировать образец;

- задания на развитие  мышления;

- задания на развитие речи, обогащение словарного запаса.

Эта классификация является условной, поскольку все познавательные процессы представляют собой единую систему и, следовательно, на каждом занятии развиваются в комплексе.

Занятия данного раздела имеют определённую структуру, которая включает:

- вводную часть,

- основную,

- заключительную.

Задача вводной части направлена на тренировку элементарных мыслительных операций, на активизацию мыслительной деятельности, на создание у учащихся определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно.

«Разминка» вводной части занимает 5 минут, в течение которых в быстром темпе дети отвечают на достаточно лёгкие вопросы, которые способны вызвать интерес, и рассчитаны на сообразительность (шарады, загадки, ребусы, логические задачи, «хитрые» вопросы).

 Задача основной части –  развитие познавательных процессов. Продолжительность основной части – 25 минут.

Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов и в самооценивании учащихся. В конце каждого занятия предлагается таблица для оценки выполненных заданий. Детям следует закрасить прямоугольники. Если ученик считает, что выполнил задание правильно, то он закрашивает прямоугольник зеленым цветом. Если сомневается в правильности решения – красным. При оценивании занятия психологом: задание выполнено верно – прямоугольник также закрашивается зеленым, если допущена ошибка – красным. Ребёнок самостоятельно ищет свои ошибки, или психолог объясняет, в чём они заключаются. Так формируются навыки контроля и самоконтроля, которые делают ученика субъектом учебной деятельности. Чем чаще ученик занимается самооценкой, тем увереннее он становится субъектом обучения. Продолжительность заключительной части – 5 минут.

Структура занятий в разделе «Введение в школьную жизнь» включает в себя те же элементы, что и в разделе «Развитие познавательных процессов», но отличается наполняемостью.

Задача  вводной части  направлена на создание благоприятного эмоционального фона, положительной мотивации на предстоящее занятие. Продолжительность вводной части – 5 минут.

Основная часть является «ядром» коррекционного занятия и построена таким образом, чтобы трижды коснуться выбранной темы: при просмотре мультфильма, в обсуждении, в игре. «Закон тройного прикосновения» позволяет задействовать все репрезентативные системы ребенка: визуальную, аудиальную и кинестетическую. Продолжительность основной части – 25 минут.

Задача заключительной части состоит в анализе и обсуждении с ребенком, что было самым интересным и увлекательным, что вызвало особые затруднения. Продолжительность заключительной части – 5 минут.

Содержание рабочей программы коррекционного курса «Веселое развитие» определяют следующие принципы:

  1. Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи. Этот принцип является основополагающим, так как эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы.
  2. Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить первоклассников с проблемами в обучении умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.
  3. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся:

- системность: задания располагаются в определённом порядке – один вид деятельности сменяет другой;

- принцип «спирали»: в занятиях задания повторяются;

- принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются по мере их овладения. Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.

         4. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.

5. Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.

6. Деятельностный принцип. Занятия способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка. Ученик сам оценивает свою деятельность в конце каждого занятия в специальной  таблице.

Таким образом, достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Планируемые результаты коррекционного курса  и

оценка их эффективности

Программа «Веселое развитие» обеспечивает достижение учащимися 1 класса определенных личностных и метапредметных результатов.

Личностные результаты:

- овладение начальными навыками адаптации,

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов деятельности и формирование личностного смысла учения,

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

        Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии,

- готовность слушать собеседника и вести диалог,

- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу.

Познавательные УУД:

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,

- умение концентрировать и переключать своё внимание,

- умение копировать, различать цвета, анализировать и удерживать зрительный образ,

- умение использовать разнообразные мнестические приемы для запоминания учебной информации.

Коммуникативные УУД:

- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач,

-  формулирование собственного мнения,

- использование речи для регуляции собственных действий.

Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов и эмоционально-личностной сферы необходимо проводить комплексную входящую и итоговую диагностику, результаты которой заносятся в «Карту индивидуального развития ребенка».

Педагогом-психологом проводится анализ продуктивности совместной работы с ребенком  и составляется дальнейший алгоритм коррекционно-развивающей деятельности с учётом выводов и рекомендаций проделанной работы, а также в целях преемственности психологического сопровождения ребенка.

Сроки

Вид

 диагностики

Задачи

Содержание

Формы

Сентябрь

Входящая

Определение уровня сформированности познавательных процессов, особенностей эмоционально - личностной сферы.

- Тест интеллектуального развития Д. Векслера;

- Цветные прогрессивные матрицы Дж. Равена;

- методика «10 слов»;

- методика исследования пространственно-временных представлений (Семаго);

 -методика «Существенные признаки»,

- методика «Исключение лишнего»,

- тест Тулуз-Пьерона,

- методика по определению способности понимания переносного смысла пословиц и метафор,

- цветовой тест М. Люшера,

- методика «Лесенка»,

- анкета школьной мотивации Н. Г. Лускановой.

Тестирование

Май

Итоговая

Определение уровня сформированности познавательных процессов,

особенностей эмоционально - личностной сферы.

- Тест интеллектуального развития Д. Векслера;

- Цветные прогрессивные матрицы Дж. Равена;

- методика «10 слов»;

- методика исследования пространственно-временных представлений (Семаго);

 -методика «Существенные признаки»,

- методика «Исключение лишнего»,

- тест Тулуз-Пьерона,

- методика по определению способности понимания переносного смысла пословиц и метафор,

- методика «Лесенка»,

- методика «Домики» (модификация О. А. Ореховой),

- анкета школьной мотивации Н. Г. Лускановой.

Тестирование

Содержание коррекционного курса

Раздел 1. Диагностика

Занятие 1. Вводное занятие. Знакомство. Установление правил поведения на занятии.

Занятие 2.  Диагностика интеллектуального развития. Определение актуального уровня развития.

Занятие 3. Диагностика уровня развития памяти, внимания, пространственно-временных представлений. Определение особенностей развития аттентивно-мнестических процессов,  пространственно-временных представлений

Занятие 4. Диагностика уровня развития мыслительных операций, эмоционально-личностных особенностей. Определение уровня развития мыслительных операций и эмоционально-личностных особенностей.

Раздел 2. Введение в школьную жизнь.

Занятие 5. Я и мое имя. Установление контакта. Осознание ребенком положительных черт характера.

Занятие 6. Урок и перемена. Знакомство с правилами поведения на уроке и перемене, упражнение в их применении.

Занятие 7. Ученье –  свет, а неученье – тьма. Укрепление желания учиться, получать знания.

Занятие 8. Когда всем весело, а одному грустно. Воспитание дружелюбия, умения различать и понимать эмоциональные состояния окружающих людей.

Занятие 9. Волшебные слова. Воспитание культуры поведения. Использование в речи «волшебных» слов: здравствуйте, спасибо, до свидания, пожалуйста.

Занятие 10. Дружба начинается с улыбки. Гармонизация эмоционального состояния. Работа с чувствами страха, тревоги, неуверенности в себе.

Занятие 11. Друг всегда рядом. Создание условий для развития дружеских взаимоотношений.

Занятие 12. Вижу хорошее, делаю хорошее. Знакомство с преимуществами позитивного восприятия мира и чуткого отношения к окружающим людям.

Занятие 13. Соблюдаю правила. Создание условий для формирования осознанного отношения к правилам.

Занятие 14. Терпение – к другим уважение. Облегчение принятия позиции «Я – один из многих».

Раздел 3. Развитие познавательных процессов.

Занятие 15. Установление связей между обобщенными понятиями. Развитие вербально-логического мышления (умения устанавливать связи между понятиями, умения логически рассуждать), внимания, восприятия формы,  мелкой моторики руки, личностной сферы.

Занятие 16. Учимся обобщать и находить закономерности. Развитие вербального мышления (обобщение), опосредованной памяти, связной речи, пополнение словарного запаса. Развитие личностной сферы.

Занятие 17. Учимся думать логично. Развитие вербально-логического мышления (способности к классификации, пониманию причинно-следственных отношений), пространственных представлений, графических навыков, личностной сферы.

Занятие 18. Понятийное мышление. Отношение "целое-часть". Развитие логического мышления. Развитие понятийного мышления (отношения "целое-часть"), осязательного восприятия, личностной сферы.

Занятие 19. Учимся находить противоположности. Развитие мыслительных операций анализа, обобщения. Развитие внимания, наблюдательности,  зрительно-моторной координации, личностной сферы.

Занятие 20. Развиваем воображение и творчество. Развитие воображения и вербальной оригинальности, способности придумывать истории на основе определенной последовательности рисунков. Развитие личностной сферы.

Занятие 21. Учимся быть внимательным. Развитие гибкости мышления, произвольного внимания (распределение), зрительно-моторной координации, личностной сферы.

Занятие 22. Развиваем внимание и наблюдательность. Развитие устойчивости внимания, самоконтроля, способности к обобщению, личностной сферы.

Занятие 23. Внимание и ассоциативная память. Развитие устойчивости и концентрации внимания, ассоциативной памяти, зрительно-моторной координации, личностной сферы.

Занятие 24. Слуховая память. Развитие логического мышления (способности к классификации, обобщению), слуховой памяти, личностной сферы.

Занятие 25. Зрительная память. Развитие логического мышления, зрительной памяти, пространственных отношений, личностной сферы.

Занятие 26. Восприятие цвета, формы, количества. Развитие наглядно-образного мышления, мелкой моторики руки, ориентации в пространстве, восприятия цвета, формы, количества. Развитие личностной сферы.

Занятие 27. Учимся ориентироваться в пространстве и времени. Развитие логического мышления (способности к классификации, обобщению), памяти, пространственно-временных представлений, личностной сферы.

Занятие 28. Развиваем тактильное и зрительное восприятие в пространстве. Развитие объемного мышления, мелкой моторики руки, тактильного и зрительного восприятия пространства. Развитие личностной сферы.

Занятие 29. "Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать". Развитие понятийного мышления (обобщения), устойчивости и концентрации внимания, зрительно-моторной координации, личностной сферы.

Занятие 30. Ловкие пальчики. Развитие мелкой моторики руки, творческой фантазии и воображения, способности к концентрации и распределению внимания. Развитие личностной сферы.

Раздел 4. Итоговая диагностика.

Занятие 31.  Диагностика интеллектуального развития. Определение актуального уровня развития после коррекционно-развивающих занятий.

Занятие 32. Диагностика уровня развития памяти, внимания, пространственно-временных представлений.   Определение уровня сформированности аттентивно-мнестических процессов и пространственно-временных представлений.

Занятие 33. Диагностика уровня развития мыслительных операций, адаптации к школе. Определение уровня развития мыслительных операций, адаптации к школе.

Тематическое планирование

Названия тем в разделе «Развитие познавательных процессов» являются «условными», так как на каждом занятии происходит развитие познавательных процессов в комплексе (мышления, внимания, памяти, зрительно-моторной координации, пространственных представлений), а не одного какого-то процесса.

Раздел

Тема

Кол-во часов

Дата

По факту

1.

Диагностика

Вводное занятие. Знакомство. Установление правил поведения на занятии.

1

2.

Диагностика интеллектуального развития.

1

3.

Диагностика уровня развития памяти, внимания, пространственно-временных представлений.

1

4.

Диагностика уровня развития мыслительных операций, эмоционально-личностных особенностей.

1

5.

Введение в школьную жизнь.

Я и мое имя.

1

6.

Урок и перемена.

1

7.

Ученье - свет, а неученье - тьма.

1

8.

Когда всем весело, а одному грустно.

1

9.

Волшебные слова.

1

10.

Дружба начинается с улыбки.

1

11.

Друг всегда рядом.

1

12.

Вижу хорошее, делаю хорошее.

1

13.

Соблюдаю правила.

1

14.

Терпение - к другим уважение.

1

15.

Развитие познавательных процессов.

Установление связей между обобщенными понятиями.

1

16.

Учимся обобщать и находить закономерности.

1

17.

Учимся думать логично.

1

18.

Понятийное мышление. Отношение "целое-часть".

1

19.

Учимся находить противоположности.

1

20.

Развиваем воображение и творчество.

1

21.

Учимся быть внимательным.

1

22.

Развиваем внимание и наблюдательность.

1

23.

Внимание и ассоциативная память.

1

24.

Слуховая память.

1

25.

Зрительная память.

1

26.

Восприятие цвета, формы, количества.

1

27.

Учимся ориентироваться в пространстве и времени.

1

28.

Развиваем тактильное и зрительное восприятие в пространстве.

1

29.

"Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать".

1

30.

Ловкие пальчики.

1

31.

Итоговая диагностика

Диагностика интеллектуального развития.

1

32.

Диагностика уровня развития памяти и внимания, пространственно-временных представлений

1

33.

Диагностика уровня развития мыслительных операций, адаптации к школе.

1

Система условий реализации коррекционного курса

 

Материально-техническое обеспечение:

1. Канцелярские товары (тетрадь, ручка, простой карандаш, набор цветных карандашей, пальчиковые и акварельные краски).

2. Специализированные методические материалы и наглядные пособия.

3. Диагностический инструментарий.

4. Раздаточный материал.

5. Диски с мультфильмами.

6. Мультимедийные презентации.

7. Мультимедийное оборудование (персональный компьютер).

Учебно-методическое обеспечение:

1.Балова Ж. И. Программа занятий по ускорению адаптационных процессов у первоклассников «Мультики+первоклашки=?» / Школьный психолог №21, 2008.

2. Володина Н. В. Пишу красиво: для детей 6-7 лет: в 2 ч./ Н. В. Володина. – 2-е изд., испр. и перераб. – М.: Эксмо, 2014.- 56с. : ил. – (Ломоносовская школа).

3.  Гатанов Ю. Б. Курс развития творческого мышления (по методу Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли). Для детей 7-10 лет. Методическое руководство. – СПб, ГП «ИМАТОН», 1999.

4. Гаврина С., Кутявина Н., Топоркова И., Щербинина С.Развиваем память. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014.

5. Зак А. З. Совершенствование познавательных умений у детей 5-12 лет. – М.: Московский психолого-социальный институт: Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999.

6. Земцова О. Н. Развивающие тесты для детей 5-6 лет. – М.: Махаон, Азбука – Аттикус, 2012.

7. Крупенчук О. И. Рисуем по клеточкам. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.

8. Коноваленко С. В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. – М.: Эксмо, 2000.

9. Локалова Н. П. «120 уроков психологического развития младших школьников Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов)». – М.: «Ось-89», 2006.

10. Майорова Н. П. Неуспеваемость. Как выявить и устранить ее причины: Пособ. для школьн. Психолога. – СПб.: Знание, 1998.

11. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 2007.

12. Языканова Е. В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс. ФГОС. – 13-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-логопедического курса для учащихся с задержкой психического развития и тяжелым нарушением речи (ЗПР и ТНР)

Данная программа осуществляет коррекцию устной и письменной речи у детей с заключением ЗПР, ТНР в начальных классах....

Рабочая программа коррекционного курса "Веселое развитие" для обучающихся 2 класса с задержкой психического развития.

Рабочая программа коррекционного курса «Веселое развитие» (2 класс) разработана в соответствии с тре­бованиями федерального государственного образовательного стандарта начального...

Рабочая программа коррекционного курса "Веселое развитие" для обучающихся 3 класса с задержкой психического развития.

Рабочая программа коррекционного курса «Веселое развитие» (3 класс) разработана на основе рекомендаций территориальной ПМПК и ПМПк образовательной организации, комплексной диагностики особ...

Рабочая программа коррекционного курса "Веселое развитие" для обучающихся 4 класса с задержкой психического развития.

Рабочая программа коррекционного курса «Веселое развитие» (4 класс) разработана на основе рекомендаций территориальной ПМПК и ПМПк образовательной организации, комплексной диагностики особ...

Рабочая программа коррекционного курса "Первый раз в пятый класс" для обучающихся 5 класса с задержкой психического развития.

Рабочая программа коррекционного курса «Первый раз в пятый класс» (для учащихся 5 класса с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) разработана на основе рекомендаций территориальной ПМП...

Рабочая программа коррекционно - развивающей работы по "Преодолению трудностей в обучении" для обучающихся 4 классов с задержкой психического развития.

Рабочая программа коррекционно - развивающей работы по "Преодолению трудностей в обучении" для обучающихся 4 классов с задержкой психического развития в образовательном процессе в рамках реа...

Адаптированная рабочая программа для учащихся 5-6 классов с задержкой психического развития

Общие положенияРабочая программа коррекционно-развивающего курса для обучающихся 5-9 классов с задержкой психического развития (далее ЗПР) составлена в соответствии с требованиями адаптированной основ...


 

Комментарии

Красноборова Варвара Сергеевна

Спасибо за образец грамотного подхода к делу. А то ищешь, на что можно опираться в написании подобной программы, и часто видишь в интернете программы, которые умещаются на 1 листочке. У вас проделана большая работа по её составлению.

Подоксенова Ирина Владимировна

Спасибо,Варвара Сергеевна!