Консультация для родителей: "Особенности развития процесса внимания и восприятия у детей с задержкой психического развития (ЗПР)".
консультация на тему
В консультации рассказывается об основных особенностях процесса внимания и восприятия у детей с ЗПР. Какие трудности дети испытывают при недоразвитии данных процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_4.docx | 20.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Внимание детей с задержкой психического развития характеризуется - неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособнось. Трудно собрать, сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются. Ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. В старшем дошкольном возрасте оказывается недостаточно развитой способность к произвольной регуляции поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа.
Многие из детей испытывают трудности и в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Дети не умеют обследовать предмет, не проявляют выраженной ориентировочной активности, длительное время прибегают к практическим способам ориентировки в свойствах предметов.
Дошкольники с задержкой психического развития не испытывают трудностей в практическом различении свойств предметов, однако их сенсорный опыт долго не закрепляется и не обобщается в слове. Поэтому ребенок может правильно выполнить инструкцию, содержащую словесное обозначение признака «дай красный карандаш», но самостоятельно назвать цвет показанного карандаша затрудняется.
Особые трудности дети испытывают при овладении представлениями о величине, не выделяют и не обозначают отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина). Затруднен процесс анализирующего восприятия: дети не умеют выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали. Можно говорить о замедленном темпе формирования целостного образа предмета, что находит отражение в проблемах, связанных с изодеятельностью.
Со стороны слухового восприятия нет грубых расстройств. Дети могут Испытывать некоторые затруднения при ориентировке в неречевых звучаниях, но главным образом страдают фонематические процессы.
Названные выше недостатки ориентировочно - исследовательской деятельности касаются и тактильно — двигательного восприятия, которая обогащает чувственный опыт ребенка и позволяет ему получить сведения о таких свойствах предметов, как температура , фактура материала, некоторые свойства поверхности, форма, величина. Затруднен процесс узнавания предметов на ощупь .
Борякова Н.Ю, Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. М., 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности познавательных процессов и учебной деятельности у детей с задержкой психического развития
В статье рассматривается проблема обучения детей с ЗПР. Рассмотрены вопросы о особенностях познавательных процессо учебной деятельности детей с ЗПР....
Развитие внимания у детей с задержкой психического развития.
Данный материал предназначен для родителей детей дошкольного возраста с ЗПР....
Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с задержкой психического развития. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.
Все коррекционные упражнения, направленные на развитие внимания учащихся среднего звена, составляют совокупную систему, охватывающую разделы языкознания: лексику, грамматику, фонетику, словообра...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе для детей с задержкой психического развития "Нужные профессии"
Интегрированное занятие проводилось в рамках реализации окружного проекта «Профессиональная ориентация дошкольников»....
Развитие психических процессов у детей с задержкой психического развития. Рекомендации родителям
Что такое ЗПР? Как эта задержка психического развитимя проявляется? Рекомендации родителям таких детей....
Коррекция нарушений фонематического восприятия у детей с задержкой психического развития.
Теория и практика дефектологической работы убедительно доказывают, что развитые фонематические процессы – важный фактор успешного становления речевой системы ребенка с особыми возможностям...