Развитие психических процессов у детей с задержкой психического развития. Рекомендации родителям
статья на тему

Возняк Светлана Владимировна

Что такое ЗПР? Как эта задержка психического развитимя проявляется? Рекомендации родителям таких детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_s_zpr.docx33.52 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Рекомендации родителям

Задержка психического развития (ЗПР) является одной из наиболее распространенных форм психической патологи детского возраста. ЗПР – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, восприятие, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР, как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций.

Чаще она выявляется в начале обучения ребенка в подготовительной группе детского сада ил и в школе, особенно в возрасте 7-10 лет, так как в этом возрастном периоде родители в большинстве случаев обращаются к специалистам перед определением ребенка в школу.

ЗПР проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребенка его возрасту. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам (в том числе и навыкам интеллектуальной деятельности), личностной незрелости, поведению. Они испытывают значительные трудности в обучении, им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Учебные трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы- часто у них наблюдается нервное истощение, следствием чего является быстрая утомляемость, низкая работоспособность, отказ от выполнения уже начатой деятельности; часто возникают головные боли. Все это в совокупности ведет к повышенной отвлекаемости, быстрой утомляемости, пониженной работоспособности.

Дети с задержкой психического развития поздно осваивают основные психомоторные навыки, наблюдаются у невролога в связи с мышечным гипертонусом, повышенной возбудимостью и головными болями (часто это бывает связано с повышенным внутричерепным давлением), и у логопеда – в связи с задержкой речи и нарушениями звукопроизношения. Часто дети с ЗПР с трудом адаптируются в группе сверстников, выделяются своим поведением еще  в детском саду. В других случаях задержка психического развития незаметна и обнаруживается только в начальных классах школы.

Особенности внимания детей с ЗПР проявляются его неустойчивости, повышенной отвлекаемости, неустойчивой концентрации на объекте. Наличие посторонних раздражителей вызывает значительное замедление выполняемой этими учащимися деятельности и увеличивает количество ошибок.

Эти дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы, часто ошибочно воспринимают сочетание букв и т.д.

Изучение процессов памяти показало недостаточную продуктивность произвольной памяти, малый объем памяти, недостаточность и трудность воспроизведения. Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с ЗПР при обучении в дошколный учреждении и школы. Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования, существенное место в структуре дефекта умственной деятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти. Наблюдения педагогов и родителей за детьми с ЗПР, а также специальные психологические исследования указывают на недостатки в развитии их непроизвольной памяти. Многое из того, что нормально развивающиеся дети запоминают легко, как бы само собой, вызывает значительные усилия у их отстающих сверстников и требует специально организованной работы с ними. Одной из основных причин недостаточной продуктивности непроизвольной памяти у детей с ЗПР является снижение их познавательной активности.

Большинство детей страдают дефектами звукопроизношения, наблюдается бедный словарный запас. При использовании даже имеющихся в словаре слов они часто допускают ошибки, связанные с неточным, а иногда и неправильным пониманием смысла слов. Дети с ЗПР слабо владеют грамматическими обобщениями, в их речи часто встерчаются неправильные грамматические конструкции. Эти дети почти не используют в своей речи некоторых грамматических категорий, испытывают трудности в понимании и употреблении сложных логико- грамматических конструкций.Своебразно и поведение детей с ЗПР. В школе они продолжают вести себя как дошкольники.

Наиболее эффективно этим детям обучаються в специальных учебных заведениях или классах. Целью таких занятий, предусмотренных типовым учебным планом для данного типа специальных учебных заведений, является индивидуальная работа по коррекции развития учащихся, ликвидации пробелов их предшествующего обучения, направленная подготовка к усвоению ими учебного материала. В условиях специально организованного обучения эти дети способны дать значительную динамику в развитии и усвоить многие знания, умения и навыки, которые нормально развивающиеся сверстники набирают самостоятельно.

Обучение и воспитание эффективны только при сотрудничестве педагогов, родителей и самого ребенка. Педагоги и родители должны быть едины в целевых установках, в требованиях, должны взаимно информировать друг друга о трудностях и особенностях ребенка, опираться на положительные качества его личности, закреплять малейший позитивный успех ребенка.

Коррекционная работа будет более эффективна, если родители будут придерживаться следующих рекомендаций:

1. Сотрудничество педагогов и родителей – основа успешного обучени воспитания. Анализ, планирование, прогноз, действия- путь комплексного преодоления имеющихся у ребенка отклонений в развитии, особенностей поведения и вызванных ими затруднений.

2. Работа с ребенком, имеющим отклонение в развитии, должна быть пронизана психотерапевтическим воздействием. Ребенок должен иметь мотивацию к занятиям, должен замечать свои успехи, радоваться им. У ребенка должно быть радостное ожидание успеха и похвалы, удовольствие от выполненной работы. Коррекционная работа подразумевает прямую и косвенную психотерапию, индивидуальное и групповое воздействие.

3. Коррекционное воспитание и обучение имеет своей целью формирование психических функций ребенка и обогащение его практического опыта наряду с преодолением имеющихся нарушений моторики, речи, сенсорных функций, поведения и др. Специальное воспитание и обучение направлено на предупреждение возможных вторичных отклонений, которые могут появиться из-за своевременно непреодоленной недостаточности по подготовке детей к обучению и к жизни в обществе.

В работе с детьми использовать короткие игровые задания, чтобы увеличить возможность увидеть результат и дать положительную мотивацию. Дети любят игры типа: «Выдели предметы» (одни кружком, другие квадратом), «Найди лишний предмет», «Обведи по цифрам»(в пределах знаний детей). В построении занятий используется принцип посильности занятий для данного возраста, постепенности усложнения материала.

В целом необходимо, чтобы: решение заданий привлекало детей, поддерживало их интерес к занятиям; задания должны быть посильны для детей, но не слишком легкими, чтобы вызвать стремление их решать, не слишком трудными, чтобы не разочаровать детей невозможностью их решить; на занятиях необходимо чередовать различные виды работ (обычно не менее 8-10 видов); необходимо включать интересные физминутки для снятия напряжения учащихся и отдыха.

Примерные тренировочные упражнения, рекомендуемые для использования на занятиях: 1) Беседа, ответы на вопросы; 2) Упражнения на развитие внимания: «Запрещенное слово», «Запрещенное движение», и др. 3) Упражнение «Точки». Игра «Что изменилось?». Зачеркни нужные буквы. Зачеркни букву О. Обведи в круг цифру «5». 4) Зачеркни нужные буквы. Зачеркни нужные квадраты. Раскрась нужные предметы. Выполни задание по образцу. «Отыскивание чисел». 5) Чем отличаются картинки? Раскрась буквы – красным, цифры – зеленым, знаки – желтым. Игра «Кто самый внимательный?». 6) «Проследи за направлением». Догадайся, к каким домикам ведут дорожки? Проверь, есть ли ошибки в игре «Домино». 7) «Запомни и назови». «Что исчезло?». «Что изменилось?».

Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что желаемый эффект не достигается после одного-двух занятий. Чтобы появился устойчивый результат, необходимо проводить их регулярно, как минимум в течение месяца-двух.

Таким образом, что самое главное любые игровые взаимоотношения сближают, помогают установить контакт, открывают родителям доступ к самым сокровенным тайнам детской души. А наши дети, как никто другой требуют особой помощи от взрослых. И наша задача обеспечить им наиболее полноценное развитие как в детском саду, в школу так и дома.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Особенности развития процесса внимания и восприятия у детей с задержкой психического развития (ЗПР)".

В консультации рассказывается об основных особенностях процесса внимания и восприятия у детей с ЗПР. Какие трудности дети испытывают при недоразвитии данных процессов....

Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.

Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....

Профилактика задержки речевого развития. Использование Монтессори - материалов для профилактики задержки речевого развития.

В данной статье рассматривается актуальный вопрос:  задержка речевого развития и способы ее профилактики. Приводится ряд эффективных способов, способствующих развитию слухового внимания, слуховой...

Методическая разработка "Специфика применения Интернет-технологий в процессе обучения детей с задержкой психического развития"

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще  применяемых в специальной педагогике....


 

Комментарии

Полезный материал, вы правильно отметили, огромная роль принадлежит родителям, а мы должны найти способы привлечения семьи в образовательный процесс.