Главные вкладки

    Коррекция высших психических функций у детей с нарушением интеллекта на уроках «Игра, игротерапия» и «Развития психомоторики и сенсорных процессов».
    статья

    Кузнецова Вероника Кимовна

    Коррекция высших психических функций у детей с нарушением интеллекта на уроках «Игра, игротерапия» и «Развития психомоторики и сенсорных процессов».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Кузнецова В. К.

    Коррекция высших психических функций у детей с нарушением интеллекта на уроках «Игра, игротерапия» и «Развития психомоторики и сенсорных процессов».

    ГБОУ  "Казанская школа №142 для детей с ограниченными возможностями здоровья", г. Казань

             В настоящее время, значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с тяжелыми нарушениями интеллекта. Разрабатываются новые организационные формы работы с обучающимися данной категории, исследуются их способности к учебной деятельности, выявляются потенциальные возможности их социально-трудовой адаптации и максимальной социализации. Категория обучающихся с тяжелой интеллектуальной недостаточностью представляет разнородную группу лиц, имеющих выраженные органические нарушения центральной нервной системы. Тяжелые интеллектуальные нарушения часто сочетаются с грубыми нарушениями моторной сферы и глубоким системным недоразвитием речи.

    Данные учебные предметы являются специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Для детей с умственной отсталостью, обусловленной тяжелыми органическими нарушениями центральной нервной системы, характерны позднее развитие, психофизический дефект, выражающийся в нарушениях двигательной сферы, а также   всех сторон психики, патологическая инертность, отсутствие интереса к окружающему. Эти дети испытывают огромные трудности, когда им приходится выполнять действия, требующие точности и синхронности движений, применения различных видов памяти, внимания, мышления, ориентировки в пространстве, умения комментировать свои действия. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют такие способы воздействия, которые направлены на преодоление этих отклонений, активизацию их познавательной деятельности.

    Основной задачей этих уроков является коррекция психофизического развития младших школьников с особенностями развития и адаптация их к учебной деятельности и школьной среде в целом.

    Эта задача реализуется через:

    1.        Развитие мелкой моторики:

    - формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами;

    - умение правильно держать карандаш, ручку; учиться владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения;

    - формирование зрительно-моторных координаций.

    2.         Развитие координации крупных движений и умение владеть своим телом, совершенствование двигательных умений и навыков.

    3.         Развитие пространственных ориентаций на листе бумаги и в окружающем пространстве.

    4.         Коррекция и развитие мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия.

    5.           Развитие речи:

    - формирование активной речи ребенка, пополнение словарного запаса новыми понятиями.

    6.         Формирование навыков учебной деятельности:

    - умение слушать, слышать, понимать и выполнять словесные установки педагога;

    - умение действовать, повторяя показанный образец и правило.

    Одним из основных требований к методике обучения умственно отсталых детей младшего возраста, является использование игровой формы как доминирующей. Игра рассматривается не как развлечение и отдых, а как средство обучения и коррекции.[1]

    Коррекционно-развивающие игры и упражнения, используемые на уроках «Игра, игротерапия» и «Развития психомоторики и сенсорных процессов» подбираются с учетом следующих особенностей умственного развития:

    1.         Все познавательные процессы взаимосвязаны, часто их трудно отделить друг от друга, поэтому материал в коррекционно-развивающих играх и упражнениях должен быть многозначен, ассоциативен. Он используется для развития памяти и восприятия, и мышления, и воображения, и связной речи, и сенсорной сферы младших школьника.

    2.         Развитие психических процессов происходит разнонаправлено и длительно. Поэтому важное условие результативного использования коррекционно-развивающих игр и упражнений на уроках «Игра, игротерапия» и «Развития психомоторики и сенсорных процессов» - это соблюдение последовательности в подборе игр и упражнений.

    Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.

             Приемы  и методы, используемые на занятиях:

    -  игра, наглядный, практический, словесный методы;

    -  наблюдение, собеседование, тестирование, анализ результатов деятельности;

    - учет реальных и перспективных индивидуальных возможностей каждого ребенка.

    Для умственно отсталого ребенка эмоциональная сторона организации урока важное условие. Учитель своим поведение, эмоциональным настроением должен вызывать у ребенка положительное отношение к уроку, что позволяет не допускать нарушений неврологического характера, аффективных потрясений детского организма.

    Коррекционно-развивающие уроки должны представлять собой комплекс, включающий задания на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления и тонкой моторики, упражнения для профилактики нарушения зрения (близорукости и дальнозоркости), элементы дыхательной и координационной гимнастики.

    Примерная структура урока «Игра, игротерапия» и «Развития психомоторики и сенсорных процессов»:

    1.Организационный момент.

    2.Упражнение на внимание.

    3. Упражнение на развитие памяти.

    4. Дыхательное упражнение.

    5. Упражнение для профилактики нарушений зрения.

    6. Упражнение на развитие координации и графических навыков.

    7. Упражнение на развитие мышления.

    8. Итог урока.

    9. Оценка учащихся.

    Литература

    Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников - М.: "БУК-МАСТЕР", 1993г. -191с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие психомоторики и сенсорных процессов. Тема: Коррекция недостатков умственной деятельности. Занятие 1.

    Цель  данного урока это обогощение словарного запаса, исправление недостатков моторики, формирование точности и целенаправленности движений и действий, формирование пространственно-временных орие...

    Влияние компьютерных технологий на эмоциональное состояние учащихся с общим психическим недоразвитием, в условиях занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

    В Нововаршавской школе-интернате VIII вида отдельным предметом в начальных классах два раза в неделю проводятся занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов, основной целью которых является...

    Коррекционно-развивающая программа развития психомоторики и сенсорных процессов, учащихся с общим психическим недоразвитием «Развиваемся, играя»

    Данная программа разработана для сенсорного и психического развития детей с общим стойки недоразвитием[6], она осуществляется в течение первых четырех лет обучения с учащимися  1 - 4 классо...

    Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.

    Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....

    Дидактические игры по предмету "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"

    Материал будет полезен учителям начальных классов, работающих в коррекционной школе 8 вида....

    Песочная терапия как средство коррекции и развития психомоторики и сенсорных процессов у детей с ОВЗ.

    Психомоторика непременно присутствует в самых различных проявлениях человеком активности: речи (сокращения мышц гортани и полости рта, жестикуляция), письма, эмоциональной экспрессии (мимика, поза, эк...