Дидактические игры по предмету "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"
методическая разработка по психологии на тему

 Кожевникова Елена Владимировна

Материал будет полезен учителям начальных классов, работающих в коррекционной школе 8 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry_po_rpsp.doc186 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

Дидактические игры и упражнения 

 по предмету

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Подготовила:

Кожевникова Елена Владимировна

Игры и упражнения для развития общей моторики

Упражнения с элементами основных движений: ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, прыжки, метание.

      Ребенку предлагается выполнить в игровой форме следующие упражнения:

      — бросить мяч вверх и поймать двумя руками, одной рукой;

      — ударить мяч о стену и поймать его двумя руками, одной рукой;

      — подбрасывать вверх воздушный шар, стараясь как можно дольше удержать его в воздухе;

      — пройти по начерченной на полу линии;

      — попрыгать попеременно на одной ноге, на другой;

      — попрыгать на двух ногах, продвигаясь вперед;

      — повернуться туловищем направо и налево;

      — подлезть под натянутой веревочкой;

      — «бег» на коленках (четвереньках);

      — игры типа «Тир»: попадание в цель различными предметами (мячом, стрелами, кольцами).

Игры и упражнения для развития мелкой моторики

      • Упражнения на развитие статической координации движений.

      «Гнездо» — пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней.

      «Фонарики» — руки поднять вверх, кисти рук опустить, опущенные пальцы раздвинуть, тянуть вниз, имитируя форму фонарика.

      «Буквы» — изобразить руками буквы О, Л, М, П, Т и др.

      «Замок» — соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» (поворот ключа) разъединить.

      «Олень здоровается» — скрещенные руки поднять вверх, пальцы широко раздвинуть, головой и руками делать легкие полунаклоны вперед.

      • Упражнения на развитие динамической координации движений.

      «Пальчики здороваются» — на счет 1, 2, 3, 4, 5 соединяются кончики пальцев обеих рук — большой с большим и т. д.

      «Пальцеход» — на плотном ковролине нашито 20 пуговиц — по 10 в 2 ряда. Ребенок нажимает указательными пальцами обеих рук на пуговицы, имитируя ходьбу.

      «Соревнования по бегу» — средний и указательный пальцы правой, затем левой, далее обеих рук изображают ноги бегунов (на столе).

      «Необычное животное» — показать, как передвигается животное, у которого пять ног, по столу (сначала правой, а затем левой рукой).

      «Посчитай-ка» — сжать руку в кулачок, считать пальцы, разгибая их (сначала на правой руке, затем на левой).

      «Командир» — сжать руку в кулачок, разжимать пальцы по одному со счетом: «Ты командир, а твои пальчики — солдаты. Командуй: раз, два, три...»

      • Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость.

      «Кулак — ладонь» — поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе. Выполнение обеими руками может быть одновременное или разновременное (одна кисть руки сжата, другая выпрямлена, и наоборот).

      «Кулак — ребро — ладонь» — поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе.

      «Сжимание и разжимание кистей рук» — поочередное выполнение движений обеими руками одновременно, затем обеими руками, но разновременно (одна кисть руки сжата, другая выпрямлена, и наоборот).

      «Кольцо — зайчик» — переходы из одной статической позы в другую; выполняются поочередно каждой рукой, а затем обеими руками вместе.

      «Барабанщик» — один ребенок барабанит всеми пальцами обеих рук по столу, отстукивая ритм, другой повторяет.

      • Упражнения на развитие координированных графических движений.

      «Трудные виражи» — на одном конце дорожки нарисована машинка, на другом — домик или гараж. Педагог говорит: «Ты — водитель, и тебе надо проехать на своей машинке к дому. Дорога, по которой ты поедешь, не простая. Будь внимателен и осторожен».

      Ребенок должен, не отрывая руки, карандашом «проехать» по изгибам простых дорожек, а когда он освоится, ему можно предложить и более сложные варианты дорог.

      • Упражнения с предметами:

      — составление контуров предметов из палочек сначала более крупных размеров, а затем более мелких (стол, дом, треугольник, машина);

      — составление цепочки из 6—10 и более канцелярских скрепок разного цвета с соблюдением очередности цветов;

      — вырезание из бумаги какой-либо фигуры правой и левой рукой;

      — нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин, а на нитку с иголкой — мелких бусин, бисера;

      — сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор крупы (пшено, гречка, рис);

      — застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;

      — завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек;

      — доставание бусин ложкой из стакана;

      — складывание мелких деталей (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр;

      — продевание нитки в иголку;

      — стирание ластиком нарисованных предметов;

      — кáпание из пипетки в узкое горлышко бутылочки;

      — надевание и снимание колечка (массаж пальца);

      — втыкание канцелярских кнопок в деревянный брусок;

      — комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь пальцами только одной руки);

      — прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке;

      — перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу и обратно;

      — нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне», наполненном горохом и фасолью, в пластиковых ведрах или тазиках;

      — сжимание и разжимание эспандера;

      — катание мячей-ежиков (с шипами).

      Шнуровка-флексик «Чудо-пуговица» — пришивание пуговиц и сшивание материалов различными видами швов.

      «Рамки с застежками».

      Материал: рамка, обтянутая тканью из двух половинок, к каждой из которых пришито по 5 тесемок (тесемки одной половинки отличаются по цвету от тесемок другой).

      Ребенку предлагается завязывать и развязывать банты, соединяя две половинки ткани.

      Варианты:

      можно использовать рамки с разными застежками: большие и маленькие пуговицы, кнопки, петли, застежки из ремешков и др.

      Формообразующие движения (работа с пластилином) — скатывание колбасок, скатывание под углом, скатывание округлых форм, прищипывание, вдавливание, сглаживание.

      — Игры

      «Оркестр» — одни дети имитируют игру на разных музыкальных инструментах (пианино, барабан, гитара, труба, баян и др.), другие дети отгадывают, кто на чем играет. Затем меняются местами.

      «Работники» — дети по очереди изображают работу с каким-то инструментом или орудием труда (ножницами, молотком, кусачками, топором, пилой, лопатой, граблями и др.).

      «Поймай рыбку» — ребенок удочкой с крючком пытается подцепить пластмассовых рыбок со специальным отверстием.

      • Упражнения для расслабления рук.

      Массаж подушечек пальцев рук и фаланг пальцев (от ногтевых фаланг к основаниям пальцев), потягивание сцепленных пальцев в противоположные стороны с речевым стихотворным сопровождением, так как стихи, сопровождающие упражнения, — это та основа, на которой формируется чувство ритма.

      Имитационные движения для кистей рук:

      — мытье рук перед едой

      — стряхивание воды с кисти

      — полоскание белья

      — надевание перчаток

      — поглаживание кошки

      — пальчики танцуют

      Упражнения педагог может придумать сам, проявив творчество.

      С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:

      — лепка из глины, пластилина, теста;

      — аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);

      — аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);

      — конструирование из бумаги (оригами);        

      — макраме (плетение из ниток, веревок);

      — рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;

      — игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);

      — собирание пазлов;

      — сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу.

      Хороший эффект дает использование массажных мячей-валиков. Разные по форме, упругости, фактуре поверхности мячи-валики обеспечивают широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами самостоятельно или сосредоточившись на своих ощущениях, в то время как специалист делает ими легкий массаж.

      По аналогии можно изготовить «осязательные» ванны — в небольшой коробке рассыпать горох или бобы, фасоль, желуди. Поиск мелких предметов в такой «ванне» способствует активизации пальцевого гнозиса.

Перечислим основные из них:

      — ощупывание предметов с различной поверхностью с открытыми глазами, в дальнейшем с закрытыми; обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.), обозначение отдельными словами свойств и качеств используемых материалов, признаков предмета;

      — нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен (выбор сначала из 2 предметов, а затем из 3—5 предметов);

      — нахождение контура предложенного предмета из нескольких (3—4 предметов);

      — определение по контуру с закрытыми (завязанными) глазами самого предмета;

      — нахождение двух одинаковых контуров предмета из нескольких предложенных с закрытыми (завязанными) глазами.

      Таким образом, через многократное последовательное использование практических упражнений достигается повышение у детей тактильной чувствительности.

      Один из основных способов коррекции указанных дефектов — дидактические игры. В играх приходится создавать особые условия для выделения тактильно-двигательного восприятия: поставить ширму, использовать непрозрачные салфетку или мешочек, предложить закрыть (или завязать) глаза ребенку и др.

Дидактические игры на развитие тактильной чувствительности

      «Поймай киску»

      Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

      «Чудесный мешочек»

      В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

      «Определи на ощупь»

      В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий, большой — маленький, узкий — широкий и т. д.

      «Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

      Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

      «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»

      Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

      По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

      «Узнай фигуру»

      На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

      «Узнай предмет по контуру»

      Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.

      «Догадайся, что за предмет»

      На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

      «Найди пару»

      Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.

      Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

      «Найди ящичек»

      Материал: спичечные коробки, сверху оклеенные различными материалами: вельветом, шерстью, бархатом, шелком, бумагой, линолеумом и др. Внутри выдвижных ящичков также приклеены кусочки материала. Ящички находятся отдельно.

      Ребенку предлагают на ощупь определить, какой ящичек от какого коробка.

      «Что в мешочке»

      Ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др. Перебирая мешочки, он определяет наполнитель и раскладывает в ряд эти мешочки по мере увеличения размера наполнителя (например, манка, рис, гречка, горох, фасоль, бобы).

      «Отгадай цифру» (букву)

      На ладошке ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву), которую он определяет с закрытыми глазами.

      «Что это?»

      Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).

      «Собери матрешку»

      Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку — кто быстрее.

      «Прочитай»

      Играющие становятся друг за другом. Стоящий позади пальцем пишет на спине партнера буквы, слова, цифры, рисует фигуры, предметы. Стоящий впереди отгадывает. Потом дети меняются местами.

      «Золушка»

      Дети (2—5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.

      «Угадай, что внутри»

      Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?

   Приведем примеры игр на движение: игры-подражания (имитации), игры с ограничениями движений, игры — движения по звуковому сигналу, игры с мнимыми предметами и др., которые позволяют сформировать у детей связь между движениями и смыслом ситуации, учат понимать язык движений, говорить на нем и управлять своими движениями в соответствии с ситуацией.

      Имитационные упражнения: бабочка летает, обезьянка прыгает, кенгуру скачет, мячик подпрыгивает, пружинка распрямляется, маятник раскачивается, рыбка плавает, собака идет по следу, ветер дует и т. д.

      Упражнения выполняются стоя, сидя, лежа; на месте и в движении, при сочетании движений туловища, ног с подобными и противоположными движениями рук.

      Игры на восприятие предметов в движении: игры в воображаемые снежки, камушки (бросаем в море, играем на берегу и др.); передача по кругу воображаемого предмета (мяч, кирпич, флажок и др.), рисование орнамента рукой в воздухе и др.

      Двигательные упражнения: различные движения головой, руками, туловищем с остановкой по сигналу и проверкой правильной осанки.

      Использование музыкального сопровождения при выполнении подобных упражнений усиливает коррекционный эффект, создает положительный эмоциональный настрой.

      Игры на восприятие команды в движении

      «Стоп-сигнал» — остановка по одному сигналу, а по другому сигналу изменение направления движения.

      «Противоположное действие» — на фоне всех дословно повторяемых действий выполнение одного их них, обозначенного заранее, в противоположном виде.

      «Запретный номер» — педагог называет количество повторений каждого упражнения, дети выполняют за исключением того, который заранее обозначен запретным номером.

      Сохранение позы требует от детей с интеллектуальной недостаточностью специальной внутренней активности. Решению этой задачи способствуют следующие простые упражнения: присесть, встать, топнуть, хлопнуть руками, покачать головой и т. д.; более сложные движения: прыжки, действия с предметами — переносить, переставлять, перекладывать кубики, кегли и т. д.

      «Сделай по рисунку и замри»

      Ребенку показывают карточки со схематичным изображением движения или позы. Ребенок должен принять такую же позу.

      Варианты:

      — показ поз другим ребенком, взрослым.

      Очень полезны игровые упражнения, помогающие расслабиться, снять мышечное напряжение, так как только физически свободно чувствующий себя ребенок спокоен и психологически защищен.

      Приведем примеры игр:

      «Хлопай и качайся» (под успокаивающую музыку);

      «Штанга» (имитация ее подъема и бросания на пол);

      «Качели» (имитация качания на качелях);

      «Подвески» (кукла-марионетка);

      «Тряпичная кукла» (выполнение разных движений расслабленными руками, ногами, головой и т. д.);

      «Холодно — жарко» (холодно — сжались, напряглись; жарко — расслабились);

      «Спать хочется» (ребенок хочет встретить Новый год, но не может и засыпает: повисли руки, опустилась голова и т. д.);

      «Котенок» (спит, потягивается, умывается и др.);

      «Шалтай-болтай» — выполнение движений с одновременным произнесением слов. Инсценируя стихотворение, дети передают в движениях и мимике напряжение, усталость, расслабленность, беззаботность. Соединение разных контрастных состояний человека требует переключения внимания и быстроты реакции.

      Упражнения на смену положения туловища (например, вытягивание вверх туловища и рук, затем полное расслабление и опускание в полуприсед) и на смену движения (например, резкие движения в напряженной ходьбе на мягкие плавные движения в мягкой ходьбе и др.) помогают ребенку сконцентрировать внимание на анализе своих кинестетических ощущений, что в дальнейшем приводит к свободному управлению своим телом.

      Преодолению скованности, двигательной пассивности способствуют упражнения на развитие выразительности движений.

      «Пешеходы идут»

      Дети изображают людей разного возраста с разными походками: старушка ведет собачку на поводке, ученик опаздывает в школу, старичок идет с палочкой, мама ведет за руку малыша, шагают военные и др.

      «Выразительные движения»

      — поднять тяжелый чемодан: корпус наклонен вперед, колени чуть согнуты, прямые руки опущены вниз;

      — брать в руки поочередно то очень холодный, то очень горячий предмет: резко отдергивать протянутую руку;

      — нести в руках легкий пакет;

      — показать движениями, что на улице жарко и др.

      «Зоопарк»

      Каждый ребенок изображает какого-либо животного, сидя за стулом (как будто в клетке).

      Психомоторика участвует как в вербальных, так и в невербальных средствах общения. Овладению невербальными способами коммуникации детям помогут следующие упражнения:

      — дыхательные: задувание свечи, выдувание мыльных пузырей и др.;

      — на согласование дыхания с движениями рук, на изменение глубины и темпа дыхания в соответствии с характером движения (под хлопки, под счет, под музыку);

      — мимические и пантомимические упражнения.

      «Иностранец»

      В гости «приехал» иностранец, который не знает русского языка, а вы не знаете его языка. Предложите ребенку пообщаться с ним, показать свой класс, школьные принадлежности, пригласить пообедать. Все это надо сделать без слов.

      «Через стекло»

      Детям предлагается сообщить что-либо через стекло мимикой и жестами на определенную тему: вернись домой; надень шапку, а то холодно; купи бананы и др.

      Игры на восприятие роли в движении:        

      «Иголка и нитка» — один ребенок (иголка) бегает, меняет направление движения, темп, использует дополнительные движения; остальные дети (нитка) детально повторяют все его движения.

      Ситуации в движении:

      «Назойливая муха» — упражнение на мимику: воображаемая муха летает — следим, села на нос — сморщились, сдуваем, махнули рукой, нахмурились и т. д.

      Такие задания и упражнения способствуют развитию внимания, наблюдательности, чувственного восприятия, помогают преодолению замкнутости, двигательному раскрепощению.

. Они могут проводиться в форме распространенной игры «Чудесный мешочек». Приведем пример. Для игры потребуются два комплекта одинаковых фигур, в одном из которых фигуры должны быть вырезаны из толстого материала (оргстекла, фанеры), в другом — из тонкого (картона). Задача игры заключается в том, чтобы безошибочно отыскать в мешочке на ощупь оба экземпляра фигуры, указанной на рисунке или предварительно показанной ребенку, а позднее только по названию формы.

      Приведем пример использования упражнений, соответствующих всем четырем типам заданий:

      1. Сравнивание предметов мебели по высоте (детей по росту):

      — сравнивание предметов мебели между собой (стол письменный и парта, стул учительский и ученический, шкаф с антресолью и без нее и т. д.), дидактическая игра «Что в комнате выше лежит?»;

      — сравнивание деталей строительного набора (игрушек и т. д.);

      — сравнивание по росту двух детей, взрослого и ребенка (далее увеличивать количество детей до 5—7).

      2. Сравнивание плоскостных изображений:

      — подбор одежды нужного размера для картонных кукол разной величины;

      — сравнивание плоскостных геометрических фигур (столбики, треугольники и т. д., различающиеся лишь по одному признаку — высоте).

      3. Сравнивание нарисованных предметных изображений, например изображений геометрических фигур, по-разному расположенных на листе бумаги.

      4. Сравнивание предметов по параметру высоты по представлению, например дидактическая игра «Что ты знаешь высокое и низкое?» (многоэтажный дом высокий, а одноэтажный низкий, заводская труба высокая, а труба на крыше дома низкая и т. д.).

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы

      «Найти предмет указанной формы»

      Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб).

      «Из каких фигур состоит машина?»

      Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.

      «Коврик»

      Ребенку предлагают рассмотреть коврик из геометрических фигур и набор составных частей этого коврика. Среди элементов этого набора следует найти ту часть, которой нет в коврике.

      «Найди предмет такой же формы»

      Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. На одном столе геометрические фигуры, на другом — предметы. Например, круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица и т. д.), овал и предметы овальной формы (яйцо, огурец, желудь и т. д.).

      «Какая фигура лишняя?»

      Ребенку предлагают различные наборы из четырех геометрических фигур. Например: три четырехугольника и один треугольник, три овала и один круг и др. Требуется определить лишнюю фигуру, объяснить принцип исключения и принцип группировки.

      Варианты:

      — группировать по форме реальные предметы по 2—3 образцам, объяснять принцип группировки.

      «Составь целое из частей»

      Составить конструкцию из 2—3 геометрических фигур по образцу.

      Варианты:

      — составить конструкцию по памяти, по описанию;

      — составить геометрическую фигуру, выбрав необходимые ее части из множества предложенных деталей (8—9).

      «Определи правильно»

      Ребенку предлагают по рисункам определить, из каких геометрических фигур состоит замок.

      «Зрительный диктант»

      Дети запоминают орнамент из 3—4 геометрических фигур, складывают его по памяти.

      Варианты:

      — дети запоминают и воспроизводят комбинации фигур (в том числе и из объемных геометрических фигур).

      «Определи форму предмета»

      Перед ребенком разложены карточки с изображением предметов: телевизор, дом, стол, люстра, торшер, кровать и др. Педагог предлагает в соответствующую прорезь перфокарты с вырезанными геометрическими фигурами вписать название мебели, изображение которой похоже на данную геометрическую фигуру.

        

Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины

      «Сравни предметы по высоте»

      Назвать предметы, определить их количество, выделить высокий, низкий; сравнить — что выше, что ниже.

      «Палочки в ряд»

      Выложить одновременно два ряда по 10 палочек разной длины: один по убывающей величине, другой по возрастающей.

      Варианты:

      — детям предлагают разложить в порядке возрастания или убывания величины ромбы разного цвета и формы.

      «Самая длинная, самая короткая»

      Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.

      Варианты:

      — сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».

      «Пирамидки»

      Собрать три пирамидки, кольца которых одновременно рассыпаны и перепутаны на столе.

      «Матрешки»

      Собрать двух (трех) матрешек, состоящих из 5—6 штук (и более), одновременно выложенных и разобранных на столе.

      «Разноцветные кружки»

      Положить кружки друг на друга по порядку, начиная от самого большого, так, чтобы был виден цвет каждого последующего кружка. Назвать цвета.

      Варианты:

      — собрать одновременно две стопки кружков по разным параметрам: одну по убывающей величине, другую — по возрастающей величине.

      «Разложи по размеру»

      Ребенок по просьбе педагога раскладывает по размеру натуральные предметы: чашки, ведерки и др.; предметы, вырезанные из картона: грибочки, морковки и др.

      Варианты:

      — дается контурное изображение предметов и предлагается определить, что в чем может уместиться: ведро, чашка, машина; чайник, клещи, чемодан и др.

      «Расставь по порядку»

      Ребенку предлагают сопоставить и упорядочить предметы по одному измерению, отвлекаясь от других измерений:

      1) расставить цилиндры по возрастающей (убывающей) высоте;

      2) расставить бруски по возрастающей (убывающей) длине или ширине.

      «В какую коробку?»

      Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.

      «Дальше — ближе»

      По рисунку с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие — дальше.

      «Выполни задание»

      На листе с крупно написанными буквами и цифрами ребенок выбирает самую широкую букву, обозначающую звук [щ], самую высокую, обозначающую звук [ш], самую низкую цифру 1, самую узкую цифру 8 и т. д.

      2. Выполнение заданий, связанных с измерением предметов:

      а) измерение расстояния между предметами условными мерами: палочкой, карандашом, ленточкой, шагами и т. д.;

      б) измерение сыпучих и жидких веществ в разных бытовых сосудах (банка, бутылка, кувшин и др.) с помощью условной меры: маленькая чашка, мензурка, ложка и т. д.

Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия цвета

      «Какого цвета не стало?»

      Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить, какого цвета не стало.

      «Какого цвета предмет?»

      Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора — красную карточку, огурца — зеленую, сливы — синюю, лимона — желтую и т. д.

      Варианты:

      — выбрать предмет по цветовому образцу: педагог показывает карточку с изображением предмета какого-либо цвета (красные варежки, синие носочки и др.), дети должны показать карточки с изображением оттенков данного цвета.

      «Собери гирлянду»

      Педагог показывает элемент — образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Дети по памяти собирают гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.

      «Сплети коврик из цветных полосок»

      Дети рассматривают образец коврика из цветных полосок, затем по памяти плетут коврик, повторяя чередование цветов в образце.

      «Сложи радугу»

      Приготовьте цветные дуги, разрежьте их пополам. Одну половинку радуги соберите сами, а другую дайте собрать ребенку. Предложите назвать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

      «Неразлучные цвета»

      Педагог называет предмет, в котором представлены разные цвета в постоянном сочетании, дети их называют. Например, педагог говорит: «Рябина», дети отвечают: «Листья зеленые, ягоды красные». (Ромашка — лепестки белые, середина желтая, береза — ствол белый, листья зеленые и т. д.).

«Уточним цвет предмета»

      Педагог выставляет таблицы с изображениями двух растений, близких по цвету: помидор и морковь, мак и шиповник, незабудка и слива, роза и сирень, василек и баклажан и др. Предлагает назвать сходные цвета обоих растений: незабудки голубые, а сливы синие; мак красный, а шиповник розовый и т. д. Дети учатся различать близкие цвета: красный — оранжевый, красный — розовый, синий — голубой и др.

Рассмотрим варианты заданий для развития зрительного восприятия, основанные на принципах постепенного усложнения:

      — обследование отдельных объемных предметов с постепенно усложняющимся строением;

      — сравнение натуральных объемных предметов и объектов (2—4), отличающихся ярко выраженными признаками (цветом, формой, величиной, количеством деталей, расположением отдельных частей и др.), в дальнейшем сравнение их изображений;

      — узнавание реалистических изображений в разных ракурсах;

      — обследование отдельных плоскостных предметов по контуру с постепенно усложняющимся строением, с разборными деталями (частями);

      — сравнение контурных изображений предметов и объектов (2—4), отличающихся ярко выраженными признаками (цветом, формой, величиной, количеством деталей, расположением отдельных частей и др.);

      — сравнение натуральных сходных предметов и объектов (2—4), различающихся незначительными признаками (строением, количеством деталей, оттенками одного цвета, размером, расположением отдельных частей и др.), в дальнейшем сравнение их изображений;

      — сравнение контурных изображений предметов и объектов (2—4), различающихся незначительными признаками (цветом, формой, величиной, количеством деталей, расположением отдельных частей и др.);

      — узнавание предмета по его части;

      — рассматривание сюжетных картинок, выделение сюжетных линий (в качестве усложнения возможно использование нелепиц);

      — рассматривание двух сюжетных картинок, отличающихся незначительными элементами.

      Развитию зрительного анализа и синтеза, произвольного зрительного внимания и запоминания способствуют следующие упражнения:

      — определение изменений в ряду предметов;

      — нахождение «выпавшей», «лишней» игрушки, картинки;

      — нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок;

      — нахождение нереальных элементов нелепых картинок;

      — запоминание 4—6 предметов, игрушек, картинок, геометрических фигур, букв, цифр и воспроизведение их в исходной последовательности.

Формированию умения прослеживать взглядом движущиеся объекты и одновременно оценивать их положение в пространстве способствуют настольные игры «Хоккей», «Баскетбол», «Футбол», «Бильярд», «Городские дороги» и др.

С этой целью используются упражнения для развития глазомера:

      — Определить, сколько шагов до парты, до куклы, до перекрестка (на улице) и т. д.; кто дальше сидит: Коля или Марина; кто выше: Саша или Толя и т. д.

      — Подобрать на глаз предметы, находящиеся между собой в таком же соотношении по величине, как в образце (две матрешки контрастного размера).

      — Показать соотношение двух предметов по высоте с помощью столбиков (полосок) и т. д.

      — Разделить круг, квадрат, прямоугольник на 2, 4, 3 равные части.

      — Разрезать ленточку на равные части.

      Острота зрения во многом зависит от систематичности тренировки, поэтому такие упражнения должны быть обязательными на всех коррекционных занятиях. Приведем примеры.

      Педагог читает стихотворение, а дети выполняют упражнения.

      Буратино потянулся (дети встают на носочки, поднимают руки и смотрят на кончики пальцев), вправо, влево повернулся, вниз, вверх посмотрел (не поворачивая головы, смотрят вправо, влево, вниз, вверх) и на место тихо сел.

      Во время зрительной гимнастики на занятиях дети подходят к окну, смотрят вдаль, отмечают близкие и далекие, высокие и низкие, толстые и тонкие, широкие и узкие объекты и предметы, фиксируют взглядом названный цвет в течение определенного времени (5—10 с) и др.

Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия

      «Что изменилось?»

      Ребенку предлагают рассмотреть несколько карточек с буквами (словами, цифрами, геометрическими фигурами и т. д.) и отвернуться (выйти из комнаты). Педагог убирает (добавляет или меняет местами) карточки. Ребенок определяет, что изменилось.

      «Найди ошибку»

      Ребенку предлагают карточку с неправильными написаниями:

      слов — одна буква написана зеркально (пропущена, вставлена лишняя);

      примеров — сделана ошибка на вычисление, цифра написана зеркально и др.;

      предложений — пропущено или вставлено неподходящее по смыслу слово (сходное по написанию и т. д.).

      Ребенок объясняет, как исправить эту ошибку.

      «Найди отличия»

      Детям предлагают рассмотреть парные картинки с признаками различий (карточки букв и цифр с различным написанием, различным изображением одних и тем же геометрических фигур и т. д.) и найти эти признаки различия, сходства.

      «Знаковая таблица»

      Детям предлагают на цветной таблице показать числа определенного цвета в порядке возрастания (убывания) за определенное время.

      «Наложенные изображения»

      Ребенку предъявляют 3—5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр), наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.

      «Спрятанные изображения»

      Предъявляют фигуры, состоящие из элементов букв, геометрических фигур. Требуется найти все спрятанные изображения.

      «„Зашумленные“ изображения»

      Предъявляют контурные изображения предметов, геометрических фигур, цифр, букв, которые зашумлены, т. е. перечеркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать и назвать.

      «Парные изображения»

      Предъявляют два предметных изображения, внешне очень похожие друг на друга, но имеющие до 5—7 мелких отличий. Требуется найти эти отличия.

      Варианты:

      — используются парные игрушки;

      — предъявляют предмет и его изображение.

      «Незаконченные изображения»

      Предъявляют изображения с недорисованными элементами, например птица без клюва, рыба без хвоста, цветок без лепестков, платье без рукава, стул без ножки и т. д. Нужно назвать недостающие детали (или дорисовать).

      Варианты:

      — предъявляют изображения, на которых нарисована лишь часть предмета (или его характерная деталь), требуется восстановить все изображение.

      «Точечные изображения»

      Предъявляют изображения предметов, геометрических фигур, буквы, цифры, выполненные в виде точек. Необходимо назвать их.

      «Перевернутые изображения»

      Предъявляют схематические изображения предметов, букв, цифр, повернутые на 180°. Требуется назвать их.

      «Разрезанные изображения»

      Предъявляют части 2—3 изображений (например, овощей разного цвета или разной величины и т. д.). Требуется собрать из этих частей целые изображения.

      Варианты:

      — предлагают картинки с изображениями различных предметов, разрезанные по-разному (по вертикали, горизонтали, диагонали на 4, 6, 7 частей, изогнутыми линиями).

      «Запомни и нарисуй»

      Ребенку предлагают запомнить ряд из 4—6 предметов, а затем схематично нарисовать их.

      «Буковки»

      Предлагают несколько рядов произвольно расположенных букв алфавита. Необходимо найти и обвести карандашом (или подчеркнуть):

      — все буквы И;

      — все гласные;

      — одним цветом все буквы Б, а другим цветом все буквы П.

      «Найди букву»

      В тексте ребенку предлагают одной чертой подчеркнуть букву А, двумя — все буквы Н, под буквой О поставить точку.

      «Где зажегся фонарик?»

      Педагог в разных местах комнаты зажигает фонарик, ребенок должен определить его местоположение.

      Варианты:

      — сосчитать, сколько раз зажегся фонарик.

      «Сложи узор»

      Сложить такой же узор, какой предложен педагогом, а также составить самые различные узоры из кубиков Коса, Никитина.

      «Шкафчик»

      Материал: склеенный из спичечных коробков шкафчик с выдвигающимися ящичками.

      На глазах у ребенка в один из ящичков прячут маленькую игрушку. Через 15—20 мин ребенку предлагают ее найти.

      Варианты:

      — прятать одновременно 2—3 игрушки;

      — найти по вербальной инструкции спрятанную в ящичек игрушку.

Восприятие обонятельных эталонов

 Например, игра «Определи предмет по запаху».

      Дети с завязанными глазами по запаху определяют какао, мяту, колбасу, крем для обуви, цветы и т. д.

      Более сложный вариант: определить по запаху, идущему от рук, какой предмет держали в руках.

      «Вспомни, как они пахнут»

      Детям предлагают по картинкам с изображением разных предметов и явлений (акварельные краски, еловая ветка, сильный дождь, дыня, кофе, огурец, мыло, шампунь, веточка земляники, цветущий ландыш и др.) вспомнить, как они пахнут, и объяснить словами.

      «Коробочки с запахами»

      Материал: коробочки или баночки, наполненные остро пахнущими веществами, например кофе, какао, приправами, мылом, духами, цветами.

      Педагог берет коробочку или баночку, отвинчивает крышку и четко показывает, как нужно нюхать, вдыхая через нос. Ребенок повторяет это действие. Педагог называет содержимое всех баночек, дает их понюхать. Затем дети с завязанными глазами самостоятельно определяют по запаху содержимое всех баночек.

Восприятие вкусовых эталонов

      «Определи на вкус»

      Ребенок с завязанными глазами кончиком языка пробует соленый огурец, сладкую конфету, кислый лимон, горький лук. Обозначает словом свои вкусовые ощущения.

      Варианты:

      — ребенок на вкус определяет сырые и вареные продукты: морковь, яйцо, картофель, макароны, лук, яблоко, гречку;

      — ребенок с завязанными глазами устанавливает различный вкус сортов хлеба (ржаной, белый, сдоба), фруктов (яблоко и груша), колбасы (вареная и копченая), орехов (арахис, фундук, кедровые, грецкие), варенья (малиновое, вишневое и др.), конфет (леденец, шоколад и др.), рыбы (жареная, соленая), молочных продуктов (сметана, кефир).

      «Вкусовые банки»

      Материал: банки, пипетки, ложки.

      Педагог готовит четыре раствора: сладкий, соленый, кислый и горький. Берет одну банку с раствором и показывает, как с помощью пипетки нужно взять из банки несколько капель и накапать их в ложку. Ребенок пробует раствор на вкус. Обозначает свои ощущения словом. Точно так же поступают с другими банками. Ребенок узнает, что жидкости бывают различного вкуса.

      «Назови вкус продуктов»        

      Ребенку предлагают по картинкам с изображением различных продуктов, овощей, фруктов назвать их вкус (при этом обращается внимание на использование разных качественных определений — характеристик вкуса).

      Например:

      — лимон на вкус кислый, сочный, освежающий;

      — батон хлеба ароматный, душистый, приятный, свежий;

      — конфета сладкая, приторная, с начинкой, леденец, шоколад;

      — чеснок горький, неприятный, с резким запахом.

Восприятие температурных ощущений

      Приведем примеры игр для восприятия температурных различий.

      «Четыре времени года»

      Детям предлагают рассмотреть репродукции картин профессиональных художников или яркие иллюстрации с изображением пейзажей в разное время года и ответить на вопросы:

      В какое время года бывает тепло? холодно? жарко?

      «Угадай, какой это предмет»

      Педагог показывает или называет предмет, а ребенок должен угадать, какой это предмет: холодный, теплый или горячий.

      Холодные предметы: снег, мороженое, холодильник, лед, вода.

      Теплые предметы: батарея, грелка, руки, солнышко.

      Горячие предметы: утюг, огонь, чайник, печка.

      «Три стакана»

      Ребенку предлагают определить, какой стакан с холодной водой, какой — с теплой, какой — с горячей, сначала зрительно, потом на ощупь. Сделать выводы.

      «Холодный, теплый, горячий»

      Педагог предлагает ребенку показать на рисунке, какой предмет бывает теплым, горячим, холодным (утюг, костер, чайник, снеговик, мороженое, батарея, грелка, свеча, сосулька, солнце).

      «Теплые кувшины»

      Материал: 4 кувшина с водой различной температуры.

      Педагог берет 2 кувшина с самым большим перепадом температур. Он показывает, как следует охватить кувшин рукой, и дает его в руку ребенку. Точно так же он поступает с другим кувшином и предлагает ребенку сравнить их. Констатируется различие температур кувшинов: холодный — горячий. То же самое предлагают сделать с парой кувшинов, имеющих меньший перепад температур: чуть теплым и теплым.

      Варианты:

      — ребенку предлагают расставить кувшины по возрастанию (уменьшению) температуры воды в них.

Коррекция барических ощущений (чувство веса)

      В начальной школе важно подготовить ребенка к усвоению мер массы и сформировать чувство веса, возникающее на основе тактильных ощущений. Чувство веса формируется в практической деятельности. Покажите ребенку предметы разной тяжести, вначале очень контрастные: перышко и стул, тетрадь и кирпич. Затем покажите разнообразные предметы и дайте ему возможность поднять и оценить вес с помощью следующих действий: поднять одной рукой, двумя руками; взвесить на обеих или на одной ладони; взять в руку предмет и, опуская его, наблюдать, как он падает — быстро или медленно, что произойдет при соприкосновении с поверхностью.

      При этом очень важно объяснять в речи свои действия и те выводы, которые можно сделать. Например, педагог роняет на пол книгу и тетрадный лист, затем спрашивает детей:

      Как упала книга? (Быстро, с шумом, резко, сразу вниз.)

      Как упал тетрадный лист? (Медленно, плавно, бесшумно при соприкосновении с полом.)

      Почему так получилось? (Предлагает детям взвесить на ладонях книгу и лист.)

      Что мы можем сказать о весе этих предметов?

      Учеников нужно подвести к пониманию относительности веса по двум параметрам.

      1. Вес не зависит от величины предмета. Для этого детям предлагается оценить степень тяжести предметов из разных материалов и разной величины: пакет ваты, гвоздь, толстая книга, настенный календарь, носовой платок, молоток и др. Можно попросить ребенка определить на глаз вес разных предметов, не трогая их: стула, ножниц, подушки, бумаги, игрушек. После ответов дайте возможность детям самим убедиться в их правильности.

      Информативными для детей являются упражнения на сравнение массы предметов, одинаковых по величине, но изготовленных из разных материалов (шарик деревянный, пластмассовый, металлический).

      2. Весовые характеристики предмета зависят от веса тех предметов, с которыми сравнивается. Например, учебник по отношению к книге большого формата (энциклопедии) будет считаться легким предметом, а по отношению к тетради — тяжелым. Нужно научить детей, сравнивая предметы по тяжести, составлять сериационные ряды по убывающей или нарастающей их веса.

      Практическую значимость для детей имеют знания о весе тех предметов, которые традиционно считаются легкими (пушинка, ниточка, вата, соломенная шляпа, перышко и др.) и тяжелыми (чугунная плита, гиря, гантели, ведро с песком и др.).

Различение ощущений веса разных предметов закрепляется в дидактических играх:

      «Чем различаются?»

      Педагог предлагает ребенку сравнить, взвесив на руке, и определить, какой предмет легче, какой тяжелее при существенной разнице в весе: книга и карандаш, камень и лист бумаги, гантели и бумажная галка, воздушный шар и футбольный мяч, перышко и книга, гвоздь и семечко.

      «Определи вес»

      Ребенку предлагают определить на глаз: по картинкам с изображением предметов, какой из них самый тяжелый, тяжелый, самый легкий, легкий (книга, перо, камень, подушка, шляпа, лист бумаги, пуговица и др.).

Слуховое восприятие

      Приведем примеры упражнений, способствующих формированию чувства ритма:

      — отхлопывание в ладоши (оттопывание ногой, отстукивание мячом об пол) простого ритмического рисунка по показу и по слуху;

      — повторение на звучащем инструменте прохлопанного ритмического рисунка;

      — ускорение и замедление ходьбы (бега) при изменении звучащей музыки;

      — выполнение движения в заданном темпе по прекращению подсчета или звучащей музыки;

      — ходьба с хлопками, ритмичными стихами, под удары барабана (бубна);

      — переход с ходьбы на бег (и обратно) при изменении ритма темпа, характера музыки;

      — поднимание рук вперед до ориентира без зрительного контроля под удары бубна;

      — воспроизведение ритма (или темпа) в движениях рук (по выбору детей);

      — выполнение имитационных упражнений под музыку разного характера: марш, колыбельная, полька и др.

Дидактические игры и упражнения

для развития слухового восприятия

      «Различай веселую и грустную музыку»

      Детям выдают по 2 карточки. Одна из них раскрашена в яркие, светлые, веселые тона, соответствующие веселой музыке, другая — в холодные, мрачные, соответствующие грустной музыке. Прослушав музыку, дети показывают карточку, условно обозначающую данный характер музыки.

      «Тихо и громко»

      Поочередно звучит то тихая, то громкая музыка; ребенок под тихую музыку ходит на цыпочках, под громкую — топает ногами.

      Варианты:

      — можно предложить детям использовать свои произвольные варианты движений, соответствующие силе звучания музыки;

      — использовать большой и маленький барабан: большой звучит громко, маленький — тихо;

      — на громкое звучание большого барабана отвечать громкой игрой на металлофоне, на тихое звучание отвечать тихой игрой на металлофоне;

      — на громкую музыку рисовать широкие и яркие полоски, на тихую — узкие и более бледные;

      — найти игрушку, ориентируясь на громкое или тихое звучание колокольчика.

      «Угадай, какой музыкальный инструмент звучит»

      Ученикам раздают карточки с изображением музыкальных инструментов или демонстрируют настоящие музыкальные инструменты. Включается магнитофонная запись со звучанием одного из них. Ученик, угадавший по тембру музыкальный инструмент, показывает нужную карточку и называет его.

      Варианты:

      — перед ребенком выставляют звучащие игрушки и инструменты: барабан, флейту, гармонику, погремушку, металлофон, детское пианино и др. Ребенку предлагают закрыть глаза и определить, какая игрушка или инструмент прозвучали.

      «Шагаем и танцуем»

      Ребенку предлагают послушать звучание различных инструментов и действовать на каждое звучание по-разному: под барабан — шагать, под гармонь — танцевать, под бубен — бежать и т. д.

      «Высокий и низкий звук»

      Ребенку предлагают, услышав высокий или низкий звук инструмента, выполнить задание: на высокий звук поднять руку вверх, на низкий — опустить.

      Варианты:

      — использовать различные инструменты: скрипку, тамбурин, треугольник, фортепьяно, аккордеон, губную гармошку и др.;

      — выполнять разные задания: расставлять на верхней и нижней полках игрушки в зависимости от тона звука;

      — изображать голосом воспринятый тон.

      «Ударь в бубен»

      Материал: бубен, карточки с нарисованными в разном порядке длинными и короткими полосками.

      Детям предлагают отбить бубном ритм, нарисованный на карточке полосками (длинные полоски — медленные удары, короткие — быстрые).

      Варианты:

      — полоски могут обозначать громкость; тогда дети ударяют в бубен то тихо, то громко.

      «Далеко — близко»

      У водящего закрыты глаза. Кто-то из детей называет имя водящего то близко от него, то на расстоянии. Водящий должен по голосу узнать того, кто назвал его имя.

      «Будь внимателен»

      Дети свободно маршируют под музыку. Педагог дает разные команды, а дети имитируют движения названного животного. Например, «аист» — стоять на одной ноге, «лягушка» — присесть и скакать вприсядку, «птицы» — бегать, раскинув руки, «зайцы» — прыгать и т. д. В ходе игры дети обучаются быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы.

      «Звоночки»

      Материал: несколько звоночков различного звучания.

      Ребенок должен построить ряд, начиная с самого высоко звука (или с самого низкого).

      «Определи, что слышится»

      Из-за ширмы доносятся различные звуки: переливающейся воды из стакана в стакан; шуршание бумагой — тонкой и плотной; разрезание бумаги ножницами; упавшего на стол ключа, судейского свистка, звонка будильника и др. Нужно определить, что слышится.

      Варианты:

      — возможно одновременное звучание двух-трех различных звуков (шумов).

      «Шумящие коробочки»

      Материал: несколько коробочек, которые заполнены различными материалами (железными пробками, маленькими деревянными брусочками, камушками, монетками и др.) и при сотрясении издают разные шумы (от тихого до громкого).

      Ребенку предлагают проверить шумы всех коробочек. Затем педагог просит дать коробочку с тихим шумом, а потом с громким шумом. Ребенок выполняет.

      «Повтори»

      Педагог производит серию неречевых звуков, например: один щелчок языком, два хлопка в ладоши, три притопа ногой. Ребенок должен запомнить и повторить.

      «Быстро и медленно»

      Материал: кукла, барабан.

      Ребенку предлагают передвигать куклу под удары барабана (количество шагов и темп соответствуют ударам). Например: три коротких быстрых удара, два медленных, два коротких быстрых удара.

      Для создания интереса можно предложить довести куклу до площадки, на которой лежит лакомство или стоит стакан сока. Кукла (а значит, и ребенок) получает заслуженную награду.

      «Слушай и выполняй»

      Педагог называет несколько действий, но не показывает их. Дети должны повторить эти действия в такой последовательности, в какой они были названы. Например:

      1) повернуть голову направо, повернуть голову вперед, опустить голову вниз, поднять голову;

      2) повернуться налево, присесть, встать, опустить голову.

      «Что слышно?»

      По сигналу педагога внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь, предлагается послушать и запомнить, что там происходит. Затем каждый ребенок должен рассказать, что происходило за дверью и за окном.

Восприятие пространственных ощущений.

На коррекционных занятиях педагог-психолог объясняет: «У человека две руки, и каждая из них имеет свое название. Для того чтобы их не перепутать, каждой руке дали имя — Правая и Левая. Руки только две, а как много они умеют! Что умеют делать ваши руки?»

      Далее используются задания на дифференциацию правой и левой руки:

      — Покажите, какой рукой вы рисуете, пишете, едите; в какой руке вы держите ручку, карандаш, ложку. Как называется эта рука? (Следует показать.) Наденьте на правую (левую) руку браслет; заложите за голову сначала правую руку, а затем левую и т. д.

      Для закрепления проводится дидактическая игра «Найди пару». Ученикам, например, предлагается найти пару одинаковых варежек для правой и левой руки.

      Опираясь на уже сформированные умения, педагог-психолог предлагает детям задания:

      — поднять правую руку вверх, опустить, повернуться направо;

      — поднять левую руку вверх, опустить, повернуться налево;

      — вытянуть руки вперед, сделать шаг вперед;

      — спрятать руки назад, за спину, сделать шаг назад и т. д.

      Обучая движению в заданном направлении, для повышения мотивации следует создавать игровые ситуации. Например, предложить в занимательной форме найти спрятанные игрушки:

      Вперед пойдешь — куклу найдешь.

      Назад пойдешь — медвежонка найдешь.

      Вправо пойдешь — мяч найдешь.

      Влево пойдешь — машину найдешь.

      Куда ты хочешь пойти?

      Что ты хочешь найти?

      Приведем примеры заданий по ориентировке на листе бумаги: рассмотреть рисунки художника и ответить на вопросы: Какие игрушки нарисованы слева? Что нарисовано в центре? И т. д.; дидактические игры «Расположи верно», «Раскладывание геометрических фигур», «Нарисуй, как я скажу» и т. д.

Рисование по инструкции педагога, содержащей словесные обозначения пространственных соотношений (посередине листа нарисуй домик, слева от домика растет ель и т. д.), — сложный вид деятельности для ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Поэтому к нему надо готовить детей постепенно, используя такие виды работы, как графический диктант, дорисовывание симметричных контурных изображений предметов (как правой, так и левой половины изображения), рисование по образцу с использованием опорных точек и др.

Дидактические игры и упражнения

на развитие ориентировки в пространстве

      «Какая рука?»

      На картинке нужно определить, в какой руке девочка держит флажок, в какой руке мальчик держит шар, на какой ноге стоит девочка и т. д.

      «Покажи правильно»

      Педагог на кукле показывает разные части тела в быстром темпе. Дети должны показать эту же часть на себе (левая нога, правая рука, левая щека и т. д.).

      «Незаконченные изображения»

      Детям предлагают карточки с недорисованными изображениями (у собаки не нарисована правая лапа, у кошки — левое ухо и т. д.). Предлагают дорисовать, назвать и подписать, используя пространственную терминологию.

      «Твой путь в школу»

      Ребенку предлагают рассказать, как он идет в школу (в магазин, в парк и т. д.). В процессе рассказа педагог уточняет у ребенка, что находится справа от дороги, слева, впереди, сзади и др.

      «Автомобили»

      По сигналу педагога дети двигаются в различных направлениях, изображая автомобили, изменяя направления движения и скорость.

      Варианты:

      — каждый ребенок проводит свой автомобиль до автостоянки, пользуясь схемой маршрута.

      «Выполни задание»

      Ребенку предлагают различные задания на ориентировку в пространстве комнаты и на улице.

      Варианты:

      — определить местоположение отдельных предметов мебели;

      — определить местоположение других детей относительно себя;

      — определить местоположение других детей относительно себя при повороте на 180 градусов;

      — определить местоположение предметов относительно друг друга;

      — расположить предметы в пространстве по инструкции педагога (по образцу, макету, рисунку).

      «Что дальше, что ближе к нам в комнате?»

      Дети отвечают на вопрос, а потом проверяют с помощью условных мерок (или метра) правильность ответа.

      «Назови самые высокие и самые низкие предметы в комнате»

      Дети называют предметы, объясняя, где они находятся, а затем сравнивают некоторые из них с помощью условной мерки (или метра).

      «Что где находится?»

      Ребенку предлагается по картинке назвать предметы, изображенные в середине листа, в левом верхнем углу, в правом нижнем и т. д.

      «Откуда и чей голос?»

      Ребенку предлагают встать спиной к классу и по слуху определить, откуда и чей звучит голос: справа, слева от него, сзади, близко за спиной, далеко в правом углу комнаты и т. д.

      «Внимательно слушай и рисуй»

      Педагог называет геометрические фигуры с указанием их места на листе. Ребенок должен их изобразить согласно данной инструкции.

      Например, вверху слева прямоугольник, справа от него квадрат, в центре круг и т. д.

      Варианты:

      — разделить лист на четыре части путем сгибания. Ребенку дают инструкции: «В верхнем правом углу нарисуй треугольник, в нижнем правом углу нарисуй...» И т. д.

      «Где что лежит?»

      Педагог располагает различные предметы на столе, под столом, около стола и т. д. и предлагает ребенку ответить на вопросы, где какой предмет находится.

      Варианты:

      — предложить ребенку расположить предметы по инструкции педагога за столом, на столе и т. д. и при этом объяснить свои действия;

      — по предложенной схеме с изображением геометрических фигур расставить на столе предметы, соответствующие по форме геометрическим фигурам и по ходу объяснять свои действия.

      «Фигуры высшего пилотажа»

      Педагог на фланелеграфе показывает моделью самолета разные фигуры высшего пилотажа, меняя направление движения, а ученики объясняют изменение маршрута, используя слова: вверх, вниз, направо, слева направо и т. д.

      «Составление разрезных картинок» (предметных и сюжетных по готовому образцу и без него)

      «Следопыт»

      По рисунку-схеме комнаты дети находят спрятанную игрушку.

      Варианты:

      — дети по очереди сами прячут игрушку и составляют рисунок-схему комнаты с обозначением места, где находится игрушка;

      — по тем же правилам игра проводится на улице, в парке, около школы.

      «Разведчики»

      По письменной инструкции дети находят спрятанное в тайнике важное донесение.

      Пример инструкции:

      1. Встаньте у классной доски, повернувшись к ней спиной.

      2. Сделайте 5 шагов вперед и 3 шага влево.

      3. Повернитесь налево.

      4. Внимательно осмотрите все, что находится впереди на уровне ваших глаз.

      Что видите необычного? Ищите!

      «Самый внимательный»

      На доске лист ватмана с написанными на нем рядами букв (6 рядов по 6 букв). Учащимся предлагают карточки с заданиями: напиши в тетради все согласные буквы из второго горизонтального ряда, напиши все гласные из третьего вертикального ряда и т. д.

      Графические диктанты.

Восприятие времени.

      М. Н. Перова рекомендует знакомство с понятием времени начинать с темы «Части суток. Сутки». Сначала вводятся понятия день — ночь, затем день — вечер — ночь — утро, утро — день — вечер — ночь. И лишь в дальнейшем делается обобщение о том, что такое сутки.

      Работа строится следующим образом: сначала рассматриваются две картинки, на которых изображены деятельность людей или состояние природных явлений в дневное и ночное время, затем четыре картинки с изображением деятельности одного и того же ребенка в разное время суток (просыпается, находится в школе и т. д.) и, наконец, четыре картинки с одним пейзажем в разное время суток. Рассматривание картинок сопровождается пояснениями педагога-психолога, связанными с личным опытом детей:

      — В сутках есть день и ночь. Днем светло. Днем можно учиться, играть и трудиться. Что ты делаешь днем? (Учусь в школе, гуляю на улице, играю, готовлю уроки.)

      — Ночью темно. Почти все люди спят. Что ты делаешь ночью? (Сплю.)

      — Вечер наступает тогда, когда заканчивается день и на улице начинает темнеть. Что ты делаешь вечером? (Читаю книгу, смотрю телевизор, готовлюсь ко сну.)

      — Когда заканчивается ночь, наступает утро. Всходит солнце. Что ты делаешь утром? (Просыпаюсь, встаю, умываюсь, чищу зубы.)

      — Одни сутки пройдут и снова взойдет солнце, наступит утро следующих суток.

      Детям также задают вопросы, касающиеся режима дня: когда ты завтракаешь (обедаешь, ужинаешь)? Когда идешь в школу? Когда ложишься спать?

      Положительный эффект дает использование графической модели «Сутки», на которой разным цветом обозначены части суток. Работа с моделью суток помогает детям наглядно установить, что сутки состоят из четырех частей, определить «соседей» каждой части, соотнести название части с символом, указать на модели прожитую часть суток и выполнить ряд других заданий.

      Работа с таблицей «Режим дня школьника» также может предусматривать разные варианты: изготовление самой модели, совместное с детьми составление режима дня в картиночном и письменном виде, обсуждение тех мероприятий, которые уже прошли или будут проходить в течение дня и др.

      Занятие проходит интереснее, если психолог использует игровой, занимательный материал: игры с иллюстрациями действий детей в разное время суток, с применением стереотипных речевых выражений типа «доброе утро», «спокойной ночи» и др.

      Понятие сутки закрепляется через близкие, известные детям из жизни понятия вчера, сегодня, завтра. Педагог-психолог предлагает учащимся перечислить основные события, которые произошли с ними вчера, назвать уроки, которые будут завтра и т. д.

      Дети узнают, что семь суток составляют неделю, каждый день недели имеет свое название, дни недели последовательно, в определенном порядке сменяют друг друга и этот порядок неизменен. В названиях дней недели угадывается, какой день по счету: понедельник — день после недели, т. е. первый день после окончившейся недели, вторник — второй день недели, среда — середина недели, четверг — четвертый день недели, пятница — пятый, суббота (происходит от древнееврейского шабат — покой, отдых) — шестой, воскресенье — седьмой (выходной).

      Позднее начинается знакомство учащихся с понятиями месяц, год, времена года.

      Эффективными на данном этапе работы являются следующие приемы:

      • Использование графических моделей «Неделя», «Год (календарный)», табеля-календаря; отрывных, настольных, настенных, индивидуальных календарей.

      • Ежедневное выделение на табеле-календаре дня недели и месяца года.

      • Ежедневное фиксирование наблюдений за природой и погодой в классном «Календаре природы и труда».

      • Разработка макетов календарей на определенный месяц, время года.

      Отметим, что для развития представлений о времени существуют различные виды календарей и моделей: простые и сложные, круговые и линейные, статичные и динамичные. Моделироваться могут разные отрезки времени: неделя, месяц, год, времена года. Большую роль в этом играет цветовое решение (характерное для отражения данного отрезка времени, например ночи ) и использование различных знаков-символов: числовые фигуры, цифры, схематические изображения, картинки, слова-названия и т. д.

      Для закрепления знаний о временных отрезках используются:

      малые жанры устного народного творчества (загадки, пословицы);

      небольшие рассказы, сказки (С. Я. Маршак. «12 месяцев»; К. Д. Ушинский. «Четыре желания»; Н. Н. Плавильщиков. «Времена года»; Е. Ильин. «Сказки про вчерашний день» и др.);

      беседы по вопросам (какой сегодня день недели? Какой день недели будет завтра? Какой день недели был вчера? Какой месяц первый в году? Какой будет следующий месяц? И т. д.);

      составление рассказов о времени на разные темы самими детьми: «Что было, есть и будет», «О любимых зимних праздниках» и др.;

      дидактические игры «Назови время года», «Когда это бывает?», «Отгадай день недели» и др.

      Там, где это возможно, надо подводить учащихся к самостоятельным выводам. Например:

      Пройдут 7 дней — значит, прошла одна неделя, пройдут еще 7 дней — пробежала вторая, еще через 7 дней закончится третья, а когда пройдут 7 дней четвертой недели, закончится месяц. Из скольких недель состоит месяц?

      Ознакомление с порядком следования месяцев друг за другом можно начинать с любого из них, например с сентября. Необходимо лишь сохранять систему, определяющую последовательность месяцев в году.

      Знакомство с часами и приобретение навыков определения по ним времени проводится в следующей последовательности изучения мер времени: час, минута, секунда.

      При формировании у детей с интеллектуальной недостаточностью представления о продолжительности часа и умения узнавать время по часам с точностью до часа педагог-психолог демонстрирует разные виды часов: настенные, наручные, электронные, будильник, секундомер, песочные. Используя модель циферблата часов с подвижными стрелками, он объясняет устройство часов, называя большую стрелку минутной, а маленькую — часовой. Отсчет времени целесообразно начинать от полудня (от 12 часов дня), когда обе стрелки показывают 12. Через час большая стрелка обежит весь круг и снова покажет 12, а маленькая стрелка за это же время пройдет от 12 до следующей черточки, у которой стоит цифра 1. Часы покажут 1 час дня (ночи).

      Важный момент на данном этапе обучения — обязательное выполнение учащимися ряда индивидуальных практических упражнений: на индивидуальных моделях циферблатов часов показать заданное время с точностью до 1 часа; расположить стрелки часов так, чтобы они показывали 5 часов, 9 часов; определить, который час показывают стрелки на модели часов педагога и т. д. Ученики постепенно осознают продолжительность 1 часа — это примерно продолжительность 1 урока вместе с большой переменой.

      Минута осознается учащимися через те действия, которые они успевают сделать за 1 мин. Они видят, как быстро бежит стрелка секундомера от одного деления к другому, стараются за это время как можно больше решить примеров, написать слов, назвать чисел, нарисовать предметов, подпрыгнуть. Потом отвечают на вопросы: «Сколько цветочков ты сможешь раскрасить за 1 мин?», «Сколько раз подпрыгнешь на одной ноге за 1 мин?» Полезно проводить минутку тишины, предложив посидеть тихо, закрыв глаза на 1 мин.

      Секунда осознается также благодаря практическим действиям. Учащиеся сами приходят к выводу, что можно сделать за 1 секунду, 1 минуту, 1 час: за 1 секунду можно мигнуть, топнуть, хлопнуть, бросить предмет на пол; за 1 минуту можно выйти за дверь и сразу вернуться, спеть один куплет песенки, налить в чашку воды; за 1 час — пообедать, погулять, сходить в магазин, поиграть.

      Чтобы сформировать у учащихся данное умение, требуется большое количество упражнений с демонстрационной и индивидуальными моделями часов. Приведем примеры таких заданий:

      — прочти показания часов на демонстрационной модели;

      — поставь такое же время и определи его;

      — прочти показания часов на плакате с изображением циферблатов;

      — расположи стрелки часов так, чтобы они показывали 7 часов; 11 часов 30 минут и др.

      Приведем примеры заданий, которые можно предложить детям при ознакомлении с временным отрезком в 3 мин:

      — три раза перевернуть одноминутные песочные часы;

      — проследить на секундомере, сколько кругов сделает стрелка;

      — рисовать на листе в клетку круги в течение 3 мин; сосчитать, сколько кругов успел нарисовать за 3 мин;

      — сколько вещей можно успеть снять с куклы за 3 мин;

      — выполнить предыдущие задания, но без часов; прекратить выполнение задания, когда покажется, что 3 мин закончились;

      — посидеть 3 мин; когда покажется, что 3 мин прошли, поднять руку.

      Развитию чувства времени способствуют игры и игровые задания, например дидактическая игра «Долго — быстро». Педагог говорит: «Я буду начинать, а вы продолжайте.

      — Башня из строительного конструктора возводится долго, а разрушается (быстро).

      — Готовят пирог долго, а едят (быстро).

      — Устроить беспорядок быстро, а наводить порядок (долго).

      — Заболеть быстро, а вылечиться (долго).

      — Намочить брюки быстро, а высушить (долго) и т. д.»

Дидактические игры и упражнения на формирование временны́х представлений

      «Неделька»

      Ребенку предлагают разложить по порядку таблички с названиями дней недели.

      Варианты:

      — разложить таблички, начиная с определенного дня (например, с четверга); в обратном порядке;

      — каждому ребенку раздают таблички с названием дня недели, педагог называет громко любой день недели, например среду. По команде «Неделька, стройся» ученик с табличкой «среда» встает первым, а все остальные выстраиваются по порядку следования дней недели;

      — использовать таблички с названиями месяцев, времен года; разложить их по порядку, начиная с заданного месяца (времени года); в обратном порядке.

      «Молчанка»

      Материал: круг, разделенный на 7 частей — дней недели, набор карточек с цифрами от 1 до 7 по количеству учеников.

      Педагог на демонстрационном круге молча показывает день недели, ученики должны поднять карточку с цифрой, которой соответствует этот день.

      Варианты:

      — педагог показывает цифру, а ребенок должен показать карточку с названием дня недели.

      «Когда деревья надевают этот наряд?»

      Педагог демонстрирует карточку с цветным изображением деревьев в разное время года, читает отрывок из стихотворения и спрашивает, в какое время года это происходит в природе.

      Варианты:

      — у каждого ученика табличка с названием времени года; когда учитель показывает иллюстрацию с изображением определенного пейзажа, ученики поднимают соответствующую карточку.

      «Когда это бывает?»

      Материал: иллюстрации деятельности людей в разные части суток.

      Педагог показывает иллюстрацию и задает вопросы: что делает мальчик? Какая это часть суток? Как догадался? И т. д.

      Варианты:

      — иллюстрации, связанные с временами года. Вопросы: в какое время года нужны эти предметы? (Лыжи, сачок, зонт, скакалка и т. д.) По каким признакам вы определили это время года?

      «Что длится короче»

      Педагог спрашивает детей, что длится короче: час или минута, час или день и т. д.

      Варианты:

      — педагог спрашивает детей, какое дело можно сделать быстрее, какое дольше: построить домик из конструктора — построить настоящий дом; посадить дерево — вырастить его и т. д.

      «Определи возраст человека»

      Педагог демонстрирует детям картинки (фотографии) с изображением людей разного возраста и предлагает показать, где изображен ребенок, пожилой человек, подросток и т. д.

      Варианты:

      — предлагается разложить таблички с надписями: 1 год, 7 лет, 30 лет, 70 лет и др. под соответствующие картинки (фотографии) людей разного возраста.

Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей

Пример коррекционных занятий:

      Вариант 1

      1. Выполнение движений по сигналу.

      2. Дидактические игры на зрительное восприятие пространства комнаты.

      3. Задания на развитие зрительно-двигательных координаций и ориентировку в пространстве комнаты.

      4. Графические упражнения.

      Вариант 2

      1. Выполнение многозвенных заданий на развитие общей моторики.

      2. Дидактические игры на формирование ощущений от различных поз своего тела.

      3. Упражнения на восприятие формы и цвета предметов.

      4. Задания на развитие тонкой моторики (закрашивание геометрических фигур разным цветом).

Рекомендации к проведению занятий:

      Эффективность коррекционных занятий значительно повышается, как показала наша практика, если соблюдаются правила организации занятий, предлагаемые М. М. Безруких. Рассмотрим основные из них:

      1. Перед каждым занятием следует объяснить его цель: что будем делать, как, для чего.

      2. Через каждые 5—7 мин занятия целесообразно проводить физминутки, используя упражнения на расслабление, формирование правильной осанки, упражнения для глаз.

      3. Начинать занятие следует с разминки, далее организовать повторение (более легкое задание), затем переходить к новому материалу (более сложному заданию) и заканчивать выполнением заданий, которые не вызывают у ребенка особых затруднений.

      4. Соотношение известного материала и совсем неизвестного может составлять 75% к 25%.

      5. Предоставить возможность ученику самому выбрать оптимальный темп деятельности; установки всех заданий давать не на скорость, а на качество.

      6. Обязательно оценивать работу, отмечая правильность выполнения и допущенные ошибки, объясняя, как их нужно исправить. Любые замечания должны быть поддерживающими и конструктивными.

      7. Поощрять инициативу детей, интерес, желание задавать вопросы, обратиться за помощью.

      8. Следить за соблюдением правильной осанки, положением ручки и тетради.

      9. Закончить занятие следует на оптимистичной ноте.

Список использованной литературы

1. Г.В. Беззубцева, Т.Н. Андриевская «Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму» –М.: ГНОМ и Д., 2004г.

2. Л.Я.Береславский «Весёлая академия (развитие внимания)»—М.: -- Махаон, 2004г.

3. Н.И. Касабуцкий «Давайте поиграем»—М.: Просвещение, 1991г.

4. Ю.А.Костина «Играя, учимся сравнивать, ищем сходства и различия» --Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2004г.

5. А.Левина, О.Морозова «Учимся ориентироваться в пространстве» --М.: ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис, 2005г.

6. А.Левина, О.Морозова «Запомни картинки» -- М.: ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис, 2004г.

7. Н.В. Масберг «Прописи. Обведи и раскрась» --М.: РОСМЕН-ПРЕСС, 2003г.

8. Л.В. Махотина «Прописи. Рисуем по клеточкам» --М.: РОСМЕН-ПРЕСС, 2003г.

9. Е.А. Нефёдова, О.В. Узорова «Готовимся к школе» --К.: ГИГШВ, 1998г.

10.  А.А. Осипова, Л.И. Малашинская «Диагностика и коррекция внимания» --М.: ТЦ Сфера, 2001г.

11.  Г.В.Соколов «Скрытые картинки»  Ярославль: Академия развития, 1998г.

12.  Т.А.Ткаченко «Физкультминутки для развития пальцевой моторики»  М.: ГНОМ и Д, 2004г.

13.  О.В. Узорова, Е.А.Нефёдова «350 упражнений для подготовки детей к

  1. Антропов Ю.А., Гринцов М.И. Некоторые особенности динамики компенсации психических и сенсорных функций при лёгких формах умственной отсталости в пубертатном периоде.// Дефектология. – 1983. – №1 – С. 8-10.
  2.  Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. – М.: Аграф, 1997. – 128 с.
  3.  Венгер Л. А. Восприятие и обучение. - М., 1969.
  4. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада/ Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под Л.А.Венгера. - М., Просвещение, 1988, - С. 4 – 5, 12.
  5. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. - М., 1960
  6.  Карагьозов И.Д. Особенности сенсомоторных реакций учащихся  I-III классов вспомогательной школы.// Дефектология. – 1985. - №6 – С. 33-37.
    7. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя. – М.: «БУК-МАСТЕР», 1993. – 191 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов

В статье освещается опыт использования  развивающих компьютерных программ  в учебной работе с учащимися школ VIIIвида по развитию психомоторики и сенсорных процессов. Автором доказывается це...

Занятие конспект по развитию психомоторики и сенсорных процессов во 2 классе

Тема.  Различение вкусовых качеств.Цель:учить детей определять вкусовые качества продуктов.Задачи:1. Закрепление представлений о цвете, форме предметов; учить группировать предметы по вкусовым ка...

Конспект коррекционного занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов умственно-отсталых школьников 3 класс.

Конспект коррекционного занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов умственно-отсталых школьников3 класс.Тема: «Времена года – весна» Задачи:1.     Продолжат...

Коррекционно-развивающая программа развития психомоторики и сенсорных процессов, учащихся с общим психическим недоразвитием «Развиваемся, играя»

Данная программа разработана для сенсорного и психического развития детей с общим стойки недоразвитием[6], она осуществляется в течение первых четырех лет обучения с учащимися  1 - 4 классо...

Театрализованная игра как средство формирования социально-эмоционального опыта учащихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Формирование коммуникативных и социальных навыков через создание  атмосферы  радости детского творчества, сотрудничества, доброжелательного  общения со сверстниками....

Коррекция высших психических функций у детей с нарушением интеллекта на уроках «Игра, игротерапия» и «Развития психомоторики и сенсорных процессов».

Коррекция высших психических функций у детей с нарушением интеллекта на уроках «Игра, игротерапия» и «Развития психомоторики и сенсорных процессов»....