Коррекционно-развивающая программа развития психомоторики и сенсорных процессов, учащихся с общим психическим недоразвитием «Развиваемся, играя»
рабочая программа на тему

Довженко Галина Александровна

 

Данная программа разработана для сенсорного и психического развития детей с общим стойки недоразвитием[6], она осуществляется в течение первых четырех лет обучения с учащимися  1 - 4 классов начальной школы (68 часов в год).

            Целью программы является развитие познавательной сферы ребенка с общим психическим недоразвитием, что включает в себя коррекцию сенсорного и психического развития, речевой, мотивационной сфер, механизмов волевой регуляции. В процессе обучения осуществляется развитие основных видов чувствительности, восприятия пространственно-временных отношений, накопление знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОУ Омской области  «Нововаршавская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида»

Коррекционно-развивающая  программа развития психомоторики и сенсорных процессов, учащихся с общим психическим недоразвитием «Развиваемся, играя»

Составила:

Довженко Галина Александровна,        педагог-психолог КОУ «специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Нововаршавка 2012

Пояснительная записка

        При обучении детей в школе необходимо учитывать не только уровень их знаний и умений, но и функциональное состояние сенсорных систем, а также особенности общего психического развития каждого ребенка.

        Усвоение программы школы VIII вида предполагает определенный уровень психического развития ребенка. Ученые  А. А. Дмитриев и С. И. Веневцев отмечают, что у детей с нарушенным интеллектом наблюдается наличие разнообразных дефектов психического, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии[3]. Рядом ученых психологов, среди них Рубенштейн С.Я, Нудельман М.М., Соловьев И.М. при изучении ребенка с интеллектуальной недостаточностью, был сделан вывод о замедленности всех видов восприятий. Замедленность темпа восприятия сочетается у этой категории детей со значительным сужением объема воспринимаемого материала[15].

        Для сенсорного и психического развития ребенка с легкой степенью интеллектуальной недостаточности занятий только на общеобразовательных уроках мало – необходимо проведение специальных (коррекционно-развивающих занятий).

        Данная программа разработана для сенсорного и психического развития детей с общим стойки недоразвитием[6], она осуществляется в течение первых четырех лет обучения с учащимися  1 - 4 классов начальной школы (68 часов в год).

        Целью программы является развитие познавательной сферы ребенка с общим психическим недоразвитием, что включает в себя коррекцию сенсорного и психического развития, речевой, мотивационной сфер, механизмов волевой регуляции. В процессе обучения осуществляется развитие основных видов чувствительности, восприятия пространственно-временных отношений, накопление знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

        Известно, что интеллектуальное развитие ребенка осуществляется через развитие психических процессов. При этом особое внимание уделяется развитию восприятия, как основы мышления. Значительное место в программе занимает работа по формированию произвольного внимания.

        Основными задачами программы являются:

● создание коррекционных условий для развития сохранных познавательных функций;

● осуществление сенсорного развития в процессе освоения содержательных видов деятельности;

● развитие психических функций восприятия, памяти,  мышления;

● развитие внимания, формирование динамических характеристик внимания, устойчивости;

● формирование механизмов волевой регуляции и саморегуляции в процессе осуществления заданной деятельности;

●формирование положительной мотивации к обучению;

● воспитание самостоятельности при выполнении заданий, умение доводить начатое до конца;

● воспитание умения общаться с одноклассниками, действовать совместно;

● развитие разговорной связной речи.

        Данная программа опирается на основополагающее положение психологии о том, что психика проявляется в действии и формируется в нем[11]. В работе по программе используются предметная и игровая деятельность с постепенным увеличением объема и усложнением материала.

        В программе выделяются два основных блока, что соответствует  двум годам обучения на каждый блок. В каждом блоке программы выделяется цель и соответствующие методы работы.

Основной целью первого блока программы является развитие различных видов восприятия, через активизацию анализаторов, а также моторной и произвольной сферы через игровую деятельность.

Данный блок программы предназначен для учеников 1 - 2 класса специальной (коррекционной) начальной школы VIII вида. Величина группы может варьировать от 2 до 5 человек. Данный блок  рассчитан на 136  часов, по  два часа в неделю в течение двух лет. Особенностью программы является использование авторских сказок Корепановой М., Харламповой Е., Нищевой Н. [10,15] , направленных на то, чтобы в легкой, доступной, игровой  форме дать представление учащимся о функциях различных органов чувств.

Второй блок программы предназначен для учеников 3 - 4 класса специальной (коррекционной) начальной школы VIII вида. Цель занятий – развитие познавательных процессов, ситуации успеха в условиях учебной деятельности. Данный блок рассчитан на 136 часов, по два часа в неделю в течение двух лет. В нем выделено три направления работы, развитие мышления, восприятия, внимания, занятия по которым идут одно за другим.         Необходимо учитывать, что ребёнку, с общим психическим недоразвитием для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, понимания и развития того или иного действия требуются многократные повторения, поэтому в программе заложен принцип «спирали». Занятия идут как бы по кругу, повторяясь несколько раз, и постепенно усложняются.

Целостное восприятие предмета, являясь важным условием правильной ориентировки ребёнка в окружающем предметном мире, лежит в основе многих видов деятельности – предметной, игровой, трудовой, изобразительной, которые являются основой учебной деятельности. По-настоящему оно складывается только тогда, когда дети уже воспринимают окружающее не приблизительно, глобально, а видят в предмете, явлении существенные части, основные признаки.

Целостное восприятие предмета возможно, когда ребёнок в состоянии заметить, выделить самостоятельно те или иные признаки необходимые для создания образа. Т.о. мы подчеркиванием важность развития внимания, при необходимости учитывать принцип «последовательности». Например, развитие зрительного внимания составляет основу для развития зрительного восприятия.

Развитие целостного восприятия является основой мышления. Когда ребёнок правильно представляет себе предмет с его частями, он легче может осознать причину, если нарушено это целое.

Очень важным оказывается влияние восприятия на решение  словесных задач типа загадок. Без сформированного представления дети действуют с опорой только на привычный заученный материал, на память, а не на мышление, т.е. фактически не решают предложенной мыслительной задачи.

Таким образом, путь от восприятия к мышлению оказывает влияние на ход развития на ход развития наглядно-образного  и элементов логического мышления. 

Программа используется в течение 4-х лет на уроках «Сенсорика и развитие психомоторных функций» с учащимися 1-4-х классов. По  данным мониторинга  у детей  уже к концу первого года обучения наблюдаются положительная динамика в развитии  произвольного внимания, они лучше могут излагать свои мысли, действовать по инструкции педагога. Ребята с удовольствием занимаются, всегда ждут занятий.

Данную программу рекомендуется использовать педагогам-психологам и учителям начальных классов школ VIII для организации учебных занятий по предмету «Сенсорика и развитие психомоторных функций».

Структура занятий.

В занятиях первого блока, которое длиться 15 минут,  выделяются три части: разминка, основная часть, заключительная. Основной целью разминки является развитие межполушарного взаимодействия, настрой ребят на дальнейшую работу. В основной части выполняется главная цель занятия. В заключительной части предполагается анализ  детьми своей работы  на занятии.

В занятии второго блока, которое длиться 20 минут,  выделяется три части: разминка, основная часть, заключительная. Основной целью разминки является снятие эмоционального и двигательного напряжения детей, настрой их на дальнейшую работу. В основной части выполняется главная цель занятия. В заключительной части предполагается анализ  детьми своей работы  на занятии. Рекомендуемый способ и место проведения – групповые занятия в школе.

Методы и средства оценки результативности программы.

При работе с данным блоком программы предусмотрена индивидуальная мониторинговая диагностика:

  1. Задание по изучению цветовосприятия основных и дополнительных цветов
  2. Тестовая беседа, с целью определения знаний ребенка о функциях анализаторов составленная на основе методики определения психосоциальной зрелости, предложенная Банковым С.А.
  3. Методика изучения зрительного, слухового, тактильного восприятия детей[23].

        В начале и в конце второго блока программы предусмотрена мониторинговая диагностика внимания, мышления для того чтобы отследить изменения, возникшие  в процессе работы, в форме индивидуальной и групповой диагностики:

  1. Методика «Графический диктант» [21]
  2. Методика  «Кубики Косса» [5].

Результативность  программы

По окончании первого блока программы, направленного на то, чтобы дать представление учащимся о функциях различных органов чувств, ребята смогут различать свои ощущения, давать им характеристику и определять, какой анализатор для этого нужен, навыки характеристики органов чувств улучшились на 48%.  У ребят окрепнет рука, они станут более самостоятельными, положительная динамика развития моторной  и произвольной сфер наблюдается у всех ребят, прошедших в полном объеме программу первого блока.

После прохождения второго блока программы, целью которого является  развитие познавательных процессов, дети смогут осуществлять волевую регуляцию и саморегуляцию, в процессе осуществления заданной деятельности, улучшиться их  внимание, мышление. Практически у всех учащихся наблюдается положительная динамика в развитии психических функций. Уровень развития улучшается у 16,7% детей, остальные ребята набирают большее количество баллов в пределах своего уровня.

        По окончании курса ребята смогут лучше общаться с другими детьми, смогут чувствовать своё тело и научаться расслабляться, снимать напряжение с уставших мышц, длительно сосредотачиваться и при этом легко переходить от одного вида деятельности к другому, научаться пользоваться различными планами, схемами, выделять существенное.

        Имея развивающую направленность, программа дает возможность формирования конструктивного взаимодействия со сверстниками, развивается речь, ребята лучше умеют выразить свои мысли. Использование сказкотерапии, музыкотерапии, ситуации успеха создает условия для формирования эмоциональной сферы детей, развития позитивного отношения к жизни, окружающим и себе, позволяя улучшить самочувствие, укрепляя, таким образом, психологическое и физическое здоровье.

К пояснительной записке прилагается:

  1. содержание программы,
  2. примерный план программы
  3. список  использованной литературы,
  4. поурочные планы занятий упражнения, сказки, по программе  блок 1 для 1 класса,
  5. поурочные планы занятий упражнения, сказки, по программе  блок 1 для 2 класса,
  6. поурочные планы занятий упражнения, тематический план по программе  блок 2 для 3-4 класса,
  7. диагностические методики.

Содержание программы

Блок № 1

1 класс (68 часов)

Индивидуальное мониторинговое  обследование

Цель: определить уровень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия, восприятия основных и дополнительных цветов.

Виды деятельности. Групповая диагностика по определению умения ориентироваться на образец, умения точно скопировать его, определяется степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия, умения выделять основные и дополнительные цвета.

Задания и дидактический материал. М. «Домик», рисунок домика, листки и карандаши каждому ребенку, цветные карандаши.

Словарь и фразеология. Срисуй как можно точнее, проверь все ли верно, исправь неточности, цвет, красный, синий, желтый, зеленый, голубой, фиолетовый, белый, оранжевый.

Формирование  цветовосприятия и цветоразличения

Цель: Развить восприятие основных и дополнительных цветов

Виды деятельности. Изучение авторских сказок к цветам: красный, синий, желтый, зеленый, голубой, фиолетовый, белый, оранжевый, для формирование   цветовосприятия. Разминка пальчиков для улучшение  эмоционального фона, повышение работоспособности, развитие мелкой моторики.  Упражнения, направленные на развитие  долговременной памяти, восприятия, внимания, расширение словаря,  координации слова с движением, релаксация.

Задания и дидактический материал. Авторские сказки к цветам: красный, синий, желтый, зеленый, голубой, фиолетовый, белый, оранжевый, презентации к сказкам. Упражнения для пальчиков  «Пошли пальчики гулять» и д.р. Упр. «Угадай что это?» (на примере овощей, фруктов, животных, птиц).  Упр. «Букеты», формирование букета из цветов разного цвета. Упражнение для всего тела  «Снежная баба» и д.р.  Упр. «Какого цвета?», дифференциация цветов при помощи цветных карточек. Тетрадь, цветные карандаши каждому ребёнку.

Словарь и фразеология. красного, синего, желтого, зеленого, голубого, фиолетового, белого, оранжевого цвета. Какого цвет овощи? Какого это цвета?  Сложите, повторите, закрасьте. Я раскрасил… Справа, слева, посередине, сверху, снизу. Мне было трудно, мне было легко.

Обучение психогимнастическим упражнениям

Цель: научить выполнять упражнения на развитие  межполушарного взаимодействия,  мелкой моторики рук.

Виды деятельности. Развитие  межполушарного взаимодействия,  мелкой моторики рук. Снижение эмоционального и двигательного напряжения.

Задания и дидактический материал. Психогимнастические упр. «Колечки», «Лезгинка», «Кулак, ребро, ладонь».  Релаксация «Свободное рисование», тетрадь, цветные карандаши каждому ребёнку.

Словарь и фразеология. Повторяйте за мной. Кулак, ребро, ладонь, локоть, большой палец, мизинец. Рисуйте под музыку.

Укрепление руки, закрепление цветовосприятия и цветоразличения

Цель: Формировать навык работы по образцу, развитие мышления и восприятия.

Виды деятельности. Формирование навыков работы по образцу, развития мышления и восприятия, укрепление кисти ребёнка, развитие межполушарного взаимодействия. Закрепление цветовосприятия и цветоразличения. Развитие наглядно-образного мышления, умения работать по образцу.

Задания и дидактический материал. Психогимнастические упр., упр. «Раскрась по образцу», «Скопируй» картинка для копирования образец с цветной картинкой. «Трафарет» фигурные линейки для каждого ребенка. «Прочерти тропинку» карточка с фигурной линией.  Тетрадь, цветные карандаши каждому ребёнку. Релаксация «Свободное рисование».

Словарь и фразеология. Образец, трафарет, линейка, квадрат, круг, овал, треугольник, линия волнистая и прямая.

Развитие произвольной сферы через игры с правилами

Цель: Развить внимание, самоконтроль, умения играть по правилам.

Виды деятельности. Развитие внимания, самоконтроля, умения играть по правилам. Развитие координации движений,  внимания,  быстро и точно реагировать на звуковые сигналы. Умения подчиняться словесной инструкции, формирование чувства ритма. Снятие излишней двигательной активности.

Задания и дидактический материал. Подвижные игры с правилами. «Раскрась по образцу», образец с цветной картинкой,«Скопируй» картинка для копирования, «Трафарет» фигурные линейки для каждого ребенка. Тетрадь, цветные карандаши каждому ребёнку. Релаксация.

Словарь и фразеология. Правила, вместе, будь внимателен.

Блок № 1

2 класс(68 часов)

Индивидуальное мониторинговое  обследование

Цель: определить уровень развития произвольного внимания, сформированность зрительного, слухового, тактильного восприятия.

Виды деятельности. Групповая диагностика по определению умения ориентироваться на образец, определяется степень развития произвольного внимания, индивидуальная диагностика зрительного, слухового, тактильного восприятия, умения выделять основные и дополнительные цвета.

Задания и дидактический материал. М. «Графический диктант», листки и карандаш каждому ребенку, цветные карандаши, тест на исследование зрительного  и слухового восприятия, отдельные вопросы из тестовой беседы, предложенной С.А.Банковым.

Словарь и фразеология. Слушай внимательно, узор  по клеткам, непрерывная линия. Проверь все ли верно, исправь неточности. Цвет, красный, синий, желтый, зеленый, голубой, фиолетовый, белый, оранжевый. Покажи свой глаз, ухо, рот, кожу, нос. Для чего они нужны?

Обучение психогимнастическим упражнениям

Цель: научить выполнять упражнения на развитие  межполушарного взаимодействия,  мелкой моторики рук.

Виды деятельности. Развитие  межполушарного взаимодействия,  мелкой моторики рук. Снижение эмоционального и двигательного напряжения.

Задания и дидактический материал. Психогимнастические упр. «Колечки», «Лезгинка», «Кулак, ребро, ладонь». Упражнения разминки  «Насос и мяч», «Сосулька» Релаксация «Свободное рисование», тетрадь, цветные карандаши каждому ребёнку.

Словарь и фразеология. Спина, руки подняли вверх, опустили вниз, вправо, влево. Повторяйте за мной. Кулак, ребро, ладонь, локоть, большой палец, мизинец. Рисуйте под музыку.

Формирование представления о функциях различных органов чувств

Цель: формировать представление о функциях различных органов чувств

Виды деятельности. Изучение авторских сказок по всем органам чувств, для формирования представления об их функциях. Упражнения, направленные на развитие различных видов восприятия. Разминка пальчиков для улучшение  эмоционального фона, повышение работоспособности, развитие мелкой моторики.  Упражнения, направленные на развитие  долговременной памяти, внимания, расширение словаря,  координации слова с движением, релаксация.

Задания и дидактический материал. Авторские сказки ко всем органам чувств, презентации к сказкам, карта-схема страны к сказкам «Что я могу», этюды про животных, характеризующие разные органы чувств. Упражнения для пальчиков  «Пошли пальчики гулять» и д.р. Упр. «Угадай что это?» (на примере овощей, фруктов, животных, птиц).  Упр. «Букеты», формирование букета из цветов разного цвета. Упражнение для всего тела  «Снежная баба» и д.р.  Упр. «Какого цвета?», дифференциация цветов при помощи цветных карточек. Упр. «Мир сквозь цветные очки» Упр. «Сколько вокруг круглого», через цвет и форму окружающих предметов. Тетрадь, цветные карандаши каждому ребёнку.

        Предметы, издающие разнообразные звуки или звуки на электронном носителе для упр. «Самая простая музыка»,  «Отгадай звуки»,  «Слушай и исполняй», «Лесные звуки», «Сколько-сколько», Упр. «Стеклянный-деревянный» и т.д.

        Овощи и фрукты, разрешенные СанПин, жидкости или предметы, издающие запахи для упр. «Приятно-неприятно», «Сам себе парфюмер», «Чем это пахнет?» и д.р.

        Овощи и фрукты, продукты, разрешенные СанПин, имеющие вкус для упр. «Умный поварёнок» угадай что это?, сильный, слабый вкус, «Любимоё блюдо» и д.р.

        Сыпучие: крупа, макароны, песок, вязкие материалы: глина, соленое тесто, предметы с разной поверхностью для упр. «Сухие материалы», «Липкие материалы» Чем отличаются от «сухих материалов»?, «Волшебные фигурки и буквы» Кисточка  или  вата для упр. «Где щекочу?», «Непослушная ватка». Фен для упр. «Ветерок». Набор мелких предметов, овощей, фруктов для упр. Узнай на ощупь», «Живые весы». Бумага для упр. «Что привез Мишутка?», «Моделирование из бумаги» и д.р.

Словарь и фразеология. Глаза, уши, рот, нос, кожа, запах, вкус, звук сильный, слабый. Цвета спектра радуги. Какого цвета овощи? Какого это цвета? Как это пахнет? Какого вкуса? Как это на ощупь?  Сложите, повторите. Сделай также. Открой глаза, закрой глаза. Справа, слева, посередине, сверху, снизу. Мне было трудно, мне было легко.

Блок № 2

3 класс(68 часов)

Индивидуальное мониторинговое  обследование

Цель: определить уровень развития произвольного внимания, мышления.

Виды деятельности. Групповая диагностика методикой для определения уровня произвольного внимания. Индивидуальная  диагностика для выявления типа мышления, устойчивости внимания, пространственной ориентировки, работоспособности, самоконтроля.

Задания и дидактический материал. М. «Графический диктант», листки и карандаш каждому ребенку, цветные карандаши, для методики «Кубики Кооса» кубики и карточки  Кооса, часы с секундной стрелкой,

Словарь и фразеология. Слушай внимательно, узор  по клеткам, непрерывная линия. Проверь все ли верно, исправь неточности. Кубики, повтори за мной.

Развитие восприятия.

Цель: сформировать умение видоизменять слово, предложение, анализировать содержание картины, выделять в ней объекты, устанавливать закономерности на зрительно воспринимаемом материале.

Виды деятельности. Определение на что похоже  цветовое пятно, набор геометрических фигур, дорисовывание рисунка по предложенной детали, зарисовка картинок к предъявляемым словам-понятиям с последующим воспроизведением этих слов. Запоминание и воспроизведение точной постановки предметов, выделение изменений.

Задания и дидактический материал. Анализ цветовых пятен, геометрических фигур к упр. «На что похожи эти пятна», дорисовывание рисунка по предложенной детали, зарисовка картинок к предъявляемым словам-понятиям с последующим воспроизведением этих слов. Игры на увеличение объема внимания, памяти упр. «Точный глаз». Задание на слуховое восприятие, видоизменение слова «Волшебное превращение слова».

Словарь и фразеология. (на усмотрение педагога в зависимости от темы). Посмотри и запомни, расположи по порядку, как было. На что это похоже? Измени слово.

Развитие мышления.

Цель: сформировать умение устанавливать логические связи и отношения на наглядном и словесном материале.

Виды деятельности. Развитие скорости мыслительных процессов, умения анализировать (сравнивать, обобщать).

Задания и дидактический материал. Быстрый ответ на заданный вопрос упр. «Разноцветные мячи», «Соседи»,  «Много – один». Составление картинки из отдельных частей упр. «Сложи узор по образцу», «Разрезные картинки».

Словарь и фразеология. Сложи из отдельных частей целое, назови цифру  стоящую перед, цифру стоящую за, как называется когда этого много, назови живое, неживое.

Развитие внимания.

Цель: Развить внимание, самоконтроль, умения действовать по правилам.

Виды деятельности. Развитие внимания, самоконтроля, координации слова с движением, умения быстро и точно реагировать на звуковые сигналы. Формирование  чувства ритма. Снятие излишней двигательной активности.

Задания и дидактический материал. Подвижные игры-упр. с правилами «Считалочка-бормоталочка», «Будь внимателен!», «Слушай хлопки».  Упражнения направленные на умение выполнять словесную инструкцию упр. «Графический диктант», самоконтроль и работоспособность упр. «Корректурная проба».

Словарь и фразеология. Правила, вместе, слушай внимательно, говори про себя, заменяем слово хлопком, найди букву.

Блок № 2

4 класс(68 часов)

Индивидуальное мониторинговое  обследование

Цель: определить уровень развития произвольного внимания, мышления.

Виды деятельности. Групповая диагностика методикой для определения уровня произвольного внимания. Индивидуальная  диагностика для выявления типа мышления, устойчивости внимания, пространственной ориентировки, работоспособности, самоконтроля.

Задания и дидактический материал. М. «Графический диктант», листки и карандаш каждому ребенку, цветные карандаши, для методики «Кубики Кооса» кубики и карточки  Кооса, часы с секундной стрелкой,

Словарь и фразеология. Слушай внимательно, узор  по клеткам, непрерывная линия. Проверь все ли верно, исправь неточности. Кубики, повтори за мной.

Развитие восприятия.

Цель: сформировать умение видоизменять слово, предложение, анализировать содержание картины, выделять в ней объекты, устанавливать закономерности на зрительно воспринимаемом материале.

Виды деятельности. Определение на что похоже  цветовое пятно, набор геометрических фигур, дорисовывание рисунка по предложенной детали, зарисовка картинок к предъявляемым словам-понятиям с последующим воспроизведением этих слов. Запоминание и воспроизведение точной постановки предметов, выделение изменений.

Задания и дидактический материал. Анализ цветовых пятен, геометрических фигур к упр. «На что похожи эти пятна», дорисовывание рисунка по предложенной детали, зарисовка картинок к предъявляемым словам-понятиям с последующим воспроизведением этих слов. Игры на увеличение объема внимания, памяти упр. «Точный глаз». Задание на слуховое восприятие, видоизменение слова «Волшебное превращение слова».

Словарь и фразеология. (на усмотрение педагога в зависимости от темы). Посмотри и запомни, расположи по порядку, как было. На что это похоже? Измени слово.

Развитие мышления.

Цель: сформировать умение устанавливать логические связи и отношения на наглядном и словесном материале.

Виды деятельности. Развитие скорости мыслительных процессов, умения анализировать (сравнивать, обобщать). Решение логических задач. развитие образного представления и понятийного мышления.

Задания и дидактический материал. Быстрый ответ на заданный вопрос упр. «Разноцветные мячи», «Соседи»,  «Много – один». Составление картинки из отдельных частей упр. «Сложи узор по образцу», «Разрезные картинки». Обобщение, нахождение соответствия в упр. «Собери по группам», «Соответствие» «Кто как говорит» , «Отгадывание загадок», «Классификация» и т.д. Составление различных изображений из геометрических фигур «Монгольская игра».

Словарь и фразеология. Сложи из отдельных частей целое, картинку. Назови картинку. Собрал. (Не)верно, (не)правильно. Названия геометрических фигур. Звуки, издаваемые животными. Назови цифру  стоящую перед, цифру стоящую за, как называется когда этого много, назови живое, неживое.

Развитие внимания.

Цель: Развить внимание, самоконтроль, умения действовать по правилам.

Виды деятельности. Развитие внимания, самоконтроля, координации слова с движением, умения быстро и точно реагировать на звуковые сигналы. Формирование  чувства ритма. Снятие излишней двигательной активности.

Задания и дидактический материал. Подвижные игры-упр. с правилами «Считалочка-бормоталочка», «Будь внимателен!», «Слушай хлопки».  Упражнения направленные на умение выполнять словесную инструкцию упр. «Графический диктант», самоконтроль и работоспособность упр. «Корректурная проба».

Словарь и фразеология. Правила, вместе, слушай внимательно, говори про себя, заменяем слово хлопком, найди букву.

План  программы «Сенсорика и развитие психомоторных функций у детей с легкой степенью интеллектуальной недостаточности»

Блок 1

1 класс

Разделы

Кол-во часов


1



2



3


4


5


Развитие межполушарного взаимодействия


Формирование  цветовосприятия и цветоразличения



Раскрашивание по образцу


Игры с правилами


Мониторинговая диагностика



2



18



18


22


8


Итого: 68

Блок 1

2 класс


1


2


3



4


Развитие межполушарного взаимодействия


Обучение работе с графическим диктантом


Формирование представления о функциях различных органов чувств


Мониторинговая диагностика


2


2



56


7

Итого: 68

Блок 2

3 класс


1


2


3


4



Развитие восприятия


Развитие мышления


Развитие внимания


Мониторинговая диагностика


21


20


20


7


Итого: 68

Блок 2

4 класс


1


2


3


4



Развитие восприятия


Развитие мышления


Развитие внимания


Мониторинговая диагностика


21


20


20


7


Итого: 68

Использованная литература:

  1. Власова Т.А., Певзнер М.С. «О детях с отклонениями в развитии» - М.. «Просвещение» 1973 г.
  2. Выготский Л.С. «Основы дефектологии» - СПб., «Лань»,2003 г.
  3. Дмитриев А.А. Оздоровление и коррекция психофизического развития детей с нарушением интеллекта средствами адаптивной физической культуры [Текст] / С.И.  Веневцев,  А.А.  Дмитриев. - М.: Советский спорт, 2004. - 104 с.
  4. Житко И.В., Ярмолинская М.М. «200 развивающих упражнений для подготовки ребёнка к школе: практическое пособие»- Мн.: ЧУП «Изд-во Юнипресс», 2005 – 48 с.
  5. Забрамная С.Д. «Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для  студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов» - М.: Просвещение:Владос, 1995.- 112 с.
  6. Лебединский В. В. «Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений» — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 144 с. 
  7. Ильина М.Н. «Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты»- Спб.: Дельта, 1999-224 с
  8. Карельская Е. «Поможем Буратино заговорить: игры со словами» ж. «Дошкольное воспитание» 2003 г. №3 45-49 с.
  9. Козырева Л.М. «Развиваем логическое мышление для детей 6-7 лет» - Ярославль: ООО Академия развития, 2003 г. – 31 с.
  10. Корепанова М., Харлампова Е. «Программа «Открываю себя» //«Школьный психолог» №21 – 20-31с.
  11. «Коррекция сенсорного и интеллектуального развития младших школьников с нарушением слуха. Учебно-методическое пособие \ Под ред. Михаленковой И.А.» - СПб: «Детсво-Пресс», 2003. - 112с.
  12. Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Шпаргалка для взровлых»: М.: Генезис, 2000 – 192с.
  13. Малофееф Н.Н. «О научных подходах к совершенствованию специального образования в России» // «Дефектология» 2004 г. №6, 67-74 с.
  14. Мухина В.С. «Возрастная психология»: М.: «Академия», 2003.- 456 с.
  15. Нищева Н.В. «Разноцветные сказки: Цикл занятий по развитию речи, формированию цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста»: СпП.: «ДЕСТВО-ПРЕСС», 2003 г. – 47 с.
  16. Овчарова Р.В. «Практическая психология образования»- М.: «Академия», 2003.- 448 с.
  17. Рубенштейн С.Я. «Психология умственно отсталого школьника: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2111 «Дефектология» - М.: Просвещение, 1979 . – 192 с.
  18. Семенович А.В. «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: учеб. пособие для высш. учеб. заведений» - М.: «Академия», 2002. – 232 с.
  19. Сиротюк А.Л. «Коррекция развития интеллекта дошкольников»: М.: Т.Ц. «Сфера», 2003.-48с.
  20. Сиротюк А.Л. «Коррекция обучения и развития школьников»: М.: Т.Ц. «Сфера», 2001.-80с.
  21.  Рогов Е.И. «Настольная книга пратического психолога в образовании» - М.: ВЛАДОС, 1995г. – 529 с.
  22.  Хухлаева О.В. «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» - М.: Генезис, 2003. – 176с.
  23.  Шевардина М.А.,Сушинскас Л.Л. «Тестирование будущих первоклашек» - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 288 с.
  24. http://studentbank.ru/
  25. http://sch901.edusite.ru/p118aa1.html

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние компьютерных технологий на эмоциональное состояние учащихся с общим психическим недоразвитием, в условиях занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

В Нововаршавской школе-интернате VIII вида отдельным предметом в начальных классах два раза в неделю проводятся занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов, основной целью которых является...

Театрализованная игра как средство формирования социально-эмоционального опыта учащихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Формирование коммуникативных и социальных навыков через создание  атмосферы  радости детского творчества, сотрудничества, доброжелательного  общения со сверстниками....

Коррекция высших психических функций у детей с нарушением интеллекта на уроках «Игра, игротерапия» и «Развития психомоторики и сенсорных процессов».

Коррекция высших психических функций у детей с нарушением интеллекта на уроках «Игра, игротерапия» и «Развития психомоторики и сенсорных процессов»....

Рабочая программа «Коррекция и развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся с умственной отсталостью, с задержкой психического развития.

Рабочая программа «Коррекция и развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся с умственной отсталостью, с задержкой психического развития....