ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
методическая разработка на тему

Шушлебина Оксана Викторовна

В статье педагог делится опытом по работе в детьми с тяжелой умственной отсталостью на занятиях по развитию речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shushlebina.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

                                                              Шушлебина О.В.,педагог-дефектолог

                                                          ГБУ РС(Я) РРЦ «СУВАГ» г. Нерюнгри

       Современные реабилитационные учреждения, работающие с детьми с тяжелой умственной отсталостью, испытывают значительные трудности в выборе форм и методов работы. Они обусловлены отсутствием регламентирующих документов, учебников, специального дидактического инструментария, публикаций в специальной литературе, освещающих практический опыт работы с детьми с тяжелой умственной  отсталостью. Между тем, социальный заказ родителей детей, посещающих   реабилитационные  учреждения, весьма значителен: адаптация в обществе (формирование элементарных навыков жизнеобеспечения), овладение навыками письма, чтения, счета.

         На начало 2009 г. в коррекционной группе Центра «СУВАГ» проходили реабилитацию 6 детей, из них мальчики от 6 до 14 лет ( 3 ребенка с диагнозом аутизм, 3 – с тяжелой умственной отсталостью). У всех воспитанников  по результатам медико-логопедического обследования на фоне тяжелой умственной отсталости выявлена средняя степень неврологической патологии. Таким образом, все тяжело умственно отсталые дети (5 чел.) имели сложную структуру дефекта. У детей коррекционной группы по результатам логопедического обследования установлено: нарушение общей разборчивости речи, “смазанность” звукопроизношения (многочисленные выраженные искажения во многих фонетических группах), отсутствие голосовых модуляций, нарушение тонуса язычной, губной и языковой мускулатуры, гиперсаливация. Нарушены все компоненты речи: как произносительная сторона, так и лексическое, грамматическое и фонематическое развитие. Отмечалось выраженное ограничение словарного запаса, которое проявлялось  в том, что дети пользуются только обиходными словами, часто употребляют слова в неточном значении, на вопросы предпочитают отвечать жестами (там, тут)  или кивком головы (да, нет).

       В сентябре 2010 г., проанализировав проблемы и трудности предыдущего года с целью более успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),  стали подбирать материал для разработки рабочих тетрадей с учетом специфики восприятия материала детьми данной группы. Психолого-педагогическая диагностика потенциальных возможностей тяжело умственно - отсталых детей показывает, что у них наиболее сохранна зрительная механическая память. Это обусловило выбор логопедической помощи детям через обучение чтению  глобальным методом.

Достоинства этой методики очевидны: вся предназначенная для усвоения информация представлена в зрительном поле ребенка, что обеспечивает: концентрацию его внимания, моментальное зрительное восприятие и непроизвольное зрительное запоминание, соотнесение слова с изображением предмета, которое оно обозначает, что и обеспечивает чтению осмысленность.

        Процесс составления рабочих тетрадей начался с тематического планирования, в котором использовался речевой материал наиболее знакомый ребенку по темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Продукты питания», «Зима», «Профессии» и т.д. Тематика подбиралась и с учетом социально- бытовой направленности.

     Структура занятий по развитию речи выстраивалась с учетом соблюдения охранительного педагогического режима, повышения учебной мотивации, соблюдения динамических пауз, выбора наглядно-дидактического материала. Включались задания на формирование психофизической сферы детей (психогимнастика, релаксация, игры на развитие мелкой и общей моторики, голосовые и дыхательные упражнения, игры на внимание). В приложении к рабочим тетрадям были помещены подборки пальчиковых игр, речевых игр с движением на одну  и ту же лексическую тему.

       Соблюдение принципа “от простого – к  сложному”, использование системы поощрений, создание ситуации успеха, дозировка речевого материала, работа с детьми в группе и индивидуально позволило увеличить объем изучаемого материала. На протяжении 2-х лет рабочие тетради постепенно совершенствовались. В тетради прописаны виды работ по всем направлениям:

  1. Социально бытовая ориентация;
  2. Графическая деятельность;
  3. Развитие речи; обучение чтению;
  4. Развитие  мелкой и крупной моторики;
  5. Предметно-практическая деятельность.

На начало и конец  года совместно с воспитателем педагог-дефектолог  проводит  диагностику  по критериям усвоения детьми изучаемых понятий.

  1. Активный словарь. Знание названий понятий.
  2. Пассивный словарь. Покажи…
  3. Чтение табличек с названием понятий.
  4. Предназначение данного понятия.
  5. Сопоставление табличек с понятием к соответствующей  

      картинке.

Все взятые понятия по одной теме приняты за 100%. 2 детей  показали 100%  усвоение материала по всем параметрам, 3 детей  - 60%.

       По результатам исследования можно сделать вывод, что в 2011-2012гг. показатели  работы по рабочим  тетрадям  у воспитанников с тяжелой умственной отсталостью значительно улучшились. Произошло накопление активного и пассивного словаря, которым они стали пользоваться как в центре, так и дома. Дети с ОВЗ стали более самостоятельны, успешны  в социально бытовой адаптации. У детей, в зависимости от их диагноза наблюдаются успешные попытки чтения и печатания простых или коротких слов. Результаты  анкетирования и собеседования с родителями дали положительную  оценку работы с  тетрадями по итогам года.  Весной 2011 г. по решению ПМПК г. Нерюнгри  воспитанник коррекционной группы Центра «СУВАГ» с диагнозом аутизм показал хорошие результаты при обследовании и был направлен на обучение в речевую школу г. Якутска. Другой ребенок с аналогичным диагнозом на данный момент  свободно пишет и печатает свое имя, фамилию, дни недели и весь пройденный материал.

Сложности в реабилитации детей  с тяжелой умственной отсталостью остаются, но благодаря постоянному поиску нового, данная работа не стоит на месте, адаптируется, видоизменяется и приносит ожидаемые результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСЯЗАНИЯ У НЕЗРЯЧИХ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОРРЕКЦИОННЙ ШКОЛЕ

Незрячие дети с тяжелой умственной отсталостью, обучающиеся в коррекционной школе имеют свои права и потребности, которые очень специфичны.Но они изолированы от мира, поэтому нужно помочь им и знать к...

Асикритова Е.А., Прокофьева Е.М., Попова В.Н. Оорганизация полифункциональной предметно-развивающей среды на логопедических занятиях с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Асикритова Елена Анатольевна, логопед Санкт-Петербургск...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ по общеобразовательным предметам для индивидуального обучения по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида для 2 класса ( по обучению детей с тяжелой умственной отсталостью)

по общеобразовательным предметам для индивидуального обучения по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида для 2 класса ( по обучению детей с тяжелой умственной отсталостью)...

Развитие речи обучающихся с легкой умственной отсталостью на уроках чтения и речевой практики

Презентация "Развитие речи обучающихся с легкой умственной отсталостью на уроках чтения и речевой практики"...

Презентация "Развитие речи обучающихся с легкой умственной отсталостью на уроках чтения и речевой практики"

Презентация для педагогов начальной школы "Развитие речи обучающихся с легкой умственной отсталостью  на уроках чтения  и речевой практики"...

ПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯКАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВОРАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ  СПОСОБНОСТЕЙ И ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ СТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НАЗАНЯТИЯХ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ К...