Асикритова Е.А., Прокофьева Е.М., Попова В.Н. Оорганизация полифункциональной предметно-развивающей среды на логопедических занятиях с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
статья по теме

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

 

Асикритова Елена Анатольевна, логопед Санкт-Петербургского государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии № 1», учитель и методист ГБСКОУ СКО школа № 439, Санкт-Петербург, Россия

Прокофьева Елизавета Михайловна, логопед Санкт-Петербургского государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии № 1», Санкт-Петербург, Россия

Попова Валентина Николаевна, зам. директора Санкт-Петербургского государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии № 1», зам. директора по УР и учитель ГБСКОУ СКО школа № 439, Санкт-Петербург, Россия

 

На современном этапе очень важно, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья, не только приобрели практические умения и навыки, но и могли реализовать себя в современном мире. Для того чтобы приблизить ребенка с отклонениями в развитии к жизни, нужно организовать коррекционно-развивающую среду для приобретения необходимых социально-адаптированных знаний, умений и навыков, так как организация жизнедеятельности детей с ОВЗ во многом зависит от того, насколько целесообразно создана окружающая среда, являющаяся фактором коррекционно-развивающего воздействия на психофизическое развития детей. Предметно-развивающая среда специализированного учреждения для детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости имеет коррекционную направленность. Комплексный психолого-медико-педагогический подход к организации среды на всех занятиях нацелен на социальную адаптацию, реабилитацию и интеграцию детей с отклонениями в развитии.

Коррекционно-развивающая среда - это комплексный, системный, меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с отклонениями в развитии на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми. А если это ребёнок с нарушением речи, то коррекционно-развивающая среда это та среда, в которой создаются условия для коррекции речи, стимуляции речевой деятельности и формированию коммуникативных навыков.

Предметная среда логопедического кабинета формируется в соответствии с программой, которая реализуется в учреждении. Развивающая предметная среда имеет свою специфику и призвана обеспечить условия для полноценного развития всех видов деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Асикритова Елена Анатольевна, логопед Санкт-Петербургского государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии № 1», учитель и методист ГБСКОУ СКО школа № 439, Санкт-Петербург, Россия

Прокофьева Елизавета Михайловна, логопед Санкт-Петербургского государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии № 1», Санкт-Петербург, Россия

Попова Валентина Николаевна, зам. директора Санкт-Петербургского государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии № 1», зам. директора по УР и учитель ГБСКОУ СКО школа № 439, Санкт-Петербург, Россия

На современном этапе очень важно, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья, не только приобрели практические умения и навыки, но и могли реализовать себя в современном мире. Для того чтобы приблизить ребенка с отклонениями в развитии к жизни, нужно организовать коррекционно-развивающую среду для приобретения необходимых социально-адаптированных знаний, умений и навыков, так как организация жизнедеятельности детей с ОВЗ во многом зависит от того, насколько целесообразно создана окружающая среда, являющаяся фактором коррекционно-развивающего воздействия на психофизическое развития детей. Предметно-развивающая среда специализированного учреждения для детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости имеет коррекционную направленность. Комплексный психолого-медико-педагогический подход к организации среды на всех занятиях нацелен на социальную адаптацию, реабилитацию и интеграцию детей с отклонениями в развитии.

Коррекционно-развивающая среда - это комплексный, системный, меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с отклонениями в развитии на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми. А если это ребёнок с нарушением речи, то коррекционно-развивающая среда это та среда, в которой создаются условия для коррекции речи, стимуляции речевой деятельности и формированию коммуникативных навыков.

Предметная среда логопедического кабинета формируется в соответствии с программой, которая реализуется в учреждении. Развивающая предметная среда имеет свою специфику и призвана обеспечить условия для полноценного развития всех видов деятельности.

К основным компонентам предметно-развивающей среды логопедического кабинета относятся: игры и игрушки по видам, целям и характеру игровых действий, ситуаций и ролевых действий, коррекционно-развивающие и дидактические игры, театрально-музыкальные игры и игрушки, игры-драматизации;

Всем детям с отклонениями в развитии требуются специальные игровые условия и игрушки. Для этого должны быть выполнены следующие условия:

- наличие специальных игрушек и организации действий с ними;

- обеспечение доступности для восприятия и воспроизведения действий взрослых и сверстников;

- применение специального оборудования, адаптированного к возможностям психофизического развития детей с ОВЗ.

При отборе предметного содержания развивающей среды для занятий в логопедическом кабинете ориентируемся на «зону ближайшего развития», то есть на потенциальные возможности детей. Предметно-пространственная развивающая среда насыщается содержанием, рассчитанным на разные уровни речевого развития ребенка. Для детей с системным недоразвитием речи при умственной отсталости рекомендуется подбирать естественно окрашенные игрушки, так как у них формируются преставления об окружающем мире и постоянно стимулируется речевая активность. В логопедическом кабинете необходимо размещать большое количество игр и пособий для развития мелкой моторики, обеспечить действия с игрушками-манипуляторами, типа сборно-разборных пирамид, башенок, простейших устройств, вкладышей, нанизывания, навинчивания, раздвижения, укладывания в коробки, разбрасывание и сбор в корзинки, тематические наборы предметов.

Особое значение на логопедических занятиях уделяется играм-драматизациям и театрализованным играм (можно использовать детскую ширму «Театрал», кукольный театр).

Важнейшим условием успешности влияния предметно-развивающей среды является ее доходчивость для конкретного контингента детей.

Педагогический процесс и преемственность в организации среды на логопедических занятиях для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью обеспечиваются как общей системой требований к развивающей предметной среде, так и задачами коррекционной работы.

Предметная среда способствует решению задач умственного и речевого развития детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, помогает обеспечить достаточно полный контакт с окружающим миром.

Для формирования навыков общения со взрослыми используются специальное оборудование (горки, каталки и др.). Такие формы общения с окружающими людьми и сверстниками занимательны и интересны детям.

Обучение детей умениям узнавать предметы по их характерным признакам играет важную роль в процессе формирования самостоятельной ориентировки ребенка в окружающей среде. Чем больше органов чувств участвует в процессе ознакомления с окружающим миром, тем успешнее идет социальное развитие ребенка.

Разрабатывая систему вовлечения ребенка в различные средовые условия, большое внимание уделяем доступности объектов и постепенности увеличения количества. Рациональное использование игрушек и игрового материала носит поэтапный характер проигрывания отдельных операций, ролевых действий, связанных с определенной игрушкой. Это позволяет учитывать уровень возможностей детей, скорость обретения ими навыков владения игрушкой и уровень готовности ребенка контактировать с многообразием игрового материала и своими сверстниками.

Среда оказывает влияние на уровень, на эффективность коррекционно-реабилитационного процесса.

Учитывая потребности детей с ОВЗ, имеющих разные степени умственной отсталости, логопеды проявляют творческий подход при организации коррекционно-развивающей среды. Такая разнообразная коррекционно-развивающая среда позволяет проводить индивидуальные и подгрупповые занятия в игровой форме с детьми с разным уровнем речевого развития и решать различные коррекционные задачи. Игра позволяет естественно, тонко и ненавязчиво корректировать речевые недостатки, даёт возможность логопеду многократно повторять с детьми логопедические упражнения. В игре формируются и развиваются все стороны речевой функциональной системы.

Большим подспорьем при этом становятся многофункциональное оборудование, как например, большая дидактическая «Черепаха», предназначенная для индивидуальных и подгрупповых занятий. Игры и занятия с дидактической «Черепахой» формируют согласованность зрительно-двигательной и тактильной координации, способствуют развитию познавательных процессов (мышления, внимания, памяти), мелкой моторики и восприятия, в результате чего повышается работоспособность ребенка, его внимание и умственная активность, происходит стимуляция речевой деятельности. Яркая и интересная игрушка «Черепаха» постоянно привлекает внимание детей. С ней можно просто играть, на ней можно сидеть, класть под голову. На «Черепахе» расположено множество интерактивных предметов, стимулирующих прикосновение к ним, действия с ними, исследование поверхностей, создавая опыт тактильных ощущений. Также большая «Черепаха» используется как игровое поле для развивающих игр или просто как большая игрушка. К черепахе разработаны пять разных дидактических чехлов, которые, можно использовать на занятиях по разным лексическим темам. Главная цель игры с «Черепахой» - это развитие мелкой моторики рук ребенка, которое неразрывно связано с развитием речи. дети с удовольствием прикрепляют при помощи липучек к чехлу тематические фигурки (которые вложены в карман). Развивается мелкая моторика и идет процесс обогащения активного и пассивного словаря.

На занятиях с чехлами «Укрась полянку» и «Волшебный круг» формируются понятия цвета и формы, закрепляются названия геометрических фигур, растительных форм, изображений предметов, отрабатываются термины «больше - меньше» и порядковый счет до восьми. При работе с чехлами «Веселый калейдоскоп» и «Умелые ручки» происходит закрепление лексических значений слов по темам «Обувь», «Игрушки», «Животные», «Овощи», «Одежда», «Школьные принадлежности», выполняются коррекционно-развивающие упражнения со шнуровкой. Дети застегивают на пуговицы платье, заплетают косички, застегивают портфель, продевают шнурок в петлю. При подгрупповой форме работы стоит отметить, возможность одновременного обеспечения каждого ребенка именно тем материалом, который доступен и наиболее актуален именно для него. 

При использовании математического чехла логопед проводит работу на речевом материале по следующим разделам: количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве и во времени. Это пособие способствуют сенсорному, познавательному, речевому развитию детей и тренировки мелкой моторики. Работа на таком оборудовании позволяет включать уже известные для ребенка занятия, а также направляет внимание ребенка на новые действия и ситуации, обогащает его новой информацией и стимулирует к решению проблем, тем самым удовлетворяет его потребность в общении с логопедом.

Таким образом, в логопедическом кабинете коррекционно-развивающая среда организована так, чтобы способствовать развитию не только всех сторон речи, но и неречевых психических функций у детей с системным недоразвитием речи. Создавая предметно-развивающую среду логопедического кабинета мы также думали о том, чтобы окружающая обстановка была комфортной, подвижной, активизировала у детей стремление к речевой деятельности.

Наш опыт практической работы показывает, что речевое развитие детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости в условиях полифункциональной предметно-развивающей среды идет более активно и быстрее дает положительную динамику.

Литературные источники:

  1. Артамонова О. «Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности»// Дошкольное воспитание №4, 2005
  2. Железнова С.В., «К вопросу о развивающей среде ДОУ»,Ульяновск 2001
  3. Новоселова С.Л., « Развивающая предметная среда». М., 2001
  4. Плаксина Л. И., Сековец Л. С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида: Учебно-методическое пособие.– М., ЗАО «Элти-Кудиц», 2003

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Статья посвящена проблеме изучения условий развития диалогической речи  у детей 6 – 8 лет с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Диалогическая речь детей улучшается посредством специ...

Использование метода фонетической ритмики в ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости

Данная статья посвещана использованию метода фонетической ритмики в ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости....

Статья."Организация предметно - пространственной среды в обучении детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью"

Организация предметно - пространственной среды в обучении детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью...

Рабочая программа по коррекционному курсу "Логопедические занятия" для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 5 класс

Рабочая программ разработана для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 5 года обучения....

Комплекс занятий по ознакомлению с окружающим для детей, имеющих умеренную или тяжелую умственную отсталость обучения

Материал для детей старшего дошкольного возраста, имеющих умеренную или тяжелую умственную отсталость обучения....

Рабочая программа логопедических занятий с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью "Учимся говорить, играя"

Рабочая  программа «Учимся говорить, играя»комплексной логопедической  работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (системным недоразвитием речи тяжелой степени)...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Рабочая программа для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью...