Использование метода фонетической ритмики в ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости
статья по теме

Вера Васильевна Герасимова

Данная статья посвещана использованию метода фонетической ритмики в ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_isp.metoda_foneticheskoy_ritmiki.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое учреждение

Детский дом – интернат «Южное Бутово»

Департамента социальной защиты населения города Москвы

Статья: «Использование приема фонетической ритмики на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях с детьми среднего школьного возраста с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости».

        Подготовила учитель-дефектолог

Герасимова Вера Васильевна

Москва 2012

       Речевое недоразвитие – один из факторов, определяющий степень умственной отсталости. Речь многих детей с тяжелой и умеренной степенью умственной отсталости изобилует большим количеством дефектов, присущих всем сторонам произношения. Необходима большая коррекционная работа по формированию произносительных навыков, плавностью и разборчивостью речи. Ведь от правильного произношения мельчайшей части речи – звука зависит состояние всей устной речи. Большое значение при этом играет восприятие речи, как одна из сторон речевой деятельности, являющаяся основой формирования устной речи.

      А.Н. Леонтьев пишет, что чувствительность органов чувств может развиваться и совершенствоваться, достигая при определенных условиях и особенно при специальном их воспитании, положительных результатов.

      Считаю необходимым, что нужно добиваться улучшения качества речи всеми возможными приемами и средствами.

      В научной литературе доказано и на практике подтверждено, что между формированием произношения и развитием движений существует взаимосвязь. Поэтому в своей работе я активно использую метод фонетической ритмики в качестве вспомогательного приема в работе по формированию и коррекции произносительной стороны речи, так как все упражнения, содержащие движения, направлены на работу над звуками и их сочетаниями, ритмом, слитностью, голосом и интонацией.

       Фонетическую ритмику использую при работе над звуками, с учетом принципа коррекционной работы: постановка звука, автоматизация, дифференциация и введение их в связную речь ребенка.

      На этапе постановки звука развиваю фонематический слух и артикуляцию, моторику, учу вслушиваться в слова, звуки, слышать составные части слова. Этот этап проходит как с использованием объяснения, подражания, тактильно-вибрационных ощущений, так и с использованием фонетической ритмики.

      Вот фонетическая ритмики для звука «Р»: встань прямо, руки вытяни вперед на уровне груди. Мелкими, краткими, быстрыми движениями рук и ног нужно имитировать вибрацию во всем теле: р – р.

      На следующем этапе провожу фонетическую ритмику по автоматизации звуков в разных позициях (слогах открытых, закрытых, со стечением согласных). Ученик произносит слоги : ац, аца, ца, цна – при этом на звуке «Ц» такие движения: поднять ко рту пальцы рук, сжатые «в щепотку», резко разжать их, туловище слегка наклонить вперед при одновременном произнесении «Ц», подчеркивая фрикативный элемент (С--).

      При дифференциации звуков также целесообразно использовать приемы фонетической ритмики. Так при дифференциации звуков «Ж – Ш» в слогах использую следующие приемы фонетической ритмики. Для звука «Ж»: описать в воздухе зигзагообразное движение руками вперед при одновременном произнесении «Ж— ». При звуке «Ш»: поднять руки вверх и плавно покачать ими вправо и влево, слегка наклоняя туловище то  в одну, то в другую сторону, произнося при этом «Ш—». Часто (при дифференциации этих звуков в словах) при ошибочном произнесении этих звуков в словах, предложениях, предлагаю ребенку выполнить движения, которые помогают ему исправить ошибочное звукопроизношение, дифференцировать сходные по произношению звуки.

      Заключительным этапом в работе над звукопроизношением является введение в связную речь. На этом этапе уже нет необходимости проводить фонетическую ритмику для автоматизируемых звуков. На этом этапе большая работа проводиться над темпом и интонацией. При работе над ритмико-мелодической структурой фразы применяется движение рукой, одновременно моделирующее нормальный темп речи, слитность и паузы, ударение, мелодический контур фраз, рука «рисует» в пространстве повышение, понижение голоса, ровную интонацию. Ребенок говорит сопряжено с учителем и одновременно по подражанию учителю выполняет движение рукой, которое «ведет» за собой речь, побуждая говорить в определенном темпе, в нужном месте сделать паузу и ударение, воспроизводить мелодический контур фразы. После того, как ребенок научиться произносить фразу сопряжено с учителем, он упражняется в самостоятельном ее воспроизведении (с движением рукой  и без него).

      Сформированные произносительные навыки закрепляются на фонетических зарядках и физкультминутках.

      Например, для звуков «ж – ш»:

      Дождик, дождик! Что ты льешь?               - 4 хлопка

      Погулять нам не даешь.                              - притопы              

      Дождик, дождик! Полно лить.                   - 4 хлопка

      Деток, землю, лес мочить.                          - прыжки на месте

     

     Для звука «р»:

     Раз, два, три, четыре,

     Руки выше, ноги шире,                               - соответствующие движения

     Влево, вправо, поворот,

     Наклон назад,

     Наклон вперед.

     Т. е. речевой материал для большинства знаком, доступен, и отвечает фонетическим задачам. Такое систематическое, многоплановое использование физкультминуток, привлекательных для детей, способствует эффективности и более прочному закреплению результатов работы учителя, осуществлению преемственности и взаимосвязи учителя и воспитателя.

      Все движения, отобранные для проведения фонетической ритмики на индивидуальных занятиях, предварительно не выучиваются. Поэтому повторяются вначале синхронно с учителем (2-5 раз каждое), а затем самостоятельно. После того, как дети научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается. Движения полностью выполняют свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуется в речи даже после того, как прекратилось движение.

      Таким образом, движения в процессе фонетической ритмики – это средство для достижения цели формирования произношения или ее коррекция и в конечном итоге фонетически правильно оформленная речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности активизации речевой деятельности детей среднего школьного возраста с выраженной и умеренной степенью умственной отсталости в ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по ознакомлению с окружающим в условиях детского дома-интерната

Данная статья посвещена особенностям активизации речевой деятельности детей среднего школьного возраста с выраженной и умеренной степенью умственной отсталости в ходе индивидуальных коррекционно-разви...

"Адаптивная физическая культура в учебном процессе школьника с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости"

В статье приведены формы организации адаптивной физической культуры в режиме учебного процесса школьников с умственной отсталостью. Определено место физкультминуток, физпауз, подвижной игры для снятия...

"Анималотерапия - метод, повышающий эффективность коррекционной работы с детьми с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости"

В данной статье представлен опыт использования педагогом-психологом метода анималотерапии в работе с глубоко умственно отсталыми детьми. Данный метод - инновационный  для школьной практики, досту...

Использование зрительной поддержки и альтернативной коммуникации в развитии навыков общения у подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости.

Альтернативная коммуникация используется для оказания помощи людям, у которых в силу имеющихся врожденных или приобретенных расстройств отсутствует, либо существенно ограничена устная речь.В системе а...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) на 2023-2024 уч. год

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) - 6 класс (1 час в неделю)....