"Адаптивная физическая культура в учебном процессе школьника с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости"
статья по теме

 Самойлова Елена Владимировна

В статье приведены формы организации адаптивной физической культуры в режиме учебного процесса школьников с умственной отсталостью. Определено место физкультминуток, физпауз, подвижной игры для снятия напряженности и усталости учеников. Приведены примеры физкульт паузы. подвижные игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_afk.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

« АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЬНИКАС УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ»

Самойлова Елена Владимировна.

 Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VIII вида) № 565

 Кировского района Санкт-Петербурга (ГБОУ школа 565).

      Адаптивная физическая культура является важнейшим компонентом всей системы реабилитации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, всех ее видов и форм. Она со всей очевидностью присутствует во всех сферах жизнедеятельности человека и поэтому составляет фундамент, основу социально – трудовой, социально – бытовой и социально – культурной реабилитации; выступает в качестве важнейших средств и методов медицинской, технической, психологической, педагогической реабилитации.

Цель адаптивной физической культуры как вида физической культуры – максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность, за счёт обеспечения оптимального режима функционирования, отпущенных природой и имеющихся в наличии ( оставшихся в процессе жизни) его телесно - двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимально возможной самоактуализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.

Движение – насущная потребность растущего детского организма. Гигиенисты и врачи утверждают, что без движения ребенок не может вырасти здоровым. Двигательная активность создает энергетическую основу для роста и формирования систем организма, нормального физического и психического развития. Двигательная активность – хорошее средство психогигиены ребенка. Концепция возбуждения в нервных центрах, связанных с работой мышц, ведет к их активному торможению, которые берут на себя нагрузку при умственной работе. Движения снимают умственное напряжение, стрессы, раздражение и утомляемость, улучшают самочувствие детей. Во время физических упражнений формируются такие личностные качества, как выносливость, смелость, ловкость, сила, физическая красота. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир. Гигиенисты утверждают: « Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое бездействие».

Из всего сказанного выше, следует, что адаптивная физкультура в различных формах организации, должна быть одним из ведущих компонентов учебного процесса в школе.

Во время всех уроков учителям - предметникам  необходимо проводить физкультминутки, делать физкультпаузы, организовывать подвижные игровые перемены.

Физкультминутки рекомендовано проводить на 12- 13 минуте урока, продолжительность 1 минута. Они позволяют за короткое время снять общее и локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей. Физкультминутки включают в себя: упражнения на потягивание; упражнение для ног; наклоны и повороты туловища. Упражнения можно проводить сидя или стоя за партой.

Физкультминутка «Листопад»

Под ногами листопад,                     Ходьба на месте.

Листья желтые лежат.                        Наклоны вперед, раскачивание руками

                                                 влево -  вправо («гладим листья»).

А под листьями шуршат                    Упор присев, пальцы «бегают» по полу.

Шурш, Шуршиха и Шуршонок-    Выпрямиться, полуприсед, присед.

Папа, мама и лисенок.

Физкультпауза проводится во время уроков труда и рисования, ее продолжительность 5 минут. Включает в себя: ходьба на месте с движениями рук; упражнения на потягивание; приседания; упражнения для плечевого пояса и рук; наклоны и повороты туловища; упражнения на координацию и внимание. Комплексы составляются 1 на месяц, разучиваются на уроках по адаптивной физкультуре. Хорошо оформить их в виде карточек.

Физкультпауза «Лягушки»

На болоте две подружки -           Пружинистые приседания.

Две зеленые лягушки -                  То же, руки на поясе.

Утром рано умывались,                Имитация растираний спины и живота.

Полотенцем растирались.              Имитация растираний спины и живота.

Ножками топали,                            Ходьба с высоким подниманием бедра.

Ручками хлопали.                           Хлопки в ладоши.

Вправо, влево наклонялись            Наклоны вправо и влево.

И обратно возвращались.               То же.

Вот здоровья в чем секрет.              Прыжки на месте.

Всем друзьям физкультпривет!       Прыжки с поворотом вокруг себя.

Физкультпауза для детей с ДЦП.

Если ребенок с ДЦП, предлагаем ему спуститься на пол и вместо ходьбы выполнить ползание « Пошли гулять». Положить ребенка на живот, сделать расслабляющий массаж. В положении – лежа на спине, потянуть за руки, поднять ноги вверх. Упражнения для детей с физическими нарушениями подбираются строго индивидуально.

На большой перемене (после 3 урока) учитель должен организовать подвижную игровую перемену, продолжительность 7-8 минут. Проводятся 2 игры средней интенсивности, заканчивается игрой малой интенсивности. Игры должны быть хорошо знакомы детям, чтобы не тратить время на объяснение. Учитель дозирует нагрузку, следит за тем, чтобы каждый ребенок принял посильное участие в игре, контролирует выполнение правил игры.

Игра « Солнышко и дождик» (средней интенсивности).

Учитель говорит: «Светит солнышко,  дети идут гулять» играет в бубен – дети бегают, дети с ДЦП - ползают.

 По сигналу: «Дождик!» все ребята бегут домой (в заранее отмеченное место).

Игра «Найди игрушку» (малой интенсивности).

Дети закрывают глаза, а учитель прячет игрушку. Предлагает найти ее.

В «Программе образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б.Баряевой, Н.Н. Яковлевой, по утвержденному учебному плану, для каждого класса определено проведения адаптивной физкультуры по 3 урока в неделю с 1 - 12 класс. «Программа» составлена с учетом особенностей развития учащихся, связанные с основным заболеванием в сочетании с условиями, в которых воспитывается ребенок. Основополагающим принципом организации учебного процесса является гибкость учебного плана, методических рекомендаций.  Для обучающихся воспитанников разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, исходя из индивидуальных психофизических способностей и результатов диагностики.

Для поддержания интереса использую различные пособия: мячи разного цвета и размера, гимнастические палки, обручи шишки, киндеры и т.д. Так как у данных детей не устойчивая память, упражнения, игры повторяем длительное время. На каждом уроке даю дидактические игры на развитие мелкой моторики: «Закрой баночки крышками», «Нарисуй на песке», «Пальчиковый театр» и т.д.

Учитывая особенности  здоровья детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под физическом развитием  следует понимать даже элементарные сдвиги и изменения в двигательной деятельности, которые происходят в результате формирования элементарных двигательных представлений и связанных с ними логических операций.

Правильно организованная работа по адаптивной физической культуре в учебном процессе  позволяет удовлетворить потребности школьников в движениях, оказывает положительное воздействие на здоровье, физическое развитие, работоспособность детей, воспитывает у них силу воли, организованность и дисциплинированность.

Литература

  1. «Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью»; под ред. Л.Б. Баряевлой, Н.Н. Яковлевой.- СПб. : ЦДК проф. Л.Б.Баряевой,2011.-480с.
  2. «Инновационные технологии адаптивной физической культуры, физической культуры и спорта в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения: Учебное пособие / Под. Ред. проф. С.П.Евсеева - СПб.: Галлея принт,2011-256с.
  3. Гужаловский А.А. «Физическая культура в режиме дня учащихся», Минск, «Нар.асвета», 1976.
  4. «Программа укрепления здоровья в коррекционных группах».- М.: ТЦ Сфера, 2008.- 144с.
  5. «Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения: Методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений / Под.ред. С.О.Филипповой.- СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,2005.-416 с.
  6. «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004,296 с.- (Педагогика. Психология. Управление).
  7. Дмитриев А.А. «Физическая культура в специальном образовании: Учеб. Пособие.- М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода фонетической ритмики в ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости

Данная статья посвещана использованию метода фонетической ритмики в ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости....

"Анималотерапия - метод, повышающий эффективность коррекционной работы с детьми с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости"

В данной статье представлен опыт использования педагогом-психологом метода анималотерапии в работе с глубоко умственно отсталыми детьми. Данный метод - инновационный  для школьной практики, досту...

Использование зрительной поддержки и альтернативной коммуникации в развитии навыков общения у подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости.

Альтернативная коммуникация используется для оказания помощи людям, у которых в силу имеющихся врожденных или приобретенных расстройств отсутствует, либо существенно ограничена устная речь.В системе а...

Технологическая карта урока адаптивной физической культуры для обучающихся 5 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

В ходе введения ФГОС каждый учитель сталкивается с важностью и необходимостью достижения обучающимися  планируемых образовательных результатов, сформулированных не в виде перечня знаний, ум...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) на 2023-2024 уч. год

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) - 6 класс (1 час в неделю)....