Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) на 2023-2024 уч. год
рабочая программа (6 класс)

Салимова София Васильевна

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) - 6 класс (1 час в неделю).

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости

(интеллектуальными нарушениями)

на 2023-2024 учебный год

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для 6 класса разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы школы, утвержденной приказом № 86 от 28.08.2023 г.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА

         Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся программы коррекционных курсов является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

Личностные

- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";

- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

- формирование уважительного отношения к окружающим;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные

Регулятивные БУД:

- формирование умения ориентироваться в пространстве учебного помещения;

- формирование умения работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;

- формирование умения следовать предложенному плану и работать в индивидуальном темпе, участвовать в деятельности;

- формирование умения следовать показу и инструкции педагога, соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.

Познавательные БУД:

- формирование умения выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

- формирование умения устанавливать видо-родовые отношения предметов;

- формирование умения делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- формирование умения пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями.

Коммуникативные БУД:

- формирование умения вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик);

- формирование умения использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- формирование умения обращаться за помощью и принимать помощь;

- формирование умения слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

- формирование умения сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- формирование умения доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.

Предметные

Предметные результаты освоения раздела

«Умения и навыки, необходимые для усвоения программного материала».

Ученик научится:

- навыку внимательно слушать и правильно воспринимать вербальную инструкцию педагога;

- навыку повторять практические способы выполнения задания по подражанию и показу;

- выполнять задание с заданными качественными параметрами.

Предметные результаты освоения раздела

«Нормализация ведущей деятельности возраста».

Ученик научится:

- понимать цель обучения, правила, установленные на занятиях;

- соблюдать субординацию с педагогом;

- познакомиться с основными школьными принадлежностями и их назначением;

- организовывать рабочее место и следить за его порядком во время занятия;

- действовать по образцу, следовать инструкции педагога, работать по заданному алгоритму, осуществлять контроль своей деятельности, доводить дело до конца.

Предметные результаты освоения раздела

«Сенсорное развитие».

Ученик научится:

- фиксировать взгляд на неподвижном предмете (фонарик, светящаяся игрушка и т.п.);

- фиксировать взгляд на движущемся предмете (фонарик, светящаяся игрушка и т.п.);

- находить близко расположенный источник звука;
- находить далеко расположенный источник звука;

- эмоционально-двигательная реакция на прикосновение человека и соприкосновение с различными материалами;

- различать поверхности, разные по температуре, фактуре и т.д.

Предметные результаты освоения раздела

«Предметно-практическая деятельность».

Ученик научится:

- выполнять размазывание материала разными способами (сверху вниз, слева направо, по кругу);

- пересыпать материалы двумя руками (крупа, песок, мелкие предметы);

- сминание различных материалов (салфетки, туалетная бумага) двумя руками (одной рукой, пальцами);

- разрывать на маленькие кусочки и полоски (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны;

- выполнять разминание материала двумя руками (тесто, пластилин, глина, пластичная масса);

- захватывать предметы различные по величине, форме и материалу (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.);

- удерживать и отпускать предмет (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.);

- вынимать, складывать и перекладывать предметы из одной емкости в другую.

Предметные результаты освоения раздела

«Речь и альтернативная коммуникация».

Ученик научится:

- приветствовать собеседника, привлекать к себе внимание, выражать свои желания, обращаться с просьбой;

- учитывать эмоциональное состояние собеседника;

- реагировать на инструкции педагога;

- устанавливать контакт с собеседником;

-узнавать (различать) напечатанные слова, обозначающие имена людей, названия   предметов, действия;

- использовать наглядные    карточки    с напечатанными словами как средство коммуникации.

Предметные результаты освоения раздела

«Математика».

Ученик научится: 

- узнавать и различать цифры (1-10);

- обозначать устно нужную цифру;

- выстраивать правильную последовательность цифр;

- обозначать число цифрой;

- соотносить количество предметов с числом (1-10);

- различать и показывать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник

Содержание коррекционно-развивающего курса

п/п

Название раздела (блока)

Кол-во часов на изучение раздела (блока)

Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль

Практическая работа

Контроль выполнения работы

1.

Диагностическое обследование.

6

6

6

2.

Умения и навыки, необходимые для усвоения программного материала.

3

3

3

3.

Сенсорное развитие.

6

6

6

4.

Предметно-практическая деятельность.

8

8

8

5.

Речь и альтернативная коммуникация.

6

6

6

6.

Математика.

5

5

5

Всего

34

Типы учебных занятий: изучение нового материала; повторение и обобщение полученных знаний, умений и навыков; закрепление и усвоение пройденного материала; комбинированное.

Виды учебной деятельности на занятиях: наблюдение за действиями педагога; совместная деятельность ученика и педагога; самостоятельная деятельность ученика (по подражанию, по образцу, по инструкции); деятельность с методическими и наглядными пособиями; работа в тетради; просмотр учебных роликов и презентаций; слушание; речевая деятельность; аналитическая деятельность; игровая деятельность, конструктивная и изобразительная деятельность и др.

Календарно-тематическое планирование

занятия

Дата проведения

Тема коррекционно-развивающего занятия

Тип коррекционно-развивающего занятия

Планируемые результаты

Виды/формы

контроля

по плану

по факту

1. Раздел (блок) диагностическое обследование – 6 часов

1.

01.09

08.09

22.12

29.12

17.05

24.05

Диагностическое обследование.

Диагностическое обследование.

Диагностическое обследование.

- выявить уровень сформированности учебных знаний, умений и навыков на начало учебного года;

- отследить динамику уровня сформированности учебных знаний, умений и навыков за первое полугодие;

- отследить динамику уровня сформированности учебных знаний, умений и навыков на конец учебного года.

Диагностическая работа/

Индивидуальная форма

  1. Раздел (блок) умения и навыки, необходимые для усвоения программного материала – 3 часа

1.

15.09

Восприятие вербальной инструкции.

Повторение и обобщение полученных знаний, умений и навыков

- навык внимательно слушать и правильно воспринимать вербальную инструкцию педагога;

- умение выполнять задание с заданными качественными параметрами.

Текущий контроль/

Индивидуальная форма

2.

22.09

Восприятие вербальной инструкции.

Закрепление и усвоение пройденного

материала

Текущий контроль/

Индивидуальная форма

3.

29.09

Практический показ способов выполнения задания.

Повторение и обобщение полученных знаний, умений и навыков

- навык повторять практические способы выполнения задания по подражанию и показу;

- умение выполнять задание с заданными качественными параметрами.

Текущий контроль/

Индивидуальная форма

3. Раздел (блок) сенсорное развитие  6 часов

1.

06.10

Зрительное восприятие.

Фиксация взгляда на неподвижном предмете.

Изучение нового материала

- умение фиксировать взгляд на неподвижном предмете (фонарик, светящаяся игрушка и т.п.)

Текущий контроль/

Индивидуальная форма

2.

13.10

Зрительное восприятие.

Слежение за движущимся предметом.

Повторение и обобщение полученных знаний, умений и навыков

- умение фиксировать взгляд на движущемся предмете (фонарик, светящаяся игрушка и т.п.);

- развитие зрительного внимания.

Текущий контроль/

Индивидуальная форма

3.

20.10

Слуховое восприятие.

Локализация близко расположенного источника звука.

Изучение нового материала

- умение находить близко расположенный источник звука;
- развитие слухового внимания.

Текущий контроль/

Индивидуальная форма

4.

27.10

Слуховое восприятие.

Локализация далеко расположенного источника звука.

Закрепление и усвоение пройденного

материала

- умение находить далеко расположенный источник звука;

- развитие слухового внимания.

Текущий контроль/

Индивидуальная форма

5.

10.11

Кинестетическое восприятие.

Соприкосновение с материалами разной фактуры.

Изучение нового материала

- эмоционально-двигательная реакция на прикосновение человека и соприкосновение с различными материалами.

Текущий контроль/

Индивидуальная форма

6.

17.11

Кинестетическое восприятие.

Соприкосновение с материалами разной фактуры.

Закрепление и усвоение пройденного

материала

- умение различать поверхности, разные по температуре, фактуре и т.д.

Текущий контроль/

Индивидуальная форма

  1. Раздел (блок) предметно-практическая деятельность – 8 часов

1.

24.11

Действия с материалами.

Размазывание.

Изучение нового материала

- умение выполнять размазывание материала разными способами (сверху вниз, слева направо, по кругу).

Текущий контроль/

Индивидуальная форма

2.

01.12

Действия с материалами.

Пересыпание.

Повторение и обобщение полученных знаний, умений и навыков

- умение пересыпать материалы двумя руками (крупа, песок, мелкие предметы).

Текущий контроль/

Индивидуальная форма

3.

08.12

Действия с материалами.

Сминание.

Изучение нового материала

- умение выполнять сминание различных материалов (салфетки, туалетная бумага) двумя руками (одной рукой, пальцами).

Текущий контроль/

Индивидуальная форма

4.

15.12

Действия с материалами.

Разрывание.

Повторение и обобщение полученных знаний, умений и навыков

- умение разрывать на маленькие кусочки и полоски (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны.

Текущий контроль/

Индивидуальная форма

5.

12.01

Действия с материалами.

Разминание.

Изучение нового материала

- умение выполнять разминание материала двумя руками (тесто, пластилин, глина, пластичная масса).

Текущий контроль/

Индивидуальная форма

6.

19.01

Действия с предметами.
Захват предмета.                                                                  

Повторение и обобщение полученных знаний, умений и навыков

- умение захватывать предметы различные по величине, форме и материалу (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.).

Текущий контроль/

Индивидуальная форма

7.

26.01

Действия с предметами.

Удерживание и отпускание предмета.

Комбинированное

- умение удерживать и отпускать предмет (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.).

Текущий контроль/

Индивидуальная форма

8.

02.02

Действия с предметами.

Складывание предметов в емкость и выкладывание из нее.

Комбинированное

- умение вынимать, складывать и перекладывать предметы из одной емкости в другую.

Текущий контроль/

Индивидуальная форма

  1. Раздел (блок) речь и альтернативная коммуникация – 6 часов

1.

09.02

Установление контакта с собеседником.

Изучение нового материала

- умение приветствовать собеседника, привлекать к себе внимание, выражать свои желания, обращаться с просьбой;

- умение учитывать эмоциональное состояние собеседника.

Текущий контроль/

Индивидуальная форма

2.

16.02

Установление контакта с собеседником.

Закрепление и усвоение пройденного материала

Текущий контроль/

Индивидуальная форма

3.

22.02

Восприятие словесной инструкции.

Комбинированное

- умение реагировать на инструкции педагога;

- умение устанавливать контакт с собеседником;
- развитие слухового внимания.

Текущий контроль/

Индивидуальная форма

4.

01.03

Восприятие словесной инструкции.

Закрепление и усвоение пройденного материала

Текущий контроль/

Индивидуальная форма

5.

07.03

Глобальное чтение.

Изучение нового материала

- умение узнавать (различать) напечатанные слова, обозначающие имена людей, названия   предметов, действия;

– умение использовать наглядные    карточки    с напечатанными словами как средство коммуникации.

Текущий контроль/

Индивидуальная форма

6.

15.03

Глобальное чтение.

Закрепление и усвоение пройденного материала

Текущий контроль/

Индивидуальная форма

  1. Раздел (блок) математика – 5 часов

1.

05.04

Узнавание цифр.

Повторение и обобщение полученных знаний, умений и навыков

- умение узнавать и различать цифры (1-10).

- обозначать устно нужную цифру.

- умение выстраивать правильную последовательность цифр.

Текущий контроль/

Индивидуальная форма

2.

12.04

Обозначение числа цифрой.

Повторение и обобщение полученных знаний, умений и навыков

- умение обозначать нужное число цифрой.

Текущий контроль/

Индивидуальная форма

3.

19.04

Соотнесение количества предметов с числом.

Комбинированное

- умение соотносить количество предметов с числом (1-10).

Текущий контроль/

Индивидуальная форма

4.

26.04

Различение геометрических фигур.

Изучение нового материала

- умение показывать и различать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

Текущий контроль/

Индивидуальная форма

5.

03.05

Различение геометрических фигур.

Закрепление и усвоение пройденного материала

Текущий контроль/

Индивидуальная форма

Итого: 34 часа/            часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода фонетической ритмики в ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости

Данная статья посвещана использованию метода фонетической ритмики в ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости....

Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе

Рабочая    программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...

Рабочая тетрадь по математике (пособие для учащихся 6 класса, занимающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Разрабатывая концепцию Рабочей тетради, ставила перед собой следующие задачи: - реализовать современные подходы к формированию у глубоко умственно отсталых обучающихся математических знаний и уме...

Рабочая программа по математике. 6а класс. по АООП для учащихся с легкой умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями (вариант 1) 2023-2024

Рабочая программа по математике.  6а класс.  по АООП для учащихся  с легкой умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями (вариант 1) 2023-2024...

Рабочая программа по математике. 5а класс. по АООП для учащихся с легкой умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями (вариант 1) 2023-2024

Рабочая программа по математике. 5а класс.  по АООП для учащихся  с легкой умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями (вариант 1) 2023-2024...

Рабочая программа «Математические представления» составлена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 2) для первого дополнительного класса.

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний....