Рабочая адаптированная общеобразовательная программа "Изобразительная деятельность" 6-7 классы для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6, 7 класс)

Тарасова Ирина Петровна

Цель: формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_6-7_kl.docx36.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 19»

                    СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР МОУ СШ № 19

_____________/______________/

                         ФИО

 «28» августа_2020_г.

                   УТВЕРЖДАЮ

Директор

МОУ СШ № 19

_____________/______________/

                            ФИО

Приказ № ___

от «28_» августа_2020_г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Тарасовой  Ирины Петровны

______________________________________________

(Ф.И.О., категория)

Высшая квалификационная категория

_______________________________________________

по Изобразительной деятельности, 6-7 классы

(АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЁЛОЙ И ГЛУБОКОЙ  УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ТЯЖЁЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ВАРИАНТ 20

_______________________________________________

(Предмет, класс)

Срок реализации программы 2 года                                                                         

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № _1_

от «28 »_августа 2020_ г.

2020-21 учебный год

Пояснительная записка

 Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность» составлена на основании программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Баряева Л.В., Бойков Д.И., Липакова В.И. «Программа обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью».

Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее АООП) для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития, разработана в соответствии с требованиями федеральной государственной общеобразовательной системы (далее ФГОС).

Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций центральной психолого – медико – педагогической комиссии (далее ЦПМПК), сформулированных по результатам его комплексного обследования, с учетом индивидуального плана развития (далее ИПР).

Цель: формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.

Задачи:

  • развитие интереса к изобразительной деятельности,
  • формирование умений пользоваться инструментами,
  •  обучение доступным приемам работы с различными материалами,
  • обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов,
  • развитие художественно-творческих способностей.

Общая характеристика обучающего предмета

Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию дети имеют возможность выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для них способами осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без исключения. Разнообразие используемых техник делает работы детей выразительнее, богаче по содержанию, доставляет им много положительных эмоций. Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у ребенка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается уважительному отношению к своим работам, оформляя их в рамы, участвуя в выставках, творческих показах. Ему важно видеть и знать, что результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь ребенка интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует чувство собственного достоинства.

Описание места учебного предмета в учебном плане:

Класс

6 кл.

7 кл.

Количество часов в неделю

3

3

Итого в год

105

105

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

Личностные результаты освоения АООП общего образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

Программа направлена на то, чтобы каждый ученик, как субъект учебно–познавательной деятельности, мог проявить свои личностные качества:

- проявлять познавательный интерес;

- проявлять и выражать свои эмоции;

- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

- участвовать в совместной, коллективной деятельности;

- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Предметные результаты:

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.  

Предполагаемые (ожидаемые) результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут уметь:

1) Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование; использование различных изобразительных технологий.

  • Интерес к доступным видам изобразительной деятельности.
  • Умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация).
  • Умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.
  • Обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые линии.

2) Способность к самостоятельной изобразительной деятельности. 

  • Организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой, правильно держать тетрадь для рисования и карандаш.
  • Положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности.
  • Стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы.
  • Умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.

3) Готовность к участию в совместных мероприятиях.

  • Готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми.
  • Умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок.

Содержание учебного предмета

Программа по изобразительной деятельности включает три раздела: «Лепка», «Рисование», «Аппликация».

Лепка. Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп. Разминание пластилина (теста, глины). Раскатывание теста (глины) скалкой. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура). Катание колбаски на доске (в руках). Катани шарика на доске (в руках). получение формы путем выдавливания формочкой. Вырезание заданной формы по шаблону стекой (ножом, шилом и др.). Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик. Переплетение: плетение из 2-х (3-х) колбасок. Проделывание отверстия в детали. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами). Скручивание колбаски (лепешки, полоски). Защипывание краев детали. Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета из одной (нескольких) частей. Выполнение тиснения (пальцем, штампом, тканью и др.). Нанесение декоративного материала на изделие. Дополнение изделия мелкими деталями. Нанесение на изделие рисунка. Лепка изделия с нанесением растительного (геометрического) орнамента. Лепка нескольких предметов, объединѐнных сюжетом

Аппликация. Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол и др. Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной формы (размера). Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем. Выкалывание шилом: прокол бумаги, выкалывание по прямой линии, выкалывание по контуру. Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги. Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой. Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации: заготовка деталей, сборка орнамента способом чередования объектов, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации: придумывание сюжета, составление эскиза сюжета аппликации, заготовка деталей, сборка изображения, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону.

Рисование. Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти, емкость для воды. Оставление графического следа. Освоение приемов рисования карандашом. Соблюдение последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д. Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы. Выбор цвета для рисования. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов. Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий. Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение контура точками. Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка. Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению). Дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной половины) предмета. Рисование предмета (объекта) с натуры. Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента. Дополнение готового орнамента растительными (геометрическими) элементами. Рисование орнамента из растительных и геометрических форм в полосе (в круге, в квадрате). Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами), связанными между собой по  смыслу. Расположение объектов на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка. Рисование приближенного и удаленного объекта. Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование сюжетного рисунка по образцу (срисовывание готового сюжетного рисунка) из предложенных объектов (по представлению). Рисование с использованием нетрадиционных техник: монотипии, «по - сырому», рисования с солью, рисования шариками, граттаж, «под батик».

Тематическое планирование

 6 класс

Тема занятий

Кол-во часов

1

Палитра. Оттенки цветов путем смешивания красок.

3

2

Рисование узора из геометрических элементов в полосе (закладка для книг).

3

3

Рисование узора в прямоугольнике (ковер).

3

4

Рисование узора из растительных элементов в полосе.

3

5

Рисование на тему «Деревья осенью».

3

6

Рисование в полосе узора из растительных элементов (вишенка с листочками).

3

7

Составление и рисование узора в квадрате (на осевых линиях-диагоналях).

3

8

Рисование узора в круге, используя осевые линии.

3

9

Рисование вида транспорта (грузовик).

3

10

Рисование листьев и ягод рябины.

3

11

Рисование предметов из элементов строительного материала.

3

12

Рисование геометрического орнамента в квадрате.

3

13

Рисование игрушек ( мяч).

3

14

Рисование игрушек (ведро).

3

15

Рисование на тему «Новогодние игрушки»

3

16

Рисование на тему «Новогодняя елка»

3

17

Рисование елочных украшений (бусы).

3

18

Декоративное рисование узора для рукавички.

3

19

Рисование на тему «Снеговик».

3

20

Рисование на тему «Деревья зимой».

3

21

Рисование вида  транспорта (троллейбус).

3

22

Рисование открытки «23 Февраля».

3

23

Рисование открытки «8 Марта».

3

24

Рисование цветов (одуванчик).

3

25

Рисование цветов  (мать и мачеха).

3

26

Рисование ежа и зайца.

3

27

Рисование предметов симметричной формы (раздаточный материал – бабочка).

3

28

Рисование предметов симметричной формы (раздаточный материал –стрекоза).

3

29

Рисование на тему «Колобок».

3

30

Рисование на тему «Деревья весной».

3

31

Рисование с натуры весенних цветов.

3

32

Рисование на тему «Мой кораблик».

3

33

Рисование на тему «Весенний дождь» (рисование горизонтальных, вертикальных, наклонных линий)

3

34

Творческая работа  в рамках промежуточной аттестации.

3

35

Рисование на тему «Лето»

3

Тематическое планирование

7 класс

Тема занятий

Кол-во часов

1

Палитра. Оттенки цветов путем смешивания красок.

3

2

Рисование  узора из геометрических фигур в квадрате.

3

3

Рисование  узора из геометрических фигур в круге.

3

4

Рисование узора из растительных элементов в полосе.

3

5

Составление и рисование узора в квадрате (на осевых линиях-диагоналях).

3

6

Рисование узора в полосе из листьев дуба с желудями.

3

7

Рисование узора в круге, используя осевые линии.

3

8

Рисование на тему «Труд людей осенью».

3

9

Рисование на свободную тему.

3

10

Рисование хохломской росписи в полосе.

3

11

Рисование скатерти с использованием хохломской росписи.

3

12

Рисование геометрического орнамента в квадрате.

3

13

Рисование городецкой росписи в полосе.

3

14

Рисование косынки с использованием городецкой росписи.

3

15

Рисование на тему «Новогодние игрушки».

3

16

Рисование на тему «Новогодняя елка».

3

17

Аппликация из бумаги «Поделки на ёлку»

3

18

Рисование узора для шарфа.

3

19

Декоративное рисование узора для рукавички.

3

20

Рисование на тему «Снеговик».

3

21

Рисование на тему «Деревья зимой».

3

22

Рисование на тему транспорт.

3

23

Рисование открытки «23 Февраля».

3

24

Рисование открытки «8 Марта».

3

25

Рисование на тему «Наши четвероногие друзья»

3

26

Рисование на тему «Магазин».

3

27

Рисование с натуры «Моя игрушка».

3

28

Рисование с натуры игрушечного домика.

3

29

Граттаж «Пасхальное яичко».

3

30

Рисование на тему «теремок».

3

31

Рисование на тему «Деревья весной».

3

32

Рисование с натуры весенних цветов.

3

33

Рисование на тему профессии.

3

34

Творческая работа  в рамках промежуточной аттестации.

3

35

Рисование на тему «Лето».

3

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.Баряева Л.В., Бойков Д.И., Липакова В.И. «Программа обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью».

2.И.А. Грошенков «уроки рисования в 1 – 4 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Москва «Просвещение», 2009г

3. Развиваем руки - чтоб учиться писать и красиво рисовать Ярославль, Академия развития 2011г

4. Весёлые уроки волшебного карандаша» Я рисую животных» Т. В. Галян, М., БАО – ПРЕСС, 2009

5. Обучение учащихся в 1-4 классах коррекционных учреждений В. Г. Петрова М, « Просвещение», 2009г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности социальной адаптации детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Детей нужно постоянно учить всему, даже улыбаться. Ведь улыбка возникает под воздействием социальных факторов, а не дана нам с рождения. Для «особых» детей нужно создавать ситуации, стимул...

Рабочая тетрадь по математике (пособие для учащихся 6 класса, занимающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Разрабатывая концепцию Рабочей тетради, ставила перед собой следующие задачи: - реализовать современные подходы к формированию у глубоко умственно отсталых обучающихся математических знаний и уме...

Рабочая тетрадь по математике (пособие для учащихся 6 класса, занимающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Геометричес

Рабочая тетрадь составлена в соответствие с программой по математике для глубоко умственно отсталых детей и общей концепции коррекционно-развивающего обучения. Данная часть рабочей тетради посвящена о...

Рабочая тетрадь по математике (пособие для учащихся 6 класса, занимающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая тетрадь составлена в соответствие с программой по математике для глубоко умственно отсталых детей и общей концепции коррекционно-развивающего обучения. Данная часть рабочей тетради посвящена о...

Программа «Музыка и движение» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития 7 класс.

Программа «Музыка и движение» составлена на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной...

Технологическая карта занятия На тему «Наша Таня громко плачет…» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Цель:  формировать элементарную познавательно-исследовательскую активность детей в процессе экспериментирования.Коррекционно-обучающие:1) Закреплять у детей представления о себе (строении собстве...