Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)
рабочая программа по физкультуре на тему

Колесникова Ольга Николаевна

Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_imbetsilnaya_4zh_kl.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«Школа № 854»

отделение для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

«Рассмотрена»  

на заседании МО

Протокол №5

от «04» мая 2018г.

«Принята»

 на педагогическом совете

Протокол №19

от «07» мая 2018г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ Школа № 854

____________А.В. Курсаков

Рабочая программа

по учебному предмету «Физическая культура»

для обучающихся 4ж класса

(сложная структура дефекта)

Разработана на основе Программы специальных (коррекционных)

 образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы

под редакцией В.В. Воронковой

Составитель:

Колесникова О. Н.

 учитель

высшей квалификационной категории

Москва 2018г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по физкультуре для 4ж класса со сложной структурой дефекта составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов, сборник 1, допущена Министерством образования РФ, 2001 года под редакцией В.В.Воронковой.

- Московского регионального базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

- Методических рекомендаций «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья» письмо Минобрнауки России от 30 мая 2012 г. № МД-583/19.

Физическое воспитание – неотъемлемая часть комплексной системы учебно-воспитательной работы в школьном отделении для детей с нарушением интеллекта.

На современном этапе развития специального школьного образования физическое воспитание выступает как решающий фактор повышения двигательных возможностей детей с нарушениями интеллекта, базой подготовки его к труду. Физическое воспитание способствует формированию положительных личностных качеств, является одним из средств успешной социальной интеграции детей в общество.

Таким образом, физическое воспитание является составной частью всей учебно-воспитательной работы. Основной целью его является всестороннее развитие личности аномального ребенка.

Для увеличения роли компенсаторных возможностей физического воспитания и достижения положительного эффекта в развитии двигательных возможностей детей-олигофренов необходимо учитывать:

  • Уровень развития интеллекта конкретного ребенка;
  • Клиническую картину слабоумия;
  • Состояние моторных функций, уровень развития двигательных возможностей;
  • Наличие у ученика сопутствующих дефектов развития, соматических заболеваний;
  • Уровень физического развития и подготовленности;
  • Индивидуальные и возрастные показатели при выполнении упражнений различного характера.

В настоящее время в современной школе для детей с нарушениями интеллекта обучаются дети-олигофрены в степени дебильности и дети-имбецилы (обучаемые). Это неоднородная категория детей.

 Дебильность - наиболее легкая форма умственной отсталости. Данные учащиеся поддаются обучению, успешно овладевают программным материалом для учащихся вспомогательной школы, включая программный материал по физической культуре.

Учащиеся с диагнозом: «олигофрения в степени имбецильности» (специальные классы) представляют собой более глубокую степень умственной отсталости. У них можно сформировать навыки бытового характера, научить выполнять несложные упражнения на уроках физкультуры, они управляемы. В то же время, исследования этой категории детей выявили серьезные нарушения пространственной, динамической, кинестетической организации движений. Понимание чужой речи и даже собственной затруднено. Действия основаны на уровне имитационного порядка. Учащиеся этих классов, как правило, имеют сопутствующие соматические заболевания и дефекты развития, составляя большей частью подготовительную и специальную медицинскую группу на занятиях по физической культуре. Замедленность протекания психических процессов, конкретность мышления, дефекты памяти и внимания обуславливают чрезвычайную медлительность образования у них двигательных навыков. Для того, чтобы ученики усвоили упражнения, инструкции к ним, необходимы многократные повторения, сочетающиеся с правильным показом. Необходимо подбирать такие упражнения и задания, которые состоят из простых элементарных движений. Одной из характерных особенностей имбецилов является инертность нервных процессов, их стереотипность и обусловленная этим трудность переключения с одного действия на другое. При изменении привычной обстановки, они не могут воспроизвести даже хорошо разученные, знакомые упражнения. Поэтому при планировании уроков необходимо предусмотреть разучивание одних и тех же заданий в различных условиях.

В работе с имбецилами нужно помнить, что словесная инструкция, даже в сочетании с показом, не всегда бывает достаточной для усвоения упражнения. Поэтому требуется непосредственная помощь учащимся в процессе воспроизведения задания.

Нарушения сердечно-сосудистой и дыхательной систем, грубая эндокринная патология, диспластичность развития обязывают учителя быть особенно осторожным в подборе физических упражнений, в их дозировке и темпе проведения, как отдельных заданий, так и всего урока.

Каждый урок по физической культуре должен планироваться в соответствии с основными дидактическими требованиями: постепенным повышением нагрузки в упражнениях и переходом в конце урока к успокоительным упражнениям; чередованием различных видов упражнений, подбором упражнений, соответствующим возможностям учащихся.

В процессе физического воспитания необходимо добиваться решения конкретных задач:

учить детей готовиться к уроку физкультуры;

учить правильному построению на урок и знанию своего места в строю;

учить детей правильному передвижению из класса на урок физкультуры;

учить ориентироваться в зале по конкретным ориентирам (вход, стены, потолок, пол, углы);

учить простейшим исходным положениям при выполнении обще- развивающих упражнений и движению в различных пространственных направлениях (вперёд, назад, в сторону, вверх, вниз);

учить навыкам правильного дыхания (по показу учителя);

учить выполнению простейших заданий по словесной инструкции учителя;

учить ходить и бегать в строю, в колонне по одному;

прививать навыки координации движения толчка двумя ногами в различных видах прыжков;

обучать мягкому приземлению в прыжках;

учить прыжку толчком одной ноги и приземлению на две ноги;

учить правильному захвату различных предметов, передаче и переноске их;

учить метаниям, броскам и ловле мяча;

учить ходить в заданном ритме под хлопки, счёт, музыку;

учить выполнять простейшие упражнения в определённом ритме;

учить сохранению равновесия при движении по гимнастической скамейке;

учить преодолению различных препятствий;

учить переноске различных грузов и коллективным действиям в переноске тяжёлых вещей;

учить целенаправленным действиям под руководством учителя в подвижных играх.

Таким образом, для успешной реализации задач физического воспитания с данной категорией учащихся, необходим дифференцированный и индивидуальный подход, с учетом особенностей нарушений интеллектуального и физического развития каждого учащегося. С этой целью создана предлагаемая адаптивная программа.

Актуальность программы по физическому воспитанию для детей-имбецилов состоит в  том, что физические упражнения и физическая культура, как и другая двигательная деятельность ребенка-олигофрена,  рассматриваются не только в аспекте выполнения различных движений и упражнений для развития двигательных навыков, но  и как коррекционно-компенсаторная и лечебно-оздоровительная форма воздействия на двигательную недостаточность, как форма реадаптации тех нарушений, которые имеются в двигательной функции у данной категории учащихся вспомогательной школы.

Программа ориентирует учителя на последовательное решение основных задач физвоспитания:

  1. Укрепление здоровья, физического развития и повышение работоспособности данной категории учащихся.
  2. Развитие двигательных навыков, реадаптация имеющихся нарушений двигательной функции.
  3. Формирование навыка правильной осанки в статических положениях тела и в движении.
  4. Развитие чувства темпа и ритма, координации движений.
  5. Приобретение знаний в области гигиены, здорового образа жизни.
  6. Усвоение учащимися речевого материала, используемого на уроках по физической культуре.

Ожидаемые результаты программы:

  • Увеличение двигательной активности учащихся специальных классов;
  • Снижение заболеваемости, общее укрепление здоровья;
  • Коррекция имеющихся нарушений двигательной деятельности;
  • Повышение уровня физической подготовленности;
  • Более полная реализация задач физвоспитания, с учетом особенностей данной категории учащихся;
  • Повышение мотивации к занятиям физической культурой;
  • Выработка навыка к самостоятельным занятиям оздоровительной физкультурой.

В программу включены следующие разделы:

гимнастика, акробатика (элементы); легкая атлетика; подвижные игры в зале и на воздухе; спортивные игры (элементы); корригирующая гимнастика; скандинавская ходьба; дыхательные упражнения.

В каждом разделе, кроме рекомендуемых упражнений, указан перечень умений и навыков, которыми должны владеть учащиеся к окончанию каждого класса. В зависимости от задач урока педагог может варьировать поэтапную структуру урока и время, отводимое для упражнений того или иного подраздела, также контролировать дозировку физической нагрузки и отдыха, имея в виду, что в конце урока должны быть проведены упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение. Весь материал изложен концентрически (с постепенным усложнением, повторением и наращиванием физической нагрузки).

Учебный план по физической культуре 4 класс

Раздел учебной программы

Количество часов

Легкая атлетика

22

Гимнастика, акробатика

14

Подвижные и спортивные игры

16

Корригирующая гимнастика

16

Всего часов

68

Содержание программы

4  класс (68 часов).

Гимнастика (14  часов).

Строевые упражнения. Размыкание на вытянутые руки вперед с помощью учителя. Повороты по ориентирам с указанием стороны. Выполнение команд: «Шагом марш!», «Класс, стой!»

Общеразвивающие  упражнения без  предметов: основные положения и движения рук, ног, туловища, головы, выполняемые на месте и в движении. Сочетание движений ног, туловища с одноименными и разноименными движениями рук. Дыхательные упражнения и упражнения для формирования правильной осанки. Простые комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений.

Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами: Комплексы упражнений с гимнастическими палками, флажками, малыми    обручами, большими и малыми мячами. Комплексы упражнений со скакалками. Комплексы с набивными мячами. Комплексы с обручами.

Элементы акробатических упражнений: кувырок вперед (строго индивидуально), перекаты, «мостик» с помощью учителя.

Лазанье:

Лазание по гимнастической стенке попеременным способом. Лазание на четвереньках по наклонной гимнастической скамейке под углом 20 градусов. Перелезание через гимнастического коня. Перелезание с одной гимнастической скамейке на другую вперед на четвереньках. Подлезания под 2 препятствия разной высоты. Перешагивание через гимнастическую скамейку.

Равновесие

Ходьба по гимнастической скамейке боком приставными шагами. Ходьба по гимнастической скамейке с различным положением рук. Стойка на одной ноге, другая прямая назад, руки вверх – 2-3 сек.

Лёгкая атлетика (22  часа)

Ходьба и бег:

Ходьба с остановками по слуховому и зрительному сигналу. Ходьба с перешагиванием через предметы высотой 10-15 см. Переход от бега к быстрой ходьбе, постепенно снижая скорость. Бег змейкой, с изменением направления, ускоренный бег. Медленный бег в сочетании с ходьбой до 3 мин. Бег в играх.

Прыжки: Прыжки на одной ноге на месте. Прыжки на месте на двух ногах с поворотом на 45 градусов. Прыжки с одной ноги на две. Прыжок в глубину с двух ног на две (с гимнастической скамейки на мат). Из положения ноги врозь (гимнастическая скамейка между ног) прыжки на двух ногах с продвижением вперед и опорой на руки. Прыжки в длину с места.  

Броски, ловля, передача предметов, переноска груза

Выполнение общеразвивающих упражнений с удерживанием мяча. Катание мяча между расставленными предметами. Передача большого мяча в колонне между ног, сверху, сбоку. Метание малого мяча с места через натянутую веревку. Броски мяча в стену с расстояния 2-3 м, правой и левой рукой из-за головы. Метание мяча в «корзину», стоящую на полу. Держание палки двумя руками хватом сверху и снизу. Выполнение различных исходных положений с палкой. Поднимание палки с пола и опускание ее на пол. Переноска гимнастических палок (8-10 шт.). Переноска гимнастического мата (8 человек).

Корригирующая гимнастика (16 часов).

Упражнения для формирования правильной осанки

Стойка у стены без плинтуса с правильной осанкой (затылок, лопатки, ягодицы, пятки касаются стенки). Принять правильную осанку у стены, сделать шаг вперед, удержаться в этом положении с напряжением всех мышц на счет до 4-6. Принять правильную осанку у стены, сделать шаг вперед, присесть, вытянув руки вперед, встать, вновь принять правильную осанку с напряжением мышц. Принять правильную осанку у стены, приподняться на носки, удерживаясь в этом положении 3-4 сек.

Принять правильную осанку у стены, шаг вперед, присесть, встать, вновь принять правильную осанку. Принять правильную осанку, сделать 2 шага вперед, последовательно расслабить мышцы шеи, рук и туловища, принять правильную осанку. Принять правильную осанку, приподняться на носки, удерживаясь в этом положении 5 сек. вернуться в и.п. То же упражнение, но без стены. Упражнения для укрепления мышц спины: «Кошечка», «Книжка», «Птица».

Упражнения для профилактики плоскостопия

Сгибание и разгибание стопы. Перекаты стопы с пятки на носок. Движения пальцами стоп. Сводить и разводить пятки. сводить и разводить носки. Передвижение стоп при помощи пальцев, скольжение стопой по голени другой ноги. Круговое движение в голеностопном суставе. Упражнения: «Ходьба», «Лошадка».

Упражнения на равновесие, стимулирующие вестибулярный аппарат

Сочетание разных видов ходьбы  под счет. Ходьба с высоким подниманием бедра, в полуприседе. Стойка на полу на носках. стойка на носках на гимнастической скамейке.  Упражнения: «Аист», «Ласточка».

Гимнастика для глаз

Движения глазами вверх, вниз. Движения глазами слева направо и обратно. Круговые движения в одну и другую сторону. То же, но с закрытыми глазами. Крепко зажмурить глаза, затем открыть их. Быстро моргать.

Дыхательная гимнастика.

   Изменение длительности вдоха и выдоха по инструкции учителя. Руки через стороны вверх – потянуться – вдох, руки вниз -  расслабиться – выдох.

    Повторение и закрепление ранее пройденных упражнений.  Наклоны и повороты туловища в сочетаниями с движениями рук. Взмахи ногой вперед, назад. В положении лежа на спине, поочередное поднимание ног. В положении лежа на животе, поднимание головы, прогибание назад с опорой на руки. В стойке на четвереньках, прогибание и выгибание спины («кошечка», «скамеечка»). Обучение диафрагмальному дыханию. Упражнения: «Нюхаем цветок», «Греем руки».

 

Подвижные игры (16 часов).

Подвижные игры: Запомни движение», «Кошка и мышки», «Где позвонили», «Что пропало» (с усложнением), «Сбор картофеля», «Ударь в бубен», «Аист ходит по болоту», «Салки».

Игры зимой: «Снежком по мячу», «Крепость».

Тематическое планирование

Наименование темы

Количество часов

Легкая атлетика - 22 ч.

1

Инструктаж по технике безопасности на уроке легкой атлетики. Повторение изученных видов ходьбы, бега.

1

2

Ходьба с остановками по слуховому и зрительному сигналу. Бег змейкой, с изменением направления.

1

3

Ходьба с перешагиванием через предметы высотой 10-15 см. Переход от бега к быстрой ходьбе, постепенно снижая скорость.

1

4

Медленный бег в сочетании с ходьбой до 3 мин.   Подвижная игра «Ловишки».

1

5

Медленный бег в сочетании с ходьбой до 3 мин. Подвижная игра «Ловишки».

1

6

  Прыжки на одной ноге на месте. Прыжки на месте на двух ногах с поворотом на 45 градусов.

1

7

Прыжки с одной ноги на две. Преодоление небольших препятствий с места, с разбега.

1

8

Прыжок в глубину с двух ног на две (с гимнастической скамейки на мат). Обучение технике приземления.

1

9

Прыжок в глубину с двух ног на две (с гимнастической скамейки на мат).

1

10

Обучение бегу с ускорением. Повторное пробегание отрезков

1

11

Бег с ускорением. Повторное пробегание отрезков

1

12

Прыжки в длину с места. Обучение технике отталкивания и приземления.

1

13

Прыжки в длину с места на результат.

1

14

Высокий старт. Обучение технике бега на короткие дистанции.

1

15

Пробегание отрезков с высокого старта 30 м на результат.

1

16

Метание мяча на дальность правой, левой рукой. Обучение технике замаха.

1

17

Метание мяча в стену с расстояния 3-4 м, с увеличением расстояния.

1

18

Метание мяча на дальность на результат.

1

19

Обучение элементам челночного бега. Переноска предметов по линиям поочередно.

1

20

Обучение элементам челночного бега. Переноска предметов по линиям поочередно.

1

21

Бег с преодолением препятствий: через гимнастические палки, медицинболы.

1

22

Метание медицинбола из-за головы двумя руками на результат.

1

Гимнастика – 14 часов.

23

Инструктаж по технике безопасности на занятиях гимнастикой. Лазание на четвереньках по наклонной гимнастической скамейке под углом 20 градусов.  

1

24

Комплексы упражнений с гимнастическими палками. Лазание по гимнастической стенке попеременным способом.

1

25

Перекат вперед-назад в группировке. Лазание по гимнастической стенке попеременным способом.

1

26

Перекат вперед-назад в группировке. Обучение кувырку вперед (строго индивидуально).

1

27

Обучение кувырку вперед (строго индивидуально). 

1

28

Комплекс упражнений со скакалками. Обучение кувырку вперед (строго индивидуально).

1

29

Комплекс упражнений со скакалками. Обучение перелезанию через гимнастического коня.  Перешагивание через гимнастическую скамейку.

1

30

Обучение ходьбе по гимнастической скамейке с различными положениями рук.

1

31

Ходьба по гимнастической скамейке с различными положениями рук.

1

32

Комплекс упражнений с малыми обручами. Обучение стойке на одной ноге, другая прямая назад, руки вверх – 2-3 сек.

1

33

 Комплекс упражнений с малыми обручами. Стойка на одной ноге, другая прямая назад, руки вверх.

1

34

Перелезание с одной гимнастической скамейки на другую вперед на четвереньках. Подлезание под 2 препятствия разной высоты.

1

35

Комплекс упражнений с набивными мячами. Обучение выполнению упражнения «Мост» с помощью учителя (строго индивидуально).

1

36

 Подтягивание по скамейке лежа на животе. Ходьба по шнуру приставным шагом.

В подвижной игре «Не попадись в мышеловку» обучение детей умению пользоваться разными способами подлезания в зависимости от высоты препятствия.

1

Подвижные игры – 16 часов.

37

 Катание мяча между расставленными предметами.  Метание малого мяча с места через натянутую веревку.

1

38

Выполнение общеразвивающих упражнений с удерживанием мяча. Передача большого мяча в колонне между ног, сверху, сбоку.

1

39

Выполнение общеразвивающих упражнений с удерживанием мяча. Передача большого мяча в колонне между ног, сверху, сбоку.

1

40

Обучение передаче мяча в парах от груди, снизу, сбоку, из-за головы.

1

41

Передача мяча в парах от груди, снизу, сбоку, из-за головы.

1

42

Обучение ведению мяча на месте правой, левой рукой.

1

43

Обучение ведению мяча на месте правой, левой рукой. Высокое, среднее, низкое ведение.

1

44

Ведение мяча на месте, в шаге. Подвижная игра игра «Догони мяч!»

1

45

Обучение подвижной игре «Мяч через сетку».

1

46

Подвижная игре «Мяч через сетку».

1

47

Броски мяча в корзину, стоящую на полу, с увеличением расстояния.

1

48

Броски мяча в «корзину», стоящую на полу. Подвижная игра «Точно в цель».

1

49

Эстафеты с мячами и предметами.

1

50

Эстафеты с мячами и предметами.

1

51

Обучение броскам мяча по движущейся мишени. Подвижная игра «Ловишки с мячом».

1

52

Броски мяча по движущейся мишени. Подвижная игра «Ловишки с мячом».

1

Корригирующая гимнастика – 16 часов.

53

Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки.

Принять правильную осанку у стены, сделать шаг вперед, удержаться в этом положении с напряжением всех мышц на счет до 4-6. Принять правильную осанку у стены, сделать шаг вперед, присесть, вытянув руки вперед, встать, вновь принять правильную осанку с напряжением мышц.

1

54

Упражнения для тренировки дыхательных мышц.

Изменение длительности вдоха и выдоха по инструкции учителя. Руки через стороны вверх – потянуться – вдох, руки вниз - расслабиться – выдох. Повторение и закрепление ранее пройденных упражнений.

1

55

Профилактика плоскостопия. Ходьба по канату, положенному на пол. Сгибание и разгибание стопы. Перекаты стопы с пятки на носок. Движения пальцами стоп. Сводить и разводить пятки. сводить и разводить носки.

1

56

Упражнения для сохранения правильной осанки в разных исходных положениях: стоя у стены, гимнастической стенки. Принять правильную осанку у стены, приподняться на носки, удерживаясь в этом положении 3-4 сек.

Принять правильную осанку у стены, шаг вперед, присесть, встать, вновь принять правильную осанку.

1

57

Упражнения для укрепления диафрагмы.  Наклоны и повороты туловища в сочетаниями с движениями рук. Взмахи ногой вперед, назад. В положении лежа на спине, поочередное поднимание ног. В положении лежа на животе, поднимание головы, прогибание назад с опорой на руки.

1

58

Упражнения на массажерах для укрепления свода стопы. Гимнастика для глаз.

1

59

Упражнения в равновесии на фитболах и физиороллах.

1

60

Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки. Принять правильную осанку, сделать 2 шага вперед, последовательно расслабить мышцы шеи, рук и туловища, принять правильную осанку. Принять правильную осанку, приподняться на носки, удерживаясь в этом положении 5 сек. вернуться в и.п. То же упражнение, но без стены.

1

61

Упражнения для тренировки дыхательных мышц.

1

62

Профилактика плоскостопия. Ходьба по узкой рейке скамьи, гимнастической палке.

1

63

Упражнения в равновесии. Сочетание разных видов ходьбы под счет. Ходьба с высоким подниманием бедра, в полуприседе. Стойка на полу на носках. стойка на носках на гимнастической скамейке.  Упражнения: «Аист», «Ласточка».  

1

64

Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки. Упражнения для укрепления мышц спины: «Кошечка», «Книжка», «Птица».

1

65

Упражнения для тренировки дыхательных мышц . В стойке на четвереньках, прогибание и выгибание спины («кошечка», «скамеечка»). Обучение диафрагмальному дыханию. Упражнения: «Нюхаем цветок», «Греем руки».

1

66

Профилактика плоскостопия. Передвижение стоп при помощи пальцев, скольжение стопой по голени другой ноги. Круговое движение в голеностопном суставе. Упражнения: «Ходьба», «Лошадка».

67

Упражнения в равновесии на фитболах.

68

Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки. Ходьба по гимнастической скамье с грузом на голове, присед, поворот.

Требования к уровню подготовки выпускников 4 класса.

Обучающиеся должны знать:

- правила поведения в физкультурном зале, на спортивной площадке; подготовка спортивной формы к занятиям, переодевание;

- название гимнастических элементов;

- понятие о правильной осанке, ходьбе, беге, метании, прыжках;        

- правила безопасности при занятиях физическими упражнениями;

- правила изучаемых игр;

Обучающиеся должны уметь:

- осуществлять построение и перестроение в шеренгу, колонну;

- лазать по наклонной гимнастической скамейке, гимнастической стенке.

- выполнять бег с преодолением небольших препятствий;

- выполнять прыжки в длину с места;

- метать мяч в цель;

  1. играть в подвижные игры.

Перечень учебно – методического обеспечения образовательного

процесса

  1. Мозговой В.М. «Развитие двигательных способностей учащихся коррекционной школы». М., 2001.

  1. Черник Е.С. «Физическая культура во вспомогательной школе». М., 1997.

  1. Загрядская В.Н. «Обучение и воспитание детей с множественными нарушениями развития». М., 2009.

  1. «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»: прог.-метод. матер./ под ред. И.М. Бгажноковой. – М., 2007.

  1. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». – М.: Просвещение, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности социальной адаптации детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Детей нужно постоянно учить всему, даже улыбаться. Ведь улыбка возникает под воздействием социальных факторов, а не дана нам с рождения. Для «особых» детей нужно создавать ситуации, стимул...

Индивидуальный учебный план для обучающегося с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

Индивидуальный учебный план для обучающегося с  тяжелой и глубокой умственной отсталостью   (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития...

Программа «Музыка и движение» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития 7 класс.

Программа «Музыка и движение» составлена на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной...

Рекомендации родителям по формированию навыка питья из чашки у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми, множественными нарушениями развития.

Рекомендации родителям и педагогам по формированию навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

Рекомендации родителям по формированию навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант программы по формированию навыка одевания носков и обуви.

Рекомендации для родителей и педагогов по формированию навыков самооблуживания у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталосстью (интеллектуальными нарушениями)....

Технологическая карта занятия На тему «Наша Таня громко плачет…» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Цель:  формировать элементарную познавательно-исследовательскую активность детей в процессе экспериментирования.Коррекционно-обучающие:1) Закреплять у детей представления о себе (строении собстве...