Рабочая программа «Математические представления» составлена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 2) для первого дополнительного класса.
проект

Мировалова Светлана Муссалимовна

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskie_predstavleniya.docx59.28 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ


1. Пояснительная записка……………………………………………………………………….2
2. Общая характеристика учебного предмета….………………………………………………3
3. Описание места коррекционного курса……………….…………………………………….3
4. Личностные  и предметные результаты освоения…………………………………………5
5. Содержание курса……………………………………………….………... …………………7
6. Планируемые результаты изучения учебного предмета…………………………………..12

7.Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
обучающихся……………………………………………………………………………………17
8. Описание материально-технического обеспечения……………………………………….21

9. Список литературы………………………………………………………………………….21

                                              1.  Пояснительная записка

Рабочая  программа «Математические представления»  составлена для  обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 2) для первого дополнительного класса.

Программа составлена в соответствии с нормативными документами:

Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;

Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

Приказа Департамента образования и науки Ханты–Мансийского автономного округа – Югры от 05.05.2023 года № 10-П-1114 «Об организации подготовки организаций, осуществляющих образовательную деятельность, к началу нового 2023/2024 учебного года подведомственных Департаменту образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

Адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  МКОУ Кондинская СОШ;

Положения об организации  обучения больных детей на дому в МКОУ Кондинская СОШ;

Методических рекомендаций  по вопросам внедрения ФГОС НОО обучающихся с    ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Письмо Министерства образования и науки РФ  от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ».

Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 года № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

2.Общая характеристика учебного предмета

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.

У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.

3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта математические представления и конструирование обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.

4. Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Физические характеристики персональной идентификации:

- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);

- определяет состояние своего здоровья;

Гендерная идентичность

- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

Возрастная идентификация

- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);

- проявляет уважение к людям старшего возраста.

«Уверенность в себе»

- осознает, что может, а что ему пока не удается;

«Чувства, желания, взгляды»

- понимает эмоциональные состояния других людей;

- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

- проявляет собственные чувства;

«Социальные навыки»

- умеет устанавливать и поддерживать контакты;

- умеет кооперироваться и сотрудничать;

- избегает конфликтных ситуаций;

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;

- использует элементарные формы речевого этикета;

- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;

- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);

Мотивационно – личностный блок

- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)

- стремится помогать окружающим

Биологический уровень

- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)

- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)

Осознает себя в следующих социальных ролях:

- семейно – бытовых;

Развитие мотивов учебной деятельности:

- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;

Ответственность за собственные вещи

- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;

Экологическая ответственность

- не мусорит на улице;

- не ломает деревья;

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

- принимает участие в коллективных делах и играх;

- принимать и оказывать помощь.

Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- организовывать рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по инструкционным картам;

- понимает инструкцию по пиктограммам;

- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги;

- цветной бумаги;

- пластилина.

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемы педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;

- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

3) с заданными качественными параметрами:

- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:

- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;

- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.

5.        Основное содержание учебного предмета

Содержание курса состоит из следующих разделов:

         «Представления о форме»

        «Представления о величине»

          «Пространственные представления»

        - «Временные представления»

        «Количественные представления»

Задачи и направления

-Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине;

- Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;

- Умение различать, сравнивать и прообразовывать множества один- много;- Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежуткам, составлять и прослеживать последовательность событий.

Принципы организации учебного процесса:

- Принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

- Принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;

- Принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;

- Принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;  

- Принцип переноса усвоенных знаний и умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

- Принцип сотрудничества с семьей;

- Принцип психолого-педагогического изучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

- Принцип учета онтогенетических закономерностей формирования психических функций и закономерностей психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

- Принцип учета возрастных границ. Реализация этого принципа предполагает соответствие содержания образовательной программы уровню фактического и возрастного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В случае подготовки подобного рода программ для детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью, сложным дефектом необходимо ориентироваться на фактический возраст ребенка.

- Принцип интегрированного подхода к отбору содержания – предусматривает отбор разделов и тематического содержания из примерных основных общеобразовательных программ, разработанных для определенной категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Акцент следует делать на те разделы, которые, в большей степени ориентированы на коррекцию и компенсацию имеющегося нарушения, а также отвечают особым образовательным потребностям и возможностям детей. Интеграция разделов и тем осуществляется путем установления внутренних взаимосвязей содержательного характера.

- Принцип дозированности осваиваемых дидактических единиц – предполагает продуманную регламентацию объема изучаемого материала по всем разделам программы для более рационального использования времени его освоения и учета реальных возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в его усвоении. Необходимость реализации этого принципа обусловлена своеобразным уровнем развития детей и замедленным темпом усвоения материала. Например, в более увеличенном объеме по сравнению с программами для детей с соответствующими нарушениями может быть представлена тематика занятий по изобразительной деятельности, конструированию, развитию речи и др.

- Принцип соблюдения тематической взаимосвязанности учебного материала.

Реализация данного принципа определяет системный подход в обучении и развитии обучающихся.

- Принцип соблюдения линейности и концентричности. Реализация этого принципа заключается в необходимости расположения тем по каждому разделу в определенной последовательности, учитывающей степень усложнения материала и постепенного увеличения его объема, при этом каждая последующая часть программы является продолжением предыдущей (линейность). При концентрическом построении индивидуальной программы осваиваемый материал повторяется путем возвращения к пройденному вопросу, что дает возможность более прочного его усвоения, расширения и закрепления определенных представлений и понятий.

- Принцип вариативности программного материала. Предусматривается возможность видоизменения содержания разделов, их комбинирования, в отдельных случаях изменения последовательности в изучении.

- Принцип системного подхода к проектированию АООП, СИПР. Этот принцип направлен на реализацию основных содержательных линий развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья: социальное развитие, физическое развитие, познавательное развитие, формирование ведущих видов деятельности и др.

- Принцип комплексного подхода к проектированию АООП, СИПР предполагает предоставление возможности реализации подобного рода программы всеми субъектами коррекционно-педагогического процесса, в частности, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, педагогами-психологами, воспитателями, педагогами-предметниками, родителями, педагогами дополнительного образования и другими специалистами.

- Принцип ориентировки коррекционно-педагогической помощи в рамках проектирования и реализации АООП, СИПР. В отношении детей с ограниченными возможностями здоровья основополагающим становится формирование жизненных навыков, которые проявляются в достижении умения реализовать определенные функции и действия. Жизненные навыки или иначе навыки жизненной компетентности позволяют ребенку с отклонениями в развитии ежедневно выполнять целый ряд функций,         обеспечивающих         его         жизнедеятельность (самообслуживание, передвижение, ориентировка в пространстве, коммуникация и др.). Необходим выбор таких направлений и форм работы с ребенком, которые будут решающими для его социальной адаптации и интеграции в общество.

- Принцип единства диагностики и коррекции. Проектированию программы, как отмечалось выше, предшествует этап комплексного диагностического обследования, на основе которого составляется первичное заключение об уровне развития ребенка, определяются цель и задачи работы с ребенком. В то же время реализация программы требует систематического контроля динамических изменений в развитии ребенка, его поведении, деятельности и в целом в уровне достижений того или иного ребенка. Результаты диагностики позволяют своевременно вносить необходимые коррективы в содержание программы для обеспечения ее оптимальной реализации в коррекционно-педагогической работе с ребенком с ограниченными возможностями здоровья.

- Принцип индивидуально-дифференцированного подхода при проектировании и реализации программы. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода предполагает определение адекватных индивидуальным особенностям и потребностям ребенка с ограниченными возможностями здоровья условий обучения, форм и методов обучения, а также реализацию индивидуального подхода в выборе содержания, методов и приемов, планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы

Методы:

- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

1. Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала).

2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности).

3. Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала);

- Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

Устные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;

- Метод мониторингов;

- Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.        

Направления коррекционной работы:

В рамках курса «Коррекционно-развивающие занятия» также предполагается проведение занятий по математике с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе.

 – налаживание эмоционального контакта с ребенком, на основе которого впоследствии строится взаимодействие педагога с ребенком в процессе совместной деятельности. Без умения ребенка взаимодействовать со взрослым, принимать поставленную задачу и адекватно пользоваться помощью взрослого невозможно обучение. Поэтому для каждого ребенка сначала нужно подобрать подходящий для него набор коммуникативных средств (фраза, слово, звук, жест, карточка), а затем обучать его пользоваться ими;

- постоянно поддерживать собственную активность ребенка, так как развитие социально окружающего мира невозможно без активного и сознательного участия ребенка в процессе;

- одним из показателей активности ребенка является формировать и  поддерживать положительное отношение к заданиям. Если у ребенка быстрая истощаемость, нужно следить за его реакциями, так как иногда такой ребенок не показывает, что он устал, а сразу переходит к деструктивным формам поведения (агрессия, самоагрессия, истерика и т. п.). Лучше устроить дополнительную паузу или закончить занятие пораньше;

- развития мотивации. При неадекватной мотивации ребенок или откажется от деятельности вообще, или его действия будут механическими. Чаще всего такие действия не приводят даже к усвоению ребенком конкретных навыков, тем более не способствуют развитию ребенка. Именно изменением мотивации достигается переход активности из ненаправленной в целенаправленную;

Деление обучающихся на группы

1 подгруппа

Краткая характеристика

Показатели

Физическое развитие

Грубые отклонения в физическом развитии, ребенок не передвигается.

Двигательная сфера

Общая моторика грубо нарушена, ограничено движение рук и ног.

Бытовые навыки

При обслуживании себя полная зависимость от других.

Социальный опыт

Не ориентируются в окружающем.

Способность к общению

В контакт не вступает, взгляд не фиксирует.

Способность к деятельности

Интерес к действиям взрослого не проявляется.

Сформированность высших психических функций

Восприятие

Не сформированы

Память

Не сформированы

Мышление

Не сформированы

Речь

Понимание обращенной речи недоступно.

2 подгруппа

Показатели

Физическое развитие

Грубые отклонения в физическом развитии, способ передвижения – ползание.

Двигательная сфера

Грубое недоразвитие дифференцированных движений пальцев рук.

Бытовые навыки

При обслуживании себя полная зависимость от других.

Социальный опыт

Не ориентируются в окружающем.

Способность к общению

Контакт крайне затруднен из-за непонимания обращенной речи.

Способность к деятельности

Интерес к действиям взрослого активно не проявляется.

Сформированность высших психических функций

Восприятие

Восприятие знакомых предметов возможно при условии максимальной направляющей помощи взрослого.

Память

Опосредованное запоминание недоступно.

Мышление

Опосредованное запоминание недоступно.

Речь

Понимание обращенной речи недоступно.

3 подгруппа

Краткая характеристика

Общая осведомленность и социально – бытовая ориентировка: навыки самообслуживания сформированы частично, необходим контроль за  внешним видом, подбором одежды в соответствии с сезоном. Ориентируются в знакомом пространстве, выполняет простые поручения.

Особенности психофизического развития: нарушена координационная способность (точность движений, ритм), отмечается напряжённость, скованность, слабая регуляция мышечных усилий, тремор. Мышление: доступны обобщения по ситуационной близости, анализ, синтез – со значительной помощью учителя. Восприятие – требуется организация процесса восприятия. Внимание – неустойчивое, небольшой объём, малая произвольность. Память – механическая, малый объём.

Особенности регуляторной и эмоционально – волевой сферы: целенаправленная деятельность развита слабо, интерес к деятельности не устойчивый, предлагаемую программу действий удерживают со стимуляцией, быстрое пресыщение деятельностью, к оценке результатов деятельности ограниченный интерес.

Сформированность учебных навыков: учебные навыки сформированы частично: адекватно используют учебные принадлежности, выполняют инструкции.

Речь: собственная речь представлена аграмматичной фразой, слова с грубо нарушенной слоговой структурой. Наблюдаются полиморфные нарушения звукопроизношения. Активно повторяют за педагогом отдельные слова. В обращенной речи понимают простые инструкции.

6. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по пиктограммам;

- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги; карандаша, мела

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемые педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

Планируемые результаты коррекционной работы:

- Называет (показывает) конструкцию.

- Воспроизводит комбинаций из двух-трех элементов полефункционального мягкого модульного материала или деревянного (пластмассового) строительного набора

- Сопоставляет два объекта по величине большой — маленький мяч, большая — маленькая пирамида).

- Ищет руками среди шариков другие предметы, ориентируясь на их величину (по два предмета одного наименования, но разной величины, например, пластмассовые мишки — большой и маленький, ведерки, лопатки, куклы).

- Конструирует большие и маленькие пирамидки, напольного мягкого модуля «Пирамида». Показывает пространственные отношения руками совместно с учителем или по подражанию: Катай, катай самое большое (маленькое) кольцо и т. п.

- Играет в сухом бассейне: ищет руками среди шариков другие предметы, ориентируясь на их величину.

- играет в игры на величину (совместно с учителем и по подражанию его действиям)

- Использует вербальные и невербальные средства (большой — разводит руки в стороны, ладони, как бы обхватывает большой предмет, демонстрирует объем, маленький — имитирует захват маленького предмета).

- Рассматривает объемную фигуру — кубом. Играет с Монтессори - материалами: «Розовая башня» (3-5 больших куба), с разноцветными кубиками из строительных наборов (раскладывает в ряд, строит домик).

- Играет в игры: «Что катится, что не катится?», «Цветные шарики», «Лоток с шарами и кубиками» и т. п.

- Играет со сборно-разборными игрушками и детским строительным материалом

- Умеет рассматривать вместе с учащимися постройку из строительного материала, которую выполняет учитель, прибегая к помощи учеников (дай куб, дай еще фигуру),

- Наблюдает за действиями со строительным материалом (постройка простых конструкций, сборка дидактической игрушки из деталей).

- Участвует в игре по постройке предложенной учителем элементарному сюжету (матрешка пришла в домик, села на стул, залезла под стол и т. п.).

- Умеет складывать шарики (мелкие игрушки, плоды: орехов, каштанов, шишек) в одну ем-кость и перекладывание их руками и с помощью столовой ложки в другую емкость.

- Умеет играть с мячами и шарами: играет в сухом бассейне с шариками, с мячиком (первый «Дар Фребеля»), катает и бросает мячи среднего размера — пластмассовые, резиновые, тряпичные.

- Умеет ходить по коврику, когда наступает на определенную фигуру, называет ее (если неговорящий, то показывает под ноги на фигуру).

– Катает кольца от дидактического модуля «Пирамида» по комнате с помощью взрослого.

-Умеет переливать воду, пересыпать песок, поливать песок водой; пересы¬пать различные плоды, крупы, определяет вместе с учителем и самостоятельно количество (много, мало, нет — пусто).

-Играет с бусами разной величины, разного цвета в разном сочетании; с набором мягких модулей; с дидактическим панно; с пузырьковой колонной с подсветкой.

- Складывает на место сборно-разборные игрушки, настольный и напольный конструктор.

- Перемещается в пространстве класса (держась за руки, за веревочку, за обруч и т. п.).

-Переносит с одного места на другое разных предметов.

-Поднимает руки, вытягивает их вперед, поднимает одну руку (по подражанию, по образцу).

- Перемещается в классе с предметами по заданию (по образцу и по словесной инструкции): принеси мишку, посади его на стул и т. п.

При планировании предполагаемых результатов (личностных, предметных, базовых учебных действий) предполагается использовать следующие формулировки:

- создавать предпосылки;

- будет иметь возможность;

- создать условия для формирования (чего либо);

- с помощью педагога выполняет действия;

- предоставить возможность;

- сформировать представление (о чем-либо);

- создать условия для формирования представления (о чем-либо).

Наименование разделов, тем программ

Кол-во часов по разделу

1 модуль

1.

«Формирование представлений о форме»

«Круг»

«Квадрат»

                2  

2.

«Маленькие и большие квадраты»

                2

3.

«Предметы похожие на круг, квадрат»

                2

4.

«Раскрашивание круга, квадрата»

                2

5.

«Обведение круга, квадрата по контуру»

                2

6.

«Штриховка круга, квадрата»

                2

Всего 12 часов

2 модуль

7.

«Формирование представлений о величине»

«Большой-маленький

«Длинный - короткий»

                2

8.

«Большие и маленькие игрушки»

                2

9.

«Я большая, а ты маленький»

«Штриховка предметов различной величины длинная лента, короткая лента».

                2

10.

«Я большая, а ты маленький»

«Штриховка предметов различной величины длинная лента, короткая лента».

                2

11.

«Постройка башни»

«Длинный мост, короткий мостик»

«Выделение «короткий - длинный» предметов в различных игровых ситуациях, в конструктивной деятельности».

                3

Всего 11 часов

3 модуль

12.

«Формирование пространственных представлений»

«Вверху-середина-внизу»

               2

13.

«Разложи игрушки по полкам»

               2

14.

«Разложи одежду по полкам»

                2

15.

«Ориентация на листе бумаги»

«Вверх-середина»

«Середина – низ»

                3

16.

«Ориентация в классе»

«Середина класса»

                3

Всего 12 часов

4 модуль

17.

Формирование временных представлений «День-вечер-ночь»

               3

18.

«Части суток»

«День-вечер-ночь»

               2

19.

«Части суток»

«День-вечер-ночь»

               2

20.

«Ночной режим»

               2

21.

Закрепление по теме:

«Покажи, что ты делал днем, вечером»

«Покажи, что ты делал ночью»

               3

Всего 12 часов

5  модуль

22.

«Формирование количественных представлений»

«Знакомство с понятием «один» и «много»

«Знакомство с цифрой 1»

               2

23.

«Один-много»

«Цифра 1»

               2

24.

«Много»

«Выполнение различных действий: один — много хлопков».

               2

25.

«Мои игрушки»

               2

26.

« В гостях  у Лесовичка»

Посчитай сколько шишек, найди цифру 1»

               2

Всего 10 часов

6 модуль

27.

«Формирование пространственных представлений»

«Поровну-больше»

               2

28.

«Разложи игрушки»

               2

29.

«Пространственные понятия: поровну - больше, к, от.»

            2

30.

«Игровые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела».

            2

30.

«Игровые упражнения на перемещение в пространстве»

            2

31.

Закрепление тем:

«Короткий длинный»

«вверху - середина-внизу»

«поровну-больше»

            2

Всего12 часов

Всего за год 68 часов

7.  Тематическое планирование по предмету «Математические представления»

1 доп. класс (66 часов в год/2 часа в неделю) (обучение на дому)

Тема

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Дата

Формирование представлений о форме

1-2

Круг

Квадрат

        2

Формировать представление о круге, соотносить и дифференцировать круг, квадрат.

4.09.23г.

5.09.23г.

3-4

Маленькие и большие квадраты

        2

Дифференцировать, раскладывать маленькие квадраты в маленькую коробку, большие квадраты в большую коробку.

11.09.23г.

12.09.23г.

5-6

Предметы похожие на круг, квадрат

       2

Находить в окружающей обстановке мяч, прокатывать мяч по столу.

Уметь находить в окружающей обстановке кубик.

Находить разницу между предметами.

18.09.23г.

19.09.23г.

7-8

Раскрашивание  круга, квадрата.

       2

Уметь правильно держать карандаш, раскрашивать не выходя за контур. Рассматривать объемную фигуру - куб.

25.09.23г.

26.09.23г.

9-10

Обведение квадрата по контуру

        2

Захватывать и удерживать карандаш, производить черкательные действия.

2.10.23г.

3.10.23г.

11-12

Штриховка квадрата

        2

9.10.23г.

10.10.23г.

Формирование представлений о величине

13-14

Большой-маленький, длинный-короткий

        2

Выделять большие и маленькие круги с помощью метода наложения, выделять и группировать предметы по величине длинный-короткий.

16.10.23г.

17.10.23г.

15-16

Большие и маленькие игрушки. Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине длинный короткий, используя приёмы наложения и приложения.

       2

Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине длинный-короткий, используя приёмы наложения и приложения.

23.10.23г.

24.10.23г.

17-18

Я большая, а ты маленький. Штриховка предметов различной величины длинная лента, короткая лента.

         2

Штриховка предметов различной величины длинная лента, короткая лента.

13.11.23г.

14.11.23г.

19-20

Подбери одежду для большой куклы, для маленькой куклы.

         2

Соотносить одежду с ростом. Одевает на куклу: кофту, штаны.

20.11.23г.

21.11.23г.

21-22

Постройка башни. Выделение «больших-маленьких» предметов в различных игровых ситуациях, в конструктивной деятельности. Длинный мост, короткий мостик.

         2

Выделение «короткий»-«длинный» предметов в различных игровых ситуациях, в конструктивной деятельности.

27.11.23г.

28.11.23г.

Формирование пространственных представлений

23-24

Вверху-середина - внизу

         2

Соотносить одежду с ростом. Одевать на куклу кофту, штаны.

4.12.23г.

5.12.23г.

25-26

Разложи игрушки по полкам

         2

Переносить игрушки разные по размеру с одного места на другое (Лиза возьми самый большой мяч, принеси его ко мне и т.д.) Показывать руками какой мяч? большой

11.12.23г.

12.12.23г.

27-28

Разложи одежду по полкам

        2

Находить свои личные вещи

18.12.23г.

19.12.23г.

29-31

Ориентация на листе бумаги

        3

25.12.23г.

26.12.23г.

8.01.24г.

32-34

Ориентация в классе

        3

Сформировать навыки ориентации на листе бумаги. Выполнять последовательно организованные движения.

9.01.24г.

15.01.24.г.

16.01.24г.

35-36

Поровну - больше

        2

22.01.24г.

23.01.24г.

37-38

Разложи игрушки

        2

29.01.24г.

30.01.24г.

39-40

Пространственные понятия: поровну-больше, к, от

        2

5.02.24г.

6.02.24г.

41-42

Игровые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела

        2

19.02.24г.

20.02.24г.

43-44

Игровые упражнения на перемещение в пространстве предметов поровну – больше.

       2

26.02.24г.

27.02.24г.

45-46

Закрепление тем: «Короткий длинный», «вверху-середина-внизу», «поровну-больше»

       2

4.03.24г.

5.03.24г.

Формирование временных представлений

47-48

День-вечер-ночь

       2

Формировать знания о частях суток, об их характерных особенностях

11.03.24г.

12.03.24г.

49-50

Части суток

День-вечер-ночь

       2

Закрывать и открывать глаза по требованию учителя (Лиза спит. Лиза проснулась). Показывать как на себе глазки, так и на дидактической кукле.

18.03.24г.

19.03.24г.

51-52

Режим дня

       2

Последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога.

1.04.24г.

2.04.24г.

53

Ночной режим

       1

Закрывать и открывать глаза по требованию учителя (Лиза спит. Лиза проснулась.)

Ночь придёт, закрой же глазки. Ты уже почти не спишь. Ночь всегда приносит сказки.

8.04.24г.

54-55

Закрепление по теме: Покажи, что ты делал днём, вечером. Покажи, что ты делал ночью.

        2

Находить картинки по частям суток (маша гуляла на улице. Каталась на карусели. Обедала. Когда это было?-днём. Показывает картинку, где Маша гуляет и т.д.

Играет с бусами разной величины.

9.04.24г.

15.04.24г.

Формирование количественных представлений

56-57

Один и «много» «Знакомство с цифрой 1»

        2

Вынимает из коробки один предмет, ставит его на стол. Соотносит предмет с показом одного пальчика. Играет с бусами разной величины.

16.04.24г.

22.04.24г.

58-59

Один – много. Цифра 1

        2

Показывает на пальцах (один апельсин), много нас (жест руками)

Набрасывать кольца на стержень игрового модуля.

23.04.24г.

29.04. 24г.

60-61

Много. Выполнение различных действий: один-много хлопков.

        2

Показывает жестом (разводит руки широко в стороны-много)

30.04.24г.

6.05.24г.

62-63

Мои игрушки.

Цифра 1.

        2

Определять один и много предметов на основе предметно-практических действий. Переносить с одного места стола на другое бытовые предметы.

7.05.24г.

13.05.24г.

64-66

В гостях у Лесовичка. Посчитай сколько шишек, найди цифру 1.

       3

Выбирать предметы из множеств. Играть с предметами и объектами контрастного размера:большая шишка- маленькая шишка, полный стакан-пустой стакан(банка, миска и др.).

14.05.24г.

20.05.24г.

21.05.24г.

8. Описание материально технического обеспечения

  - различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);

- наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.);

- пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей);

- пазлы вкладыши;

-мозаики;

- сухой бассейн;

- игрушки разных размеров;

- шнуровки;

- пирамидки разные по величине, высоте;

- пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий;

- карточки с изображением картинок (по формированию пространственных представлений) ;

- цветные карандаши;

- листы бумаги;

-рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, наклеивания и другой материал;

- презентации по темам;

- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.

9.  Список используемой литературы

1. Аббасов, М. Г. Особенности восприятия, представления и понимания

времени учащимися вспомогательной школы [Текст] / М. Г. Аббасов

// Дефектология. — 1983. — №2. — с. 131-153.

2. Алышева, Т. В. Математика: 2 класс : учебник для специальных

образовательных учреждений 8 вида. , В 2 ч. Ч. 1, 2/ Т. В Алышева. -

М.: Просвещение, 2016. - с. 128

3. Алышева Т.В. Математика. 1 класс. Рабочая тетрадь в 2-х частях.

4. Алышева Т.В. Методические рекомендации. Математика. 1-4 кл. специальных учреждений 8 вида.

 5.Ахметгалиева, А.А. Развитие математической памяти у младшего

школьника. [Текст] / А.А. Ахметгалиева // Начальная школа. – 2005. –

№ 6. - С. 68-73.

6. Бантова, М.А. Методика начального обучения математике. [Текст] /

7.М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. – М. : Просвещение, 1984. - 335 с.

8. Белошистая, А. В. Методика обучения математике в начальной школе :

курс лекций [Текст] / А. В. Белошистая. – Москва : ВЛАДОС, 2007. –

455 с.

9. Боданский, Ф.Г. Развитие математического мышления у младших

школьников [Текст] / Ф.Г. Боданский // Развитие психики школьников

в процессе учебной деятельности : сб. науч. трудов. – М., 1983. – С.

115-125.

10.Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.

[Текст] - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1973. – с. 346

11.Инклюзивное образование: проблемы совершенствования

образовательной политики и системы: материалы международной

конфр. 19-20 июня 2008г. – СПб.: Из-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2008.-

215с.

12.Каирова Л.А. Коррекционно-развивающие технологии в обучении

математике: учебное пособие [Текст] – Барнаул: АлтГПУ, 2016. – 91с.

13.Калинина, Г.П. Развитие математической речи в начальных классах.

[Текст] / Г.П. Калинина, В.П. Ручкина // Специальное образование –

2016. – № 1(41). – С. 62-74.

14.Колесникова Е.В. Диагностика математических способностей [Текст] /

Е. В. Колесникова. - М.: Сфера, 2017. – 32 с.

15.Кузьмина-Сыромятникова Н.В. Методика арифметики во

вспомогательной школе. [Текст] Изд. 2-е, - М., 1949.

16.Нигматов З. Г. , Инклюзивное образование: история, теория,

технология [Текст]/ З. Г. Нигматов, Д.З. Ахметова , Т. А. Челнокова -

Казань: Познание, 2014. - 220 с.

17.Нудельман М.М. Методы исследования воображения аномальных

детей М.М. Нудельман [Текст] / MГПИ им. В.И.Ленина, 1978. 64 с.

18.Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной

(коррекционной) школе VIII вида. [Текст] – М.: Гуманит. изд. центр

ВЛАДОС, 2001.-481с.

19.Староверов М.С. Инклюзивное образование : Настольная книга

педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие [Текст] /

М.С. Староверов - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,

2011 – 168 с.

20.Шадрина, И.В. Обучение математике в начальных классах [Текст] :

пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. / И.В. Шадрина.

– М. : Школьная Пресса, 2003. – 152 с.

18.Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов специальных

(коррекционных) образовательных. Учреждений VIII вида: пособие для

учителя [Текст] / В.В. Эк. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2005.

- 221 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» Предметная область «Математика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 б класс 3 б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Математические представления» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся...

Рабочая программа по учебному предмету «Человек» предметная область «Окружающий мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 б класс/ 3 б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Человек» для детей с  тяжелой, умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся по адаптированной осн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1) 6-9 КЛАССОВ

Рабочая программа  по биологии 7-9 класс для детей с интеллектуальными нарушениями.Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отст...

Программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). 1-4 классы

Программа по коррекционному курсу«Предметно-практические действия»для  обучающихся   с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). 1-...

Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся по АООП с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 1 «Б» класса 2022- 2023 учебный год

Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся по АООП с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 1 «Б»  класса 2022- 2023 учебный год...

Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся по АООП с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 6 «А» класса 2022- 2023 учебный год

Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся по АООП с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 6 «А»  класса 2022- 2023 учебный год...

Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся по АООП с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 8 «А» класса 2022- 2023 учебный год

Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся по АООП с легкой умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)  (вариант 1) 8 «А»  класса 2022- 2023 учебный г...