Технологическая карта урока адаптивной физической культуры для обучающихся 5 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
материал по физкультуре (5 класс)

Сегина Нина Петровна

 В ходе введения ФГОС каждый учитель сталкивается с важностью и необходимостью достижения обучающимися  планируемых образовательных результатов, сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.

          Это порождает ряд требований не только к содержанию, но и к форме организации образовательного процесса. Для педагога становится актуальным в первую очередь умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения. Эта необходимость определяет структуру технологической карты урока, которая призвана зафиксировать не только виды деятельности учителя и учащихся на уроке, но и виды предполагаемых образовательных результатов.

          Наиболее удачной формой для технологической карты урока является таблица. Исходя из особенностей системно - деятельностного подхода определяются вертикальные столбцы карты: деятельность учителя и деятельность учащегося. Количество горизонтальных столбцов зависит от типа урока, т.к. тип урока определяет количество этапов, необходимых для его реализации.

         ФГОС вводит новое понимание образовательных результатов — в виде формируемых способов деятельности. Поэтому графа «Деятельность учащихся» структурируется соответственно видам деятельности, каждая их которых также делится на осуществляемые действия и формируемые способы деятельности.

          Базовой образовательной технологией, которая реализует требования ФГОС, является формирование универсальных учебных действий. Именно их виды, в совокупности представляющие группу метапредметных результатов, определяют содержание видов деятельности в технокарте.

        Достоинством подобных технологических карт является то, что карта дает возможность четко выделить формируемые у обучающихся способы деятельности в строгом соответствии с видами осуществляемой на уроке деятельности. Кроме этого, она достаточно универсальна и может использоваться для проектирования уроков в разных дидактических системах, которые реализуют деятельностный подход.

           Технологическая карта урока – это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся, и отличается от традиционного конспекта только формой.

          Технологическая карта урока позволяет экономить время учителя на написание конспекта и больше времени уделять творческой составляющей педагогического труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx47.52 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение   Свердловской  области        «Кировградская школа-интернат», реализующая адаптированные     основные общеобразовательные  программы»

                             

Технологическая карта урока

адаптивной физической культуры

для обучающихся 5 класса с умеренной и

тяжелой умственной отсталостью

        

        

                                                                            Разработчик:

                                                                                           Сегина Нина Петровна

                                                                                           учитель-дефектолог высшей                                                            

                                                                                           квалификационной категории

                                                          2019

        

 Содержание

I. Пояснительная записка…………………………………………………………3

1.1. Актуальность…………………………………………………………………3

1.2. Нормативно-правовые документы………………………………………….4

1.3.Характеристика обучающихся с умеренной  умственной отсталостью…. 5

1.4.Возрастные особенности детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью……………………………………………5

1.5.Методы коррекции двигательных навыков………………………………...7

1.6.Использование технологий, направленных на сохранение здоровья  обучающихся на уроке по адаптивной физической культуре………………..12

II. Технологическая карта урока адаптивной физической культуры  для обучающихся 3класса с умеренной умственной отсталостью……………….16        

Литература……………………………………………………………………….19

Приложение

I. Пояснительная записка.

1.1.Актуальность разработки технологической карты урока

          Методологическая основа новых стандартов — системно-деятельностный подход, нацеленный на развитие личности. Учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить учащемуся общекультурное, личностное, познавательное развитие, и, главное, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

          В ходе введения ФГОС каждый учитель сталкивается с важностью и необходимостью достижения обучающимися  планируемых образовательных результатов, сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.

          Это порождает ряд требований не только к содержанию, но и к форме организации образовательного процесса. Для педагога становится актуальным в первую очередь умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения. Эта необходимость определяет структуру технологической карты урока, которая призвана зафиксировать не только виды деятельности учителя и учащихся на уроке, но и виды предполагаемых образовательных результатов.

          Наиболее удачной формой для технологической карты урока является таблица. Исходя из особенностей системно - деятельностного подхода определяются вертикальные столбцы карты: деятельность учителя и деятельность учащегося. Количество горизонтальных столбцов зависит от типа урока, т.к. тип урока определяет количество этапов, необходимых для его реализации.

         ФГОС вводит новое понимание образовательных результатов — в виде формируемых способов деятельности. Поэтому графа «Деятельность учащихся» структурируется соответственно видам деятельности, каждая их которых также делится на осуществляемые действия и формируемые способы деятельности.

          Базовой образовательной технологией, которая реализует требования ФГОС, является формирование универсальных учебных действий. Именно их виды, в совокупности представляющие группу метапредметных результатов, определяют содержание видов деятельности в технокарте.

        Достоинством подобных технологических карт является то, что карта дает возможность четко выделить формируемые у обучающихся способы деятельности в строгом соответствии с видами осуществляемой на уроке деятельности. Кроме этого, она достаточно универсальна и может использоваться для проектирования уроков в разных дидактических системах, которые реализуют деятельностный подход.

           Технологическая карта урока – это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся, и отличается от традиционного конспекта только формой.

          Технологическая карта урока позволяет экономить время учителя на написание конспекта и больше времени уделять творческой составляющей педагогического труда.

1.2.  Нормативно-правовое обеспечение

1.Федеральный  Закон от  29.12.2012г.  №273 «Об  образовании  в РФ»

 2.ФГОС  образования  обучающихся  с  умственной  отсталостью (интеллектуальными  нарушениями)  утв. приказом  Министерства  образования  и  науки  РФ  от  19.12.2014г. № 1599

3.Адаптированная  основная  общеобразовательная  программа  обучающихся  с  умственной  отсталостью (интеллектуальными  нарушениями ) ГКОУ  СО  «Кировградская  школа – интернат», реализуемая  с  01.09.2016 г.

4.Баряева Л.Б., Бгажнокова И.М., Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта (Программы, методические рекомендации).- Псков: 2012г.

5. Методические  рекомендации  к  организации  занятий, отнесенными  к  специальной  медицинской  группе/ Сборник приказов учащимися и инструкций МП  от 15.06.1987г.№21

6. Новоселова Н.А., Шлыкова А.А. Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (подготовительный, 1-10классы ). Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2004.

 7. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" ( постановление от 10 июля 2015 г. n 26)

1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

        Категория детей с выраженными интеллектуальными нарушениями представляет собой разнородную группу, основными общими чертами которой является тяжелый психофизический дефект и в большинстве случаев выраженные органические нарушения.

        Глубокая умственная отсталость диагностируется рано, до года или в первые годы жизни ребенка, что объясняется выраженной тяжестью поражения, однако степень дефекта, его структуры, а также темп и характер дальнейшего развития у каждого ребенка могут иметь значительные индивидуальные особенности.

        Общими чертами для всех детей помимо их позднего развития и значительного снижения интеллекта является также грубые нарушения всех сторон психики: моторики, сенсорики, внимания, памяти, речи, мышления, высших эмоций.

        Грубое недоразвитие двигательной сферы детей с умеренной умственной отсталостью выражается в нарушениях и слабости статистических и локомотивных функций, координации, точности и темпа произвольных движений. Движения детей замедленны, неуклюжи, они плохо бегают, не умеют прыгать. По литературным данным при глубокой умственной отсталости моторная недостаточность отмечается в 90-100% случаев. Дети младшего возраста затрудняются принять нужную позу, не могут выдержать ее свыше 1-2 секунд. Только с 13-14 лет они сохраняют заданную позу в течение 4-7 секунд, при этом качаются, сходя с места, у них наблюдается общая напряженность.

        Особенно затруднены у глубоко умственно отсталых детей тонкие дифференцированные движения рук и пальцев: дети с трудом научаются шнуровать ботинки и завязывать шнурки, застегивать пуговицы, они часто не соизмеряют усилий при действиях с предметами: либо их роняют, либо слишком сжимают, дергают.

 1.4.Возрастные особенности детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью

          Наши воспитанники поступают на обучение в возрасте 6-7 лет, в младшем школьном возрасте. Для этого возраста характерны особенности развития: 1) кризис 7лет; 2) переход из мотивационно-потребностной сферы деятельности операционально-техническую; 3) преобразование ведущей деятельности и игровой в учебную; 4) появляются новообразования: формируются зачатки самосознания; формируются произвольное поведении и соподчинение мотивов; возникает потребность в общественно-значимом и общественно-одобряемом поведении; формируется рефлексия и внутренний план действий.

           В ГКОУ СО «Кировградская школа – интернат»  обучаются дети с умственной отсталостью, развитие которых заметно отличается от возрастных норм. В настоящее время используется гуманная терминология развития: "отклоняющее развитие", "общее психическое недоразвитие", "интеллектуальная недостаточность".

          В данной работе приведена терминология, которая используется в специальной литературе и определяет умственную отсталость как нарушение общего психического и интеллектуального развития, которое обусловлено недостаточностью центральной нервной системы и имеет стойкий, необратимый характер.

          Психология развития представлена многочисленными теориями нормативного и отклоняющегося развития (А. Валлон, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, З.Фрейд, А. Фрейд, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.).

          Определение для аномальных детей и подростков дал Л. Пожар: это дети или подростки с трудностями социального функционирования, вытекающими из дефицитарности или недостатка органа, его функции и процесса со специфическими особенностями и характерными трудностями в познании окружающего мира и в общении с людьми, а также со специфическими особенностями формирования их личности [21, стр. 24].

          Термин "олигофрения" (от греческого "малоумный") был предложен немецким психиатром Э. Крепелиным для обозначения группы разнородных аномалий развития, главной особенностью которых является тотальное психическое недоразвитие. По глубине дефекта умственная отсталость у детей при олигофрении традиционно подразделяется на три степени: идиотия, имбецильность и дебильность. Участились случаи умственной отсталости детей из-за неблагополучной экологической и социальной среды развития: алкоголизма или наркомании родителей, особенно матери, социальной запущенности ребенка в неблагополучных семьях.

         Ведущим признаком при олигофрении всех форм и степеней является общее психическое недоразвитие и недоразвитие познавательной деятельности, особенно мышления. В настоящее время термин "олигофрения" исключен из Международной классификации болезней. Предпочтение отдается термину "общее психическое недоразвитие".

           Сегодня мы знаем, что специальные методы и вера в возможности ребенка позволяют сгладить умственное отставание или хотя бы дает возможность умственно отсталым детям стать более или менее самостоятельными.

           Вопрос о возможности развития олигофренов является весьма важным для практики их воспитания, обучения, трудового обучения и подготовки к социальной реабилитации.

          Специалисты утверждают, что дети-олигофрены способны к развитию, у них могут возникать качественно новые, более сложные психологические образования. Вместе с тем не снимается со счета и тот факт, что развитие умственно отсталого ребенка осуществляется на аномальной основе, что обуславливает его замедленность, своеобразные черты и существенные отклонения от нормального развития.

          Таким образом, особенностями высшей нервной деятельности детей с умственной отсталостью являются слабость замыкательной функции коры головного мозга, слабость процессов активного внутреннего торможения, нарушение взаимосвязи первой и второй сигнальной систем.

          Для их психического развития характерны несформированность высших форм познавательной деятельности (анализа, синтеза, обобщения, абстракции), конкретность и поверхностность мышления, замедленное развитие речи и незрелость эмоционально-волевой сферы.

           Мыслительные процессы инертные и тугоподвижные. Нет легкости перехода от одной логической связи к другой, дети с УО подолгу застревают на одном образе действий. Доступны связи между явлениями, основанные на наглядном опыте, но возникают большие трудности в понимании отвлеченных зависимостей и последовательности событий без опоры на непосредственное восприятие.

          Наиболее дефектными являются высшие формы мышления, абстрактное мышление, отвлеченное мышление. Наименее дефектна форма деятельности, в основе которой лежит установление конкретных связей.                    Умственно отсталый ребенок по внешним признакам может установить различия, но с большим трудом определяет сходство предметов и явлений, поэтому не может оперировать родовыми и видовыми понятиями, не понимает переносный смысл пословиц и метафор. Слабость отвлеченного мышления оказывает влияние на все познавательные акты умственно отсталого ребенка: восприятие, представление и память. Внимание неустойчивое, рассеянное.

           Восприятие отличается узостью, недифференцированностью, слабостью анализа и обобщений воспринятых впечатлений. Обобщенное узнавание доступнее, чем специфическое узнавание (узнавание в объекте обобщенных черт), но зачастую дети с УО предметы разного рода относят к одному и тому же роду. Различение вида крайне затруднено.

           Новый материал усваивается с трудом и после многочисленных повторений. Отмечаются слабость познавательной ориентировочной деятельности и недостаточная познавательная активность. Если для детей с нормальным развитием естественно велика потребность в новых впечатлениях, которая становится познавательной потребностью, а в дальнейшем побудительной силой всего психического развития, то у детей с умственной отсталостью потребность в новых впечатлениях, а затем и познавательная потребность значительно ослаблены [9, стр. 69-73].

           Поскольку для умственно отсталых младших школьников характерно глубокое своеобразие психического развития - аномальное и качественно иное, резко отличающееся от возрастных норм, - то в обучении таких детей необходимо использовать развивающие корректирующие технологии, учитывающих специфику их развития, использовать специальные приемы, элементы игровой деятельности и частое повторение учебного материала.

1.5.Методы коррекции двигательных навыков

             Метод отражает способ взаимодействия педагога и ученика, где полем деятельности являются знания, развитие двигательных, психофизических, личностных способностей ученика, его эмоции, воля, поведение, при этом сам он выступает одновременно объектом и субъектом педагогической деятельности.

            Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью при всем многообразии подходов, обусловленных своеобразием их физической и психической сферы, имеет ряд общих методов, совокупность которых характеризует любой вид физкультурной деятельности. К ним относятся:

- методы формирования знаний;

- методы обучения двигательным действиям;

- методы развития физических способностей;

- методы воспитания личности;

- методы организации взаимодействия педагога и занимающихся;

- методы регулирования психического состояния детей.

            В основе их лежат закономерности обучения, возрастного развития, дидактические и специально-методические принципы, коррекционная направленность педагогического процесса.

Методы формирования знаний

            Формирование двигательных действий содержит две стороны: смысловую и процессуальную (двигательную).

           Смысловая сторона требует мышления, памяти, воображения и регулируется сознанием. Это наиболее сложная задача для детей с умственной отсталостью, так как нарушение познавательной деятельности и психических процессов, связанных с нею, и составляет основной дефект.           Освоение любых движений возможно лишь в том случае, если ребенок ощущает свое тело, понимая назначение и возможности его частей, так как от этого понимания зависит формирование пространственного восприятия, дифференцировка движений и т.п.

           Дети с умственной отсталостью нередко с трудом осваивают представления о схеме собственного тела и, следовательно, об основных направлениях движения и пространственной ориентации.

Формирование этих представлений должно осуществляться в следующих направлениях.

1) Закрепление знаний о строении тела и его частях:

•голова – лицо, затылок, лоб, подбородок, шея;

•туловище – спина, грудь, живот, бок;

•руки – плечо, локоть, кисть, пальцы;

•ноги – бедро, колено, стопа, пятка, носок, пальцы.

2) Знания о пространственной ориентации в спортивном зале, на стадионе, дома: вход, стены, потолок, углы, дорожка, середина, центр, стартовая линия и др.

3) Названия спортивного инвентаря и оборудования: мячи, кегли, обручи, канат, гимнастическая скамейка, скакалка, гимнастическая стенка, перекладина, маты и др.

4) Знания об исходных положениях: стоя (основная стойка, ноги на

ширине плеч), лежа (на спине, на животе, на боку), сидя (на полу, на скамейке), положениях рук, туловища и ног относительно собственного тела.

5) Знания понятий, обозначающих элементарные виды движений и умение выполнять их по словесной инструкции: поднять(ся) – опуститься); согнуть(ся) – разогнуть(ся); наклонить(ся) – выпрямить(ся); повернуть(ся), сесть (сидеть), встать (стоять), идти, бежать, перелезать, ползать, бросать (бросить, подбросить, перебросить, катить), поднять, ловить, поймать.

6) Знание пространственных ориентиров:

•направление движений тела и его частей: вперед-назад, вправо-влево, вниз-вверх;

•построения: в колонну, шеренгу, в круг, в пары;

•представления о движениях, означающих месторасположение (с предлогами перед, за, через, с, на, между, около, под): встать перед гимнастической скамейкой, построиться за гимнастической скамейкой, перепрыгнуть через гимнастическую скамейку, встать на гимнастическую скамейку, спрыгнуть с гимнастической скамейки, проползти под гимнастической скамейкой.

7) Знание подвижных игр: названия, правил, понимания сюжета и ролевых функций, последовательности действий, считалок, речитативов, если они есть в игре.

8) Знания о гигиенических требованиях к спортивной форме, одежде, обуви для занятий в зале, на открытых площадках, в бассейне, лыжных прогулках.

         В работе с умственно отсталыми детьми для формирования знаний используются методы слова, наглядной информации и методы практических упражнений.

Метод слова включает:

- объяснение, описание, указание, суждение, уточнение, замечание, устное оценивание, обсуждение, совет, просьбу, беседу, диалог и т.п.

- сопряженную речь – проговаривание хором;

- невербальную информацию в виде мимики, пластики, жестов, условных знаков;

- зрительно-наглядную информацию – иллюстрации схемы тела человека, гигиенические плакаты, видеофильмы и т.п.

            Практика показывает, что использование словесных методов в процессе физического воспитания умственно отсталых школьников оставляет слабые следы. Необходимо их сочетание с практической деятельностью.

          Формирование знаний и обучение движениям происходит быстрее, если информация поступает одновременно с рецепторов зрительного, слухового, двигательного анализаторов.

         Двигательный образ становится ярче и быстрее запоминается (Самыличев А.С., Гуро-Фролов Р.Н., 1991; Стребелева Е.А., 1991). Поэтому методы и приемы должны активизировать все функции, участвующие в двигательной деятельности:

• одновременное сочетание показа физических упражнений, словесного объяснения и выполнения;

• рисование фигуры или использование плакатов человека для понимания структуры тела, функций суставов и основных мышечных групп;

• рассказ-описание двигательного действия по картинке с последующей демонстрацией и выполнением его;

• письменное описание одного упражнения с последующим разбором и выполнением (домашнее задание);

• по мере освоения выполнение упражнения только по словесной инструкции, только по показу.

          Определенные требования предъявляются к непосредственному показу упражнений, он должен быть четким, грамотным и методически правильно организованным:

- упражнения, выполняемые во фронтальной плоскости, необходимо показывать, встав лицом к учащимся;

- упражнения, выполняемые в сагиттальной плоскости, необходимо демонстрировать, стоя боком;

- упражнения, выполняемые и во фронтальной, и в сагиттальной плоскости, целесообразно показывать дважды, стоя лицом, боком или полубоком;

- зеркальный показ необходим в тех случаях, когда упражнение содержит асимметричные движения;

- упражнения, выполняемые сидя или лежа, лучше показывать на возвышении, максимально концентрируя на себе внимание.

           Таким образом, методы слова и наглядности, сопровождающие движение, позволяют умственно отсталым детям оперировать образным материалом воспринимаемых объектов, воссоздавать достаточно большой объем представлений, закреплять полученные знания.

           Формирование наглядно-действенного и наглядно-образного мышления у данной категории детей составляет основу обучения двигательным действиям.

Методы воспитания личности

           Основными факторами воспитания умственно отсталого ребенка являются воспитывающая среда, воспитывающая деятельность и осмысление ребенком себя в реальной жизни. Эти факторы неотвратимо связаны между собой в каждом акте жизни ребенка.

          Воспитывающая среда означает организацию жизнедеятельности во взаимосвязи с окружающим миром. Умственно отсталые дети, воспитывающиеся в замкнутом пространстве коррекционных учреждений, детских домов, психоневрологических диспансеров или в домашних условиях, имеют узкую однородную среду обитания и общения, скудные представления об окружающем мире, бедный поведенческий опыт.       Естественно, эти факторы ограничивают воспитание личности.        Воспитывающая деятельность означает вовлечение ребенка в различные виды деятельности, поскольку деятельностью утверждается активное отношение к реальности.

          Любая конкретная деятельность инициируется потребностями, мотивами, интересом, ценностными ориентациями, которые у детей с нарушением интеллекта слабо выражены и с трудом формируются.

         Осмысление, самоощущение себя в реальной жизни также имеет осложнение, так как дети имеют меньшую мобильность, ограниченные возможности коммуникации и социальных отношений. Формирование собственной самооценки, выбор ценностных ориентации для умственно отсталого ребенка – одна из нерешенных социальных проблем.

          В этой ситуации адаптивная физическая культура выступает таким социокультурным феноменом, в котором сочетаются все три фактора воспитания. Физкультурная деятельность содержит и воспитывающую среду, и воспитывающую деятельность, и возможности личностного развития и самореализации. Она решает ряд важных для личности ребенка задач:

• воспитание адекватной оценки собственных физических и психических возможностей, преодоление комплексов неуверенности, неполноценности;

• воспитание осознанного и активного отношения к телесному здоровью, систематическим занятиям физическими упражнениями;

• формирование положительной мотивации, интереса к физкультурной деятельности;

• воспитание гуманного отношения к себе и окружающим, формирование межличностных отношений и коммуникативного поведения;

• воспитание ответственности, инициативы, настойчивости в преодолении трудностей;

• воспитание дисциплины, умение управлять своими эмоциями, подчиняясь общим правилам и нормам социального поведения,

• формирование навыков самовоспитания: самоорганизации, самодисциплины, самооценки, самоконтроля и др.

            Решаются эти задачи методами приучения, убеждения (диалог, совет, мнение, рекомендация, требование, суждение), личного примера педагога, специальных тренингов, позитивных видов оценивания деятельности (одобрение, похвала, благодарность и т. п.), общения в коллективе, создания благоприятного психологического климата.

1.6.Использование здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья  обучающихся  с тяжелыми множественными нарушениями развития на уроке по адаптивной физической культуры

В современном образовательном процессе все более актуальной становится проблема сохранения и укрепления    физического    и    психического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия. Не секрет, что особенно важен вопрос использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР). У обучающихся данной группы нарушены большинство жизненно необходимых функций организма. Именно на этом основывается применение различных здоровьесберегающих технологий, которые можно классифицировать на три категории:

  • технологии сохранения и стимулирования здоровья;
  • коррекционные технологии;
  • технологии обучения здоровому образу жизни.

      К технологиям сохранения и стимулирования здоровья относятся динамические паузы, состоящие из комплексов физминуток, которые могут включать в себя различные виды гимнастики – артикуляционную, дыхательную, гимнастику для глаз, психогимнастику, релаксацию.

      Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков, образующихся в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. 

       При проведении артикуляционной гимнастики включаю упражнения не для постановки звуков, а для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, щёк, языка, мягкого неба. 

      Известно, что тренировка тонких движений пальцев играет стимулирующую роль в развитии артикуляционной моторики. Поэтому в работе применяю элементы метода биоэнергопластики – содружественное взаимодействие руки и языка.

     По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

    Суть метода биоэнергопластики заключается в том, что ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляется движение кисти, работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

     Известно, что у детей, имеющих речевые нарушения, отмечается ряд особенностей процесса дыхания. Прежде всего, это поверхностное (ключичное) дыхание, которое сказывается на жизненной емкости легких.     Дыхательная гимнастика способствует развитию и укреплению грудной клетки, формированию грудобрюшного типа дыхания, что, в свою очередь стимулирует процесс звукообразования. На занятиях использую игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, формирование длительного, направленного выдоха без участия речи «Свеча», «Шарик», «Имитация» и др.

       Гимнастика для глаз. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Кроме того, гимнастика для глаз является средством профилактики нарушений зрения. Медики разработали множество комплексов, которые помогают укрепить и сохранить зрение детей. Все они направлены на снятие напряжения с детских глаз, что особенно важно в современное время, когда ребенок с малых лет сидит за компьютером. Кроме того, гимнастика для глаз является своеобразной релаксацией для нервной системы ребёнка, помогает мозгу лучше переработать полученную с помощью зрения информацию. Большинство гимнастик для глаз детей предусматривают движение глазного яблока во всех направлениях. Можно превратить любые упражнения в занимательную игру. Отличная гимнастика для глаз – упражнение и одновременно разрядка – построить рожицы. Спародируйте ежика, кота, клоуна: пусть дети вытянут губки, а глазами поведут влево-вправо-вверх-вниз, медленно открывают и закрывают глаза, дети двигаются, а глаза смотрят в одну точку и т.д. Обязательным условием является при выполнении упражнений применение наглядного материала, своевременное его обновление. Кроме того, в настоящее время создано много электронных физминуток для глаз, позволяющих  максимально разнообразить проведение гимнастики.

       Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник. Все упражнения на релаксацию проводятся под спокойную расслабляющую музыку. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.

      Психогимнастика – это игры и упражнения, направленные на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств. Подобные упражнения помогают детям преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение. Игры с элементами психогимнастики должны тематически совпадать с содержанием и целями занятия. Все упражнения и игры проводятся на сюжетно-ролевом содержании.

             Интересно наблюдать, как во время подобных упражнений дети по-настоящему перешагивают через препятствия или боятся наступить в «воду», если переходят ручей по камешкам.

        Пальчиковая гимнастика и гимнастика для развития крупной моторики  относится к коррекционным технологиям. У детей с тяжёлыми нарушением интеллекта недостаточно сформированы моторные функции. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т.к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

      Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Пальчиковая гимнастика позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение. Существует огромное количество игр и упражнений на развитие мелкой моторики. Гимнастику провожу с речевым сопровождением, с подробным объяснением выполнения каждого элемента упражнения. При помощи движений пальцев, кистей рук, всех частей тела дети могут заучить и рассказать целые истории.

        Технологии обучения здоровому образу жизни. Прежде всего, это обучение детей соблюдению режима дня,  элементарным знаниям о значении режима питания; правилах приема пищи; значении физических упражнений для здоровья человека; о причинах возникновения и способах профилактики простудных заболеваний, заболеваний опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки), о влиянии вредных привычек на здоровье человека. Все эти занятия включены в программу образования и воспитания детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития.

II. Технологическая карта урока адаптивной физической культуры  для обучающихся 3 класса с умеренной умственной отсталостью        

Образовательное учреждение: ГКОУ СО «Кировградская школа – интернат»

Учитель адаптивной физической культуры: Сегина Нина Петровна

Тема урока: Мяч. Приёмы работы с мячом.

Тип урока: закрепление навыков работы с мячом.

Форма работы: индивидуальная

Цель: формирование  двигательных умений и навыков обучающихся с помощью  физических упражнений с мячом.

Задачи:

1)Образовательные: Закрепление навыков  владения мячом

2)Развивающие: Развитие  общей и мелкой моторики, ориентировки в пространстве.

3)Воспитательные: Воспитывать интерес к  занятиям физическими  упражнениями и подвижными играми.

4)Коррекционные: Формирование социально приемлемых форм поведения, предупреждение проявлений деструктивного поведения.

Оборудование: Индивидуальные коврики, кегли, мячи для разных видов спорта, корзины для мячей, свисток, обручи.

Задачи и этапы урока

Формы,

методы и приемы

            Деятельность  учителя.

Деятельность обучающихся

Вводно-подготовительная часть

1.Организовать учащегося  на работу,   познакомить темой и задачами урока

Метод словесный-рассказ

1. Построение. Приветствие. Познакомить с основными гигиеническими правилами и правилами безопасного поведения на уроке.  

1.Приветствуют учителя жестом, слушают учителя.

2.Мотивировать учащегося к учебной деятельности.

Метод – игровой, практический

2. Постановка целей и задач

Загадка про мяч 

Предлагает взять мяч в руки

2.Обучающийся вместе с учителем обследует мяч тактильно

3.Актуализировать значимость умения выполнять гимнастические упражнения.  

Практический и игровой метод

Показ, объяснение

Совместная деятельность обучающегося и педагога

3. Берет обучающегося за руку, идет по кругу и выполняет вместе с ним корригирующие упражнения: ходьба на пятках, носках, на внешней и внутренней стороне стоп, с высоким подниманием бедра, в полуприсяде, боком приставными  шагами

3. Выполняет корригирующие упражнения вместе с учителем с разными заданиями для рук по показу

Практический, игровой

Словесный

Совместная деятельность обучающегося и педагога

4. Берет обучающегося за руку, бежит совместно с ним по кругу. Бег чередует с ходьбой

4. Старается бежать по кругу совместно с учителем

5. Показывает, как выполнять дыхательные упражнения со звукопроизношением

Пальчиковая гимнастика «В гости к пальчику большому»

5. Выполняет дыхательные упражнения со звукопроизношением: «комарик», «жук», «паровоз», «шарик сдулся»

Выполняет совместно по показу учителя

6. ОРУ с мячом под музыкальное сопровождение Встает напротив учащегося, берет мяч, зеркально показывает упражнения, предлагает принять и.п., следит за осанкой

6. Берет мяч, принимает и.п., выполняет упражнение по показу учителя, слушает указания педагога

Практический и игровой метод

Показ, объяснение

Совместная деятельность обучающегося и педагога

7. Показывает дыхательные упражнения лежа на коврике на полу , помогает учащемуся в выполнении

Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин»

7.Принимает и.п., с помощью педагога «рука в руке» пытается выполнить упражнения

Выполняет совместно по показу учителя

                                                                               

                                                                                  Основная часть

4.Закрепление пройденного материала

Применение изученного материала

Практический и игровой метод

Показ, объяснение

Совместная деятельность обучающегося и педагога

Практический и игровой метод

Показ, объяснение

Практический и игровой метод

Показ, объяснение

Практический и игровой метод

Показ, объяснение

Совместная деятельность обучающегося и педагога

1.Выполнение упражнений с мячом в парах:

педагог помогает обучающемуся принять и.п., соблюдает интервал 2-3 м, показывает, как кистью руки-пальцами захватить мяч приемом снизу

2.Прокатывание мяча сидя ноги врозь

3.Ходьба по гимнастической скамейке с мячом в руках.  

Педагог помогает учащемуся принять и.п.,осуществляет страховку с помощью контакта «рука в руке»

4. Подвижная игра «Догони мяч».

Учитель предлагает поиграть  с разными по окраске, размеру мячами. Рассказывает и объясняет, показывает как нужно бросать мяч, а затем его догнать, взять в руки и поднять вверх. Повт. 3раза

Игра «Собери мячи в корзину»

5 Упражнение на восстановление дыхания «Шарик».

Учитель показывает, объясняет, контролирует правильность выполнения

1.Обучающийся смотрит, слушает учителя, принимает и.п., с помощью педагога правильно располагает кисти рук к приему мяча, старается поймать мяч.

Упражнение на релаксацию для кистей рук

2.Принимает и.п. ноги врозь сидя на полу , захватывает мяч руками сбоку и толчком прокатывает мяч педагогу.

3.Соблюдает правильную осанку при ходьбе по  гим. скамейке и принимает помощь педагога, соблюдает ТБ

4.Обучающийся с интересом рассматривает мячи. Встает  за черту, поднимает мяч вверх и с силой бросает, затем догоняет его совместно с учителем, поднимает вверх. Соблюдает ТБ

5. Упражнение на восстановление дыхания «Шарик».

Ученик «Надувает шарик»: широко разводит руки в стороны и глубоко вздохнув, выдувает в шарик «ФФФ…», медленно соединяя руки под шариком. Вдруг шарик «лопается». Учащийся  хлопает в ладоши. Из шарика выходит воздух. «Шшш…» - произносит ученик. (2 раза).

                                                                              Заключительная часть.

5.Снизить эмоциональную и физическую нагрузку.

Подвести итоги урока.

Практический и игровой метод

Показ, объяснение

Подведение итогов урока. Предлагает погладить самого себя по голове и сказать: «Я молодец»

Упражнения на релаксацию под детскую классическую музыку Шопена «Малыш у моря»

Обучающийся выполняет указания учителя

Дети ложатся на коврик, руки и ноги свободно, глаза закрыты, слушают шорох волн

Список литературы

1.Баряева Л.Б., Бгажнокова И.М., Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта (Программы, методические рекомендации).- Псков: 2012г.

2.Буденная Т.В., Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Спб, 2001 г.

3.Зайцева И.И. Технологическая карта урока. Методические рекомендации [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_14_7_656.pdf

4.Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС // Управление начальной школой. – 2011. – №12. – С. 12-18

 5.Новоселова Н.А., Шлыкова А.А. Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (подготовительный, 1-10классы ). Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2004.

6.Набойкина Е.Л., Сказки и игры с «особым» ребенком. Спб, 2006 г.

7.Смирнов Н.К., Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: АРКТИ, 2003.

8.Ткачева В.И., Играем каждый день //Методические рекомендации. - Мн.: НИО, 2001.

9.Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС // Управление начальной школой. – 2011. – №12. – С. 12-18.

10.Ростомашвили Л.Н. Адаптивное физическое воспитание детей со сложными нарушениями развития: учеб. пособие /Л. Н. Ростомашвили. – М.: Советский спорт, 2009 – 224 с.

11.Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие /Под ред. Л. В. Шапковой. М.: Советский спорт, 2004 – 464 с., ил.

Приложение

Комплекс ОРУ:

  1.  «Мяч за голову»

и.п.: - стоя, ноги на ш. п. мяч внизу.

1 - мяч вверх

2 - мяч за голову

3 - мяч вверх

4 - и.п. (4-5 раз)

  1. «Наклоны вперед»

и.п.: - стоя, ноги на ш. п, мяч перед грудью.

1 - наклон вперед, положить мяч на пол

2 - выпрямиться, развести руки в стороны

3 - наклон вперед, взять мяч

       4 - и.п..  (4-5 раз)

  1. «Мяч вверх, носок назад»

и.п.: ноги на ширине плеч, руки с мячом опущены.

1- руки поднять вверх над головой, правую ногу отвести назад на носочек, прогнуться;

2 – вернуться в и.п. (повторить по 3 раза каждой ногой)

  1. «Вертушка»

и.п.: то же, мяч в руках перед грудью, локти в стороны;

1 - поворот туловища вправо,

2 – и. п.

3 - поворот влево.

4 – и. п. (4-5 раз)

5.    Приседания «Мяч вперед»

и.п.: ноги на ширине плеч, руки с мячом опущены.

       1 - присесть, мяч вперед;

       2 - в и.п.  (4-5 раз)

6.    «Перенеси мяч»

и.п.: сидя, ноги в стороны, мяч справа.

       1 - перенести мяч влево, коснуться  пола

       2 - вернуться в и.п.

Упражнение выполнять с увеличением темпа. (4-5раз)

7.    «Катание мяча»  (Работа в парах)

и.п.: сидя, ноги в стороны, мяч между ног.

Перекатывание мяча партнёру. (8-10 раз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по физической культуре для 2 класса (ФГОС)

Технологическая карта разработана для 2 класса (ФГОС)  руздел:"Гимнастика",  тема урока: "Перекат вперед из упора присев"...

Технологическая карта урока адаптивной физической культур в 5 специальном классе

Занятие проводиться в форме урока-путешествия с использованием спортивных тренажеров....

Методическая разработка технологической карты урока по физической культуре в 3 классе Урок по теме: «Развитие физических качеств обучающихся, посредством веселых стартов»

Воспитание молодого поколения здоровым, физически и психически развитым во все времена – было одной из основополагающих задач любого общества. Педагогический процесс должен быть направлен не тол...

Методическая разработка технологической карты урока по физической культуре в 5 классе Урок по теме: «Развитие физических качеств обучающихся, посредством веселых стартов»

Воспитание молодого поколения здоровым, физически и психически развитым во все времена – было одной из основополагающих задач любого общества. Педагогический процесс должен быть направлен не только на...

Технологическая карта урока по физической культуре для обучающихся 6 класса на тему : " Челночный бег". МБОУ « Школа коррекции и развития VIII вида №44» г. Брянска, в рамках реализации ФГОС.

Технологическая карта урока по физической культуре для обучающихся 6 класса на тему : " Челночный бег".  МБОУ « Школа коррекции и развития VIII вида №44» г. Брянска, в рамка...