Главные вкладки

    Особенности активизации речевой деятельности детей среднего школьного возраста с выраженной и умеренной степенью умственной отсталости в ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по ознакомлению с окружающим в условиях детского дома-интерната
    статья по теме

    Вера Васильевна Герасимова

    Данная статья посвещена особенностям активизации речевой деятельности детей среднего школьного возраста с выраженной и умеренной степенью умственной отсталости в ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по ознакомлению с окружающим в условиях детского дома-интерната.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_osobennosti_aktivizacii_rechevoy_deyatelnosti.doc45.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное казённое учреждение

    Детский дом – интернат «Южное Бутово»

    Департамента социальной защиты населения города Москвы

    Статья: «Особенности активизации речевой деятельности детей среднего школьного возраста с выраженной и умеренной степенью умственной отсталости на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях по ознакомлению с окружающим».

            Подготовила учитель-дефектолог

    Герасимова Вера Васильевна

    Москва 2013

          Произошедшие в России демократические перемены, гуманизация специального образования, ратификация международных конвенций и деклараций в области прав человека, в том числе прав ребенка и прав инвалидов, определили кардинальные изменения в системе помощи детям с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. Они были включены в систему специального образования и тем самым признаны обучаемыми.

          Категория детей с умеренной, выраженной (тяжелой) степенью умственной отсталости представляет собой разнородную группу, основными общими чертами которой является психофизический дефект и в большинстве случаев наличие выраженных органических нарушений.

          У этих детей общий интеллектуальный дефект связан либо с отсутствием устной речи, либо с общим ее недоразвитием. Нарушена импрессивная речь, т.е. восприятие и понимание устной речи других людей.

          Нарушена экспрессивная, произносительная речь. Она монотонна, нарушен темпоритм, отсутствует эмоциональная окраска. Словарь крайне ограничен. Общее недоразвитие речи сочетается с тяжелыми дополнительными речевыми нарушениями: дизартрией, алалией, заиканием, грубыми органическими дефектами артикуляционного аппарата. Из-за нарушенного строения центрального и периферического отделов речевого аппарата наблюдается нарушение звукопроизношения, коррекция которого трудна и малопродуктивна.

          Бессвязность мышления вызывает патологическое речевое возбуждение с утратой смысловых и грамматических связей между словами. Речь большинства представлена случайным, хаотичным набором слов, фраз если они есть, построенных неправильно.

          Формирование устной речи – важнейшее условие для становления социально адаптированной личности. Особенно это актуально в настоящее время, когда устная речь широко используется в быту, в общественно-трудовой жизни. Сфера ее применения непрерывно расширяется благодаря развитию современных средств связи. Формирование устной речи умственно отсталых детей – одна из наиболее важных и сложных задач их обучения и воспитания. От нее зависит успех всей коррекционно-развивающей работы.

          Процесс формирования речи – это целенаправленно организованный и систематически осуществляемый процесс овладения детьми-инвалидами речевыми умениями и навыками, необходимых им в повседневной жизни: овладении навыками самообслуживания, общения, приспособления к повседневной жизни людей, к стилю жизни в обществе. Более всего этому способствуют индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по ознакомлению с окружающим. Мною составлены индивидуальные рабочие программы по ознакомлению с окружающим, в которых указаны темы, основные направления обучения речи, базовые понятия, универсальные учебные действия, используемая наглядность и игры. Считаю, что для того, чтобы ребенок быстрее и качественнее овладевал устной речью, необходима активизация его речевой деятельности. С этой целью я воспитываю у учащихся интерес к занятиям, даю понять, что хорошую речь приятно слушать, что она должна быть понятно для самого говорящего и для окружающих. Речь необходима не только для общения, но и для успешной интеграции во взрослую жизнь.
         На занятиях по ознакомлению с окружающим лексический материал я использую в различных видах речевой деятельности, применение которых активизирует формирование правильной речи. Их использование основано на дидактическом принципе: от более легкого к более трудному.

          На своих занятиях по ознакомлению с окружающим я использую следующие виды речевой деятельности:

    1. Подражание или повторение за учителем связано с необходимостью вызвать у ребенка восприятие и воспроизведение определенного речевого материала. Например, при коррекции звукопроизношения подражание играет основополагающую роль: ощущения рукой вибраций гортани (гласные и согласные звуки), воздушной струи (с, ш, к, х), положение языка и губ. При работе над словом, предложением, интонацией, темпом также основополагающую роль играет подражание.

    Я использую метод фонетической ритмики, при этом ребенок улавливает сказанное учителем. Слово, ритмико-слоговую структуру, звуковой состав с сопровождающими движениями и в состоянии правильно повторить речедвижения.

    Таким образом, на основе подражания я провожу целую систему упражнений и в дальнейшем, если ребенок соскальзывает на неправильное воспроизведение, легче устраняется на основе подражания. При использовании этого вида речевой деятельности широко применяю наглядность

    1. Называние картинок – следующий вид речевой деятельности. К      

    картинке даются вопросы, типа Кто это? Что это? Что делает? Назови что нарисовано? Скажи что видишь?

    1. Было бы ошибкой предполагать, что научившись воспроизводить  

    слово учащийся сможет правильно употреблять его в речи. Необходимо закрепление слова в рядовой речи, например, даю задание: считай тарелки (конфеты, машинки, кубики), назови дни недели, месяцы и т.д.

    1. Следующий вид речевой деятельности – ответы на вопросы, посвящен

    работе над целым предложением. При этом ученик приближается к условиям самостоятельного высказывания, когда необходимо сформулировать мысль в предложении, грамматически и синтаксически правильно составить ответ. Учу, чтобы умели отвечать на вопросы кратким и полным ответом, с опорой и без опоры на наглядность. По лексическим темам «Профессии», «Город», «Транспорт» и др. дети обучаются ведению диалога, в ходе него они отвечают на вопросы и учатся задавать их.

    1. Наиболее    сложным     видом   речевой    деятельности     является  

    самостоятельное высказывание. К этому моменту ученик уже пользуется некоторыми навыками самоконтроля. Стимулом к выполнению может служить картинка, вопрос, задание. Моя цель – добиваться при этом в высказывании соблюдения всех норм речи. Использую такие виды работ: заучивание стихотворений, элементарных загадок, составление описательно-повествовательных рассказов, элементы театрализации. При этом ребенок овладевает коммуникативной функцией речи и учиться правильно действовать в новых предлагаемых обстоятельствах.

    1. Еще   я  применяю  такой  вид   речевой   деятельности  как  чтение  и

    списывание. Дети обучаются элементарному чтению по букварю, считывают слова и предложения с табличек, выделяют в них изучаемые буквы, определяют их местонахождение, работают над слогоритмом.

          На одном занятии все виды речевой деятельности необязательны, но принцип от более легкого к более сложному должен соблюдаться. В своей работе я постоянно использую различные виды наглядного материала: картинки предметные и сюжетные, серии сюжетных картинок, предметы, таблички с речевым материалом, пиктограммы. Они активизируют речь и познавательную деятельность детей, развивают образное и логическое мышление, память.

          Применяемые игры «Один – много», «Скажи ласково», «Кривая памяти», «Хлопни в ладоши если…», тематическое лото и домино и др., - также повышают речевую активность, положительно влияют на развитие высших психических функций. На занятиях дети проявляют интерес к учебной деятельности, заинтересованы в достижении положительных результатов и имеют положительную динамику в обучении и развитии.

          Мои воспитанники активно пользуются речью, принимают участие в проводимых культурно-массовых мероприятиях не только в интернате, но и участвуют в конкурсах, выставках, смотрах городского и всероссийского уровня. Так, например, Полянский Антон в 2012 году награжден дипломом имени Ю.А. Гагарина третьей степени за участие во всероссийском конкурсе художественного творчества «Объединенные космосом», посвященном Дню космонавтики. Грамотами благотворительного фонда «Взгляд ребенка» Московского союза художников награждены лауреаты всероссийского конкурса детского художественного творчества «Быстрее, выше, сильнее» Малыхин В. и Полянский А. Дипломом за I место на городском конкурсе детского художественного творчества «Сказки и легенды народов России» награжден  Полянский А. Правительство Москвы «Городской социокультурный центр Надежда» наградило дипломом Малыхина В. за активное участие в выставке детского прикладного творчества «Мир, полный надежд». Грамотами детского дома-интерната награждены Поблинков К., Осипов А.

          Есть надежда, что мои воспитанники будут социально активными и социально принимаемыми членами общества.

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект коррекционно-развивающего комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи "Транспорт"

    Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте. Задачи:Образовательные:уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»;закреплять знания о видах транспорта, названия транспортных средств, действиях...

    ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ВЫРАЖЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПОСРЕДСТВОМ РУЧНОГО ТРУДА

    Социальная адаптация ребенка — это сложный и многогранный процесс, затрагивающий ряд философских, биологических, психологических и педагогических категорий, таких как: личность, адаптация, общение, со...

    Использование метода фонетической ритмики в ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости

    Данная статья посвещана использованию метода фонетической ритмики в ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости....

    Сравнительный анализ психического развития детей дошкольного возраста с легкой и умеренной степенью умственной отсталости.

    Критерии отграничения детей-имбецилов от детей-дебилов и сравнительный анализ их психического развития....

    Особенности обучения английскому языку детей среднего школьного возраста

    Особенности обучения английскому языку у детей среднего возраста. Основные компоненты успешной реализации практики английского языка у подростков (5-9 классы)...