Особенности речевого обследования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития
статья

Митрофанова Валерия Александровна

Публикация 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9.struktura_logopedicheskogo_obsledovaniya.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Митрофанова Валерия Александровна

ГКОУ СО «Нижнетагильская школа-интернат №1», реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы,

МБОУ СОШ «Центр образования №1»

г. Нижний Тагил

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ, ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИ

Аннотация: в статье раскрыт возможный вариант структуры логопедического обследования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, с ТМНР с учетом особых образовательных потребностей данной категории обучающихся.

Ключевые слова: логопедического обследование, протокол, учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, с ТМНР, особые образовательные потребности, жизненные компетенции.

Работая логопедом в образовательном учреждении, реализующем адаптированные основные общеобразовательные программы, я столкнулась с необходимостью разработки протокола речевого обследования для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, ТМНР. Чаще всего интеллектуальные нарушения этих детей сочетаются с тяжелыми формами алалии: моторной, сенсорной, сенсомоторной. Традиционные системы обследования для данной категории детей не актуальны, не являются информативными для педагога. Поэтому возникла необходимость в разработке такой системы обследования, на основе которой можно было бы составить программу речевого развития, выбрать маршрут для каждого обучающегося данной категории. В связи с тем, что основная часть детей относится к «неговорящим», уровень развития лексики, фонематического слуха, восприятия, обследовать и не представляется возможным, и не является нужным. Однако определенная группа детей владеет некоторыми навыками коммуникации. Поэтому, проанализировав свой опыт работы и литературу, мной был разработан протокол речевого развития. Остановлюсь поподробнее на структуре и содержании каждого из разделов протокола.

Первая часть традиционно отражает результаты биографического обследования, анамнестические данные, результаты изучения медицинских карт.

Во второй части фиксируется состояние моторной сферы (общая, мелкая, артикуляционная моторика, мимическая мускулатура). Далее дается оценка состоянию психологической базы речи (сенсорное развитие, овладение предметными действиями, эмоционально – волевая сфера, игра, восприятие, внимание, память, мышление). В некоторых случаях, необходимо отразить и сформированность элементарных математических представлений. В дальнейшем при планировании коррекционной работы с ребенком, особенно на первых этапах, большое количество времени уделяется именно развитию моторной и сенсорной сферы.

В третьей части отмечается зона актуального развития в области жизненных компетенций,  по-другому можно их назвать «Возможности коммуникации»:

 - способность контролировать свое поведение,

- социально – бытовые навыки,

- использование жестов, как средства общения,

- возможность работы с пиктограммами,

- состояние голосовой функции,

- восприятие речи,

- собственная речь,

- обследование фонетической стороны речи,

- звукопроизношение,

- состояние просодических компонентов,

- обследование состояния функций фонематического слуха,

- слоговая структура,

- обследование пассивного словаря,

- обследование активного словаря,

- обследование грамматического строя.

Это те умения,  на формирование и развитие которых, будет нацелена основная структурная часть логопедического занятия.

Четвертая часть обследования доступна не всем детям вышеуказанной категории, а лишь тем из них, кто  способен овладеть навыками чтения и письма в той или иной степени.

Обследуя ребенка, необходимо выбирать не только те действия, которые находятся в зоне актуального развития, но находящиеся в зоне его ближайшего развития. Т.к. весь учебный год учитель-логопед будет отслеживать динамику формирования именно этих действий по выбранным направлениям.

Таким образом, заполнив протоколы речевого развития на всех обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, ТМНР, педагог переходит к планированию коррекционных занятий на учебных год.  По результатам обследования можно условно разделить учащихся на 3группы.

У первой условной группы обучающихся отмечается полевое поведение, трудности в установлении продуктивного контакта с педагогом. Отсутствие познавательного интереса, пассивность. Активное внимание, необходимое для достижения определенных целей, развито у них крайне слабо. Вся деятельность этих детей, связанная восприятием и воспроизведение воспринятого, характеризуется недифференцированностью, глобальностью. Отсутствие целенаправленных приемов – анализа, сравнения, систематического поиска, полного охвата материала, применения адекватных способов действий – приводит к тому, что их деятельность приобретает хаотичный, беспорядочный и неосмысленный характер. Самостоятельной речи нет. Обращенную речь понимают на уровне простейших инструкций. Фронтальные занятия с этими детьми малоэффективны, поэтому целесообразно выбрать форму индивидуальных занятий.

Для детей первой условной группы основными направлениями работы будут следующие: развитие общей моторики, развитие мелкой моторики, сенсорное развитие, овладение предметными действиями, формирование игровой деятельности, формирование социально – бытовых навыков, использование жестов, как средства общения, работа с пиктограммами, над восприятием речи.

У обучающихся второй условной группы пассивный словарный запас крайне бедный. Они понимают простые инструкции, показывают по просьбе некоторые предметные картинки. Активный словарный запас представлен отдельными словами с нарушенной слоговой структурой.  Грубо нарушена моторная сфера. Дети умеют держать ручку, но пишут только по обводке.

Для данной подгруппы детей приоритетными являются следующие направления работы: развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики, мимической мускулатуры, сенсорной сферы, овладения предметными действиями, игровой деятельности, психологической базы речи, (восприятие, внимание, память, мышление), умения использовать жесты, как средство общения, работать с пиктограммами, восприятия речи, собственной речи, развитие фонетической стороны речи, обучение глобальному чтению.

Наиболее успешны в плане речевого развития учащиеся третей условной подгруппы. Их связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению событий, действий или предметов. Детям крайне затруднительно   составление рассказов, пересказов без помощи взрослого. Даже при наличии подсказок, наводящих вопросов они не могут передать содержание сюжетной линии. Это чаще всего проявляется в перечислении объектов, действий с ними, без установления временных и причинно-следственных связей.

Звуковая сторона речи детей в полном объеме не сформирована и значительно отстает от возрастной нормы. Наблюдается полиморфное нарушение звукопроизношения, часто даже звуков раннего онтогенеза, что значительно затрудняет понимание их речи для окружающих. Так же значительно страдает слоговая структура слов, грубо нарушены процессы фонематического восприятия. Собственная речь учащихся представлена аграмматичными фразами. Нарушена моторная сфера: статическая координация движения, ритмическое чувство, динамическая координация движения.

Таким образом, к направлениям работы с учащимся вышеописанной группы добавляются и такие как: формирование звуко-слоговой структуры слова, развитие фонематического слуха, развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, формирование навыков чтения и письма

По результатам проведенного речевого обследования в соответствии с протоколом становится понятным, что в работе с данной категорией детей учитель-логопед выступает скорее в роли логопеда-дефектолога. Соответственно структура коррекционного занятия будет значительно отличаться от  традиционного логопедического, т.к. в каждое занятие будут включаться практически все этапы, по содержанию совпадающие с названиями разделов протокола обследования обучающихся каждой группы детей.

При разработке занятия в основу закладываются направления работы, которые являются этапами занятия. Т. е., на занятие педагог выбирает те направления работы, которые лучше сочетаются с запланированной лексической темой.

Литература

1. Примерная адаптированная основанная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с изменениями, внесенными 11.12.2015., 478 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности социальной адаптации детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Детей нужно постоянно учить всему, даже улыбаться. Ведь улыбка возникает под воздействием социальных факторов, а не дана нам с рождения. Для «особых» детей нужно создавать ситуации, стимул...

Рабочая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), тяжелыми множественными, нарушениями развития.

Рабочая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), тяжелыми множественными, нарушениями развития....

АООП для обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» 1 (подготовительный) класс

Рабочая программа разработана на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образован...

«Сенсорное развитие» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (II вариант)

Особенности в развитии детей с ОВЗ требуют особого подхода к обучению и коррекционно-развивающей работе. Поэтому программа по "Сенсорному развитию" реализуемая в эрготерапевтическом зале поз...