Статья "О КАЧЕСТВЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛУГ В СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"
статья на тему

Гриневич Юлия Валериевна

Статья рассказывает об оказании социално-медицинских и социально-педагогических услуг в социально-реабилитационном центре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grinevich_yu.v.-statya.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 376.5

Ю.В. Гриневич

Г. Ленинск-Кузнецкий, Российская  Федерация 

О КАЧЕСТВЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛУГ В СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Федеральный закон от 28.12.2013 №442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» вступил в силу с 1 января 2015 года. На его основании  организации, осуществляющие социальное обслуживание, являются поставщиками социальных услуг и выполняют деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам. Получателям социальных услуг предоставляются следующие виды социальных услуг: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые.

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга» обслуживает детей как оставшихся без попечения родителей, так и оказавшихся в трудной жизненной ситуации, находящихся в социально-опасном положении. Основными задачами Центра являются: обеспечение временного проживания детей и подростков в нормальных бытовых условиях, с предоставлением бесплатного питания, коммунальных услуг, должного ухода с соблюдением норм гигиены; оказание психологической и коррекционной помощи по ликвидации кризисной ситуации в семье и содействие возвращению ребенка к родителям или лицам их заменяющим, разработка индивидуальных программ социальной реабилитации детей, включающих комплекс мероприятий, направленных на вывод их из сложной ситуации и создание условий для нормальной жизнедеятельности; обеспечение реализации указанных программ.

Центр включает следующие структурные подразделения: отделение социальной диагностики, отделение социальной реабилитации, отделение дневного пребывания. Воспитателями групп оказываются в основном социально-медицинские и социально-педагогические услуги.

Социально-медицинская услуга «Проведение оздоровительных мероприятий» осуществляется в МКУ СРЦ «Радуга» во время проведения гигиенических процедур, прогулок на свежем воздухе, бесед по профилактике вредных привычек, организации на свежем воздухе игр, эстафет, соревнований, проведения на свежем воздухе развлечений и праздников.

Каждый новый день всех воспитанников отделения социальной реабилитации начинается с принятия гигиенических процедур. Педагогами групп с первого дня пребывания ребенка в группе (иногда с первых минут) осуществляется работа по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания: умения ухаживать за полостью рта, правильно мыть руки, заправлять свою кровать, следить за опрятностью своего внешнего вида, ухаживать за волосами и т.д. Дети школьного возраста обучаются умению мыться в душе, смене постельного белья. Используя игровые упражнения, приемы, художественное слово педагоги приучают к ежедневному соблюдению гигиенических процедур.

Прогулки на свежем воздухе важны для каждого человека, и особенно для детей. Они позитивно влияют на здоровье и эмоциональное состояние. Регулярное получение более насыщенного кислородом воздуха стимулирует кровообращение, улучшает аппетит, повышает мозговую активность ребёнка. Прогулки позволяют удовлетворить потребность воспитанников в двигательной активности и витамине Д.

В социально-реабилитационном центре ежедневно два раза в день проводятся прогулки на свежем воздухе, с обязательным включением подвижных игр и индивидуальных физических упражнений с детьми на формирование навыков бега, прыжков, лазания, метания, развитие ловкости и равновесия. Чтобы активизировать двигательную активность воспитанников, на участок выносятся игрушки, разнообразные пособия: в теплое время года — обручи, мячи, скакалки, самокаты, велосипеды, принадлежности для игр. В зимнее время участок используется для катания детей на санках, катания на горке, ходьбы на лыжах.

Расширять двигательный опыт детей, совершенствовать навыки в основных движениях, развивать физические качества, формировать самостоятельность и активность, положительные взаимоотношения со сверстниками помогают эстафеты, спортивные соревнования, развлечения и праздники. Их организация, особенно в теплый период года, осуществляется также на свежем воздухе.

Еженедельно во вторую половину дня в группах осуществляется работа по проведению занятий и бесед с воспитанниками по формированию основ здорового образа жизни, профилактике вредных привычек, организуется рассматривание иллюстраций, презентаций.

Социально-медицинская услуга «Проведение комплексов физических упражнений» оказывается ежедневно во время проведения с воспитанниками утренней гимнастики и гимнастики после сна.

Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов – зрительного, слухового, опорно-двигательного, кожного, повышает жизнедеятельность организма в целом.

Воспитатели групп вводят в комплексы упражнения корригирующего характера, способствующие формированию свода стопы и правильной осанки. Таким образом, утренняя гимнастика является многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, систематически оздоравливающим детский организм.

Так как в группах находятся воспитанники в возрасте от 3 до 18 лет, то продолжительность, характер, содержание утренней гимнастики, дозировка упражнений варьируются для детей разных возрастных групп.

В воспитательно - реабилитационном процессе педагоги используют пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, элементы дыхательной гимнастики, гимнастику «волшебных» точек ушек, Су-Джок. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Массаж волшебных точек ушек основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Гимнастика для глаз способствует повышению тонуса глазных мышц, уменьшает утомляемость глаз. Педагоги уделяют большое внимание дыхательным упражнениям, что способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких, рассасыванию воспалительных образований, повышает общую сопротивляемость организма, его тонус.

Социально-педагогическая услуга «Социально-педагогическая коррекция» реализуется через проведение первичной и заключительной педагогической диагностики воспитанников, мониторинга адаптации несовершеннолетних, занятий по программам и тематическим неделям, воспитательных часов, занятий с узкими специалистами, игровой деятельности и т.д. Остановимся подробнее на первичной педагогической диагностике и мониторинге адаптации несовершеннолетних.

Для определения уровня воспитанности несовершеннолетних, поступающих в приемное отделение центра, ежедневно ведется мониторинг уровня адаптации при поступлении в учреждение таких аспектов развития личности как, культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания, коммуникативные возможности личности. Данная диагностика апробирована в течение всех лет существования центра и выполняет функцию социального диагностирования, с целью дальнейшей разработки индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних.

В качестве критерия адаптации личности несовершеннолетнего исследуются коммуникативные качества личности, (взаимоотношения с детьми, младшими по возрасту, ровесниками, старшими ребятами, взрослыми); уровень владения культурно-гигиеническими навыками (в соответствии с возрастными особенностями); уровень навыков самообслуживания (умение следить за своим внешним видом, своими вещами); уровень включенности в общественно-полезный труд).

В мониторинге уровня адаптации основу составляют наблюдения за поступками и действиями, отношениями и предпочтениями детей, выявление и анализ мотивации.

Мониторинг проводится в два этапа: на момент поступления ребенка в центр с целью констатации начального уровня воспитанности и перед возвращением в семью.

Список использованной литературы:

1.Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28.12.2013 N 442-ФЗ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/

© Ю.В. Гриневич, 2016