ВНД "Баскетбол"
рабочая программа по физкультуре (5 класс)

Внеурочная деятельность учащихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности учащихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon basketbol.doc280 КБ

Предварительный просмотр:

департамент образования Администрации города Омска

бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска

«Средняя общеобразовательная школа № 63»

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная

школа № 63»

от «___» ______20___ г.  № _____

                 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Баскетбол»

 (спортивно-оздоровительное направление)

для учащихся 5- 10 х классов  

составитель:

Демченко О.Н., учитель физической культуры

 

РАССМОТРЕНО

на заседании МС

протокол №_____

от  «_____»__________201___ г.

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора\

руководитель МО

______________ Т.Г.  Погосская

«_____»_________20 ____ г.

Омск -2018

1. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностными результатами программы «Баскетбол» является формирование следующих умений:

  • определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы “Баскетбол” - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1. Регулятивные УУД.

  • Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.
  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД.

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.
  • Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.

3. Коммуникативные УУД.

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

  • осознание учащимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности учащихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение учащихся к собственному здоровью.

 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

Внеурочная деятельность учащихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности учащихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Время,  отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено физкультурно-спортивное и оздоровительное направление.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Баскетбол» предназначена для физкультурно-спортивной и оздоровительной работы с учащимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту, в 5—10 классах.

Баскетбол — один из игровых видов спорта в программах физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений. Баскетбол  включён в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе — это занятия в спортивной секции по баскетболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в общеобразовательном учреждении, на уровне района, округа, матчевые встречи и т.п.).

Чтобы играть в баскетбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия баскетболом улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в баскетбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в баскетбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха.

В программе представлены доступные для учащихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики игры в баскетбол, развитию физических способностей.

Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья учащихся являются:

Федеральный закон РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 “Об образовании в Российской Федерации”.

- Приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (ред. от 31.12.2015г.)

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 г. №1241 “О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. №373”.

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897 “Об утверждении ФГОС ООО”.

-- "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (ред. от 31.12.2015г.)

- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа, 2011 г.

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

-  Приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (ред. от 31.12.2015г.)

Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Баскетбол» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса. Основная идея программы заключается в мотивации учащихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья учащихся, в основу, которой положены культурологический и личностно ориентированный подходы. Программа  «Баскетбол» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующей цели:

обеспечение всесторонней физической, технической, тактической  подготовки, а также привитие организаторских навыков обучающихся на занятиях по баскетболу. 

Цель конкретизирована следующими задачами:

  • пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию занимающихся;
  • популяризация баскетбола как вида спорта и активного отдыха;
  • формирование у учащихся устойчивого интереса к занятиям баскетболом;
  • обучение технике и тактике игры в баскетбол;
  • развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
  • формирование у учащихся необходимых теоретических знаний;
  • воспитание моральных и волевых качеств.

Баскетбол  прекрасное средство для физического развития человека, его подготовки к трудовой и общественной жизни. Специальные исследования показали высокую эффективность занятий баскетболом для разностороннего развития детского и юношеского организма. Бег и прыжки,  например, активизируют рост тела в длину; броски в высоко расположенную цель способствуют формированию правильной осанки; передача мяча на дальнее расстояние, борьба за мяч у щита развивают силу мышц. Под влиянием физической нагрузки, которую занимающиеся получают на занятиях и  соревнованиях, совершенствуется деятельность сердечно-сосудистой системы, увеличивается окружность груди, жизненная емкость легких, укрепляются многие мышцы ног, туловища, рук.

Игровая деятельность хороша не только для физического,  но и для  развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности, сплочения коллектива. Игровой процесс обеспечивает развитие общеобразовательного потенциала личности, ее индивидуальности, творческого отношения к любой деятельности.

Школьники, занимающиеся баскетболом, очень быстро обгоняют в физическом развитии своих сверстников. Они реже болеют,  лучше учатся, активнее участвуют во всех мероприятиях, проводимых в школе,  в соревнованиях показывают результаты лучше, чем у других ребят. Эти преимущества баскетболистов, несомненно, являются результатом самой игры.

На первый год обучения отводится – 3 часа в неделю, 105 часов - в год.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа и должны быть направлены  на всестороннюю физическую подготовку занимающихся и на изучение основ техники и тактики игры в баскетбол.

Программой предусматриваются группы, состоящие из 12 - 15 человек.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы – дети 11-17 лет.

В секцию баскетбола принимаются девочки и мальчики, допущенные врачом к занятиям по физической культуре.

Программа рассчитана на 2 года обучения.

Материал программы  дается в трех разделах: основы знаний, общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры.

Содержание данной программы рассчитано на систему  занятий в неделю (1-й год обучения 2  занятия в неделю по 1,5 часа; 2-й год обучения 3 занятия в неделю по 2 часа) .

Теоретическая подготовка включает вопросы истории и современного состояния баскетбола, правил соревнований по баскетболу, техники безопасности, а также вопросы, связанные с гигиеническими требованиями.

Физическая подготовка дифференцирована на упражнения общей и специальной подготовки. Техническая подготовка включает упражнения без мяча и с мячом. В состав упражнений с мячом входят передача, прием, ведение и броски по кольцу.

Тактические действия включают действия (индивидуальные и командные) игрока в нападении и защите.

 Распределение учебного времени по реализации видов подготовки в процессе занятий школьной секции по баскетболу для обучающихся 14-17 лет.

Раздел, тема

теория

практика

1-й год обучения

всего

теория

практика

2-й год обучения

1.

Теоретическая подготовка

4,5

0

4,5

1

0

1

1.1 Развитие баскетбола в России и за рубежом.

1,5

0

1,5

0

0

0

1.2 Правила игры по баскетболу.

3

0

3

1

0

1

2.

Техническая  подготовка

4,5

55,5

60

3

82

85

2.1 Имитация упражнений без мяча

0

4,5

4,5

0

0

0

2.2 Ловля и передача мяча

1,5

16,5

15

1

22

23

2.3.Ведение мяча

1,5

16,5

18

1

28

29

2.4. Броски мяча

1,5

18

19,5

1

32

33

3.

Тактическая подготовка

3

7,5

10,5

4

92

96

3.1 Действия игрока в нападении

1,5

7,5

9

2

48

50

3.2 Действия игрока в защите

1,5

0

1,5

2

44

46

4.

Физическая подготовка

1

9,5

10,5

1

25

25

4.1 Общая подготовка

0,5

9,5

10

0

10

10

4.2 Специальная подготовка

0,5

0

0,5

0

14

14

5.

Участие в соревнованиях по баскетболу

0

12

12

0

5

5

6.

Тестирование

0

4,5

4,5

0

4

4

7.

Итого

13

89

102

9

207

216


3. Тематическое  планирование

занятия

Название темы

Тип подго-

товки

К – во часов

Дата по плану

Дата по факту

Физическая культура – важнейшее средство воспитания и укрепления здоровья учащихся. ОФП

Теор.

ОФП

2

03.09

История развития баскетбола.

Прыжки с толчком с двух ног.

Теор.

Техн.

2

05.09

Техника передвижения приставными шагами.

Техн.

2

07.09

Передача мяча двумя руками от груди.

Техн.

2

10.09

Единая спортивная классификация.

Тактика нападения.

Теор.

Такт.

2

12.09

Техника передвижения при нападении

Техн.

2

14.09

Техника передвижения при нападении

Техн.

2

17.09

СФП

СФП

2

19.09

Способы ловли мяча.

Техн.

2

21.09

Личная и общественная гигиена.

Выбор способа ловли мяча в зависимости от направления и силы полета мяча.

Теор.

Техн.

2

24.09

ОФП

ОФП

2

26.09

Бросок мяча двумя руками от груди.

Техн.

2

28.09

Физическая подготовка юного спортсмена. СФП

Теор.

СФП

2

01.10

Взаимодействие трех игроков «треугольник».

Такт

2

03.10

Техника ведения мяча.

Техн.

2

05.10

Ведение мяча с переводом на другую руку.

Техн.

2

08.10

Гигиенические основы режима труда и отдыха юного спортсмена.

СФП

Теор.

СФП

2

10.10

Взаимодействие двух игроков «передай мяч и выходи».

Такт.

2

12.10

Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке.

Такт.

2

15.10

Сущность и назначение планирования, его виды.

ОФП.

Теор.

ОФП

2

17.10

Ловля двумя руками «низкого мяча».

Техн.

2

19.10

Ведение мяча с высоким и низким отскоком.

Техн.

2

22.10

Закаливание организма спортсмена.

Учебная игра.

Теор.

Интегр.

2

24.10

Чередование изученных технических приемов и их сочетаний.

Техн.

2

26.10

Контрольные испытания.

Контр.

2

29.10

Командные действия в нападении.

Такт.

2

31.10

Ведение мяча с изменением скорости и передвижения.

Техн.

2

02.11

Гигиенические требования к питанию юных спортсменов. ОФП

Теор.

ОФП

2

12.11

Многократное выполнение технических приемов.

Интегр.

2

14.11

Учебная игра.

Интегр.

2

16.11

Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке.

Такт.

2

19.11

Чередование изученных технических приемов и их сочетаний.

Техн.

2

21.11

Чередование изученных технических приемов и их сочетаний.

Техн.

2

23.11

СФП

СФП

2

26.11

Систематический врачебный контроль за юными спортсменами как основа достижений в спорте. ОФП

Теор.

ОФП

2

28.11

Командные действия в нападении.

Такт.

2

30.11

Выбор места по отношению к нападающему с мячом.

Такт.

2

03.12

Противодействие выходу на свободное место для получения мяча.

Такт.

2

05.12

Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке.

Такт.

2

07.12

Воспитание нравственных и волевых качеств личности юного спортсмена. Психологическая подготовка в  процессе тренировки

Теор.

2

10.12

Индивидуальные действия при нападении.

Такт.

2

12.12

Индивидуальные действия при нападении.

Такт.

2

14.12

Самоконтроль в процессе занятий спортом. СФП

Теор.

СФП

2

17.12

ОФП

ОФП

2

19.12

Бросок мяча одной рукой от плеча.

Техн.

2

21.12

Выбор способа передачи в зависимости от расстояния.

Такт.

2

24.12

Общая характеристика спортивной тренировки. Учебная игра.

Теор.

Интегр.

2

26.12

48-49

Взаимодействие двух игроков «подстраховка».

Такт.

4

28.12

14.01

50-51

Методы спортивной тренировки.

ОФП.

Теор.

ОФП

4

16.01

18.01

52-53

Совершенствование техники передачи мяча.

Техн.

4

21.01

23.01

54-55

Учет в процессе тренировки.

Бросок мяча одной рукой от плеча.

Теор.

Техн.

4

25.01

28.01

56-57

Совершенствование техники передачи мяча.

Техн.

4

30.01

01.02

58-59

Техническая подготовка юного спортсмена.

Теор.

4

04.02

06.02

60-61

Тактика защиты.

Такт.

4

08.02

11.02

62-63

Стойка защитника с выставленной ногой вперед.

Техн.

4

13.02

15.02

64-65

Совершенствование техники ведения, ловли и передачи мяча.

Техн.

4

18.02

20.02

66-67

Действия одного защитника против двух нападающих.

Такт.

4

22.02

25.02

68-69

Многократное выполнение технических приемов и тактических действий.

Интегр.

4

27.02

01.03

70-71

Многократное выполнение технических приемов и тактических действий.

Интегр.

4

04.03

06.03

72-73

Ведение мяча с изменением направления с обводкой препятствия.

Техн.

4

11.03

13.03

Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке.

Такт.

2

15.03

Совершенствование техники ведения, ловли и передачи мяча.

Техн.

2

18.03

Взаимодействие двух игроков «подстраховка».

Такт.

2

20.03

Выбор места по отношению к нападающему с мячом.

Такт.

2

22.03

Переключение от действий в нападении к действиям в защите.

Такт.

2

01.04

Тактическая подготовка юного спортсмена.

Учебная игра.

Теор.

Интегр.

2

03.04

Защитные стойки. Защитные передвижения.

Техн.

2

05.04

Применение защитных стоек и передвижений в зависимости от действий и расположения нападающих.

Такт

2

08.04

Применение защитных стоек и передвижений в зависимости от действий и расположения нападающих.

Такт

2

10.04

Учебная игра.

Интегр.

2

12.04

Выбор места и способа противодействия нападающему без мяча в зависимости от местонахождения мяча.

Такт.

2

15.04

Правила игры и методика судейства. Учебная игра.

Теор.

Интегр.

2

17.04

Организация командных действий.

Такт.

2

19.04

87

Бросок мяча одной рукой сверху.

Техн.

2

22.04

88-89

Чередование изученных технических приемов их способов в различных сочетаниях

Интегр.

4

24.04

26.04

90-91

Передвижения в защитной стойке назад, вперед и в сторону.

Техн.

4

29.04

03.05

92-93

Техника овладения мячом.

Техн.

4

06.05

08.05

94-95

Техника броска мяча одной рукой от плеча.

Техн.

4

10.05

13.05

96

Контрольные испытания. СФП

Интегр.

2

15.05

97

Многократное выполнение технических приемов и тактических действий.

Интегр.

2

17.05

98

Совершенствование техники ловли и передачи мяча.

Техн

2

20.05

99

Совершенствование тактических действий  в нападении и защите.

Такт.

2

22.05

100

Совершенствование тактических действий  в нападении и защите.

Такт.

2

24.05

101

Чередование изученных технических приемов их способов в различных сочетаниях Учебная игра.

Интегр.

2

27.05

102

СФП

СФП Интегр.

2

29.05

103

Итоги прошедшего спортивного года.

Теор.

2

31.05


Приложение

Критерии первого года обучения

критерии

показатели

Уровни проявления показателей

Способы оценки результатов

Н(низкий)

С(средний )

В (высокий)

Двигательные умения и навыки

ведение

10,2 – 10,6

9,6 – 10,1

9,5

Ведение мяча 20(м)

броски

5

7 – 6

8

Броски с точек (из 20 раз)

штрафные броски

3

4

5

Штрафные броски (10раз)

Физические качества

Быстрота

Обучающийся теряет мяч, делает пробежку, забрасывает 1 -2 раза

Обучающийся смотрит на мяч, не делает пробежек, забрасывает  3  раза

Обучающийся ведет мяч без зрительного контроля, не делает пробежек, забрасывает 4 раза

Броски в движении после ведения (из 5 раз)

сила

400

470 – 420

480

Бросок набивного мяча из положения сидя (см)

выносливость

5,20

5,10

4,50

Бег 1000м

ловкость

3-4

5 -6

7 – 8

Подбрасывание мяча вверх с хлопком

Воспитание гармонично развитой личности ребенка.

Основные технико - тактические действия

Выполняет технико - тактические действия репродуктивно

Выполняет технико-тактические действия с подсказкой

Выполняет технико-тактические действия самостоятельно

Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.

Оздоровление обучающихся

Уровень заболеваемости

обучающихся

Заболеваемость на первоначальном уровне

Заболеваемость  снизилась на

30%

Заболеваемость  снизилась на

50%

Мониторинг

заболеваемости обучающихся

Владение культурным поведением.

Самообслуживание в спортивном зале.

Обучающийся нарушает правила поведения в спортивном зале, не вежлив. Не слушает  и не слышит педагога.

Обучающийся  не всегда внимательно слушает педагога, не всегда выполняет задания с точным соблюдением инструкции и правил, не всегда вежлив.

Обучающийся внимательно слушает педагога, старается выполнять все задания, не нарушая установленных правил поведения в спортивном зале, вежлив.

Наблюдение

Понимание и выполнение инструкций (команд).

Соблюдение этических норм в общении со сверстниками и взрослыми.

Критерии второго года обучения

критерии

показатели

Уровни проявления показателей

Способы оценки результатов

Н(низкий)

С(средний )

В (высокий)

Двигательные умения и навыки

ведение

9,2 – 9,6

8,6 – 9,1

8,5

Ведение мяча 20(м)

броски

8

12

15

Броски с точек (из 20 раз)

штрафные броски

5

6-7

8

Штрафные броски (10раз)

Физические качества

Быстрота

Обучающийся теряет мяч, смотрит на мяч, делает пробежки, забрасывает 5 раз

Обучающийся смотрит на мяч, не делает пробежек, забрасывает  7  раз

Обучающийся ведет мяч без зрительного контроля, не делает пробежек, забрасывает 8 - 9 раз

Броски в движении после ведения(из 10 раз)

сила

500

570 – 520

600

Бросок набивного мяча из положения сидя (см)

выносливость

4,50

4,30

4,10

Бег 1000м

ловкость

5 -6

7 – 8

9-10

Подбрасывание мяча вверх с хлопком

Воспитание гармонично развитой личности обучающегося.

Основные технико - тактические действия

Выполняет технико - тактические действия репродуктивно

Выполняет технико-тактические действия с подсказкой

Выполняет технико-тактические действия самостоятельно

Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.

Оздоровление обучающихся

Уровень заболеваемости

обучающихся

Заболеваемость на первоначальном уровне

Заболеваемость  снизилась на

30%

Заболеваемость  снизилась на

50%

Мониторинг

заболеваемости обучающихся

Владение культурным поведением.

Понимание и выполнение инструкций (команд).

Обучающийся нарушает правила поведения в спортивном зале, не вежлив. Не слушает  и не слышит педагога.

Обучающийся  не всегда внимательно слушает педагога, не всегда выполняет задания с точным соблюдением инструкции и правил, не всегда вежлив.

Обучающийся внимательно слушает педагога, старается выполнять все задания, не нарушая установленных правил поведения в спортивном зале, вежлив.

Наблюдение

Соблюдение этических норм в общении со сверстниками и взрослыми.