Из опыта работы "Формирование интереса к урокам физической культуры через проведение внеклассных мероприятий"
статья по физкультуре

Выступление из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_interesa_k_urokam_fizkultury.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Муниципальное образование «Ленский район»

МКУ  «Районное управление образования»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4

с углубленным изучением отдельных предметов г. Ленска».

Формирование интереса к урокам физической культуры у младших школьников.

                                           Автор: Серкина О.И.

                                                           учитель физической культуры

                                                                  МБОУ СОШ №4

 г. Ленска РС (Я),

                           1 категория

Педстаж  21 год

2013г.

Совершенствование физкультурно-спортивного воспитания в системе общего образования непосредственно связано с сохранением и укреплением здоровья детей, что является одним из приоритетных направлений деятельности образовательных учреждений. Будучи Президентом Российской Федерации Д.А. Медведев поставил конкретную задачу перед системой образования – создать такие условия обучения в школе, при которых ребёнку было бы «комфортно психологически и физически», при которых к каждому ученику применялся бы «индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения».

В свете актуальности инновационного развития образования главным приоритетом для министерства является внедрение инновационных подходов к преподаванию физической культуры, способствующих кардинальному изменению отношения к занятиям физической культурой и спортом как со стороны обучающихся, так и со стороны педагогов и родителей.

Система образования видит свою задачу в том, чтобы учащиеся имели полноценную возможность заниматься физической культурой и спортом в процессе не только учебной, но также и внеурочной деятельности.

Впервые в ФГОС общего образования предусмотрены организация внеурочной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, и формы её реализации (кружки, клубы, секции, различные мероприятия).

 В последнее время всё больше говорят о новых технологиях, методах, методиках обучения, используемых в занятиях физической культурой в школе. Это очень важно, так как для многих ребят физические упражнения на школьных уроках являются единственной возможностью получить двигательную нагрузку.

Но, несмотря на все новшества, некоторые методы, используемые тысячелетиями в физической культуре, не стоит забывать и в наше время. Одним из главных остаётся соревновательный метод. Он помогает учащимся максимально проявить свои возможности, оценить конкретный результат. Наметить дальнейшие цели и пути развития.

Повышенный интерес школьника к уроку физической культуры через выполнение игровых заданий создаёт благоприятный психоэмоциональный фон для изучения требуемого двигательного движения.

Я задумалась, как сделать, чтобы уроки были интересными, насыщенными, плодотворным? Какие формы использовать, чтобы дети бежали бы на мой урок? Конечно же, нужно занять мальчишек и девчонок разными играми, конкурсами. Если дети будут вкладывать в подготовку этих мероприятий свой труд, фантазию, частицу своей души, то каждый урок будет праздником. Ведь ученик - это не чистый лист бумаги, на котором ты можешь писать все  что захочешь, и не емкость, которую можно наполнить, а скорее факел, который нужно зажечь, помочь маленькой искре воспламениться. А вообще, мастерство учителя не случайная удача, не

счастливые находки, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами.

В нашей школе обучается 710 учащихся, из них 356 – занимаются в спортивных секциях вне школы, 75 – в школьных секциях, 25 – в СМГ.     В начальной школе обучается 413 человек, ведётся работа совета физоргов. Раз в неделю сбор совета, на котором составляется план работы на неделю и анализируется работа предыдущей недели. Все вместе составляем комплексы физкультурных минуток, которые проводятся физоргами на уроках.

  Ежемесячно проводятся «Весёлые старты» с привлечением учащихся старших классов и родителей. Раз в четверть вместе с физоргами выступаем на родительских собраниях с беседами о состоянии здоровья учащихся школы. Привлекаем к сотрудничеству врачей, психологов, работников МЧС. Равнодушных людей к вопросам здоровья нет.

  На уроках физической культуры ребятам предлагаются разноуровневые задания, дающие возможность учащимся раскрыть свои способности наиболее полно, обрести уверенность в своих силах, формируя чувство собственного достоинства. В выходные дни для учащихся 1-4 классов работает спортивная секция, где разучиваются разные игры.

  Начальная школа это первая ступень физкультурного комплекса «ЭРЭЛ». Подготовка к сдаче нормативов ведётся с первого класса. В  2012-2013 учебном году из 85 учащихся четвёртых классов 4 человека выполнили

нормативы на золотой значок, 27 – на серебряный, остальные выполнили нормы государственного стандарта.

  Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня стали обязательным звеном - ежедневно утро начинается с гимнастики, обязательные  динамические паузы во время урока, подвижные игры на переменах (проводят члены совета физоргов), организация летних лагерей дневного пребывания с физкультурно-оздоровительным направлением, всё это способствует формированию интереса к урокам физической культуры.

Дети, как известно, любят играть. Малыш, появившийся на свет, уже с пелёнок начинает играть. Сначала, лёжа в кровати, с игрушками, затем, выйдя на улицу, с другими детьми. В детском саду или в школе дети с большим удовольствием играют в подвижные игры. Играя, они лучше осваивают различного рода физические, а в определённой мере и нравственные навыки. Играя, они учатся жить. А игры с преодолением препятствий или «Весёлые старты» им нравятся ещё больше.

Одной из форм воспитания интереса к уроку физической культуры являются внеклассные мероприятия. В начальной школе – это в основном «Весёлые старты».

Чаще всего учителя организуют «Весёлые старты» во внеурочное время, но практика показала, что можно таким образом организовать и сам урок. Урок от этого только выигрывает. К тому же силы свои смогут испытать здесь все ученики класса, а не только «сборники», участвующие в состязаниях во внеурочное время.

Основными задачами при проведении внеклассных мероприятий являются:

- формирование целостного отношения детей к своему здоровью;

- содействие формированию жизненно важных умений и навыков;

-  развитие двигательных навыков;

- воспитание потребности самостоятельно заниматься физическими упражнениями;

- содействие воспитанию нравственных и волевых качеств;

- формирование организаторских способностей;

- наблюдение за психофизическими особенностями каждого ребёнка их учёт и анализ для дальнейшей целенаправленной работы.

Более 90% работы при проведении «Весёлых стартов» в их подготовке. Подбор тематики, оформление зала, музыкальное сопровождение, продумывание конкурсов и эстафет. Очень важно сделать конкурсы весёлыми, интересными и доступными для всех. Первые эстафеты не должны быть особо трудными, так как это своеобразная разминка. Комбинированная эстафета – полоса препятствий в миниатюре – обычно самая сложная и красочная, поэтому её проводят в конце соревнований. Необходимо также учитывать и количество эстафет – обычно не более 6-7.

Нельзя предлагать и совсем банальные задания – они быстро наскучат и не принесут детям нужного удовлетворения, тогда как чересчур сложные эстафеты могут испортить хорошее настроение и запутать детей так, что дух праздника будет безвозвратно утерян.

Для разнообразия «Весёлых стартов» можно использовать различные конкурсы для болельщиков и показательные выступления. Это необходимо и для отдыха команд между эстафетами и активизации внимания болельщиков.

Нельзя забывать об инвентаре. Это также необходимая часть проведения «Весёлых стартов». Перед началом мероприятия нужно проверить весь набор используемых предметов.

Для успешной работы жюри важно создать удобный для использования протокол, где присутствуют графы: название команд, эстафет, очки за 1,2,3 места, общее количество баллов. Судьи отвечают за награждение, значит необходимо заранее подготовить грамоты и призы. Важно то, что награждаются все команды-участницы.

Большую роль в проведении «Весёлых стартов» играет музыкальное сопровождение. Музыка должна быть весёлой и ритмичной – под неё приятнее бегать, прыгать, она пробуждает бодрость.

И, наконец, самое важное при подготовке к «Весёлым стартам» это работа с ребятами. С ними необходимо продумать название команды, приветствие и сообщить всю необходимую информацию о предстоящих соревнованиях.

 «Весёлые старты» - плод долгого труда, поисков и ошибок, который занимает массу сил и у взрослых и у детей. Но дело того стоит. Дети и взрослые именно во внеклассной работе учатся смотреть друг на друга как на соратников, коллег, помощников. И им становится легче общаться, в том числе и на уроках.

Родители совместно с учителями являются равноправными участниками физического воспитания детей. Очень интересно проходят «Весёлые старты» с участием взрослых, достигается духовный контакт с ребёнком. Ребята младшего возраста активно реагируют на желание родителей включиться в общее дело. Совместные игры полезны ещё и потому, что стимулируют двигательную активность детей. Именно здесь ребёнок чувствует, как родители переживают за него, а папа на самом деле самый сильный и мама самая быстрая. При встрече с родителями сообща рассматриваются предложенные конкурсы, каждый член семьи активно участвует в обсуждении. Именно в таких совместных мероприятиях виден яркий пример взрослых, их заинтересованность в физическом воспитании детей.  

Разнообразные упражнения, используемые в эстафетах, позволяют не только воспитывать чувство коллективизма у детей на фоне заинтересованности и непринуждённого веселья, но и развивать скоростно-силовые качества.

Во время проведения таких праздников и уроков стимулируется активность учащихся, раскрываются творческие силы, скрытые возможности, решаются образовательные, развивающие, воспитательные и оздоровительные задачи. А самое главное, появляется интерес к физической культуре и спорту.