Военно-спортивная игра "Зарница"
план-конспект урока по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Васильева Татьяна Анатольевна

Военно-спортивная игра «Зарница» для школьников была частью комплексной программы патриотического воспитания молодёжи в Советском Союзе. Игра воспитывала школьников в преданности своей стране, постоянной готовности защищать Родину

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zarnitsa.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект мероприятия

Военно – спортивная  игра  «Зарница»

Возраст обучающихся 7-15 лет

Подготовила

                                                                                              Васильева Татьяна Анатольевна

По официальным данным, военно-спортивная игра «Зарница» была организована в СССР в 1967 году. Представляла собой имитацию боевых действий, похожую на военные учения. В ходе игры ребята делились на команды и соревновались в различных военно-прикладных видах спорта с игровыми элементами. Игра являлась частью системы начальной военной подготовки школьников в СССР. Целью игры было военно-патриотическое воспитание советской молодёжи.

В настоящее время ЗАРНИЦА – это военно-спортивный праздник. С помощью игры мальчишки и девчонки получают возможность проявить себя, быть организованным коллективом, получить полезные навыки в принятии правильного решения в экстремальных ситуациях, уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.

Цель:  Способствовать сохранению и укреплению традиций военно – патриотического воспитания.

Задачи:

  • Воспитание чувства патриотизма, товарищества, единого сплоченного коллектива;
  • Привлечь учащихся к занятиям спортом, развивать силу, ловкость, смекалку;
  • Развитие духовно-нравственных ценностей, ответственности;
  • Подготовка к преодолению трудностей, выработка навыков действия в экстремальных ситуациях, умение оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
  • Привлечение учащихся к здоровому образу жизни.

Форма проведения мероприятия: военно - спортивная игра

Место проведения: двор станции юных техников (большая площадка)

Участники игры:
В игре «Зарница» участвуют учащиеся 1 – 9 х  классов. Количество участников 24 человека.

Оборудование:

  • отличительные знаки отрядам, отрядные флаги;
  • музыкальная аппаратура с подборкой военных песен;
  • таблички с названиями станций, маршрутные листы для каждого отряда;
  • для станции «Сбей вражеский самолет»: самолет (из пластиковой бутылки), маленькие мячи;
  • для станции «Партизаны»: лопаты;
  • для станции «Санитары»:  сани,  пара лыж, брезент;
  • для станции «Снайперы»: мишень, дротики;
  • для станции «Минное поле»: пустые пластиковые бутылки с этикетками (у каждого  свой цвет: зеленый, желтый);
  • для станции «Колючая проволока»: Лента или веревка;
  • для станции «Бой с танками»: макеты танков, маленькие мячи.

Этапы мероприятия:

  1. Построение команд, общий сбор.
  2. Вручение командам маршрутных листов (планов).
  3. Прохождение маршрутов по станциям.
  4. Подведение итогов, награждение победителей.

Техника безопасности.

Во время проведения игры запрещается: использование предметов применение которых может нанести травму участникам игры, применение силовых приёмов, нанесение ударов ногами, руками, головой, целится и бросаться снежными комками в голову  участникам игры. Нарушившие правила дисквалифицируются из игры.

Ход игры.
Звучит маршевая музыка, дети под руководством командира отряда собираются на площадке, выстраиваются по периметру.

Командиры команд  сдают рапорт главнокомандующему.

Форма рапорта:
- Отряд, равняйсь! Смирно!

«Товарищ главнокомандующий! Отряд (название) к игре «Зарница» готов. Наш девиз (говорит отряд). Командир (имя командира). Рапорт сдан!» - «Рапорт принят, вольно!»

Рапорт является первым конкурсом игры. 
Оценивается четкость действий командира и команды. 

Главнокомандующий: Здравствуйте, участники соревнований!

Дети: Здравствуйте!

Главнокомандующий: Товарищи бойцы, в генеральном штабе произошло чрезвычайное происшествие: из сейфа были похищены очень важные документы. Ваша задача заключается в том, чтобы найти документы и доставить их в штаб. Это задание очень сложное, вам нужно будет преодолеть много препятствий. Вам потребуется мужество, отвага, смелость, решительность для достижения цели. Товарищи бойцы, к выполнению боевого задания готовы?

Дети: Готовы!

Главнокомандующий: Для выполнения этого задания вам необходимо будет пользоваться планом, где синим цветом обозначено место, откуда вы должны будете начать своё движение, красным цветом обозначено место, где вы найдёте пакет с документами, стрелками показан путь, по которому вам нужно передвигаться. Когда вы найдёте документ, вам нужно будет поместить свой отрядный флаг на вершину горы и известить о  выполнении задания. Задание понятно? Командирам отрядов получить план маршрута.

Командиры берут планы. Начинают выполнение заданий.

Прохождение маршрутов по станциям

  1. Станция «Эрудит»

Военно – патриотическая подготовка предполагает не только овладение определёнными профессиональными навыками, но и значительную эрудицию. Командам предлагается ответить на ряд вопросов.

  • Какие средства пожаротушения считаются первичными? (Лопата, ведро, лом, топор, песок, вода)
  • Как называется торжественное прохождение войск? (Парад)
  • Старинное название русского войска? (Рать)
  • Солдат спит, а она идёт. (Служба)
  • Обувь зимней караульной службы? (Валенки)
  • Звёздная часть мундира? (Погоны)
  • Что есть у фотоаппарата и автомата? (Затвор)
  • Что у солдата под кроватью? (Порядок)
  • Что общего между деревом и винтовкой? (Ствол)
  • Как называется подросток на корабле, обучающийся морскому делу? (Юнга)
  • Чьи слова: «Тяжело в ученье, легко в бою? (А.В.Суворов)
  • Назови города – герои и почему они названы героями?
  • Как сбить пламя с горящей одежды человека? (накрыть мешковиной, фуфайкой, одеялом). С себя огонь сбить можно, катаясь по земле.
  • Где находятся противопожарные средства в школе? (В специальном месте, на пожарном щите, в исправном состоянии)
  • Что ты будешь делать при пожаре?
  • Сколько битв проиграл А.В.Суворов? (Ни одной)
  • Как называется наступательное действие войск? (Атака)
  • Какие виды войск существуют в российских Вооружённых силах? ( Сухопутные, ракетные войска стратегического назначения, военно – воздушные, Военно – морской флот)
  • Аппарат для дыхания человека под водой? (Акваланг)
  • Участок местности для испытания боевого оружия? (Полигон, стрельбище)
  • Металлическая пластина, прибиваемая к конскому копыту? (Подкова)
  • Умеют ли слоны плавать? (Да, очень хорошо)
  • Кто такие гусары? (Богатые, знатные, высокообразованные мужчины дворянского происхождения)
  • Какие ордена и медали ты знаешь?
  • Назови самые необходимые вещи в армии?
  • Как называлась высокая гусарская шапка (Треуголка, кивер, шлем, кирасира)
  • Назови героев ВОВ, памятники ВОВ
  • Почему, испугавшись чего – нибудь, лошадь начинает фыркать? (Она имеет очень острое обоняние. Отфыркиваясь, лошадь очищает свой нос. И может быстрее определить, что и с какой стороны ей угрожает)
  • Как называется военная больница? (Госпиталь)
  • Боевая машина с реактивными снарядами? (Катюша)
  • Что такое «лимонка»? (Граната)

Побеждает та команда, которая за 5 минут ответила на большее количество вопросов.

2.Станция «Минное поле»

Саперы должны в кратчайший срок обнаружить и «обезвредить» 5 «мин» своего цвета, если « мина» цвета противника её необходимо закопать обратно. Задание считается выполненным, когда все «мины» обнаружены и «обезврежены».

3. Станция «Снайперы»

В конкурсе участвует не вся команда, а только снайперы (3 человека). Стрельба снежками в мишень. За каждое точное попадание в цель команда получает балл.

4.Станция «Колючая проволока»

Нужно проползти под “колючей проволокой” или перешагнуть через неё так, чтобы не задеть. Если ребёнок задел “колючую проволоку”, то считается раненым, санитары его перевязывают.

5.«Стенка на стенку»

Конкурс проводится на спортивной площадке. Команда должна за определённое время как можно больше погон сорвать с противника. Лучший балл – за большее количество погон соперников.

6.Станция «Вражеский самолет»

Попасть “снарядами”  в самолёт, который висит на дереве. Каждое попадание ребёнком в цель приносит отряду 1 балл. Каждый участник имеет право сделать один бросок.

7.Станция «Бой с танками»

Учащийся - «танк» - должен преодолеть участок поля и не попасть под обстрел.

8.Станция «Санитары»

В конкурсе участвуют 4 человека из них: 2 санитара, 2 – раненые. Учащимся предлагается проделать следующее: на старте стоят два санитара на лыжах, они держат санки, на которых сидит раненый, санитарам необходимо переправить раненых в «госпиталь». Санитары делают два подхода, вывозят раненых по одному.

9.Станция «Штурм высоты»

В конкурсе принимают участие «партизаны». Участникам необходимо сделать оборонительное сооружение (окоп).

Занять первыми место на высоте горы, мешая противникам.

На последнем пункте ребята, выполнив задания, получают пакет с самым важным заданием – шифровкой.

Ключ к шифровке

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33

Шифровка

3 1 26 1 9 1 5 1 25 1 – 17 16 5 15 33 20 30

19 3 16 11 22 13 1 4 15 1 5 26 20 1 2

16 14 10 15 1 25 1 20 30 17 6 20 30 12 13 1 19

19 15 21 32 17 6 19 15 32

Задача – поднять свой флаг над штабом и начать петь военную  песню.

 

Побеждает та команда, которая поместит свой флаг на штаб и начнёт петь.

Пока подводятся итоги, командам предлагается проследовать на станцию

После прохождения всех испытаний, отряды строятся  на подведение итогов и  награждение.

   НАГРАЖДЕНИЕ

Вот и все и закончилось наше  соревнование.

                         Мы завершим его сейчас.

                         Итог всех наших состязаний,

                         Пусть судьи доведут до нас

Судьи подводят итоги соревнование, и объявляют победителей соревнование

Спасибо Вам, и досвидание!

До новых встреч в спортивном зале

Соединяйте спорт и знания,

И душу грейте добрым словам.



Приложение

Маршрут  I команды по станциям

Маршрут  II команды по станциям  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Военно-спортивный праздник "Путь призывника"

Военно-спортивный праздник "Путь призывника"...

Военно – спортивная игра

Военно – спортивная игра на звание лучшего «ПАРТИЗАНСКОГО ОТРЯДА», посвященная празднованию «Победный май!»...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...

Занятие военно-патриотического клуба ЩИТ - УТЛ «Комплексная подготовка к практическим этапам военно-спортивных игр»

Лицеисты, члены военно-патриотического клуба ЩИТ – УТЛ, являются постоянными участниками ежегодных различных мероприятий военно-патриотической направленности:-...

Разработка военно-спортивного мероприятия "Военная лыжня"

Данные материалы включают в себя сценарий военно-спортивной игры "Военная лыжня", раздаточные материалы для этапов (ранее материал был взят в сети Интернет и переработан под условия средней школы)...

Презентация и тезисы «Военно-спортивная игра «Боец», как одна из форм военно-патриотического воспитания в подготовке старшеклассников к службе в армии»

Реализовывая  военно-патриотическое воспитание в кадетском корпусе, нами используется большое разнообразие форм работы с кадетским классом, одной из  которых является военно-спортивная игра ...