методическая разработка по теме баскетбол в 8-9 классах
методическая разработка по физкультуре

В работе рассматриваются основные ошибки при изучении основных приёмов в игре баскетбол. Рассматриваются методические приёмы, позволяющие успешно овладеть техническими приёмами в игре в баскетбол.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_basketbolu_8.docx24.11 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по баскетболу 8-9 классы

 

Цель методической разработки:   определить основные методы и формы изучения содержания темы;  показать в разработке виды деятельности педагога и учащихся;  раскрыть особенности использования на уроке современных технологий и информационных средств обучения; осуществить связь теории с практикой, применяя современные педагогические технологии.

 Структура методической разработки.

 Аннотация Методическая разработка показывает,  как правильно разработать и провести урок по виду программы «Баскетбол», демонстрирует предметные ,межпредметные, метапредметные результаты  

Методическое обоснование темы.

                                                                                                               В баскетбол играть легко,

                                                                                                              но трудно играть хорошо».

                                                                                                                           Джеймс Нейсмит

 В современной жизни все больше использование занятий физическими упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, спортивные игры.

Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Но эффективность воспитания зависит, прежде всего, от того, насколько целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания.

Баскетбол является одним из средств физического развития и воспитания молодежи. Для нее характерны разнообразные движения; ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию.

Разнообразие технических и тактических действий игры в баскетбол и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений детей среднего школьного возраста, всестороннего развития их физических и психических качеств. Освоенные двигательные действия игры в баскетбол и сопряженные с ним физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и рекреации и могут использоваться человеком на протяжении всей его жизни в самостоятельных формах занятий физической культуры.                                                                                                                    Таким образом, уроки физической культуры, на которых изучается спортивная игра баскетбол, повышают мотивацию к занятиям физической культурой, стремление к здоровому образу жизни, пробуждают интерес к самосовершенствованию. Во время уроков приобретаются компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, происходит овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями, расширяется двигательный опыт посредством овладения новыми двигательными действиями, формируются адекватная самооценка личности, нравственное самосознание, мировоззрение, коллективизм, развивается целеустремлѐнность, уверенность, выдержка, самообладание.

Методические рекомендации по проведению урока.  

  Данное занятие рассчитано на 1 урок (45минут): тема в разделе изучения спортивных игр.                                                                                                                         Вид: Баскетбол.                                                                                                            Тема: Совершенствование ловли и передачи мяча от груди двумя руками, ведение мяча  различными способами.                                                                         Тип урока: Образовательно- тренировочный                                                           Вид: частично –поисковый                                                                                           Цель:Обеспечить усвоение учащимися технических и тактических действий (совершенствование ловли и передачи мяча от груди двумя руками, на месте, при встречном движении, в игровых ситуациях; ведение мяча  различными способами: правой, левой рукой обводя  кегли; игра по правилам)  

Данный урок проходит в форме практического занятия и информационного блока( учитель рассказывает и показывает видео с главной передачей российского  игрока),  учащиеся работают индивидуально, в команде и в парах.    Урок проходит в три этапа. (подготовительный,основной.з аключительный).Основная часть разделена на 3 этапа- на первом этапе учащиеся изучают ведение мяча различными способами, передаче мяча от груди 2 руками На втором этапе учащиеся закрепляют изученный материал, выполняя задания преподавателя в виде соревновательной деятельности (эстафеты).На третьем этапе совершенствуют навыки и умения играя в баскетбол.

Мотивация знаний учащихся  Достижение необходимого результата в учебной деятельности учащихся возможно при соблюдении дидактических принципов обучения: - Принцип научности: содержание учебного материала и методы его изучения должны быть научными, иначе дети не смогут овладеть основами знаний; - Принцип систематичности: его сущность заключается в том, что все знания, получаемые учащимися должны находиться в определѐнной системе; здесь учитываются и возрастные особенности школьников и последовательность в обучении; -Принцип доступности: тоже очень значимый принцип в обучении - если неправильно будет отобран и генерализирован учебный материал, и дети на уроке не поймут и не усвоят его, нет никакого смысла в проведении самого урока; -Принцип наглядности: применяем показ, рассказ, обьяснение, слайд. видео - Принцип сознательности и активности: учитель, на уроке применяя весь свой опыт преподавания, доводит до своих учеников объяснение конкретной темы так, что знания, полученные детьми, становятся осознанными.(инструктивная карта) Принцип индивидуализации развития детей: настоящий педагог всегда в любом детском коллективе заметит все индивидуальные способности, т.е дифференцированный подход, разноуровневые задания. -Принцип функциональных возможностей организма - на каждом этапе прослеживаться функциональные изменения ЧСС.  Основные методы и образовательные технологии, используемые на уроке: личностно-ориентированные технологии; исследовательскийпроблемный(частично-поисковый), коммуникативный,  разноуровневое  обучение, технология коллективного взаимного обучения, спортивноигровая, здоровьесберегающая. Анализируя в ходе создания карты-плана  урока педагог должен видеть структуру урока. Структура урока: 1 Организационный момент 2 Психофизиологическая подготовка учащихся к усвоению содержания урока 3 Освоение материала на этапах урока 4 Оздоровитеьные, воспитательные задачи на этапах урока 5 Дифференцированная работа 6 Развитие основных физических качеств 7 Частные задачи урока на этапах 8 Реализация УУД 9 Применение ИКТ 10 Решение задач 11 Итоги урока

Структура урока:

 

Организационный момент: мотивация деятельности учащихся должна быть достигнута путем четкой логической связи темы, цели и задач урока, содержанием проблемы данного возраста.  Средства: словесный метод (диалог),показ(демонстрация) информационный слайд  Результат: восприятие и осознание учебных задач. Психофизиологическая подготовка учащихся к усвоению содержания урока: Подготовка организма к выполнению технических действий с мячом, активизация психических процессов достигнута с подготовительных и специальных упражнений с баскетбольными мячами. Был обеспечен плавный переход от подготовительной части урока к основной.  Результат- качественное выполнение, готовность организма к выполнению основной части урока.  Игровой и соревновательный методы способствовали повышению эмоционального фона урока.  Результат: самооценка при выполнении подготовительных и специальных упражнений с баскетбольными мячами. Развитие специальной  выносливости: повышение уровня развития специальной выносливости посредством метода динамических усилий и игровых методов. Метод оценивания: сравнения своего результата с нормативным показателем, для этого была предложена инструктивная карта ученика, в которой прослеживались все этапы работы на уроке.  Переход от работы к более сложным упражнениям способствует ощущению дифференцировке мышечных усилий, это прослеживается и в подготовительной части (от упражнений в движении  к беговым упражнениям) и в основной( от подготовительных упражнений и контрольным, затем к эстафете и игре). Результат: определение индивидуального уровня развития специальной  выносливости посредством выполнения технико-тактических действий в эстафетах и игре в баскетбол.  Игровая эстафета и игра способствовали лучшему освоению двигательных действий: передачам и ведению мяча, способствовали развитию выносливости и благоприятно влияли на эмоциональный настрой урока; формировались морально-волевые, нравственные, коммуникативные качества. Результат: Самооценка себя и товарищей по работе в команде , умению выполнять правильно технические и тактические действия на каждом этапе урока.( инструктивная карта) Учебная игра в баскетбол способствовала повышению уровня техникотактического  взаимодействия игроков, использование только передач,

ведение и бросков мяча предоставляет возможность отработать умение ориентироваться на площадке при выборе приема взаимодействия.

 

На каждом этапе урока ставилась частная задача, формировались универсально учебные действия (познавательные, регулятивные ,коммуникативные, личностные), прослеживались предметные, метапредметные и личностные результаты освоения учебной темы.

 

Решение проблемы: найти свой вариант решения проблемы помогли опора на предшествующий опыт, активность учащихся и четкое выполнение заданий на всех этапах урока. Подведение итогов урока: анализ деятельности производился с помощью оценивания каждого этапа урока и выставления отметки за урок. Результат: решение проблемы. Использование видео и слайда(2м)помогли учащимся четко определить взаимосвязь правильной передачи и общей игры в команде, слайд –гордость за российских спортсменов.

 

 

АНДРЕЙ ГЕННАДЬЕВИЧ КИРИЛЕНКО

Андрей Геннадьевич Кириленко родился 18 февраля 1981 года в Ижевске, СССР российский и американский профессиональный баскетболист, выступающий за команду Национальной баскетбольной ассоциации «Юта Джаз». Играет на позиции лёгкого или тяжёлого форварда. Во взрослом баскетболе дебютировал в 15 лет. Носит прозвище АК47. Благодаря высоким спортивным показателям в июне 1999 года Андрей был выбран для участия в играх клуба НБА «Юта Джаз». Дебютная игра за этот клуб в биографии Андрея Кириленко произошла в сезоне 2001-2002 годов. Баскетболист играл под 24 номером. В первом же сезоне Андрей показал высокопрофессиональную игру, благодаря чему был включен в пятерку лучших игроков среди новичков. Стечение обстоятельств, когда лидирующие игроки «Юты Джаз» ушли, позволило Андрею Кириленко стать ведущим, лучшим игроком команды.

 

Приложение №1 Информационные и проблемные вопросы:

 

1.  Что означает передачи мяча от груди двумя руками? ( основной способ передачи мяча при игре. Составляющий основную техническую часть баскетбола)

 

 2. Что дает владение техникой ловли и передачи мяча от груди двумя руками?  Передача мяча двумя руками от груди - основной технический способ, позволяющий быстро и точно направить мяч партнеру на близкое или среднее расстояние в сравнительно простой игровой обстановке, без плотной опеки соперника.

3. Опишите технику передачи, на какие ошибки нужно обратить   внимание?                                  1 этап (подготовительный): кисти с расставленными пальцами свободно обхватывают мяч, удерживаемый на уровне пояса, локти опущены и кругообразным движением кистей и рук мяч подтягивают к груди.                                                                                                                                             2 этап (основной) : мяч посылают резким выпрямлением рук почти до отказа с добавочным движением кистей. это придаст мячу обратное вращение. Чтобы сильнее была передача тяжесть тела немного нужно перенести на выставленную вперѐд ногу.Постарайся избежать вращения мяча при выпуске его из рук. Чем быстрее сделана передача , тем меньше вероятность того, что она будет перехвачена соперником.                                                      3 этап (заверщающий) :после передачи ты должен расслабить руки и опустить вниз, выпрямляешься, а затем нужно занять положение слегка согнутых ног.                                         Давайте разберѐм тот момент, когда соперник активно мешает передать мяч на уровне груди, то мяч можно послать партнѐру ударом о площадку вблизи партнѐра.Чтобы получился быстрый отскок , мячу нужно придать поступательное вращение. Для этого ноги нужно сгибать больше, а руки с мячом направлять вперѐд-вниз.

4.Зачем нужна согласованность рук, ног, туловища в передачах и ведении?Правильная согласованность движений помогает точно выполнить передачу без травм.

 

5.Что такое специальная выносливость- это выносливость к определѐнному виду спортивной деятельности, способность эффективно проводить технические приѐмы в течение схватки, игры и т.д. .  6.Какие физические качества влияют на развитие специальной выносливости? (Сила, выносливость, скорость, реакция). 7.Какие волевые качества необходимы для развития специальной выносливости? (Терпение, выдержка, сила воли и т.д.)

8.Какие способы ведения мяча вы знаете? Опишите их?

Существует два способа ведения мяча: высокое и скоростное, низкое с укрыванием мяча.Высокое (скоростное) ведение. Применяется в тех случаях, когда важна скорость перемещения с мячом и защита позволяет выполнить его. Тело игрока при высоком ведении принимает положения легкоатлета при беге на короткие дистанции, и скорость передвижения ограничивается только его способностью контролировать мяч. Для искусного дриблера это ограничение должно быть очень близким к его скорости бега без мяча. Рука, ведущая мяч, почти полностью выпрямляется. Мяч толкается вперед со стороны руки, осуществляющей ведение. Высота отскока колеблется от уровня пояса до плеч и должна быть такой, чтобы позволить максимальную скорость бега. Игрок,

выполняя скоростное ведение, должен видеть партнеров и передавать им мяч, как только кто-нибудь из них окажется в выгодной позиции.

Низкое ведение с укрыванием мяча. Применяется тогда, когда нужно укрыть мяч от защитника: во время похода под кольцо, при перемещении мяча из области скопления игроков, при прессинге, то есть тогда, защитник находится рядом и стремится отобрать мяч. Ведение выполняется не выше коленей, тело расположено низко за счет согнутых ног, рука, ведущая мяч, держится близко к телу. Мяч укрывается телом и свободной рукой. В этой ситуации игрок применяет различные приемы, чтобы ввести в заблуждение защитника и вывести его из равновесия. Голова поднята и игрок готов в любой момент выполнить передачу.

9.Что дает владение техникой ведения мяча?  Ведение мяча - один из основных технических элементов баскетбола, второй, после передачи, способ перемещения мяча по площадке. Правильное, технически грамотное ведение мяча - фундамент для стабильного контроля за ним, основа индивидуального обыгрывания соперника.

 

10. По каким признакам мы можем определить состояние своего организма? Охарактеризуйте их? ( по внутренним и внешним)

 

10.Сформулируйте ответ на поставленный проблемный вопрос(Что дает владение техникой ведения мяча и передачи мяча от груди 2 руками  для игры в баскетбол и в жизни?)

        Благодаря множеству и разнообразию приемов владения мячом и четкой передачи совершенствуются и закрепляются навыки владения мячом во время игры, что позволяет добиться высоких результатов в учебном процессе, соревнованиях школы, района, зональных, краевых. А развитие физических качест во время занятий баскетболом помогает в укреплении здоровья, физической подготовленности, готовности к профессиональной деятельности. Эмоциональность, динамичность, разнообразие действий и игровых ситуаций в баскетболе воспитывает морально-волевые качества, нравственные качества, уважение и любовь к спорту.  

 

 

Приложение №2

Инструктивная карта Ф.И.О. ______________________________________________________

 

№ п/п

Этап работы Результат Оценка в баллах

1 Организационный момент   Готовность к уроку  1.1 Участие в диалоге Внимательно слушала  Отвечала на вопросы 1 2  Разминка 2 Подготовительные упражнения Четкое и качественное выполнение Некачественное выполнение 1 0 3 Основная часть 3.1. Подготовительные упражнения с баскетбольными мячами Четкое и качественное выполнение Некачественное выполнение 1 0   Контрольные упражнения  3.2. Передача мяча двумя руками от груди за 30с 23 точных передач  20 точные передачи  15 точные передачи                               10точные передачи  5 4 3 2 3.3. Передача мяча двумя руками с ударом о пол за 30с 23 точных передач  20 точные передачи  15 точные передачи                               10 точные передачи 5 4 3 2 3.4 Эстафета с ведением мяча и передачей победа 1 3.5 Игра в баскетбол победа 1 4 Определение состояния организма по внешним признакам 4.1              Отличное состояние Хорошее Удовлетворительное Головокружение Покраснение Вялость- бледность -слабость

 

 Обвести кружочком

Определение состояния организма по ЧСС 4.2 Исходный( примерный) 70-85уд  Заполнить здесь свой личный результат  После разминки 120-140   После основной части урока 150-170   В конце урока 90-70  Ответ на проблемный вопрос 5  Ответил Не ответил Не знаю 2 1 0 6 Итого баллов 14-18 Оценка за урок 5     10-14               4   6-10              3  Напиши что получилось, над чем нужно поработать

 

  Самоанализ урока

 

Вид урока: урок по баскетболу. Тип урока в зависимости от решаемых задач: урок с образовательно- тренировочной направленностью (совершенствования. закрепления). Средствами решения образовательной задачи являются: - постановка проблемы;( проблема соответствует теме урока, поставлена четко и логично, вид проблемы для учеников 5 класса выбран частично-поисковый с учетом возрастной категории) - подготовительные и специальные упражнения с мячами; ( подготовительные и специальные упражнения с мячами учителем подобраны с учетом темы, задач, направлены на решение  проблемы, развитию физических качеств и физической подготовленности учащихся)) - знания об уровне развития специальной выносливости при выполнении технико-тактических действий в эстафетах и в баскетболе( знания об уровне развития спец. выносливости прослеживаются в вопросах и ответах учеников, развитие спец.выносливости в встречных эстафетах и в учебной игре) Средствами решения воспитательной задачи являются: - использование заданий по взаимодействию игроков в парах (передаче мяча от груди двумя руками, с отскоком о пол, ведению), учебной игре, игровых ситуаций( эстафете); при выполнении этих заданий формировались морально- волевые и коммуникативные качества (коллективизм, настойчивость, взаимовыручка, воля, смелость, дисциплинированность) - использование метода динамических усилий и игрового метода; ( прослеживается на протяжении всего урока) - тестовые задания высокой интенсивности; ( контрольные упражнения-задания)  - оценивание и взаимооценивание деятельности на каждом этапе работы (организационный момент, разминка, подготовительный, основной,                               заключительный этап- итоговым результатом является инструктивная карта учащегося); - решение проблемы.( проблема решена с помощью вопросов и ответов, выполнению заданий, демонстрации упражнений ,устранению ошибок, сравнению, самооценки и взаимооценки  учащимися ); Средствами решения оздоровительной  задачи являются:          -оптимальный уровень нагрузки;(нагрузка соответствовала возрасту, после каждого          этапа измеряли ЧСС, в подготовительной части ЧСС соответствовала нормативным            нормам и не превышала среднего уровня физической нагрузки, в основной не  

         превышала 170уд, к концу урока пульс восстановился до исходного уровня.           Использовалось дифференцированные задания-были предложены разноуровные           задания для подготовительной группы. - эмоциональный фон занятия соответствовал уроку и способствовал активному включению к выполнению задания; - активный отдых сочетался с  пассивным; - сочетание познавательной и двигательной активности. Содержание урока подчинено достижению следующих результатов:      -   расширение двигательного опыта учащихся для развития продуктивного мышления; - выполнение программных требований; - обеспечение двигательного режима (моторная плотность урока – 78%); - установление логической связи между развитием двигательных и психических способностей человека

 

Литература

1.     А.А. Бишаева. Физическая культура: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования.– 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 304 с.  

2.     Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын, Р.Л. Палтиевич, Г.И. Погадаев. Физическая культура: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. – 10-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 176 с.

3.     В.И. Лях, А.А. Зданевич; под общ. ред. В.И. Ляха. Физическая культура.   10 – 11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений.– 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 237 с.

4.     Ж.К. Холодов,          В.С Кузнецов. Теория и методика физической культуры и спорта.– 10-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 480с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме урока "Графики функций" (7 класс)

Методическая разработка по теме урока "Графики функций"(конспект, презентация)...

методическая разработка по теме "Живопись" в 9-ом классе

Разработка предлагает набор лексических упражнений, спрособствующих развитию навыков говорения по теме. Включено также  аудирование и кроссворд,...

Методическая разработка по теме Задачи "на части" 5 класс

Методическая разработка включает технологическую карту и презентацию урока математики, соответствующего требованиям ФГОС по теме "Задачи "на части"" , в 5 классе (УМК С.М. Никольский и др.)....

Методическая разработка по теме "Из истории армии. 9 класс".

Материал может использован при проведении классных часов и уроков патриотического воспитания....

Методическая разработка по теме "Окружность и круг. 5 класс".

презентация поможет при введении этих понятий в 5 классе...