Программа секции "Баскетбол"
рабочая программа по физкультуре

В настоящее время баскетбол, как вид спорта получил широкое распространение в России и мире. Массовое привлечение детей к занятиям баскетболом позволило России добиться успехов на международной арене.

Баскетбол - командная игра, в которой каждый игрок согласовывает свои действия с действиями партнеров. Различные функции игроков обязывают их постоянно взаимодействовать друг с другом для достижения общей цели. Эта особенность имеет важное значение для воспитания дружбы и товарищества, привычки подчинять свои действия интересам коллектива. 

        Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъем  поддерживает постоянную активность и интерес к игре.

Эти особенности баскетбола создают благоприятные условия для воспитания у занимающихся, умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа секции "Баскетбол"154 КБ

Предварительный просмотр:

Учебная программа секции «Баскетбол»

Пояснительная записка

В настоящее время баскетбол, как вид спорта получил широкое распространение в России и мире. Массовое привлечение детей к занятиям баскетболом позволило России добиться успехов на международной арене.

Баскетбол - командная игра, в которой каждый игрок согласовывает свои действия с действиями партнеров. Различные функции игроков обязывают их постоянно взаимодействовать друг с другом для достижения общей цели. Эта особенность имеет важное значение для воспитания дружбы и товарищества, привычки подчинять свои действия интересам коллектива.

      Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости броска, чёткости передач и других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы.

       Занятия баскетболом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья.

       Игровая обстановка в баскетболе меняется быстро. Каждая атака создает новые игровые ситуации. Эти условия приучают баскетболистов постоянно следить за процессом игры, мгновенно оценивать обстановку, действовать инициативно, находчиво и быстро в любой игровой ситуации. Изменчивость условий осуществления игровых действий требует также проявления высокой самостоятельности.

        Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъем  поддерживает постоянную активность и интерес к игре.

Эти особенности баскетбола создают благоприятные условия для воспитания у занимающихся, умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом.

Обучение сложной технике игры основывается на приобретении на начальном этапе простейших умений обращения с мячом. Специально подобранные игровые упражнения создают неограниченные возможности для развития координационных способностей: ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию движений в целостные комбинации.

Формируя на основе вышеперечисленного у обучаемых поведенческих установок, баскетбол, как спортивная игра, своими техническими и методическими средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребенка, расширить его информированность в области оздоровления и развития организма.

Теоретическая подготовка юных баскетболистов должна включать в себя и вопросы основ знаний, таких как:

  • гигиена занимающихся, их одежда,
  • профилактика травматизма,
  • правила игры,
  • сведения об истории баскетбола,
  • сведения о современных передовых баскетболистах, командах.

Теоретические сведения должны сообщаться ученикам в ходе практических занятий в разных частях занятия, в паузах между упражнениями, в перерывах между играми.

    Актуальность  программы  для современных детей ведущих малоподвижный образ жизни, вовлечение их в различные секции, в условиях агрессивной информационной среды, формирует  позитивную  психологию общения и коллективного взаимодействия, занятия в кружке, секции способствуют повышению самооценки,  тренируясь  в неформальной обстановке, в отличие от школы, где предъявляются строгие требования к дисциплине, ребёнок более раскрепощается, что раскрывает его скрытые возможности по формированию логического мышления.

     Педагогическая  целесообразность   позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта.

В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается гиподинамия. Решить отчасти, проблему призвана программа дополнительного образования  «Баскетбол», направленная на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании  функциональности  организма.

В возрасте 11-14 лет необходимо учить детей согласовывать индивидуальные и простые командные технико-тактические взаимодействия (с мячом и без мяча) в нападении и защите.

Программа рассчитана на два года, 70 часов в год, при 2-х разовых занятиях в неделю, продолжительностью 1 час.

В учебном процессе баскетбол используется как важное средство общей физической подготовки учащихся. Широкое применение баскетбола в системе физического воспитания объясняется несколькими причинами:

– доступностью игры для любого возраста;

– возможностью его использования для всестороннего физического развития и укрепления здоровья, воспитания моральных и волевых качеств и в тоже время использования его как полезного и эмоционального вида активного отдыха.

Цели: создание условий для развития физических качеств, личностных качеств, овладения способами оздоровления и укрепления организма учащихся посредством занятий баскетболом, содействие укреплению здоровья детей 11-14 лет, воспитание моральных и волевых качеств обучающихся.

           

            Задачи:

1. Образовательные:

  • обучить учащихся техническим приемам баскетбола;
  • дать представление об оздоровлении организма и улучшении самочувствия;
  • дать необходимых дополнительных знаний и умений в области раздела физической культуры и спорта – спортивные игры (баскетбол);
  • обучить учащихся техническим и тактическим приёмам баскетбола;
  • научить правильно регулировать свою физическую нагрузку.

2.  Развивающие:

  • развить координацию движений и основные физические качества.
  • способствовать повышению работоспособности учащихся,
  • развивать двигательные способности,
  • формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга;

3.  Воспитательные:

  • воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки;
  • воспитывать дисциплинированность;
  • способствовать снятию стрессов и раздражительности;
  • способствовать  работе  в коллективе, подчинять свои действия интересам коллектива  в достижении общей цели.

Формы и режим занятий:

Форма организации  детей на занятии: групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, в парах, подгрупповая

 Форма проведения занятий: практическое, комбинированное, соревновательное.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

       По окончании первого года обучения, учащиеся научатся:

1.  Будут знать общие основы баскетбола;

2.  Расширят представление о технических приемах в баскетболе;

3. Научатся правильно распределять свою физическую нагрузку;

4. Уметь играть по упрощенным правилам игры;

5.  Овладеют понятиями терминологии и жестикуляции;

       6.  Получат навыки технической  подготовки  баскетболиста;

7. Освоят техники перемещений в нападении и в защите;

8. Освоят технику передач;

9. Освоить технику нападения прорывом;

10. Освоят технику вырывания и выбивания  мяча;

11. Освоят технику штрафного броска;

        В секцию принимаются учащиеся с основной группой здоровья. Группы обучающихся формируются по 12-15 человек для первого года обучения, 10-12 человек для второго года обучения. Состав групп должен быть постоянным. Занятия проводятся два раза в неделю.

Занятия проводятся в спортивном зале.

Критериями успешности обучения детей и подростков служат зачеты, соревнования, выполнение нормативов.

Содержание изучаемого курса первый год обучения:

  1. Первый год обучения
  2. История развития баскетбола
  3. Гигиена баскетболиста
  4. Техническая подготовка
  5. Тактическая подготовка
  6. Общая физическая подготовка
  7. Специальная физическая подготовка

По окончании первого года обучения воспитанники научатся: 

  1. Выполнять прыжки толчком двух ног и толчком одной ноги.
  2. Выполнять повороты вперед и назад с опорой на одну ногу.
  3. Ловить мяч двумя руками на месте.
  4. Передавать мяч двумя руками: сверху, от плеча, от груди, снизу, с места, с отскоком.
  5. Передавать мяч одной рукой с места.
  6. Вести мяч: с высоким отскоком, с низким отскоком, со зрительным контролем.
  7. Выполнять ведение мяча: на месте, по прямой линии, по дугам.
  8. Выполнять броски в корзину двумя руками: от груди, с отскоком от щита, с места, под углом к щиту.
  9. Освобождаться для получения мяча.
  10. Выполнять упражнение “передай мяч и выходи”.
  11. Противодействовать получению мяча.
  12. Противодействовать розыгрышу мяча.
  13. Противодействовать атаке корзины.

Содержание изучаемого курса второй год обучения:

  1. История развития баскетбола
  2. Гигиена баскетболиста
  3. Техническая подготовка
  4. Тактическая подготовка
  5. Общая физическая подготовка
  6. Специальная физическая подготовка

По окончании второго года обучения воспитанники научатся:

  1. Ловить мяч одной рукой одной в прыжке.
  2. Ловить мяч одной рукой в прыжке.
  3. Передавать мяч одной рукой.
  4. Передавать мяч одной рукой на одном уровне.
  5. Обводить соперника с изменением направления.
  6. Выполнять броски в корзину одной рукой: прямо перед щитом, под углом к щиту, параллельно щиту.
  7. В нападающих действиях выполнить “ наведение”.
  8. В командных нападающих действиях выполнить “ скрестный выход”.
  9. В защитных командных действиях использовать “групповой отбор”.
  10. В защитных действиях выполнить “ проскальзывание”.
  11. В защитных командных действиях противодействовать “скрестному выходу”.
  12. Заполнять протокол игры.
  13. Оказать первую помощь при легких травмах.

Материально- техническое обеспечение:

  • Помещение спортзала (баскетбольная площадка);
  • Баскетбольные мячи
  • Баскетбольный щит
  • Набивные мячи
  • Скакалки
  • Стойки
  • Мультимедийные образовательные ресурсы

Учебно-тематический план:

Первый год обучения

Наименование разделов и тем

Практические

1

История развития баскетбола

1

2

Гигиена баскетболиста

1

3

Техническая подготовка

20

4

Тактическая подготовка

20

5

Общая физическая подготовка

15

6

Специальная физическая подготовка

13

Итого

70

Второй год обучения:

Наименование разделов и тем

Практические

1

История развития баскетбола

1

2

Гигиена баскетболиста

1

3

Техническая подготовка

20

4

Тактическая подготовка

20

5

Общая физическая подготовка

15

6

Специальная физическая подготовка

13

Итого

70

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Содержание занятия

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

Теоретические сведения об игре. Основы техники ведения мяча.

Стойки баскетболиста. Ведение мяча. Правила игры баскетбол.

Гимнастические упражнения для укрепления мышц. Подвижные игры.

Перемещения, остановки, ведение мяча. Упражнения на быстроту. Упражнения с набивными мячами. Техника броска в кольцо.

Развитие скоростно-силовых качеств. Бросок с места одной рукой.

Перемещения с мячом и без мяча. Бросок с места одной рукой. Бросок после ведения (двойной шаг).

Передачи мяча. Бросок после ведения (двойной шаг).

Понятие о тактике. Выбор места по отношению к нападающему.

Тактика игры в защите. Зонная защита. Штрафной бросок.

Упражнения с набивными мячами. Передвижения игрока.

Легкоатлетические упражнения. Передачи мяча на месте и в движении

Прыжковая подготовка. Ведение мяча. Передачи в движении.

«Отрыв». Учебная игра с контролем 3,5,8,24 секунд.

Быстрый проход 2 в 1. Броски с точек  после передач.

Тактика игры с персональной опекой. Упражнения в парах.

Персональная опека. Перемещения, остановки, повороты, прыжки.

Защитные стойки и действия по отношению к нападающему. Броски.

Противодействие выходу на свободное место. Штрафные броски.

Противодействие броску в кольцо. Групповые действия в защите.

Переход от защиты к нападению. Развитие быстроты (эстафеты).

Дриблинг. Обманные движения-финты. Учебная игра.

Ведение змейкой на время. Обманные движения.

Общефизическая подготовка. Бросок в прыжке после финта.

Тактика нападения. Выход на свободное место. Бросок в прыжке.

Передачи (варианты). Взаимодействие в тройках.

Судейские жесты. Бросок крюком после ведения. Трёхочковые броски.

Правила соревнований. Командные действия в нападении.

Взаимодействие в нападении. Передачи, броски, подбор мяча.

Эстафеты. Броски в кольцо с точек. Учебная игра «Мяч ловцу».

Дриблинг и жонглирование мячом. Учебная игра «Мяч ловцу».

Отрыв. 100 попаданий на время. Командные действия в нападении.

Подбор мяча в нападении и в защите. Упражнения с набивным мячом. Правило трёх секунд.

Выбивание и вырывание мяча. Общефизическая подготовка.

Выбивание и перехват мяча. Атака быстрым проходом. Позиционное нападение.

Накрывание броска в кольцо. Обманные движения при броске. Подвижные игры.

Тактико-технические действия парах и в тройках.

Двойной шаг с поворотом на 360 градусов и последующим броском.

Проход к кольцу в паре без ведения. Учебная игра «Собачка».

Броски в кольцо после ведения и передач. Броски с точек.

Контрольные штрафные (из 10). Двойной шаг.

Тактико-технические действия в нападении. Заслон.

Заслон. Противодействие заслону. Персональная опека.

Тактико-технические действия в защите. Зонная защита.

Переход от защиты к нападению. Дриблинг. Передачи.

Учебная игра. Отрыв. Заслон. Подбор.

«Стритбол». Общефизическая подготовка.

Броски со средней дистанции с места и после ведения. Подвижные игры.

Развитие скоростно-силовых качеств. Дриблинг. Броски. Броски в кольцо после остановки прыжком. Учебная игра.

Броски после ведения и обводки соперника. Отрыв.

Взаимодействие игроков в парах и в тройках. Игра «21».

Позиционное нападение использованием заслонов.

Двойной шаг с оборотом мяча за спиной. Длинные передачи.

Общефизическая подготовка. Подбор под кольцом.

Перехват и быстрый прорыв. Действия под щитом.

Учебная игра без ведения. Броски с дальней дистанции.

Двойной шаг с оборотом мяча за спиной.

Заслон и противодействие заслону. Штрафные броски.

Развитие выносливости и прыгучести. Заслон. Броски в кольцо.

Дриблинг. Учебная игра.

Тактико-технические действия нападения и в защите

Броски, передачи и перехват мяча. Общефизическая подготовка.

Выбивание и перехват мяча. Бросок в прыжке двумя руками. Броски, передачи и перехват мяча.

Действия одного защитника против двух и трех  нападающих.

Отрыв. Броски с дальней дистанции. Учебная игра.

Тактико-технические действия в нападении и в защите

Упражнения с набивным мячом. Эстафеты. Учебная игра.

Броски в кольцо. Передачи мяча. Дриблинг. Учебная игра

Индивидуальные действия в нападении и в защите. Учебная игра.

Броски в кольцо с точек, после ведения, штрафные. Учебная игра.

Итого

Список используемой литературы:

  1. М.А. Давыдов. Судейство в баскетболе, - Москва, «Физкультура и спорт», 1983 г.
  2. Е.Р. Яхонтова. Юный баскетболист: пособие для тренеров. - Москва, «Физкультура и спорт», 1987 г.
  3. Приложение к газете «Первое сентября» - «Спорт в школе» №10, май 2003 г.
  4. Приложение к газете «Первое сентября» - «Спорт в школе» №17, сентябрь 2003 г.
  5. Приложение к газете «Первое сентября» - «Спорт в школе» №11, июнь 2003 г.
  6. В.И. Лях, Г.Б. Мейксон. Физическое воспитание учащихся 5-7 классов: пособия для
  7. http://rudocs.exdat.com/docs/index-326034.html
  8. С.М. Зверев. Программы для внешкольных учреждений. Спортивные кружки и секции. – М.: Просвещение, 1986. – 430 с.
  9. В.И. Лях. Физическое воспитание учащихся 8-9 классов. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1998.- 141с.
  10. В.М. Качашкин. Методика физического воспитания. Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1980. – 304с.
  11. В.П. Водянникова. Программы средней школы. Физическая культура (внеклассная работа) баскетбол. – М.: Просвещение, 1982. – 96с.
  12. «Баскетбол:теория и методика обучения :учебное  пособие/Д.И.Нестеровский,М.,ИЦ «Академия,2007»
  13. «Баскетбол.Поурочная учебная программа для детско-юношеских спортивных школ Ю.Д.Железняк, И.А.Водянникова, В.Б.Гаптов, Москва,1984
  14. «Физическая культура»Л.Е.Любомирский, Г.Б.Мейксон,В.И.Лях-М.:Просвещение,2001
  15. «Физическая культура»,В.П.Богословский, Ю.Д.Железняк, Н.П. Клусов-М.:Просвещение,1998.
  16. «Физическое воспитание учащихся 5-7 классов:Пособие для учителя/В.И.Лях,Г.Б.Мейксон,Ю.А.Копылов.-М.:Просвещение,1997,
  17. Настольная книга учителя физической культуры» Г.И.Погадаев ФиС,2000
  18. «Теория и методика физической культуры  Спб .издательство «Лань»,2003»
  19. «Физическая культура »Н.В.Решетников Ю.Л.Кислицын Р.Л.Палтикевич Г.И.Погадаев  ИЦ «Академия»,2008
  20. «Общая педагогика физической культуры и спорта » -М.:ИД «Форум» ,2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...