Программа секции "Баскетбол"
рабочая программа по физкультуре
В настоящее время баскетбол, как вид спорта получил широкое распространение в России и мире. Массовое привлечение детей к занятиям баскетболом позволило России добиться успехов на международной арене.
Баскетбол - командная игра, в которой каждый игрок согласовывает свои действия с действиями партнеров. Различные функции игроков обязывают их постоянно взаимодействовать друг с другом для достижения общей цели. Эта особенность имеет важное значение для воспитания дружбы и товарищества, привычки подчинять свои действия интересам коллектива.
Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъем поддерживает постоянную активность и интерес к игре.
Эти особенности баскетбола создают благоприятные условия для воспитания у занимающихся, умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 154 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебная программа секции «Баскетбол»
Пояснительная записка
В настоящее время баскетбол, как вид спорта получил широкое распространение в России и мире. Массовое привлечение детей к занятиям баскетболом позволило России добиться успехов на международной арене.
Баскетбол - командная игра, в которой каждый игрок согласовывает свои действия с действиями партнеров. Различные функции игроков обязывают их постоянно взаимодействовать друг с другом для достижения общей цели. Эта особенность имеет важное значение для воспитания дружбы и товарищества, привычки подчинять свои действия интересам коллектива.
Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости броска, чёткости передач и других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы.
Занятия баскетболом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья.
Игровая обстановка в баскетболе меняется быстро. Каждая атака создает новые игровые ситуации. Эти условия приучают баскетболистов постоянно следить за процессом игры, мгновенно оценивать обстановку, действовать инициативно, находчиво и быстро в любой игровой ситуации. Изменчивость условий осуществления игровых действий требует также проявления высокой самостоятельности.
Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъем поддерживает постоянную активность и интерес к игре.
Эти особенности баскетбола создают благоприятные условия для воспитания у занимающихся, умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом.
Обучение сложной технике игры основывается на приобретении на начальном этапе простейших умений обращения с мячом. Специально подобранные игровые упражнения создают неограниченные возможности для развития координационных способностей: ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию движений в целостные комбинации.
Формируя на основе вышеперечисленного у обучаемых поведенческих установок, баскетбол, как спортивная игра, своими техническими и методическими средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребенка, расширить его информированность в области оздоровления и развития организма.
Теоретическая подготовка юных баскетболистов должна включать в себя и вопросы основ знаний, таких как:
- гигиена занимающихся, их одежда,
- профилактика травматизма,
- правила игры,
- сведения об истории баскетбола,
- сведения о современных передовых баскетболистах, командах.
Теоретические сведения должны сообщаться ученикам в ходе практических занятий в разных частях занятия, в паузах между упражнениями, в перерывах между играми.
Актуальность программы для современных детей ведущих малоподвижный образ жизни, вовлечение их в различные секции, в условиях агрессивной информационной среды, формирует позитивную психологию общения и коллективного взаимодействия, занятия в кружке, секции способствуют повышению самооценки, тренируясь в неформальной обстановке, в отличие от школы, где предъявляются строгие требования к дисциплине, ребёнок более раскрепощается, что раскрывает его скрытые возможности по формированию логического мышления.
Педагогическая целесообразность позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта.
В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается гиподинамия. Решить отчасти, проблему призвана программа дополнительного образования «Баскетбол», направленная на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности организма.
В возрасте 11-14 лет необходимо учить детей согласовывать индивидуальные и простые командные технико-тактические взаимодействия (с мячом и без мяча) в нападении и защите.
Программа рассчитана на два года, 70 часов в год, при 2-х разовых занятиях в неделю, продолжительностью 1 час.
В учебном процессе баскетбол используется как важное средство общей физической подготовки учащихся. Широкое применение баскетбола в системе физического воспитания объясняется несколькими причинами:
– доступностью игры для любого возраста;
– возможностью его использования для всестороннего физического развития и укрепления здоровья, воспитания моральных и волевых качеств и в тоже время использования его как полезного и эмоционального вида активного отдыха.
Цели: создание условий для развития физических качеств, личностных качеств, овладения способами оздоровления и укрепления организма учащихся посредством занятий баскетболом, содействие укреплению здоровья детей 11-14 лет, воспитание моральных и волевых качеств обучающихся.
Задачи:
1. Образовательные:
- обучить учащихся техническим приемам баскетбола;
- дать представление об оздоровлении организма и улучшении самочувствия;
- дать необходимых дополнительных знаний и умений в области раздела физической культуры и спорта – спортивные игры (баскетбол);
- обучить учащихся техническим и тактическим приёмам баскетбола;
- научить правильно регулировать свою физическую нагрузку.
2. Развивающие:
- развить координацию движений и основные физические качества.
- способствовать повышению работоспособности учащихся,
- развивать двигательные способности,
- формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга;
3. Воспитательные:
- воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки;
- воспитывать дисциплинированность;
- способствовать снятию стрессов и раздражительности;
- способствовать работе в коллективе, подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели.
Формы и режим занятий:
Форма организации детей на занятии: групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, в парах, подгрупповая
Форма проведения занятий: практическое, комбинированное, соревновательное.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По окончании первого года обучения, учащиеся научатся:
1. Будут знать общие основы баскетбола;
2. Расширят представление о технических приемах в баскетболе;
3. Научатся правильно распределять свою физическую нагрузку;
4. Уметь играть по упрощенным правилам игры;
5. Овладеют понятиями терминологии и жестикуляции;
6. Получат навыки технической подготовки баскетболиста;
7. Освоят техники перемещений в нападении и в защите;
8. Освоят технику передач;
9. Освоить технику нападения прорывом;
10. Освоят технику вырывания и выбивания мяча;
11. Освоят технику штрафного броска;
В секцию принимаются учащиеся с основной группой здоровья. Группы обучающихся формируются по 12-15 человек для первого года обучения, 10-12 человек для второго года обучения. Состав групп должен быть постоянным. Занятия проводятся два раза в неделю.
Занятия проводятся в спортивном зале.
Критериями успешности обучения детей и подростков служат зачеты, соревнования, выполнение нормативов.
Содержание изучаемого курса первый год обучения:
- Первый год обучения
- История развития баскетбола
- Гигиена баскетболиста
- Техническая подготовка
- Тактическая подготовка
- Общая физическая подготовка
- Специальная физическая подготовка
По окончании первого года обучения воспитанники научатся:
- Выполнять прыжки толчком двух ног и толчком одной ноги.
- Выполнять повороты вперед и назад с опорой на одну ногу.
- Ловить мяч двумя руками на месте.
- Передавать мяч двумя руками: сверху, от плеча, от груди, снизу, с места, с отскоком.
- Передавать мяч одной рукой с места.
- Вести мяч: с высоким отскоком, с низким отскоком, со зрительным контролем.
- Выполнять ведение мяча: на месте, по прямой линии, по дугам.
- Выполнять броски в корзину двумя руками: от груди, с отскоком от щита, с места, под углом к щиту.
- Освобождаться для получения мяча.
- Выполнять упражнение “передай мяч и выходи”.
- Противодействовать получению мяча.
- Противодействовать розыгрышу мяча.
- Противодействовать атаке корзины.
Содержание изучаемого курса второй год обучения:
- История развития баскетбола
- Гигиена баскетболиста
- Техническая подготовка
- Тактическая подготовка
- Общая физическая подготовка
- Специальная физическая подготовка
По окончании второго года обучения воспитанники научатся:
- Ловить мяч одной рукой одной в прыжке.
- Ловить мяч одной рукой в прыжке.
- Передавать мяч одной рукой.
- Передавать мяч одной рукой на одном уровне.
- Обводить соперника с изменением направления.
- Выполнять броски в корзину одной рукой: прямо перед щитом, под углом к щиту, параллельно щиту.
- В нападающих действиях выполнить “ наведение”.
- В командных нападающих действиях выполнить “ скрестный выход”.
- В защитных командных действиях использовать “групповой отбор”.
- В защитных действиях выполнить “ проскальзывание”.
- В защитных командных действиях противодействовать “скрестному выходу”.
- Заполнять протокол игры.
- Оказать первую помощь при легких травмах.
Материально- техническое обеспечение:
- Помещение спортзала (баскетбольная площадка);
- Баскетбольные мячи
- Баскетбольный щит
- Набивные мячи
- Скакалки
- Стойки
- Мультимедийные образовательные ресурсы
Учебно-тематический план:
Первый год обучения
№ | Наименование разделов и тем | Практические |
1 | История развития баскетбола | 1 |
2 | Гигиена баскетболиста | 1 |
3 | Техническая подготовка | 20 |
4 | Тактическая подготовка | 20 |
5 | Общая физическая подготовка | 15 |
6 | Специальная физическая подготовка | 13 |
Итого | 70 |
Второй год обучения:
№ | Наименование разделов и тем | Практические |
1 | История развития баскетбола | 1 |
2 | Гигиена баскетболиста | 1 |
3 | Техническая подготовка | 20 |
4 | Тактическая подготовка | 20 |
5 | Общая физическая подготовка | 15 |
6 | Специальная физическая подготовка | 13 |
Итого | 70 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Содержание занятия | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
Теоретические сведения об игре. Основы техники ведения мяча. | ||||
Стойки баскетболиста. Ведение мяча. Правила игры баскетбол. | ||||
Гимнастические упражнения для укрепления мышц. Подвижные игры. | ||||
Перемещения, остановки, ведение мяча. Упражнения на быстроту. Упражнения с набивными мячами. Техника броска в кольцо. | ||||
Развитие скоростно-силовых качеств. Бросок с места одной рукой. | ||||
Перемещения с мячом и без мяча. Бросок с места одной рукой. Бросок после ведения (двойной шаг). | ||||
Передачи мяча. Бросок после ведения (двойной шаг). | ||||
Понятие о тактике. Выбор места по отношению к нападающему. | ||||
Тактика игры в защите. Зонная защита. Штрафной бросок. | ||||
Упражнения с набивными мячами. Передвижения игрока. | ||||
Легкоатлетические упражнения. Передачи мяча на месте и в движении | ||||
Прыжковая подготовка. Ведение мяча. Передачи в движении. | ||||
«Отрыв». Учебная игра с контролем 3,5,8,24 секунд. | ||||
Быстрый проход 2 в 1. Броски с точек после передач. | ||||
Тактика игры с персональной опекой. Упражнения в парах. | ||||
Персональная опека. Перемещения, остановки, повороты, прыжки. | ||||
Защитные стойки и действия по отношению к нападающему. Броски. | ||||
Противодействие выходу на свободное место. Штрафные броски. | ||||
Противодействие броску в кольцо. Групповые действия в защите. | ||||
Переход от защиты к нападению. Развитие быстроты (эстафеты). | ||||
Дриблинг. Обманные движения-финты. Учебная игра. | ||||
Ведение змейкой на время. Обманные движения. | ||||
Общефизическая подготовка. Бросок в прыжке после финта. | ||||
Тактика нападения. Выход на свободное место. Бросок в прыжке. | ||||
Передачи (варианты). Взаимодействие в тройках. | ||||
Судейские жесты. Бросок крюком после ведения. Трёхочковые броски. | ||||
Правила соревнований. Командные действия в нападении. | ||||
Взаимодействие в нападении. Передачи, броски, подбор мяча. | ||||
Эстафеты. Броски в кольцо с точек. Учебная игра «Мяч ловцу». | ||||
Дриблинг и жонглирование мячом. Учебная игра «Мяч ловцу». | ||||
Отрыв. 100 попаданий на время. Командные действия в нападении. | ||||
Подбор мяча в нападении и в защите. Упражнения с набивным мячом. Правило трёх секунд. | ||||
Выбивание и вырывание мяча. Общефизическая подготовка. | ||||
Выбивание и перехват мяча. Атака быстрым проходом. Позиционное нападение. | ||||
Накрывание броска в кольцо. Обманные движения при броске. Подвижные игры. | ||||
Тактико-технические действия парах и в тройках. | ||||
Двойной шаг с поворотом на 360 градусов и последующим броском. | ||||
Проход к кольцу в паре без ведения. Учебная игра «Собачка». | ||||
Броски в кольцо после ведения и передач. Броски с точек. | ||||
Контрольные штрафные (из 10). Двойной шаг. | ||||
Тактико-технические действия в нападении. Заслон. | ||||
Заслон. Противодействие заслону. Персональная опека. | ||||
Тактико-технические действия в защите. Зонная защита. | ||||
Переход от защиты к нападению. Дриблинг. Передачи. | ||||
Учебная игра. Отрыв. Заслон. Подбор. | ||||
«Стритбол». Общефизическая подготовка. | ||||
Броски со средней дистанции с места и после ведения. Подвижные игры. | ||||
Развитие скоростно-силовых качеств. Дриблинг. Броски. Броски в кольцо после остановки прыжком. Учебная игра. | ||||
Броски после ведения и обводки соперника. Отрыв. | ||||
Взаимодействие игроков в парах и в тройках. Игра «21». | ||||
Позиционное нападение использованием заслонов. | ||||
Двойной шаг с оборотом мяча за спиной. Длинные передачи. | ||||
Общефизическая подготовка. Подбор под кольцом. | ||||
Перехват и быстрый прорыв. Действия под щитом. | ||||
Учебная игра без ведения. Броски с дальней дистанции. | ||||
Двойной шаг с оборотом мяча за спиной. | ||||
Заслон и противодействие заслону. Штрафные броски. | ||||
Развитие выносливости и прыгучести. Заслон. Броски в кольцо. | ||||
Дриблинг. Учебная игра. | ||||
Тактико-технические действия нападения и в защите | ||||
Броски, передачи и перехват мяча. Общефизическая подготовка. | ||||
Выбивание и перехват мяча. Бросок в прыжке двумя руками. Броски, передачи и перехват мяча. | ||||
Действия одного защитника против двух и трех нападающих. | ||||
Отрыв. Броски с дальней дистанции. Учебная игра. | ||||
Тактико-технические действия в нападении и в защите | ||||
Упражнения с набивным мячом. Эстафеты. Учебная игра. | ||||
Броски в кольцо. Передачи мяча. Дриблинг. Учебная игра | ||||
Индивидуальные действия в нападении и в защите. Учебная игра. | ||||
Броски в кольцо с точек, после ведения, штрафные. Учебная игра. | ||||
Итого |
Список используемой литературы:
- М.А. Давыдов. Судейство в баскетболе, - Москва, «Физкультура и спорт», 1983 г.
- Е.Р. Яхонтова. Юный баскетболист: пособие для тренеров. - Москва, «Физкультура и спорт», 1987 г.
- Приложение к газете «Первое сентября» - «Спорт в школе» №10, май 2003 г.
- Приложение к газете «Первое сентября» - «Спорт в школе» №17, сентябрь 2003 г.
- Приложение к газете «Первое сентября» - «Спорт в школе» №11, июнь 2003 г.
- В.И. Лях, Г.Б. Мейксон. Физическое воспитание учащихся 5-7 классов: пособия для
- http://rudocs.exdat.com/docs/index-326034.html
- С.М. Зверев. Программы для внешкольных учреждений. Спортивные кружки и секции. – М.: Просвещение, 1986. – 430 с.
- В.И. Лях. Физическое воспитание учащихся 8-9 классов. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1998.- 141с.
- В.М. Качашкин. Методика физического воспитания. Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1980. – 304с.
- В.П. Водянникова. Программы средней школы. Физическая культура (внеклассная работа) баскетбол. – М.: Просвещение, 1982. – 96с.
- «Баскетбол:теория и методика обучения :учебное пособие/Д.И.Нестеровский,М.,ИЦ «Академия,2007»
- «Баскетбол.Поурочная учебная программа для детско-юношеских спортивных школ Ю.Д.Железняк, И.А.Водянникова, В.Б.Гаптов, Москва,1984
- «Физическая культура»Л.Е.Любомирский, Г.Б.Мейксон,В.И.Лях-М.:Просвещение,2001
- «Физическая культура»,В.П.Богословский, Ю.Д.Железняк, Н.П. Клусов-М.:Просвещение,1998.
- «Физическое воспитание учащихся 5-7 классов:Пособие для учителя/В.И.Лях,Г.Б.Мейксон,Ю.А.Копылов.-М.:Просвещение,1997,
- Настольная книга учителя физической культуры» Г.И.Погадаев ФиС,2000
- «Теория и методика физической культуры Спб .издательство «Лань»,2003»
- «Физическая культура »Н.В.Решетников Ю.Л.Кислицын Р.Л.Палтикевич Г.И.Погадаев ИЦ «Академия»,2008
- «Общая педагогика физической культуры и спорта » -М.:ИД «Форум» ,2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-426802-1395931414.jpg)
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/20/picture-270018-1497973678.jpg)
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/13/picture-480636-1410626788.jpg)
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/06/picture-674681-1444146776.jpg)
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/12/picture-964901-1589313095.jpg)
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...