Эффективное внедрение моделей ВФСК ГТО в общеобразовательную школу
методическая разработка по физкультуре (10 класс)

Егорова Елена Юрьевна

     Цель возрождение ГТО – это попытка привить школьникам привычку к здоровому образу жизни и массовому спорту. Чтобы вместо компьютерных игр ребята шли на стадионы. Привлечь молодёжь к физкультуре и спорту — такую задачу ставит правительство.

      Вне всякого сомнения, комплекс ГТО всколыхнул физкультурно-спортивное движение в стране и нашем регионе в частности. Были созданы рабочие группы по реализации комплекса мероприятий на территории Хабаровского края, как на краевом уровне, так и на муниципальном.

     МОУ СОШ № 8  в  2014-15 учебном году вошла в проект реализации  Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса как «Пилотная» площадка.     Внедрение комплекса предусматривало несколько основных этапов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx379.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8

Методическая разработка:

Эффективные модели внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в общеобразовательную школу

G:\аттестация моя\20180203_090351.jpg

Автор:

учитель физической культуры,

Егорова Е.Ю., ВКК

г. Комсомольск-на-Амуре

2017 г.

Оглавление

Введение                                                                                                                3-4

Основная часть                                                                                                         4              

1.1 Нормативная и программная основа системы физического воспитания Всесоюзного комплекса «Готов к труду и обороне»                                        4-6        

1.2 Проект президента РФ В.Путина по введению норм ГТО в школы         6-7

1.3 Сравнение  норм ГТО с показателями двигательной подготовки учащихся в наше время                                                                                                         7-8

1.4 Результаты  внедрения  моделей  ВФСК ГТО                                           8-11

Заключение                                                                                                             11

Библиографический список                                                                                  12

Приложения                                                                                                      13-17

Введение.          

 

      Цель возрождение ГТО – это попытка привить школьникам привычку к здоровому образу жизни и массовому спорту. Чтобы вместо компьютерных игр ребята шли на стадионы. Привлечь молодёжь к физкультуре и спорту — такую задачу ставит правительство.

      Вне всякого сомнения, комплекс ГТО всколыхнул физкультурно-спортивное движение в стране и нашем регионе в частности. Были созданы рабочие группы по реализации комплекса мероприятий на территории Хабаровского края, как на краевом уровне, так и на муниципальном.

     МОУ СОШ № 8  в  2014-15 учебном году вошла в проект реализации  Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса как «Пилотная» площадка.     Внедрение комплекса предусматривало несколько основных этапов.

На первом этапе, с 1 сентября  2014 года до 1 января  2015 года прошла  апробация комплекса в нескольких муниципальных районах края, в том числе и в двух базовых образовательных учреждениях города Комсомольска-на-Амуре  гимназия 9 и МОУ СОШ №8.

 Второй этап – с 1 января 2015 до 1 сентября 2017 года – означает внедрение комплекса во всех образовательных учреждениях и трудовых коллективах;  третий - с 1 сентября 2017 года – внедрение Комплекса для всех категорий жителей Хабаровского края.

 В  учебном заведении  с начала 2014  учебного года велась  подготовка к внедрению норм комплекса. В основе этой работы заложено было поэтапное внедрение реализации Комплекса, что не позволило навредить физическому состоянию здоровья учащихся. Мы не  ставили  сверх задачи всем, и сразу выполнять нормативы. Этому в обязательном порядке предшествовала подготовка к сдаче нормативов и тестов.

 Корректировкой  физических качеств учащихся,   в нашей школе  стали заниматься давно. Наши  педагоги выразили уверенность,  что у детей не возникнет трудностей со сдачей нормативов ВФСК ГТО , поскольку они соответствуют традиционной  школьной программе по физкультуре, где для определения уровня физической подготовленности школьников применяются  различные методики,  это методика определения общего уровня физических кондиций на основе тестов  «Президентских состязаний» (Ю.Н. Вавилов)  и  современные методики развития кондиционных и  координационных способностей (В.И. Лях).

 В настоящее время структуру и содержание предмета определяет федеральный компонент государственного образовательного стандарта, где речь идет о качественных характеристиках освоения предмета (знания, способы деятельности, результаты деятельности).Содержание Комплекса полностью соотносится с ФГОС по физической культуре и дополняет качественные требования ФГОС количественными требованиями, выраженными в минутах, секундах, метрах, количестве раз.

Основными формами подготовки к выполнению испытаний (тестов) Комплекса в школе являются уроки физической культуры, занятия в физкультурно-спортивных секциях, самостоятельные занятия физическими упражнениями.

При разработке рабочих программ по физической культуре и программ внеурочной деятельности физкультурно-спортивного и оздоровительного направления для обучающихся  было  включено  количество упражнений в соответствии с требованиями ступеней комплекса. Согласно разработанному календарю, сдачу норм ГТО разделили на три сессии: осеннюю в сентябре-октябре, зимнюю в январе-феврале и весеннюю – в апреле-мае. О том, что детям предстоит сдавать нормы ГТО, рассказали родителям учеников на родительских собраниях, в классных уголках оформили страницы с нормативами ГТО согласно возрасту, отразили информацию на сайте  школы и наглядно оформили стенд «Мы готовы сдавать ГТО»!

   В начале учебного года в школе  прошли классные часы, посвященные истории ГТО и возрождению ВФСК. На общешкольном физкультурном празднике дне здоровья, организовали  сдачу норм ГТО,  где каждая  возрастная группа выполнила  по 4 теста. Для спортивного праздника  были привлечены студенты (бывшие выпускники школы, студенты – практиканты) факультета физическая культура АМГПГУ и родители учащихся, спортсмены общественники.

   По методическому плану школы для повышения уровня мотивации  школьников ежегодно проводятся  предметные недели,  на неделе физической культуры  «От значка ГТО к олимпийской медали»,  где учащиеся продолжают сдавать нормативы комплекса, пробуя свои силы.  

За период реализации Проекта «МЫ готовы сдавать ГТО», в сдаче норм ГТО (на уровне школы) приняли участие 324 человека. На муниципальном уровне 2015-2016 года приняло участие  42 человека (6 серебряных и 2 золотых значка), 2016-2017 год -63 человека,2017-2018 учебный год-71 человек, 2018-2019 учебный год – 84 человека.

   В  период сентября 2014 года  по сентябрь 2016 , школа приняла участие в различных мероприятиях по внедрению комплекса, одно из значимых   участие во всероссийском конкурсе проектов в области внедрения физкультурно - спортивного комплекса ГТО в номинации  «Нам со спортом по пути».

   В школе уделяется достаточное внимание вопросам приобщения семьи к ценностям физической культуры; создается устойчивый, мотивированный интерес к активным видам физкультурно-спортивной деятельности; ведется активная пропаганда занятий физической культурой и спортом как составляющей здорового образа жизни. Созданы  условия для совершенствования физической активности учащихся во время уроков, на переменах и во внеурочное время (проведение физкультминуток и физкультпауз, организация прогулок, спортивных часов и  Дни здоровья, внеклассные мероприятия «Вместе с папой , вместе с мамой» , конкурс «Универсальный солдат»и т.д.).

    Во внеурочное время через систему дополнительного образования организованы занятия секций волейбола, баскетбола, футбола, бокса, настольного теннис, бадминтона и общей физической подготовки для учащихся 1-11 классов (все тренера  СДЮШОР-4) Мы стараемся обеспечить качественное обучение и максимальное физическое развитие учащихся.

   Одним из приоритетных направлений работы школы является сохранение и укрепление здоровья учащихся, для этого создана программа «Здоровье», в рамках которой педагоги осуществляют обучение, и контроль за соблюдением правил личной гигиены, выполнением режимных моментов, проводят беседы, классные часы, игры, выступления агитбригад, театрализованные представления по внедрению ВФСК ГТО; ежегодно проводятся конкурсы газет, агитационных  листовок, плакатов, рисунков, видеороликов, конкурсы на самый здоровый и самый спортивный класс. В течение нескольких лет школа занимает лидирующие позиции, участвуя в  спортивных мероприятиях.

   Таким образом, такая системная работа с активным участием родительской общественности по внедрению всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне» будет способствовать повышению мотивации участников образовательного процесса, как со стороны учащихся, так и их родителей (законных представителей). А значит, стратегическая цель комплекса ГТО – попытка привить школьникам привычку к здоровому образу жизни и массовому спорту – будет достигнута.

 Пройдя хорошую школу «Пилотной» площадки, совместно с рабочей группой родительского комитета, наша школа провела следующие  мероприятия по внедрению ВФСК ГТО - это:

  • 1.Изучение нормативно- правовых актов, направленных на реализацию мероприятий  по поэтапному внедрению  ВФСК ГТО.
  • 2.В общеобразовательную программу общего образования  внесены комплекс мер и приемов, направленных  на подготовку и сдачу норм ГТО.
  • 3.В план воспитательной работы ОУ  включены мероприятия спортивной направленности в разделах патриотического и  духовно-нравственного воспитания.
  • 4.Составлен и реализуется  план  проведения контрольных испытаний  ВФСК ГТО.
  • 5.Проведена  корректировка  рабочих программ по ФК  с учетом подготовки учащихся  к сдаче норм ГТО.

        

  • 6.Разработаны меры  поощрения педагогов  и родителей, осуществляющих деятельность по подготовке и  принятию  нормативов Комплекса ГТО.
  • 7.Проведена проверка  и анализ спортивного оборудования и материально-технической базы  общеобразовательного учреждения, необходимой для сдачи норм ГТО.
  • 8.Размещены  все нормативно-правовые акты на сайте школы.
  • 9.Разработаны  методические рекомендации  по организации процесса самоподготовки учащихся к сдаче нормативов ГТО.

               С какими трудностями мы столкнулись:

1.Цитата из Положения о внедрении  ВФСК ГТО: К выполнению нормативов допускаются лица, систематически  занимающиеся  физической культурой и спортом, в том числе самостоятельно, на основании результатов  медицинского осмотра, проведенного  в соответствии с порядком оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий, утвержденных Министерством здравоохранения РФ. Кто и как из медицинских работников  будет допускать к сдаче норм ГТО?

2.Разработанные и предложенные нам задания рассчитаны на здоровых детей, а как же быть детям с подготовительной и специальной группой? Их сейчас насчитывается почти 40 % от общего количества детей?

                                                      План

                        по МОУ СОШ №8 г. Комсомольска – на - Амуре

                                              по внедрению  ВФСК ГТО

Мероприятия

Ответственный  

Срок  исполнения

Организационные мероприятия по внедрению комплекса ГТО

1.1. Формирование в  школе рабочей  группы по поэтапному  внедрению  комплекса ГТО

Администрация школы

До 20 января

 2015 г.

1.2. Формирование и  утверждение  комиссии по поэтапному  внедрению  физкультурно-спортивного комплекса ГТО

Администрация школы

До 20 января

 2015 г.

1.3. Формирование  базы данных  обучающихся  школы для  сдачи нормативов комплекса «Готов к труду и обороне»  (ГТО)

 Учитель физической культуры

Ежегодно , сентябрь

1.4. Утверждение  графика   проведения  мероприятий по  подготовке и  сдаче нормативов  комплекса  ГТО   в школе.

Зам. директора, учитель физической культуры

ежегодно

1.5.  Создание на официальном сайте  школы  страницы  Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса  ГТО

Зам. директора

ежегодно

1.6. Организация  сдачи нормативов  физкультурно-спортивного комплекса ГТО

Комиссия  по ГТО

С  сентября по июнь ежегодно

1.7. Включить в план мероприятий летнего оздоровительного лагеря отдельные  виды  испытаний  и нормативов комплекса ГТО

Комиссия по ГТО,

учитель физической культуры

 В течение года

1.8 Проведение классных часов «От значка ГТО к Олимпийской медали»

Классные руководители  1-11 кл.

 ежегодно

1.9 Участие в акции «Мы готовы к ГТО»

учитель физической культуры

 сентябрь

1.10 Музейные уроки  «История ГТО – история страны»

Руководитель музея

В течение года

Информационно-пропагандистские мероприятия по внедрению  физкультурно-спортивного комплекса ГТО  в  школе

2.1. Освещение в периодической  печати, на сайте  школы материалов  по подготовке  и  сдаче  нормативов ГТО  

Зам. директора, учитель физической культуры

В течение года

2.2. Проведение мероприятий среди  обучающихся  и сотрудников  школы по участию в реализации физкультурно-спортивного комплекса ГТО

Учитель физкультуры, классные руководители, управляющий  Совет школы.

В течение года

 Рекомендации к недельному двигательному режиму школьников.

 (не менее 14 часов)

п/п

Виды двигательной активности

Временной объем в неделю, мин.

1.

Утренняя гимнастика

Не менее 140

2.

Обязательные учебные занятия в образовательных организациях

135

3.

Виды двигательной активности в процессе учебного дня (динамические паузы, физкультминутки и т. д.)

120

4.

Организованные занятия в спортивных секциях и кружках по легкой атлетике, плаванию, лыжам, полиатлону, гимнастике, спортивным играм, фитнесу, единоборствам, туризму, в группах общей физической подготовки, участие в соревнованиях

Не менее 270

5.

Самостоятельные занятия физической культурой (с участием родителей), в том числе подвижными и спортивными играми, другими видами двигательной активности

Не менее 180

В каникулярное время ежедневный двигательный режим должен составлять не менее 4 часов

        По результатам последних исследований всероссийской диспансеризации, доля здоровых детей снизилась с 45% до 34 %, вдвое увеличился удельный вес детей, имеющих хроническую патологию и инвалидность. Были отмечены ухудшения показателей физического развития: дефицит массы тела стал выявляться в три раза чаще, снизились функциональные возможности организма. Значительную роль в ухудшении физического состояния, росте заболеваемости современных детей играют не только социальные условия, но и малоподвижный образ жизни. Особую тревогу вызывает то, что проводимые исследования показывают высокую степень распространения вредных привычек среди детей и подростков. При этом, по мнению экспертов занятия спортом с раннего возраста формируют к двенадцати годам стойкое   неприятие вредных привычек.

        В связи с этим, Министерство спорта России подписало приказ №575 от 08июля 2014г.  о государственных требованиях к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного  комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).

      Возрождение комплекса ГТО в образовательных организациях, сегодня на наш взгляд является актуальным и принципиальным. Целью вводимого комплекса является дальнейшее повышение уровня физического воспитания и готовности людей, в первую очередь молодого поколения к труду и обороне. Именно так закладывался ранее, и будет закладываться сейчас фундамент для будущих достижений страны в спорте и обороне. Будучи уникальной программой физкультурной подготовки, комплекс ГТО должен стать и основополагающим в единой системе патриотического воспитания молодежи.

   Актуальностью работы является решение проблем и вопросов, связанных с использованием эффективных моделей внедрения ВФСК ГТО в процесс физического воспитания для повышения интереса к урокам физкультуры.

    Цель работы: изучить внедрение эффективных моделей ВФСК ГТО на уроках физкультуры, особенности организации учебной деятельности в данных условиях.

            Задачи:

1.Изучить   нормативные акты, литературу по теме;

2. Выяснить, какие модели внедрения ВФСК ГТО будут эффективными в ОУ

3.Провести анкетирование учащихся и педагогов о том, как они относятся к  сдаче  норм ГТО на уроках физической культуры в  школе.

Практическая значимость заключается в том, что материал данной работы может использоваться и преподавателями в качестве методического пособия, для организации занятий по физической культуре в условиях эффективного внедрения ВФСК ГТО в общеобразовательную школу. 

           Методы исследования: изучение литературы; сбор информации; анкетирование, опрос, анализ  и обобщение полученных данных.

          Гипотеза: стратегическая цель комплекса ГТО – попытка привить школьникам привычку к здоровому образу жизни и массовому спорту – будет достигнута.

          Объект исследования физическая культура в школе.

          Предмет  исследования – нормы ГТО на уроках физической культуры.

Основная часть

1.1  Нормативная и программная основа системы физического воспитания  Всесоюзного комплекса «Готов к труду и обороне»

В 1927 году путем слияний и реорганизаций нескольких военно-спортивных объединений в СССР создается самая крупная из специализированных общественных организаций – Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ). Уже к началу 1928 года эта организация насчитывает около 2 млн. человек. По всей стране под эгидой ОСОАВИАХИМа строятся тиры, стрельбища, создаются аэроклубы и военно-спортивные кружки, где молодежь проходит подготовку по таким специальностям, как радист, телеграфист, парашютист, моторист, санитар, медсестра, пилот и др.

В 1931 году вводится Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО), который становится программной и нормативной основой системы физического воспитания. Цель вводимого комплекса – «дальнейшее повышение уровня физического воспитания и мобилизационной готовности советского народа, в первую очередь молодого поколения…». Название ГТО абсолютно, патриотическое, основное содержание комплекса было ориентировано на качественную физическую подготовку сотен миллионов советских людей. Всех поголовно обучали бросать гранату, бегать кросс, делать марш броски и даже стрелять   из оружия. Начиная с 1931 года, активисты ОСОАВИАХИМа ведут широкую пропагандистскую деятельность, проводят занятия по противовоздушной и противохимической обороне на заводах и фабриках, в государственных учреждениях и учебных заведениях. К обязательным занятиям привлекаются все учащиеся общеобразовательных школ, профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений, личный состав Вооружённых Сил СССР, милиции и некоторых других организаций. Желающие заниматься физкультурой и спортом в свободное от работы и учёбы время посещают учебно-тренировочные занятия и участвуют в спортивных соревнованиях.

Очень быстро спортивно-оборонный комплекс становится популярен. Нормы ГТО сдаются в школах, колхозных бригадах, рабочими фабрик, заводов, железных дорог и т.д. Проводятся масштабные соревнования на звание чемпионов комплекса ГТО по отдельным его видам, которые по популярности не уступают центральным футбольным матчам сезона.

Руководство страны стремилось воспитать защитников молодого советского государства сильными и выносливыми. Насколько это решение было оправданным, можно судить по тяжелым сороковым годами. Новобранцы, прошедшие по программе ГТО, значительно быстрее осваивали военное дело и отправлялись на фронт.

В мирное время «Готов к труду и обороне СССР» превратил Советский Союз в спортивную мега-державу. Миллионы подростков, сдавая в школе нормы ГТО, оказывались под прицелом спортивных школ. Это был огромный социальный лифт для всех подростков со спортивным талантом, «Готов к труду и обороне СССР» открывал им вход в мир большого спорта. Многие стали мастерами спорта, почти все победители Олимпиад и чемпионатов мира, начинали с небольшого золотого или серебряного значка с надписью «Готов к труду и обороне» на своей груди. СССР по количеству медалей был одним из лидеров большого спорта.

Нормативы и требования комплекса ГТО периодически изменялись. В 1934 году появился комплекс БГТО («Будь готов к труду и обороне»). Изменения вносились в 1940, 1947, 1955, 1959, 1965 годах.[3]

Последний всесоюзный физкультурный комплекс ГТО был утверждён постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР 17 января 1972 года. Он имел 5 возрастных ступеней (для каждой были установлены свои нормы и требования): I ступень — «Смелые и ловкие» — 10—11 и 12—13 лет, II — «Спортивная смена» — 14—15 лет, III — «Сила и мужество» — 16—18 лет, IV — «Физическое совершенство» — мужчины 19—28 и 29—39 лет, женщины 19—28 и 29—34 лет, V — «Бодрость и здоровье» — мужчины 40—60 лет, женщины 35—55 лет.[1]

Фактически это была государственная система физического воспитания. Комплекс состоял из набора оценочных нормативов и требований по физическому развитию для населения в возрасте от 10 до 60 лет. Сдача нормативов подтверждалась особыми значками.[6]

Учитывая, что программа ГТО была закрыта в 1991 году, невольно возникает вопрос, а не это ли причина стольких спортивных неудач современной России?

   1.2 Проект президента РФ В. Путина по введению норм ГТО в школы

Президент России Владимир Владимирович Путин предложил воссоздать физкультурный комплекс ГТО ("Готов к труду и обороне"). Эту идею глава государства озвучил во время совещания по развитию системы физического воспитания.

"Возрождение этой системы в новом, современном формате может принести большую пользу. Назвать его можно по-разному. Здесь меньше всего хотелось бы пользоваться какими-то бюрократическими аббревиатурами. Сейчас не придумаем нового названия, но эту систему надо возродить, и я просил бы включиться в эту работу по поиску самого названия", — сказал Путин.

В.В. Путин подчеркнул, что в эту работу должен включиться Совет по развитию физической культуры и спорта, на одном из заседаний которого планируется рассмотреть подготовленные предложения. По мнению президента, комплекс ГТО был реальным работающим механизмом, который обеспечивал единую, общедоступную систему объективной оценки физического развития и задавал стандарт физической подготовки. Также глава государства заметил, что "Нормативы нужно сейчас вводить, но они должны быть гибкими и они должны соответствовать уровню физического развития ребенка, да и вообще человека. Нельзя завышать эти требования, чтобы до инфаркта никого не доводить, но должна быть система ориентиров".

В.В. Путин также предложил учитывать сдачу спортивных нормативов при поступлении в вузы. Президент подчеркнул, что работа по физической подготовке учащихся должна учитываться при оценке эффективности учебных заведений. "Тогда директора детских садов и школ будут беспокоиться о том, чтобы каждый ребенок занимался спортом", - заявил президент.

Президент потребовал привлекать к физической культуре всех детей вне зависимости от состояния здоровья, но разрабатывать для них специальные корректирующие программы. "В 14 лет две трети детей в России уже имеют хронические заболевания, у половины школьников отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, у 30% нарушения сердечно-сосудистой и дыхательной систем, до 40% призывников не в состоянии выполнить минимальные нормативы физ. подготовки военнослужащих", — заявил Путин на совещании.

По словам главы государства, причин такой ситуации очень много — социальные проблемы, положение дел в семьях, состояние здравоохранения, а также ситуация в школах. Сейчас лишь около 83% общеобразовательных учреждений имеют спортивные залы, из них более 42% нуждаются в усовершенствовании и реконструкции. "Современный оснащенный спортзал должен быть в каждом учебном заведении. Решить эту задачу нужно в ближайшие годы", — сказал Путин. При этом он отметил, что много детей  отсиживаются на скамейке во время уроков физической культуры".[5]

1.3.Сравнение  норм ГТО с показателями двигательной подготовки учащихся в наше время

Показатели двигательной подготовки, так же как и нормы ГТО имеют возрастное разделение и различные показания для определённого возраста. В обоих случаях присутствует: бег, прыжки в длину, метание мяча, подтягивание на перекладине, метание гранаты.

Физкультурные нормативы должны быть гибкими, как заявил президент РФ Владимир Владимирович Путин, "перегибов быть не должно". Вопрос о невыполнимых для некоторых студентов требований по физической культуре подняла одна из студенток Балтийского университета на встрече с Путиным. По ее словам, зачастую нормативы трудновыполнимы для некоторых студентов, в том числе, физико-математических факультетов, а невыполнение приводит к отчислению из вузов талантливых студентов.  «Должны быть гибкие подходы. Одно дело, когда человек может, но сачкует…Нужно побуждать. Нормативы должны быть, но чтоб добросовестные люди не подвергались отчислениям», — сказал президент.[4]

Сдача норм ГТО в школе должна быть доступна и выполнима всеми детьми.  Задача состоит в том, чтобы заинтересовать молодёжь и привлечь её к спорту. У некоторых учащихся, на уроках физической культуры, не получается сдать нормативы, но они стремятся достичь нужного результата. Есть дети, которые сразу опустят руки. Гибкость нормативов должна быть для того,  чтобы молодёжь не разочаровалась  в своих способностях и не забросила занятия физической культурой.

           1.4 Результаты   внедрения  моделей ВФСК ГТО

  Реализуя данную методическую разработку, мы поставили следующие задачи и цель:

Цель: формирование разносторонней физически и духовно-нравственной развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и сохранения здоровья через привлечение к сдаче норм ВФСК «ГТО».

Задачи:

  • Ознакомить школьников об осознанных потребностях в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании.
  • Создать условия для сдачи норм ВФСК «ГТО» и развития мотивации школьников к занятиям физической культурой и спортом.
  • Охватить наибольшего количества обучающихся при внедрении ВФСК «ГТО» в нашей школе.
  • Повысить уровень физической подготовленности учащихся.
  • Проинформировать родителей о спортивных достижениях обучающихся.
  • Обеспечить учащихся необходимой достоверной информацией о содержании ВФСК «ГТО» и его истории в нашей стране путем создания наглядно-информационного стенда.

Участники, с которыми осуществляется работа по внедрению моделей ВФСК  ГТО через урок физической культуры:

  • Обучающиеся с 1 по 11 классы МОУ СОШ №8 города Комсомольска-на-Амуре , Хабаровского края.

Реализовывая данную методическую разработку в нашей школе, мы поставили ожидаемые результаты и критерии результативности:

  • Увеличение числа учащихся регулярно занимающихся физической культурой и спортом в каждом классе со средней цифры по школе 5 человек до 12 человек.
  • Положительная динамика выполнения нормативов ВФСК ГТО учащимися школы на районе и на городском уровне.
  • Укрепление здоровья и улучшение физической подготовки учащихся.

Конечный продукт:  методические рекомендации «Внедрение нормативов ВФСК  «ГТО» в условиях общеобразовательной школы».

Во время реализации методической разработки «Эффективные модели внедрения ВФСК ГТО в общеобразовательную школу» нами были использованы ключевые методики, технологии и инструментарии, такие как:

  • Личностно-ориентированные технологии – формирование таких качеств личности как воля, дисциплинированность, ответственность, креативность, а также наличие позитивных изменений в опыте и самосознании школьника.
  • Физическая культура и спорт – целесообразная и полезная деятельность, инструмент всеобщего развития личности, необходимый для успешной сдачи нормативов «ГТО».
  • Ориентация учащихся на здоровый образ жизни – подготовка к самостоятельному и осознанному жизненному самоопределению и социальная технология развития личности обучающихся.
  • Социальное партнерство - открытая система социально-творческих инициатив. Это совместная коллективно-распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам.

Главный способ, с помощью которого осуществлялось проектируемое преобразование в школе – создание условий, побуждающих учащихся к активной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, для подготовки и сдачи нормативов ВФСК «ГТО».

Во время реализации методической разработки нами были разработаны  модели  и этапы внедрения ВФСКГТО.

Модели проекта:

  • Анкетирование «Что ты знаешь о ГТО»;
  • Информационное сопровождение (конкурс рисунков и плакатов, оформление стенда);
  • Дополнительная внеурочная деятельность, направленная на улучшение и тренировку физических качеств, обучающихся (товарищеские встречи, участие в  социальной акции «Я выбираю спорт»;
  • Встречи с известными спортсменами  нашего города;
  • Формирование групп по возрастным ступеням для сдачи норм «ГТО»;
  • Мастер-классы «Делай как я!» для учащихся 1-4 классов по разным видам нормативов ГТО (силовые, на гибкость, на скорость и выносливость);
  • Спортивный праздник для начальных классов «Веселые уроки физкультуры»;
  • Спортивные акции в школе «Сила - это я, покажи себя»;
  • Участие в муниципальном этапе Президентских состязаний;
  • Участие в легко атлетических забегах   «Кросс Нации»,  эстафета , посвященная Дню Победы в ВОВ.
  • Социологический опрос участников (школьников) проекта «Я и ГТО»;
  • Итоговое награждение победителей и призёров.

Этапы внедрения моделей ВФСК ГТО:

  • Просветительский – первый этап;
  • Диагностический – второй этап;
  • Мотивационный – третий этап;
  • Апробационно – практический – четвертый этап;
  • Научно – обоснованный – пятый этап;
  • Интеграционный – шестой этап;
  • Итоговый аналитический – шестой этап.

  • Просветительский – первый этап:

На данном этапе, был сделан анализ состояния школьников в нашей школе. Пришел к выводу, что здоровьем школьники сегодня «не блещут», ни старшеклассники, загруженные по 7 уроков, ни первоклашки, у которых все нагрузки еще впереди. При изучении медицинских карт  понимаешь, что много учащихся страдает хроническими заболеваниями: такими как заболевания опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, пищеварения, зрения, в каждом классе только единицы имеют основную группу здоровья.  . Процент качества сдачи нормативов уменьшился на 12,8 % по сравнению с первым моим годом работы в школе. Лишь половина 16-17-летних мальчиков и девочек учеников способны выполнить возрастные нормативы физической подготовки. 

Исправить ситуацию в нашей школе и стало разработка моделей внедрения ВФСК ГТО  во всех ступенях обучения в школе, на основания подходов методологических аспектов формирования физической культуры личности человека, на основании методик профессора, д.п.н. Ю.М. Николаева «История, методология науки и современные проблемы науки о физической культуре». На данном этапе мы преследовали цель, что внедрение ГТО в нашей школе на всех ступенях образования, будет являться важным этапом в развитии системы физического воспитания, способствующим дальнейшему интересу у школьников посещения урока физической культуры, снижения количества пропусков урока по уважительной и не уважительной причинах, а также увеличение физической активности школьников, которая положительно сказывается на прилежании ученика на других уроках.

  • Диагностический – второй этап:

На данном этапе реализации проекта в школе, была созданная интегративная управленческая модель реализации комплекса ГТО в нашей школе, в которой с разными функциями, но на равных правах участвуют педагоги, администрация, ученики и родители (законные представители). Каждый элемент этой управленческой структуры имеет свой функционал и отвечает за свой участок работы, были проработаны этапы и модели внедрения комплекса ГТО.

Кроме функциональной управленческой структуры которая была разработана нами. Была осуществлена специальная процедура управления - мониторинг степени участия всех учеников школы с сдачи предварительных норм ГТО, нормативов по предмету «физическая культура».

Произведен опрос учащихся, кто обучается в СДЮШОРах, посещает регулярно спортивные секции. Произведен расчет отчётных данных процентного охвата обучающихся. Для отслеживания уровня физических способностей при реализации проекта ГТО, было предположено регулярное проведение мониторинга эффективности реализуемых в рамках проекта мероприятий на основе перечня показателей, разработанных в ходе первого этапа реализации проекта. На основании данных мониторинга в течении реализации проекта, в перечень и содержание мероприятий проекта, а также в их ресурсное обеспечение вносились своевременные корректировки, проводились уточённые показатели мероприятий  по внедрению Комплекса ГТО.

Оценка диагностического физического развития строилась на сравнении индивидуальных показателей школьников нашей школы со средним значением принятых для данной группы по стране. Для дальнейшей реализации проекта по разработанным этапам и согласно моделям, в данном этапе была проведена социометрия определения «Что такое ГТО?» для самих школьников, так как без информационно составляющей картины самого понятия ГТО, дальнейшая реализация проекта могла ставиться под вопрос.

Нами были разработаны вопросы такие как:

  • Знаете ли вы что такое ВФСК «ГТО»?
  • Хотите ли вы сдать нормы ВФСК «ГТО»?
  • Занимаетесь ли вы спортом?
  • Хотите ли вы быть сильным, быстрым, ловким и здоровым?

 

  • Мотивационный – третий этап:

Успех работы по комплексу ГТО во многом зависел от целенаправленности агитации и пропаганды его задач и содержания планов внеурочной деятельности в школе.

В ходе реализации внедрения моделей  на этом этапе проходило входное исследование информированности участников о ВФСК «ГТО», проходила линейка-открытие внедрения ВФСК ГТО  в торжественные обстановки в актовом зале школы, для придания данного мероприятия особого статуса и роли в школе.

Главная форма пропаганды в нашей школе была – устная и наглядно-информационная (стенды, газеты, плакаты, видеоролики и т.д)

Одной и действенной формой стала агитационно-пропагандистская работа, так как конкурс рисунков «Я и ГТО», красочно оформленные плакаты. Для того, чтобы школьник всегда мог видеть свои нормативы по ГТО, школой был закуплен стенд ГТО с красочными таблицы.

Выступления инициативных групп учеников (помощников) перед обучающимися, с целью повышения информированности. Проходил конкурс рисунков, плакатов на тему «Я готов сдавать ГТО!». Инициативная группа учащихся под руководством учителя физкультуры оформила стенд «Что такое «ГТО».

Опираясь на принцип добровольности, проходила запись желающих обучающихся по классам через классных руководителей на сдачу нормативов «ГТО» по возрастным ступеням.

  • Апробационно – практический – четвертый этап:

В рамках неурочной деятельности праздники «А ну-ка мальчики» и праздник «А ну-ка девочки», были заменены на внешкольный праздник ГТО, где от каждого класса обязательно было представлена команда для сдачи норм. Перед этим праздником была информационная неделя для учащихся с показом различных современных видеороликов, современных социальных реклам в поддержку ГТО.  

На I ступени сдачи норм «ГТО» (6-8 лет) проводился спортивный праздник с игровыми элементами для повышения мотивации у детей младшего школьного возраста. Данные мероприятия помогли раскрыть задачи и содержание комплекса ГТО внедрения его в нашу школу.

 В течение прохождения предмета «физическая культура» выделялось время подготовки к сдаче норм ГТО, давались специальные подводящие упражнения, направленные на овладения навыка при сдаче того или иного норматива. Особое и тщательное внимание уделялось нормативам, которые входят и так в учебный календарный план при прохождении тем на уроке «физкультуры», для повышения показателя нормы ГТО.

Ставились задачи «экспериментального обмана», когда школьнику показывался и говорился норматив в подготовительных уроках заведомо увеличенный или соответствующий следующей ступени знака ГТО. Учащиеся стремились достичь показателей этого норматива, при выполнении подводящих упражнений. Когда наступало занятие сдачи норматива, ученики узнавали настоящий и с «легкостью» выполняли свой положенный установленных их категории возраста и класса норматив.

В связи с этим показатели положительной динамики сдачи нормативов повышался.

  • Научно – обоснованный – пятый этап:

На этом этапе проходил выходное социально-психологическое исследование участников  на тему знания комплекса «ГТО» и желания сдавать нормативы и заниматься спортом, на итоговой линейке подводились итоги сдачи норм и награждение заслуженных победителей грамотами школы и знаками ГТО установленного образца .

Сдача тестов ГТО в школе позволила более качественно проводить мониторинг состояния здоровья учащихся, отслеживать динамику изменения здоровья (учитывать их спортивный прогресс), понимать его причины, сориентировать физкультурно – спортивных успешных выпускников школы в ВУЗы с профильными спортивными дисциплинами в обучении.

  • Интеграционный – шестой этап:

В результате внедрения   комплекса ГТО, была сформирована система стимулов для всех участников образовательного процесса к регулярным занятиям физической культурой, участию в общественной и спортивной жизни образовательного учреждения, успешному прохождению тестирования по комплексу ГТО:

  • Методические рекомендации для преподавателей физкультуры по работе с ребятами, неспособными успешно выполнять нормативы комплекса ГТО.
  •  Методические рекомендации по эффективным способам и формам информационно-разъяснительной и PR-кампании по внедрению ГТО в школе.
  • Повышение мотивации обучающихся к физической культуре и здоровому образу жизни, их приобщение к спорту.

  • Итоговый аналитический – седьмой этап:

Апробируемая методическая разработка «Эффективное внедрение моделей ВФСК ГТО в общеобразовательную школу» содержит актуальность современного образования в области физической культуры и спорта, цели и задачи, анализ ситуации и желаемых результатов, проектное решение, оценку необходимых для реализации внедрения комплекса ГТО, описание ожидаемых результатов, возможных рисков и способов снижения.

  В каждом образовательном учреждении, возможно, подобрать собственные объекты для осуществления внедрения ВФСК «ГТО».

Здоровые, социально-активные, коммуникабельные дети, ориентированные на здоровый образ жизни, приученные к самостоятельной активной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности – вот то, на что направлена реализация внедрения комплекса ВФСК ГТО.

Заключение

В детях очень сильна потребность объединяться по интересам. Им нравится достигать каких-то новых результатов, а потом делиться успехом друг с другом и родителями. В этом вопросе возврат к нормам ГТО считается безусловным благом, если как следует проработать и привести их в соответствие с изменившимися потребностями общества, это пойдет и детям, и обществу на пользу. Помочь детям сохранить свое здоровье могут простые вещи, как это ни банально звучит, здоровый образ жизни, включающий   занятия спортом и  физической культурой. Нормы ГТО очень полезны были раньше, а возврат их сегодня просто необходим. Сегодняшние нормативы по физической подготовке не охватывают все население. Сдача нормативов не должна быть ограничена по возрасту.

Подводя итог вышесказанному,  стратегическая цель комплекса ГТО – попытка привить школьникам привычку к здоровому образу жизни и массовому спорту – будет достигнута!

Библиографический список:

  1. Советская энциклопедия: в 3 т./ гл. ред. Прохоров А. М.. – М.: Большая советская энциклопедия. 2004-2010.– 3 т


2. П. Кирьян. Владимир Путин предложил вернуть нормы ГТО./П. Кирьян // РосБизнесКонсалтинг газета.- 2013.- 13 марта.- С.11.


3. Захарова Н.А. Готов к труду и обороне (ГТО) [Электронный ресурс]/Захарова Н. А //Социум: Центральный музей физической культуры и спорта.- Москва. 1987-2014.- Режим доступа: http://museumsport.ru/wheelofhistory/gto/Дата обновления: 21.02.2012


4.Коваленко А. Путин выступил за восстановление норм ГТО. [Электронный ресурс]/Коваленко А.//Социум: Открытый город. – Москва. 2013.- Режим доступа: http://www.opentown.org/news/5473/Дата обновления: 13.03.2013


5. Никольский А. Возможное воссоздание комплекса ГТО. [Электронный ресурс]/Никольский А.//Социум: Риа новости. – Москва. 2013.- Режим доступа: http://ria.ru/society/20130313/927143974.html Дата обновления: 13.03.2013


6. Уэйлс Д., Сэнгер Л. ГТО [Электронный ресурс] /Д. Уэйлс, Л. Сэнгер // Социум: Википедия. –Ашбурн, 2001.- Режим доступа:
http://ru.wikipedia.org/w/index.php?search=гто&button=&title=Служебная%3AПоиск. Дата обращения: 19.01.2014.

 

Приложение 1.

Что такое нормы ГТО?

Приложение 2.

Нужны ли нормы ГТО в школе?

Приложение 3.

Нужны ли нормы ГТО в школе, если да, то почему?

Если нет, то почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Модель организации методической работы в муниципальном общеобразовательном учреждении «Барашевская средняя общеобразовательная школа»

Педагоги  школы активно используют в своей работе современные технологии:1) развивающее обучение;2) проблемное обучение;3) разноуровневое обучение;4) технология решения исследовательских за...

презентация педагогического проекта "Внедрение ВФСК "ГТО" в общеобразовательной организации"

 Тема внедрения ВФСК «ГТО» в общеобразовательные организации сейчас актуальна и задача учителя физической культуры состоит в том, чтобы   привлечь  наибольшее  количество об...

Внедрение ВФСК ГТО в общеобразовательных учреждениях Невского района Санкт-Петербурга

Внедрение ВФСК ГТО в общеобразовательных учрежденияхНевского района Санкт-Петербургана 03.11.2015г.Одной из главных задач возрождения комплекса «Готов к труду и обороне» в Невском районе является моде...

Проект "Система внедрения и реализации ВФСК ГТО в общеобразовательной школе."

Внедрение и реализация Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне"...

Организация физкультурно-спортивной работы по внедрению Всероссийского конкурса «ГТО» в общеобразовательной школе в течение учебного года.

Основной проблемой внедрения Комплекса ГТО  можно назвать саму необходимость внедрения данного комплекса.  Зачем нам сдавать ГТО? Ответ на вопрос для каждого человека может быть свой. Кто-то...