Организация работы в паре на уроке физической культуре
статья по физкультуре

Иванов Алексей Сергеевич

Формирование интереса к физической культуре 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_raboty_v_pare_na_uroke_fizicheskoy_kulture.docx19.34 КБ

Предварительный просмотр:

Иванов А.С., учитель физической культуры

ГБОУ школа №258 Колпинского района

Санкт-Петербурга

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ПАРЕ НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Формирование интереса к физической культуре - это вид практической и познавательной деятельности человека. Поэтому этот процесс следует рассматривать с теоретико-познавательной точки зрения. С этой позиции процесс формирования у школьников интереса к физической культуре рассматривается как педагогический процесс, осуществляемый в обучении и воспитании. Успешность его определяется качеством учебно - воспитательного процесса.

Основные усилия учителей физической культуры направлены на решение задач уроков, но при этом без должного внимания остаётся реализация задач, связанных с формированием долговременного, устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями в последующие периоды жизни.

В последнее время в практике школьного физического воспитания центральное место занимают проблемы, связанные со снижением активности школьников в учебной деятельности, замедлением их физического и психического развития, ухудшением здоровья учащихся, а также с низким уровнем их мотивации к учению, необходимой для упорной, систематической учебной работы.

Только положительное отношение к учению может обеспечить полноценное усвоение учебного материала. На формирование заинтересованности в занятиях физической культурой направлен поиск и применение оптимального сочетания разных его методов, форм индивидуальной, коллективной и групповой работы с учётом возрастных особенностей школьников и т.д.

Анализ литературных источников показал, что упражнения в парах присутствуют в большинстве видах школьной программы, и от хорошей совместимости партнеров зависит качество выполняемых упражнений. Применительно к гимнастике работа в парах ярко проявляет себя в помощи при выполнении заданий по развитию физических качеств, освоению двигательных умений и навыков, в страховке обеспечивающей безопасность выполнения упражнений. В легкоатлетических, в основном индивидуальных, упражнениях с партнером можно выполнить ряд подготовительных упражнений.

Организация работы в парах требует соблюдения нескольких правил:

1. Организация учебных пар по желанию, по симпатиям.

2. Постоянные занятия в устоявшихся парах в большинстве уроков с игровой подготовкой, подготовительные упражнения на уроках всех видов, в страховке и помощи на уроках гимнастики.

3. Усложнение способа выполнения парных упражнений, выполнение их в необычных условиях.

4. Самостоятельный поиск и нахождение учениками новых вариантов выполнения упражнений в парах.

5. Взаимозаменяемость в различных парах со сменой партнеров.

Внедрение заданий в парах должно привлечь внимание учащихся, повысить их интерес и повысить уровень технической и физической подготовленности учащихся.

Цель групповой и парной работы на уроках - познакомиться с наиболее эффективными способами активизации познавательного интереса. Задача - познакомить учащихся с одной из форм коллективной учебной деятельности. Для того чтобы школьники стали активными участниками процесса обучения необходимо отметить, что заранее продуманное разнообразие методов и приемов обучения внутри темы и курса в целом оказывают влияние на формирование познавательного интереса, позволяют пройти все ступени его формирования: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. 

По мере обогащения запасов конкретных знаний учащихся в процессе учебной деятельности и осознания ими ряда фактов, явлений, законов, происходит все большая объективизация интереса. Любопытство перерастает в любознательность, а это уже установка на познание. Проявление любознательности тесно связано с самим содержанием учебной деятельности, в то время как любопытство направлено на внешние моменты по отношению к содержанию и ограничено тем, что происходит в настоящее время. На стадии любознательности учащиеся спорят, стараются самостоятельно найти ответы на вопросы. Следующая стадия - наличие познавательного интереса - проявляется в стремлении к прочному усвоению знания предмета, которое связано с волевым усилием и напряжением мысли, применением знаний на практике.

Развитие познавательных интересов сопровождается формированием таких важных

качеств личности, как пытливость, активность, творчество, что, в конечном итоге, обеспечивает разностороннее развитие ребенка. Кроме того, развитие интереса в отдельной предметной области в условиях открытого общения обусловливает становление личности, проявляющей интерес и в других сферах деятельности, в общественной жизни, в отношениях с товарищами и так далее, обеспечивает формирование активной жизненной позиции.

Для работы в группах характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые таким образом становятся активными субъектами собственного учения. А это принципиально меняет в их глазах смысл и значение учебной деятельности.

Групповой способ предусматривает одновременное выполнение в нескольких группах разных заданий преподавателя. Групповая форма организации это временное деление коллектива класса на несколько групп (команд, звеньев, отделений) и выполнение каждой группой «своих» заданий по указанию учителя и с помощью подготовленного им еще задолго до этого урока актива учащихся.

Группы не должны быть постоянными, поскольку в их составе учащиеся разного уровня успеваемости (подготовленности), что в последующем может затруднить реализацию принципа единства обучения, равное право на образование и на развитие способностей.

По команде учителя начинается и заканчивается работа групп и смена заданий в группах. Групповая форма применяется преимущественно в основной части урока, когда изучаются два или более разнородных и сложных физических упражнения.

Положительные моменты: стимулируется самостоятельная работа школьников, которая содействует формированию у них потребности в самообразовании, что наиболее важно на данном этапе. Учитель имеет возможность уделить больше внимания группе учащихся, выполняющих наиболее сложные упражнения, оказывать им помощь и страховать их (обеспечивать безопасность при выполнении двигательного действия).

Групповая форма занятий активизирует учащихся, повышая их интерес к уроку, позволяет выполнять упражнения в индивидуальном темпе и ритме, подбирать упражнения, наиболее соответствующие силам и способностям состава данной группы и каждого ученика в отдельности. Осуществляя руководство всем классом, учитель занимается непосредственно с тем отделением, которое выполняет упражнения, требующие страховки (на кольцах, опорные прыжки), когда упражнения еще только разучиваются. Остальными отделениями руководят специально подготовленные учащиеся-активисты. Когда на уроке повторяются ранее изученные упражнения, учитель может, наблюдая за всем классом, переходить от одного отделения к другому. Если же в классе нет подготовленного актива и коллектив учащихся все еще не приучен к самостоятельной работе, то не рекомендуется создавать более двух групп. А возможно, следует временно избегать проведение такого урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по организации и методике преподавания третьего урока физической культуры на основе игры в бадминтон

Презентация на основе личного опыта, преобретённого в результате эксперимента......

Презентация на тему: "Коррекционно-оздоровительная работа с детьми на уроках физической культуры"

"Коррекционно-оздоровительная работа с детьми на уроках физической культуры"...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства на уроках физической культуры

В настоящее время на уроках физической культуры в общеобразовательных школах учителя применяют следующие формы организации: фронтальную, групповую, индивидуальную. В то же время в теории и методике фи...

Организация группового взаимодействия обучающихся на уроке физической культуры

Взаимодействие на уроке- сотрудничество учителя и ученика. Данная статья будет актуальна для учителей и родителей....

Организация работы в группе на уроке физической культуры

В дидактике средней школы подчеркивается важность проблемы интерпретации процесса обучения на уроке. Ведь при обучении происходит коммуникативная деятельность – общение субъектов главного дидакт...

Организация работы в группе на уроке физической культуры

Любой учитель, стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремиться обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы. Быть инициативным в получении новых знаний....