Организация работы в группе на уроке физической культуры
статья по физкультуре

Вальцева Светлана Валерьевна

Любой учитель, стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремиться обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы. Быть инициативным в получении новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_statya_uchitel_fizicheskoy_kultury.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

Вальцева Светлана Валерьевна                                                                                                                                 учитель физической культуры                                                                                                                                    ГБОУ школа №258 с углубленным изучением физики и химии                            Колпинского района, Санкт Петербурга

Организация работы в группе на уроке физической культуры

Любой учитель, стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремиться обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы. Быть инициативным в получении новых знаний. 

Известно, что умение учиться – это “новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества. Познавательной активностью ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей. Использование на уроках групповой работы убедили меня в том, что:                                       – возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;                                                                                      – меняется характер взаимоотношений детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность;                                                                                                                      – сплоченность класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;                                                                                                                                        – растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;                                                                                                               – учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, так, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей.                                                                                                                                                Все группы в процессе становления проходят стадию конфликтных отношений, что тем не менее помогает воспитательной работе учителя. Не каждый ребенок быстро и безболезненно включается в учебный процесс. Что может привести к развитию тревожности. Таким детям стараюсь помочь, включая их в групповую работу. Говоря о целях организации совместной учебной работы детей, я имею в виду дать каждому ребенку:                                                                                                                                     – эмоциональную поддержку, без которой многие дети не могут добровольно включиться в общую работу класса;                                                                                                                                            – возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах;                                                                 – опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться: цель – планирования – рефлексия. Учитель при этом получает дополнительные мотивационные средства для вовлечения детей в содержание обучения; возможность сочетать на уроке обучение и воспитание; строить человеческие и деловые отношения с детьми. Остановимся на общих моментах организации групповой работы. Вводя новую форму сотрудничества, первоначально надо дать ее образец, при этом внимание акцентировать на формах взаимодействия – речевых клише: “Ты согласен?”, “Не возражаешь?” и т.д. Я назвала их вопросами запуска дискуссий, которыми каждая группа пользуется при работе. По – настоящему образец будет освоен детьми только после разбора двух – трех ошибок. Но при этом надо разбирать не содержательные ошибки (например, “Вы неправильно составили схему”), ход взаимодействия (“Ваша группа доброжелательно, терпеливо работала” и т.д.). Оценивать следует общую работу группы, а не давать ученикам, работающим вместе, разные оценки. Следующий момент, который требует внимание учителя – это подбор детей в группы. Конечно, объединять надо с учетом их личностных склонностей. Замечено, что самому слабому ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый, доброжелательный партнер. Если соединить детей по их желанию, то группы получаются разного уровня знаний, начинаются обиды, разочарования, вплоть до нежелания работать в группе. Руководитель работой класса, где соседствуют сильные и слабые группы, учителю труднее. Я остановилась на такой форме подбора членов групп. Зная ведущие каналы восприятия, я разделила класс по группам: Аудиалы- те, кто слышат (развита слуховая память); Кинестетики- те, кто определяют все на ощупь (все трогают); Визуалы- те, посмотрел и запомнил ( зрительная память). В каждой команде находятся представители каждой группы. Для того чтобы группы срабатывались, нужны минимум 2-3 занятия . У группы должна быть ориентация на физическую работу. “Мы группа, значит, мы способны действовать”, – говорят дети, соединив вместе руки перед началом работы. Проводя урок: «Послание капитана Врунгеля» в основной части урока дети работают по трем маршрутам (группам).                                                                                                           Первый маршрут- на станцию «Держи равновесие». Второй маршрут- на станцию «Прыгунки». Третий маршрут- на станцию «Акробатическая» .Деятельность учащихся организована, как самостоятельная. Главный момент в проведении этого этапа считаю соблюдение техники безопасности. Физические нагрузки чередуются с минутками отдыха. В течении всего урока учащиеся оценивались, результаты заносятся в оценочную таблицу. В конце урока проводится анализ оценочной таблицы, т.е. определены команды- победители. Не важно у кого сколько баллов, важно чтобы урок принес пользу здоровью каждого ребенка. Это была рефлексия работы групп. Каждый ребенок оценил свою работу, отвечая на вопросы. Кто стал сильнее, выносливее, смелее? Несколько советов, чего стоит делать при организации групповой работы: – нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать; – Групповая работа должна занимать не более 7-8 минут; – Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представит “продукт” совместного труда. В классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик); – нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе. В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы. Использование обучения в группе наряду с традиционными методами позволяют учителю существенно улучшить качество обучения. Объединенные для выполнения задания в группы ученики получают новые возможности для обучения и воспитания. Увеличивается вероятность того, что они выскажутся. Общаясь друг с другом, дети развивают умение слушать, думать и работать вместе. Это становится дополнительным мотивом для учебы как таковой. Общение учителя и учеников при обучении в группе. Учитель способствует общению учеников друг с другом, и тем, самым, не только эффективному обучению, но и выработке личностных и социальных навыков. В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по организации и методике преподавания третьего урока физической культуры на основе игры в бадминтон

Презентация на основе личного опыта, преобретённого в результате эксперимента......

Организация работы в группах на уроках литературы и русского языка (из опыта работы).

Знакомство с некоторыми нестандартными формами и приемами организации групповой деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы. Способствовать внедрению групповых форм работы на уроках ру...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства на уроках физической культуры

В настоящее время на уроках физической культуры в общеобразовательных школах учителя применяют следующие формы организации: фронтальную, групповую, индивидуальную. В то же время в теории и методике фи...

Организация работы в группе на уроке английского языка (из опыта работы)

Статья об использовании различных приемов групповой формы работы на уроках английского языка...

Организация работы в паре на уроке физической культуре

Формирование интереса к физической культуре...

Организация работы в группе на уроке физической культуры

В дидактике средней школы подчеркивается важность проблемы интерпретации процесса обучения на уроке. Ведь при обучении происходит коммуникативная деятельность – общение субъектов главного дидакт...

Работа в группе на уроке физической культуры

Организация и вовлечение учащихся в групповые занятия по физической культуре....