Работа в группе на уроке физической культуры
методическая разработка по физкультуре

Гаврилова Елена Владимировна

Организация и вовлечение учащихся в групповые занятия по физической культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_v_gruppe_na_uroke_fizicheskoy_kultury1.docx16.55 КБ

Предварительный просмотр:

Гаврилова Е.В., учитель

ГБОУ СОШ №539 Кировского района

Санкт-Петербурга

Работа в группе на уроке физической культуры.

Любой учитель, стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремиться обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы. Быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться – это “новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества. Познавательной активностью ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.        

Использование на уроках групповой работы убедили меня в том, что: – возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; – меняется характер взаимоотношений детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность; – сплоченность класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя; – растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют; – учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, так, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей. Все группы в процессе становления проходят стадию конфликтных отношений, что тем не менее помогает воспитательной работе учителя. Не каждый ребенок быстро и безболезненно включается в учебный процесс. Что может привести к развитию тревожности. Таким детям стараюсь помочь, включая их в групповую работу. Говоря о целях организации совместной учебной работы детей, я имею в виду дать каждому ребенку: – эмоциональную поддержку, без которой многие дети не могут добровольно включиться в общую работу класса; – возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах; – опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться: цель – планирования – рефлексия. Учитель при этом получает дополнительные мотивационные средства для вовлечения детей в содержание обучения; возможность сочетать на уроке обучение и воспитание; строить человеческие и деловые отношения с детьми. Остановимся на общих моментах организации групповой работы.

 Вводя новую форму сотрудничества, первоначально надо дать ее образец, при этом внимание акцентировать на формах взаимодействия – речевых клише: “Ты согласен?”, “Не возражаешь?” и т.д. Я назвала их вопросами запуска дискуссий, которыми каждая группа пользуется при работе. По – настоящему образец будет освоен детьми только после разбора двух – трех ошибок. Но при этом надо разбирать не содержательные ошибки (например, “Вы неправильно составили схему”), ход взаимодействия (“Ваша группа доброжелательно, терпеливо работала” и т.д.). Оценивать следует общую работу группы, а не давать ученикам, работающим вместе, разные оценки.

 Следующий момент, который требует внимание учителя – это подбор детей в группы. Конечно, объединять надо с учетом их личностных склонностей. Замечено, что самому слабому ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый, доброжелательный партнер. Если соединить детей по их желанию, то группы получаются разного уровня знаний, начинаются обиды, разочарования, вплоть до нежелания работать в группе. Руководить работой класса, где соседствуют сильные и слабые группы, учителю труднее. Я остановилась на такой форме подбора членов групп. Зная ведущие каналы восприятия, я разделила класс по группам: Аудиалы- те, кто слышат (развита слуховая память); Кинестетики- те, кто определяют все на ощупь (все трогают); Визуалы- те, посмотрел и запомнил ( зрительная память). В каждой команде находятся представители каждой группы. Для того чтобы группы срабатывались, нужны минимум 2-3 занятия . У группы должна быть ориентация на физическую работу. “Мы группа, значит, мы способны действовать”, – говорят дети, соединив вместе руки перед началом работы. Проводя урок: «Послание капитана Врунгеля» в основной части урока дети работают по трем маршрутам (группам). Первый маршрут- на станцию «Держи равновесие». Второй маршрут- на станцию «Прыгунки». Третий маршрут- на станцию «Акробатическая» .Деятельность учащихся организована, как самостоятельная. Главный момент в проведении этого этапа считаю соблюдение техники безопасности. Физические нагрузки чередуются с минутками отдыха. В течении всего урока учащиеся оценивались, результаты заносятся в оценочную таблицу. В конце урока проводится анализ оценочной таблицы, т.е. определены команды- победители. Не важно у кого сколько баллов, важно чтобы урок принес пользу здоровью каждого ребенка. Это была рефлексия работы групп. Каждый ребенок оценил свою работу, отвечая на вопросы. Кто стал сильнее, выносливее, смелее?  

Несколько советов, чего стоит делать при организации групповой работы: – нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать; – Групповая работа должна занимать не более 7-8 минут; – Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представит “продукт” совместного труда. В классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик); – нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе. В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.

Использование обучения в группе наряду с традиционными методами позволяют учителю существенно улучшить качество обучения. Объединенные для выполнения задания в группы ученики получают новые возможности для обучения и воспитания. Увеличивается вероятность того, что они выскажутся. Общаясь друг с другом, дети развивают умение слушать, думать и работать вместе. Это становится дополнительным мотивом для учебы как таковой. Общение учителя и учеников при обучении в группе. Учитель способствует общению учеников друг с другом, и тем, самым, не только эффективному обучению, но и выработке личностных и социальных навыков. В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.

Литература

1. Ашмарина , Б.А.  Теория и методика физической культуры. М.: «Просвещение», 1990.

2. Богословский,  В.П. Сборник инструктивно-методических материалов по физическому воспитанию: Пособие для учителя.  М.: «Просвещение», 1984.

3. Велитченко,  В.К.  Физкультура без травм.  М.: «Просвещение», 1993 4. Кофман,  Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры.  М.: «Физкультура и спорт», 1991.  

5. Курамшина,  Ю.Ф. Теория и методика физической культуры/ учебник, 2-е изд..  М.: «Советский спорт», 2004.  

6.  Матвеев,  А.П. Методика физического воспитания с основами теории.  М.: «Просвещение», 1991.  

7. Матвеев,  Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Коррекционно-оздоровительная работа с детьми на уроках физической культуры"

"Коррекционно-оздоровительная работа с детьми на уроках физической культуры"...

Профориентационная работа с учащимися на уроках физической культуры

Профориентационная работа с учащимися может проводиться в форме:- бесед о профессиях учителя физической культуры, тренера и др;- консультаций;- игровых занятий;- экскурсий в спорткомплекс, на стадион ...

Организация работы в паре на уроке физической культуре

Формирование интереса к физической культуре...

Обобщение опыта работы "Метапредметные результаты на уроках физической культуры"

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно &nda...

Организация работы в группе на уроке физической культуры

В дидактике средней школы подчеркивается важность проблемы интерпретации процесса обучения на уроке. Ведь при обучении происходит коммуникативная деятельность – общение субъектов главного дидакт...

Организация работы в группе на уроке физической культуры

Любой учитель, стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремиться обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы. Быть инициативным в получении новых знаний....