Сенситивные периоды в физическом развитии школьников
статья по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Уланков Виталий Иванович

На формирование здоровья человека оказывают влияние различные факторы, знание и управление которыми дает возможность уменьшить их негативное влияние.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sensit_razvitie.docx26.56 КБ

Предварительный просмотр:

Сенситивные периоды в физическом развитии школьников

На формирование здоровья человека оказывают влияние различные факторы, знание и управление которыми дает возможность уменьшить их негативное влияние. На 50–52% здоровье определяется образом жизни, на 20–25% – генетическими факторами, на 10–15% зависит от здравоохранения.

Ведущими формирующими факторами для детей и подростков считаются режим дня, экология, внутренняя среда помещений, организация физического воспитания, медико-санитарная помощь.

Важнейшими параметрами здоровья и индикаторами социального благополучия общества, по мнению многих авторов, являются показатели физического развития человека.

Если физическое развитие - непрерывный биологический процесс морфологического и функционального совершенствования организма, то уровень физического развития – понятие разовое, определенное для каждого возрастного периода, оно учитывается в сопоставлении с нормативными возрастными и территориальными уровнями, с аналогичными данными в разных экономических и экологических условиях и в разные календарные периоды.

Анализ современной научной литературы показывает, что за последние десять лет здоровье детей и подростков нашей страны значительно ухудшилось, отмечается снижение уровня физического развития. Основными причинами такого положения являются экономические трудности, снижение внимания к социальным проблемам, санитарной культуре, ослабление государственной политики в области профилактической медицины, свертывание научных исследований по проблемам роста, развития здорового ребенка и управления здоровьем. Серьезной причиной нарушения здоровья детей служат все возрастающие учебные нагрузки в образовательных учреждениях.

Уже с шестилетнего возраста большинство имеют II группу здоровья. С одиннадцатилетнего возраста начинают преобладать дети, имеющие III группу здоровья. В старшем школьном возрасте возрастает количество учащихся с подготовительной группой здоровья. Проблема обострена еще и отсутствием в большинстве школ групп ЛФК.  В структуре заболеваемости большую часть составляют болезни органов дыхания (53,2%), болезни нервной системы и органов чувств (12%), инфекционные и паразитарные болезни (9,7%), болезни органов пищеварения (4,5%). Одним из важных компонентов здоровья является психическая составляющая. В монографии «Здоровье детей России» справедливо подчеркивается, что «и в личном, и в общественном плане болезни нервно-психической сферы имеют не меньшую (если не большую) значимость, чем отклонения в физическом развитии».

Общеизвестно отрицательное влияние на детский организм вредных привычек, которые мешают или не дают человеку возможности успешно реализовать себя как личность. Особую группу вредных привычек представляют злоупотребление алкоголем и курение. Обследование, проведенное в 21 городе России, показало, что число 15–17-летних ежедневно курящих мальчиков составляет 27,4%, девочек – 14%.

Пагубное влияние алкоголя на организм человека, особенно ребенка, известно давно. К сожалению, растет употребление алкогольных напитков среди детей, подростков и молодежи. Особую тревогу вызывает резкое увеличение алкоголизации девочек и девушек-подростков 12–15 лет. Немаловажное влияние на формирование отношение школьника к курению, алкоголю оказывает круг интересов и характер установок того нормального коллектива, в котором он проводит свой досуг.

Занятия физкультурой и спортом - необходимое условие, от которого зависит здоровье, работоспособность и хорошее настроение. Большие умственные, нервные нагрузки, не сочетаются с соответствующими физическими упражнениями, крайне неблагоприятно сказываются на состоянии здоровья детей и подростков. У таких детей развивается нервность или неврастения. Дети, больные неврастенией, повышено раздражительны, быстро утомляются, рассеяны, обидчивы, эмоционально неустойчивы, что часто сопровождается плаксивостью. В школе они вялы и апатичны или, наоборот, сильно возбуждены и беспокойны. Они не могут сосредоточиться над заданным, легко отвлекаются на незначительные посторонние раздражители.

Причиной нервности школьника могут быть перенесенные инфекционные болезни, которые ускоряют истощения нервных клеток и нарушают нормальные ритмы деятельности всей системы организма.

Одним из наиболее частых нарушений гигиены питания является избыток в пищи углеводов (мучные изделия, сладости). В этом случае углеводы не полностью используются организмом на компенсацию энергетических затрат организма, а частично идут на образование жира, который откладывается про запас и ведет к ожирению.

Сенситивные периоды в физическом развитии школьников

C:\Users\DNS\Desktop\i_031.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

физическое развитие школьников

Выступление на родительском собрании....

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

6 классЦель :формирование потребности родителей в физическом развитии   своего    ребенка.Задачи:1)обобщить знания родителей о физическом развитии школьника;2)актуализировать ...

Физическое развитие школьника и пути его совершенствования.

Отличное здоровье, крепкое и закаленное тело, сильная воля, формируемые в процессе занятий физкультурой , являются хорошей осно...

Содействие физических упражнений укреплению здоровья и физическому развитию школьников.

Материал может быть использован для подготовки выступлений на МО, педсоветах, в ходе работы с родителями и детьми....

Физическое развитие школьников

родительское собрание...

Влияние уличных танцев на формирование и физическое развитие школьников.

На время подросткового возраста для нас становится крайне важным выделиться из толпы, выразить свою индивидуальность и самым распространённым способом для того становятся различные виды танцев. Танцев...