Статья на тему: "Мы снова сдаем ГТО"
статья по физкультуре

Кузнецова Елена Петровна

 В статье рассказывается о Всероссийском конкурсе  тьюторских проектов в области развития физической культуры, который был организован Министерством образования и науки Российской Федерации и Российским университетом дружбы народов при поддержке Комитета Государственной Думы по образованию и науке. Он   проводится с 2014 года в рамках проекта по широкомасштабному внедрению модели тьюторского сопровождения работников образовательных организаций, реализующих деятельность, связанную с комплексом ГТО. Кроме этого рассказывается о разработке и реализации проекта "Организация физкультурно-спортивной работы по внедрению ВФСК ГТО в гимназии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_snova_sdaem_gto_ya.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мы снова сдаем ГТО

Новикова Т.А. – директор МБОУ гимназия № 5, Заслуженный учитель Российской Федерации; Кузнецова Е.П. – учитель физической культуры МБОУ гимназия № 5; Голомерова Н.В. – учитель физической культуры МБОУ гимназия № 5.

В воронежской гимназии №5 разработали и реализовали проект «Организация физкультурно-спортивной работы по внедрению ВФСК ГТО в условиях гимназического образования», который занял второе место во Всероссийском конкурсе тьюторских проектов в области развития физической культуры.

Всероссийский конкурс  тьюторских проектов в области развития физической культуры был организован Министерством образования и науки Российской Федерации и Российским университетом дружбы народов при поддержке Комитета Государственной Думы по образованию и науке. Он   проводится с 2014 года в рамках проекта по широкомасштабному внедрению модели тьюторского сопровождения работников образовательных организаций, реализующих деятельность, связанную с комплексом ГТО.

Основная цель конкурса - обобщение и распространение в образовательных организациях лучших практик, обеспечивающих повышение двигательной активности обучающихся, реализацию физкультурно-оздоровительных программ, развитие физической культуры и спорта в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта и Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».

В первом этапе конкурса, заочном, который проходил в период с февраля по май 2017 года, приняло участие около 1000 работников образовательных организаций всех уровней образования из более 50 субъектов Российской Федерации, подготовивших 535 конкурсные работы. По результатам их экспертизы были определены по три  финалиста в каждой из четырех номинаций: «Уроки лучших», «Присоединяйся!», «Нескучный спорт» и «Нам со спортом по пути».

В МБОУ гимназия №5 города Воронежа под руководством учителей физической культуры Кузнецовой Е.П. и Голомеровой Н.В. был разработан и реализован тьюторский проект «Организация физкультурно-спортивной работы по внедрению ВФСК ГТО в условиях гимназического образования», который был признан одним из лучших в номинации «Нескучный спорт».  Вышеназванный совместный проект педагогов и обучающихся предполагал  проведение серии мероприятий, направленных на пропаганду физической культуры и комплекса ГТО среди различных категорий населения. Срок реализации проекта был определен с сентября 2016 года по май 2017 года.

Работа по вовлечению как можно большего количества обучающихся к участию в физкультурно-оздоровительных мероприятиях и более активной сдачи ими комплекса ГТО в гимназии была начата с обсуждения на заседании детской организации «Страна Советов». Почему проблема  приобщения к здоровому образу жизни россиян стала одной из наиболее актуальных и значимых на современном этапе развития общества? В чем причины того, что до сих пор она остается нерешенной? Эти и другие вопросы обсуждались членами инициативной группы разработчиков проекта, основными этапами которого стали: подготовительный, проектировочный, практический, аналитико-коррекционный, заключительный.

Над разработкой и реализацией проекта работало несколько групп. На подготовительном этапе рабочая группа социологов провела анкетирование среди обучающихся и педагогов гимназии, которое показало, что  большинство опрошенных слабо знакомы с историей появления комплекса ГТО в нашей стране, не знают сдаваемых нормативов, но многие из них хотят сдать нормы ГТО и готовы принять участие в разрабатываемом проекте.

 Группа юристов изучила нормативно-правовые документы федерального, регионального и муниципального уровней, касающиеся организации физкультурно-спортивной работы по внедрению ВФСК ГТО. В результате этой работы они  убедились в том, что имеют право  свободно выражать свои взгляды по интересующим их вопросам, собирать информацию из различных источников, особенно такую, которая   направлена на содействие здоровому физическому   и психическому развитию не только детей, но и взрослых. Кроме того, они правомочны создавать инициативные группы и реализовывать гимназические проекты, а также обращаться   в   государственные   органы власти и органы   местного самоуправления.

Группы журналистов и историков познакомились с ресурсами Internet, периодической печати, энциклопедической и другой справочной литературой. Было собрано достаточное количество различных материалов, необходимых для проведения гимназического смотра-конкурса на лучший проект. На данном этапе  гимназисты  посмотрели также фильмы о российских спортсменах, организовали работу кружка «Я - спортсмен».

На проектировочном этапе разрабатываемого проекта группа аналитиков обобщила информацию о материально-технической базе и пришла к выводу о том, что в гимназии вполне достаточно спортивного инвентаря, имеются спортивный и тренажерный залы, а также зал хореографии. Однако, здание гимназии, постройки 1958 года, не оснащено бассейном. В связи с этим была организована сдача нормативов по плаванию в спортивном комплексе «Придонской».

Анализ кадрового состава свидетельствовал о том, что педагоги гимназии активно внедряют в образовательный процесс элементы инновационных технологий физкультурно-оздоровительной работы, позволяющих увеличить долю обучающихся, выполнивших нормативы комплекса ГТО на «золотой», «серебряный» и «бронзовый» значок.

Результатом работы вышеназванных групп стала подготовка комплексной целевой программы, направленной на реализацию проекта. На данном этапе внедрения физкультурно-спортивного комплекса  также был разработан календарно-тематический график сдачи нормативов испытаний, в рамках которого их прием осуществлялся в осеннюю,  зимнюю и весеннюю сессии.

Популяризируя массовую физическую культуру и здоровый образ жизни, в рамках практического этапа проекта рабочая группа   журналистов   организовала проведение   репортажей по гимназическому радио о  правилах сдачи норм ГТО. Кроме того, они  оформили  стенд «Нормы ГТО» с информацией о нормативах  ВФСК  ГТО,  а также  инструкциями по технике безопасности во время проведения испытаний. Ежемесячно выпускалась газета «Мы снова сдаем ГТО», которая освещала работу над проектом, в ней размещались лучшие сочинения и рисунки гимназистов на спортивную тематику, сводные протоколы сдачи нормативов по каждому классу,  а также  фотографии учеников,  получивших значки.

Рабочая группа спортсменов  подготовила для каждой ступени в соответствии с возрастом тестирующую часть, в которой указывалось, какие физические упражнения необходимо выполнить для получения значка того или иного вида, а также  помогала учителям физической культуры в проведении тренировочных испытаний. После каждой сдачи нормативов   принимающие записывали результаты  в протоколы  и оформляли сводные ведомости. Кроме того они участвовали в оформлении заключений о готовности обучающихся к сдаче нормативов испытаний (тестов) на муниципальной базовой площадке

Решая одну из задач конкурса, связанную с привлечением внимания и интеграции усилий всех участников образовательного процесса в вопросах реализации мероприятий комплекса ГТО, в гимназии были организованы различные спортивно-массовые мероприятия: «А ну-ка, парни!», «Мама,  папа,  я – спортивная семья»,  «Весёлые старты»,  «Лыжня России»,  День Здоровья и другие.

 Большой интерес вызвал спортивный праздник "От значка ГТО к олимпийской медали!" с участием знаменитых спортсменов города Воронежа. Они рассказали гимназистам о том, что в СССР комплекс ГТО появился в   1931 году и составлял основу государственной системы физического воспитания советских людей,  он охватывал граждан СССР в возрасте от 10 и до 60 лет. Нормативы и классификация ГТО непрерывно совершенствовались.

 В 1972 году специальным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР был введён новый комплекс ГТО, в котором появились ступени для школьников 10-13 лет и трудящихся 40-60 лет. Всего стало пять ступеней ГТО: 1 — "Смелые и ловкие",  2 — "Спортивная смена",  3 — "Сила и мужество", 4 — "Физическое совершенство", 5 — "Бодрость и здоровье".  

В зависимости от уровня достижений сдающие нормативы каждой ступени награждались золотым или серебряным значком "ГТО", выполняющие нормативы в течение ряда лет — "Почётным значком ГТО". К началу 1976 года свыше 220 миллионов человек имели вышеназванные знаки отличия. Комплекс ГТО действовал в СССР до 1991 г.    

 Введение и реализация ВФСК ГТО на современном этапе развития общества направлено на модернизацию не только системы физического воспитания, но и обеспечение развития системы массового, детско-юношеского, школьного и студенческого спорта в образовательных организациях Российской Федерации.

Помимо этого во время встречи гимназисты узнали много интересного о том, жизнь спортсменов связана с большим количеством тренировок  и значительными физическими нагрузками, а также о том, что необходимо много трудиться для того, чтобы  добиваться успехов в спорте.  На празднике  ребята участвовали в соревнованиях по прыжкам в высоту и длину,  в силовых упражнениях,  в метание мяча на дальность, в беге на короткие  и длинные дистанции.

 Акция  «Здоровым быть здорово!» заинтересовала не только обучающихся гимназии, но и  горожан. Лучшие спортсмены нашего образовательного учреждения, среди которых были кандидаты в мастера спорта по легкой атлетике, гимнастике, футболу и другим видам спорта посетили парк «Алые паруса»,  пропагандируя здоровый образ жизни и  ВФСК ГТО среди различных категорий граждан.

        На протяжении 2016-2017 учебного года проводились также и традиционные для образовательного процесса в гимназии соревнования по мини-футболу, волейболу, баскетболу и т.д.  Игры  проходили на высоком эмоциональном подъеме, поддержку своих команд обеспечивали болельщики.   Лучшие игроки стали членами сборной команды гимназии по игровым видам спорта.

Лица, желающие выполнить нормативы испытаний  ВФСК ГТО, допускались только на основании результатов медицинского осмотра. А медработники  мониторировали состояние здоровья гимназистов, как в процессе прохождения тестирования, так и после него.

На каждом из этапов проекта работали группы журналистов и  фотографов, собирая и обобщая информацию, которая в дальнейшем использовалась для подготовки стендовых материалов, тематических газет и конкурсного буклета.  В торжественной  обстановке обучающимся гимназии, успешно сдавшим  нормы ГТО, были  вручены соответствующие знаки отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса.

 Аналитико-коррекционный этап проекта потребовал от его разработчиков обобщения не только достигнутых результатов, но и не решенных проблем. При определении тематики и содержания проектной деятельности мы исходили из того, что гимназисты должны быть здоровыми, сильными,  стремиться быть успешными в жизни,  уметь  защитить себя и своих близких в любой жизненной ситуации. Для определения уровня достижения поставленных целей был проведен среди обучающихся экспресс – опрос «Проект в моей жизни», который показал, что  многие из них заинтересовались проектом, а также  получили необходимые знания и рекомендации о сдаче норм ГТО.

Проблема организации физкультурно-спортивной работы по внедрению ВФСК ГТО оказалась актуальной не только для гимназистов, но и для большинства педагогических работников. Поэтому в  ходе реализации проекта совместно работали не только учителя физической культуры, но и учителя русского языка и литературы, математики и информатики, истории и обществознания, трудового обучения и изобразительного искусства.

Данный проект позволил его участникам приобрести навыки работы в команде, научиться оформлять  и интерпретировать результаты тестирования, отстаивать свою точку зрения. Нельзя не отметить также  и то, что привлекательные особенности проекта связаны с его доступностью, а также с тем, что он не требует  значительных финансовых затрат.

Однако в ходе реализации проекта возникало немало трудностей. Так, некоторые обучающие категорически отказывались сдавать нормы ГТО,  другие – не смогли зарегистрироваться на сайте gto.ru, так как  родители не  дали разрешение на обработку персональных данных. Из-за погодных условий несколько раз приходилось отменять прием нормативов, в результате чего был нарушен календарно-тематический график.

Кроме того, спортивные площадки, расположенные на территории гимназии, нуждаются в существенной модернизации, так они представляют собой место, где дети и взрослые с использованием разнообразного оборудования на свежем воздухе занимаются физкультурой и спортом. Для целей проекта особенно значимым является приобретение современного оборудования для подготовки и выполнения нормативов и, прежде всего, уличных комплексов ГТО.

На заключительном этапе разработки проекта его результаты были освещены на сайте МБОУ гимназия №5, в Социальной сети работников образования «Наша сеть» и размещены в электронном сборнике Всероссийского конкурса тьюторских проектов в области развития физической культуры.

С материалами, собранными в процессе разработки и реализации проекта, некоторые  из его участников выступали на ежегодной гимназической конференции «Дети исследуют мир…», а также на Региональной методической конференции «Школа проектной и исследовательской деятельности».

Второй этап вышеназванного Всероссийского конкурса, очный, проходил в июне в здании Государственной Думы в Москве. Его участниками стали учителя физической культуры МБОУ гимназия №5 Воронежа  Елена Кузнецова и Наталия Голомерова. На этом  этапе осуществлялась презентация (защита)  проектов финалистами и определялись победители конкурса в каждой номинации.

 Эксперты конкурса, среди которых были представители Российской академии наук, Российской академии образования, Экспертного совета по вопросам здоровья и физического воспитания обучающихся при Комитете Государственной Думы по образованию и науке, Экспертного совета Министерства образования и науки Российской Федерации по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных организациях, Межведомственной комиссии Министерства спорта Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации по совершенствованию физического воспитания в образовательных организациях, дали высокую оценку проекту по организации физкультурно-спортивной работы по внедрению ВФСК ГТО в условиях гимназического образования.  

По результатам презентации финалистами конкурсных работ были определены победители. Тьюторский проект «Организация физкультурно-спортивной работы по внедрению ВФСК ГТО в условиях гимназического образования», разработанный учителями физической культуры Кузнецовой Е.П. и Голомеровой Н.В. и реализованный в МБОУ гимназия №5 городского округа город Воронеж награжден Дипломом II степени.

В торжественной церемонии награждения победителей приняли участие представитель Государственной Думы Чернышов Б. А., начальник отдела развития физической культуры, спорта и здорового образа жизни Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи - Минаев А. В., председатель Экспертного совета по вопросам здоровья и физического воспитания обучающихся при Комитете Государственной Думы по образованию и науке - Харисов  Ф. Ф.,  исполнительный директор Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» - Клебанов Д. В., а также  Пуховская М. Н. - начальник отдела школьного и студенческого спорта Департамента развития физической культуры и массового спорта.

Партнеры и спонсоры финала Всероссийского конкурса тьюторских проектов компания FiNN FLARE, издательство «Русское слово», издательская группа «Российский учебник» («ДРОФА-ВЕНТАНА») наградили победителей ценными призами и подарками: сертификатами на приобретение одежды и аксессуаров, сертификатами на покупку методической литературы, книгами и пособиями по тематике конкурса.

В заключении хотелось бы отметить, что несмотря на, несомненно, положительный опыт, накопленный в результате разработки тьюторского проекта в гимназии №5, мы не связываем решение проблемы по организации физкультурно-спортивной работы по внедрению ВФСК ГТО только с его реализацией. Общеизвестно, что проектные технологии могут быть эффективными только в контексте общей концепции обучения, воспитания и развития. Это всего лишь компонент системы образования, а не сама система. Однако, то, безусловно, ценное, что дало участие в проекте, необходимо шире использовать в практике физического воспитания и развития обучающихся гимназии.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Работа над образностью речи"(из опыта работы над методической темой)

Данная статья посвящена развитию интереса учащися к написанию различных видов творческих работ, а также содержит  задания в работе со словом. Очень важно выработать у учащихся самостоят...

Тема: "Мы снова вместе - это здорово!"

Задачи:- играя, понять значимость друг друга и коллектива;- настроиться на новый учебный год со старыми друзьями;- обобщить знания о взаимоотношениях...

Методическая статья на тему: Использования на уроках химии в 9 классе «Виртуальной химической лаборатории» (на примере темы «Щелочные металлы и их соединений»)

Химия, являясь экспериментальной наукой, осуществляет обучение учащихся  через различные формы работы с натуральными веществами и материалами:демонстрационные опыты, проводимые учителем в процесс...

План мероприятий по реализации проекта «Мы снова сдаем ГТО» МБОУ «СШ» № 3 2016-2017 учебный год

План мероприятий по реализации проекта «Мы снова сдаем ГТО» МБОУ «СШ» № 3    2016-2017 учебный год...

Статья на тему "Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры и во внеклассной спортивной работе» статья по физкультуре

Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является проблема внеурочной занятости детей, организации досуга, дополнительного образования. Основными мероприятиями здоровьесберегающей деятельности...