Методика отбора учащихся на районные соревнования
статья по физкультуре

Левина Татьяна Юрьевна

Как только устроилась работать в школу, столкнулась с такой ситуацией, как подготовка детей к соревнованиям и выявление лучших из них. Стала проводить уроки, выбрала для участия ребят, и самое страшное ждало меня впереди. Речь идёт о соревнованиях, включенных в районную спартакиаду. Как казалось, ничего сложного в этом нет: как проверить уровень их подготовленности в каком-то виде спорта или дисциплине, и на этом всё, но нет. Для того, чтобы отобрать детей на соревнования, влияет немало факторов. Моя статья может быть полезна преподавателям физической культуры, используя в работе те моменты, о которых я упомяну. В данной статье будут приведены примеры, которые помогут в отборе учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.23 КБ

Предварительный просмотр:

Методика отбора учащихся на районные соревнования

Левина Татьяна Юрьевна, ГБОУ СОШ №608 имени Героя Советского Союза Зины Портновой, учитель физической культуры

Работа учителем физической культуры в школе включает в себя следующие обязанности: проведение уроков (обучение детей двигательным способностям, физическим упражнениям, обучение класса в целом, имея к каждому индивидуальный подход), внеурочной деятельности, может быть ведение кружков, показ открытых мероприятий, выступление детей на соревнованиях. Чтобы выбрать лучших, достойных ребят, нужно, в начале, с ними познакомится, узнать их характер, манеру поведения, физические качества, поведение ребёнка в команде (если мы имеем в виду отбор в команду). Соревнования бывают личными и командными. Всем понятно, о чём идёт речь. Для участия в личных соревнованиях важны собственные развитые двигательные способности для определённой программы мероприятия. Работая в команде, нужно обладать продуманной тактикой игры, техническими характеристиками.

Как только устроилась работать в школу, столкнулась с такой ситуацией, как подготовка детей к соревнованиям и выявление лучших из них. Стала проводить уроки, выбрала для участия ребят, и самое страшное ждало меня впереди. Речь идёт о соревнованиях, включённых в районную спартакиаду. Как казалось, ничего сложного в этом нет: как проверить уровень их подготовленности в каком-то виде спорта или дисциплине, и на этом всё, но нет. Для того, чтобы отобрать детей на соревнования, влияет немало факторов. Моя статья может быть полезна преподавателям физической культуры, используя в работе те моменты, о которых я упомяну. В данной статье будут приведены примеры, которые помогут в отборе учащихся.

Спортивный отбор - комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности человека к тому или иному виду спортивной деятельности. Много видов спортивной деятельности можно привести в пример: эстафеты, спортивные игры, легкоатлетические забеги. Такие мероприятия, как «К стартам готов», «Президентские состязания» направлены на выявление наиболее развитых физических способностей. Фестиваль ГТО включает в себя несколько дисциплин, в зависимости от положения. По тому, как мы обучили детей на уроках, мы должны увидеть результат. Не каждый ребёнок владеет в идеале всеми навыками мастерства. Что это значит? Кто-то силён в игровых дисциплинах, ловко справляется с ловлей и бросками мяча, знает и строго соблюдает технику перемещения по площадке, продумывает тактику игры, справляется с работой в команде. Какой-то ребёнок очень растянут в связи с предрасположенностью, наследственными показателями или потому, что занимается в секции по гимнастике. Такой ученик грамотно и точно продемонстрирует акробатическую комбинацию, владея хорошей координацией и вестибулярным аппаратом. Бывают дети просто шустрые, ловкие, пронырливые. Они тебя покажут неплохой результат, участвуя в эстафете. На уроках учитель в течение года развивает у детей и проверяет уровень развития двигательных качеств. В зависимости от того, что входит в программу мероприятия, от этого ты отталкиваешься и смотришь на эти показатели у детей. Ребёнок показывает хорошую скорость на дистанции, он обладает высоким уровнем развития «взрывной реакции», его нужно рассматривать на легкоатлетические забеги, возможно, скоростного характера, на короткие дистанции. Учащийся бежит в нужном темпе, ровно дышит, не устаёт, опережает соперников - заинтересуйся им, как участника на длинные бега. Также смотри, какие физические качества развиты у детей. Силовые? Ребята соревнуются в подтягивании, поднимании гири, отжимании. Если координационные способности развиты лучше, то это могут быть упражнения, такие как челночный бег, метание в цель, прыжки на скакалке. Самое важное - это отбор детей по их двигательным способностям. Сразу видны спортсмены, показывающие высокие результаты и хорошо развитые физические показатели. Ещё раз пробежимся: для бега важны скоростные, скоростно-силовые способности, а также выносливость, для участия в Олимпиаде по физической культуре - это комплекс мероприятий, включающий в себя обязательно теорию, упражнение по гимнастике и что-то из спортивных игр или же беговая длинная дисциплина. Для спортивной игры - это умения и навыки в игре. Если мы говорим о «Весёлых стартах», то это двигательные, координационные способности, а также память. Если это Фестиваль ГТО, значит нужно обладать множественными умениями: скоростными способностями, выносливостью, умением плавать и стрелять, нужна хорошо развитая гибкость. Конечно же, если ребёнок занимается в спортивной секции, мы его сразу замечаем. Он показывает свои достижения в той или иной двигательной деятельности. Естественно, такого ученика мы будем учитывать при отборе.

Следующее, что самое важное, это состояние здоровья ученика. В школьном журнале в листке здоровья прописаны врачом группы здоровья учеников, их ограничения. Основная группа включает здоровых детей, допущенных до занятий физической культурой и соревнований. Подготовительную группу имеют дети с некоторыми ограничениями и отклонениями. У обучающихся могут быть проблемы со зрением, с сердцем (нельзя бегать кроссы), с шейным отделом позвоночника (нельзя кувыркаться). Врач может поставить ученику подготовительную группу в связи с недавно тяжело перенесённым заболеванием или полученной травмой. Ещё одну группу детей составляют учащиеся, полностью освобождённые от занятий физкультурой, занимающиеся в группах ЛФК, или отнесённые к специальной медицинской группе. Нужно знать, что может делать ребёнок, а что ему нельзя. Бывает и такое, что на уроке ребёнок всё выполняет, а по факту ему делать это нельзя. У ребёнка может быть плоскостопие или сколиоз, и по состоянию здоровья стоит подготовительная группа, что говорит о невозможности выступать на соревнованиях. А до поликлиники ученик дойти не может в связи со множеством факторов, таких как несамостоятельность (без родителей дойти не сможет), неохота, нежелание туда идти.

Отношение семьи, родителей может оказать влияние на отбор. Учитель готов взять здорового, подготовленного ребёнка на соревнования, а родители не хотят, чтобы их ребёнок куда-то ездил (боятся за его жизнь), не хотят, чтобы их ребёнок куда-то выезжал именно с этим учителем (и такое бывает), не считают это нужным и важным. Один раз нарвёшься на такую проблему, для себя сделаешь выводы.

Психологические особенности. Обычно на уроке ученик в повседневной обстановке справляется со всеми задачами. Но лишь только, выходя за пределы школы, понимает, что сильно обеспокоен, у него всё падает из рук, голова перестаёт думать, руки и ноги «ватные», люди посторонние смотрят. «Натренировать» психику можно только, находясь в ситуации эмоционального напряжения, то есть часто выступать на публику, на соревнованиях. Так тренируется психологическая устойчивость. От того, что учащиеся сталкиваются с такой ситуацией, может отпасть желание где-то участвовать. Дети должны выступать. Страх нужно преодолевать.

И ещё одна причина - это незаинтересованность ребёнка, нежелание что-либо делать ещё (куда-то ехать, уроки, которые он пропустит, важнее). Ребёнку достаточно посещение уроков физической культуры. Может быть он не хочет перенапрягаться, ему лениво приезжать в другое место. Возможно, ученик не ладит со своими сверстниками или же не знаком с ребятами, с которыми принимает участие в соревнованиях. От того, что нет знакомых учеников в команде, с которыми он едет на соревнования, отпадает желание, появляется страх. Возможно, ребёнок не видит цели от этого участия (не будет хорошего результата, сильные соперники, большая конкуренция).

Из всего могу подвести итог, что значимостью статьи является то, что процесс отбора детей на соревнования можно основывать на учёте, в первую очередь, физической подготовленности учащихся, также нужно учитывать состояние здоровья, индивидуальные особенности семьи, психологические особенности и желание ребёнка, его интерес. Эти данные нужно учитывать при отборе детей на соревнования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика отбора профильных дидактических единиц по иностранному языку (для учреждений профессионального образования )

В статье рассматривается отбор основных дидактических единиц в ходе подготовки материала к учебным занятиям....

Методика отбора для занятий туризмом

Методика отбора для занятий туризмом...

Методика отбора детей в секцию волейбола

В последние годы сборные команды России и ее сильнейшие волейбольные клубы не часто радуют многочисленных болельщиков своими выступлениями на международных соревнованиях. Волейбол, как престижный вид ...

Итоговые результаты районных соревнований по огневой подготовке среди юнармейских отрядов «ЮНАРМИЯ» и военно-патриотических клубов Большесолдатского района Курской области

Итоговые результаты районных соревнований по огневой подготовке среди юнармейских отрядов «ЮНАРМИЯ» и военно-патриотических клубов Большесолдатского района Курской области...

Об итогах районных соревнований лыжные гонки в рамках Спартакиады обучающихся общеобразовательных школ района в 2021 году.

Об итогах районных соревнований лыжные гонки в рамках Спартакиады обучающихся общеобразовательных школ района в 2021 году....

Об районного массового мероприятия «Районные соревнования обучающихся по спортивному ориентированию».

Об районного массового мероприятия «Районные соревнования обучающихся по спортивному ориентированию». ...