Методика отбора профильных дидактических единиц по иностранному языку (для учреждений профессионального образования )
статья по теме

В статье рассматривается отбор основных дидактических единиц в ходе подготовки материала к учебным занятиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_edinitsy.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методика отбора профильных дидактических единиц

по английскому языку

(для учреждений профессионального образования )

Понятие «дидактическая единица» не имеет нормативного определения, однако, можно сказать, что это - элемент содержания учебного материала, изложенного в виде утвержденной в установленном порядке программы обучения в рамках определенной профессиональной дисциплины или общеобразовательного предмета. Дидактическая единица - одна из предметных тем, подлежащих обязательному освещению в процессе подготовки специалистов, учащихся по данному предмету.

Обучение иностранному языку является важным элементом системы начального и среднего профессионального образования, поскольку в настоящее время английский язык приобретает особенную значимость, как в социально-бытовой, так и в профессиональной сферах общения.

Основной задачей овладения обучающимися английским языком (для профессий автомеханик, швея, повар) является развитие у них способности использовать английский язык как инструмент непосредственного и опосредованного общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира. Формирование ключевых компетенций подразумевает: развитие умений у учащихся использовать полученные знания и умения в своей профессиональной деятельности;  развитие у учащихся умений осуществлять поиск, анализ и оценку информации; развитие умений у учащихся использовать информационно-коммуникативные технологии;  развитие у обучающихся умений самостоятельно определять задачи своего профессионального и личностного развития.

Профессионально-коммуникативное развитие подразумевает дальнейшее формирование языковой, речевой  и других компетенций, а также использование английского языка в профессионально-ориентированных сферах жизни с учетом специальностей повара или швеи.

Культурное развитие студентов средствами английского языка подразумевает не только дальнейшее расширение объема знаний о культурной специфике англоязычных стран, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике в социально-бытовых и профессионально-ориентированных сферах общения, но и формирование таких личностных качеств, как  толерантность и дисциплинированность.

В связи с этим учебный процесс в рамках дисциплины «Иностранный язык» для профессий автомеханик, швея, повар предусматривает трехступенчатую структуру языкового образования.

Первая ступень - общеобразовательная - содержит коррекцию и дальнейшее формирование у обучающихся языковых навыков и дальнейшее развитие речевых умений, а также умений, входящих в состав учебно-познавательной компетенции. На этой стадии работа ведется над фонетическим, лексическим и грамматическим аспектами языка в основных видах речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение и письмо). Уже на этом этапе в содержание дисциплины вводятся  профильные дидактические единицы в соответствии с профилем будущей специальности.

Вторая ступень – подразумевает сочетание общего, культуроведческого и профессионально-ориентированного материала, связанного  с будущей профессиональной деятельностью обучающегося.

Третья ступень - английский язык в профессиональной коммуникации - подразумевает узкопрофессиональное овладение основами делового языка, профессиональной лексикой, техникой перевода профессионально-ориентированных текстов и профессиональным общением в рамках выбранной специальности.

Цель дисциплины  - обучение практическому владению разговорно-бытовой речью и языком специальности для активного применения английского языка, как в повседневном, так и в профессиональном общении.  

Задачи: развитие навыков восприятия звучащей (монологической и диалогической) речи, навыков устной разговорно-бытовой речи, навыков чтения и письма; развитие навыков чтения специальной литературы, реферирования и перевода литературы по специальности.  

Основные дидактические единицы (разделы): основы грамматики, устная речь в монологической и диалогической форме, чтение специальной литературы на английском языке.  

В результате изучения дисциплины обучающийся должен знать:  основы английского языка. Уметь  - читать специальную литературу на английском языке. Владеть  навыками разговорной речи на английском языке.

Основы общения на иностранном языке: фонетика, лексика, фразеология, грамматика, основы делового языка по специальности, профессиональная лексика фразеологические обороты и термины, техника перевода (со словарём) профессионально-ориентированных текстов, профессиональное общение.

Содержание  дисциплины - это один из наиболее традиционных разделов рабочей программы предмета. Дидактическая единица — это квант содержания дисциплины. Это может быть термин, определение, понятие и т. п., подлежащее усвоению в процессе изучения дисциплины.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:  вести как диалог–расспрос, диалог–обмен суждениями, диалог–побуждение к действию, так и этикетный диалог  в ситуациях официального и неофициального общения в бытовой, культурной и учебно-трудовой сферах, используя аргументацию; рассуждать в связи с изученной тематикой, проблематикой прочитанных текстов; умение вести монологическую речь, описывать события, излагать факты, делать сообщения;  создавать словесный  портрет; аудирование; понимать основное содержание текстов познавательного характера, выборочно извлекать из них необходимую информацию; оценивать важность информации, определять свое отношение к ней. Это говорение.

Дидактические единицы. Социокультурный компонент: географическое положение стран изучаемого языка и нашей стране; политический строй Великобритании, США и нашей стране, достопримечательности столиц; природа и экология изучаемых стран. Речевой компонент: диалог этикетного характера;  образцы текстов для чтения и аудирования по изучаемой теме. Учебный компонент: приёмы культуры чтения и слушания; приёмы работы с текстом.

Читать тексты разных стилей (публицистические, художественные, научно-популярные и технические), используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое или поисковое) в зависимости от коммуникативной задачи. Это чтение.

Описывать явления, события, излагать факты в письме личного и делового характера;  заполнять различные виды анкет, сообщать сведения о себе в форме, принятой в странах изучаемого языка. Это письмо.

В результате освоения предмета обучающийся должен знать  значения новых лексических единиц, выражения, оценочную лексику, а так же  обслуживающие ситуации общения в рамках изучаемых тем;  новые значения глагольных форм, средства и способы выражения модальности; условия, предположения, причины, следствия, побуждения к действию;  лингвострановедческую, страноведческую и социокультурную информацию, расширенную за счет новой тематики и проблематики речевого общения;  тексты, построенные на языковом материале повседневного и профессионального общения, в том числе инструкции и нормативные документы по специальностям СПО.

Вот раздел из тематического плана дисциплины английский язык для профессии – «повар, кондитер»:  «Моя профессия – повар».

Практические занятия: лексический материал по теме; грамматический материал: инфинитив, герундий. Текстовый материал: “My Profession is a Cook”. Практика устной и письменной речи по теме; словарный минимум( cook, food, tasty) и т.д.

Что касается педагога, то он должен способствовать развитию познавательного интереса, творческой направленности личности обучающихся, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.: обеспечивать профориентационную направленность уроков, формируют у обучающихся общетрудовые, профессионально важные навыки; способствовать формированию у школьников адекватной самооценки; проводить наблюдения по выявлению склонностей и способностей обучающихся; а главное адаптировать учебные программы в зависимости от профиля обучения, в данном случае для профессий автомеханик, швея и повар.

      Обязательный минимум содержания основных образовательных программ  представлен в форме набора предметных тем (дидактических единиц), включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы профессионального образования.    

Библиографический список

  1. Выготский, Л. С. Педология подростка [Текст] / Л. С. Выготский.- Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. -М.: 1984.-С.376-385.
  2. Добриневская, А.И. Современные подходы к организации профильного обучения учащихся / А.И.Добриневская // Кіраванне ў адукацыі. – 2006. – № 4.
  3. Кухарчук, А.М. Человек и его профессия: учебное пособие / А.М.Кухарчук. – Мн., Современное слово, 2006.
  4. Методическое письмо https://docs.google.com/document/d/1_he31...hl=ru  -25.01.2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат по теме: «Здоровьесберегающие технологии в учреждениях профессионального образования как основное направление в работе с подростками»

Основные подтемы реферата:1.Состояние здоровья подростков в современных условиях2. Здоровьесберегающие технологии   2.1. Методы здоровьесберегающих технологий   2.2.Основопол...

Коммуникативная методика преподавания иностранного языка в учреждении среднего профессионального образования

Статья раскрывает основные моменты коммуникативной методики преподавания английского языка в учебном учреждении...

ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современная система образования требует новых подходов в обучении иностранному языку. В данной статье рассматривается интерактивный метод, его сущность и положительные стороны....

Методика проведения занятий по спортивному ориентированию в системе учреждений дополнительного образования детей (СЮТур)

Дети приходят в спорт, полные надежд. Важно не обмануть их ожидания, чтобы они не только обучились чему-то новому, но и получили удовольствие и не потеряли интереса к дальнейшим занятиям спортом.В мет...

Профессиональная направленность урока иностранного языка в среднем профессиональном образовании

Данная работа затрагивает теоретические вопросы обучения иностранным языкам в среднем профессиональном образовании....

Методическая разработка ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ (АНГЛИЙСКОМУ) ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной методической разработке представлены методы, приемы и формы работы с видеоматериалами на уроках английского языка в учреждениях профессионального образования.Нужно отметить, что если по общим...