ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья по теме

Современная система образования требует новых подходов в обучении иностранному языку. В данной статье рассматривается интерактивный метод, его сущность и положительные стороны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lebedeva_o.v._statya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Лебедева Ольга Владимировна

преподаватель иностранного языка                                                                                                          

ГБОУ СПО ВО «Ковровский техникум сервиса и технологий»,

                              г. Ковров

ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                                                                  «Скажи мне – и я забуду;

                                                                                                    покажи мне – и я запомню;

                                                                                             дай сделать – и я пойму».

                                                                                          Древняя мудрость.

          Концепция модернизации отечественного образования, предполагающая участие России в едином Европейском образовательном пространстве, устанавливает новые требования к подготовке выпускников учебных заведений профессионального образования. Условия и характер современного этапа развития общества придает особое значение мультикультурной адаптации будущих специалистов, их готовности и способности к обмену знаниями и технологиями. Владение иностранными языками становится важнейшим компонентом системы обучения специалистов различного профиля: качество языковой подготовки способствует успешному профессиональному росту на основе расширения деловых международных контактов.

         Доминирующей методикой прошлого столетия в преподавании иностранного языка было изучение структурных компонентов – фонетики, лексики, грамматики и фразеологии. Большой объем знаний, которые действительно приобретал обучающийся, оказывался практически невостребованным в реальном общении с носителями языка.  Вместе с тем, двадцатый век стал временем появления интересных и результативных методов преподавания иностранных языков. Разработка «гуманистического подхода», устанавливающего ориентиры на личность, интересы, возможности и потребности обучающегося, соответствие способов обучения особенностям его индивидуальности, привела к изменению характера и содержания образовательного процесса, к появлению целого комплекса новых методов овладения иностранными языками: опора на физические действия (Total physical response), «тихое» обучение (The silent wау), метод «общины» (Community language learning),  нейро–лингвистическое программирование (Neuro–Linguistic Programming), суггестопедические методы и т.д. [4]

         Характерной особенностью современных подходов к проблемам преподавания иностранного языка является применение и совершенствование новых тенденций в выборе методов, ориентированных на формирование «основных черт вторичной языковой личности». [4]

          Современные принципы отбора методов, способов, приемов и форм обучения предполагают:

  - создание условий, которые стимулируют интересы обучающегося и его желание пользоваться иностранным языком;

 - воздействие на личность обучающегося, вовлечение в образовательный процесс его чувств, эмоций и ощущений, активизацию его когнитивных, речевых и  творческих способностей;

 - признание обучающегося главным действующим участником процесса обучения, осознающим, что овладение иностранным языком связано с его собственными интересами;  

 - умение обучающегося самостоятельно работать на высшем уровне интеллектуальных и психологических возможностей;

 - использование различных форм работы – коллективную, групповую, индивидуальную – стимулирующих активность, самостоятельность, творческое отношение обучающегося. [3]

         Современная система профессионального образования располагает широким спектром различных методов и способов обучения «профессионально ориентированной межкультурной коммуникации». [2] Наиболее эффективными принято считать метод кейсов, метод проектов, дискуссии, деловые игры,  интерактивное моделирование, тренинги разного рода, которые формируют у студентов навыки анализа и сопоставления фактов и данных, умения разбираться в конкретных ситуациях межкультурного общения, позволяют обучающимся полностью погружаться в процесс общение, «проживая»  в условиях смоделированной ситуации.

         Современные направления развития методики преподавания иностранного языка предполагают широкое применение интерактивного подхода, доминирующим фактором которого является активность обучающегося в процессе обучения.

         Сущность интерактивного обучения заключается в характерной организации учебного процесса, при которой все обучающиеся оказываются вовлеченными в познавательную совместную деятельность, когда каждый из них вносит свой индивидуальный вклад в обмен идеями, знаниями, приемами и способами деятельности.

         Интерактивный подход предполагает использование и совершенствование диалогового общения, ведущего к взаимодействию и взаимопониманию, к совместному решению задач, важных для всех и одновременно каждого участника. Интерактивные формы обучения исключают доминирование одного выступающего и предпочтение одного мнения над другими. В процессе диалогового общения студенты получают возможность критически мыслить, анализировать поступающую информацию и предлагаемые обстоятельства, оценивать альтернативные мнения, участвовать в дискуссиях.

         Программу интерактивного подхода составляют задания и упражнения, предназначенные для выполнения студентами и направленные в большей степени на изучение нового материала, чем на закрепление изученного. В комплексе интерактивных форм мы выделим творческие задания, работу в малых группах, обучающие игры (деловые, ролевые, образовательные имитации), применение общественных ресурсов (экскурсия, приглашение на занятие специалиста), проектную методику (спектакли, фильмы, радио, песни, газеты и журналы, выставки, соревнование), работу с наглядными пособиями, использование видео– и аудиоматериалов, обсуждение дискуссионных вопросов («Шкала мнений, проективные техники, «Один–вдвоем–все вместе», «дискуссия в форме ток–шоу», симпозиум, дебаты), разрешение проблем («мозговой штурм», «дерево решений», «переговоры и медиация») [1,3].

         Творческими заданиями на уроках иностранного языка  становятся задания, требующие от обучающихся не простого и буквального воспроизводства информации, но творческого выбора оптимального и результативного варианта решения проблемы. Неизвестность и отсутствие заданного ответа требуют найти собственное «верное» решение, обоснованное собственным опытом и помощью друга, что создает фундамент сообучения и сотрудничества, включает в процесс общения всех обучающихся и педагога. Для преподавателя важно составить такое задание, чтобы оно отвечало значимым для творческого подхода критериям: не имело простого решения и однозначного ответа, обладало практической пользой для обучающихся, было связано с реальной жизнью, вызывало интерес и следовало целям обучения.

Интерактивный метод обучения позволяет решить одновременно несколько задач:  снять эмоциональную нагрузку на уроке, особенно при изучении нового материала, развивает коммуникативные умения и навыки, развивает навыки работы в команде, что, в совокупности, приводит к лучшему усвоению материала.


Список использованной литературы:

  1. Астафурова Т.Н. Стратегии коммуникативного поведения в профессионально–значимых ситуациях межкультурного общения. дис. д–ра.пед.наук. – М., 1997. – 325с.
  2. Вятютнев М.Н. Понятие языковой компетенции в лингвистике и методике преподавания иностранных языков // Иностранные языки в школе. 1975. – №6. – С.55–64
  3. Карпова Л.И. Формирование коммуникативной грамматической компетенции студентов–нефилологов. Автореф. дис. канд.пед.наук. – М., 2005. – 19с.
  4. Кашина Е. Г. Традиции и инновации в методике преподавания иностранного языка: учеб. пособие для студ. ВУЗов. – Самара: Универс–групп, 2006.– 74 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Актуальные вопросы преподавания русского языка в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования»

Инновационное развитие страны требует обновления к 2015 году всех учебных программ и методов обучения на основе компетентностного подхода. Важнейшим компонентом новой модели начального и среднего проф...

Олимпиада по русскому языку в системе начального и среднего профессионального образования Санкт – Петербурга

Цели:·                популяризация русского языка и стимулирование интереса учащихся к его изучению;·...

Педагогические технологии обучения в системе общего начального и среднего профессионального образования

Проблемное обучение связано с исследованием и поэтому предполагает растянутое во времени решение задачи. Человек попадает в ситуацию подобно деятелю, решающему творческую задачу или проблему. Он...

Интерактивные методы обучения иностранным языкам.

Характеристика интерактивных методов обучения иностранным языкам....

Интерактивные методы обучения иностранному языку

Условием эффективного обучения является сочетание традиционных интенсивных методик обучения с использованием в практике обучения ряда современных интерактивных методов, которые ориентирова...