ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья по теме
Современная система образования требует новых подходов в обучении иностранному языку. В данной статье рассматривается интерактивный метод, его сущность и положительные стороны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Лебедева Ольга Владимировна
преподаватель иностранного языка
ГБОУ СПО ВО «Ковровский техникум сервиса и технологий»,
г. Ковров
ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Скажи мне – и я забуду;
покажи мне – и я запомню;
дай сделать – и я пойму».
Древняя мудрость.
Концепция модернизации отечественного образования, предполагающая участие России в едином Европейском образовательном пространстве, устанавливает новые требования к подготовке выпускников учебных заведений профессионального образования. Условия и характер современного этапа развития общества придает особое значение мультикультурной адаптации будущих специалистов, их готовности и способности к обмену знаниями и технологиями. Владение иностранными языками становится важнейшим компонентом системы обучения специалистов различного профиля: качество языковой подготовки способствует успешному профессиональному росту на основе расширения деловых международных контактов.
Доминирующей методикой прошлого столетия в преподавании иностранного языка было изучение структурных компонентов – фонетики, лексики, грамматики и фразеологии. Большой объем знаний, которые действительно приобретал обучающийся, оказывался практически невостребованным в реальном общении с носителями языка. Вместе с тем, двадцатый век стал временем появления интересных и результативных методов преподавания иностранных языков. Разработка «гуманистического подхода», устанавливающего ориентиры на личность, интересы, возможности и потребности обучающегося, соответствие способов обучения особенностям его индивидуальности, привела к изменению характера и содержания образовательного процесса, к появлению целого комплекса новых методов овладения иностранными языками: опора на физические действия (Total physical response), «тихое» обучение (The silent wау), метод «общины» (Community language learning), нейро–лингвистическое программирование (Neuro–Linguistic Programming), суггестопедические методы и т.д. [4]
Характерной особенностью современных подходов к проблемам преподавания иностранного языка является применение и совершенствование новых тенденций в выборе методов, ориентированных на формирование «основных черт вторичной языковой личности». [4]
Современные принципы отбора методов, способов, приемов и форм обучения предполагают:
- создание условий, которые стимулируют интересы обучающегося и его желание пользоваться иностранным языком;
- воздействие на личность обучающегося, вовлечение в образовательный процесс его чувств, эмоций и ощущений, активизацию его когнитивных, речевых и творческих способностей;
- признание обучающегося главным действующим участником процесса обучения, осознающим, что овладение иностранным языком связано с его собственными интересами;
- умение обучающегося самостоятельно работать на высшем уровне интеллектуальных и психологических возможностей;
- использование различных форм работы – коллективную, групповую, индивидуальную – стимулирующих активность, самостоятельность, творческое отношение обучающегося. [3]
Современная система профессионального образования располагает широким спектром различных методов и способов обучения «профессионально ориентированной межкультурной коммуникации». [2] Наиболее эффективными принято считать метод кейсов, метод проектов, дискуссии, деловые игры, интерактивное моделирование, тренинги разного рода, которые формируют у студентов навыки анализа и сопоставления фактов и данных, умения разбираться в конкретных ситуациях межкультурного общения, позволяют обучающимся полностью погружаться в процесс общение, «проживая» в условиях смоделированной ситуации.
Современные направления развития методики преподавания иностранного языка предполагают широкое применение интерактивного подхода, доминирующим фактором которого является активность обучающегося в процессе обучения.
Сущность интерактивного обучения заключается в характерной организации учебного процесса, при которой все обучающиеся оказываются вовлеченными в познавательную совместную деятельность, когда каждый из них вносит свой индивидуальный вклад в обмен идеями, знаниями, приемами и способами деятельности.
Интерактивный подход предполагает использование и совершенствование диалогового общения, ведущего к взаимодействию и взаимопониманию, к совместному решению задач, важных для всех и одновременно каждого участника. Интерактивные формы обучения исключают доминирование одного выступающего и предпочтение одного мнения над другими. В процессе диалогового общения студенты получают возможность критически мыслить, анализировать поступающую информацию и предлагаемые обстоятельства, оценивать альтернативные мнения, участвовать в дискуссиях.
Программу интерактивного подхода составляют задания и упражнения, предназначенные для выполнения студентами и направленные в большей степени на изучение нового материала, чем на закрепление изученного. В комплексе интерактивных форм мы выделим творческие задания, работу в малых группах, обучающие игры (деловые, ролевые, образовательные имитации), применение общественных ресурсов (экскурсия, приглашение на занятие специалиста), проектную методику (спектакли, фильмы, радио, песни, газеты и журналы, выставки, соревнование), работу с наглядными пособиями, использование видео– и аудиоматериалов, обсуждение дискуссионных вопросов («Шкала мнений, проективные техники, «Один–вдвоем–все вместе», «дискуссия в форме ток–шоу», симпозиум, дебаты), разрешение проблем («мозговой штурм», «дерево решений», «переговоры и медиация») [1,3].
Творческими заданиями на уроках иностранного языка становятся задания, требующие от обучающихся не простого и буквального воспроизводства информации, но творческого выбора оптимального и результативного варианта решения проблемы. Неизвестность и отсутствие заданного ответа требуют найти собственное «верное» решение, обоснованное собственным опытом и помощью друга, что создает фундамент сообучения и сотрудничества, включает в процесс общения всех обучающихся и педагога. Для преподавателя важно составить такое задание, чтобы оно отвечало значимым для творческого подхода критериям: не имело простого решения и однозначного ответа, обладало практической пользой для обучающихся, было связано с реальной жизнью, вызывало интерес и следовало целям обучения.
Интерактивный метод обучения позволяет решить одновременно несколько задач: снять эмоциональную нагрузку на уроке, особенно при изучении нового материала, развивает коммуникативные умения и навыки, развивает навыки работы в команде, что, в совокупности, приводит к лучшему усвоению материала.
Список использованной литературы:
- Астафурова Т.Н. Стратегии коммуникативного поведения в профессионально–значимых ситуациях межкультурного общения. дис. д–ра.пед.наук. – М., 1997. – 325с.
- Вятютнев М.Н. Понятие языковой компетенции в лингвистике и методике преподавания иностранных языков // Иностранные языки в школе. 1975. – №6. – С.55–64
- Карпова Л.И. Формирование коммуникативной грамматической компетенции студентов–нефилологов. Автореф. дис. канд.пед.наук. – М., 2005. – 19с.
- Кашина Е. Г. Традиции и инновации в методике преподавания иностранного языка: учеб. пособие для студ. ВУЗов. – Самара: Универс–групп, 2006.– 74 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/10/picture-435294-1397152022.jpg)
«Актуальные вопросы преподавания русского языка в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования»
Инновационное развитие страны требует обновления к 2015 году всех учебных программ и методов обучения на основе компетентностного подхода. Важнейшим компонентом новой модели начального и среднего проф...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/12/picture-622260-1428797351.jpg)
Виртуальное путешествие по учреждениям начального и среднего профессионального образования
презентация...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/21/picture-40023-1477070969.jpg)
Олимпиада по русскому языку в системе начального и среднего профессионального образования Санкт – Петербурга
Цели:· популяризация русского языка и стимулирование интереса учащихся к его изучению;·...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/12/picture-869205-1560352646.jpg)
Педагогические технологии обучения в системе общего начального и среднего профессионального образования
Проблемное обучение связано с исследованием и поэтому предполагает растянутое во времени решение задачи. Человек попадает в ситуацию подобно деятелю, решающему творческую задачу или проблему. Он...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/13/picture-848397-1479028979.jpg)
Интерактивные методы обучения иностранным языкам.
Характеристика интерактивных методов обучения иностранным языкам....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/04/picture-1123703-1551725326.jpg)
Интерактивные методы обучения иностранному языку
Условием эффективного обучения является сочетание традиционных интенсивных методик обучения с использованием в практике обучения ряда современных интерактивных методов, которые ориентирова...