Олимпиада по русскому языку в системе начального и среднего профессионального образования Санкт – Петербурга
олимпиадные задания по русскому языку (11 класс) на тему

Куракина Ольга Васильевна

Цели:

  1. ·                популяризация русского языка и стимулирование интереса учащихся к его изучению;
  2. ·                активизация творческих способностей учащихся;
  3. ·                выявление учащихся, интересующихся русской филологией русским языком;
  4. ·                оценка знаний, умений и навыков, полученных учащимися в процессе обучения русскому языку;
  5. ·                выявление и поддержка одаренных детей, способных к углубленному изучению и научному исследованию языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadaniya_gorodskogo_tura_1.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку

в системе начального и среднего профессионального образования Санкт – Петербурга

Цели:

  • популяризация русского языка и стимулирование интереса учащихся к его изучению;
  • активизация творческих способностей учащихся;
  • выявление учащихся, интересующихся русской филологией русским языком;
  • оценка знаний, умений и навыков, полученных учащимися в процессе обучения русскому языку;
  • выявление и поддержка одаренных детей, способных к углубленному изучению и научному исследованию языка.

Задачи:

Участники Олимпиады должны продемонстрировать

  • владение орфоэпическими нормами русского литературного языка;
  • знание истории русского алфавита и основных этапов становления русской орфографии;
  • знание семантической системы современного русского литературного языка, элементарную осведомленность в происхождении слов и понимание закономерностей исторического развития лексического значения слова;
  • знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте;
  • знание языковых и речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой;
  • навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа;
  • знание морфологической системы русского языка и навыки морфологического анализа слова;
  • знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности;
  • элементарную осведомленность в области истории русского языкознания;
  •  коммуникативные умения и  навыки;
  • творческие способности.

Типология заданий, представленных учащимся

Лингвистические тесты и задания, предполагающие воспроизведение знаний определенных разделов курса русского языка и демонстрацию навыков языкового разбора; проверяющие знание трудных случаев орфографии и пунктуации, владение орфоэпическими и грамматическими нормами, навыками морфемного и грамматического разборов и т. п.

  1. Обозначьте ударение в словах. Подчеркните слова, в произношении которых возможны равноправные варианты ударения.

Баловать, безудержный, мастерски, вероисповедание, включит, мельком, нормировать, обеспечение, исчерпать, феномен, дозвонишься, донельзя, договоры, закупорить, каталог, ракушка, завсегдатай, развитая, облегчить.

  1. Поставьте ударение в приведенных ниже словах. В каких словах ударение меняется в зависимости от их значения? Поясните различия, включив эти слова в словосочетания, например, атлАс на платье - географический Атлас.

Созыв, выходить, пикировать, столяр, отзыв, ледник

  1. В каком из словосочетаний нет орфографической ошибки?
  1. самоклеющаяся пленка
  2. самоклеящяяся пленка
  3. самоклеящаяся пленка
  4. сама клеящаяся пленка

  1. Образуйте от данных глаголов страдательные причастия прошедшего времени.
  1. Завесить – _____________________________
  2. Выкатить – ____________________________
  3. Развесить – ____________________________
  4. Обвешать – ____________________________
  5. Перемешать –__________________________

Найдите орфографическую ошибку в тексте телевизионной рекламы «”Пикник” – замешан и завёрнут!» и напишите слово правильно:_________________________

  1. Расставьте необходимые знаки препинания.

Он  наклонив  голову  и  опустив  глаза   прислушивался  к  разговорам  окружающих  и  если подмечал  что-нибудь  интересное  доставал  потрёпанный  с загибающимися углами блокнотик и  делал  записи   быстрые   неразборчивые   но   вероятно   ему  самому  понятные.

  1. Расставьте необходимые знаки препинания.

Становится  как-то спокойней  на душе  когда  возвратившись  после  долгих  странствий  в родной  город  ты  встречаешь  знакомые  приметы  около  здания  театра  тихо  шелестят  старые липы а на берегу маленькой речки  конечно  сидят  рыболовы  неразговорчивые  терпеливые.

  1. Найдите предложение с уместным употреблением слова «СВОЙ».
  1. Русская литература прошла длительный путь своего развития.
  2. Вдруг Софья теряет своё сознание.
  3. Иногда сам минерал на самом себе записывает свой возраст.
  4. Прохожий снял свою шляпу и поклонился.

  1. Какое выражение является двусмысленным? 
  1. Преданные поклонники певца не пропускают ни одного выступления.
  2. У каждого есть хотя бы один преданный друг.
  3. Солдаты, преданные военачальниками, продолжали геройски сражаться.
  4. Любовь её к мужу была преданна.

  1. В каких словосочетаниях нарушены грамматические нормы?
  1. четверо подружек
  2. сфотографироваться в анфас и  профиль
  3. поставлен памятник поэту
  4. в обоих случаях
  5. выполнил согласно договору
  6. едь быстрее

  1. Запишите словосочетания, раскрыв скобки и образовав нужную падежную форму:

Пара (чулки, носки, туфли)

Столько же (апельсины, помидоры, яблоки)

Пять (амперы)

Любоваться (тюль)

Пользоваться (шампунь, аэрозоль)

  1. Запишите прилагательное 352-летний без использования цифр.

  1. Запишите фразу «альбом с 888 фотографиями»  без использования цифр.

Задания в тестовой форме (с выбором ответа и кратким ответом), позволяющие выявить широту кругозора, знание истории русской письменности и русского языкознания, историко-культурных сведений о языке и его связях с другими языками, дающие возможность оценить словарный запас, знание семантики русских слов и фразеологизмов, стилистических ресурсов языка и т. д.

  1. В каком году Кириллом и Мефодием был создан славянский алфавит?

1) в 988 году    2) в 863 году    3) в 1100 году

  1. Как называется словарь, созданный В.И.Далем
  1.  «Толковый словарь живого великорусского языка»
  2. «Этимологический словарь русского языка»
  3. «Толковый словарь русского языка 19 века»
  4. «Словарь устаревших слов»

  1. Замените устаревшие слова современными синонимами:

Зеница

Чертог

Длань

Нега

Рубище

Зело

Всуе

Рожон

  1. Какому прилагательному синонимично выделенное в строках А.С. Пушкина («Евгений Онегин») слово: «Всё, чем для прихоти обильной / Торгует Лондон щепетильный»?

1) придирчивый           2) галантерейный           3) щекотливый           4) деликатный

  1. В каком значении И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети» употребил выделенное прилагательное: «Павел Петрович вернулся в свой изящный кабинет, оклеенный по стенам красивыми обоями дикого цвета»?
  1. немыслимый, невероятный
  2. первозданный, естественный
  3. необузданный, неистовый
  4. серый со стальным оттенком

  1. Подберите к иноязычным словам файл, тинейджер, папарацци, телефакс, экстрасенс возможные русские синонимы.

Лингвистические задачи, требующие знаний в разных областях русского языка, навыков морфемного, словообразовательного, этимологического, морфологического и синтаксического анализа, языкового чутья и лингвистической догадки, использования общих исследовательских приемов.

  1. Заполните таблицу иноязычными словами, которые содержат в своем составе указанные морфемы:

Морфема

Её значение

Примеры слов

а-

отрицание

анти-

противоположность

би-

двойственность

био-

жизнь

-ген-

род

гео-

земля

глоб-

шар, всеобъемлющий

-грамм-

написание

  1. Прочитайте фрагмент одной из пьес А.Н. Островского. Какое слово изменило свой графический облик, так как оказалось связанным в представлении персонажа с другими родственными словами? Напишите, с какими словами.

Я ей добра желал, а она обиделась; еще, пожалуй, рассказывать будет, значит, разговор пойдет; и будет страм для меня, а не для них. Про меня пойдет мараль.

  1. Найдите видоизмененный фразеологизм в рассказе А.П. Чехова «Сельские эскулапы». Восстановите его первоначальный вид и запишите. 

В приемную входит маленькая, в три погибели сморщенная, как бы злым роком приплюснутая старушонка. Она крестится и почтительно кланяется эскулапствующему.

  1. Какой частью речи является придуманное Н. С. Лесковым в рассказе «Заячий ремиз» выделенное слово: «…в обоих пеликанах по обыске их и аресте ничего попреблагорассмотрительствующегося не оказалося, и пришлось их опять выпустить»?

  1. Напишите существительные, в сочетании с которыми указанные ниже прилагательные будут являться эпитетами:

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

СЛОВА, СОЧЕТАЮЩИЕСЯ С НИМ

Кудрявый

Оловянный

Блестящий

Видный

Могучий

  1. Придумайте предложения, в которых словосочетание воздушный шар использовалось бы для создания метафоры, метонимии, гиперболы, сравнения.

  1. Какое слово в ряду лишнее?

1) представить;       2) предавать (друзей);         3) предохранитель;         4) предлог

  1. Какое словосочетание является лишним в следующем ряду: отойти от дома, перейти через дорогу, пробежать в комнату, вылететь из гнезда, всплыть на поверхность? Ответ поясните.

ОТВЕТ______________________________,так как______________________________

  1. Назовите языковое явление, которое позволило объединить пары слов:

объезжать поля – объезжать лошадь; перекусить бутербродами – перекусить провод, пилка дров – пилка для ногтей; подметать пол – подметать швы.

  1. Каламбур «У такого порядочного человека даже дыра на локте должна быть порядочная» (А. Аверченко) основан на:
  1.  омонимии
  2.  многозначности слова
  3. паронимии
  4.  синонимии

  1. Перечисленные ниже слова образованы при помощи разных по значению и происхождению приставок: пере-(русской) и пери- (греческой). Выберите приставку и впишите в соответствующие колонки слова: пер…скоп, пер…вёртыш, пер…вязка, пер…метр, пер…фразировать, пер…ферия, пер…катываться,  пер…солить,  пер…од, пер…петии, пер…пугаться, пер…фраза.

пере-

пери-

  1. Сознательное переосмысление структуры слова может служить одним из приёмов языковой игры. Прочитайте «Весёлый этимологический словарик» и проанализируйте приведённые в нем «толкования». Учитывая, что действительная этимология перечисленных слов и их значения совершенно иные, постарайтесь пополнить «Весёлый этимологический словарик» собственными примерами.

Апатичный - богатый апатитом, астрология - наука о разведении астр, антиутопия - спасательный жилет, банкомат - хранилище нецензурных выражений; баранка – овца, водород – , вспыльчивость – , весельчак- , горизонт –, горшок- , головотяп –, десница –,

демобилизованный – , заголовок – .

Задания, включающие петербурговедческий компонент

  1. В басне И.А. Крылова «Любопытный» идёт речь об одном известном здании Санкт-Петербурга. Впишите его название в текст.

—Приятель дорогой, здорово! Где ты был?

—В …....., мой друг! Часа там три ходил…

...Уж подлинно, что там чудес палата!

Куда на выдумки природа таровата!

Каких зверей, каких там птиц я не видал!..

  1. Напишите, как в разные времена называлось одно из известнейших зданий Санкт-Петербурга, которое в оде «Вольность» А.С.Пушкин описывает так:        Пустынный памятник тирану,

Забвенью брошенный дворец…

  1. Как сейчас называется площадь, упомянутая А.С.Пушкиным в поэме «Медный всадник»?

Тогда на площади Петровой,

Где дом в углу вознесся новый.

Где над возвышенным крыльцом,

С подъятой лапой, как живые,

Стоят два льва сторожевые…

  1. Какая фактическая ошибка закралась в стихотворение А. Ибрагимова «14 декабря, 1825», посвящённое декабристам, строки из которого даны ниже?

Посредине зимы перед Зимним дворцом

Нам стоять на плацу с обнаженным лицом…  

Чтобы здесь, на Сенатской, посреди декабря

Отстоять...                                

Задания на восприятие и переработку информации

  1. Восстановите «утаенное» авторами рекламного объявления смысловое звено:

«Наши ноутбуки – законодатели моды! Наши ноутбуки – для тех, кто ценит престиж, качество, стиль и надежность. А если Вы не готовы на такие траты, опытные специалисты дадут Вам все необходимые консультации и предложат ноутбуки ведущих мировых производителей на любой вкус».

  1. Используя приведенный материал, составьте словарную статью к слову «Композиция» для толкового словаря / литературоведческого словаря.

С чего начать произведение? На каких деталях заострить внимание? Сколько частей выделить? Когда мы говорим о целом и его частях, мы говорим о композиции, которая является основой любого произведения, будь то картина, или симфония, или книга.

В основе любого текста лежит общее композиционное строение (от латинского compositio - «построение, расположение, расстановка»). Введение, зачин (информация о теме, цели текста, постановка проблемы и т. п.); основная часть (содержит основную передаваемую в тексте информацию); заключение, концовка (завершает тему, содержит выводы и т. п.) являются универсальными элементами построения текстов любого стиля речи. Несмотря на то что, например, композиция рассказа Набокова «Гроза», обусловленная его содержанием, отличается от построения рассказа Солженицына «Гроза в горах», расположение и связь разнородных элементов художественной формы литературного произведения подчиняются определённым правилам. Взаимосвязь элементов композиции определяется коммуникативной задачей, а также принадлежностью текста к определенному функциональному стилю речи и типу текста.

  1. В материал об информационной переработке текста вставьте пропущенные названия жанров, используя слова: план, резюме, тезисы, аннотация, оглавление, заголовок.

        Информационная переработка текста – процесс извлечения необходимой информации из текста-источника. Это позволяет в устной или письменной форме сократить (свернуть) исходный текст, создать вторичный текст на основе текста-источника. К вторичным текстам относятся:

  1. _____________ – краткое последовательное изложение содержания или основных положений текста книги, статьи др., указывающее на его назначение  и другие особенности с целью проинформировать о содержании текста-источника;
  2. _____________ – небольшой текст, кратко и обобщенно излагающий основные положения и выводы научной или публицистической статьи, монографии и др. с целью максимально точно представить суть работы, чтобы читающий мог решить, нужно ли  изучать её целиком;
  3. _____________ – графически выделенный элемент структуры текста, который предшествует всему тексту и информирует читателя о его содержании или  проблематике;
  4. _____________ – наиболее сжатая форма свёртывания текста с целью выявления последовательности его смысловых частей;
  5. _____________ – перечень глав (частей) книги, рукописи, реферата и др., приводимый перед текстом или после него и призванный дать представление о содержании и членении текста;
  6. _____________ – краткая обобщенная характеристика текста книги, статьи, монографии и др., задача которой – полноценно проинформировать о содержании текста-источника, поэтому данный вид вторичного текста содержит выходные данные (автор, название, место и время издания), сообщает об основной теме книги, статьи и др.

  1. В материале о разных типах информации в тексте заполните пропуски, используя слова: публицистический, репортажи, заметки, служебная записка, инструкция, статья, тезисы,  подзаголовок,  эпиграф, реминисценции. интертекстуальность, официально-деловой.

Информация в тексте может выражаться в явном и скрытом виде. В явном она представляется с помощью языковых средств, прямо указывающих на события, взгляды и мнения людей (эксплицитная информация). Подобная открытая форма передачи информации свойственна многим текстам  различных жанров научного, _______________, ______________ стилей. В деловой сфере – это отчет, протокол, _____________, ____________; в научной сфере – доклад, лекция, _________, __________, аннотация; в публицистике – новости, передовые статьи, ___________, _____________,  интервью и т. д.

Однако информация не всегда выражена в текстах с достаточной ясностью. В этом случае её извлечение требует интеллектуальных усилий, навыков научного, исторического или художественного анализа. Информацию подобного типа содержат научные монографии; аналитические публицистические статьи, очерки, эссе, фельетоны, а также произведения художественной литературы. Такая информация называется концептуальной, обычно извлекается из всего произведения, включая его название, ___________ к нему и __________, и  допускает разные толкования.

        Кроме явной информации, в некоторых текстах (преимущественно публицистических и художественных) содержится скрытая (или имплицитная) информация. Она выводится  из речевой ситуации, контекста, из сопоставления с известными фактами и явлениями реальной или художественной действительности, с другими текстами (это соотношение получило название _________________________ , т. е. свойства текста вступать в диалог, перекликаться с другими текстами, включать в себя  их элементы). Приемы передачи скрытой информации в текстах разнообразны, к ним, в частности, относятся иносказание, намек, в том числе аллюзии и ________________; сравнение, противопоставление; подтекст, ирония  и др.

Творческие задания, направленные на создание текста заданного стиля или жанра (по выбору) и проверяющие компетентности: ориентацию на текстовый способ создания речемыслительного произведения (членение темы на подтемы, выбор композиции, соответствующей объему темы, владение системой единиц текста); владение совокупностью средств связности и их использование, соответствующее замыслу создателя; владение средствами жанрово-стилистического воплощения текста, их осознанный выбор в соответствии с назначением и стилистическим заданием, прагматикой текста.

Задания на выбор участников олимпиады:

1 вариант (для 1; 2 и 3 курсов): Прочитайте фрагменты сказки-притчи. Как вы заметили, в тексте не хватает завязки, развития, кульминации и развязки истории взаимоотношений садовника и карлика, нет поучительного финала. Озаглавьте сказку-притчу, напишите её продолжение и заключение.

        Жили рядом умелый садовник и злобный карлик. У первого был чудесный сад, где росли цветы и деревья невиданной красоты, у второго буйно росли только чертополох и крапива. И карлик завидовал соседу.

Однажды…

И понял садовник, что…

2 вариант (для 1 курса): Познакомьтесь с точкой зрения ученика, высказанной в дискуссии  на тему «Нужна ли реформа орфографии?». Подтвердите или опровергните умозаключения автора.

Потратив уйму времени и сил на изучение “заумных” орфографических правил и исключений, я задумался: зачем было огород городить? Почему не договориться, чтобы писать так, как слышится? Неужели до сих пор никто не догадался, что это облегчит жизнь не только школьникам, но и взрослым? Уже не надо будет лезть в словари для проверки написания незнакомого слова или в справочник, чтобы вспомнить забытое правило. Да и выпуск подобных научных изданий будет не нужен: ведь достаточно будет, на мой взгляд, маленькой брошюрки, изучив которую каждый сможет с гордостью сказать, что он грамотный человек.

Никаких  занятий по изучению русского языка не надо будет ни в школе, ни в институте. Никаких лишних усилий и затруднений, и мы становимся самой грамотной нацией в мире! Тут сразу, конечно, все люди нашей планеты начнут изучать русский язык, потом его признают международным. Международное влияние нашей страны усилится и так далее, и так далее.

И что же получится? Без особых затрат и труда мы не только упростим свою жизнь, но и выведем нашу страну из кризиса, и дальше нас ждёт безоблачная, светлая жизнь.

2 вариант (для 2,3 курсов): Сетевым этикетом называют правила поведения в компьютерной Сети, обеспечивающие бесконфликтное общение людей. Синонимами этого нового понятия в русском языке являются не-тикет (из англ. пеt «сеть» и еti-quette «этикет») и электронный этикет. Это новый тип этикета, рождающийся на наших глазах, поэтому его правила еще только формируются. Представьте, что вы оказались в кругу людей, ничего не знающих о правилах виртуального общения и переписки по электронной почте. Напишите памятку по сетевому этикету для начинающих пользователей Интернета, людей, не знающих о правилах переписки по электронной почте или общения в блогах и твиттере. Разделите её на несколько смысловых частей, например:

  • обращение к пользователям,
  • рекомендации по речевому поведению  (разрешено/ вежливо/ допустимо/ приветствуется и т. п.),
  • запреты на определенные типы речевого поведения в Сети (не разрешено/ невежливо/ недопустимо/ не приветствуется и т. п.),
  • заключение.

Озаглавьте текст памятки.

Все перечисленные выше задания в равной степени (исходя из типологии и предполагаемого уровня сложности) распределены для проведения олимпиады среди учащихся 1 курса и 2,3 курсов.

Задания 1-ой (теоретической) части оцениваются по шкале от 0 до 4,5 балла. Возможное максимальное количество баллов за 1-ую часть -  41.

Задания 2-ой (творческой) части оцениваются по развёрнутым критериям. Возможное максимальное количество баллов за 2-ую часть -  9.

Возможное максимальное количество баллов за все задания -  50.

Критерии оценки творческого задания

1 вариант: Сказка-притча

1

Коммуникативная цель высказывания, оригинальность замысла

отсутствие коммуникативной цели  высказывания

0 б.

коммуникативная цель выражена, но есть отдельные недочёты

1 б.

отсутствие недочётов, оригинальность замысла

2 б. - 3 б.

2

Соответствие  жанру

не соответствует (в другом жанре)

0 б.

есть элементы притчи, но допущены ошибки (в т.ч. композиционные, логические)

1 б.

нет ошибок

2 б.

3

Соблюдение языковых и речевых норм, выразительность, речевое своеобразие

допущены грубые нарушения норм

0 б.

допущены единичные недочёты при общей правильности речи

1 б.

отсутствие ошибок и недочётов, речь отличается выразительностью, своеобразием использования языковых и речевых срелств 

2 б. 3 б.

4

Соблюдение этических норм

допущены этические ошибки

0 б.

этические ошибки отсутствуют

1 б.

Максимальное количество баллов

9

2 вариант: дискуссионная тема / создание памятки

1.

Коммуникативная цель высказывания

отсутствие коммуникативной цели  высказывания

0 б.

коммуникативная цель выражена, но есть отдельные недочёты (допущены 1-2 ошибки)

1 б.

отсутствие недочётов, полная реализация коммуникативной цели высказывания  

2 б.

2.

Смысловая цельность, речевая связность изложения, доказательность, аргументированность

отсутствует смысловая цельность, композиционное решение

0 б.

допущено не более одной логической ошибки и/или есть нарушения последовательности изложения

1 б.

композиция продумана, логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена

2 б.

Высказывание отличает доказательность, убедительность аргументации

3 б.

3.

Соблюдение стилистических норм. Выразительность речи

Допущены грубые нарушения стилистических норм, выразительность речи не соответствует коммуникативной цели высказывания и стилю изложения

0 б.

Допущены отдельные стилистические недочёты, выразительность речи не недостаточно соответствует коммуникативной цели высказывания

1 б.

ошибки отсутствуют, речь соответствует выбранному стилю, отличается уместностью использования языковых средств и выразительностью

2 б.- 3 б.

4.

Соблюдение этических норм

допущены этические ошибки

0 б.

этические ошибки отсутствуют

1 б.

Максимальное количество баллов

9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современная система образования требует новых подходов в обучении иностранному языку. В данной статье рассматривается интерактивный метод, его сущность и положительные стороны....

«Актуальные вопросы преподавания русского языка в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования»

Инновационное развитие страны требует обновления к 2015 году всех учебных программ и методов обучения на основе компетентностного подхода. Важнейшим компонентом новой модели начального и среднего проф...

Учебные заведения начального и среднего профессионального образования Нижнего Новгорода и Нижегородской области.Официальные сайты.Адреса.Телефоны.

Для того , чтобы перейти на страницы официальных сайтов учебных заведений начального и среднего профессионального образования Нижнего Новгорода и Нижегородской области документ необходимо скачать. Наж...

Педагогические технологии обучения в системе общего начального и среднего профессионального образования

Проблемное обучение связано с исследованием и поэтому предполагает растянутое во времени решение задачи. Человек попадает в ситуацию подобно деятелю, решающему творческую задачу или проблему. Он...

Урок литературы по теме "Вступление к поэме А.С. Пушкина "Медный всадник". 7 класс Разработала и провела учитель русского языка и литературы ГБОУ лицея №486 Выборгского района Санкт-Петербурга Цыбина Татьяна Анатольевна

Цели урока:1. Образовательная. Продолжить знакомство с творчеством А.С. Пушкина, рассмотреть образ Петра I.2. Развивающая. Совершенствовать навыки анализа стихотворения. Познакомить с новым ...

Контрольно-измерительный материал по дисциплине ОУД 01 «Русский язык» в рамках образовательных программ среднего профессионального образования (ППССЗ)

Контрольно-измерительный материал по дисциплине ОУД 01 «Русский язык» в рамках образовательных  программ среднего профессионального образования (ППССЗ)...