Профессиональная направленность урока иностранного языка в среднем профессиональном образовании
статья по английскому языку на тему

Чирикова Елена Владимировна

Данная работа затрагивает теоретические вопросы обучения иностранным языкам в среднем профессиональном образовании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЛОВСКИЙ РЕСТАВРАЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

Педагогические чтения

ДОКЛАД

«Профессиональная направленность урока иностранного языка в среднем профессиональном образовании».

Подготовил преподаватель: Чирикова Е.В.

Орел

2014

Профессиональная направленность урока иностранного языка в среднем профессиональном образовании.

На современном этапе обучающиеся в среднем профессиональном образовательном учреждении получают профессию и среднее образование. Иностранный язык в данном учебном учреждении изучается как обязательный предмет в течение всего курса обучения.  Для средних профессиональных образовательных учреждений проблема учета специализации в процессе обучения иностранным языкам очень актуальна. В этой связи возникает настоятельная необходимость увязывать обучение иностранным языкам с будущей профессией обучающихся. Таким образом, принцип профессиональной направленности обучения является ведущим методическим принципом, который следует учитывать и реализовывать в учебно-воспитательном процессе.

Иностранный язык в среднем профессиональном образовании становится средством получения профессиональных знаний путем знакомства с зарубежными источниками. Очень важно как можно раньше начинать учитывать специализацию в процессе обучения иностранным языкам и проводить систематически в течение всего курса обучения. В материал фонетической зарядки, например, можно включать профессионально направленные пословицы и поговорки. Так, на уроках, где обучаются кулинары, повара, кондитеры, во время фонетической зарядки можно предложить пословицы типа «After dinner sit a while, after supper walk a mail» и т.п.

Профессиональная направленность в обучении иностранным языкам осуществляется в процессе речевой деятельности: чтения и устной речи. При этом важно, чтобы обучающиеся прежде всего овладели профессиональной лексикой. В целях успешного  решения этой проблемы преподавателю необходимо провести отбор лексического материала с учетом специализации. Отобранная лексика по специализации должна быть усвоена как для устной, так и для письменной коммуникации.

Отбор наиболее употребительной лексики можно осуществлять по следующим направлениям:

1)названия специальностей, по которым ведется подготовка в данном учебном заведении (например: сварщик,  штукатур,  плиточник, реставратор, повар, кондитер, механик);

2)названия наиболее употребительных инструментов, которыми пользуются рабочие (например: мастерок, молоток, рулетка, уровень угольник, кастрюля);

3) названия основного оборудования (например: подъемный механизм, компрессор, вибратор);

4)названия материалов (например: краски, раствор, кирпич, песок);

5)названия операций (например: пилить, строгать, штукатурить, шпаклевать, печь).

Знание специальной лексики нужно обучающимся для чтения текстов по специальности и совершенствования устной речи,  как на основе изученных текстов, так и для профессионального общения.

Поскольку в действующих учебниках не предусмотрены тексты профессионального характера, преподавателю необходимо самому подбирать такого рода тексты, связанные с будущей деятельностью обучающихся. Это могут быть тексты об ученых, изобретателях и изобретениях, о предприятиях, о разных профессиях. Например, для учебных заведений, готовящих поваров, кондитеров, технологов общественного питания, это могут быть рецепты блюд, меню, короткие рассказы типа «Откуда к нам пришел картофель?», «Восточные сладости», «История шоколада» и др., для обучающихся строительных специальностей – тексты типа «Первые жилища», «История кирпича», «Крыши», «Покрытие полов», «Бетон», «Цемент» и др.

Многие преподаватели используют специально изданные книги для чтения с текстами технического характера, учебники для вузов по профилю специальности,  различного рода дидактические материалы, а так же возможности Интернета.

Тексты профессиональной направленности следует подбирать с учетом посильности и доступности. В начале работы они должны быть небольшими по объему, построенными на изученном языковом материале, в них может быть включено небольшое количество новых лексических единиц. В дальнейшем, когда учащиеся приобретут некоторый опыт в чтении, материал можно усложнять.

Приступая к работе, преподаватель может предложить всем обучающимся группы один и тот же  текст, затем разные тексты, но примерно равной степени трудности с учетом индивидуальных возможностей обучающихся, подготовив для тех, кто в этом нуждается, карточки с опорами и опорными элементами. При этом одновременно реализуются принципы профессиональной направленности обучения и дифференцированного индивидуального подхода.

Работа с текстами проводится сначала на уроке под руководством преподавателя, а затем самостоятельно. Дается задание: прочитать текст, понять и передать его содержание либо на русском, либо на иностранном языке. Несколько незнакомых слов с переводом могут быть записаны под текстом, либо обучающимся предлагается найти эти слова в переводном словаре. Для проверки понимания прочитанного текста используются различные приемы контроля (например: тестовая проверка, передача содержания на русском языке или иностранном, ответы на вопросы по содержанию прочитанного).

Нужной и полезной является самостоятельная работа обучающихся по чтению текстов по специальности, как на уроке, так и дома. Она будет готовить их к чтению технической документации, правил эксплуатации оборудования (схемы, чертежи, перечисление деталей для наладки и ремонта и др.) в процессе будущей трудовой деятельности.

Развитию понимать на слух текст с учетом профессиональной направленности обучения способствуют специально подготовленные или подобранные тексты для аудирования. Эти тексты должны быть меньше по объему и легче по языку. Желательно, чтобы они были законченными по содержанию. Прежде, чем предложить текст для восприятия на слух, необходимо снять лексические трудности, выписав новые слова и выражения. Проверка понимания может осуществляться с помощью тестов, вопросов по содержанию прочитанного, а тек же путем передачи краткого содержания (вначале можно на русском языке). Если деятельность обучающихся связана с изобразительным искусством, то можно предложить им делать зарисовки по содержанию воспринимаемого на слух текста и пользоваться ими при ответах на вопросы и при пересказе содержания.

Развитие умения в диалогической речи начинается с распоряжений, просьб, вопросов, включающих профессиональную лексику. Например: «Дайте мне, пожалуйста, ножницы (молоток, кисть)»; «Принесите мне мастерок, пожалуйста»; «Где нитки (иголки, пуговицы)? Затем задание усложняется и обучающимся предлагается составить небольшие диалоги. Эффективным средством для развития устной речи может служить ролевая игра. Ролевые игры могут проводиться между хозяином квартиры и рабочими, выполняющими ремонт квартиры; портнихой и заказчицей; продавцом и покупателем; заказчиком и дизайнером и т.д.

В профессионально направленном обучении иностранному языку важное место отводится развитию монологической формы речи. Обучающиеся должны уметь рассказать о своей профессии, о будущей работе, о предприятии, где им возможно придется работать. Эти высказывания будут мотивированы, обусловлены конкретной ситуацией общения, коммуникативно-направлены и, безусловно, будут содействовать активизации познавательной активности обучающихся, им интересно что-то еще узнать о своей будущей профессии.

Проблемные ситуации, задания являются хорошим стимулом для монологических высказываний. Целесообразно создавать проблемные ситуации, заставляющие обучающихся мыслить, анализировать, сравнивать. Например: «У вашего друга сломалась машина. Расскажите, чем вы могли бы ему помочь».

В профессионально направленном обучении иностранному языку письмо так же играет важную роль. В век развития информационных технологий и постоянно расширяющихся связей с деловыми партнерами, современному профессионалу необходимо знать и уметь, как грамотно вести деловую переписку, как правильно оформить письмо-запрос, письмо-подтверждение и т.д., а так же совершая деловые поездки за рубеж, будущие бизнесмены должны знать, как правильно оформить таможенную декларацию и другие документы. Введение основ деловой переписки является неотъемлемой частью обучения иностранному языку в среднем профессиональном образовательном учреждении.

В заключение следует отметить, что проблема профессиональной направленности обучения в средних профессиональных образовательных учреждениях является очень сложной, и, к сожалению, преподаватели иностранного языка испытывают острую нехватку методической и специальной литературы по данной проблеме.

Используемая литература:

1.Ф.М.Рожкова « Профессиональная направленность урока иностранного языка в среднем профессионально-техническом училище», ИЯ, №3, 1989г.

2.Е.А.Асеева «Профессиональная направленность при обучении французскому языку в сельской школе», ИЯ, №1, 1988г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование Универсальных Учебных Действий на уроках иностранного языка в средней школе

Универсальные Учебные Действия, что дают УУД, виды УУД, их краткая характеристика ( в помощь учителю)...

Профессиональная компетентность учителя иностранного языка как совокупность профессионально-педагогических компетенций

Образование- это неотъемлемая часть жизни общества, оно не только отвечает на процесс подготовки  к жизнедеятельности в социуме, но и определяет становление личности, её возможность к самореализа...

статья "КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ"

Ограничивать обучение языку и культуре познанием только культуры страны изучаемого языка представляется неправомерным. Равноправным компонентом в межкультурной коммуникации должна быть родная культура...

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ЛЕКСИКИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Повышение мотивации к изучению лексики является неотъемлемой составляющей в процессе изучения иностранного языка в средних профессиональных образовательных организациях.  Обучающиеся теряют интер...

1.Методическая разработка: «План-конспект урока английского языка с учетом профессиональной направленности» Тема урока: «Разведка нефтегазовых месторождений/ Exploring of Oil and Gas».

Методическая разработка составлена для студентов нефтегазовых профессий и специальностей с учетом профессиональной направленности ООП СПО. Методическая разработка состоит из конспекта преподавателя, и...

2.Методическая разработка: «План-конспект урока английского языка с учетом профессиональной направленности» Тема урока: «Нефтяная скважина / Oil well».

Методическая разработка составлена для студентов нефтегазовых профессий и специальностей с учетом профессиональной направленности ООП СПО.Методическая разработка состоит из конспекта преподавателя, и ...

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Основным  фактором востребованности  дистанционного обучения  являются результаты общественного прогресса. Мы находимся на том этапе  развития общества, когда  необходимо скво...