Занятия баскетболом, их возможности в реализации требований ФГОС по предмету «Физическая культура».
статья по физкультуре (5 класс)

Чикарькова Инга Викторовна

Цель работы: рассмотреть,  как решаются цели и задачи школьного образования по физической культуре на примере занятий  по баскетболу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

 

Чикарькова Инга Викторовна

Учитель физической культуры

ГБОУ школа №375 Красносельского района

г. Санкт-Петербург

Занятия баскетболом, их возможности в реализации требований ФГОС по предмету «Физическая культура».

                             

Оглавление                                  

1.Введение.

1.1 Цели и задачи физического воспитания в школе.

1.2 Формы организации образовательного процесса.

1.3 Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура».

1.4 Цель данной работы.

2.Основная часть.                                                                                     2.1.Совершенствование личностных и общественных характеристик.

  Обязанности.

  Настойчивость.

  Личная ответственность.

  Командная работа.

  Уважение к правилам.

  Уважение других.

  Конкурентоспособность.

2.2 Развитие психологических качеств.

  Развитие познавательных способностей.

  Уверенность в себе.

  Самосознание и самоуважение.

   Самоконтроль.

3. Выводы.

4. Список источников.

1.1Цели и задачи физического воспитания в школе.

Цель школьного образования по физической культуре - формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

 В рамках школьного образования активное освоение двигательной деятельности позволяет школьникам не только совершенствовать физические качества и укреплять здоровье, осваивать физические упражнения и двигательные действия, но и успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать сознание и мышление, творческий подход и самостоятельность.

Образовательный процесс в области физической культуры в основной школе строится так, чтобы были решены следующие задачи:

  • укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
  • формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
  • освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
  • обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
  • воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

1.2Формы организации образовательного процесса.

Основные формы организации образовательного процесса в основной школе – уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями.

приобретаемые на уроке физической культуры знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться на дополнительных внеурочных занятиях.

Взаимодействие учебной и внеучебной деятельности в спортивно-оздоровительном направлении способствует усилению оздоровительного эффекта. Внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность. Реализовывать свои лучшие личностные качества.

Одной из задач внеурочной работы является: углубление и расширение знаний, умений и навыков, получаемых учащимися на уроках физической культуры.

1.3Результаты освоения содержания предмета « Физическая культура». 

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

В требованиях Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения указан перечень УУД формируемых у детей  в ходе занятий по физической культуре:

  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
  • Способность оценивать значимость и смысл физической культуры и спортивно-оздоровительной деятельности для себя.
  • Выполнение правил здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
  • Способность проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.
  • Способность оказывать поддержку и бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
  • Способность общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности.
  • Умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели. Умение управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.
  • Способность использовать правила для регуляции поведения и деятельности.
  • Способность характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта.
  •  Способность выбрать наиболее эффективные способы решения практических задач, в зависимости от конкретных условий.
  • Умение планировать общие цели и пути её достижения. Распределение функций и ролей в совместной деятельности.
  • Умение конструктивно разрешать конфликты, оценка собственного поведения и поведения партнеров и внесение необходимых корректив.
  • Ориентация на партнера, сотрудничество и кооперация.

1.4 Цель работы: рассмотреть,  как решаются цели и задачи школьного образования по физической культуре на примере занятий в спортивной секции баскетбола.

 

2.Занятия баскетболом вносят вклад в физическое развитие детей и дают положительные эмоции от занятий спортом, что позволяет выработать полезные привычки, связанные с занятиями спортом среди которых: правильное питание, соблюдение требований гигиены и забота о своем состоянии здоровья.

 2.1 Совершенствование личностных и общественных характеристик.          Занятия баскетболом способствуют развитию личных и общественных характеристик, которые являются очень важными в образовательном процессе ребенка.

Обязанности.

Мы учителя знаем, что существует такая проблема, что дети, подростки не всегда выполняют свои обязанности. Происходит это из-за того, что они совершают поступки, следуя сиюминутным желаниям. Таким образом, когда им что-то не нравится, они бросают то, чем занимались, даже если это дело не доведено до конца. Когда что-то оказывается для них не удобным, они это забрасывают, если дело оказывается достаточно трудным или требующим длительных усилий, они это не делают. Отказ от выполнения или не доведение до конца начатого, но представляющего сложность, два серьезных проявления отсутствия обязанностей. Занятия в секции баскетбола дают отличные, образовательные возможности научится осознавать и выполнять свои обязанности.

Занимаясь в секции баскетбола, ребята должны выполнять ряд обязанностей. Тренироваться определенное количество раз, принимать участие в играх за свою команду. Эти обязанности он должен выполнять, даже тогда когда ему не хочется. Обязанности означают, что в каких-то случаях игрок должен жертвовать своими личными желаниями ради команды. Участник команды должен думать и о других, а не только о себе. Он должен соблюдать дисциплину.

Это качество пригодится им во взрослой жизни.

Настойчивость.

В жизни очень важно быть настойчивым, уметь прилагать максимум усилий. Занятия баскетболом  развивают это качество.

Развитие настойчивости активно происходит тогда, когда ребенку трудно: совершил ошибку, сыграл не удачно, не достиг желаемого результата. Здесь важна реакция тренера, необходимо поощрять усилия детей независимо от результата.

Ответственность.

Игрок обязан уметь защищаться один на один. Он несет персональную ответственность, за то что бы успешно справиться со своими обязанностями. Вся команда рассчитывает на него. Если соперник забросит мяч, вся команда страдает от этого, если нет, то все партнеры выигрывают от этого. Занятия баскетболом являются отличным средством воспитания чувства личной ответственности перед коллективом. Необходимо учить детей осознанию персональной ответственности  в группе как чему-то естественному, приносящему удовлетворение, а не являющемся тяжким грузом. Поэтому в своей работе необходимо избегать таких высказываний как: « Ты виновен в командном поражении», «Мы рассчитывали на тебя, а ты…». Важно чтобы ученики понимали, что они должны делать и что ждут непосредственно от них, чтобы они осознавали важность их личной отдачи команде.  Важно чтобы дети учились работать как единая команда. Занятия баскетболом являются одним из лучших средств развития этого качества.

Соблюдение правил, уважение других, толерантность.  

Очевидно, что играя в баскетбол необходимо соблюдать правила игры и правила тренировок. Ребята, занимающиеся в секции баскетбола, понимают, что они не всегда могут делать только то, что хотят, что они должны соблюдать определенные правила, позволяющие им находиться вместе с другими. На мой взгляд, это жизненно необходимый навык, так как мы живем в социуме.

Игра в баскетбол так же является и прекрасным способом обучения уважению других людей: партнеров, соперников, тренеров, зрителей и судей. Одно из требований к современному образованию это воспитание толерантности.

На занятиях баскетболом дети учатся уважать различие индивидуальностей в своей группе, принимать и существовать с партнерами, которые могут принадлежать к разным социальным группам, расам, религиям и которые могут иметь отличные идеи и мышление. Они должны принимать различия, которые могут проявиться во время баскетбольной игры, поскольку одни играют лучше, чем другие, кто-то уже играет дольше других и так далее.

Ежедневные ситуации, с которыми сталкивается баскетбольная команда, помогают игрокам более уважительно относиться к своим партнерам. Они становятся более общительными.  

Для успешного решения данной педагогической задачи преподавателю необходимо добиваться взаимного уважения и проявления солидарности среди игроков посредством своего поведения. Сам учитель должен служить примером, уважая  всех игроков, невзирая на их различия.

Необходимо создавать условия для более близких отношений между всеми членами спортивной секции, поскольку, чем больше они узнают друг друга, тем сильнее уважают друг друга.

Учитель должен подчеркивать те нормы поведения, которые способствуют уважению и солидарности, исключать те, что приводят к конфронтации.

Например, поощрять тех ребят, которые вносят вклад в объединение в группе партнеров по секции даже с разными привычками и взглядами, и наоборот пресекать, если кто-то демонстрирует свое превосходство над детьми, отличающимся от него.

Занятия в секции баскетбола подразумевают  и участие в соревнованиях. Учителю стоит обратить особое внимание на хорошие манеры своих учеников по отношению к соперникам: они не должны их оскорблять, должны помогать подняться при падении, поздравить в случае их победы и т.д. Преподаватель должен учить своих ребят понимать, что: соперники это такие же мальчики и девочки, они тоже играют в баскетбол, они тоже стараются и что спортивное соперничество должно быть дружеским и взаимным.

Сам учитель, будучи примером для своих детей должен демонстрировать максимум уважения к соперникам, независимо от их уровня.

Следуя этой линии поведения, учитель должен служить примером поведения в отношении судей, стараясь научить своих подопечных уважению к ним.

Умение соревноваться.

Жизнь сталкивает нас с множеством соревновательных ситуаций, и мы должны быть к этому готовы. Занятия баскетболом предоставляют детям прекрасные возможности научиться соревноваться, сохраняя при этом здоровье и добиваясь нужного результата. Появляются умения применять средства, которые могут пригодиться молодому человеку, как в спортивной жизни, так и вне ее, и которые могут оказать помощь, как сегодня, так и в будущем.

Участие в соревновательной деятельности важно также и в связи с тем, что оно учит адекватно воспринимать победы и поражения, успех и неудачу. Приобретая различный опыт в соревновательной деятельности, такой как победа и проигрыш, успех и неудачу дети обучаются воспринимать победу с умеренностью, а поражения с надеждой.

2.2 Развитие психологических способностей.  

Баскетбол помогает детям, а в будущем взрослым, приобретать психологические качества, которые могут оказаться очень полезными, не только в баскетболе, но и вообще в жизни. Развитие этих качеств может стать также частью общего развития ребенка, занимающегося спортом.

Развитие познания.

Прежде всего, баскетбол рождает многочисленные ситуации, которые позволяют детям развивать ряд познавательных способностей.

Ребята, занимающиеся баскетболом должны учиться обращать внимание и сосредотачиваться на различных целях. В зависимости от задания учителя или игровой ситуации на площадке этих целей может быть несколько и это создает условия для развития внимания. Задания, используемые на занятиях, а также участие в играх по баскетболу учат ребят быстро принимать решения.

Такие составляющие познания как отбор, ассоциации, сохранение информации, ее использование, а также принятие решений совершенствуются на занятиях в секции баскетбола.

Восприятие контроля.

Люди должны чувствовать, что они контролируют происходящее с ними. Это понимание контроля является основой нашей уверенности в себе и составляет важнейший аспект нашей психологической устойчивости.

Обратная сторона контроля это беспомощность. Беспомощный человек ощущает, что он не может влиять на происходящее с ним. И в результате приходит к заключению, что чтобы он не делал, никакого влияния на результат это не окажет.

Беспомощность можно встретить во многих детях. Она не позволяет им верить в свои силы, делая их безвольными. Чувство беспомощности подрывает уважение к себе.

Дети должны иметь возможность оказываться в ситуациях, где они контролируют происходящее, для того, чтобы у них появилась уверенность в своих возможностях и чтобы они становились психологически более сильными.

Занятия баскетболом дают такую возможность. Например: выполняя различные задания учителя, ребята будут чувствовать себя контролирующими ситуацию, используя те навыки, которые они освоили на предыдущих занятиях. Для этого необходимо использовать задания соответствующего  уровня трудности. Если же ребятам давать упражнения по сложности, превосходящие их возможности, они ощущают себя беспомощными. Очень важно ставить реальные задачи, основанные на уровне детей.

Развитие осознания контролирования происходящего имеет огромное значение. Дети начинают чувствовать себя более защищенными и более компетентными в любой сфере жизни.

 Уверенность в себе.

Уверенность человека в себе не одинакова в разных жизненных ситуациях. Например, ребенок может чувствовать себя уверенно на баскетбольной площадке, а на уроке математики нет. Однако, повышая уверенность в определенной, конкретной области жизни (например, в баскетболе) ее можно распространить и на другие области. Это имеет очень большое значение, принимая во внимание, что у многих детей имеет место  низкая степень уверенности в себе. Ребята на занятиях баскетболом повышают степень уверенности в себе и становятся психологически сильнее.

 Самосознание и самоуважение.

Самосознание определяет представление человека о самом себе, а самоуважение показывает в какой степени желаемо это представление. В обоих случаях это общая оценка, конкретно не связанная с какой-то определенной деятельностью, но связанная с представлениями о себе, которыми обладает каждый человек.

В отношении детей самосознание и самоуважение являются весьма не постоянными ценностями, легко изменяющимися. Порой они меняются в зависимости от успеха или неудачи в тех занятиях, которые у ребенка считаются важными, например в баскетболе.   Удачи или неудачи на занятиях баскетболом могут влиять на самосознание и самоуважение учеников. Для этого учителю необходимо придерживаться следующей стратегии:

Разъяснять точно и конкретно цели, которые дети должны достигнуть;

Помогать ребятам в достижении таких целей и поддерживать их после правильных действий;

Грамотно поправлять детей, отмечая, что они делают неверно, так чтобы они сами понимали, в чем совершили ошибку  и  давая ученикам возможность ее исправить.

Самоконтроль.

Для человека занимающегося баскетболом очень важно развивать чувство самоконтроля, для того чтобы контролировать свою импульсивность и свои действия в целом, для того чтобы быть готовым показать свой лучший результат.

Баскетбол представляет много ситуаций, в которых ребята вынуждены    учиться контролировать себя. Например: неблагоприятное решение судьи  или неправильные действия партнера.

Из собственной практики.

Девочка, очень увлеченная занятиями в секции баскетбола, очень старательная, она хотела, чтобы и партнеры по группе относились к игре также серьезно. В ряде случаев, когда другие ребята совершали ошибки, она очень бурно реагировала и даже вела себя агрессивно. Я неоднократно с ней проводила беседы о недопустимости такого поведения, и девочка стала стараться себя контролировать. Теперь она в большей степени сосредоточена на своих действиях, а не на ошибках других. Ее мама отметила, что девочка стала менее импульсивной и в других областях деятельности.  

Мальчик, также занимающийся в моей группе, однажды огрызнулся на судью, когда тот дал ему персональный фол. Я не допустила его до следующей игры, объяснив, что  неконтролируемость своих поступков и стала причиной наказания. С тех пор мальчик стал лучше себя контролировать. Эти примеры служат иллюстрацией тому, как  с помощью занятий в секции баскетбола можно развивать у детей чувство самоконтроля.

3.Выводы:

Занятия в секции баскетбола во внеурочное время  предоставляют детям большие возможности   для развития личных и общественных ценностей, а также повышения психологических возможностей, что полностью соответствует целям и задачам физического воспитания, указанным в ФГОС нового поколения.

Дети учатся: как идти на компромисс, как упорствовать в своих усилиях, как проявлять настойчивость в самых сложных ситуациях. Также они учатся личной ответственности за успех группы,  работе в команде и уважению других людей.

Более того, они учатся принимать победы и поражения, как составную часть их роста, не позволяя результатам останавливать их на пути к поставленной цели!

Ребята, занимающиеся баскетболом во внеурочное время, лучше подготовлены для противостояния превратностям жизни, обладают более крепким здоровьем и духом, большей терпимостью и умением сотрудничать.

Баскетбол является ценным инструментом в процессе образования детей школьного возраста, которым учитель должен уметь пользоваться на благо своих учеников.

Подводя итог вышеизложенному, можно с уверенностью констатировать тот факт,  что занятия в секции баскетбола способствуют достижению главной цели развития отечественной системы школьного образования: «формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры».

 

4.Список источников:

  1. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя под ред. А.Г. Асмолова М.: Просвещение 2011г.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2011г.
  3. Физическая культура. Рабочая программа. А.П. Матвеев, М.: Просвещение, 2012г.
  4. Формирование универсальных учебных действий средствами физической культуры. Подсвирова С. В. Научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации».
  5.  htt://www/fiba.com/downloads
  6. htt://www.standart.edu.ru
  7. htt://fgos.isiorao.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Современный урок физической культуры как инструмент реализации требований ФГОС"

В данном проекте обозначены проблемы возникающие в связи с внедрением ФГОС второго поколения на уроках физической культурыв основной школе, обозначены нахождение и привлечение необходимых ресурсов (те...

Презентация "Внеурочная деятельность по физической культуре, как обязательный компонент реализации требований ФГОС"

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального и основного общего образования основная образовательная программа начального и основного общего образования реализует...

Современный урок физической культуры в реализации требований ФГОС

В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования коренным образом меняется содержание образования по предмету «Физическая культура», которое ...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя физической культуры аспекты реализации требований ФГОС

Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса. В этих условиях, осо...

Контрольно — измерительные материалы для оценки эффективности реализации образовательной программы по предмету «Физическая культура»

Контрольно — измерительные материалы для оценки эффективности реализации образовательной программы по предмету «Физическая культура»...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя физической культуры: аспекты реализации требований ФГОС

Главная задача учителя физической культуры - сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения....

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя физической культуры: аспекты реализации требований ФГОС.

Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса. В этих условиях, осо...