Реализация интегративного подхода в урочной и внеурочной деятельности, бинарный урок
методическая разработка по физкультуре

Барышникова Татьяна Владимировна

Создание модели бинарного урока физической культуры в сочетании с другими общеобразовательными предметами, обеспечивающего достижение метапредметных результатов через осуществление межпредметных связей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon realizatsiya_integratsii.doc276.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 98

с углубленным изучением английского языка

Калининского района

Санкт-Петербурга

сова

Преподаватель физической культуры

Барышникова Татьяна Владимировна

Высшая категория

Реализация интегративного подхода

в урочной и внеурочной деятельности,

 бинарный урок

Сегодня остро встают вопросы сохранения физического здоровья и нравственной культуры детей.

Менее 22% детей приходящих в первый класс школы, полностью здоровы.  Здоровых выпускников школ в России лишь 2,5%.  Такие цифры прозвучали на Европейском Конгрессе  по вопросам школьной медицины, состоявшейся в Москве в июне 2011 года.

Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.

 А. Барбюс  

Чем значительней умственное напряжение, тем больше должна быть физическая нагрузка.

 Периандр

Воспитание имеет приоритет над образованием.

Создает человека -  воспитание.

 А. Сент – Экзюпери

Цель работы:

  • Создание модели бинарного урока физической культуры в сочетании с другими общеобразовательными предметами, обеспечивающего достижение метапредметных результатов через осуществление межпредметных связей.

Задачи:

  • Отработка методики проведения бинарного урока двумя преподавателями.
  • Обеспечение доступности учебного материала и создание условий для формирования познавательного интереса учащихся к освоению метапредметных универсальных учебных действий.
  • Апробация модели бинарного урока в сочетании с иностранным языком, ОБЖ и биологией.

Исследование заключается в определении стратегии совместной деятельности преподавателей двух и более предметов в организации урока, позволяющего при  рациональном использовании времени достигать метапредметных результатов в рамках ФГОС основной школы второго поколения.

Ключевое слово

 Интеграция - процесс сближения и связи наук, происходящих наряду с процессами их дифференциации.

Глоссарий

ФГОС основной школы второго поколения -Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования 

 Метапредметные  результаты – интегрировать знания различных образовательных областей

Межпредметные  связи - учащиеся осознают связь физической культуры, с остальными общеобразовательными предметами

Универсальные  учебные действия – личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные

Бинарный урок – сочетание двух предметов, в одном уроке.

Предполагаемый результат выражается в создании опыта работы группы преподавателей различных общеобразовательных предметов по формированию метапредметных результатов на основе проведения совместных бинарных уроков.                         

Актуальность работы

Осознавая важность проблемы готовности педагогов к обновлению содержания школьного образования в соответствии с ФГОС второго поколения (в основной школе вводятся с 2015 года) необходимо опережающее освоение методики преподавания, направленной в частности на реализацию таких планируемых результатов, как метапредметные результаты.

         Ограниченность учебного времени, и новое качество образования диктуют учителю необходимость поиска путей к сотрудничеству, например с коллегами по школе.

         Без интеграции в учебном процессе в настоящее время нельзя рассчитывать на качественные результаты в данном направлении педагогической деятельности. Интеграция в обучении предполагает не только пролонгацию одного предмета в область других знаний (предметов), но и реализует  в максимальной степени функции воспитания  в образовании и подчинении этого единого процесса глубокому усвоению учащимися содержания программы каждой учебной дисциплины, развитию и совершенствованию у них познавательной деятельности.

        Значительную роль в учебно-воспитательном процессе  общеобразовательных школ играет одно из наиболее широко применяемых направлений интеграции – метапредметные связи.

Вместе с тем учителя еще испытывают затруднения в реализации МПС на практике. Причины этих затруднений в отсутствии опыта такой работы:

  • в недостаточном знании содержания программного материала предметов,  с которыми необходимо установить связи;
  • в отсутствии рекомендаций по конкретным темам и урокам требующих метапредметных связей.

Новизна и перспективность работы

В настоящее время осознана важность и необходимость развития познавательной активности учащихся и поскольку объем необходимых знаний, умений и навыков всё больше и больше возрастает, уже недостаточно времени урока, важно научить универсальным учебным действиям, которые помогут учащимся самостоятельно учиться на протяжении всей жизни (что требует современное общество и экономика). Бинарный урок позволяет продемонстрировать учащимся возможный метапредметный результат и пути его достижения.

Результаты работы невозможно  оценить сразу же, но  основная цель побудить  учителей-предметников  к размышлениям.

Основная часть

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования  второго поколения, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 определяет требования  к результатам освоения обучающимися содержания образования и формированию образовательного стандарта.

Требования  к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

личностные

метапредметные

предметные

  • готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению,
  • сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
  • системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности,
  • социальные компетенции, правосознание,
  • способность ставить цели и строить жизненные планы,
  • способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме
  • освоенные межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные),
  •  способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике,
  • самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,
  • построение индивидуальной образовательной траектории
  • освоенные в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области,
  • виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях,
  • формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений,
  • владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Рассмотрим  предметное содержание учебных программ ОБЖ и биологии для организации бинарных уроков с физической культурой, где физическая культура является системаобразующим компонентом интеграции. В данном случае ОБЖ и биология анализируются с точки зрения дополнения и расширения содержания учебного предмета «Физическая культура».

Физическая культура

Биология

ОБЖ

1-4 классы.

Начальные сведения о режиме дня и личной гигиене. Значение физических упражнений для здоровья человека

Здоровый образ жизни и его составляющие компоненты. Движение для здоровья

Гигиенические правила при выполнении физических упражнений. Правила приема водных процедур, воздушных и солнечных ванн

Закаливание и здоровье

Правила использования факторов окружающей среды для закаливания

Двигательный режим. Влияние физических упражнений на укрепление здоровья, осанку. Дыхание при беге и ходьбе

Движение для здоровья. Группа здоровья: здоровье и физическое развитие.

Значение закаливания. Основные виды и принципы закаливания.

Закаливание и здоровье. Лекарство для здоровья

Физиологические особенности влияния закаливания на организм

5-9 классы

Правила выполнения упражнений, д/з. Дыхание во время выполнения упражнения. Питание и двигательный режим школьников

Основные элементы жизнедеятельности человека (физ. Нагрузка, питание и т.д.)

Значение физических упражнений для поддержания работоспособности

Опорно-двигательный аппарат

Значение двигательной активности для обеспечения высокого уровня работоспособности

Реакция организма на различные физические нагрузки. Основные приемы самоконтроля. Оказание первой медицинской помощи при травмах

Оценка функций сердечно-сосудистой системы. Дневник самоконтроля. Общие понятия о ПМП. ПМП при ушибах, переломах, обморожениях  и т.д.

Оказание первой медицинской помощи

Вред курения и алкоголя; последствия употребления наркотиков

Факторы ухудшающие состояние здоровья. Вредные привычки и их профилактика

Вредные привычки и их влияние на здоровье.

10-11 классы (девушки)

Значение физической культуры для совершенствования психофизической природы человека. Гигиена девушек во время занятий физкультурой. Влияние образа жизни на состояние здоровья будущей матери. Физическая культура в семье.

ЗОЖ. Духовное, физическое и психологическое здоровье. Личная гигиена

Раздел «Репродуктивное здоровье женщины»

Утомление, переутомление, их признаки и меры предупреждения. Контроль за физическими нагрузками по их пульсу (ССС)

Оценка функций ССС.

Дневник самоконтроля

10-11 классы (юноши)

ФК и спорт – одно из средств подготовки к трудовой деятельности и воинской службе Утомление и переутомление, их признаки, меры предупреждения

Вредные привычки и их влияние на здоровье. ЗОЖ и его составляющие

Добровольная подготовка граждан к военной службе. Значение двигательной активности для здоровья и работоспособности.

Цель бинарного урока – создать условия мотивированного практического применения знаний, навыков и умений, дать учащимся возможность увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение.

  • Соблюдение единого подхода к рассмотрению возникающих проблем и единства требований к учащимся в учебно-воспитательном процессе.
  • Под влиянием интереса, вызванного общением треугольника “учителя двух предметов – учащиеся”, активнее протекает восприятие учебного материала, острее становится наблюдение, активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивнее работает воображение.
  • Воспитание у учащихся умения пользоваться теоретическими знаниями в разнообразных вариантах: в нестандартных ситуациях.

 

Структура бинарного урока предполагает сочетание двух учебных предметов в одном уроке.

Какие возможны варианты сочетания?

  • Включение в содержание урока физической культуры элементов из учебной программы ОБЖ, биологии, где урок проводит учитель физической культуры после согласования содержания с учителей ОБЖ, биологии.
  • Включение в содержание урока физической культуры элементов из учебной программы ОБЖ, биологии, где урок проводят два учителя, организуя работу по содержанию своего предмета.
  • Проведение урока двумя учителями, где учитель английского языка повторяет содержание и методику работы учителя физической культуры.

Урок физической культуры имеет специфику, которую необходимо учитывать при подготовке бинарного урока.

   Вводная часть - включает различные построения учащихся, уделяя строевой подготовке, осанке, подтянутости, четкости выполняемых команд. Целесообразно повышать в интенсивность вводной части урока, включая в нее упражнения для развития выносливости, силы мышц, скоростно-силовые упражнения, гибкости, а также придавая ей в отдельных случаях тренировочный характер. Вводная часть проходит не более 10 мин.

   Основная часть - решается главные задачи урока, достаточно высокий уровень физической нагрузки и максимально использовать все имеющиеся условия, педагогические средства и учебные пособия для повышения результативности процесса обучения и воспитания. Поэтому следует заранее продумать организацию этой части урока, подготовить оборудование, инвентарь и технические средства обучения, избрать соответствующую организационно-методическую форму, давать дополнительно задания ученикам в зависимости от их физической подготовленности в освоении видов упражнений. Например - упражнения связанные с точностью движений, связанные с координацией движений, проявлением ловкости и скорости, следует выполнять в начале основной части урока, а упражнения связанные с силой и выносливостью – в конце урока

   Заключительная часть урока -   постепенно снижает уровень физического и эмоционально-психического возбуждения школьников. При этом важно подвести итоги урока и дать домашнее задания для самостоятельного выполнения занятий дома и для продленного дня.

  Эффективность урока достигается и правильным выбором методических приемов.

Чтобы добиться успеха в этом, надо организацию учебной деятельности школьников на уроке начинать с постановки цели, которая должна быть предельно ясной, четкой, увлекательной.

   Понимание учащимися смысла и значения разучиваемых действий ускоряет процесс обучения, лучше закрепляет пройденный материал и ведет к формированию прочных, правильных, стойких, но в то же время динамических умений и навыков. Вот почему прохождение программного материала важно сопровождать пояснениями, раскрывающимися сущность физических упражнений, их влияния на организм и значение для практической жизни.

   Понимание смысла и значения разучиваемых движений вызывает творческую активность школьников, что в свою очередь вызывает у них  устойчивое стремление самостоятельно  и систематическое занятие физическими упражнениями. Поэтому учителю надо чаще использовать задания, стимулирующие их самостоятельность и  творческую инициативу.

   Непременное условие - внимательное наблюдение учителя за правильным выполнением упражнений, заданий.

   Особое внимание – дозирование физической нагрузки на уроке. Оно должно быть дифференцированным. Учителю надо учитывать состояние здоровья и функциональную возможность школьников, их физическую подготовленность, индивидуальные способности, а так же степень предшествующих нагрузок. В ходе урока нагрузку можно регулировать: число повторений, темп движений, величина отягощений, выполнения заданий, и т.д.

      Существенная особенность урока – комплексное прохождение материала и освоение программы.

   Иначе говоря,  четыре компонента, относящиеся  к изучению теоретических сведений, владению умениями и навыками самостоятельных заданий, развитию двигательных качеств, должны слиться воедино.

   Для воспитания устойчивого интереса к занятиям физической культуры, важно чтобы учащиеся понимали смысл и значение выполняемых заданий. Поэтому чтобы ученики по-настоящему полюбили физическую культуру, уроки должны быть увлекательными, эмоциональными, динамичными содержать в себе игровые и соревновательные элементы, а также близкие и далекие притягательные цели. Важно чтобы ученики видели плоды своего труда. Конечно, учитель не должен упускать из виду тех учеников, у которых заметно объективное ощущение физической неполноценности, им наоборот нужно уделить как можно больше внимания

   Эффективность формирования двигательных навыков и умений достигается, как правило, комплексным применением различных средств: технические, наглядные методические приемы.

Одно из важных условий правильного регулирования нагрузки – дифференцированный подход к учащимся. При прохождении одинакового для всех программного материала учитель видоизменяет и уточняет задания применительно для отдельных групп учеников. Дифференцированный подход особенно важен в отношении к школьникам, отнесенным по состоянию здоровья к подготовительной группе, а так же к тем, кто пропускал уроки по болезни. Эти дети в большей степени, чем другие, требуют к себе пристального внимания, которое должно проявляться в соблюдении принципов доступности, постепенности, и последовательности, при выборе упражнений, дозировке нагрузки и т.д.

   Развитие физических качеств является обязательным условием каждого урока.

  • старты (из различных положений),
  • бег на короткие дистанции (по сигналу),
  • прыжки через скакалку,
  • подвижные и спортивные игры.

   Типичным для развития СИЛЫ являются упражнения общеразвивающего характера, упражнения с предметами: отягощения, сопротивления, лазания, подтягивания, сгибания и разгибания рук в упоре лежа, упражнения на гимнастической скамейке и т.д.

   ВЫНОСЛИВОСТЬ, как и другие качества, надо развивать на каждом уроке, тем более она является основой физической подготовленности учащихся, имеет огромное значение для жизнедеятельности человека и, следовательно, для работоспособности организма, для оптимального уровня производительности труда. Выносливости можно достигнуть применением специальных упражнений, а также увеличением плотности и  интенсивности занятий: кроссы, лыжи, плавание, подвижные и спортивные игры. Наиболее эффективно – бег, в медленном, равномерном темпе.

   Ловкость, гибкость, вестибулярной устойчивости – развивать их следует в ходе всех уроков. Например – развитию гибкости способствуют общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движения – махи руками, ногами, вращения туловищем, статические и динамические упражнения.

другие – способствовать укреплению и оздоровлению всего организма.

  1. Способствовать развитию правильного глубокого дыхания.
  2. Совместно с общеразвивающими упражнениями и укрепляющими увеличить сопротивляемость организма и закрепить результаты коррекции.

Совместно с преподавателями  ОБЖ и физической культуры, мы разрабатываем программу двухпредметного интегрирования. Изучаемые  на уроках ОБЖ темы "Основы здорового образа жизни", "Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи", решаем  проблему получения учащимися аналогичных знаний, предусмотренных "Комплексной программой по физическому воспитанию".

Совместно с учителем английского языка: Черняева М.В. Совместно с учителем биологии: Федоренко И.Г.

Рассмотрим примеры уроков, проведенных в 2013-2014 учебном году.                                   

Бинарный урок   физического воспитания  и английского языка

по теме "Развитие двигательных качеств". 5-й класс

  • Барышникова Татьяна Владимировна учитель физической культуры
  • Черняева Марина Владимировна учитель английского языка

Разделы:  Спорт в школе и здоровье детей , преподавание языка

Цель урока: Объединение лингвистических знаний с двигательными навыками.

Задачи урока: 

  • Расширение лингвистического кругозора учащихся через развитие двигательных навыков.
  • Развитие умения пользоваться активным словарём.
  • Воспитание у учеников социокультурной компетенции и умения взаимодействовать в команде.
  • Содействовать повышению интереса к урокам физической культуры и иностранного языка.

Метод проведения: Фронтальный, групповой, поточный.

Оборудование: таблица для отражения результатов соревнований, раздаточный материал для проведения эстафеты по правилам дорожного движения, жилет для регулировщика, листы с названиями команд на английском языке, муляжи светофоров.

Место проведения: Спортивный зал.

Ход урока

  1.  Вводно-организационная часть:

Построение в одну шеренгу. Приветствие. (4 мин.)

Учитель физкультуры: Равняйсь! Смирно! Здравствуйте, ребята!

Учитель английского языка: Attention! Hello!

Учитель физкультуры: - Сегодня у вас пройдет не простой урок, урок физкультуры и английского языка вместе. Мы будем развивать двигательные качества, быстроту, ловкость, внимание.

Некоторые задания будут проводиться в виде соревнований. А почему для команд мы выбрали цвета красный, жёлтый, зелёный? (Это цвета светофора.) Ребята, а как по - английски  будет цвета светофора?

Учитель английского языка: - Today we are having an unusual lesson, the PE lesson and the English lesson are at the same time. We are going to develop movements, quickness, adroitness and attention.

Some tasks will be as competitions. And why did we choose red, yellow and green colours for teams? (The traffic lights have got these colours.) What are the names of the traffic lights colours?

  1.  Основная часть.

Учитель физкультуры:

Первое задание – “ Собери команду!” (2 мин.)

Учитель английского языка:

The 1st task  -  “Combine the team!” (2 min.)

Учитель физкультуры объясняет правила первого задания: по сигналу ученики расходятся по залу, капитаны занимают места, соответственно цветам, написанным на английском языке. Выиграет команда, которая быстрее займёт своё место. Судьи оценивают это задание. Максимум 3 балла.

The rules of the 1st task: The pupils dismiss around the gym. The captains take places according to the colours written in English. The team which will take the wrong place first wins. The judges will mark this task. Maximum 3 points.

Идёт выполнение задания “Собери команду”

Второе задание - “ Повернись правильно”. (3 мин)

The 2nd task – “Attention the right position. (3 min)

Учитель физкультуры объясняет правила: нужно правильно выполнять повороты направо - налево - кругом. Команды для поворотов даёт учитель по-английски

  Учитель английского языка: - You must turn in the right positions on the right – on the left – around.          

Выигрывает команда, которая не допустит ошибок. Судьи оценивают это задание. Максимум 3 балла.

  • The team which will not make any mistakes wins. The judges will mark this task. Maximum 3 points.

Третье задание – “Разминка” (2 мин.)

The 3rd task – “Warm – up” (2 min.)

Учитель физкультуры: А сейчас мы с вами проведём разминку.

Учитель английского языка: - And now let's do a warm – up.

Учитель физкультуры: даёт команду на перестроение по командам для выполнения упражнений зарядки (перестроить класс в 3 шеренги)

Четвертое задание – “Зарядка” (ОРУ) (7 мин.)

The 4th task – “Warm – up”(7 min.)

Учитель английского языка: Let’s do some warm – up exercises.

  1. Hands forwards. Clench and unclench one’s fists.

- Руки вперёд. Сжимаем, разжимаем кисти в кулак.

2) - Hands on shoulders. Circle movements forwards and backwards.

    - Руки к плечам.  Круговые движения вперед – назад.

3) - Hands on the waist. Bend to right and left.

     - Руки на пояс. Наклоны вправо – влево.

4) - Hands on the waist. Kneel down.

     - Руки на пояс. Приседания.

5) - Turn your body to the right/left.

     - Повороты туловища вправо – влево.

6) - Hands on the waist. Jumps from stay still 15 times.

    - Руки на пояс. Прыжки на месте 15 раз.

8) - Hands on the waist. Kneel down 15 times.

    - Руки на пояс. Приседания 15 раз.

9) - Recover your breath, hands up - breathe in, hands down - breathe out.

     - Восстановление дыхания, руки вверх – вдох, руки вниз - выдох.

Пятое задание: Игра на внимание “Путаница” (1 мин.)

The 5th task: A game on attention “Tangle”(1 min.)

Учитель физкультуры: - А сейчас мы сыграем в игру на внимание “Путаница”. Учитель английского языка будет вам называть движения по-английски, а я буду выполнять другие движения. Вы должны делать то, что говорят по-английски.

Учитель английского языка: - And now let’s play a game on attention “Tangle”. I will name you the movements in English, and the PE teacher will do other movements. You should do what you are told in English.

Шестое задание: Эстафета “Виды транспорта” (7 мин.)

The 6th task: The race “Kinds of transport”(7 min.)

Учитель физкультуры: - Перестраиваемся на эстафету “Виды транспорта”, в три колонны. Объясняет правила. Эстафета проводится по типу игры “Вызов номеров”, вместо номеров используют названия транспортных средств на английском языке.

  • Change the order to the race “Kinds of transport” in 3 rows. The rule is explained. The race takes place as the game “Recalls the numbers”, instead of numbers the names of transport will be used in English.

Учитель английского языка:  - What kinds of transports?

- Каждому участнику команды присваивается вид транспорта. Услышав свой транспорт, ученик бежит вперед, обегает светофор, возвращается на своё место. Выигрывает команда, которая наберёт больше очков.

- Each member of the team will get the name of transport. If you will hear your transport name run forward, run around the lights, return to your place. The team with more points will win.

Седьмое задание: Эстафета “Правила дорожного движения” (8 мин.)

The 7th task: The race “ Traffic lights rules” (8 min.)

Учитель физкультуры: - Переходим к следующей эстафете “Правила дорожного движения”. Объясняются правила проведения этой эстафеты. Эстафета проводится по цветам.

Учитель английского языка: - Let’s go to the next race “ Traffic lights rules”. The race takes place according to the colours.

Проведение эстафеты

Учитель физкультуры даёт команду на перестроение в одну шеренгу, а судьи подводят окончательные итоги. В это время проводиться заключительная игра.

Восьмое задание: Игра на внимание “Светофор” (5 мин.)

The 8th task: The game on your attention “Traffic lights” (5 min.)

Учитель физкультуры: - На красный свет – стоим. На жёлтый – присесть. На - зеленый свет, перейти на противоположную сторону.

  • Stop – on the red light. Kneel down – on the amber light. Cross over the road – on green light.

Учитель английского языка: \ (дети переходят на другую сторону зала The children go to other side of the gym.).  (дети стоят по стойке смирно the children stay still). (дети приседают The children knell down). Повторяем цвета несколько раз. Repeat the colours few times.

Девятое задание: Игра “Дорожные знаки” (3 мин.)

The 9th task: The game “Traffic lights signs” (3 min)

Повторяются дорожные знаки. Показывается один дорожный знак для одной команды. Дети отвечают по-русски и  английски.

Repeat the traffic lights signs. One traffic lights sing is shown to each team. The children answer both in Russian and in English.

Десятое задание:

Эстафета с использованием гимнастических снарядов.

  1.  Подведение итогов (3 мин)  учитель физической культуры. Опрос учащихся, подведение итогов.    

 учитель английского языка ….

Count the points.

После проведения урока был проведен опрос учащихся, после которого были подведены итоги.

 ВЫВОДЫ:

1.Бинарные уроки положительно влияют на знания учащихся.

2.Повышается познавательный  интерес

3.Формирование мышления

4.Повышается воспитательный эффект

Интегрированный  Бинарный  урок биологии и  физкультуры по теме:

"Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечнососудистой системы". 8-й класс

Преподаватель физической культуры: Барышникова Т.В.

Преподаватель биологии: Федоренко И.Г.

Цель: изучить влияние физических упражнений на сердечнососудистую систему.

Задачи:        

  • Показать влияние физической нагрузки на работу сердечнососудистой  

           системы;

  • Развивать умения применять теоретические знания на практике, оценивать    

          результаты выполненных действий;

  • Воспитывать формирование интереса к собственному здоровью.

     Планируемые результаты:

        Учащиеся должны знать принципы работы сердечнососудистой системы человека ; как и для чего измеряют пульс и артериальное давление. Уметь применять эти знания на практике.

     Оборудование: секундомеры, прибор для измерения артериального давления (тонометр), листы самоконтроля, учебные таблицы "Сердце", "Влияние физических упражнений на развитие сердечной мышцы",  спортивный инвентарь.

     Формы организации учебной деятельности:

        Индивидуальная работа; фронтальная работа; работа в группах; практическая работа.

Тип урока. Интегрированный урок биологии и физкультуры.

Применяемые технологии:

        Обучение в сотрудничестве; проблемное обучение.

Содержание урока:

  1. Организация начала урока.
  2. Актуализация имеющихся знаний, сообщение темы урока и его задач.
  3. Инструктаж по выполнению практической работы.
  4. Выполнение практической работы.
  5. Проверка выполнения практической работы, корректировка результатов.
  6. Проверка результатов учебной работы на уроке.
  7. Формулирование выводов
  8. Рефлексия.
  9. Подведение итогов.

Проведение урока

1.        Организационный этап урока.

Учитель физкультуры проводит построение учащихся.

2.        Сообщение темы урока и его задач

Учитель биологии  сообщает тему и цели урока.

Более 2500 лет назад лучшему воину скороходу было поручено сообщить жителям Афин о победе греков над персами в Марафонской долине. Гонец пробежал около 40 километров за 3 часа. Появившись на площади, он крикнул: "Мы победили!" и упал замертво. От чрезмерного напряжения произошла внезапная остановка сердца. С 1896 года проводятся соревнования на марафонскую дистанцию. Сегодня она доступна даже людям пенсионного возраста. В чём причина этого явления? Попробуем разобраться. Для этого нам предстоит на уроке:

  • Определить зависимость работы сердца от физической нагрузки. Измерить артериальное давление до и после физической нагрузки.
  •   Определить по пульсу степень тренированности вашего организма.
  • Сделать для себя вывод о необходимости заниматься физической культурой для сохранения и укрепления здоровья.

 3. Инструктаж по выполнению практической работы.

Учитель биологии проводит инструктаж по выполнению практической работы.

Для решения поставленных задач мы выполним практическую работу по определению зависимости частоты сердечных сокращений от физической нагрузки и измерим артериальное давление до и после нагрузки.

В течение урока нагрузка будет меняться: вначале постепенно повышаться, а затем так же плавно снижаться. После каждой серии упражнений вы будете измерять свой пульс. Пульс измеряется на тыльной стороне лучезапястного сустава в течение 10 секунд. Измерения проводятся трижды, средний результат заносится в лист самоконтроля. Чтобы определить величину пульса за 1 минуту среднее значение умножается на 6, полученная величина тоже заносится в лист самоконтроля. Пульс – это ритмические колебания стенки артерии в период сокращения желудочков сердца. Пульс отражает частоту сердечных сокращений. По частоте пульса мы будем следить за изменением работы сердца. Сегодня вам предоставляется возможность применить знания, полученные на уроках биологии, для оценки своего физического состояния, степени тренированности организма и по желанию с помощью учителя физкультуры выбрать вид и уровень нагрузки для того

Лист самоконтроля

Таблица 1

ЧСС в покое

ЧСС после физической нагрузки

Артериальное давление

Состояние кожи лица (окраска, потоотделение)

10 сек

1

мин

10 сек

1

мин

До физ. нагрузки

После нагрузки

До физ. нагрузки

После нагрузки

1.

2.

3.

среднее значение

1.

2.

3.

среднее значение

1.

2.

3.

среднее значение

Результаты определяются по формуле: m1-m/m * 100% =x

M l - пульс, измеренный после максимальной нагрузки (круговой тренировки).

m - пульс в покое (используется первое значение, определённое до 1 нагрузки).

X - увеличение пульса во время максимальной нагрузки по сравнению с величиной пульса в покое.

Вывод о тренированности организма делается на основании значения Х:

выше 31% - сердце слабое, нагрузка велика и её необходимо уменьшить;

меньше 31% - сердце достаточно тренировано, можно постепенно повышать нагрузку.

4. Выполнение практической работы.

Учитель биологии определяет с учащимися величину пульса в покое. Результаты заносятся в карту самоконтроля. Измеряется артериальное давление в состоянии покоя, учащиеся визуально оценивают состояние покровов на лице, результаты заносятся в карту самоконтроля.

Учитель физкультуры в течение 5 минут в игровой форме проводит разминку, цель которой подготовить организм к выполнению беговой нагрузки.

Класс делится на команды путём построения на 2 колонны. Команда №1 получает красный флажок, №2 -зелёный. Капитаны с флажками остаются на месте, команды добегают до конца зала и возвращаются назад. Капитаны в это время по знаку учителя могут поменяться местами и поменять положение флажка:

•     верх - построение в колонну

•     вперёд - в круг

•     в сторону - в шеренгу.

Вернувшиеся команды располагаются в заданном капитаном порядке.

Учитель биологии определяет с учащимися величину пульса после разминки. Результаты заносятся в карту самоконтроля и комментируются. Пульс увеличивается, но эти изменения незначительны.

Учитель физкультуры проводит полосу препятствий.

1  круг - бег без препятствий;

2 круг - "зигзаг" (обегая стойки);

3 круг - "зигзаг, барьер" (перепрыгивая зигзагообразно через скамейки );

4-6 круги - " зигзаг, барьер, кочки" (перепрыгнуть с круга на круг, нарисованные на полу мелом);

                7 круг - "зигзаг, барьер" (перепрыгивая зигзагообразно через скамейки );

8 круг - "зигзаг" (обегая стойки);

9 круг - бег без препятствий;

10 круг - ходьба.

Учитель биологии  определяет с учащимися величину пульса после нагрузки. Результаты заносятся в карту самоконтроля и комментируются. Пульс увеличивается по сравнению с разминкой.

Учитель физкультуры проводит круговую тренировку.

Учащиеся делятся на команды по 2 человека. На каждой станции есть кармашек с заданием, на которое даётся 1 минута

( определяется песочными часами). После выполнения заданий команды перемещаются по кругу на следующую станцию.

Задания по станциям:

№1 - прыжки через скакалку;

№2 - отжимание от скамейки;

№3 - прыжки в длину с места;

№4 - поднимание туловища на наклонной скамейке;

№5 - удержание уголка ног на перекладине;

№6 - подтягивание на перекладине;

№7 - вис на перекладине и поднимание ног;

№8 - наклоны вперёд сидя;

№9 - прыжки через скакалку;

№10 - приседания;

№11 - стойка на лопатках.

Учитель биологии определяет с учащимися величину пульса после нагрузки. Результаты заносятся в карту самоконтроля и комментируются. Измеряется артериальное давление после нагрузки. Учащиеся визуально оценивают состояние кожи на лице, фиксируют потоотделение и данные записывают в карту самоконтроля.

5. Проверка выполнения практической работы, корректировка результатов.

Учащиеся работают с таблицей №2, учителя могут выступать в роли консультантов.

Учитель биологии комментирует полученные результаты, используя учебные таблицы. Практически у всех учащихся пульс и артериальное давление увеличились после физической нагрузки. Почему? (дети предлагают свои варианты ответов).

Учитель биологии:

Когда человек двигается, увеличивается потребность скелетных мышц в питательных веществах и кислороде. Повышается уровень  обменных процессов. С помощью гормонов надпочечников и симпатических нервов усиливается работа сердца, благодаря чему повышается кровоснабжение в работающих мышцах. Повышение эффективности работы сердечной мышцы происходит за счёт силы и частоты сокращений. Коронарные сосуды в это время также более активно наполняются кровью и снабжают мышечные волокна сердечной мышцы, вследствие чего они становятся толще и сильнее. Таким образом, выполняя физические  упражнения,  мы способствуем укреплению сердечной мышцы. Тренированное сердце за одно сокращение выбрасывает в покое 100мл, а при выполнении физической нагрузки - 300мл, нетренированное сердце - в 2 раза меньше.

6. Проверка результатов учебной работы на уроке.

Учитель биологии выкладывает в центре зала фигуру вопросительного знака из бумажных сердечек, на нижней стороне которых записан вопрос по теме урока. Учащиеся садятся вокруг, по очереди берут вопросы и отвечают на них. Учитель при необходимости корректирует ответы.

Вопросы:

1.  Чем определяется биение пульса?

2.  Как изменяется снабжение мышц кровью при переходе от состояния покоя к работе? Почему?

3.  Как осуществляется питание сердечной мышцы?

4.  Почему учащается пульс после выполнения физической нагрузки?

5. Чем отличается строение тренированного человека и нетренированного?

6.  Как изменяется работа тренированного и нетренированного человека при выполнении физической нагрузки?

7. Для чего проводят разминку перед выполнением основной нагрузки?

8.  Почему физическую нагрузку надо повышать постепенно?

9.  Как изменяется работа сердца при переходе от физической нагрузки к покою?

10.  Как объяснить факт, что заяц,  выросший в клетке погибает при первом же беге?

Сравним таблицу:

Лабораторная работа двух учащихся: Степанова Андрея и Мальцева Алексея 8 кл.

                                 Степанов Андрей.

Кожные покровы до нагрузки

После нагрузки

Ч.С.С до нагрузки

Ч.С.С после нагрузки

А.Д. в покое

А.Д.после нагрузки

                                 Мальцев Алексей.

Кожные покровы до нагрузки

После нагрузки

Ч.С.С до нагрузки

Ч.С.С после нагрузки

А.Д. в покое

А.Д.после нагрузки

7.  Формулирование выводов

Известный американский учёный Бол Уайт заметил, что "...если бы мы использовали свой ум и ноги больше, чем будильник и желудок, то меньше бы страдали от болезней сердца". Тренированное сердце - основа человеческого здоровья.

8. Рефлексия.

Что нового вы узнали на уроке о своём организме?

Будете ли вы применять эти знания для сохранения и укрепления своего здоровья?

Для выбора нагрузки можно получить консультацию, обратившись к учителю физкультуры.

9. Подведение итогов. Выставление отметок.

Таким образом:

  1. Метапредметные результаты представляются учащимся на бинарном уроке в сочетании двух учебных предметов и возможности перенести данное понимание на учебный процесс в целом.
  2. Осознание учащимися взаимосвязи учебных предметов в формировании всего спектра ожидаемых от образовательного процесса результатов.
  3. Интеграция на уровне содержания учебного материала различных школьных предметов и методики преподавания обеспечивает формирование метапредметных результатов.

Список литературы.

  1. В.Н.Максимова «Межпредметные связи в процессе обучения! М., «Просвещение», 2000 г.
  2. В.Белов «О некоторых вопросах интеграции в учебном процессе общеобразовательной школы», Журнал «Учитель» №6, 2000 г.
  3. Л.П.Николаева, Д.В.Колесов «Уроки профилактики наркомании в школе», издательство НПО «МОДЭК», М., 2000 г.
  4. «Комплексная программа по физической культуре, М., 2007г.
  5. А.Смирнов, Б.Мишин, П.Ижевский «Учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности», М., 2007 г.
  6. Учебные программы по валеологии, биологии, физике (действующие в данное время)
  7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.
  8. Стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре и ОБЖ.
  9. Концепция преподавания физической культуры, «Вестник образования», Москва, №1, 2006 г.

10.Рыбалко В. Валеология - ОБЖ. Программа интегрированного курса // ОБЖ. – 1997г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация интегративного подхода на уроках музыки через применение современных информационных технологий.

Вообще с метапредметными связями  музыки  очень хорошо эксперементировать. Благодаря тому, что музыка отражает нашу жизнь. Хорошее поле для творчества....

РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

ДОКЛАД НА ТЕМУ: РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"...

Реализация интегративного подхода в преподавании иностранного языка в начальной школе

Интеграция – это процесс и результат достижения целостности содержания образования за счет установления внутри- и междисциплинарных связей, взаимодействия между различными образовательными программами...

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС в урочной и внеурочной деятельности учителя-словесника

Метод проекта позволяет успешно решать как учебные, так и воспитательные задачи.Проектирование позволяет ученику проявить себя в системе общественных отношений и способствует формированию новой социал...

"Реализация междисциплинарного подхода в организации внеурочной деятельности и воспитательной работы с детьми с ОВЗ"

Одна из приоритетных целей социальной политики России – модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категории граждан.Важным компонентом является создание ус...

Реализация интегративного подхода в преподавании литературы в общеобразовательной школе (на примере изучения романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

В своей статье "Реализация интегративного подхода в преподавании литературы в общеобразовательной школе (на примере изучения романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)" делюс...

Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности на уроках русского языка

Доклад на ШМО учителей русского языка и литературы "Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности на уроках русского языка"...