РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
статья по английскому языку по теме

Belik Alena Alekseevna

ДОКЛАД НА ТЕМУ: РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация деятельностного подхода в формировании коммуникативных навыков на уроках английского язык

Реализация деятельностного подхода в формировании коммуникативных навыков на уроках английского языка
Наша жизнь не стоит на месте – она стремительно развивается, внося свои коррективы в различные жизненные процессы, в том числе – в процессы образовательные. Алексей Николаевич Леонтьев говорил, что «горе нашего образования заключается в том, что в нашем образовании наблюдается обнищание души при обогащении информацией».[4]
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний. Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
Наиболее полно на сегодняшний день основные психологические условия и механизмы процесса учения, структуру учебной деятельности учащихся, адекватную современным приоритетам российского образования описывает системно - деятельностный подход.
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и УУД, которыми должны владеть учащиеся.
Основным назначением иностранного языка как предметной области школьного обучения является овладение учащимися умением общаться на иностранном языке. Поэтому важно, чтобы каждый ученик вышел из школы с ощущением уверенности в собственной языковой компетентности.
Технология деятельностного метода позволяет планировать достижение результатов с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.
Так в обучении грамматике английского языка на начальном этапе обучения в качестве основного мотивирующего приема используется сказка. Чтобы вызвать больший интерес у детей к изучаемому материалу, с самого первого занятия дети вовлекаются в сюжет сказки об удивительной стране Грамматике английского языка, о необычном путешествии с посещением островов Хвастунов, Неумеек, Мечтателей, Командиров и т. д. Например, жители острова Командиров всегда ”приказывают”, любимым словом острова Хвастунов является слово Can – могу, а острова Неумеек - Cannot –не могу и т. д.
Таким образом, сказка выступает не только в качестве мотивирующего приема, она также является источником познания, т. к. через сказку дети знакомятся с определенными грамматическими структурами, пополняют свой лексический запас.
Ориентировочная основа деятельностного подхода в раннем обучении грамматике задается в виде «овеществленного» грамматического материала, т. к. ребенку не достаточно только смотреть и размышлять, ему необходимо взять предмет в руки. Например, в начальной школе используются речевые образцы, которые учащиеся рисуют, вырезают из бумаги грамматические символы, конструируют их.
Для раскрытия сущности грамматических понятий и объяснения абстрактных грамматических отношений в раннем обучении английскому языку используется легенда. В данном случае она представляет собой не нравоучительный рассказ, а что-то невероятное, выдумку различных персонажей, которые помогают изучать английский язык. Например, строгий Mr. Rule появляется на уроках и знакомит детей с правилами, новыми грамматическими структурами.
Обучение иностранному языку в средней и старшей школе продолжает базироваться на основе концепции коммуникативного обучения иноязычной культуре в школе.
Задания творческого характера (сочинения, эссе, проекты), которые учащиеся выполняют систематически в конце изучения темы, нацеливают их на поиск и отбор информации из различных источников. А систематизация и использование проанализированной информации отображает готовность учащихся к самообразованию.
Конечно, сделать каждый урок праздником невозможно. Нельзя забывать о том, что он, прежде всего, должен быть обучающим. Но, при обобщении темы считаю необходимым проведение таких уроков, как уроки-исследования, уроки-экскурсии, и обязательно уроки с использованием ролевых игр.
Из всей совокупности дидактических форм и приёмов свой деятельности остановлюсь на нескольких, на мой взгляд, наиболее эффективных.
Ролевая игра
Именно ролевая игра снимает все психологические барьеры, способствует раскрепощению, активизации учащихся, которые испытывают затруднения при коммуникации. При использовании ролевой игры в обучении основной упор я делаю на личность учащихся, на их жизненный опыт.
Приём кластера (Это графический приём систематизации материала, от слова cluster - гроздь) очень хорошо помогает при работе с текстом. Можно пересказать любой текст, предварительно составив кластер.
Кластер необходим при систематизации материала по словообразованию. Учащиеся группируют слова в кластере соответственно суффиксу или образуют новые слова.
Кластеры по страноведению позволяют систематизировать лексику по теме, служат опорой для составления монологического высказывания по теме.
Универсальность кластера заключается в том, что с ним можно работать на доске и в тетради; индивидуально, в парах и в группах.
Кластер имеет много преимуществ:
1. Учитель отслеживает понимание учащимися темы
2. Учащиеся обобщают предметный материал и видят связи между понятиями
3. Работа с кластером - письменная деятельность. Она побуждает писать даже тех учащихся, кто этого не любит.
4. В групповой работе кластер служит неким каркасом для идей группы, что даёт возможность учащимся приобщиться к ассоциациям и взаимосвязям, которые каждый из них создаёт.
Новизна этого приёма в том, что в процессе работы рождается групповой опыт, дающий доступ к дополнительной информации.
Для активизации процесса обучения используем в своей работе различные педагогические. технологии.
Технология интерактивного обучения (обучение во взаимодействии) Основана на использовании различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия учащихся в группе. (в парах, в малых группах) с целью совместных решений коммуникативных задач.
Например: работа над грамматическим материалом при изучении временных групп.
Класс делится на группы, каждая группа выполняет свою функцию.
Получив карточки с типовыми предложениями по изучаемой теме, группы выявляют закономерность и заполняют одну графу таблицы.
1 группа: случаи употребления.
2 группа: указатели времени.
3 группа: схемы (образование вопросительной и отрицательной форм)
Потом группы обмениваются информацией и заполняют таблицу.
При работе над новой лексикой класс делится на группы по 4 человека.
Сначала лексика вводится фронтально, затем начинается работа в группах.
Учащиеся получают карточки с заданием – перевести словосочетания.
В карточке дается ключ для проверки. Сначала работают парами. (один дает задание и проверяет по ключу, потом меняются ролями)
После этого – работа в группах (четверках). Сильный ученик диктует слово или словосочетание, остальные пишут, затем сверяют. Если есть ошибка, то ученик пишет слово до запоминания.
Затем группам дается письменное упражнение, которым они отчитываются о проделанной работе. Это задание выполняется по цепочке.
Использование проектной технологии позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся.
Учащиеся работают в группах, они выбирают подтему общей темы, которую изучают всем классом. В группе эта подтема разбивается на индивидуальные задания для отдельных учеников. Каждый вносит свою лепту в общую задачу. Совместно составляется единый доклад, который подлежит презентации на уроке перед всем классом. Проекты могут быть не только групповые, но и индивидуальные. Класс выслушивает проект, задает вопросы по проекту, высказывает свои отзывы по проекту. В конце четверти проводится смотр- конкурс проектов, где выбирается лучший проект, в конце года выбирается проект года.
Технология дифференцированного обучения дает возможность выявить разные по уровню подготовки, по способностям группы учащихся и создать разнообразные условия обучения для этих групп с учетом их особенностей. Применение технологии дифференцированного обучения помогает вызвать интерес обучаемых к изучению предмета, развивает их способности, необходимые навыки и умения и активизирует речемыслительную деятельность. Известно, что ученики с высоким уровнем обученности обладают повышенной работоспособностью, цепкой памятью, организованностью. Это помогает им успешно выполнять задания повышенной трудности, высвободить время для выполнения дополнительных заданий, творческих заданий. Например, класс получает задание прочитать стихотворение, перевести его. Сильным учащимся предлагается сделать литературный перевод стихотворения, рассказать о своем отношении к прочитанному.
Менее заинтересованные в изучении языка учащиеся получают задания, которые им по силам. Это может быть составление высказывания по образцу, с подстановкой и т. д.
Проблема здоровья школьников является причиной беспокойства нашего общества, т.к. здоровых детей становится все меньше. И здоровье – сберегающая технология является очень важной в настоящее время. поэтому учителю английского языка нужно думать о том, как привить интерес к своему предмету и стараться поддерживать его на протяжении всех лет обучения, чтобы процесс овладения языком не был утомительным. Мы тоже работаем над этой проблемой и прилагаем все усилия для того, чтобы дети с интересом относились к предмету и не переутомлялись на уроках. Проводим нетрадиционные уроки: ток- шоу, телемост, урок- конференция. урок-путешествие и т. д. Эти уроки помогают повысить интерес к предмету. Они хороши еще и тем, что помогают детям обрести уверенность в себе, избавиться от страха говорить публично, так как есть возможность спрятаться за роль, которую играешь.
Уроки с элементами соревнования, например, Brainring помогают максимально повысить активность детей на уроке.
Изучение песен на английском языке помогает привить интерес к изучаемому предмету, пополняет лексический запас, помогает отследить различные грамматические явления на материале песен. Поэтому песни берем на уроке и на фонетическую зарядку и и на минутку отдыха, когда спокойная, красивая мелодия помогает расслабиться, отдохнуть.
Отдохнуть можно и в движении, сопровождая различные движения стихами, песнями.
Смена видов работы помогает учащимся сохранять внимание на протяжении всего урока. Поэтому на уроке имеют место все виды коммуникативной деятельности: говорение, чтение, аудирование, письмо. На смену работе с учебником приходит работа в тетради или прослушивание текста в записи и т. д.
Внеклассная работа служит не только сильным фактором привития интереса к предмету английского языка, но и является способом реализации творческих способностей детей. Готовясь к различным мероприятиям на английском языке, дети изучают дополнительную литературу, учат стихи, песни, знакомятся с традициями и обычаями стран изучаемого языка.
В связи с применением деятельностного подхода на уроках поменялись образовательные приоритеты.
Традиционные методы обучения направлены на
 формирование ЗУН
 шаблонность, однообразие
 предсказуемость, контролируемость результата
 пассивная познавательная активность.
Применение деятельностного подхода обеспечивает
 развитие творческого потенциала личности
 внутренние источники мотивации
 сильная обратная связь
 высокий уровень самостоятельности.
Для осуществления мониторинга образовательных достижений учащихся в межаттестационный период мною разработаны тематические и рубежные контрольно-измерительные материалы для учащихся 6-11 классов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к контрольно-измерительным материалам единого государственного экзамена, которые прошли экспертизу на заседании кафедры иностранных языков гимназии и успешно апробированы.
По результатам контрольных работ можно отследить динамику сформированности не только знаний, но и коммуникативной компетентности.
Контрольные работы разработаны с учетом разных видов речевой деятельности: аудирование, чтение, письмо и говорение. Работа в системе над этими видами деятельности и формирует коммуникативную компетентность.
Как показывает анализ контрольных работ, за 3 года увеличилось число учащихся успешно справляющихся с заданиями по аудированию, письму, а так же учащиеся стали более уверенно высказываться на заданную тему.
Все то положительно отразилось и на результатах промежуточной аттестации.
Результаты промежуточной аттестации учащихся.
Учебный год
2012 2013 2014
Всего обучается 121 142 174
Из них на «5» 19 24 38
«4» 70 76 93
«3» 32 42 43
«2» -
Степень обученности учащихся (СОУ) 61% 61% 65%
Средний балл 3,9 3,8 3,9
Качество обученности 74% 70% 75%
Об эффективности применения деятельностного подхода на уроках английского языка говорит и тот факт, что мои выпускники ежегодно сдают экзамен по английскому языку в форме ЕГЭ. Все они успешно проходят испытание. средний балл - 68.
Внедрение в практику работы современных образовательных технологий создало условия для развития творческих способностей учащихся, их самореализации. Это позволяет гимназистам быть успешными не только в учебной, но и во внеурочной творческой деятельности, обеспечивает их результативное участие в конкурсах различного уровня: дистанционных олимпиадах, научно-практических конференциях, выставках детского творчества.
Хотелось бы отметить, что были достигнуты следующие результаты:
- повысился познавательный интерес обучающихся к английскому языку,
- повысилось качество знаний,
- отсутствие неуспевающих по предмету,
- произошел рост количества учащихся, принимающих активное участие в творческих конкурсах,
- повысился уровень сформированности коммуникативной компетентности учащихся.
В заключении хотелось бы отметить, что технология системно-деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума.
Источники.
1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4. – С18-22.
2. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода (Интернет - ресурс)
3. Мильруд Р.П. Коммуникативность языка и обучение разговорной грамматике //Иностранные языки в школе, 2002. - № 2.
4. Ревчук И. И. Системно-деятельностный подход в обучении (Интернет - ресурс)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование коммуникативных навыков на уроках английского языка при помощи jazz chants»

Одним из основных факторов модернизации региональной системы образования является коммуникативная компетентность. Именно ее формированию помогает использование на уроках песенного и музыкального матер...

Формирование коммуникативных навыков на уроке английского языка

В статье описаны цели и методы работы на уроке по формированиею коммуникативных навыков....

Коммуникативные подходы и метод коммуникативных заданий на уроках английского языка

middot;      Учебно-методическая разработка предназначена для учителей английского языка, которые работают в новых условиях ФГОС. Коммуникативные задания актуальны, так как обязательны...

План по самообразованию «Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка через системно-деятельностный подход»

План по самообразованию "Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского зыка через системно-деятельностный подход"...

Проблемно-деятельностный подход в формировании языковой компетентности на уроках английского языка

Проблемное обучение учит учащихся добывать знания самостоятельно. Мы живем в информационном обществе и главный капитал – умение добывать информацию, которая является самым ценным и важным продук...

«Формирование коммуникативных компетенций на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС»

Индивидуальный план самообразования учителя английского языка «Формирование коммуникативных компетенций на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС» Бирюковой К.В...