проект | «Использование личностно-ориентированного подхода в процессе формирования коммуникативных компетенций на уроках английского языка» |
Актуальность | Благодаря общественно-политическим, экономическим, социальным преобразованиям, произошедшим в нашей стране в последнее десятилетие, сменились ценностные ориентации в системе образования. И в качестве самой большой ценности признается свободная, развитая и «компетентная» личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Новый образовательный стандарт, определяет компетентностный подход в обучении, то есть главным является личностный результат. . Актуальность темы проекта обусловлена тем, что в процессе обучения английскому языку формируются информационно-коммуникативные компетенции школьника через личностно-ориентированный подход. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью поиска новых эффективных приемов и методов для формирования коммуникативных компетенций учащихся.
|
| 
|
Формирование коммуникативной компетенции | - Повышение качества знаний
- Повышение мотивации к обучению
- Воспитание самостоятельной компетентной личности
- Развитие коммуникативных способностей
- Формирование социокультурных навыков
|
Цель проекта | Формирование коммуникативных компетенций школьников на основе личностного подхода в обучении.
|
Задачи проекта | - Повышать интерес к изучению английского языка;
- Формировать языковую, речевую, компенсаторную, социокультурную компетенции на данном этапе обучения;
- Организовывать речевое общение с учетом социальных норм поведения и коммуникативной целесообразности высказывания.
|
Участники проекта | Ученики 8-в класса |
Объект исследования | Процесс обучения английскому языку в рамках основных требований личностно- ориентированного подхода |
Предмет исследования | Использование личностно-ориентированного подхода в процессе формирования коммуникативных компетенций на уроках английского языка |
Методы исследования: | - Теоретические: анализ собственной педагогической деятельности и передового педагогического опыта, систематизация и обобщение;
- Эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, изучение продуктов деятельности учащихся, сравнительный анализ, стимулирование.
|
Основные механизмы достижения целей и задач | - Исследование уровня мотивации детей к учебной деятельности;
- Организация внеурочной деятельности по предмету;
- Участие в конкурсах, олимпиадах, проектной и исследовательской деятельности;
- Использование современных технологий в работе с детьми на уроках английского языка.
- Обеспечение деятельного, проблемного характера обучения, выхода иноязычной речевой деятельности в другие виды речевой деятельности: игровую, трудовую, эстетическую;
- Сочетание различных форм работы на уроке: индивидуальной, групповой, парной, фронтальной;
- Обеспечение иноязычной коммуникативной атмосферы на уроках в том числе и благодаря коммуникативным формулировкам заданий, мотивирующим общение;
- Реализация воспитательных, образовательных и развивающих целей, в обучении школьников иностранному языку.
|
Основополагающие принципы построения проекта | Наглядность Доступность Системность Последовательность Сознательность активность |
Ожидаемые результаты | - повышение мотивации учащихся к изучению английского
языка; - положительная динамика продвижения учащихся;
- призовые места в конкурсах, олимпиадах;
|
Методические результаты:
| - Разработка материалов дидактического обеспечения;
- Разработка системы оценивания с учетом индивидуальных способностей учащихся;
- Разработка программы индивидуально- групповых занятий «Подготовка к ЕГЭ»
|
Оценка рисков |
Риски проекта | Меры для их минимизации | Низкая мотивация учащихся к получению дополнительных знаний | Стимуляция учащихся (грамоты, призы, оценки) | Неверное направление исследований, ошибка в постановке задачи детьми при подготовке своей работы | Коррекция работы учителем на раннем этапе подготовки работы, и необходимая методическая помощь | Нежелание учащихся участвовать в групповой или парной работе ввиду отсутствия требуемых навыков | Применение индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребенку |
|
I этап – организационно-подготовительный | - Изучение специальной психолого-педагогической литературы, знакомство с ЦОР на сайте http://school-collection.edu.ru и ЭОР на сайте http://eor-np.ru/;
- Изучение научно-методической литературы;
- Проведение первичной диагностики мотивации учащихся к изучению английскому языку;
- Подбор современных технологий, способствующих формированию коммуникативных компетенций учащихся в процессе использования ;
- Выбор методов, приемов и форм работы с детьми, учитывая их индивидуальные особенности .
|
Результаты вводной диагностики | 
|
Результаты работы первого этапа | - Положительному развитию проекта способствует ознакомление с достижениями современной науки в области педагогических взаимодействий и использование педагогических диагностик. Выявление отношения к предмету показывает, что дети в целом удовлетворительно относятся к изучению английского языка, но существуют трудности в его усвоении, и очень малое количество учащихся стремятся узнать сверх программы, что показывает необходимость активизации работы по повышению мотивации учащихся в изучении английского языка и формированию коммуникативных компетенций через личностно-ориентированный подход
|
II этап – практический |
| | Обучение и формирование коммуникативных компетенций на основе сотрудничества, совместного планирования и осмысленности | Научить учиться и мыслить критически | Системное использование комплекса методических приемов, совершенствующих интеллектуальное мышление (на разных этапах обучения) | Повышение интереса к предмету, формирование коммуникативной культуры и ключевых компетенций по систематизации знаний | Организация активной информационно-коммуникационной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время. | Индивидуальные и групповые ученические проекты, оформление буклетов, подготовка и защита презентаций | Организация участия учащихся в конкурсах, предметных неделях , олимпиадах, научно-практических конференциях; | Использование полученных знаний для достижения конкретных результатов |
|
Приемы работы на уроке | - Написание эссе, личного письма
|
III этап – аналитический | - Вторичная диагностика отношения учащихся к предмету;
- Сравнительный анализ входной и конечной диагностик;
- Анализ письменного и устного контроля за период реализации проекта учащихся;
- Сравнительный анализ качества знаний на ГИА со средним показателем по Тамбовской области;
- Анализ реализации данного проекта;
- Обобщение и распространение опыта;
- Разработка программы индивидуально-групповых занятий по английскому языку в 10 классе «Подготовка к ЕГЭ».
|
Вывод | В процессе реализации проекта проводилось тестирование «отношение к предмету», оно было организовано в два этапа (входное и итоговое). На графиках хорошо видно, что в целом картина стабильна. Изменились ответы ребят по следующим пунктам: родители заставляют (уменьшилось число ребят, которых всегда родители заставляют учить предмет); 1 ребенок осознал свой долг в учебе; и заметно улучшилась динамика по пунктам «легко дается предмет» «стремлюсь узнать больше, чем требует учитель». Результаты тестирования показывают, что работа педагога Черныш Ольги Александровны организована на оптимальном уровне сложности, методически грамотно и психологически компетентно.
|
Формы и методы работы | - Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения;
- дополнительные занятия с одарёнными и слабыми детьми;
- проектная деятельность учащихся;
- широкое использование информационно-коммуникационных технологий и интернет- ресурсов;
- метод диалогового общения и критического мышления;
- решение задач проблемного характера;
- связь изучаемого материала с жизнью;
- обучение от простого к более сложному;
- создание ситуации успеха для ребенка.
- участие в олимпиадах и конкурсах.
|
Организация образовательного процесса | - Разработан комплекс методического и дидактического материала;
- Отработан механизм использования проектно-исследовательской деятельности учащихся;
- Осуществлялось активное использование информационно- коммуникационных технологий и интернет- ресурсов в ходе реализации проекта;
- Активно использовался личностно-ориентированный и подход на уроках и во внеурочной деятельности.
- Применялись различные виды контроля: фронтальный, письменный, в программе «My test», разработаны задания по темам, контроль монологической и диалогической речи, защита творческих проектов.
- Разработана программа ИГЗ «Подготовка к ЕГЭ»
|
Формы представления результатов | - Диагностический материал
- Участие в олимпиадах, дистанционных конкурсах
- Контроль письменной и устной речи на уроках
- Защита творческих проектов
- Участие в предметных неделях, научно-исследовательских конференциях
|
Показатели эффективности проекта | - Повышение уровня развития коммуникативных способностей учащихся;
- Повышение мотивации к творческой деятельности учащихся;
- Формирование навыков работы с компьютером и интернет –ресурсами;
- Положительная динамика развития коммуникативных компетенций учащихся по следующим позициям: монологическое высказывание по заданной теме, умение вести диалог, способность выразить свое мнение и привести необходимые доводы, написать письмо, сочинение;
- Повышение качества знаний по предмету;
- Повышение рейтинга побед учащихся в конкурсах и олимпиадах различного уровня.
|
Дальнейшее развитие проекта | - Продолжение работы по данной проблеме;
- Распространение опыта и возможность внедрения в практику учителей иностранного языка;
- Распространение своего опыта в соц. cетях;
- Реализация программы ИГЗ в 10 классе «Подготовка к ЕГЭ» (4 человека собираются сдавать ЕГЭ по английскому языку)
- Прохождение дистанционного обучения в учреждении дополнительного образования «Центр лингвистических коммуникаций»
- Участие в дистанционных конкурсах (в данный период участвуем в дистанционной олимпиаде «Я энциклопедия »).
|
Информационные ресурсы | 1 Использование современных инновационных технологий при обучении английскому языку http://www.pandia.ru/text/77/251/86389.php 2 Инновационные технологии http://www.center-yf.ru/data/stat/Innovacionnye tehnologii.php 3 Использование инновационных технологий на уроках английского языка http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=540529 4 Особенности формирования коммуникативных компетенций при изучении иностранного языка http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=2902 5 Индивидуальная образовательная траектория по А.В.Хуторскому Технология личностно-ориентированного обучения Якиманской И.С. 6 «Ключевые компетенции и образовательные стандарты» Хуторской А.В., ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ «ЭЙДОС» - Формирование коммуникативных технологий http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0b65625a3ac68b4d53a89521216c36_0.html
8 Черныш Ольга Александровна, учитель английского языка Программа курса ИГЗ по английскому языку в 10 классе «Подготовка обучающихся 10-х классов к ЕГЭ по английскому языку» >>>>>>
|