Главные вкладки

    Дискуссия как эффективный интерактивный метод формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка
    статья по английскому языку на тему

    Во время дискуссии учитель перестает быть лишь лектором, выдающим слушателю определенный объем информации для запоминания, а играет роль помощника, собеседника. Ученик здесь выступает уже не в роли пассивного слушателя, а становится активным и полноправным участником диалога. 

     

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vatoropina.diskussiya.docx21.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ваторопина Е.В.,

     МБОУ СОШ № 67, г.Екатеринбург

    Дискуссия как эффективный интерактивный метод формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка

    Для развития коммуникативной компетенции обучающихся, формирования навыков публичного выступления, навыков диалогической и монологической речи целесообразно использовать интерактивные технологии при обучении английскому языку. Наиболее эффективными интерактивными технологиями, по нашему мнению, являются дебаты, дискуссии, круглые столы, конференции, ролевые игры.

    Из своего педагогического опыта знаю, что для учащихся изложение собственных мыслей и идей публично, особенно на иностранном языке, - достаточно сложный процесс, как с лингвистической, так и с психологической точки зрения. Во время выступления они подчас не могут чётко сформулировать свою мысль, подобрать необходимые языковые средства, испытывают чувство неуверенности и волнения.

    Во время дискуссии учитель перестает быть лишь лектором, выдающим слушателю определенный объем информации для запоминания, а играет роль помощника, собеседника. Ученик здесь выступает уже не в роли пассивного слушателя, а становится активным и полноправным участником диалога. Идет коллективное обсуждение какого-либо вопроса, проблемы, предложений, идей. Задача учителя – не давать ученикам какие-то задания для выполнения, а побуждать их к самостоятельному анализу ситуации, конструированию своих знаний, усвоению новых знаний путем выявления, обсуждения, закрепления их в процессе дискуссии. Активизируется творческая деятельность учащихся, тренируются и развиваются их умение мыслить критически и объективно.

    Дискуссию можно провести почти по каждой теме, изучаемой в школе. Наиболее интересными и для меня, и для моих учеников считаю дискуссии на темы по социальной проблематике. Так учащиеся с удовольствием обсуждают проблемы молодежи, субкультуру, роль СМИ в жизни общества, виды путешествий, свои увлечения, будущую профессию, взаимоотношения с друзьями или в семье, проблемы экологии, школьную жизнь и др. Тема дискуссии обычно доводится мною до сведения учащихся заранее (но интересны и «спонтанные дискуссии» – когда тема дискуссии узкая). Дискуссии предшествует большая самостоятельная работа учащихся по сбору, обработке и анализу информации, полученной из различных источников.

    Тема «Конфликты» изучается в 9 классе. В качестве завершающего урока по теме я провожу дискуссию-конференцию «Youth and Conflicts».  Для обсуждения могут быть взяты следующие вопросы:

    What are the most common causes of conflicts?

    How often do you have conflicts?

    Whom do you often have conflicts with?

    How do you resolve conflicts?

    Is it possible to avoid conflicts?

    Explain why a peaceful resolution to a conflict is important.

    Give advice on what people should do if they have a conflict.

    Как показала практика, учащимся есть что сказать на эту тему. Она им интересна и близка. Практически у всех есть опыт конфликтных ситуаций и мнение по данной проблеме, которыми они могут и хотят поделиться. Ребята приводят примеры из своей жизни: общение с одноклассниками и друзьями, разногласия в семье, конфликты в школе и др. В процессе дискуссии ее участники следуют следующим правилам: «Я критикую не людей, а идеи», «Я прислушиваюсь к мнению каждого», «Главное – не победа в споре, а выработка конструктивного решения проблемы», «Я говорю сам и хочу, чтобы другие высказались по проблеме», «Если аргументы и доводы участников дискуссии убедительны, я могу изменить свою точку зрения».

    В начале дискуссии я применяю методику «Мозговой штурм».

    Youth and Conflicts

    to agree

    to discuss

    to choose

    to disagree

    to understand

    to argue

    to share

    to hear

    to lead to

    to relate

    to solve

     to unite

    to prevent

    to avoid        

     to ignore

     to confuse

    to criticize

    to support

    to hear

    to differ from

    to respect each other

    to listen to each other

    to talk to each other

    to deserve somebody’s love

    to observe the laws of co-existence

    to get on well

    to suggest an idea

     to allow

    to discriminate

    to prohibit

    to suffer from

    reserved

    polite, calm, kind

    friendly

    optimistic

    tolerant

    aggressive

    nervous

    values

    rights

    relations

    opinion

    idea

    situation

    conflict resolution

    by peaceful means

    in a peaceful way

    reunion

    fair

    unfair

    argument

    violent

    confident

    attentively

    similar

    calmly

    friendship

    freedom

    Важную  роль для развития навыков диалогической речи играет            Dialogue Vocabulary.

    In my opinion …

     I think …

    To my mind …

    What do you think about it?

    It’s a good idea to …

    I feel strongly against it.

    I’m absolutely positive that …

    I don’t care about …

    Do you mean that …?

    I’m not sure that …

    I’m sure you’ll agree that …

    In addition to that …

    For example …

    For instance …

    First … Second …. Third …

    The first … The second … The third …

    First … Next … Then … After that … Finally …

    Connecting words:

    Consequently … Therefore … However … Because of …

    Although … In addition … Since … Also

    Because …. … so … … but … … and …

    На данной дискуссии-конференции я использовала результаты проектной работы учащихся – исследовательский проект девятиклассников «Conflicts in our life», который они защищали на школьной и районной научно-практической конференции. Авторы проекта рассказали о том, как относятся к данной проблеме другие учащиеся нашей школе. Результаты опроса, проведенного среди старшеклассников, и анализ его результатов были показаны в презентации работы. Рассказ авторов проекта вызвал большое количество вопросов. Состоялся обмен мнениями по проблеме, которая очень близка учащимся и волнует их.

    Учащиеся приходят к определенному выводу – решению. Чтобы помочь им в этом, считаю целесообразным предложить следующее задание:

    Fill in the table and make a conclusion.

    What should people do to resolve conflicts?

    To resolve conflicts people should …

    To resolve conflicts people should not…

    criticize differences

    ask for advice from someone who is older than you

    listen attentively to other people

    punish unfairly

    be optimistic

    speak calmly

    be confident and relaxed

    ignore someone’s opinion

    keep a sense of humour

    bully people

    tell people what makes you unhappy

    avoid criticizing differences

    cheer up people

    avoid looking for a peaceful solution

    observe other people’s rights

    talk to people

    bother someone

    quarrel with people

    Учащиеся высказываются о главных, на их взгляд, способах предотвращения или решения конфликтов.

    При оценивании участников дискуссии следует учесть следующие критерии: аргументированное представление своей точки зрения, умение задавать проблемные вопросы, обобщать полученную и изученную информацию, делать выводы, а также – соблюдение речевого этикета и грамотность речи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мультимедийная образовательная программа “Professor Higgins. Английский без акцента!”как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка.

    Перед современным учителем встает проблема поиска нового педагогического инструмента. В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьезную за...

    Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка

    Коммуникативная направленность обучения является основной стратегией гуманизации обучения, так как именно коммуникативность стимулиру...

    Использование современных информационных технологий для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка

    Использование современных информационных технологий для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка....

    Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка при обучении грамматической стороне речи на средней ступени.

    Основное назначение обучения иностранным языкам состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка....

    "Использование интерактивных информационных технологий для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка"

    Выступление на V всероссийской научно-практической конференции "Интерактивные и мультимедийные средства в предметном обучении"...

    Эффективное использование песенного материала, стихов и рифмовок для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка

    Один из эффективных приемов обучения на уроках английского языка является использование стихотворных и песенных материалов.Работа со стихотворениями, рифмовками и песнями является мощным средством под...