Главные вкладки

    "Использование интерактивных информационных технологий для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка"
    статья по английскому языку ( класс) на тему

    Новикова Светлана Николаевна

    Выступление на V всероссийской научно-практической конференции "Интерактивные и мультимедийные средства в предметном обучении"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

    Новикова С.Н.

    МБОУ СОШ № 7 г. Белгорода

    В мае 2012 года приказом Министерства образования и науки Российской Федерации был утверждён Федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования, в соответствии с которым была разработана Примерная программа по иностранному языку, в которой определены главные цели обучения предмету:

    • развитие иноязычной коммуникативной компетенции в  совокупности ее составляющих (речевой компетенции, языковой компетенции, социокультурной/ межкультурной компетенции, компенсаторной компетенции, учебно-познавательной компетенции);

    • развитие личности учащихся (формирование у учащихся потребности изучения иностранных языков, формирование общекультурной и этнической идентичности и осознание необходимости вести здоровый образ жизни). [1]

    Одним из эффективных способов достижения поставленных целей является внедрение в процесс преподавания предмета активных форм обучения, в частности, использование информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочное время. При этом процесс обучения становится

    - более самостоятельным и личностно-ориентированным (появляется возможность создания индивидуальных образовательных траекторий, учиться в соответствии со своим темпом и интересами);

    - интерактивным, так как появляется возможность получать моментальный ответ (реакцию) на свои действия;

    - менее рутинным и более разнообразным (не простое многократное повторение языковых единиц, а применение их в разнообразных тренировочных упражнениях и реальных ситуациях общения);

    - коммуникативным, т.к. у учащихся появляется возможность осуществлять непосредственное письменное и устное общение по электронной почте, в блогах, чатах, по скайпу, участвовать в он-лайн сообществах, конференциях и международных проектах;

    -  основанным на использовании аутентичных языковых материалов, так как сеть Интернет предоставляет неограниченный доступ ко всевозможным учебным и страноведческим ресурсам;

    - более эффективным с точки зрения формирования учебно-познавательной компетенции, так как способствует дальнейшему развитию общих и специальных учебных умений, универсальных способов деятельности. [2]

            В практике работы мною используются различные виды электронных образовательных ресурсов, начиная от простых, текстографических, заканчивая мультимедиа ЭОР.

            Давно и успешно в преподавании предмета я использую презентации, выполненные в программе  Power Point, в основном, на этапе презентации нового учебного материала (лексический, грамматический, страноведческий материал). При наличии одного компьютера и отсутствии интерактивной доски презентации выполняют, в основном, иллюстративную роль. Однако возможность создавать гиперссылки позволяет готовить презентации-тесты и использовать их на этапе контроля знаний. Кроме того, презентации, сделанные в шаблоне со встроенным макросом «drag and drop» позволяют использовать характерную для интерактивной доски функцию «drag and drop» в презентациях Power Point. Это позволяет выполнять различные упражнения на соотнесение фактов и явлений и может быть использовано на любом этапе урока.

            Ещё большие возможности появляются при наличии интерактивной доски, в частности, работа с интерактивными картами при изучении страноведческого материала, возможность выделять отдельные части экрана, делать записи, пометки и сохранять изменения.

            Выход в сеть Интернет даёт доступ ко многочисленным аутентичным ресурсам и позволяет работать в режиме on-line. Достаточно популярным ресурсом, материалами которого мы часто пользуемся как на уроках, так и во время самостоятельной работы, является сайт www.esl-lab.com Он предоставляет обширные возможности для формирования и совершенствования коммуникативных навыков. Этот сайт создан опытным преподавателем английского языка Рэнделом Дэвисом из США и содержит целую серию упражнений, направленных на развитие навыков аудирования, чтения, говорения, письма, совершенствования лексико-грамматических навыков, навыков работы с информацией. Все упражнения разделены на 3 уровня (Easy, Medium and Difficult); работа над каждым упражнением состоит из нескольких этапов:

    1. Подготовительный – учащимся предлагается задание, вводящее их в тему разговора (Pre-listening activity).
    2. Собственно аудирование, во время которого учащиеся слушают диалог (монолог) и выполняют задания по прослушанному.
    3. Аудирование с параллельным чтением и выполнение теста по окончании. Тест является гипертекстом, так как даёт учащимся возможность сразу же посмотреть значения незнакомых слов.
    4. Формирование и совершенствование грамматических навыков: в видеосюжете учащимся объясняется грамматический материал, а затем предлагается выполнить упражнения на его закрепление.

    Все выполняемые задания интерактивны, учащиеся сразу же по окончании выполнения получают информацию о количестве правильных ответов и объяснение ошибочных.

    1. Практические, творческие упражнения, направленные на совершенствование навыков говорения и навыков работы с информацией (Post-listening exercises), предполагающие поиск и работу в сети; многие из этих заданий связаны с блогом преподавателя, где учащиеся могут прослушать, почитать и оставить свои комментарии.

    Кроме аудиофайлов, на сайте представлены видеофайлы, работа над которыми осуществляется подобным образом.

    Все упражнения разделены тематически и направлены как на совершенствование разговорного английского (используется лексика живого, современного языка), так и на совершенствование академического английского (для тех, кто собирается учиться в англоязычных образовательных учреждениях).

    Таким образом, в процессе интерактивной работы над упражнениями, у учащихся формируется коммуникативная компетенция, повышается мотивация к изучению предмета. [3]

    Бесценным ресурсом для учителей английского языка является сайт британского совета http://www.britishcouncil.ru/ , содержащего материалы по всем аспектам преподавания предмета:

    1. Ресурсы для преподавателей (планы занятий и дополнительные раздаточные материалы, курсы для преподавателей онлайн, статьи для преподавателей английского языка, желающих улучшить свою методику преподавания) и многое другое.

    2. Ресурсы для изучающих английский язык (бесплатные учебные видео, подкасты, обучающие игры, а также более 2 000 интерактивных упражнений, которые помогут увеличить словарный запас, улучшить восприятие английского на слух, выучить английскую грамматику, песенки и стихи на английском, рассказы, игры, материалы для подготовки к экзаменам и т.д.).

             Материалы созданы профессиональными преподавателями и носителями английского языка из Великобритании и представляют собой образцы современного живого языка и современных подходов к обучению английскому языку. [4]

            Использование интерактивных информационных технологий в процессе преподавания способствует значительному росту уровня сформированности коммуникативной компетенции учащихся, мотивации к изучению предмета, помогает учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью.

    Список литературы:

    1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. – М.: Просвещение, 2013. – 63 с.
    2. Загайнова Т.В. Применение ЭОР на уроках английского языка // МКУ "Управление образования" г. Рубцовска http://educrub.ru/?q=node/301
    3. Сайт www.esl-lab.com
    4. Сайт Британского совета http://www.britishcouncil.ru/

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дискуссия как эффективный интерактивный метод формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка

    Во время дискуссии учитель перестает быть лишь лектором, выдающим слушателю определенный объем информации для запоминания, а играет роль помощника, собеседника. Ученик здесь выступает уже не в роли па...

    Использование современных информационных технологий для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка

    Использование современных информационных технологий для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка....

    Эффективное использование песенного материала, стихов и рифмовок для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка

    Один из эффективных приемов обучения на уроках английского языка является использование стихотворных и песенных материалов.Работа со стихотворениями, рифмовками и песнями является мощным средством под...

    Использование песен, игр, стихов, рифмовок, пословиц при формировании коммуникативной компетенции на уроках английского языка.

    Использование песен, игр, стихов, рифмовок, пословиц при формировании коммуникативной компетенции на уроках английского языка....

    Презентация "Использование песен, игр, стихов, рифмовок, пословиц при формировании коммуникативной компетенции на уроках английского языка".

    Презентация о влияние песен, игр, стихов, рифмовок, пословиц на формировании коммуникативной компетенции на уроках английского языка....