ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ВЫПОЛНЕНИЮ ШКОЛЬНИКАМИ ИСПЫТАНИЯ (ТЕСТА) ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛНКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» ПО ТУРИЗМУ
статья по физкультуре (5, 6, 7 класс)

Кизиляева Екатерина Юрьевна

Актуальность развития детско – юношеского туризма в нашей стране обусловлена  следующим моментом:  в настоящее время в России возрождается Всероссийский  физкультурно – спортивный комплекс «Готов к труду и обороне».  В качестве испытания  (теста) по выбору, начиная с  III ступени (мальчики и девочки 11 - 12 лет) в «новом Комплексе  ГТО», будет проводиться пеший туристский поход с проверкой туристских навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalininskiy_rayon-_kizilyaeva-_statya.docx32.86 КБ

Предварительный просмотр:

Калининский район

Кизиляева Екатерина Юрьевна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 98

с углубленным изучением английского языка

Калининского района Санкт-Петербурга

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ВЫПОЛНЕНИЮ ШКОЛЬНИКАМИ ИСПЫТАНИЯ (ТЕСТА) ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛНКСА «ГОТОВ К ТРУДУ  И ОБОРОНЕ»  ПО ТУРИЗМУ

Актуальность развития детско – юношеского туризма в нашей стране обусловлена  следующим моментом:  в настоящее время в России возрождается Всероссийский  физкультурно – спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (далее – Комплекс ГТО).  В качестве испытания  (теста) по выбору, начиная с  III ступени (мальчики и девочки 11 - 12 лет) в «новом Комплексе  ГТО», будет проводиться пеший туристский поход с проверкой туристских навыков (далее – тест по туризму Комплекса ГТО). В таблице 1 рассмотрена протяженность маршрута, которая зависит  от возрастной группы.

Таблица 1- протяженность туристский  поход с  проверкой  туристских навыков

Ступень

Возрастная группа, лет

Протяженность, км

Вид туризма

1

III

11 - 12

5

пешеходный

2

IV

13 - 15

10

пешеходный

3

V

16 - 17

10

пешеходный

4

VI

18 - 29

15

пешеходный

5

VII

30 - 39

10

пешеходный

6

VIII

40 - 49

5

пешеходный

7

IX

50 - 59

5

пешеходный

В походе намечено проверять туристские знания и навыки: ориентирование на местности по карте и компасу, выбор места для установки палатки, разжигание костра, способы преодоления препятствий и др.  Как видно из содержания данного испытания для его успешного выполнения  школьникам требуется заранее получить всестороннюю туристскую подготовку. В своей работе мы рассмотрим возможность организации и проведения данной подготовки  посредствам  внеурочной  деятельности учителя физической культуры.

С целью разработки  программы туристской подготовки школьников и организационно-методических рекомендаций  для выполнения теста по туризму Комплекса ГТО нами было проведено исследование.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ и обобщение научной, учебной, учебно-методической и специальной литературы по проблеме исследования.

2. Экспертная оценка (Приняли участие  67 респондентов, в состав которых вошли: спортсмены-разрядники, занимающиеся спортивным туризмом; преподаватели в области спортивного туризма; тренеры по детско - юношескому туризму).

3. Метод математической статистики.

В результате исследования разработана программа подготовки школьников к сдаче норм по туризму Комплекса ГТО. Определены ее содержание и методика. Некоторые данные приведены в таблицах 2 и 3. Даны  организационно-методические рекомендации, соответствующие каждой ступени Комплекса ГТО, содержащей данное испытание, входящей в школьное образование, которыми являются: III, IV и V ступени. Туристская подготовка учащихся образовательных учреждений  старше 18 лет в данной работе не рассмотрена. Подготовка к сдаче теста по туризму Комплекса ГТО на наш взгляд должна быть организована с учетом дидактических принципов систематичности и последовательности по следующей схеме: образовательное  учреждение  -  пришкольная территория – городской парк – Ленинградская область. Во время организации и проведения занятий следует уделять особое значение вопросам обеспечения безопасности обучающихся и предупреждению травматизма.

Таблица 2 - Типы, виды и средства туризма, включенные в программу подготовки школьников  к выполнению теста по туризму Комплекса ГТО

Наименование

Ступень Комплекса ГТО

III

IV

V

1

Типы  туризма

Рекреационный

Рекреационный

спортивный

Рекреационный

спортивный

2

Виды туризма

Пешеходный

Лыжный

Пешеходный

Лыжный

Пешеходный

Лыжный

3

Средства туризма

Однодневные походы выходного дня (далее – ПВД),  массовые туристские мероприятия

Однодневные и двухдневные ПВД массовые туристские мероприятия

Однодневные и многодневные ПВД, степенные и категорийные походы, массовые туристские мероприятия

Таблица 3 - Место проведения и содержание занятий по подготовке школьников к сдаче норм по туризму Комплекса ГТО

Место проведения занятий

Содержание занятий

Ступень Комплекса ГТО

III

III

III

1

Учебный класс

Теория.  Раздел: Основы туристской подготовки.

Теория.  Разделы: Основы туристской подготовки. Топография и ориентирование.

Теория. Разделы: Основы туристской подготовки. Топография и ориентирование.

Краеведение.

2

Спортивный зал

Теория и практика.  Разделы: основы туристской подготовки, ОФП

Теория и практика.  Разделы: Основы туристской подготовки. Топография и ориентирование. ОФП

Теория. Разделы: Основы туристской подготовки. Топография и ориентирование.

Краеведение. ОФП

3

Пришкольная территория

Теория и практика. Разделы: основы туристской подготовки,  топография и ориентирование, ОФП

Теория и практика.  Разделы: Основы туристской подготовки. Топография и ориентирование. ОФП

Теория и практика.  Разделы: Основы туристской подготовки. Топография и ориентирование. ОФП

4

Парк

Практика. Разделы: основы туристской подготовки,  топография и ориентирование,

краеведение.

Прохождение личных и командных туристских полос препятствий.

Практика. Разделы: основы туристской подготовки,  топография и ориентирование, краеведение. Прохождение личных и командных туристских полос препятствий.

Практика. Разделы: основы туристской подготовки,  топография и ориентирование, краеведение. Прохождение личных и командных туристских полос препятствий.

5

Ленинградская область

Пеший ПВД. Длина маршрута 5 км.

Пеший однодневный ПВД.  Длина маршрута 10 км.

Пеший двухдневный ПВД. Длина маршрута 5 км в день.

Пеший однодневный и многодневный  ПВД.  Длина маршрута 10 км в день.

Категорийный поход.

Подготовка школьников к сдаче теста Комплекса ГТО по туризму.  III ступень.  

Согласно данным наших исследований в области детско - юношеского туризма подготовку  к выполнению теста на данной ступени желательно начинать  с  младшей  школы.  Следует отметить, что в связи с возрастными особенностями школьников 7 – 10  лет большинство заданий должно даваться в игровой форме. На данном этапе подготовки актуально применять рекреационный  тип туризма.

Основные виды туризма: пешеходный и лыжный. Начинать изучение  туризма следует с пешеходного, т.к.  множество его спортивно-технических составляющих свойственны и другим видам (лыжному, горному и т.д.). Это самый массовый вид туризма, что обусловлено относительной  простотой организации, возрастной и экономической доступностью, широтой  охвата географических ландшафтов. Большую часть ПВД составляют пешеходные походы. Это объясняется тем, что их можно совершать круглогодично  в любом районе нашей страны. Кроме того, актуальность данного вида определена содержанием теста по туризму Комплекса ГТО. Лыжный туризм является одним из действенных и надежных средств развития выносливости и закаливания организма занимающихся. Первые занятия на лыжах следует проводить на пришкольной территории, затем – в ближайших парках.

На данном этапе актуальны следующие средства туризма: однодневные ПВД, массовые туристские мероприятия для школьников (туристские слеты и соревнования).

Первые занятия начальной  туристской подготовкой следует проводить на базе образовательного учреждения в учебном классе, спортивном зале и на пришкольной территории. Актуальны для рассмотрения следующие темы:  основы туристской подготовки,  топография и ориентирование. После освоения пришкольной территории следует проводить занятия в ближайших парках. Актуальны для рассмотрения следующие темы: основы туристской подготовки,  топография и ориентирование, краеведение. Рекомендуется организация туристских полос препятствий. Далее, после получения занимающимися соответствующей подготовки,  следует проводить занятия в Ленинградской области. В форме пешего похода выходного дня. Протяженность маршрута должна быть приближена к 5 км.

Подготовка школьников к сдаче теста Комплекса ГТО по туризму.  IV ступень.

Подготовку  к выполнению теста на данной ступени желательно начинать  после сдачи данного теста на предыдущей ступени.  Кроме рекреационного рекомендуется применять  спортивный тип туризма. Основные виды туризма: пешеходный и лыжный.

Средства туризма: однодневные и двухдневные ПВД, массовые туристские мероприятия для школьников (туристские слеты и соревнования). Для участия в двухдневном ПВД (а так же на следующих этапах подготовки в многодневном, категорийном и степенном походе) занимающийся должен быть обеспечен всем необходимым личным и групповым снаряжением в зависимости от погодных и климатических условий.

Первые занятия, как и на предыдущей ступени,  следует проводить на базе образовательного учреждения в спортивном зале и на пришкольной территории. Темы занятий: основы туристской подготовки,  топография и ориентирование. После освоения пришкольной территории следует проводить занятия в ближайших парках. Темы для изучения: основы туристской подготовки,  топография и ориентирование, краеведение. Следует проводить туристские  полосы  препятствий: личные и групповые. Примеры станций: стороны горизонта, лекарственные растения, костер, топография, туристские узлы, снаряжение и т.д.

Далее, после получения занимающимися соответствующей подготовки,  следует проводить занятия в Ленинградской области. В форме пешего однодневного и двухдневного ПВД. Длина маршрута в однодневном походе должна составлять около 10 км. В двухдневном – по 5 км в день. При соответствующей подготовке школьников возможно участие  степенных и категорийных походах. Участие в которых возможно на данном и последующем этапе подготовки  только при наличии должной физической и туристской подготовки участников, определенной посредствам тестирования. Рекомендуем занимающимся принимать участие  в соревнованиях по технике пешеходного туризма.

Подготовка школьников к сдаче теста Комплекса ГТО по туризму.  V  ступень.

Подготовку  к выполнению теста на данной ступени желательно начинать  после сдачи данного теста на предыдущей ступени.  Рекомендуемые типы туризма: рекреационный и спортивный. Основные виды туризма: пешеходный и лыжный.  Средства туризма: однодневные и многодневные ПВД, степенные и категорийные походы, массовые туристские мероприятия.

Первые занятия, как и на предыдущей ступени,  следует проводить на базе образовательного учреждения в спортивном зале и на пришкольной территории, далее в ближайших парках. Темы занятий (основы туристской подготовки,  топография и ориентирование, краеведение)  изучаются более подробно как в теории, так и на практике. Рекомендуем проводить  туристские  полосы  препятствий: личные и групповые, по содержанию приближенные  к соревнованиям по технике пешеходного туризма. А так же соревнования по спортивному ориентированию на дистанцию 2 – 4 км. Занятия в Ленинградской  области следует проводить в  форме пешего однодневного и многодневного ПВД. Длина маршрута в день должна быть приближена  к 10 км. 

Выводы:

1.  Нами разработана  программа начальной  туристской подготовки школьников к выполнению теста по туризму Комплекса ГТО. Данная программа рассчитанная на обучающихся не состоящих в туристских объединениях, желающих успешно выполнить данный тест.

2. Разработаны организационно-методических рекомендаций  по подготовке к выполнению теста по туризму Комплекса ГТО.

Список литературы:

1. Кизиляева,  Е.Ю. Подготовка школьников 7 – 10 лет к сдаче  норматива Комплекса  «Готов к труду и обороне» по туризму / Е.Ю. Кизиляева   // Материалы итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург за 2014 г. / Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПб.: [б.и.], 2015. – С.13 – 14.

2. Константинов Ю.С. Организация детско - юношеского туризма: Учебник учебник для студентов ВУЗов /Ю.С. Константинова, В.С. Степанов, Ю.Н. Федотов / под ред. Проф. В.А. Таймазова. – СПб., СПБГУФК им, П.Ф. Лесгафта, 2008.  – С.20 -22.

3. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры .- 4 изд. Стереотип. – М.: Советский спорт,2010. – С. 106 – 189.

4. Микшин А.В.,  Губаненков С. М. Дополнительная общеобразовательная программа «Спортивный туризм: соревнования спортивных походов и туристское многоборье».  ГБОУ ДОД детский оздоровительно-образовательный туристский центр Санкт-Петербурга  «Балтийский берег», 2013.

5. Приказ Министерства спорта РФ от 8 июля 2014 г. N 575 "Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)".

6. Туризм и спорт// Коллективная монография, под редакцией: проф. Мутко В.Л., проф. Таймазова В.А., проф. Богданова Е.И., проф. Федотова Ю.Н. и др..; с участием авторов проф. Шеманаев В.К., проф. Платонова  Т.В., доц. Благово В.В., ст.преп. Голиков В.И. и др.// СПб.:Из-во НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2009 - 416с.

7. Солодков А.С. Здоровье детей в Санкт-Петербурге «Ученые записки», № 12(82) – 2011. – С. 165 – 170.

8. Федотов Ю.Н. Детско-юношеский туризм. Учебник /Федотов Ю.Н.,  Константинов Ю.С. изд.  «ООО КОПИ-Р» 2013.-360 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Рабочая программа по физической культуре для учащихся 5-9 классов» с интеграцией Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «ГТО» (Готов к труду и обороне)

В рабочую программу по физической кульуре интегрирован Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс "Готтов к труду и обороне" (ГТО)...

Об утверждении государственных требований Всероссийского спортивно-физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне» ГТО на 2018-2021 год

Об утверждении государственных требований Всероссийского спортивно-физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне» ГТО на 2018-2021 год...

Выступление на ШМО тема: "Внедрение Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне» в школе."

Указ Президента Российской Федерации "О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне"Выполнение нормативов Комплекса ГТО проводится в соревновательной обстан...

РОЛЬ ШКОЛЬНОГО СПОРТИВНОГО КЛУБА В ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ К СДАЧЕ НОРМАТИВОВ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» ПО ТУРИЗМУ

Детский и юношеский туризм является эффективным средством воспитания, обучения, оздоровления, профессиональной ориентации, социальной адаптации учащихся, утверждения здорового образа жизни, эффективно...

Выполнение нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)

Выполнение нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)...