Баскетбол. Ведение, ловля и передача мяча в движении. 8 класс
план-конспект урока по физкультуре (8 класс)

Елисеев Сергей Николаевич

Данный урок разработан на основе рабочей программы по физической культуре для 8 класса, составлен согласно комплексной программы физического воспитания обучающихся 1–11 классов (авторы В.И Лях, А.А Зданевич) и является звеном в цепи уроков по теме «Баскетбол». Урок направлен на обучение обучающихся элементам техники баскетбола, раскрывает вопросы совершенствования навыков ведения, ловли и передач, бросков мяча по кольцу и умения применять их в игре. Данный материал может быть полезен учителям физической культуры.

Актуальность данной проблемы состоит в том, что баскетболу в образовательных школах уделяется недостаточно внимания и поэтому преподаётся данный раздел программы не на должном уровне.

Разработанный   урок – классический комбинированный рабочий урок. Структура урока:

  • вводная – подготовка организма к выполнению основных задач урока;
  • основная – выполнение основных задач урока;
  • заключительная – восстановление функциональной активности организма.

Запланированные временные рамки всех этапов урока выдержаны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Методическая разработка урока  физической культуры

«БАСКЕТБОЛ. ВЕДЕНИЕ, ЛОВЛЯ И ПЕРЕДАЧА МЯЧА В ДВИЖЕНИИ»

(8 КЛАСС)

Автор конспекта:  

Елисеев Сергей Николаевич,

учитель физической культуры

первой квалификационной категории

Аннотация к уроку

Данный урок разработан на основе рабочей программы по физической культуре для 8 класса, составлен согласно комплексной программы  физического воспитания обучающихся 1–11 классов (авторы В.И Лях, А.А Зданевич) и является звеном в цепи уроков по теме «Баскетбол». Урок направлен на обучение обучающихся элементам техники баскетбола, раскрывает вопросы совершенствования навыков ведения, ловли и передач, бросков мяча по кольцу и умения применять их в игре. Данный материал может быть полезен учителям физической культуры.

Актуальность данной проблемы состоит в том, что баскетболу в образовательных школах уделяется недостаточно внимания и поэтому преподаётся данный раздел программы не на должном уровне.

Разработанный   урок – классический комбинированный рабочий урок. Структура урока:

  • вводная – подготовка организма к выполнению основных задач урока;
  • основная – выполнение основных задач урока;
  • заключительная – восстановление функциональной активности организма.

Запланированные временные рамки всех этапов урока выдержаны.

Цели и задачи, стоящие перед уроком, достигнуты,   каждый обучающийся  вовлечён в процесс овладения техникой ведения мяча посредством активной двигательной деятельности. Обучение вариантам ведения  доступно, увлекательны и эффективны.

          В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.  Основная задача современной школы – сохранение здоровья учащихся. Есть только один предмет в учебном плане, который может в этом помочь – физическая культура.

В настоящее время интенсивность учебного труда учащихся   очень высокая, что является существенным фактором ослабления здоровья. Малоподвижный образ жизни, накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, тревога за результат учения, психические нагрузки, нервные потрясения – все эти причины на наш взгляд приводят к проблемам со здоровьем.

Как организовать деятельность школьников на уроке физической культуры, чтобы дать каждому ученику оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности и группы здоровья? Как развить интерес учащихся к урокам физкультуры, потребность в здоровом образе жизни.  Это основные вопросы, которые стоят перед учителем физической культуры на современном этапе.  

Чтобы обеспечить   оптимальный  двигательный режим на уроках физической культуры, который позволит удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, необходимо применять здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающие технологии  включают в себя комплекс мероприятий проводимых с целью оздоровления обучающихся и профилактики болезней. 

           Для создания условий  мотивации к занятиям физической культурой рекомендую использовать:

  • валеологическое просвещение  учащихся и их родителей;
  • нетрадиционные уроки;
  • современные средства физической культуры;
  • комбинирование  методов, приемов физического воспитания.
  • внеклассные формы физического воспитания

Проведение занятий на свежем воздухе, организация спортивных праздников, туристических слетов, спортивно-массовых мероприятий, спортивных соревнований различного уровня,  удачное комбинирование игровых и соревновательных уроков, ведение активной агитационной работы по пропаганде занятий физической культурой и спортом,  беседы о здоровом образе жизни - только комплексное использование методов и приемов  физического воспитания поможет решить задачу оздоровления учащихся. 

Применение  здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности

Баскетбол. Ведение, ловля и передача мяча в движении

Цель урока: обеспечить усвоение обучающимися техники ловли и передачи мяча в движении, ведению мяча по прямой; популяризация игровых видов спорта.

Задачи урока

общеобразовательные:

  • совершенствование навыков владения мячом;

развивающие:

  • развивать двигательные качества – ловкость, быстроту движений, скоростно-силовые;  развитие специальной выносливости посредством игровой подготовки

воспитательные:

  • укреплять здоровья обучающихся, формировать потребностей в здоровом образе жизни;
  • воспитывать нравственные, интеллектуальные, волевые качества;
  • формировать знания и умение выполнять самоконтроль для здоровьесбережения;
  • воспитывать дисциплинированность, самостоятельность, силу воли, дружелюбие.

Учебные задачи:

Задачи, направленные на достижение личностных результатов:

  1. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, понимание значимости занятий спортивными играми для здоровьесбережения.
  2. Проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей.

Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

Познавательные:

  • самостоятельно формируют проблемы и находят способы решения.

Регулятивные:

  • вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки учёта характера сделанных  ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового;
  • формирование речевых навыков общения, развитие умения правильно формулировать свои мысли. Овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся её выполнять. Оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Коммуникативные:

  • овладевают умением вступать в речевое общение в ситуации группового взаимодействия и оценивать успешность одноклассников;
  • формируют собственное мнение и позицию, договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Задачи, направленные на достижение предметных результатов:

  •    развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
  • закрепление техники ведения мяча в баскетболе;
  • совершенствование передачи и ловли мяча в баскетболе.

Тип урока: комбинированный.

Методы и формы обучения: игровой; индивидуальная, поточная, групповая, фронтальная.

Форма контроля: индивидуально-групповая

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь и оборудование: баскетбольные мячи, конусы, секундомер, свисток.

Характеристика обучающихся (класс): 8 класс.

Продолжительность урока: 45 минут.

        

Ход урока

Часть

урока

Содержание

Дозировка

Организационно-методические

указания

                                                                           Вводно-подготовительная часть  10 минут.

1. Построение. Приветствие. Сообщение задач урока.

2. Ходьба и её разновидности:

- на носках;

- на пятках;

- на внешней стороне стопы;

- на внутренней стороне стопы;

- в полном приседе.

3. Бег и его разновидности:

- с высоким поднимание бедра;

- с захлёстыванием голени;

- прыжки в шаге;

- ускорения.

4. Ходьба

5. Общеразвивающие упражнения на месте

I. И.п. – основная стойка;

1-руки вперёд

2-в стороны

3-вверх

4-И.п.

II. И.п. – основная стойка, руки перед грудью;

1-2-отведение рук назад согнутых в локтевом суставе

3-4-выпрямленных.

III. И.п. - основная стойка, руки к плечам

1-4 вращение в плечевом суставе вперёд

5-8 назад.

IV. И.п. – основная стойка, руки на пояс

1-3 наклон, руки вверх

4-И.п.

V. И.п. – стойка ноги врозь широкая

1-наклон к правой

2-наклон

3-наклон

4-И.п.

1 минута

15 метров

15 метров

15 метров

15 метров

15 метров

2*15 м

2*15 м

2*15 м

2*15 м

1 минута

4

4

4

4

4

Построение в одну шеренгу в правом верхнем углу. Обратить внимание на внешний вид учащихся.

Следить за техникой выполнения

Как можно чаще выполнять движения.

Обратить внимание на отталкивание.

Руки вверх - вдох, вниз – выдох.

Перестроение, расчёт на раз, два, три, на месте.

 При выполнении упражнения руки прямые.

Выполнять строго под счёт

Ноги при наклоне не сгибать

Наклон как можно глубже

VI. И.п. – основная стойка, руки на пояс

1-левая назад на носок, руки вверх

2-И.п.

3-то же с правой

4-И.п.

VII. И.п. – основная стойка, руки на пояс

1-выпад правой, руки в стороны

2-И.пе.

3-то же левой

4-И.п.

VIII. И.п. – основная стойка

1-присед, руки вперёд

2-И.п.

4

4

20 раз

Руки прямые

Выпад как можно глубже

Присед выполнять как можно глубже.

                                                                       Основная часть 30 минут.

6. Передача мяча в парах одной рукой от плеча

7. Упражнение тоже после ведения мяча на месте.

8. Ведение мяча до середины, остановка прыжком, передача мяча партнёру.

9. Передача мяча в движении, №1 выполняет передачу по верху, №2 с отскоком от пола.

10. Передачи  мяча в парах с пассивным сопротивлением защитника.

11.  Передачи мяча в тройках с продвижением к щиту. В центре №2. Передача №1-возвращает №2,передача №3-возвращает №2.

12. Упражнение тоже, но с пассивным сопротивлением защитника.

13. «Быстрый прорыв» с пассивным сопротивлением защитника. №2 выполняет подбор мяча под щитом и передача №3 на среднюю линию площадки. №3 -ведение, бросок в кольцо. №1-рывок под кольцо,  выполняет роль защитника.

 

10-12 раз

10-12 раз

10-12 раз

10-12 раз

7-8 раз

7-8 раз

7-8 раз

7-8 раз

После вылета мяча рука сопровождает мяч, выпрямляется в локте.

Смотреть на партнёра, а не на мяч.

Смотреть на партнёра, а не на мяч.

Смотреть на партнёра, а не на мяч.

Передача выполняется любым способом. По свистку меняются ролями.

Мяч забивает в кольцо, кто ближе окажется к щиту. Меняются местами после каждой комбинации.

Роль защитника выполняет один уч-ся из центральной колонны предыдущей тройки, по окончанию атаки. Защитник выходит в сторону передачи.

Применять разученные действия.

 

Заключительная часть

                  5 минут

14. Лёгкий бег

15. Ходьба.

16. Подведение итогов уроков. Рефлексия.

17. Домашнее задание.

 

 

2минуты

1 минута

1 минута.

1 минута

В колонну по одному.

Руки вверх - вдох, вниз – выдох.

Отметить наиболее активных, и пассивных учащихся на уроке, лучших в овладении ведением и передачей. 

Комплекс упражнений с весом собственного тела.

Литература

  1. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. Москва  «ВАКО», 2004.

2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. Издательство «ВАКО»,   2004.

3. Коджаспиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры. ООО «Дрофа», 2003.

4. Лях В.И., Зданевич А.А.  Комплексная программа физического воспитания  учащихся 1-11 классов  Москва «Просвещение» 2007.

5. Мишин Б.И. Настольная книга учителя физической культуры. АСТ Арстель   Москва 2003.

6. Смирнов  Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе», Москва, 2014 г.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Схема 1.

 Ловля. Надежная ловля обеспечивает успешность выполнения других приемов. Ловить мяч можно двумя руками и одной рукой. Чтобы поймать мяч надежно, надо встречать его вытянутыми руками возможно дальше от туловища. Пока летит мяч, определить момент встречи его с руками и чуть раньше начать сгибание их, приближая к туловищу вместе с «догоняющим» мячом. Легким движением плотно охватить мяч пальцами и закончить ловлю.

Ловля одной рукой выполняется аналогичными движениями, только навстречу летящему мячу выставляется одна рука с расставленными пальцами.

В игре приходится ловить мяч, летящий на разной высоте и из различных положений по отношению к туловищу ловящего. При этом изменяется только первая часть движения—вынос рук в соответствующую сторону по направлению к мячу.

Успешность ловли обеспечивается правильным расположением кисти на мяче, умением концентрировать внимание на моменте вылета мяча, на контроле зрением всего пути полета его и успешности амортизирующих движений.

Завершающая фаза: после приема мяча туловище вновь подают слегка вперед; мяч, укрываемый от соперника разведенными локтями, выносят в положение готовности к последующим действиям. Если мяч летит несколько ниже уровня груди, то игрок приседает глубже, чем обычно, снижая тем самым высоту плеч до уровня полета мяча.

Схема 2.

 Ведение мяча.

Ведение мяча — прием, дающий возможность игроку продвигаться с мячом по площадке с большим диапазоном скоростей и в любом направлении.

Ведение позволяет уйти от плотно опекающего защитника, выйти с мячом из-под щита после успешной борьбы за отскок и организовать стремительную контратаку; поставить заслон партнеру или, наконец, отвлечь на время соперника, опекающего партнера, чтобы затем передать ему мяч для атаки.

Во всех остальных ситуациях злоупотреблять ведением не следует, чтобы не снижать' быстроту контратак и не нарушать ритма игры.    

Обводка с изменением направления. Используют ее главным образом для обводки соперника я проходов для атаки кольца. Изменяют направление таким образом: кисть накладывают на различные точки боковой поверхности мяча и выпрямляют руку в нужном направлении. Используют также обводку с изменением высоты отскока н с поворотами.и переводами мяча.

Схема 3.

Передача мяча.

Передача мяча двумя руками от груди — основной г способ, позволяющий быстро  и точно направить мяч партнеру на близкое или среднее расстояние в сравнительно простой игровой обстановке, без плотной опеки соперника.

Передача двумя руками от груди требует, чтобы мяч находился на уровне груди, кисти свободно охватывали его, локти опущены естественно вниз, предплечья почти горизонтальные. Движением рук мяч выталкивается вперед, и передача заканчивается    полным   выпрямлением   рук   вперед,

Если соперник активно мешает передаче на уровне груди, то мяч можно послать так, чтобы он, ударившись о площадку вблизи партнера, отскочил прямо к нему. Чтобы мяч отскочил быстро, ему иногда придают поступательное вращение. Ноги при такой передаче нужно сгибать больше, а руки с мячом направлять вперед - вниз.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели:

проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Обратить внимание на готовность класса к уроку.

Подготовка учащихся к уроку.

Построение, сдача рапорта.

Организует

Уточняет тематические рамки. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Строевые упражнения в движении.

Бег на месте с максимальной частотой шагов и последующим рывком по сигналу. ОРУ с мячом.

 Стойка игрока; перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед;     повороты без мяча (о);   ловля и передача мяча двумя руками от груди на месте в парах. Челночный бег 3х10м с подбрасыванием мяча над собой;  игра « Борьба за мяч»

Уметь выполнять   ловлю и передачу мяча на месте. Краткость и четкость в изложении.

Четкость выполнения предварительной и исполнительной команды.

Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.:

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)

Цели: обучить технике владения мячом.  отработать стойку баскетболиста

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Выдвигает проблему.

Следить за правильным выполнением упражнений.

Обучить правилам игры. Расстановке игроков. Имитации стойки. Движения рук. Играм, подготавливающим к игре в волейбол.

 Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели ,формулирование проблемы.

 Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: целеполагание

III. Изучение нового

 (10 мин)

Цели: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией

Составляют план достижения цели и определяют средства

 (алгоритм, модель)

Выдвигает проблему.

Создает эмоциональный настрой на игру.

Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Развитие быстроты, ловкости, координации, памяти.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные:

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

составление плана и последовательности действий

IV. Закрепление  нового (12 мин)

Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Решают типовые задания  с проговариванием алгоритма вслух

Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения.

Подводит обучающихся к выводу.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Проверка навыков игры в баскетбол по упрощенным правилам, выполнять правильно технические действия.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

V. Контролирующее задание (10 мин)

Цель:

осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний

.

Осуществляют: самооценку; самопроверку; взаимопроверку; предварительную оценку.

Контролирует выполнение работы.

Осуществляет:-индивидуальный контроль; выборочный контроль.

Организует:взаимопроверку; коллективную проверку; проверку выполнения упражнения; беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний; оценочные высказывания обучающихся; обсуждение способов решения; поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий); самостоятельную работу с учебником; беседу, связывая результаты урока с его целями.

Уметь играть в баскетбол по упрощенным правилам, выполнять правильно технические действия.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;  выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют  основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке. Дает комментарий к домашнему заданию.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность

Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей,  мотивов, жизненных интересов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по физической культуре в 7 классе: «Баскетбол: Техника ловли и передачи мяча на месте и в движении».

Учитель Вахеркин К. В. ГБОУ СОШ №191Цель урока: систематизация и обобщение знаний, формирование умений и навыков по спортивной игре «Баскетбол».Задачи:1.Образовательная – Способствовать формированию д...

Конспект урока по физической культуре для 5 класса (по ФГОС) Тема урока: Ловля и передача мяча в движении, в треугольнике. Ведение на месте правой (левой) рукой. Развитие координационных способностей

Цель урока: Овладение способами оздоровления и укрепления организма учащихся посредством занятий баскетболом.Задачи:1. образовательная: познакомить учащихся с рациональным питанием школьников; ф...

Конспект урока физкультуры в 6 классе"Техника ловли и передач мяча в движении в баскетболе, в парах и группе"

Конспект урока физкультуры в 6 классе"Техника ловли и передач мяча в движении в баскетболе, в парах и группе". На уроке совершенствуются  навыки ловли, передачи и тактических действий на площадке...

Разработка урока "Баскетбол: Техника ловли и передачи мяча на месте и в движении"

Конспект урока по физической культуре в 7 классе: «Баскетбол: Техника ловли и передачи мяча на месте и в движении».Цель урока: систематизация и обобщение знаний, формирование умений и навыков по спорт...

"Баскетбол. Техника ловли и передачи мяча на месте и в движении"

Конспект урока по физической культуре в 9 классе "Баскетбол: Техника ловли и передаяи мяча на месте и в движении"....