ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ПРИЁМАМ В БАСКЕТБОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ БРОСКОВ)
проект по физкультуре

Самисько Ася Игоревна

Актуальность. В современной жизни все больше использование занятий физическими упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются,  прежде всего,  спортивные игры. ( Матвеев Л.П, 1991)

      Современный баскетбол находится в стадии бурного творческого подъема, направленного на  активизацию действий, как в нападении, так и в защите. Он является одним из средств физического развития и воспитания молодежи и школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_2.doc190 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Сибиряк»

Проект

по теме: «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ПРИЁМАМ В БАСКЕТБОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ БРОСКОВ)»

 

Выполнил: тренер-преподаватель по баскетболу

Самисько Ася Игоревна

Г. Нефтеюганск, 2018 год

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….……………………...2

ГЛАВА 1. ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БАСКЕТБОЛИСТОВ КАК

        ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОГО

        МАСТЕРСТВА…………………………………………………………………..4                            

1.1 Характеристика баскетбола, как средство

      физического воспитания школьников………………………………………..4

1.2 Характеристика, классификация и

      значение бросков в современном баскетболе………………………………...6       

1.3 Требования к современным броскам.................................................................8

1.4 Анализ техники бросков…………….………………………………………....11

1.5  Методика обучения броску одной рукой от

       головы с места .....................................................................................................24

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ    ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………………………….26

2.1 Задачи и методы исследования…..…………………........................................26

2.2 Методы исследования………………………………………………………......27

2.3 Организации исследования ………………….………………………………..29

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ

       МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ И ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

      БРОСКА ОДНОЙ РУКОЙ ОТ ГОЛОВЫ С МЕСТА……………………..........31

      ВЫВОДЫ………………………………………………………………………....39

      ЛИТЕРАТУРА……………………………………………..……………………..41

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В современной жизни все больше использование занятий физическими упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются,  прежде всего,  спортивные игры. ( Матвеев Л.П, 1991)

      Современный баскетбол находится в стадии бурного творческого подъема, направленного на  активизацию действий, как в нападении, так и в защите. Он является одним из средств физического развития и воспитания молодежи и школьников.

       Баскетбол включен в учебную программу по физическому воспитанию  (комплексная программа физического воспитания (Матвеев Л.П., 1995)).                 Техника игры в баскетбол многообразна.  Важнейшим техническим приемом являются броски. От точности броска, в конечном счете, зависит успех в игре. Броскам мяча школьники начинают обучаться в 5-х классах.  Знание уровня обучаемости и динамики становления техники броска позволит тренерам подбирать и использовать в тренировочном занятие средства, обеспечивающие обучение на более высоком уровне. Поэтому наша работа актуальна.

    Гипотеза. В нашей работе мы исходили из предположения о том, что изучение уровня обучаемости технике выполнения бросков на учебно-тренировочных занятиях, заложенных в комплексную программу для занимающихся и корректировка пробного процесса на основе выявления и последующего  исправления ошибок,   повысит эффективность процесса обучения броскам в баскетболе и позволит внести коррекцию в организацию учебно-тренировочного процесса.

 

Объект исследования.

Объектом исследования нашей работы явился учебно-тренировочный  процесс учащихся на тренировочных занятиях по баскетболу.

Предмет исследования.

В работе изучалась эффективность средств обучения и уровень обученности занимающихся в группе начальной подготовки 3-го года обучения и учебно-тренировочной группы 1-го года обучения.

Цель работы: рассмотрение процесса обучения техническим приемам (на примере бросков).

Задачи работы: 1) изучить литературные источники по технике выполнения бросков в баскетболе. 2) проверка экспериментальной методики обучения  броску одной рукой от головы с места.

Практическая значимость. Считаем, что данные экспериментального исследования  позволят сформировать педагогическое мышление тренеров и экспериментатора о целесообразности использования применяемых средств начального обучения технике броска одной рукой от головы.

     

ГЛАВА I. ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БАСКЕТБОЛИСТОВ КАК

ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОГО               МАСТЕРСТВА

        1.1 Характеристика баскетбола, как средства физического воспитания.

Баскетбол - одна из самых популярных игр в нашей стране. Для нее характерны разнообразные движения; ходьба, бег, остановки,  повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию.

Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Но эффективность воспитания зависит, прежде всего, от того, насколько целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания (Белов С.,1990).

Баскетбол, как средство физического воспитания, нашел широкое применение в различных звеньях физкультурного движения.

В системе народного образования баскетбол включен в программы физического дошкольников, общего среднего, среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования (Портнов Ю.М., 1997)

Баскетбол является увлекательной атлетической игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания. Не случайно он очень популярен среди школьников. Баскетбол, как важное средство физического воспитания и оздоровления детей, включен в общеобразовательные программы средних школ, школ с политехническим и производственным обучением, детских спортивных школ, городских отделов народного образования и отделения при спортивных добровольных обществах.

Закрепление достигнутых результатов и дальнейшее повышение уровня спортивного мастерства тесно  переплетаются с массовой  оздоровительной работой и квалифицированной подготовкой резервов из наиболее  талантливых юношей и девушек. Такие резервы подготавливаются в детских спортивных школах (Джон Р., Вуден, 1987).

Многолетнее обучение детей требует учета особенностей их возрастного развития, и в связи с этим,  тщательного набора средств и методов учебной работы. В настоящее время имеется  много пособий, подробно освещающих современную технику баскетбола. В  них изложены общие вопросы организации педагогической работы, а также приведены конкретные практические материалы, которые необходимо усваивать в определенном возрасте (Зельдович Т., Кераминас С., 1964)

Одна из важнейших задач спортивной школы - воспитание у детей потребности в повседневных занятиях физическими упражнениями. Решение этой  задачи требует от  тренера настойчивости, творчества, много умений и знаний.  И  прежде всего, надо уметь строить не только свою деятельность, но и деятельность учеников на тренировке. Причем так, чтобы она имела свое соответствующее продолжение в форме самостоятельных занятий в домашних условиях с целью физического самосовершенствования.  А для этого, в первую очередь, надо знать реальные возможности своих воспитанников (Туркулов Б.Н., 1993)

  Разнообразие технических и тактических действий игры в баскетбол и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений занимающихся, всестороннего развития их физических и психических качеств. Освоенные двигательные действия игры в баскетбол и сопряженные с ним физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и рекреации и могут использоваться человеком на протяжении всей его жизни в самостоятельных формах занятий физической культуры (Кофман Л.Б., 1998).

1.2 Характеристика, классификация и значение бросков в современном баскетболе. 

Современная тенденция игры определяет направленность технической подготовки. Высоких результатов можно достичь только при высоком уровне технической подготовленности игроков.  Для этого баскетболист должен:

1) владеть известными современному баскетболу приемами игры и уметь осуществлять их в разных условиях; 2) уметь сочетать приемы друг с другом в любой последовательности в разнообразных условиях игры. Разнообразность действий, сочетая различные приемы в условиях единоборства с противником; 3) владеть комплексом приемов, которыми в игре приходиться пользоваться чаще, и выполнять их с наибольшим эффектом; 4) постоянно совершенствовать приемы, улучшая общую согласованность и скорость их выполнения  (Портнов Ю.М., 1988).

В баскетболе успех команды обеспечивает точный завершающий бросок. До недавнего времени, да и в настоящие дни основное средство нападения - это бросок одной  рукой сверху в прыжке.  В состязаниях сильнейших мужских команд мира до 70% всех бросков с игры выполняются именно этим способом, с различных дистанций.

Основные характеристики броска. Говоря о бросках в баскетболе, следует  иметь в виду три основных их характеристики - вид броска, стиль и технику, понимаемую здесь как организационную структуру движений при броске. Баскетбольные снайперы отличаются в стилях, в разновидности  бросков. Но они не отличаются в основах техники - биомеханических принципах движений - рук, ног, туловища при направлении мяча точно в корзину. Основы техники, такие как работа ног, держание мяча и направление локтя бросающей руки не одинаковы у разных снайперов (Яхонтов Е.Р., 1987).

Броски в корзину - важнейший элемент в баскетболе. Чтобы выиграть матч, команда должна превзойти противника в счете, а это достигается посредством более точных бросков. Все остальные приемы игры служат созданию условий для овладения корзинкой. Чтобы приносить пользу команде,  каждый игрок должен уметь метко поражать корзину (Линдберг Ф., 1971).

Каждый бросок основывается на технике выполнения одного из шести бросков: 1) двумя руками снизу;  2) одной рукой снизу;  3) двумя руками с места; 4) одной рукой с места; 5) бросок в прыжке; 6) крюком.  Хотя некоторая модификация и необходима для выполнения бросков с различных дистанций и в различных условиях, перечисленные выше броски обеспечивают основу для выполнения любого другого (Коузи Б., Пауэр Ф., 1975).

Классификация бросков в корзину (Портнов Ю.М., 1997) выглядит следующим образом:

1) броски двумя руками;  броски одной рукой;

2) броски сверху, от груди, снизу, сверху вниз, добивание;

3) броски с вращением мяча, с отскоком от щита, без отскока от щита;

4) по характеру передвижения игрока: с места, в движении, в прыжке;

5) по расстоянию: дальние, средние, ближние;

6) по направлению к щиту: прямо перед щитом, под углом к щиту, параллельно к щиту.

       

       

1.3. Требования к современным броскам

Конечной целью передвижения игрока по площадке с мячом и без мяча являются броски в корзину. Понимание этого положения тренером и игроками повышает мотивационный уровень при выполнении упражнений, направленных на совершенствование этих вспомогательных игровых навыков. Игрок не может стать снайпером, не совершенствуя постоянно свои способности в рывках, остановках и поворотах, быстром изменении направления при ведении, ловле и передачах мяча.

Это утверждение становится особенно важным  в связи с постоянным повышением активности защитных действий баскетболистов (Яхонтов Е.Р., 1987).

В связи с повышением активности защитных действий баскетболистов, повышаются и требования к выполнению бросков.

В книге  "Баскетбол: концепции и анализ" (Коузи Б., Пауэр Ф., 1975) выделяются два основных принципа выполнения бросков. Для удобства разделили на два принципа:

а) психические;

б) физические.

1. Психические принципы: собранность, умение расслабляться, уверенность.

2. Физические принципы. Выполнение броска по цели включает следующие факторы:

а) удержание равновесия тела, что позволяет выполнять координационные усилия ногами, туловищем и руками;  

б)  создание  усилия;

в)  расчет атаки таким образом, что каждое движение в своем развитии происходит в нужный момент и правильной последовательности;

г) использование кончиков пальцев для достижения желаемой траектории;

д) эффективное сопровождение;

Точность броска в корзину в первую очередь определяется рациональной техникой, стабильностью движения и управляемостью ими, правильным чередованием напряжения и расслабления мышц, силой и подвижностью кистей рук, их заключительным усилием,  а также оптимальной траекторией полет и вращения мяча (Портнов Ю.М., 1987).

Траектория мяча выбирается от дистанции, роста игрока, высоты его и активности противодействия высокорослого защитника. При бросках со средних и дальних дистанциях лучше всего выбирать оптимальную траекторию полета мяча, при которой высокая точка над уровнем кольца примерно 1,4 – 2 метра. Коузи Б., Пауэр Ф.,(1975) считают, что наиболее приемлемым углом выпуска мяча при броске равным  58 градусов к горизонтали. При этом угле выпуска игроки добиваются самой большой результативности.

Мяч обычно бросают с обратным вращением, которое позволяет удержать его на заданной траектории и добиться более мягкого отскока в случае неудачного  броска. Кроме того, обратное вращение замедляет скорость полета мяча,   при встрече с кольцом увеличиваются шансы на то, что он проскочит в корзину, а не отскочит наружу (Шерстюк А.А., 1991).

С точки зрения динамики, все броски лучше выполнять с отскоком от щита. Наблюдения показывают, что большинство бросков неточны из-за недолета мяча до корзины  (Хмелик Ф., 1985). Независимо от того, целится игрок  в переднюю или заднюю часть обруча или в щит, он концентрирует внимание на избранной точки  мишени, во время и после броска.

При броске все движения должны быть плавными и ритмичными. Сопровождение мяча естественное продолжение броска, в то время как взгляд игрока все ещё направлен на цель. Естественное сопровождение шага гарантирует прохождение его по заранее намеченной траектории. Мяч контролируется кончиками пальцев, а не ладонью. Пальцы благодаря чувствительным нервным окончаниям помогают игроку контролировать мяч и “ощущать его контроль” (Лидберг Ф., 1971).

Основные требования при броске следующие:

1) выполняй бросок быстро;

2) в исходном положении удерживай мяч близко к туловищу;

3) если бросаешь одной, то направь локоть бросающей руку на корзину;

4) выпускай мяч через указательный палец;

5) сопровождай бросок рукой и кистью;

6) постоянно удерживай взгляд на цели;

7) полностью сосредотачивайся на бросок;

8) следи за мягкостью и непринужденностью броска;

9)для сохранения равновесия удерживай плечи параллельно  (Яхонтов Е.Р., Генкин В.А.,1978).

       

 

1.4 Анализ техники бросков.

      В общей структуре конкретного способа броска в корзину выделяют три фазы: подготовительную, основную и завершающую. Если в подготовительные движения игрок может внести некоторые изменения в зависимости от внешних факторов без заметного ущерба для точности приема, то основные движения должны отмечаться стабильностью или рациональной вариативностью в пределах решения конкретных задач, обусловленных установкой на бросок. Эти установки могут быть направлены на регулирование:

  • точки замаха (от плеча, снизу, над головой, за головой);
  • точки выпуска мяча (впереди себя, высоко над головой);
  • быстроты выполнения;
  • высоты траектории.

Главное значение броска состоит в его точности, которая во многом зависит от правильной техники. Однако прямой зависимости высокой точностью и правильной техникой нет. Помимо хорошей техники, для достижения высокой точности баскетболисту необходимо очень много тренироваться в бросках. На точность броска влияют: техника броска, умение прицеливаться и сосредоточиться  на цели, плавность выполнения движений, место броска и умение соразмерять свои силы с дистанцией, условия выполнения броска и особенно противодействия противника, а также другие факторы.

        Специально тренировать точность бросков можно только при правильной  

           технике.      

        Следует обратить внимание на забытый бросок двумя руками от груди, особенно с введением трех очкового броска, поскольку многие игроки юношеских и женских команд с трудом выполняют прицельный бросок одной рукой из-за 6-метровой линии.

            Бросок двумя руками от груди – преимущественно используют для атаки корзины с дальних дистанций, если нет активного противодействия защитника. Этот способ броска занимающиеся осваивают наиболее быстро, поскольку его структура близка к структуре передачи мяча тем же способом.

        Джон Р.Вуден считает, что при броске с места двумя руками от груди мяч надо удерживать перед грудью под подбородком в хорошей позиции для передачи, ведения или броска. Пальцы хорошо расставлены по сторонам мяча, слегка смещены назад, большие пальцы направлены назад друг другу, расстояние между их конечностями 2,5-3см, хотя оно может слегка меняться в соответствии с размерами кистей рук. Локти должны быть опущены вниз и слегка касаться тела. Подбородок надо поднять, а голову удерживать над средней точкой между ступнями. Ноги должны быть расставлены примерно на ширине плеч, вес тела, подав вперед, ноги слегка согнуты в коленях, а в бедрах расслаблены. Джон Р. Вудун предпочитает, чтобы правая нога  бала выдвинута вперед у правшей и левая у левшей. Это положение на его взгляд наиболее естественным для сохранения равновесия и создания лучших условий для финта и движения. Но, так или иначе, есть тренеры, которые предпочитают параллельную стойку или даже удержание ног в месте.

        Мяч выпускается быстрым выпрямлением рук в локтях и захлестывающим движением кистей пальцев. Сопровождают мяч кисти с направленными вверх к корзине пальцами, поставленными параллельно на одной высоте, и большими пальцами, ногтями касающиеся друг друга. Мяч уходит к корзине через указательные пальцы. Они обеспечивают точность направления. Другие пальцы обеспечивают уравновешенность мяча и движущей силы. Тело движется вверх, допускается легкий подскок, но не в сторону и не назад, с приземлением в месте отталкивания.

        В завершающей фазе броска бьющий почти всегда должен двигаться вперед в направлении цели уже овладения дальнейшими отскоками в наружном полукруге области штрафного броска.

        Бросок двумя руками над головой – В.М.Колос считает, что бросок двумя руками сверху выполняется также как и бросок двумя руками от груди, разница лишь в исходном положении мяча.

        Бросок двумя руками целесообразно выполнять со средних дистанций при плотной опеке соперника.

        Бросок двумя руками над головой – этот бросок иногда уместно выполняют центровые игроки в верхней зоне области штрафного броска после выполнения поворота к корзине, нападающими из углов площадки или с края и некоторыми игроками задней линии из фронтальной позиции.

        Поскольку мяч удерживается, так же как и при передачи двумя руками над головой, а затем выпускается точно так же, как при броске двумя руками от груди с места, этот бросок не представляет трудности для обучения. При этом броске у игрока несколько сужен диапазон возможностей, по сравнению с броском двумя руками от груди с места. Игрок так же может остро угрожать передачей и рывком или проходом, когда мяч поднят над головой.

        Бросок двумя руками сверху вниз – его чаще используют игроки высокого роста с отличной прыгучестью. Помешать этому способу броска соперник почти не в состоянии, так как мяч летит только по нисходящей, очень короткой траектории с большой скоростью. Этот бросок делят на три фазы: баскетболист выпрыгивает перед кольцом и выносит мяч на прямых руках над его уровнем; основная фаза – резким поворотом кистей и пальцев сверху вниз игрок опускает мяч в кольцо; завершающая фаза – после выполнения броска баскетболист мягко приземляется на обе ноги, занимая исходное положение для дальнейших действий.

         Бросок одной рукой с места – за исключением того, что при броске исходит только от сильной руки, а другая рука используется лишь для контроля и равновесия, большинство принципов, в соответствии с которыми выполняются броски двумя руками от груди с места, будут справедливы и для бросков одной рукой с места.

        Мяч удерживается близко к груди под подбородком, бьющая рука несколько больше смещена назад и под мяч, а поддерживающая – вперед под мяч. Пальцы разведены, развилка указательного и среднего пальцев бьющей руки удерживается на линии носа или средней части лица. Ладони при выпуске мяча направлены почти одна к другой. Кисть, предплечье и локоть направлены при выпуске вверх.

        Мяч должен выпускаться быстрым выпрямлением рук в локтях и захлестывающим движением кисти пальцев бросающей руки. Тыльная часть ладони бьющей руки направлена к лицу, а ладонь к цели. Средний сустав пальца должен почти задеть нос при выносе мяча вверх для броска. Поскольку указательный палец самый чувствительный, он и участвует в завершающем направлении мяча в корзину. В силу этого кисть при выпуске слегка разворачивается наружу.

        Тело немного наклонено вперед, ноги согнуты в коленях, суставы расслаблены, голова поднята вверх и удерживается над точкой между ступнями ног. Вес тела подается вверх – вперед на носки. Допускается легкий отрыв ног от опоры. Приземление производится при незначительном продвижении вперед.

        Джон Р.Вуден представляет, что правша должен выдвинуть вперед правую, а левша левую ногу. Это позволит игроку лучше, в случае необходимости, быстрее выполнить поворот или оттолкнуться для рывка поставленной сзади ногой.

        Тело должно слегка развернуто под углом к цели, плечами бьющей руки вперед. Голова чуть повернута в сторону плеча бросающей руки.

        Бросок одной рукой сверху – этот бросок наиболее часто используют в игре для поражения корзины со средней, близкой  дистанции и со штрафных бросков. Разница техники бросков с дистанции и во время штрафных бросков наблюдается  только в подготовительной фазе и  в скоростных проявлениях работающих частей тела. В первом случае скорость подготовительной фазы зависит от длины дистанции к защитнику. Чем она больше, тем длительней подготовительная фаза, но не более 0,6 с.

        Во время выполнения штрафного броска, если игрок правша, одноименная нога ставится ближе к  линии штрафного броска носком стопы, направленным к корзине. Левая нога ставится на полстопы сзади с развернутым носком под углом 45градусов.

        Подготовительная фаза – взгляд направлен на верхнюю, ближнюю к игроку точку дуги кольца, мяч контролируется двумя руками. С одновременным сгибанием ног в коленях и голеностопных суставах мяч, выносится к голове за 0,32 с.

                Игрок стоит, делая упор на передние части стоп, ноги в голеностопных суставах согнуты под углом 60 градусов, в коленных суставах 95 градусов, туловище вертикально, угол сгибания плечевых суставов - 115 градусов, локтевых - 70-75 градусов, лучезапястных - 115-120.

        Указательный палец бросающей руки, локоть, одноименное колено и стопа находятся на одной вертикальной линии, что дает возможность направить движение по одному вектору сил и избежать отклонения мяча в сторону.

        Основная фаза состоит из 8 микрофаз длительностью 0,32 с. в первой микрофазе бросков из  3-очковой зоны наибольшее ускорение достигается в плечевом суставе (12,6 м\с), затем ногтевых фаланг (11,0 м\с), в тазобедренных суставах (8,4 м\с), коленных и локтевых суставах (соответственно 4,16 и 4,0 м\с) положение туловища вертикальное.

        Удержание мяча двумя руками продолжается до их выпрямления в локтевых суставах под углом 85 градусов, после чего левая рука отводится в сторону и ускорение поддерживается движением одной руки. К этому времени ускорение в коленных, бедренных, плечевых суставах практически равны нулю, а в запястье и пальцах кисти бросающей руки отмечаются самые высокие числовые значения, соответственно 38,4 и 62,4 м\с.

        Мяч выпускается в сторону корзины под углом 55 градусов относительно горизонтали. Это позволяет придать ему такую траекторию, чтобы он приближался к корзине под углом 45 градусов. При попадании мяча в переднюю дужку кольца он отскакивает вертикально, а инерционное движение вперед позволяет поразить корзину при опускании его вниз.

        Направляющее движение мячу задается преимущественно указательным пальцем при помощи большого и среднего. Усилие приходится на нижнюю часть мяча, что придает ему вращательное движение на себя вокруг поперечной оси.

        В завершающей фазе броска рука сопровождает мяч к корзине.

Бросок одной рукой сверху в движении – используют чаще всего для атаки корзины с близких дистанций и непосредственно из под щита.

Подготовительная фаза: мяч ловят под правую ногу (при броске правой рукой). Шаг, под который ловят мяч, наиболее растянут. Последующий шаг должен быть укороченным, стопорящем – игрок должен быстрее и сильнее оттолкнуться, почти вверх.

При отталкивании от площадки мяч выносят над плечом и перекладывают на повернутую кисть сильной руки.

Основная фаза: в высшей точке прыжка рука выпрямлена для максимального приближения мяча к кольцу, мяч выталкивается мягким движением кисти пальцев, ему придается обратное вращение.

В.М. Колос делит бросок одной рукой сверху в движении на три фазы.

Подготовительная фаза – игрок после ведения или ловли мяча в движении принимает мяч под шаг правой (левой для левши) ноги, стопа ставится перекатом с пятки на всю стопу, нога согнута под углом 125 градусов, туловище наклонено вперед под углом 30,35 градусов, мяч удерживается двумя руками на уровне груди, взгляд направлен на корзину.

Во время опоры правой ногой, положение тела не меняется, повышается скорость в коленном суставе левой ноги (9 м\с), шаг длиннее первого. Перед постановкой левой ноги мяч опускается вниз – влево, что помогает удерживать равновесие.

Основная фаза начинается с постановки левой ноги перекатом с пятки на всю стопу, локоть бросающей руки незначительно отводится в сторону, мяч переносится на правую руку и поддерживается левой рукой, мяч переносится на правую руку и поддерживается левой рукой, вдоль туловища направляется в сторону корзины. За счет смещения тазобедренных суставов вперед туловище приводится в вертикальное положение. Выпрыгивание вверх осуществляется толчком левой ноги и резким выносом вперед – вверх маховой (правой) ноги, согнутой под прямым углом в коленном суставе – скорость движения стопы достигает 9,5 м\с. в верхней точке прыжка бросающая рука согнута в локтевом суставе под углом 75 градусов и согласно общим положениям в броске одной рукой с места направляет мяч в корзину.

Заключительная фаза – игрок принимает и.п., чтобы сразу включиться в следующую игровую ситуацию.

Бросок одной рукой снизу в движении – выполняется под рукой накрывающего мяч защитника во время прохода под щит.

Биомеханический анализ техники бросков одной рукой снизу и сверху в движении не выявил различий в подготовительной фазе броска.

В основной фазе игрок стремится выпрыгнуть больше вперед, а не вверх. Для этого он выносит общий центр тела за толчковую ногу: бросковая рука, развернута к корзине самостоятельно удерживает мяч. Мах свободной ногой выполняется вперед с одновременным выносом бросковой руки вверх. В последний микрофазе кисть резко берется на себя и придается вращение мячу вперед вокруг поперечной оси.

Бросок одной рукой сверху в прыжке – является основным средство нападения в современном баскетболе. В состязаниях сильнейших команд мира до 70% всех бросков с игры выполняется именно этим способом, с различных дистанций. Есть несколько разновидностей данного броска. Выбирают их в зависимости от дистанций и особенностей противодействия защитника. В качестве типового проанализируем этот бросок со средней дистанции.

Подготовительная фаза: игрок получает мяч в движении и сразу делает стопорящий шаг левой ногой. Затем он приставляет к ней правую ногу, сгибает локти, выносит мяч над головой, поддерживая его сбоку – сверху.

Основная фаза: игрок выпрыгивает толчком двумя ногами, при этом туловище развернуто прямо к кольцу, ноги слегка согнуты.

При достижении высшей точки прыжка игрок направляет мяч в корзину выпрямлением игровой руки вперед – вверх и энергичным, но плавным движением кисти пальцев. Мячу придается обратное вращение.

Левую руку снимают с мяча в момент начала движения кисти правой руки. Расстояние от места отрыва до места приземления должно быть минимальным и составлять не более 25-30 см., что позволяет ему избежать столкновения с защитником.

При выполнении броска в прыжке со сравнительно близкого расстояния отпадает необходимость в большой амплитуде разгибания руки с мячом. Основным бросковым движением становится движение кисти и пальцев, благодаря которому повышается уровень исходного положения мяча непосредственно перед броском и точка выпуска мяча – тогда игрок может успешно преодолеть сопротивление соперника.

Бросок в прыжке с отклонением туловища назад стали применять и для атаки кольца с близких и средних расстояний при плотной опеке высокорослого защитника, обладающего хорошей прыгучестью. Мяч выпускается над головой вне центрального поля зрения игрока – он летит по навесной траектории, что в определенной степени затрудняет достижение высокой точности броска.

Большое значение в состязании приобретают быстрота выполнения броска или, как говорят его скорострельность. Опыт показывает, что медленно выполненный бросок, как правило, встречает противодействие соперников, которое трудно преодолеть. Скорострельность броска можно увеличить, сократив время на подготовительные движения и их рационализацию.

Бросок в прыжке наиболее трудный по технике, но в современном баскетболе является ведущим. Здесь необходимо научиться сочетать прыжок с броском. Прыжок выполняют отталкиванием двумя ногами. Различают два способа принятия исходного положения для броска:

  1. игрок сразу выносит мяч в исходное положение для броска сверху, а затем, отталкиваясь, выпрыгивает и в наивысшей точке выпускает мяч в направлении цели;
  2. игрок, поймав мяч, сразу выполняет прыжок вверх и одновременным взмахом рук выносит мяч в исходное положение, затем выполняет бросок. Этот способ труднее.

Чтобы овладеть броском в прыжке, надо хорошо координировать движения,

уметь высоко прыгать, владеть телом в без опорном положении. Научиться этому можно выполняя специальные упражнения.

        Бросок одной рукой «крюком» - часто используется центровыми игроками для атаки кольца с близких и средних дистанций при активном противодействии высокорослого защитника.

Основная фаза: отталкиваясь левой ногой, игрок выпрыгивает вверх, одновременно правую руку с мячом отводит от туловища и дугообразным движением поднимает вверх. Левая  рука согнута в локтевом суставе под прямым углом, как бы отгораживает мяч от защитника. Колено правой ноги подтягивают вверх. Мяч выпускают в наиболее высокой точке, когда рука приближается к голове. Направляют его в корзину над головой.

        Бросок при прохождении корзины назад - этот бросок используется в тех случаях, когда игрок оттеснен далеко к лицевой линии и не может выполнить ни броска крюком и броска из под корзины назад. При движении справа, бросок выполняется левой рукой и наоборот.

        Бьющая рука вытягивается назад, к щиту, очень быстро, мяч лежит на пальцах, а указательный палец направлен к центральной линии площадки.

        Мяч выпускается быстрым вращением кисти и пальцев наружу, большой палец вращается в направлении уха. Это придает мячу необходимое вращение, чтобы, коснувшись нижней части щита, он мог отскочить в корзину. Это вращение не должно быть чрезмерным.

Отталкиваться нужно разноименной с бьющей ногой, с одновременным поворотом. Этот поворот обеспечивает приземление игрока почти лицом к корзине.

       Подбор и добивание - в ряде игровых положений, когда мяч отскакивает от щита после неудачного броска или пролетает вблизи корзины, у игрока нет времени для приземления с мячом, прицела и броска. В таких случаях следует добивать мяч в кольцо в прыжке двумя руками или одной. При добивании одной рукой баскетболисту удается достать мяч в более высокой точке. Выпрыгнув и приняв мяч на раскрытую кисть, игрок сгибает руку и тут же выпрямляет ее, одновременно выполняя мягкое завершающее движение кистью и пальцами.

Движения кисти при добивании на уровне кольца должны завершаться кистью и пальцами руки. Когда же мяч находится совсем близко к кольцу, то лучше посылать его коротким толчком без задержки на кисти.

По мнению В.М. Колос добивание мяча в корзину осуществляется двумя или одной рукой. В исходном положении игрок готов к выполнению прыжка, локти рук разведены в стороны и подняты на уровень плеч. Выпрыгнув максимально высоко, он поднимает мяч на полусогнутые руки, амортизируя его, сразу же начинает их выпрямление в сторону корзины. Выпуск мяча производится одной рукой.

Джон Р. Вуден считает, что в зоне возможных отскоков игрок должен удерживать руки на уровне плеч с пальцами, направленными вверх. Локти надо расставить в стороны, а пальцы развести.

Прыжок надо рассчитать так, чтобы добить мяч в верхней точке полета. Невозможно достичь хороших результатов, когда добивание осуществляется в момент опускания тела вниз. Если мяч отскакивает на метр – полтора от корзины, то лучше постараться сначала овладеть им, а не добивать сразу.

Руки и кисти должны быть вытянуты, а добивание выполняется резким толчком кисти пальцев. Вынесение руки за голову и шлепок по мячу не принесут успеха, хотя и могут быть использованы для скидки мяча при сопротивлении защиты.

Игрок должен сохранять равновесие и постараться занять по возможности больше пространства и приготовиться к прыжку с расставленными локтями и руками, подтянутыми на высоту плеч.

Зона дальних отскоков не так важна при бросках после прохода в силу невысокой вероятности отскоков при этих бросках. Но мяч зачастую может попасть в эту зону от рук борющихся за отскок игроков, поэтому игроки должны быть готовы к этому.

             Штрафной бросок. Джон Р. Вуден  штрафной бросок полностью отличает  от всех других видов бросков, поскольку полностью отличаются условия, в которых он выполняется. При его выполнении не надо спешить из-за боязни, что мяч может быть блокирован;  он всегда выполняется с одного и того же расстояния, из строго определенного места;  игрок может не беспокоиться, что выкрики, размахивание руками и другие действия помешают ему.

Вуден делит штрафные броски на три вида:

  1. Одной рукой – это точно такой же бросок, что и одной рукой с места, за исключением того, что игрок не отрывается от пола. При броске он поднимается на носки и снова опускается вниз не сходя с места;
  2. Двумя руками от груди – это тот же бросок, что и двумя руками от груди с места, только игрок не отрывается от пола.
  3. Двумя руками снизу – этот бросок, по мнению Джона Р. Вудена,

 является наиболее эффективным, поскольку его опыт показывает, что если игрок пользовался броском одной рукой с места, то ему очень трудно перестроиться на бросок двумя руками снизу. Он убежден, что  если бы тренировал школьную команду, то все его игроки пользовались бы исключительно броском двумя руками снизу. В течение ряда лет его работы в школе игроки, используя эту разновидность штрафного броска, добивались выдающихся результатов.

Что касается техники, то игрок плотно удерживает  мяч близко к телу, перед бедрами, его локти слегка согнуты. После легкого приседания мяч выносится вверх и вперед на уровне глаз игрока быстрым выпрямлением  рук и локтей и подбрасывающим движением кистей и пальцев. Это подбрасывание придает мячу обратное вращение, которое необходимо для финальных ощущений и контроля мяча.

При броске лучше использовать среднюю траекторию, хотя могут быть и индивидуальные различия, поскольку некоторые игроки лучше бьют с высокой траекторией, другие – с низкой.

При выпуске мяча игрок поднимается на носки, выпрямляя ноги в коленях и перенося тело вперед. После того, как мяч покидает пальцы, игрок опускается, сохраняя равновесие.

Голова же наклоняется вперед и  удерживается прямо над средней точкой между стопами.

Ноги расставлены на ширине плеч, правша может слегка выдвинуть левую ногу, а левша – левую.

Мяч удерживается расставленными пальцами, большие пальцы направлены вперед. При выпуске мяча указательные пальцы направлены на корзину на одинаковой высоте, а большие пальцы направлены друг к другу.

Отталкивание производится ногой, разноименной с бьющей рукой. Тем не менее, есть игроки, которые предпочитают отталкиваться одноименной ногой, лишь бы это не вредило высокой результативности бросков и если такие движения выглядят естественными.

1.5 Методика обучения броску одной рукой от головы с места.

Бросок одной рукой от головы с места используется со средних и дальних позиций. Бросок выполняется с наименьшими колебаниями туловища по вертикали. Вперед на полшага выставляется одноименная с бросающей рукой нога. Мяч выносится из основной позиции в положении перед лицом. Рука, выполняющая бросок контролирует мяч сзади. Пальцы широко расставлены и поправлены вверх, тыльная сторона кисти обращена к лицу, левая рука поддерживает мяч снизу и убирается от мяча перед его выпуском из правой руки. Взгляд направлен на цель. (Линберг Ф.,1971, Поянцева Н.В.,1990).

При выпускании мяча игрок последовательно разгибает звенья тела: колено, бедро, плечо, локоть, кисть разогнута до момента полного выпрямления всех звеньев, после чего она выполняет захлестывающее движение и слегка разворачивается наружу, мяч должен уйти с кончиков пальцев. После выпуска мяча игрок последовательно разгибает кисть, опускает локоть и плечо вниз. (Мирошникова Р.В., Потапова Н.М., Кудряшов В.А., 1984).

Поскольку технические закономерности работы звеньев бросающей руки одинаковы для всех видов броска одной рукой, молодые игроки должны начинать с самых легких. Бросок с места на один счет, с локтем, поднятым на одну четверть, самый легкий для выполнения. Невысокое положение локтя при этом броске и выполнение броскового движения вместе с легким подскоком облегчают координацию движений (Федосеев В.В.,1995).

Общие ошибки при бросках в корзину.

1. Неумение сосредоточить внимание на цели.

2. Слишком сильное вращение мяча.

3. Плохое равновесие тела.

4. Поспешность при выполнении броска.

        5. Разведение локтей при выполнении броска.

6. Отсутствие сопровождения мяча.

7. Броски со слишком низкой или слишком высокой траекторией.

8. Держание мяча на ладони во время броска (Матрунин В.П.,1990).

Из проанализированных   литературных источников мы выделили следующие требования к игроку, находящемуся в атаке с мячом:

1. Знать когда и как бросать мяч по корзине, когда следует произвести     бросок, а когда лучше передать мяч партнеру, находящемуся в более удобной позиции для броска.

       2. Уметь расслабляться при броске, совершенствовать это умение.

 3. Быть уверенным в своих силах, воспитать в себе чувства способности             реализовать каждый бросок.

       4. Сосредотачивать внимание на цели. При бросках с близкой дистанции       рекомендуется целиться в щит.

       5.   Быть в равновесии и сохранить основную стойку.

       6. Сопровождать каждый бросок и немедленно занимать исходное положение   для добивания мяча или быстрого возвращения в защиту.

       7.  Контролировать вращение мяча. Придавать мячу минимум вращения и только тогда, когда это необходимо. Чтобы предать мячу небольшое обратное вращение, нужно выполнить мягкое и плавное движение кистью.

       8.   Быстро выполнять бросок и определять направление броска.


ГЛАВА II ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

2.1. Задачи исследования.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу      рассматривающую технику бросков в кольцо.

        2. Выявить динамику показателей попадания одной рукой от головы с          места.

        3. Выявить технические ошибки в технике броска у учебно-тренировочной группы 1-го года обучения и группы начальной подготовки 3-го года обучения.

       

 2.2. Методы исследования.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1. Анализ - научно методической литературы.

2. Педагогические наблюдения.

3. Тестирование.

4. Метод математической статистики.

В процессе исследования изучалась литература по теме исследования. Анализ научно-методической литературы осуществлялся для постановки задач, подбора методов исследования, обсуждение полученных результатов.

Педагогические наблюдения  за действиями  игроков проводились в процессе учебных занятий для визуального определения ошибок при бросках. Результаты заносились  в специально разработанную карточку протокол.

Тестирование проводилось при бросках в кольцо одной рукой от головы с расстояния 1,5 метров с правой и левой стороны от щита, под углом 45о.

Броски производятся сериями, по десять бросков с каждой стороны.

Учитывалось количество попаданий, и рассчитывался процент поражения цели. Цифровой материал записывался в протоколы.

Все данные цифрового материала подвергались статистической обработке, при этом использовалось сравнение двух выборок и попарно несвязанные между собой (Лысенко В.В.с соавт., 1997)

 2.3. Организация исследования.

Исследования проводились на базе ДЮСШ №2 пос. Высокий.

В исследовании принимали участие две группы: 1) учебно-тренировочная группа 1-го года обучения; 2) группа начальной подготовки 3-го года обучения, все испытуемые занимались по общему плану.

Было проведено тестирование, по результатам которого были составлены контрольная и экспериментальная группы.

группа начальной подготовки – контрольная группа.

учебно-тренировочная группа – экспериментальная группа.

Состав каждой группы 20 человек.

После обработки результатов первого обследования, была внедрена методика управления процессом усвоения знаний и программы исправления ошибок при выполнении бросков от головы с места, использовались методы: рассказ, показ и детальной отработки полной ориентировочной основы действий, на учебно-тренировочных занятиях с экспериментальной группой.

В контрольной группе обучение проводилось по общепринятой методике обучения (рассказа, показа, обучения).

Внимание тренера сосредоточено главным образом на прохождении материала.

В экспериментальной группе проводилась следующая методика обучения.

1. Объяснение техники броска и показ наглядных пособий.

2. В парах, без мяча. И.П. – стойка нападающего с выставленной вперед правой ноги. 1 – выполнить полуприседание, выпрямиться, подняться на носки. Повторить 5-8 раз.

3. Тоже, с имитацией работы рук. Повторить 5-8 раз.

4. И.П.- рука прямая вытянутая вверх – вперед (работает бросковая рука) с мячом, скатить мяч назад. Повторить 5-8 раз.

        5. И.П. – мяч у плеча в согнутой в локтевом суставе руке. 1 – согнуть ноги, 2 – выйти вверх на носки с выпрямлением руки вперед, оставаясь на носках, пока мяч не опустится вниз.

6. То же самое, выполнить выпуск мяча с высокой траекторией, чтобы он приземлился  у ноги партнера. Высшая точка полёта мяча должна находиться между партнерами. Повторить 10-12 раз.

7. Тоже с броском в кольцо, вторая рука за спиной, расстояние 1 м, с правой и левой стороны угол 45о.

Повторить по 10 раз с каждой стороны.

8. В парах. Один  бросает, а второй делает подбор мяча и передаёт его партнёру. Броски с отражением от щита. Выполнить 2 раза по 16 бросков каждому.

9. При условии 5 попаданий дистанцию увеличить на 1 метр. Выполнить по 10 бросков.

Также велась постоянная работа над ошибками, для их устранения, применялись подводящие упражнения и тренажеры (описание в 3 главе).

Последовательность обучения в контрольной группе.

1. Объяснение и показ техники выполнения.

2. Имитация приёма.

3. Выполнения броска в парах по навесной траектории.

4. Броски в корзину с близкого расстояния с начало справа и слева, а затем по центру.

5. Броски мяча в корзину с постоянным увеличением расстояния.

         

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ

            ОБУЧЕНИЯ И ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

            БРОСКА ОДНОЙ РУКОЙ ОТ ГОЛОВЫ С МЕСТА.

          В результате  эксперимента нами был выявлен исходный уровень количества попаданий у занимающихся (Таблица 1).

Таблица 1.

 

Исходный уровень показателей результативности      бросков занимающихся

Показатели

Бросок с правой стороны

Бросок с левой стороны

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

2,6

3

2,7

2,8

t

2,4

0,3

P

>0,05

>0,05

Как видно из таблицы 1 среднее количество попаданий из десяти бросков у учащихся контрольной и экспериментальной группы статистически не отличаются, в экспериментальной группе среднее количество бросков с правой стороны составило 2,6 а в контрольной 3 при индивидуальном разбросе показателей в обеих группах от 1 до 5 попадания (t=2.4; Р>0,05); с левой стороны в экспериментальной группе среднее количество попаданий составило 2,7; в контрольной группе 2,8;  при индивидуальном  разбросе  показателей в обоих группах  от 0 до 5 попаданий (t=0,3; Р >0,05)

Результаты исходного тестирования показали, что показатели не зависят от

обучаемости и носят случайный характер. По первоначальному тестированию показатели бросков одной рукой от головы с правой и левой стороны у контрольной группы немного превышали показатели экспериментальной группы.

За время эксперимента в обоих группах улучшились показатели, характеризующие эффективность владения броском от головы. Однако это улучшение в разных  группах участников эксперимента носило разный характер.

Таблица 2.

Изменения показателей броска одной рукой у испытуемых

контрольной группы за 1 месяц.

Статистические

Бросок с правой стороны

Бросок с левой стороны

Показатели

До

Эксп-та

После эксп-та

До

эксп-та

После эксп-та

X

3

5

2,8

3

σ

0,5

0,7

1,2

1

M

0,09

0,14

0,23

0,19

t

7

0,6

P

<0,001

>0,05

Через 1 месяц после изучения броска динамика показателей в контрольной группе изменилась (Табл.2).

Как видно из табл.2 в результате обучения выявлен закономерный небольшой прирост показателей как справа, так и слева. Индивидуальный разброс при исходном тестировании  в контрольной группе при броске с правой стороны составил от 2-х до 5 бросков, а через 2 месяца от 3 до 6 бросков.

Результаты тестирования, полученные при броске с правой стороны, составили  5 попаданий, результаты статистически достоверны (t=7; P<0.001)

При повторном тестировании в группе начальной подготовки прирост показателей отмечается с правой стороны. Вероятно, это   связано с тем, что на занятиях больше уделяли времени и внимания броскам правой рукой. При выполнении бросков слева, учащиеся уделяли меньше внимания технике броска. Кроме того, они стремились выполнить бросок быстро, а это приводило к нарушению точности движений и рассогласованию действий при работе ног и рук. Как видно из (табл.3) в экспериментальной группе был выявлен большой прирост показателей, как с правой, так и с левой стороны. Учащиеся занимались по предложенной нами программе, что достоверно улучшило показатели.

Таблица 3.

Изменения показателей броска одной рукой у испытуемых экспериментальной группы за 2 месяцев.

Статист. Показатели

Бросок с правой

Стороны.

Бросок с левой

Стороны.

До

 эксп-та

После

Эксп-та

До

 эксп-та

После

эксп-та

X

2,6

6

2,7

5,7

σ

0,75

0,75

1

0,5

M

0,14

0,14

0,19

0,09

T

8,1

6,3

P

<0,001

<0,001

Анализируя полученные данные средние показатели, составили с правой 6 попаданий, с левой стороны 5,7 при индивидуальном разбросе результатов при исходном 1 до 5, и после предложенной экспериментальной методики с 5 до 8 бросков.

При броске с правой  стороны (t=8,1; Р<0,001), левой стороны(t=6,3; Р<0,001). При проведении занятий в экспериментальной группе велась строгая этапность усложнения и двигательного опыта. Своевременно велась работа над ошибками.

                                                                                                                         

                                                                    Таблица 4.

Результаты бросков одной рукой от головы в конце

эксперимента у исследуемых

Статистические показатели

Бросок с правой стороны

Бросок с левой стороны

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

X

6

5

5,7

3

t

5.2

6,8

P

<0,001

<0,001

Как показано в (табл. 4),  разные методики обучения оказали существенные изменения на показатели точности броска одной рукой от головы, как с левой стороны (t=6,8; Р<0,001), так и с правой стороны (t=6,8; Р<0,001)

Анализ полученных результатов в экспериментальной группе и сравнение их с данными, полученными в контрольной группе при использовании общепринятой методики обучения, дают основание утверждать, что предложенная нами методика повысит эффективность обучения.

В результате  наблюдения нами были выявлены ошибки при броске одной рукой от головы с места, при проведении первого тестирования и второго (Таблица 5).

         

                                                                                                                        Таблица 5.

Ошибки у учащихся при выполнении

одной рукой от головы с места.(%)

Ошибки

Экспер.гр.

Контр.гр.

1

2

1

2

11

Неправильное держание мяча(кисти)

43

0

29

14

22

В подготовительной фазе вторая рука располагается на мяче не правильно

57

29

57

43

33

Ноги во время броска не работают

43

0

43

0

14

Излишний наклон вперед,  что приводит к потери равновесия

29

29

29

29

15

Бросок выполняется толчком пальцев

57

43

70

57

16

Не бросковая рука, при броске опускает резко вниз или раб.бросок завершается 2-мя руками

43

0

43

29

17

Отсутствие сопровождающего движения бросковой руки.

70

43

57

57

18

Непоследовательное включение звеньев тела в основной фазе

57

23

57

43

19

Бросок выполняется чисто в кольцо, без использования щита

70

29

85

57

110

Асинхронная работа рук и ног

70

29

70

57

      Условные обозначения: цифровой 1 обозначено исходное тестирование, цифровой 2 конечное тестирование.

Как следует из представленной (табл. 5), испытуемые имеют большое количество ошибок, которое колеблется от 29 до 85 %. При первом тестировании, выявленные ошибки были причинами незнания техники выполнения броска  и правилами.

Во время проведения эксперимента велась целенаправленная работа над устранением ошибок в экспериментальной группе, применялся групповой и индивидуальный подход, при начальном обучении броску одной рукой от головы с места. Многие учащиеся выполняли ошибку при броске, производя толчком пальцев, выпуск мяча, эта ошибка исправлялась с помощью подводящего упражнения:

Мяч удерживается перед грудью, бросковая рука накидывается сверху на мяч, с широко расставленными пальцами, ладонь на мяче не лежит, вторая рука мяч поддерживает сбоку. Медленное сгибание  с захлёстом  кисти, мяч постепенно отрывается от кистей пальцев, покидает руку.

Определенные ошибки, на наш взгляд, являются причинами возникновения других ошибок. Так, излишний наклон вперед, который приводит к потери равновесия, лишает учащегося возможности последовательно включать звенья тела в основной фазе и сопровождать мяч после броска.

Выявленная ошибка во время броска 43% в экспериментальной группе является одной из основных при выполнении броска – это когда не бросковая рука, резко опускается вниз в основной фазе, из-за чего мяч теряет свою траекторию, для её устранения  применялся тренажер предложенный Кузиным В.В., Полиовским С.А. (1999).

К запястью кистей привязывалась лента (шнур) для фиксации руки вверху при броске, чтобы она не опускалась вниз, а сопровождала бросковую руку.

Также, при броске многие испытуемые завершали бросок 2– мя руками, для того чтобы работала одна рука во вторую (небросковую) руку давался щит размером 0-25 см с рукой, игрок поддерживал им мяч и завершал движения одной рукой.

В результате предложенных тренажеров, эти две ошибки были полностью устранены в экспериментальной группе. В контрольной группе эти ошибки сохранились 29%.

На возникновение многих ошибок повлияло ряд факторов, которые полностью не позволили устранить все ошибки. Асинхронная работа рук и ног 70 % возникла в результате координационной недостаточности и навыковой бедности, но в результате подводящих упражнений, предложенных в эксперименте, процент ошибки снизился в экспериментальной группе до 29%, а в контрольной 57%.

В контрольной группе не велось детальное устранение ошибок, из-за чего они полностью не были ликвидированы, также на них могли повлиять дефекты обучения: ошибочное обучение технике выполнения, методические ошибки обучения, перенос неадекватного навыка, также неуверенность и страх.

В экспериментальной группе  предложенная методика обучения и средства, предложенные для их устранения, показали себя с положительной стороны, всесторонне влияя на стороны обучения. Процентное соотношение ошибок снизилось с 43-70% до 29-43%, в контрольной группе - 14-57% при конечном тестировании. В процессе обучения движениям и совершенствования техники их выполнения постоянно возникают ошибки. Их своевременное выявление и устранение причин возникновения в значительной мере обуславливают эффективность процесса технического   совершенствования.

ВЫВОДЫ

В экспериментальной группе  предложенная методика обучения и средства, предложенные для их устранения, показали себя с положительной стороны, всесторонне влияя на стороны обучения. Процентное соотношение ошибок снизилось с 43-70% до 29-43%, в контрольной группе - 14-57% при конечном тестировании. В процессе обучения движениям и совершенствования техники их выполнения постоянно возникают ошибки. Их своевременное выявление и устранение причин возникновения в значительной мере обуславливают эффективность процесса технического   совершенствования.

         1. На этапе начального изучения броска одной рукой от головы, мы выявили динамику изменения показателей тестирования в экспериментальной и контрольной группе. Исходный показатель при броске с правой и левой стороны (из 10 бросков) составили в среднем 3 попадания. (t=2,4; Р>0,05). После проведенного эксперимента результативность повысилась в экспериментальной группе до 6 попаданий с правой стороны (t=6,8; Р<0,001), с левой стороны 5,7 (t=6,8; Р<0,001)

          2. В результате эксперимента было выявлено ряд ошибок влияющих на технику броска. Половина ошибок являлась результатом не знания техники, правил выполнения броска; и дефектами обучения. Неправильное держание мяча (43%), отсутствие  сопровождающего движения бросковой руки (7%).

      Существенными ошибками при выполнении броска являлось: резкое опускание не бросковой руки вниз при броске, рука не сопровождает мяч (43%), после предложенных подводящих упражнений и тренажеров ошибка была устранена в экспериментальной группе полностью.

     Также существенная ошибка, возникающая при броске, которая снижает процент попадания, это когда бросок выполняется чисто в кольцо, без использования щита(70%). Экспериментальная методика положительно повлияла на технику обучения броску с использованием возникающих ошибок.

3. К концу эксперимента качество владения техникой броска одной рукой от головы с места в экспериментальной группе оказалось выше, чем в контрольной группе. Испытуемые экспериментальной группы превзошли испытуемых контрольной группы по всем показателям (при Р<0,001)

     При проведении тренировочных занятий по баскетболу рекомендуем применять разработанную нами методику обучения, также регулярно проводить обследования с целью выявления ошибок в технике выполнения технических приемов. Особо необходимо обратить внимание на выполнение бросков, так как броски являются одним из главных технических приемов баскетбола, и имеет сложную структуру. Для  повышения эффективности процесса обучения, эффективными оказались средства, используемые нами в  эксперименте с участниками экспериментальной группы.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Баскетбол : Учебник для институтов физической культуры // Под. Ред. Ю.М. Портнова.-М.: Физкультура и Спорт, 1988.-350с.

2.  Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры // Под.ред. Ю.М.           Портнова. - М.: Физкультура и Спорт, 1997.-480с.

3.   Баскетбол: Справочник болельщика // Серия «Мастер игры» Ростов-на- Дону «Феникс» 2000. – 352с.

   4.   Белов С. Баскетбол. Броски по кольцу // Физкультура в школе.-1990.-№6,7-  с.17-18.

5.   Джон Р., Вуден. Современный баскетбол. - М.: Физкультура и    спорт,1997.-    58с.

   6.  Зельдович Т.,Кершинас С. Подготовка юных баскетболистов. – М.:       Физкультура и спорт, 1964.-48с.

   7.   Коузи Б., Пауэр Ф. Анализ и концепции в современном баскетболе. – М.:     Физкультура и спорт, 1975.-120с.

  8.   Колос В.М Баскетбол: теория и практика -  М, 1988.

  9.   Кузин В.В., Полиевский С.А., Баскетбол. Начальный этап обучения, - М.:   Физкультура и спорт, 1999.-133с.

  10.  Линдберг Ф. Баскетбол: Игры и обучение. – М.: Физкультура и спорт, 1971.-278с.

  11. Лысенко В.В., Михайлина Т.М., Долгова В.А., Жиленко В.А. Практикум по    спортивной метрологии/ Учебное пособие – Краснодар: КГАФК, 1997.-179с.

12.  Луничкин В., Чернов С., Чернышёв С. Тактика позиционного нападения против личной защиты: Метод. пособие для тренеров ДЮСШ. – М., 2002.    

13.  Матрунин В.П. Баскетбол на уроках в V-VI классах. // Физкультура в школе – 1990.-№1- с.18-21.

14. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991.-543с.

 15. Мирошникова Р.В., Потапова Н.М., Кудряшов В.А. Начальное обучение баскетболу.- Волгоград, 1994.-35с.

 16.  Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов М.:- Физкультура и спорт,1986.-286 с.

17. Полянцева Н.В. Тренировка точности выполнения технических приемов  у       юных баскетболистов 10-12 лет: Автореферат. Дис.Конд. пед. наук. - Киев 1990-23с.

18. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова-М., 2002.

19. Сортэл Н. Баскетбол: первые шаги / Пер. с англ. – М., 2002.

 20.  Туркунов Б.И. Обучение баскетболу (V-VI классах)// Физкультура в школе. – 1993.-№4.-С.13-20.

 21. Федосеев В.В. На уроках баскетбола.// Физкультура в школе-1995.- №2-с.26-27.

22. Хмелик Н.А. Постарайся попасть в кольцо. – М.: Физкультура и спорт,    1985.-70с.

23. Чернова Е.А. Подвижные игры в системе подготовки баскетболистов: Метод.      рекомендации для тренеров ДЮСШ по баскетболу. – М., 2001.

 24.  Яхонтов Е.Р., Генкин В.А. Баскетбол. – М.: Физкультура и спорт, 1978.-     45с.

 25.  Яхонтов Е.Р. Мини-баскетбол. – М.: Физкультура и спорт, 1987.-35с.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Специальные и подготовительные упражнения в обучении техническим приёмам в волейболе для обучающихся 6-х классов»

Мастер-класс «Специальные и подготовительные упражнения в обучении техническим приёмам в волейболе для обучающихся 6-х классов» проходил в рамках городского методического семинара учителей физической ...

Методика обучения техническим приёмам в мини-футболе.

В данной статье описываются принципы,методы и последовательность обучения техническим приёмам в мини-футболе....

"Технические приёмы баскетбола. Броски и передача мяча в движении"

Данный урок соответствует требованиям ФГОС, применены новые образовательные технологии (активные методы обучения) АМО и технологии интерактивного обучения (это обучение, погруженное в общение)....

проект по теме «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ПРИЁМАМ В БАСКЕТБОЛЕ ( НА ПРИМЕРЕ БРОСКОВ )»

Обучение технико - тактическим приемам в баскетболе на примере бросков...

Методика обучения техническим приёмам в спортивных играх

Методика обучения техническим приёмам в спортивных играх Методы – это способы взаимосвязанной деятельности педагога и занимающихся, направленные на решение задач.Наиболее распространённые м...